Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Остромирово Евангелие 2 мин., 12.05.2017 Остромирово Евангелие  — древнейшая из сохранившихся русская рукописная книга. Время написания: 1056-1057 гг. Основная часть книги была создана за семь месяцев в период с 21 октября 1056 года по 12 мая 1057 года. Место написания: Новгород Великий. Переписчик: диакон Григорий. В рубрике  Суть вещей  «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь.  Заказчик: Новгородский посадник Остромир. Название книги происходит от имени заказчика — Остромира — новгородского посадника, близкого родственника великого князя Изяслава, сына Ярослава Мудрого. Древнерусский посадник — городской глава, княжеский наместник. В его ведении были оборона и суд. Где находится: Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург. В 1806 году император Александр I передал найденную среди вещей Екатерины II рукопись Евангелия на хранение в Императорскую публичную библиотеку, ныне Российскую национальную библиотеку, где она хранится до сих пор. Благодаря послесловию рукописи ученые могут точно сказать где, когда, кем и при каких обстоятельствах было написано Остромирово Евангелие: Слава тебе г(оспод)и ц(ар)ю н(е)б(е)сьныи яко подоби мя написати еу(ан)г(е)лие се почахъ же е писати. Въ лет(о) 6564. А оконьчахъ е въ лет(о) 6565. Написахъ же еу(ан)г(е)лие се рабоу б(о)жию нареченоу сущоу въ кр(е)щении иосифъ а мирьскы остромиръ близокоу сущоу изяславоу кънязоу. изяславоу же кънязоу тогда предрьжящоу обе власти и о(т)ца своего ярослава и брата своего володимира самъ же изяславъ кънязь правлааше столъ о(т)ца своего ярослава кыеве. А брата своего столъ поручи правити близокоу своемоу остромироу нове городе. АЗЪ ГРИГОРИИ ДИякон(ъ) написахъ еу(ан)г(е)лие е да иже горазнее сего напише то не мози зазьрети и мьне грешьникоу. почахъ же писати м(е)с(я)ца октяб(ря) 21. А оконьчах(ъ) м(е)с(я)ца маия въ 12 Остромирово Евангелие — евангелие-апракос. Это богослужебная книга, в которой тексты разделены на отрывки и располагаются по порядку их чтения в храме в воскресные и праздничные дни, начиная со дня Пасхи.

http://foma.ru/ostromirovo-evangelie.htm...

1025-летие Крещения Руси Поклонение Андреевскому кресту будет организовано с заботой о слабых Возможность поклониться кресту святого апостола Андрея в Москве будет организована с учетом большого количества верующих любого возраста и физического состояния. Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви архипастырям, клиру, монашествующим и мирянам в связи с 1025-летием Крещения Руси Нации, утратившие этику самоограничения и служения Богу, Отечеству и ближнему, теряют духовную силу, становятся слабыми и уязвимыми, что влечет за собой угрозу исчезновения и печальную перспективу уступить свое место другим, духовно более сильным. Нам нужно ясно понимать это и не идти путем, ведущим к гибели. Сербский Патриарх посетит Россию По приглашению Святейшего Патриарха Кирилла сегодня в Москву прибывает Сербский патриарх Ириней. В России, Белоруссии и Украине предстоятель Сербской Церкви пробудет две недели. Крест Андрея Первозванного завтра будет доставлен в Подмосковье В среду днем греческая делегация перевезет крест в подмосковный город Дмитров, а в пятницу в 17:00 он будет выставлен в храме Христа Спасителя. К 1025-летию Крещения Руси Президентская библиотека представила в Интернете уникальные документы по истории Православия В их числе — Остромирово Евангелие, написанное в XI веке по заказу новгородского посадника Остромира и ныне хранящееся в Российской национальной библиотеке. В Россию прибудет Крест апостола Андрея (график пребывания) Специально к принесению Креста Андрея Первозванного в пределы Русской Православной Церкви были изготовлены 1 300 000 небольших бумажных икон Андрея Первозванного, которые будут раздаваться верующим, пришедшим поклониться святыне. В Харькове установили памятник апостолу Андрею Первозванному В основу памятника заложен постамент из 25-тонного цельного камня. Высота памятника составит 4,3 м, всего монумента — до 8 м. В Киеве откроется выставка «Сокровища Святых Лавр Украины» На выставке будут представлены уникальные предметы трех Лавр Украины: Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, Свято-Успенской Почаевской Лавры и Свято-Успенской Святогорской Лавры.

