Житие Кирилла Новоезерского Подготовка текста, перевод и комментарии Т. Б. Карбасовой Житие Кирилла Новоезерского относится к самому распространенному в XVI в. типу житий – житию устроителя монастыря, и посвящено Кириллу Белому (ум. 4 февраля 1532 г.), основателю Воскресенского монастыря на озере Новом под Белозерском. Оно было написано в 80-е гг. XVI в., спустя полвека после преставления преподобного и почти за полвека до его канонизации (местное почитание было установлено около 1628 г., общерусское – в 40-е гг. XVII в.). Такое стечение обстоятельств во многом определило характер Жития. Во-первых, автор, вероятнее всего, уже не мог знать подвижника лично, он опирался на церковное предание и недостаток непосредственных сведений компенсировал использованием этикетных формул, заимствованных из других житий. Во-вторых, созданный в 80-е гг. XVI в. текст не был представлен церковным властям, имел неофициальный характер и, вероятно поэтому, мало тиражировался – пока он известен лишь в одном списке. Когда в 20-е гг. XVII в. монастырь стал предпринимать попытки к прославлению своего святого, выяснилось, что существовавшее Житие не отвечает «духу времени» и имеет большие недостатки: недостает предисловия, которое к этому времени стало обязательной частью композиции, а также отсутствуют новые чудеса, несмотря на то что в тексте говорится о «непрестанных» чудесах (14-е посмертное чудо). Эти недостатки восполнила новая редакция, которая была представлена церковным властям и одобрена ими, вследствие чего получила широчайшее распространение, она же легла в основу всех последующих переработок Жития. Мы называем эту редакцию Основной, в отличие от Первоначальной, созданной в 80-е гг. XVI в. В течение XVII в. Житие еще дважды редактируется: в сильно сокращенном виде оно входит в состав Прологов, в том числе и печатных (с 60-х гг. XVII в.), а чуть позже обрабатывается в контексте государственной истории и приобретает характер Исторической редакции (третья четверть XVII в.). Вообще, в XVII в. святой стал намного известнее, чем прежде. Успешная хозяйственная деятельность монастыря способствовала прославлению его основателя и создавала материальные условия для распространения Жития преподобного. Эта известность могла быть связана и с тем, что Пророчество о судьбах русского царства, которое святой оставил при преставлении, после событий Смутного времени многими воспринималось как сбывшееся. Тем дороже сведения, представленные в Первоначальной редакции, когда еще не было создано «канонического» образа святого. Особенно это относится к Пророчеству, которое в самой ранней записи носит характер прикровенности и свободно от предвзятого отношения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Житие митрополита Филиппа Подготовка текста, перевод и комментарии И. А. Лобаковой Личность митрополита Филиппа оставила яркий след в истории России. Уже его строительная деятельность в Соловецком монастыре свидетельствует о блестящих организаторских способностях и широте технических взглядов Филиппа и должна была сохранить его имя потомкам. Но едва ли не более значительна роль Филиппа в утверждении нравственных законов, нарушение которых не может быть оправдано ни обстоятельствами, ни страхом смерти, ни политической целесообразностью. Справедливо считая эпоху Ивана Грозного одной из самых кровавых, жестоких и безнравственных, мы не можем не видеть, что и тогда были люди, которые привносили в жизнь смысл, красоту и незыблемость нравственных начал: это и Ермолай-Еразм с его убеждением, что «все чюдотворения меньше есть любви», и архиепископ Герман Казанский, и епископ Иосиф Коломенский, открыто выступавшие против опричнины, пыток и казней. Наиболее яркой личностью в этом ряду является, бесспорно, митрополит Филипп. Филипп (в миру – Федор Степанович Колычев) принадлежал к родовитому боярству: он вел свой род от Андрея Кобылы, к которому возводили свои родословные Романовы, Шереметевы, Епанчины, Боборыкины, Сухово-Кобылины, Неплюевы, Коновницыны. Мать Федора (по предположению М. Л. Боде-Колычева, издавшего в 1886 г. исследование «Боярский род Колычевых» под литерами Б. М. Л. Б. К.) была новгородкой: когда новгородцы молили Филиппа, направлявшегося в Москву, покровительствовать Новгороду, то просили его заступиться за «свое отечество». Хотя имя Филиппа упоминается во многих исторических источниках (Новгородские летописи, Соловецкий летописец, грамоты), литературно-публицистических сочинениях авторов самой различной ориентации – от Андрея Курбского до опричников-иноземцев Таубе, Крузе и Штадена, но достоверных и точных данных не так уж много. Филипп родился 11 февраля 1507 г., в 1537-м – ушел из Москвы, в 1539-м принял постриг, в 1545-м стал игуменом Соловецкого монастыря, 20 июля 1566 г., подписав грамоту с условием «в опришнину и в царский домовный обиход не вступаться», стал митрополитом Московским и всея Руси; не в силах оставаться безмолвным свидетелем беспредельной жестокости царя в течение двух лет борется с ней, 4 ноября 1568 г. был свержен с митрополичьего