Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 120-летие со дня кончины митрополита Макария (комментарий в свете веры) Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) Биографические данные Митрополит Московский и Коломенский Макарий (в миру - Михаил Петрович Булгаков) родился 19 сентября в селе Сурково Новооскольского уезда Курской губернии. Отец его, священник села Суркова, скончался в молодых годах, оставив после себя вдову и шесть сирот без всяких средств. Учился Михаил в приходском Духовном училище в городе Короча, а потом в Окружном уездном Духовном училище в Белгороде и Белгородской семинарии. В семинарии он хорошо усвоил языки, в частности, французский. В те годы Михаил Булгаков увлекся " Историей " Карамзина и поэзией Жуковского, произведениям которого он не без успеха подражал. В 1837 году Булгаков поступил в Киевскую Духовную академию, где обучался до 1842 г. Его выпускная работа " История Киевской Духовной академии " получила высокую оценку в церковно-научных кругах. Напечатано оно было в 1843 году. По окончании КДА будущий митрополит получил степень бакалавра по кафедрам догматического богословия, а также русской и церковной истории. В годы своего пребывания в Академии Михаил Булгаков почувствовал призвание к монашеству и в феврале 1841 года был пострижен, получив имя Макарий. В том же году последовали диаконская и пресвитерская хиротонии. К периоду учебы Макария в КДА относится также его работа «План христианской аскетики». По окончании Академии иеромонах Макарий (Булгаков) был оставлен преподавателем недавно учрежденной кафедры русской и церковной истории. В 1842 г. иеромонах Макарий был переведен в Петербургскую духовную академию, где уже через год был удостоен степени магистра и назначен экстраординарным профессором, а в 1844 г. - ординарным профессором богословия. Кроме того, о. Макарий состоял членом различных комитетов и комиссий по духовному ведомству. Иеромонах Макарий был возводен в сан игумена, а затем в 1844 г. - архимандрита; он стал инспектором Академии. В 1847 году архимандрит Макарий издал свои лекции по основному богословию под заглавием " Введение в православное богословие " . За этот монографию он получил степень доктора богословия. Затем было подготовлено и издано " Православное догматическое богословие " (1849-1853) – труд, подводивший итог всему предшествовавшему развитию догматического богословия в России.

http://sedmitza.ru/text/394430.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 190 лет назад русские войска перешли Неман и начали Освободительный поход в Европу (комментарий в аспекте культуры) Федор Глинка Ф. Н. Глинка Из книги «ПИСЬМА РУССКОГО ОФИЦЕРА» 10 ноября. Местечко Баево Вчера перенесли мы знамена свои за древние рубежи нашего Отечества. Перейдя речку Мерейку, мы вступили уже в Могилевскую губернию. Теперь главная квартира авангарда в местечке Баево, что на одной высоте с м. Лядами, на большой дороге. И так ныне уже ясно и никакому сомнению не подвержено, что одно постоянное продолжение сей войны увенчивает ее столь блистательными успехами. Если б заключили мир при Тарутине, как бы ни был он выгоден, Россия не имела б ни лавров, ни трофей, ни драгоценнейшего для всякого уверения, что Наполеон уже никогда не возвратится разорять пределы ее. Теперь можем мы вздохнуть спокойно!.. Меч, висевший над головами нашими, исчез. Тучи, ходившие по русскому небу, быстро несутся назад. Мы видим над собой ясную лазурь безмятежного свода, отколе всевышний благословляет оружие правых на славном поприще его побед. Известно, однако ж, что Наполеон, прежде нежели: решился оставить Москву, истощал все усилия для заключения мира. Мудрый Кутузов заводил в сети ослепленного страстями и гордостью этого нового Навуходоносора. Он старался выиграть время, доколе подоспеет к нам вернейшая союзница — зима! Но твердость государя в этих смутных обстоятельствах достойна хвалы и удивления современников и потомства. Исполненный духом предвидения, он пребывал непоколебим, как гранитный утес среди мятежных морей! «Я прежде соглашусь перенести столицу мою на берега Иртыша и ходить в смуром кафтане, чем заключу теперь мир с разорителем Отечества!» Так отвечал монарх на предложение о мире. Слух об сем дошел к нам в армию. Такие изречения государей подслушивает История и с благоговением передает отдаленнейшим родам.