http://pravmir.ru/tag/1025-letie-kreshhe...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Варлаам, Игумен Печерский (+ 1065) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 19 нояб. в день преставления, 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих,и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Был у вел. князя Изяслава Ярославича ближний боярин по имени Ян, внук знаменитого посадника Остромира новгородского (для которого было переписано Евангелие, известное как Остромирово) и сын храброго воеводы Вышаты. Жену его звали Марией. Сын же его, мирское имя которого не известно, уязвился такой любовью к прп. Антонию (память его 10 июля) и инокам святой горы Печерской, что, слушая поучения их, хотел никогда не оставлять их. Раз он явился к прп. Антонию, поверг к ногам его свою богатую одежду и умолял его скорее постричь его. Прп. Антоний, уже и раньше предостерегавший юношу, сказал ему: «Вспомни, чадо, кому ты обещаешься и чьим воином хочешь быть. Здесь невидимо предстоят ангелы Божий, внемлющие твоему обещанию. Остерегись, чтобы отец твой, пришедши с великой властью, не извлек тебя отселе и против твоей воли. Мы же не в силах будем помочь тебе, и ты явишься клятвопреступником пред Богом!» Юноша отвечал ему: «Верую Богу моему, что, если бы захотел меня мучить отец мой, не возвращусь и тогда к мирской жизни!» Тогда прп. Антоний постриг его с именем Варлаам. Узнав об этом, отец его в сильном гневе поспешил с множеством слуг к пещере, разогнал иноков, а сына велел одеть насильно в дорогую одежду и, связав, привести к нему. Но Варлаам успел дорогой сбросить с себя одежду эту в яму и попрать ее ногами. Дома он не стал ничего есть и сел в углу на пол в одной власянице, с опущенными глазами, и, не обращая внимания ни на заботы родителей, ни на слезы невесты, мысленно просил Бога спасти его. Так прошло три дня. На четвертый отец сжалился над ним и, поцеловав, отпустил в пещеру. Как птица, избавившаяся от сетей, устремился юный инок в пещеру. А дома родители, невеста и слуги — все плакали о нем, как о мертвеце. В пещере же, догадываясь о происходившем, все иноки возносили за него молитвы, и велика была радость их, когда они увидели бежавшего к ним Варлаама.

http://sedmitza.ru/lib/text/437891/

Проблему введения курса теологии в вузах обсудили в Президентской библиотеке октября 2018 Организатор - Межрегиональный центр духовно-нравственного просвещения и межрелигиозного сотрудничества НОТА (Научно-образовательная теологическая ассоциация) в Санкт-Петербурге при поддержке совета ректоров СЗФО и аппарата полномочного представителя президента РФ в СЗФО. Было зачитано приветственное слово президента НОТА митрополита Волоколамского Илариона. Открывая обсуждение, главный советник департамента по вопросам внутренней политики аппарата полномочного представителя президента РФ в СЗФО Владимир Угрюмов отметил, что на фоне происходящих в мире негативных процессов внедрение теологического образования в вузах особенно актуально, поскольку " более эффективного инструмента гармонизации социума, чем тот, что содержится в современных религиях, нам не найти " . Исполняющий обязанности генерального директора Президентской библиотеки Валентин Сидорин, отметив, что встреча происходит в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода, рассказал о вкладе библиотеки в создание масштабной коллекции " История Русской православной церкви " . В коллекцию вошли цифровые копии рукописных раритетов - " Остромирова Евангелия " , " Лаврентьевской летописи " , а труды значимых церковных деятелей и историков церкви. " Государство остается сильным, - отметил Валентин Сидорин, - только полноценно взаимодействуя с традиционными религиями, которые исповедуют населяющие его народы. Возвращение основ теологии в вузовские программы сделает наше общество по-настоящему прочным и толерантным " . Поблагодарив епископов Серафима и Митрофана за участие в совместных просветительских проектах, Валентин Сидорин вручил владыкам читательские билеты Президентской библиотеки. Епископ Петергофский Серафим в докладе " Теология как система вероучения, формирующая ценностное мировоззрение " отметил, что становление теологии как научной дисциплины будет способствовать духовно-нравственному и интеллектуальному развитию всего российского общества:

