Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖЕЛУДКОВ Сергий Алексеевич (7.07.1909, Москва - 30.01.1984, там же), свящ., духовный писатель, деятель правозащитного движения. Из купеческой семьи, отец был церковным старостой в Софийской ц. в Замоскворечье. Окончил 7 классов средней школы. В юности примкнул к обновленчеству , посещал московский Заиконоспасский мон-рь, ставший в 20-х гг. XX в. центром «Союза церковного возрождения» , общался с его руководителем бывш. еп. Антонином (Грановским) . Учился в обновленческой Московской духовной академии (по др. сведениям, в обновленческом Ленинградском богословском ин-те). С 1930 г. работал в различных строительных организациях десятником, техником-нормировщиком. В 1933-1935 гг. техник, старший экономист сметного отдела на строительстве Байкало-Амурской магистрали. В 1941-1945 гг. старший бухгалтер Мостотреста Наркомата путей сообщения, участвовал в возведении мостов на Енисее, Куре, реках Урала. Осенью 1945 г. оставил светскую службу, став псаломщиком Знаменского храма в пос. В. Тагил (с 1966 город) Свердловской обл. 22 мая 1946 г. рукоположен Свердловским еп. Товией (Остроумовым) во иерея целибатом. Служил 3-м священником Всехсвятского храма в Свердловске. С 1948 г. настоятель верхнетагильской Знаменской ц. В 1952 г. поступил в 3-й класс Ленинградской ДС, к-рую окончил в 1954 г. В том же году назначен настоятелем храма во имя свт. Николая в Любятове (ныне в черте Пскова). 10 янв. 1956 г. уволен за штат. 24 апр. того же года возобновил служение в кафедральном Успенском соборе Смоленска, затем с 15 мая 1957 г. служил в храмах г. Венёва Тульской обл., с 14 нояб. 1958 г.- в храмах г. Вел. Луки Псковской обл. Свящ. Сергий Желудков. Фотография. Нач. 50-х гг. XX в. Свящ. Сергий Желудков. Фотография. Нач. 50-х гг. XX в. В 1958 г. подал в Календарно-богословскую комиссию при Московской Патриархии, к-рую возглавлял Ковровский еп. священноисп. Афанасий (Сахаров) , рукопись «Литургические заметки» с изложением своих взглядов по вопросам языка богослужения, проповеди, церковной музыки и др.