http://sedmitza.ru/text/395811.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Дети» великой княгини Екатерины Павловны (комментарий в аспекте культуры) Барон Карл фон Клаузевиц Барон Карл фон Клаузевиц Из книги «1812 ГОД» От начала отступления до переправы Главной Армии через Неман, от 18 октября до 11 декабря, 7 недель Эта часть не требует дальнейшего подразделения, так как отступление продолжалось в целом без заметных перерывов и с начала до конца носило один и тот же характер. Отступление усиливалось с прогрессирующей быстротой, доходя до полного развала армии. Наполеон двинул свою армию 18 октября из Москвы, сам же он покинул ее 19-го, оставив в ней только Мортье с 10 000 человек молодой гвардии. Фельдмаршал князь М.И.Голенищев-Кутузов-Смоленский Так как Кутузов в Тарутине был на три или четыре перехода ближе к Смоленску, чем Наполеон в Москве, то последний полагал, что лучше будет, если он начнет свое отступление с своего рода наступательной операции и отбросит сперва Кутузова до Калуги с тем, чтобы потом какой-нибудь второстепенной дорогой, например, на Медынь и Юхнов, пройти в Дорогобуж. Таким образом, ранее чем начать действительно отступление, он ликвидировал бы то преимущество, какое перед ним имел Кутузов, так как от Малоярославца по названной дороге не дальше до Смоленска, чем от Калуги. То обстоятельство, что этот способ отступления начинался с кажущегося нового наступления на юг, для Наполеона являлось важным в моральном отношении. Наполеон Бонапарт Итак, Наполеон сперва пошел по старой Калужской дороге до Красной Пахры, затем оттуда внезапно свернул на новую дорогу к Фоминскому, угрожая своим продвижением по ней левому флангу Кутузова и его сообщениям с Калугой; этим маневром он, вероятно, рассчитывал заставить Кутузова отойти на Калугу даже без боя. Понятовский был послан еще дальше вправо, чтобы расчистить дорогу и снова овладеть Вереей, что он и выполнил 22 октября.

http://sedmitza.ru/text/399332.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К 525-летию свержения ордынского ига (комментарий в интересах нации) Иван III топчет послание хана Ахмата. Картина А.Кившенко, XIX в. Г. В.Вернадский Внешняя политика Ивана III. Борьба с Золотой Ордой (Из книги «РОССИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА») Глава III. Во время новгородского кризиса (1470-71) король Казимир заключил с золотоордынским ханом Ахматом союз против Москвы. Хотя Казимир и не смог поддержать Новгород в 1471 г., он продолжал готовиться к войне с Москвой и побуждал Ахмата принять в ней участие. Из всех татарских ханств того периода Золотая Орда, хотя и, представляла собой лишь часть когда-то могущественной Монгольской империи, лучше других хранила традиции монгольской эпохи. Все правящие династии татарских ханств восходили к Чингисхану, но именно правители Золотой Орды в то время в особенности помнили о своем происхождении. В письме от 1477 г. к султану Фатиху Махмеду (Мухаммед II Завоеватель) Ахмат, заверяя султана в своей " дружбе и любви " , гордо называет себя " сыном " (ogul) Чингисхана. Ахмат принадлежал к дому Джучи, старшего сына Чингисхана. Более точно, отец Ахмата, Кучук-Махмед, был потомком Урус-хана (потомка Джучи). Кучук-Махмед не предпринимал крупных походов против Москвы и, по-видимому, никогда не собирал в Московии большой дани, если вообще собирал там что-либо. Судя по всему, после 1452 г. великий князь Василий II не платил регулярной ежегодной дани никому из последующих ханов. Однако великие князья чувствовали, что в любой момент может возникнуть необходимость выплатить дань какому-либо татарскому хану, и поэтому сборщики продолжали свою работу. В год, когда не производилось никаких выплат, они оставляли собранные деньги в собственной казне. В своем завещании Василий II советовал жене и детям после его смерти производить перепись их земель для сбора дани. Он добавил тем не менее, что в случае, когда " переменет Бог Орду (власть в ней) " , каждый князь оставит собранное себе. В договоре Ивана III с князем Михаилом Андреевичем Верейским (примерно 1463 год) мы обнаруживаем следующую статью: " А Орда знати и ведати мне, великому князю, [то есть ведет дела по выплате дани]... А коли аз, князь великий, выхода в Орду не дам, и мне и у тебе не взяты " . За период правления Ивана III в русских летописях ни разу не упоминается о регулярных выплатах дани какому-либо хану.

