По окончании приема Предстоятель вылетел в Харьков. В кратком интервью в аэропорту Харькова Святейший Патриарх напомнил, что его визит приурочен к празднованию 90-летия со дня рождения митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима, старейшему архиерею Московского Патриархата. Из аэропорта Святейший Патриарх Кирилл направился в Благовещенский кафедральный собор Харькова. Предстоятель Русской Церкви поклонился покоящимся в соборе честным мощам святителей Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского, Афанасия Лубенского, Патриарха Константинопольского, и священномученика Александра (Петровского). От лица митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима Патриарха приветствовал викарий Харьковской епархии архиепископ Изюмский Онуфрий, который преподнес Святейшему Патриарху образ апостола Иоанна Богослова. Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с первосвятительским словом. «Храните веру православную в своих сердцах, воспитывайте в ней своих детей и внуков. Ничего не страшитесь, потому что где Христос, там победа; где Христос, там свет; где Христос, там полнота жизни», — сказал Предстоятель. В дар собору Святейший Патриарх передал образ Спасителя. Вечером того же дня Святейший Патриарх Кирилл принял участие в торжественном приеме по случаю 90-летия со дня рождения митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима, который состоялся в Харьковском академическом театре оперы и балета им. Н.В. Лысенко. В приветственном слове к юбиляру и гостям вечера Предстоятель высоко оценил труды, понесенные митрополитом Никодимом на ниве церковного служения, и огласил грамоту о награждении старейшего архиерея Украинской Православной Церкви орденом преподобного Серафима Саровского I степени. 8 мая, в неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, Святейший Патриарх Кирилл возглавил Божественную литургию на площади Свободы города Харькова. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви еще раз отметил заслуги митрополита Никодима перед Церковью и поблагодарил правящего архиерея Харьковской епархии «за долгий и трудный путь... в полной верности Христу и Его Церкви». В своем слове Святейший Патриарх также остановился на подвиге святых жен-мироносиц, явивших веру, мужество и любовь ко Христу в тот момент, когда Господа покинули даже Его ближайшие ученики. «Удивительным образом этот подвиг жен-мироносиц продолжался в Церкви, являясь особенно зримо тогда, когда наступали гонения, — сказал Святейший Патриарх, — а потому сегодняшний день — это подлинно день женщин-христианок, и я кланяюсь всем: и бабушкам, и матерям, и сестрам, кто от начала, с самых трудных для Церкви нашей времен и до сего дня хранит и укрепляет веру православную».

http://e-vestnik.ru/church/osoboe_otnosh...

ЦВ 9 (454) май 2011 /  13 мая 2011 г. 11:20 Особое отношение к Украинской земле С 6 по 8 мая состоялся первосвятительский визит Святейшего Патриарха Кирилла в Донецкую и Харьковскую епархии Вечером 6 мая Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Донецк. В краткой беседе с представителями СМИ Предстоятель Русской Церкви сообщил, что посещает Донецкую землю в связи с празднованием 60-летия митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона. «Это выражение моего личного уважения к владыке, а также особого отношения к Донецкой земле», — сказал Святейший Патриарх. Из аэропорта Первосвятитель отправился в загородную резиденцию правящего архиерея Донецкой епархии. 7 мая, в субботу 2-й седмицы по Пасхе, Святейший Патриарх Кирилл возглавил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе Донецка. По окончании богослужения Предстоятель обратился к собравшимся с первосвятительским словом. Святейший Патриарх Кирилл поздравил митрополита Донецкого Илариона с юбилеем и обратил внимание на духовный и экономический потенциал Донецкого региона. «Народ Донбасса отмечен в первую очередь трудом. Большая часть людей трудится на опасных производствах, нередко рискуя жизнью, но как важен этот труд! Он тяжел до бесконечности, он связан с большими психологическими и физическими нагрузками, но люди трудятся, тем самым созидая экономическое могущество Украины. Труд — это добродетель, и совершенно не случайно, что здесь возникла третья лавра на украинской земле — Святогорская лавра, потому что там, где труд, где терпение, где мужество, там и духовные подвиги», — сказал Предстоятель. Во внимание к усердным архипастырским трудам, а также в связи с 60-летием со дня рождения и 20-летием архиерейской хиротонии Святейший Патриарх Кирилл наградил митрополита Илариона орденом Преподобного Сергия Радонежского I степени и в память о торжестве вручил крест и две панагии. В дар собору Предстоятель передал образ Софии, Премудрости Божией. Днем того же дня Святейший Патриарх принял участие в приеме по случаю 60-летия митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона.