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=147...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 12, 2007 год Информационная служба «Вода живая» Полная лента новостей: http://news.aquaviva.ru На месте заключенияСтолбовского мираустановлен Поклонный крест 4 ноября, по случаю праздника Казанской иконы Божией Матери и Дня народного единства, у деревни Столбово был установлен и освящен поклонный крест. Освящение совершил иерей Сергий Филонов, настоятель Церкви Иова Многострадального в Тихвине. Крест установлен на том самом месте, где в 1617 году был подписан Столбовской мир со шведами, который официально положил конец Смутному времени. Договор о мирном соглашении был подписан перед списком с иконы Тихвинской Божией Матери, позднее она получит название Столбовской. Икона специально была доставлена из Новгорода, так как наши послы поставили условие: мир будет подписан только перед образом иконы Божией Матери. Высота Креста от основания составляет 3 метра 90 сантиметров, по одному сантиметру на каждый год, прошедший со дня заключения мира. Общая высота Креста составляет более пяти метров. Крест изготовлен из дерева, стоит он на холме между двумя ручьями: Кровавым, названным так из-за того, что во время войны вода в ручье была красной от крови, и Беседным. В РНБ прошла выставкарукописных Евангелий Этой выставкой в главном здании Российской национальной библиотеки завершилось празднование 950летия самого раннего памятника древнерусской книжности - Остромирова Евангелия (см. «ВЖ» 6 за 2007 год). В день открытия выставки, 29 октября, посетители могли увидеть подлинник Остромирова Евангелия. Обычно в Рукописном отделе исследователям выдают лишь факсимильное издание, потому что хранение манускрипта требует определенной температуры и влажности. По этой причине и на сей раз Остромирово Евангелие было лишь на несколько часов выставлено для общего обозрения. Всего на выставке было представлено 64 рукописных книжных памятника. Для тех, кто не смог побывать на выставке, создана интернет-версия каталога www.nlr.ru/exib/gospel/