http://sedmitza.ru/text/403701.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К истории протестантской этики (комментарий в русле истории) Макс Вебер. Фото 1915 г. В. И. Гараджа Макс Вебер Статья из VII тома «Православной энциклопедии» Вебер [нем. Weber] Макс [Карл Эмиль Максимилиан] (21.04.1864, Эрфурт — 14.06.1920, Мюнхен), нем. социолог, историк, экономист, философ, юрист. В. был старшим из 7 детей в семье протестантов-кальвинистов Максимилиана Вебера и Елены Фалленштайн. Отец В., юрист по образованию, входил в городской совет Берлина и позднее Эрфурта, а также был членом рейхстага от национально-либеральной партии. В доме В. часто собирались политики и такие ученые, как Т. Моммзен, В. Дильтей, Г. фон Зибель и др. В 1882 г. В. поступил в Гейдельбергский университет на факультет юриспруденции и параллельно посещал лекции по экономике, изучал историю ср. веков, философию и теологию. Проучившись 3 семестра, В. оставил университет и отправился на военную службу в Страсбург, где особенно сблизился с сестрой матери Идой и ее мужем историком Г. Баумгартеном, которые стали его второй семьей и оказали большое влияние на его дальнейшее интеллектуальное развитие. Осенью 1884 г. В. продолжил обучение в Берлинском (1884–1885) и Гёттингенском университетах (1885–1886). В 1889 г. в Берлине защитил диссертацию и затем получил степень доктора юриспруденции; в 1891 г. написал первую большую работу «Римская аграрная история и ее значение для государственного и частного права» (в рус. пер. «Аграрная история древнего мира» М., 1923); в 1893 г. женился на Марианне Шнитгер; в 1893–1894 гг. был профессором экономики Берлинского, а затем (1894–1897) Фрайбургского университета. В 1897 г. переехал в Гейдельберг, где кроме научной работы активно занимался политикой. После смерти отца, летом 1897 г., В. пережил тяжелое душевное расстройство, которое лишило его возможности работать на 5 лет.

http://sedmitza.ru/text/413909.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Московский Университет празднует Татьянин День 250-й раз (комментарий в аспекте культуры) Главный университетский корпус на Моховой Солнце над аудиториями... О посещении А.С.Пушкиным Московского университета А.Ю.Андреев Любое событие жизни поэта сквозь даль веков приобретает особый смысл. В этом ряду, безусловно, и визит Пушкина в Московский университет. Память о нем и прежде, и сейчас бережно хранится в нашей Alma mater, но его живая историческая атмосфера и значение как бы остались за скобками юбилейных торжеств - они заслуживают отдельного комментария историка, который мы и хотели бы привести в этой статье. 27 сентября 1832 г. первый поэт России посетил первый русский университет. Мемуаристы оставили нам яркие описания этого события. Будущий писатель и критик, а тогда университетский студент И.А.Гончаров вспоминал: поэт вошел, сопровождаемый товарищем министра народного просвещения, графом С.С.Уваровым, и " точно солнце озарило всю аудиторию: Читал лекцию Давыдов, профессор истории русской литературы. " Вот вам теория искусства, сказал Уваров, обращаясь к нам, студентам, и указывая на Давыдова, - а вот и самое искусство " , - прибавил он, указывая на Пушкина " . Ощущение необычайности происходящего охватило всех студентов. " Не умею выразить, как велико было наше наслаждение, - записывает от их имени Гончаров, - видеть и слушать нашего кумира " . Это был не просто визит любопытствующего посетителя. Студенты видели перед собой поэта, находившегося на вершине славы и успеха, на которого именно в то время начинали смотреть как на национальную гордость России. Визит завершился знаменитым спором, завязавшимся между Пушкиным и ожидавшим тут же начала своей лекции профессором М.Т.Каченовским. Поэт защищал от нападок Каченовского подлинность произведения, стоящего у основы отечественной литературы, - " Слова о полку Игореве " . Студенты, приглашенные Уваровым, толпой обступили спорящих. Пушкин говорил с увлечением, но тихим, сдержанным голосом. За толпой мемуаристы не уловили деталей спора, но потом вспоминали, " как сквозь седины Каченовского проступал яркий румянец, и как горели глаза Пушкина " . Несмотря на горячность спора, Пушкин получил огромное внутреннее удовольствие от визита (которое потом высказывал в письмах жене), то же чувство восхищения и радости разделяли тогда и все присутствовавшие в университете.