престола по наветам царского духовника и целым «книгам» оговоров, которые были будто бы привезены из Соловецкой обители (однако конкретных обвинений против Филиппа не содержится ни в одном из известных современных Филиппу источников), сослан в Тверской Отроч монастырь в заточение и 23 декабря 1569 г. был там задушен Малютой Скуратовым. Известно, что в 1591 г. его мощи были перенесены в Соловецкий монастырь, где он почитался как святой с момента гибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Екатеринбургские останки»: история фальсификации Идет эфир Радио РНЛ с участием историка Леонида Болотина 23.09.2015 2678 В четверг, 24 сентября, с 20:00 до 21:00 на сайте Русской народной линии можно будет услышать в прямом эфире четвертый выпуск Радио РНЛ. Ведущий программы Радио РНЛ - известный православный публицист, многолетний обозреватель радио «Радонеж» Виктор Александрович Саулкин. К участию в передачах приглашаются известные читателю РНЛ авторы, а также общественные деятели, ветераны боевых действий, писатели. Гостем студии 24-го сентября будет историк, публицист Леонид Евгеньевич Болотин. Тема передачи « " Екатеринбургские останки " : история фальсификации». Выпуск посвящен непрекращающимся попыткам заставить Русскую Православную Церковь признать «екатеринбургские останки» мощами святых Царственных мучеников. Свои вопросы для ведущего Виктора Саулкина и его собеседника Леонида Болотина можно оставить на форуме под статьей. Радио РНЛ выходит в прямом эфире по четвергам с 20:00 до 21:00 часов. [audio=/media/radio/2015-09-24.mp3][/audio] Редакция «Русской народной линии» Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 39. Ответ на 37., Савва: Если серьезно подходить - нужно возобновлять производство по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам... Та экспертиза, которая сегодня рисуется - проводится с нарушением Конституции РФ, УК РФ.Серьезно они не могут, им же не правда нужна. А так, что захотели, то и сказали, что захотели то и провели, захоронения, эксгумации, экспертизы, идентификации, и прочее. Ну пусть с этим и живут. А если решили, да и объявили останки принадлежащими кому-то, то пусть сами и поклоняются своим находкам.Если предприятие не от Бога, то и потуги их разрушатся. Худо то, что Государь за Себя-то всех простил. Простит ли Он за сына? Он же Отец. 38. Ответ на 36., РодЕлена: Если серьезно подходить - нужно возобновлять производство по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам... Та экспертиза, которая сегодня рисуется - проводится с нарушением Конституции РФ, УК РФ.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/09/24/ek...

Закрыть itemscope itemtype="" > Зачем Межсоборное присутствие открывает «ящик Пандоры»? О катастрофических последствиях признания ЭКО Русской Православной Церковью 04.09.2020 1916 Время на чтение 6 минут В среду, 2 сентября, ассистент кафедры гуманитарных наук Первого МГМУ имени Сеченова священник Роман Тарабрин заявил в интервью РИА Новости, что Русская Православная Церковь уточнит общецерковную позицию по вопросу экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) с учетом новых технологий. По его словам, некоторые варианты ЭКО могут быть приняты при определенных условиях как допустимые. «С появлением новых методик ЭКО позиция Русской Православной Церкви относительно этого метода лечения бесплодия в настоящее время пересматривается. В " Основах социальной концепции " отношение к ЭКО выражено двусмысленно: с одной стороны, все методы лечения бесплодия, несогласные с замыслом Творца, отвергаются, с другой – запрещаются только те, которые связаны с получением " избыточных " эмбрионов», - сказал священник. Он сообщил, что сейчас в Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви разрабатывается проект документа, отражающий отношение Церкви к ЭКО с учетом последних достижений, когда появилась возможность не уничтожать так называемые лишние эмбрионы. Текст готовит Комиссия по богословию и богословскому образованию, ранее в Общецерковной аспирантуре и докторантуре уже состоялось его церковно-общественное обсуждение с участием представителей научного, в том числе медицинского, сообщества. «Этот проект в скором времени будет опубликован на официальном портале Московского патриархата для дискуссии внутри самой Церкви. Каждый верующий: будь то священнослужитель или мирянин, - сможет оставить комментарий на этот документ. Согласно регламенту дискуссии, эти отзывы изучаются и выносятся на обсуждение Архиерейского Собора», - сказал отец Роман Тарабрин. Ранее ответственный секретарь Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства иерей Федор Лукьянов заявил РИА Новости, что, по мнению Патриаршей комиссии, общецерковную позицию по вопросу ЭКО пересматривать преждевременно и Церковь не может благословлять подобную процедуру. При этом священник сослался на данные Союза педиатров России, по которым до 70% детей в результате ЭКО рождаются с теми или иными отклонениями в развитии.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/09/04/za...