http://pravenc.ru/text/182221.html

Материалы для биобиблиографического словаря Архимандрит АЛЕКСЕЙ (ЧЕРНАЙ Александр Николаевич) (1899-1985) Род Чернай происходит от тевтонских рыцарей, дед переехал в Россию из Чехии, отец Николай Львович - действительный статский советник, Председатель Ковенского окружного суда. С началом Первой мировой войны семья Чернай переезжает в г. Лугу, где их духовником становится протоиерей Анатолий Остроумов. В это же время Александр учился в одной из столичных гимназий и иподиаконствовал у епископа Гдовского Вениамина (Казанского), будущего Петроградского митрополита и священномученика. В 1918 г. А. Чернай вступил в Белое движение, службу проходил в формированиях ген. Юденича, в 5-м артиллерийском Георгиевском полку. Благодаря помощи архиепископа Литовского Елевферия (Богоявленского), А. Чернай устраивается в Вильнюсе, затем переезжает в Каунас, женится в 1924 г. Имя жены Татьяна (+1944г.). По окончании Виленской духовной семинарии Александр Чернай рукополагается в священный сан в 1925 г., служил на приходах в Литве, Сергиевский приход в Утяны, с 1931 г. в г. Векшни, пережил советскую и немецкую оккупации. Священник Александр Чернай возведен в сан протоиерея в 1943 г. С 1944 г. о. Александр в эмиграции в Германии (гг. Эрфурт в Тюрингии, Наугейм, Ганау, Арользен, Гутенберг). Основал православную миссию в Наугейме в 1946 г. и ряд храмов в лагерях Ди-Пи. С 1948 г. проживал в г. Цинциннати, штат Огайо, США, где организовал православную миссию, помогал русским в переезде из европейских беженских лагерей в Америку. С 1950 г. миссионер в г. Хьюстон, штат Техас. В 1957 г. протоиерей Александр принял монашество с именем Алексей и удостоен сана архимандрита. В конце октября 1958г. архимандрит Алексей (Чернай) получил назначение на должность Администратора русских православных общин в Южной Африке. Указ был подписан Первоиерархом РПЦЗ митрополитом Анастасием (Грибановским). Русский приход, образованный в ЮАР, за семь лет до этого и посвященный в честь святого князя Владимира не имел собственного помещения, богослужения совершались в боковом приделе англиканского собора. В 1960 г., русским пришлось покинуть это помещение и, временно, воспользоваться гостеприимством пастора шведской протестантской церкви. Русская колония в Йоханнесбурге, состояла, приблизительно из 50 человек. В основном это были представители первой волны эмиграции.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Сортировать по Исключить новости Ему было 85 лет 12 декабря. ПРАВМИР. Актер Валентин Гафт умер на 86 году жизни. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на его супругу Ольгу Остроумову. — Да, его не стало. Это сегодня произошло, — сказала она. Причиной смерти актера стал инсульт. Валентина Гафта похоронят на Троекуровском кладбище 15 декабря. Об этом сообщил директор театра «Современник» Игорь Попов. Прощание с артистом пройдет в театре. Валентин Гафт родился 2 сентября 1935 года в Москве. Окончил Школу-студию МХАТ в 1957 году. Работал в Московском драматическом театре, Театре имени Моссовета, Ленкоме, Театре сатиры. Гафт был ведущим актером театра «Современник» с 1969 года. В театре он сыграл множество ролей, среди которых Петр Адуев в спектакле «Обыкновенная история» (1970), Гусев в постановке «Валентин и Валентина» (1971) Михаила Рощина, Генрих IV в одноименном спектакле Луиджи Пиранделло (1978), Людовик XIV в «Кабале святош» (1981) Михаила Булгакова, Вершинин в «Трех сестрах» (1982) Антона Чехова и многие другие. На его счету много ролей в кино, в числе которых «Семнадцать мгновений весны», «Здравствуйте, я ваша тетя!», «Чародеи» и других. Валентин Гафт известен как писатель и поэт, особенно популярны созданные им эпиграммы. Автор книг «Я постепенно познаю…» (1997), «Жизнь — театр» (1998, совместно с Леонидом Филатовым), «Сад забытых воспоминаний» (1999), «Красные фонари» (2007), «Мостовая» (2017) и др. Обладатель множества наград, в их числе орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2005) и II степени (2011), театральная премия К. С. Станиславского за вклад в развитие актерского искусства (2007), премия «Золотой Орел» за лучшую мужскую роль в фильме «12» (2007), премия имени Андрея Миронова «За служение театральному Отечеству» (2011), «Звезда Театрала» в номинации «Легенда сцены» (2015). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/umer-valentin-gaft/