http://e-vestnik.ru/church/osoboe_otnosh...

Феодалы начинают структурироваться в определенную систему иерархического соподчинения, складывается вассально-ленная система. Феодальную иерархическую лестницу возглавлял король, ниже — социальные слои герцогов, графов, баронов, рыцарей. Внизу феодальной социальной структуры находились крестьяне. Это иерархическое соподчинение, которое возникает в период развитого дализма, приводит к распаду раннефеодальной территориальной организации сударственной власти и господству феодальной раздробленности. Развитие феодальной экономики, подъем городов и рост товарно-денежных отношен] изменили формы феодальной эксплуатации: ослабевает крепостная зависимость крестьян, появляются свободные крестьяне. Изменяется сущность города. Город все больше занимает свое, особое место в феодальном мире. Он становится центром не только торговли, но и ремесла. Появляется свободное городское население. Начинается расцвет городов, городской культуры. Город становится колыбелью Возрождения. Создаются предпосылки для ликвидации феодальной раздробленности и централизации. Этому в немалой степени способствовало также этническое сплочение населения Западной Европы — образование из отдельных племенных общностей феодальных народностей. С формированием единых государств появляется новая форма феодальной монархии — сословно-представительная. В сословно-представительных монархиях появляются свои представительные органы. Коренным образом изменяется все феодальное общество. Третий период средневековья характеризуется крайним обострением всех феодальных противоречий. Завершается централизация феодальных государств и переходу к новому типу феодальной монархии — абсолютизму. Классической страной абсолютизма в Западной Европе становится Франция. Производительные силы в этот период перерастают рамки феодальных производственных отношений и традиционных форм собственности. В недрах феодального общества зарождаются капиталистические отношения. В Нидерландах и Англии происходят первые раннебуржуазные революции. В духовно-религиозной жизни Западной Европы начинается Реформация и Контрреформация. В области культуры наступает период трагического гуманизма. Средневековье приближается к своему концу и оказывается на пороге Нового времени.