Закрыть itemscope itemtype="" > Иерей Алексий Дарашевич: Патриарх Кирилл призывает нас к собранности и мобилизации Известный священник прокомментировал предложения Предстоятеля Русской Православной Церкви на Архиерейском Соборе 03.02.2011 805 «Нашу Соборную Церковь нередко обвиняют в недостаточности реальной, практической соборности. Также обвиняют Церковь, что она отстает от течения жизни, " слишком консервативна " и от реальной общественной жизни как будто отстраняется. Насколько это соответствует действительности, мы, наверное, оставим на совести тех, кто так считает и кто выдвигает подобные обвинения. А предложение Святейшего Патриарха Кирилла как раз показывает, представляет эту соборность нашей Церкви. По сути, от этих предложений в жизни Церкви ничего не меняется, просто Святейший призывает нас к большей собранности. В его словах нам слышится призыв собраться и быть готовыми к мобилизации в обществе и мире. Потому что ситуация в стране, в мире обостряется, нагнетается страх террора, всюду кризисные явления в экономике, что напрямую сказывается на общественном состоянии и климате и т. д. В этой ситуации наш Святейший Пастырь действительно зовет нас к соборности, к соборной интенсивной работе на укрепление нашего внутреннего состояния, наших рядов. И этим мы поможем миру. Мир должен увидеть, что Церковь слышит общество, отзывается на его беды, готова действовать», - сказал в интервью «Русской народной линии» настоятель церкви Живоначальной Троицы в Поленово (Тульская область) иерей Алексий Дарашевич , комментируя предложения Святейшего Патриарха Кирилла, высказанные им 2 февраля на заседании Архиерейского Собор Русской Православной Церкви . Выступая на Архиерейском Соборе, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл представил следующий план работы Межсоборного присутствия : до июля - проведение дискуссии на местах, летом - систематизация отзывов и комментариев, после чего проекты документов будут переданы либо в комиссии, либо в президиум. Тогда уже в 2012 или 2013 году пленум Межсоборного присутствия сможет выдвинуть на рассмотрение Архиерейского Собора еще целый ряд важных документов, сообщает Патриархия.ru.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/02/03/ie...

Закрыть itemscope itemtype="" > Какова должна быть роль Поместного Собора? В проекте документа Межсоборного присутствия предлагается большую часть полномочий Поместного Собора передать Архиерейскому Собору 11.02.2011 836 Время на чтение 4 минуты 16 декабря президиум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви постановил после Архиерейского Собора (2-4 февраля 2011 года) разослать в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также опубликовать с целью проведения общественной дискуссии документ «Место Поместных и Архиерейских Соборов в системе церковного управления», сообщает Патриархия.ru. Проект подготовлен комиссией Присутствия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви в качестве промежуточных предложений по рассматриваемой теме. На портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия всем желающим предоставляется возможность оставлять свои комментарии. Рассматривая тему «Место Поместных и Архиерейских Соборов в системе церковного управления», комиссия Межсоборного присутствия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви изучила доклады и предложения членов комиссии, а также отзывы, поступившие из епархий, церковно-общественных объединений и центральных духовных школ, в ответ на запрос председателя комиссии. Внесенные в комиссию предложения сводятся к двум принципиальным вариантам: оставить существующее положение вещей неизменным; рассматривать Поместный Собор как высший орган представительства церковной полноты Русской Православной Церкви, а Архиерейский Собор - как высший орган власти и управления. Аргументация поддерживающих возможность изменения следующая. Ныне действующий Устав определяет Поместный Собор, а не Архиерейский Собор как орган высшей власти в области канонического устроения. Между тем такие полномочия, как принятие Устава и внесение в него изменений, хранение догматического и канонического единства Русской Церкви, решение принципиальных канонических вопросов, касающихся внутренней и внешней деятельности Церкви, канонизация святых, создание, реорганизация и ликвидация самоуправляемых Церквей, экзархатов и епархий отнесены к компетенции Архиерейского Собора. Все это вопросы канонического характера. Очевидное противоречие в тексте Устава целесообразно устранить не чрез исключение этих тем из компетенции Архиерейского Собора, но чрез усвоение именно ему высшей власти в области канонического устройства Русской Церкви, которая в настоящей редакции, декларативно, усвоена Поместному Собору.