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/12/3...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Новгородский апракос как Писание и литургическая книга Начиная с III-IV в. четыре Евангелия стали переписываться в одном кодексе под одним переплетом, так образовалась книга называемая Четвероевангелие. По мере усложнения и стабилизации форм богослужения за Литургией прочитывались в известном порядке отрывки из Ветхого и Нового Завета, называемые в этом случае перикопами, ибо греч. περικοπ может быть переведено как «отрезок». Из соображений удобства и экономии денежных средств тексты, предназначенные для такого использования, собирались в отдельные сборники, за которыми в дальнейшем закрепилось название лекционарий. Так сложилась служебная или литургическая разновидность текста Св. Писания. В конце VII в. византийское богослужение претерпело значительные перемены, из них главная заключалась в том, что для Литургии, для ее первой части, которая называется в православной традиции Литургией оглашенных и в католической - Литургией слова, были оставлены лишь перикопы из Нового Завета, тогда как ветхозаветные пассажи (или паримьи) перенесены на службу навечерий и назначены для службы Преждеосвященных Даров, которая отправляется по будним дням Великого Поста. Порядок чтения новозаветных перикоп был подчинен пасхальному (лунному) календарю, т.е. начинался от Пасхи и завершался накануне ее в Страстную субботу. Порядок чтения ветхозаветных перикоп изменен не был и следовал прежнему солнечному календарю, который начинался Рождеством Христовым. Для закрепления нового порядка богослужения были созданы специальные библейско-литургические сборники, использование которых вело к стабилизации литургической практики на обширных пространствах Константинопольского патриархата. Сборники эти суть следующие: 1) профитологий или паримийник, содержащий литургические перикопы из Ветхого Завета, 2) служебный Апостол и 3) служебное Евангелие, содержащие литургические перикопы из Нового Завета для чтения за Литургией. В сборниках помещались не только сами возглашаемые тексты, но и указания, когда и по какому случаю их должно читать.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/6/14...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Новости 16 октября 2007, 21:38 Третьи Загребинские чтения, посвященные 950-летию Остромирова Евангелия, пройдут с 29 октября по 1 ноября в главном здании Российской Национальной Библиотеки. Организатор форума - отдел рукописей РНБ. 16 октября 2007, 20:19 15 октября в театральном зале петербургского Университета экономики и финансов профессор МДА диакон Андрей Кураев прочел лекцию, посвященную проблеме миссионерства в Русской Православной Церкви. " Проповедь - это сознательное усилие, направленное на то, чтобы поделиться верой. Миссии в этом понимании в православной традиции никогда не было " , - заметил отец Андрей. 16 октября 2007, 18:34 В этом году исполняется сто лет со дня рождения протоиерея Михаила Васильевича Гундяева, отца митрополита Смоленского и Калиниградского Кирилла. 13 октября, в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы, митрополит Кирилл в сослужении викария Санкт-Петербургской епархии епископа Петергофского Маркелла совершил Всенощное бдение в Никольском храме на Большой Охте в Петербурге, где в последние годы жизни служил протоиерей Михаил. 16 октября 2007, 14:19 14 октября на праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Петербурге состоялся Студенческий Осенний бал " Возвращение традиций " . Мероприятие завершило VIII Покровские чтения, которые проходили в городе с 10 октября под эгидой межвузовской ассоциации «Покров». Балу предшествовал молодежный молебен в Кафедральном Казанском соборе, который возглавил почетный председатель ассоциации, ректор Санкт-Петербургских Духовных школ, архиепископ Тихвинский Константин.

http://old.aquaviva.ru/news/?offset=178

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Новости 5 ноября 2007, 10:00 Севастопольцы прибыли в Петербург 30 октября по приглашению наместника Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры архимандрита Назария. 4 ноября в храме Воскресения Христова у Варшавского вокзала православные семьи Петербурга и Севастополя встретились, чтобы обсудить общие проблемы. 5 ноября 2007, 09:25 2 ноября, в двенадцатую годовщину смерти митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна, его память почтили на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры. На могиле владыки с утра до вечера служились панихиды. Почитатели покойного митрополита весь день приносили на кладбище цветы и свечи. 4 ноября 2007, 18:30 31 октября - 2 ноября на Историческом факультете СПбГУ уже в девятый раз состоялась конференция " Жебелевские чтения " . Чтения собрали видных историков-антиковедов со всей России и ближнего зарубежья. В этом году впервые в рамках " Жебелевских чтений " была проведена секция, посвященная вопросам античного христианства. 4 ноября 2007, 14:59 В Отделе рукописей РНБ прошла выставка под названием «Остромирово Евангелие и рукописная традиция новозаветных текстов». Всего на выставке было представлено 64 рукописных книжных памятника. Создана интернет-версия каталога. 3 ноября 2007, 16:02 31 октября в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге прошел вечер памяти, посвященный 12-летию со дня кончины митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) (1927-1995).