12.04.2010 13:54 Версия для печати Москва, 12 апреля. В минувшее воскресенье, 11 апреля, насельнику Псково-Печерского монастыря архимандриту Иоанну (Крестьянкину) исполнилось бы сто лет, сообщает " Интерфакс-Религия " . Он скончался в феврале 2006 года на 96-м году жизни. Отец Иоанн был почитаем всей православной Россией как старец-духовник, его знали во многих странах мира. Каждый день на протяжении почти четырех десятилетий в Псково-Печерский монастырь приезжали сотни людей для того, чтобы поделиться с батюшкой своими бедами и радостями. Тысячи людей получили утешение и духовный совет. В последние годы из-за возраста и болезней отец Иоанн не имел возможности принимать желающих, однако письма из разных концов света продолжали приходить на адрес монастыря, и на многие из них он сам отвечал. Эти ответы выдержали уже несколько печатных изданий на многих языках: в них находят утешение и помощь те люди, которые не видели старца, но прочитали его книгу " Письма архимандрита Иоанна " . Среди наиболее известных книг отца Иоанна - " Опыт построения исповеди " , " Проповеди, размышления, поздравления " , " Настольная книга для монашествующих и мирян " . Отец Иоанн родился 11 апреля 1910 года в Орле. Еще в детстве он прислуживал в храме, будучи послушником у Орловского архиепископа Серафима (Остроумова). После средней школы Иван Крестьянкин окончил бухгалтерские курсы и, переехав в Москву, работал по специальности. Экзамены на курс семинарии отец Иоанн сдал экстерном, и в 1950 году, закончив четыре курса Московской духовной академии, написал кандидатскую работу. Но закончить ее не удалось. В ночь с 29 на 30 апреля 1950 года он был арестован за пастырское служение и по приговору получил семь лет исправительно-трудовых лагерей. Вернувшись из заключения досрочно, 15 февраля 1955 года, он был назначен в Псковскую епархию, а в 1957 году - перемещен в Рязанскую, где священствовал почти 11 лет. 5 марта 1967 года иеромонах Иоанн поступил в Псково-Печерский монастырь. С тех пор почти сорок лет его жизнь была связана с этой обителью. В апреле 2005 года в монастыре торжественно отмечалось 95-летие старца. В тот день от имени патриарха Московского и всея Руси Алексия II ему был вручен орден Серафима Саровского (I степени).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! 06.03.2021 Памяти Валентина Курбатова Текст: Павел Басинский Даже не знаешь, как осмыслить эту потерю. На 82-м году жизни во Пскове скончался критик, искусствовед, постоянный член жюри премии " Ясная Поляна " Валентин Яковлевич Курбатов. Человек необыкновенной яркости, таланта, не только литературного, но и человеческого, он был настоящим украшением всех наших Яснополянских встреч. Он был постоянным участником поэтических фестивалей в Михайловском. И он сам был словно озарен внутренним светом Пушкина и Толстого. Он родился 29 сентября 1939 года в городе Салаван Куйбышевской области (сейчас Новочеремшанск Ульяновской области) в семье путевых рабочих. В начале войны отец был призван в трудовую армию на Урал, а мать, оставшись одна, стала путевым обходчиком на железной дороге. После войны семья переехала на Урал, в город Чусовой. После окончания школы в 1957 году Курбатов работал столяром на производственном комбинате. В 1959 году был призван на службу во флот. Во время морской службы на Севере был радиотелеграфистом, типографским наборщиком, библиотекарем корабельной библиотеки. В 1962 году приехал во Псков, где жил до последнего дня. Работал грузчиком на чулочной фабрике, потом корректором районной газеты " Ленинская Искра " , литературным сотрудником газеты " Молодой Ленинец " . Поступил на факультет киноведения ВГИКа, который окончил с отличием в 1972 году. Входил в жюри премии имени Аполлона Григорьева, Большое жюри премии " Национальный бестселлер " (2001, 2002). Постоянный член жюри Премии " Ясная поляна " . Он был всегда ироничен, остроумен, никогда не поучал, а вел разговор так, словно все мы, участники Яснополянских встреч, люди очень разных поколений, его близкие друзья. А ведь он дружил и с великими - Валентином Распутиным, Виктором Астафьевым. И не просто дружил, а был самым близким поверенным в их творческих делах. И они воспринимали его не как критика, а как самого близкого друга. Его будет очень не хватать в нашей и без того скудеющей на яркие фигуры литературной жизни. Без него словно осиротела Ясная Поляна.