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/02/11/ka...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Мы не можем позволить себе вносить в нашу жизнь разделения» Врио руководителя Пресс-службы Патриарха Владимир Легойда поддержал решение мэра Москвы отложить решение вопроса об установке памятника на Лубянской площади 27.02.2021 1781 Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, врио руководителя Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси В.Р. Легойда поддержал решение мэра Москвы С.С. Собянина отложить пока решение вопроса об установке памятника на Лубянской площади столицы, сообщает Патриархия.ru. «Некоторое время назад архитектурное сообщество инициировало вопрос об установке памятника на Лубянской площади в Москве. В связи с этим в четверг на " Активном гражданине " было начато голосование об установке памятника на Лубянке. На выбор предлагалось два варианта: Александр Невский или Феликс Дзержинский», — говорится в заявлении С.С. Собянина, опубликованном на его сайте. После двух дней голосования с небольшим отрывом побеждали сторонники Александра Невского, но все же очевидно, что общественное мнение разделилось примерно пополам. «Поэтому я считаю правильным остановить этот процесс и пока оставить Лубянскую площадь в том виде, как она есть сейчас», — заявил мэр Москвы. Представители Церкви ранее также предлагали отложить вопрос об установке памятника на Лубянской площади. «18 февраля в своем первом комментарии по теме памятника на Лубянской площади я сказал о том, что лучшим решением было бы не ставить там никакого памятника, сохранить площадь в том виде, в котором она есть сейчас. В этом тоже есть особый символизм», — сообщил журналистам председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда, комментируя заявление мэра Москвы. Глава Синодального отдела напомнил, что было предложено немало разных исторические фигур для увековечивания, среди которых много достойных исторических деятелей — князь Александр Невский, Иван III и другие, но в итоге осталось лишь два претендента.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/27/my...

Закрыть itemscope itemtype="" > О необходимости всенародного покаяния в грехе нарушения русским народом Соборной клятвы 1613 года Открытое обращение к православным Пастырям, Архипастырям, монашествующим, ко всем верным чадам Русской Православной Церкви, ко всем русским людям 24.07.2020 13028 Время на чтение 20 минут От редакции: В последнем номере газеты «Русский вестник» опубликовано обращение группы православных христиан о необходимости всенародного покаяния в грехе нарушения русским народом соборной клятвы 1613 года. Один из главных инициаторов этого обращения известный русский общественный деятель Владимир Николаевич Осипов прислал это обращение к нам в редакцию с просьбой опубликовать, чтобы разделяющие взгляды авторов обращения православные люди также имели возможность подписаться под обращением. Оставить свою подпись под обращением можно в комментариях под этим текстом или в письме в адрес редакции с просьбой разместить Вашу подпись под этим обращением. Отцы, братья и сестры! Обращаемся к вам, нашим соотечественникам, – Россия на краю гибели. Против нас ведется безпощадная война. Наше общество деморализовано. «Элита» утратила доверие народа. Звучат прогнозы о приближающемся голоде библейского масштаба, войне, распаде страны и превращении ее в территорию. Такие тяжелые испытания пускаются Богом за грехи народа. И мы, русские православные люди, видим корень всех наших бед прошлого и нынешнего столетия в Русской катастрофе всемирного масштаба – всенародном отвержении от дарованного Богом России Царского Самодержавия и страшного, злодейского убийства Помазанника Божия Царя Николая II Александровича, Наследника Престола Цесаревича Алексея и всей Царской Семьи. Тем самым русский народ нарушил клятву, данную нашими предками Богу на Великом Московском Соборе в 1613 году – верно служить Дому Романовых до скончания века. И подпал под проклятие этого Собора. Поэтому сейчас мы должны возопить, как блудные дети, к Богу о прощении грехов, совершенных нашим народом. С читаем, что необходимо в ближайшее время созвать Собор Русской Православной Церкви, обратиться к священству и народу с призывом к покаянию в грехах против Царской власти, установить Чин и провести всенародное коленопреклоненное Соборное покаяние для всей полноты РПЦ МП.