http://sedmitza.ru/text/401400.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации На войне атеистов нет (Телепрограмма, 07.05.05) (комментарий в аспекте культуры) И. Смоктуновский Меня оставили жить Иннокентий Смоктуновский То немногое, что еще сохраняет память из моего детства, почему-то неизменно связывается с тем временем, когда были живы мой отец и его родная сестра Надя, моя тетка, что взяла меня, пятилетнего, из деревни к себе на воспитание. Слово " воспитание " , должно быть, сказать слишком высоко и выспренне, следовательно, неверно. Какое там воспитание, просто у тетки Нади с ее мужем, дядей Васей, детей не было, а у матери с отцом их было переизбыток, но, правда, на этом родительское изобилие и кончалось, всего же остального у них просто не было. Это были 1929-1930 годы. По всей Сибири смерчем пронесся голод, и в каких-то местах он несколько задерживался. Страшной остановки этой не избежала наша Татьяновка - деревня, где я родился. Для того чтобы хоть как-то противостоять этой беде, одни сами бежали в город на заводы и фабрики, другие, оставаясь в деревне, старались избавиться от лишних ртов. Не думаю, чтоб я уж очень объедал семью, но тем не менее мен спровадили в город, а старший братишка Митька, оставшийся с родителями в деревне, умер, после чего уже вся семья перебралась в Красноярск. Мальчишеское воображение и сердце в ту пору еще не умели, да и не было поводов (детей не посвящали ни в сложности, ни в трудности жизни), заходиться в тоске и безысходности. Тогда жизнь воспринималась мною, как, впрочем, всегда и всеми детьми, как сплошна поразительная сказка, в которой была тьма непонятного, порою пугающего, но вместе с тем все вокруг было светлым, беззаботным, до удивления возможным, своим, а главное, годным для жизни, и нередко детское сердце переполняло радостью предощущений подлинного понимания праздника жизни, которому не будет конца. Часто поздним летним вечером на пологой крыше погреба, запрокинувшись на спину, лежал, радостно замирая под властью темного звездного неба, необъяснимо маясь, волнуясь от чуда мироздания, и Млечный Путь, казалось, неотступно манил в свою хрустальную глубину, завораживал своею далью и обещал в конце усилий, познаний и труда приобщить к своему вечному мерцанию. Невзгоды страны вместе с " головокружениями от успехов " , как нарекли их несколько позже, канули в повседневности, заботах, труде, растворясь в терпении, добре и мощи народа,- жизнь входила в свои прекрасные права.

http://sedmitza.ru/text/402168.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации О православных следопытах (Телепрограмма, 24.09.05) (комментарий в русле истории) Крейсер «Варяг» Филадельфия — Кронштадт — Чемульпо Прибывший из России экипаж переселился на крейсер 6 декабря 1900 года. 2 января во время стоянки в Филадельфии на его грот-мачте был поднят вымпел — «Варяг» официально вступил в кампанию. После нескольких пробных походов по заливу Делавэр он принял полный запас угля и 20 марта 1901 года навсегда покинул берега Америки. Переход через Атлантический океан, Се­верное и Балтийское моря занял чуть более двух месяцев. 3 мая, оставив за кормой 5083 мили, крейсер стал на якорь на Большом Кронштадтском рейде. Две недели спустя, 18 мая, его впервые посетил Николай II. 1 августа состоялся второй высочайший смотр, а затем корабль взял курс на Копенгаген, Данциг, Киль и Дюнкерк, сопровождая императорскую яхту «Штандарт». После встречи с Вильгельмом II и президентом Франции Э.Лубэ царь отправился назад в Петербург, а «Варяг» отделился от эскорта и ушел на Дальний Восток. 16 сентября он покинул Шербур и далее следовал по маршруту Кадис — Алжир — Палермо — Крит — Пирей — Суэцкий канал — Аден — Маскат — Персидский залив — Карачи— Коломбо. Новый 1902 год экипаж крейсера встретил на подходе к Сингапуру. 2 февраля «Варяг» прибыл в Гонконг, а в полдень 13-го — в Нагасаки. Там на него перенес свой флаг командующий отрядом русских кораблей контр-адмирал К.П.Кузмич. 25 февраля крейсер бросил якорь на рейде Порт-Артура, где ему устроил смотр начальник эскадры Тихого океана вице-адмирал Н.И.Скрыдлов. А через два дня на его борту побывал командующий морскими силами Тихого океана адмирал Е.И.Алексеев. В течение последующих двух лет «Варяг» находился исключительно в водах Желтого моря. Он базировался на Порт-Артур, неоднократно участвовал в учебных походах и практических стрельбах (Об интенсивности боевой подготовки экипажа «Варяга» свидетельствуют следующие цифры.