http://izdatsovet.ru/pcroc/detail.php?ID...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ТОВИЯ (ОСТРОУМОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru архиепископ Товия (Остроумов) Епископ Товия (Остроумов). Фото с сайта Пермской митрополии могила архиепископа Товии (Остроумова) Награды медаль " За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. " Литература, документы ГА РФ. Ф.6991. Оп.2. Д.76. Л.32 Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т.6. С.317. Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 1917–1997. Т.9. М., 1997. С.766. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях/Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.994. Дубинский А.Ю. Московская Духовная Семинария: Алфавитный список выпускников 1901–1917 годов (генеалогический справочник). М.: Прометей, 1998. 123 с. С.62. Лавринов В., протоиерей. Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. Екатеринбург: Изд-во Урал. университета, 2001. 336с. С.169. Мусихин В., иер. Преосвященный архиепископ Товия (Остроумов)/Курсовая работа. М.: ПСТГУ, 2006. Машинопись. Сухих А., прот. Вспомним поименно: Кн.3. Киров (Вятка), 2004. 99с. С.68–69. " ЖМП " 1944, 12, с. 21, 22, 1953, 3, с. 13, 1957, 4, с. 7, 1957, 6, с. 15-16. ФПС I, 318, с. 14. " Журнал Зас. Св. Син. " 5 от 12 мая 1947 г., 14 от 2 июля 1948 г., 17 от 24 августа 1948 г., 6 от 17 марта 1950 г., 9 от 20 июля 1950 г. Использованные материалы БД ПСТГУ " Новомученики и исповедники Церкви Русской ХХ века " : (материал использован частично) Страница сайта Русское Православие: Памяти владыки Товии (Остроумова), сайт Миссионерского института г. Екатеринбурга http://www.uralsky-missioner.ru/doc/127    " Выпускники Коломенского духовного училища 1898 года " , генеалогический сайт Бовкало А.А.,    " Выпускники Московской духовной семинарии 1905 года " , генеалогический сайт Бовкало А.А., Редакция текста от: 24.12.2017 12:47:38 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13675894.h...

Научные интересы Ю. Бохеньского охватывают широкий круг проблем; его творчество давно приобрело международную известность. Он автор ряда работ по истории философии, логике, философии религии: «Europäische Philosophie der Gegenwart» (1947), «Formal logic» (1956), «Logic of religion» (1965), «The methods of contemporary thought» (1965). Ю. Бохеньский – один из основателей советологии. В 1957–1972 гг. он был директором Института восточноевропейских исследований при Фрибурском университете; он также – основатель и издатель (с 1961 г.) журнала «Studies in Soviet Thought» и серии «Sovietica» (с 1959 г.). Хорошо известны его работы, содержащие критический анализ марксистской и советской философии: «Diamat» (1950), «Marxismus-Leninismus» (1976). Книга «Сто суеверий» написана в особом жанре, редком для философа-профессионала. Она представляет собой словарь терминов, неверное толкование которых приводит, по мнению автора, к возникновению разного рода предрассудков, мировоззренческих иллюзий, стереотипов сознания. По своей антидогматической направленности книга Ю. Бохеньского близка той философской традиции, которая отчетливо проявилась, к примеру, в учении Ф. Бэкона об «идолах». Одной из сквозных ее тем является критика идолопоклонства в широком смысле слова, т.е. обожествления, возведения в абсолют «сотворенных предметов», будь то нация, наука или государство. «Сто суеверий» – книга о том, что мешает свободно мыслить, а значит, и свободно жить. Обращение к этим проблемам актуально всегда, в любых исторических обстоятельствах и при любом социальном строе. Помочь человеку обрести такую свободу и призвана остроумная книга Юзефа Бохеньского. И. И. Блауберг Предисловие То, что мы называем «воскресением из мертвых», древние египтяне именовали «выходом на свет». Эта книжка и является таким выходом на свет, интеллектуальным воскресением в двух смыслах. Во-первых, это своего рода расчет с совестью автора, который некогда разделял многие из описанных здесь суеверий, а сейчас, слава Богу, освободился от них, вышел из темноты на свет. Во-вторых, она издана с надеждой на то, что поможет кому-нибудь из читателей избавиться от заблуждений. Она должна также сыграть, хотя и опосредованно, роль небольшого введения в философию, как ее понимает автор.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/sto...