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/07/24/o_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Переосвящение храмов 14.06.2010 534 Время на чтение 12 минут В первом номере нашей газеты за 2010 год была опубликована передовица Александра Проханова, где главный редактор " Завтра " обращался к митрополиту Илариону, одному из высших иерархов русской Церкви, известному своими либеральными высказываниями. Автор вопрошал: " Почему, поливая смолой Сталина, иерархи боготворят Ельцина, разрушителя великой России? Почему церковные ордена сияют на груди олигархов, палачей народа? Почему, ударяя в Сталина копьём и поднося к его устам уксус, они не заступаются за исчезающий на глазах народ: бедный, поруганный, с топором в спине? Почему не пригрозят анафемой власти, которая в ответе за русское горе?.. очему они ополчились на икону с изображением Сталина и молчат как рыбы, когда иконой России делают Ксению Собчак, растленных певцов, гомосексуальных модельеров? " Спустя пять месяцев в редакцию пришёл ответ из Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, подписанный помощником Илариона игуменом Филиппом (Рябых). Публикуя этот документ полностью, редакция оставила за собой право пространного комментария, оформленного в виде полемической статьи. Уважаемый Александр Андреевич! По благословению председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона отвечаю на письмо, направленное Вами в его адрес. Сегодня церковное понимание истории ХХ века представлено в многочисленных исследовательских трудах, посвященных путям Русской Церкви и Русского государства в двадцатом столетии. В них можно найти единственно возможный для Церкви патриотический взгляд, основанный на бескорыстной любви к Отечеству и свидетельстве о важности веры в народной жизни. История России в ХХ веке показала, что никакие человеческие усилия, даже самые жесткие, не способны удержать единство общества и сделать его благополучным. Неверие, а тем более богоборчество, ведет к ошибкам в политической и общественной жизни: Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 13. 1).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/i...

Закрыть itemscope itemtype="" > Помочь монахам и воинам словом и делом В зале Издательского совета Русской Православной Церкви прошёл благотворительный концерт «Сильнее снарядов» 01.04.2023 561 Время на чтение 4 минуты Фото: Предоставлены автором 30 марта в зале Издательского совета Русской Православной Церкви прошёл благотворительный концерт «Сильнее снарядов». В мероприятии приняли участие писатели: Алексей Полубота, Анастасия Чернова, Сергей Арутюнов, Светлана Размыслович, Ирина Ордынская, Анна Ретеюм, Руслан Кошкин, Дмитрий Дарин, Григорий Шувалов, Ольга Блюмина, Дарья Арент, Андрей Хамхидько, Елена Русанова, Елена Темченко, Виктор Карпушин, Алёна Нестерина, Марина Пономарёва, Николай Жданов-Луценко, Людмила Семёнова. А также музыканты: ансамбль «Гармонисты Великих Лук Михаил и Иван Размысловичи, пианист Артур Ушаков, бард Василий Проханов, рок-группа «Tpoika». Звучали проникновенные слова, стихи, песни, музыкальные композиции в поддержку жителей Донбасса и всех, кто сегодня борется за право русского народа, русской цивилизации на жизнь. Вот как я объяснил одному печатному изданию смысл нашей встречи. Этот мой комментарий сильно сократили, поэтому привожу его здесь полностью: «Сегодня развернулась активная помощь со стороны нашего общества военным, участвующим в СВО. Я всецело «за» и сам не раз уже с 2014 года собирал и привозил гуманитарную помощь ополченцам, а позднее – бойцам Русской армии. Однако мне, как верующему человеку, очевидно, что битва сейчас идёт не только на земных полях Новороссии, но и на поле духовной брани. Поэтому помогать необходимо не только воинам, но и православным священникам и монахам, вымаливающим у Бога нашу Победу и воссоединение русских земель. С 2017 года мы с товарищами помогали храму Святителя Тихона в Зайцеве (Горловка, ДНР). Его настоятель – отец Николай Марковский, несмотря на то, что посёлок постоянно находился под обстрелом, не оставил свою паству и каждое воскресенье и по Праздникам приезжал служить литургию. Вот такие священнослужители и их прихожане для меня – пример настоящих православных людей. И сегодня Свято-Успенская Николо-Васильевская обитель, основанная старцем Зосимой, которого ещё называют «пророк непокорённого Донбасса», находится в тяжелейших условиях. В нескольких километрах проходит фронт, укронацисты регулярно обстреливают обитель, уже наполовину разрушенную. Есть и погибшие среди монахов. Однако десятки насельников монастыря остаются на месте и молятся за всех нас. Значит, наш долг – поддержать их морально и материально.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/01/po...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010