http://old.aquaviva.ru/news/?offset=174

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. «Ветераном жанра» можно назвать петербургский Пасхальный фестиваль, который 24 апреля, в Светлое Христово Воскресение, в двадцатый раз открылся в Санкт-Петербурге. В течение двух десятилетий его опыт унаследовали приуроченные к главному христианскому торжеству праздники музыки в других городах России, в том числе Московский Пасхальный фестиваль, который проводится в этом году в десятый раз. О юбилейном празднике на берегах Невы в полдень возвестили колокола Петропавловского собора — в них ударили его организаторы во главе с главным режиссером Валерием Павловым. Так началась традиционная Звонильная неделя, которая посвящена памяти духовного наставника Пасхального фестиваля протоиерея Владимира Фоменко. В течение недели по древней традиции каждый желающий сможет подняться на звонницы и ударить в колокол. В этом году «фестиваль фестивалей» также предложит слушателям Седмицу церковного пения, фестиваль хоровой музыки, малый и детский Пасхальные фестивали, Андреевскую ассамблею, фестиваль исполнителей на русских народных инструментах. Состоятся концерты духовной музыки, посвященные лауреатам «Золотого знака за заслуги и духовное просвещение», в том числе в честь 80-летия выдающегося литературоведа, члена-корреспондента РАН Николая Скатова. В соборе Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка прозвучат духовные сочинения, посвященные пяти векам русского хорового искусства. 12 мая, в 954-ю годовщину окончания трудов по созданию древнейшего памятника русской письменности — Остромирова Евангелия — сводный хор лучших коллективов-участников фестиваля даст концерт в Исаакиевском соборе. Благотворительные концерты до 27 мая пройдут в больницах, приютах, интернатах, колониях, домах ветеранов и престарелых. По замыслу организаторов, через радость общения с музыкой к светлому празднику Христова Воскресения и всепобеждающей любви смогут приобщиться «и стар, и млад, и беден, и богат, и здрав, и недужен». «Вода живая», 24.04.11

http://old.aquaviva.ru/news/2011-04-24/2...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Скульптурная композиция «Просветители» освящена 28 июля у Князь-Владимирского собора Санкт-Петербурга. Этот храм посвящен святому равноапостольному князю Владимиру, крестившему Русь в 988 году. В честь престольного праздника настоятель собора, протоиерей Владимир Сорокин совершил водосвятный молебен и возглавил крестный ход. Композиция скульптора Вячеслава Бойко, художников Тамары Брынзы, Ирины Смирновой и Юлии Правдиной представляет Спасителя, заповедавшего всем христианам: «Идите научите все народы». Его образ скопирован с картины священномученика митрополита Серафима (Чичагова). Фигуру Христа окружают равноапостольная княгиня Ольга, воспитавшая внука — князя Владимира, сам святой князь, благодаря которому Русь приняла православие, святые равноапостольные просветители Руси братья Мефодий и Кирилл, создатели церковнославянского языка и азбуки. В виде выставки представлены репринтные издания первых русских книг — «Слова о Законе и благодати», Остромирова Евангелия, «Изборника» князя Святослава, появившиеся b XI beke, и более поздних, XII-XVI веков — «Повести временных лет», Геннадиевской Библии, «Апостола» и «Букваря» первопечатника Ивана Федорова. Книги есть и в руках детей, фигуры которых олицетворяют стремящихся к знанию учеников. Как отметил отец Владимир, создание многофигурных композиций вблизи храмов — давняя церковная традиция. Авторы посвящали свои работы главным православным праздникам, вкладывая в них глубокий богословский смысл. «Господь дает мудрость, из уст Его — знания и разум» — эту цитату из Книги Притч можно прочитать в качестве эпиграфа на своде деревянной крыши, закрывающей фигуры от солнца и дождя. «Вода живая», 28.07.11

http://old.aquaviva.ru/news/2011-07-28/2...

  001     002    003    004    005    006    007