Глеб (Покровский) (1935 - 3 ноября 1937) Петр (Савельев) (27 января - сентябрь 1937) 1937-1942 - не было Варлаам (Пикалов) (1942 - июль 1943) Товия (Остроумов) (27 ноября 1944 - 14 марта 1957) Донат (Щеголев) (14 марта - 8 августа 1957) Мстислав (Волонсевич) (8 августа 1957 - 21 фераля 1958) Флавиан (Дмитриюк) (20 апреля 1958 - 7 июля 1966) Климент (Перестюк) (23 октября 1966 - 8 августа 1980) Платон (Удовенко) (8 августа 1980 - 26 декабря 1984) Мелхисдек (Лебедев) (26 декабря 1984 - 28 февраля 1994) Никон (Миронов) (28 февраля 1994 - 19 июля 1999) Викентий (Морарь) (19 июля 1999 - 27 июля 2011 ) Кирилл (Наконечный) ( 27 июля 2011 - 8 декабря 2020 ) Евгений (Кульберг) ( 8 декабря 2020 - Шадринское викариатство Иерофей (Афонин) (1923 - август 1924) Стефан (Знамировский) (30 августа 1924 - 16 сентября 1927) Виктор (Островидов) (1927-1928) Даниил (Троицкий) (1927-1928) Златоустовское викариатство Александр (Раевский) (25 сентября 1931 - 23 октября 1932) Варлаам (Козуля) (27 марта - 23 августа 1934) Георгий (Ансимов) (1934-1937) Кушвинское викариатство (единоверческое) Ириней (Шульмин) (27 января - 2 ноября 1923) Нижнетагильское викариатство Лев (Черепанов) (26 январь 1923 - 1927) Никита (Делекторский) (сентябрь 1927 - август 1928) Среднеуральское викариатство Евгений (Кульберг) (1 августа 2016 - 14 мая 2018 ) Каменская епархия К. и Алапаевская (27 июля 2011 - 27 июля 2011 года выделена из состава Екатеринбургской в административных границах Алапаевского, Артемовского, Асбестовского, Байкаловского, Белоярского, Богдановичского, Верхнедубровского, Заречного, Ирбитского, Каменского, Каменск-Уральского, Камышловского, Малышевского, Пелымского, Пышминского, Рефтинского, Слободо-Туринского, Сухоложского, Таборинского, Тавдинского, Талицкого, Тугулымского, Туринского округов и районов Свердловской области. 6 октября 2011 года вошла в состав Екатеринбургской митрополии. Серафим (Кузьминов) (  3 сентября 2011 - 27 декабря 2011 ) Кирилл, митрополит Екатеринбургский (28 декабря 2011 - 18 марта 2012) временно управляющий

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-ru...