http://sedmitza.ru/text/403296.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Правде отец — Бог, и правда вельми богатство и славу умножает» (комментарий в зеркале СМИ) Для России и на все времена... (Ю. Якутин, научный редактор Русской классической библиотеки «Экономика и духовность» АКДИ «Экономика и жизнь») Вызванная к жизни преобразовательной деятельностью Петра I, необыкновенно яркая и смелая книга Ивана Тихоновича Посошкова «О скудости и богатстве» — выдающееся литературное произведение. Вместе с тем ни масштаб, ни глубина мысли его автора, рядового купца-предпринимателя, выходца из ремесленных крестьян, до сих пор не получили должной оценки. Крестьянское происхождение и купеческие занятия всегда вредили исследованию взглядов Посошкова. Они довлели над многими учеными, формируя у них односторонний взгляд на творчество Посошкова. Даже и почитатели Посошкова чаще всего не идут далее восторгов. Этот ограниченный во многом взгляд на Посошкова формировался с середины XIX века. Со времени прихода его к массовому читателю. Вспомним общие тогда представления о купечестве: темное царство! И вдруг появляется купеческая книга. С разбором важнейших государственных проблем! Со здравыми, талантливыми даже, рассуждениями! Самородок! Но «самородок» — не очень удачное слово применительно к такому таланту. Скажут: «Самородок» — и на первый план выступит причудливая игра природы, оставив в стороне где-то и напряженный труд, и нелегкую жизнь. Скажут: «Самородок» — и вместе с удивлением ясно послышится и снисходительность. Скажут: «Самородок» — и за этим словом потеряются, поблекнут тысячи драгоценных крупинок, высвечивающих золотом историю русского предпринимательства. Десятки русских купцов-предпринимателей еще и до Посошкова оставили заметный след в русской истории. Сколько их было и в его время! Людей незнатных, не получивших образования, но сумевших подняться до уровня решения общероссийских задач. Сколько талантливых сочинений, сколько важных государственных «прожектов» составлено ими! На их наследии вырос талант Посошкова, в общении с ними он креп. Вообще, без русского купца невозможно представить себе и весь ход русской жизни.

http://sedmitza.ru/text/398416.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святейший Патриарх Алексий выступил с заявлением по поводу новых терактов в Москве (комментарий в зеркале СМИ) Смертница (Фото ЕРА) Террор против рока (Сергей Дюпин, ИД " Коммерсантъ " , 7.07.2003) " Как твоя фамилия? Откуда ты приехала? " - спрашивал перепуганный молоденький милиционер у сидящей в луже крови шахидки. " Уйди,- тихо отвечала она.- Я не смогла... Теперь не попаду к Аллаху " . Жить девушке, взорвавшей вместе с напарницей бомбы на фестивале " Крылья " , оставалось всего несколько секунд. В минувшую субботу днем площадь перед станцией метро " Тушинская " и прилегающий к ней участок Волоколамского шоссе были забиты народом. В основном молодежью, собравшейся на концерт популярных рок-музыкантов, проходивший на Тушинском аэродроме. 50 тыс. мальчишек и девчонок, конечно, не могли оставить без присмотра, поэтому вместе с ними в Тушино приехали сотни милиционеров и чекистов. Люди в погонах обеспечили порядок по всем правилам охранного искусства: рассекли толпу на потоки, выставив по ходу движения пешие и конные кордоны, запретили продажу спиртного, запугав торговцев штрафами в 20 тыс. рублей. Для того чтобы пройти на аэродром, где прямо на летном поле выступали музыканты, нужно было отстоять две довольно длинные очереди. Первую - в кассу, где продавались билеты, а вторую - непосредственно для прохода на поле, где сотрудники милиции и охранники проверяли билеты, отбирали бутылки, а на последнем этапе обыскивали зрителей с помощью металлоискателей. Зулихан Элихаджиева, 20-летняя чеченка из Курчалоя (ее имя установили по найденному на месте происшествия паспорту), купила билет и встала во вторую очередь. По словам оперативников, один из ее братьев разыскивается за терроризм, другой полгода назад погиб в бою с федералами. Видимо узнав об этом, девушка ушла к боевикам в горы, прошла курс боевой подготовки, после чего перебралась в Грузию, откуда в минувшую пятницу прилетела на самолете в Москву.

http://sedmitza.ru/text/397128.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010