Мейендорф И. «Назревающие перемены во вселенском православии»//Вестник РСХД, Париж, 98. 1970 Милаш Епископ Никодим. «Правила Православной Церкви с толкованиями». С.-Петербург. Изд. С.-Петербургской духовной академии. 1910 Мышцын В. Н. «Насколько обязателен авторитет церковных канонов»//Богословский Вестник (декабрь). 1905 Остроумов М. «Введение в православное церковное право». Харьков. Тип. Губернского правления. 1893 Павлов А. С. «Православное обозрение». Том 3. «Теория восточного папизма в новейшей русской литературе канонического права». Москва. Университетская тип. (Катков). 1879 «Курс церковного права». Сергиев Посад. 1902 Пономарев П. П. «Священное предание как источник христианского ведения». Казань. Центральная типография. 1908 Прокошев Павел. «Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского». Казань. Тип. Императорского университета. 1895 Сильвестр, Архимандрит. «Учение о церкви и первые три века христианства». Киев. 1872 Семенов, Иероманах Михаил. «Две системы отношения государства у церкви»//Православный Собеседник. (июль-август). Казань. 1902 «О задачах церковного права»//Христианское чтение (декабрь). 1902 Соколов, Архимандрит Иоанн. «Опыт курса церковного законоведения». С.-Петербург. Тип. Фишера. 1851 Сове (Cove). “О каноническом строе»//Церковные ведомости, 22. 1912 Соколов И. И. «Константинопольская церковь в XIX веке». С.-Петербург. Тип. Акинфиева и Леонтьева. 1904 Соколов Н. К. «Из лекций по церковному праву». Москва. Тип. Каткова. 1874 Суворов Н. «Византийский Папа».Москва. Университетская тип. 1902 «Учебник церковного права». Москва. Тип. Данкин и Хомутов. 1913 The Rudder (Пидалион 1908) The sacred and divine canons. D. Cummings, Chicago. The Orthodox Christian Educational Society. 1957 Троицкий С. В. «Будем вместе бороться с опасностью»//ЖМП, 2. Москва. 1950 «Каноны и восточный папизм»//Вестник Русского Западно-европейского патриаршего экзархата. Париж, 22. 1955 «О смысле 9-го и 17-го канонов Халкидонского собора»//ПМЖ, 2. Москва. 1961 Юрисдикция Царьградского Патриарха в области диаспоры//Церковные Ведомости, 11, 12, 1923

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vveden...

Книга о. Иоанна на сербском языке «Оживим сердца для Бога», изданная в Белграде в 2004 г. Отец Иоанн сохранил в благодарной памяти труды любви тех, кто вел, наставлял его духовно. От младенчества до юности – это орловские протоиереи: отец Николай Азбукин и отец Всеволод Ковригин. В 10 лет он испытал на себе влияние протоиерея-старца Георгия Косова из села Спас-Чекряк Орловского края, бывшего духовным чадом преподобного Амвросия Оптинского. Первое указание о будущем монашестве отец Иоанн получил в отрочестве от двух друзей – архиереев: архиепископа Серафима (Остроумова), будущего священномученика, и епископа Николая (Никольского). Орловская старица-монахиня Вера Александровна Логинова, благословляя его на жизнь в Москву, заглянула в далекое будущее юноши Иоанна, назначив ему встречу с ней на Псковской земле. Светлый образ орловского Христа ради юродивого Афанасия Андреевича Сайко на всю жизнь запечатлел в сознании обаяние Божьего человека, силу его духа и тепло любви к людям. После средней школы Иван Крестьянкин окончил бухгалтерские курсы и, переехав в Москву, работал по этой специальности. 14 января 1945 года в храме на Ваганькове митрополит Николай (Ярушевич) посвятил его в сан диакона. На праздник Иерусалимской иконы Божией Матери 25 октября того же года Патриархом Алексием I диакон Иоанн был рукоположен в сан священника в Измайловском Христорождественском храме в Москве, где и остался служить. Экзамены на курс семинарии отец Иоанн сдал экстерном, и в 1950, закончив 4 курса Московской Духовной академии, написал кандидатскую работу. Но закончить ее не удалось. В ночь с 29 на 30 апреля 1950 года за ревностное пастырское служение отец Иоанн был арестован и по приговору получил 7 лет исправительно-трудовых лагерей. Вернувшись из заключения досрочно 15 февраля 1955 года, он был назначен в псковскую епархию, а в 1957 году перемещен в Рязанскую епархию, где священствовал, в общей сложности почти 11 лет. Молодого священника приняли под свое духовное попечение глинские старцы, и один из них, схиархимандрит Серафим (Романцов), стал его духовным отцом, и именно он принял монашеские обеты своего духовного сына, а последний оптинский старец игумен Иоанн (Соколов) узрел в приходском батюшке родного по духу человека. Отец Иоанн принял монашество 10 июня 1966 года, на праздник преподобного Сампсона Странноприимца, в городе Сухуми.

http://pravmir.ru/ob-otce-ioanne-krestya...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010