http://sedmitza.ru/lib/text/441040/

Что касается до самого существа книги в отношен цензуры, то я совершенно спокоен, уверен будучи с одной стороны — в вашей благосклонности, а с другой стороны — в безвинности самой книги, при составлении которой я сам был строгим своим цензором, что вы, я думаю, увидите сами. Если же какое и встретится выражение, которое бы даже с первого раза остановило вас, то я уверен, что к концу книги смысл его объяснится пред вами полней, и вы его признаете только нужным и ничего более. Если ж сделаете какую поправку или указание относительно слога, неточности выражений и т. п., то сим меня крайне обяжете. О письме, равно как и о получении от Плетнева начала рукописи, уведомите меня, адресуя во Франкфурт-на-Майне, на имя Жуковского, прибавляя к Франкфурту s/M. Saxenhausen, Salzwedelsgarten vor dem Schaumeinthor. Засим обнимаю вас от всей души. Весь ваш Гоголь. На обороте: St. Pétersbourg. Russie. Профессору импер С.-Петерб университета Александру Васильевичу Никитенке. С. П. Бург. В университете на Васильев острове. Что с вами? Где вы? И отчего от вас до сих пор ни одной строчки? Я писал к вам из Греффенберга , где пробыл около месяца и всуе поджидал вашего брата Алек Петр . В Эмсе я встретил Ивана Петровича с его молодой супругой , которой после эмсских вод сделалось значительно лучше. Таковы ее и его слова. Они, кажется, обоюдно счастливы, хотя оба не весьма знакомы с опытной жизнью грешного мира сего. Теперь я поселился на время в Остенде, где пробуду, может быть, месяц. До сих же пор пребывал с Жуковским в Швальбахе. Христа ради, хотя одну строчку о себе! Не совестно ли вам позабыть обо мне? Попросите графиню написать также словечка два о состояньи здоровья своего, как душевного, так и телесного. Жду с нетерпеньем ответа. Все об вас также беспокоятся; на днях получил известие от вашей сестрицы Софьи Петровны, которая также жалуется на ваше молчанье. Я несколько замедлил ответом на письма ваши. Во время моих переездов нынешних не бывает так легко отвечать в ту же минуту. При этом я ожидал, не напишут ли мне чего сестры в ответ на мое длинное письмо , чтобы отвечать за одним разом, но от них, кажется, не ждать мне никаких ответов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Ленин их и создал. " Те русские, что плохо знают историю, вероятно. Другие русские знают, что Украина фактически откололась сразу после Февральской революции. А после Октября официально объявила независимость. Большевики Украину и вернули назад. А Сталин так и вовсе вернул земли, которые до этого 600 лет (!) были под властью чужеземцев. Алла 15 мая 2018, 00:40 Татьяна: " Давайте, наконец, поймем, что это не крайности - изглаживание из наших душ и окружения памяти о 70-летнем концлагере, поможет нам всем вздохнуть свободно. " К счастью, большинство жителей нашей страны относятся к советскому прошлому иначе - положительно. Так что не вам навязывать людям отношен к нему, как к концлагерю. Никто из моей родни, жившей в советское время, не относился к этой эпохе плохо. Николай 14 мая 2018, 17:44 Слава Богу что хоть по чуть-чуть, хоть где-то Россия освобождается от топонимов связанных с именами маньяков,русофобов и убийц. Жаль что главный из них до сих пор лежит в языческом зиккурата в самом сердце Страны. А ведь на руках у этих убийц кровь сотен тысяч русских людей, в том числе и прославленных Церковью. Вадим К. 14 мая 2018, 17:26 Химера, империя-голем... Уже скоро 30 лет, как мы все поносим советское прошлое. Конечно, это много легче, чем создать что-то новое в настоящем. А оно пока складывается для основной части народа не так благополучно, как обещали. Как же при этом людям не вспоминать время, в которое жилось спокойнее? Возвращать исторические имена хорошо, осуждать зло, которого было сделано немало тоже необходимо, но нужно предложить взамен и что-то настоящее, и тогда люди не будут уже жить прошлым. Пока же мы рушим и расчищаем место, а сажают и строят на нем чужие и вовсе не то, что нам нужно. Вадим К. 14 мая 2018, 13:04 Нина, Ленин отрезал Украину (хотя это и не совсем так, ее отрезали немцы, а он ее вернул, правда дав в ней слишком большую свободу украинизаторам), а Вы, выходит, согласились, потому что Вам все равно, что делают теперь потомки борца с большевизмом на Украине Бандеры с русскими людьми в Киеве, Одессе и на Донбассе.

http://pravoslavie.ru/112801.html

Ляпге, который в названных выше трудах своих защищает древне-церковное воззрение, в другом сочинении говорит отчасти в духе данной гипотезы: «этот Ангел быль Сам Иегова, поскольку Он служил Его откровением, – Христос, поскольку был пластическим образом Его пришествия; но Он был также и ангел Господень, поскольку носил в себе символические элементы субъективного воззрения. Он больше, чем всякий другой, действительный ангел, потому что Он есть Христос; но Он не вочеловечившийся уже Христос, а Христос на пути к Его вочеловечению, как Он является предварительно восприявшим Себе кровь и плоть в пластическом воззрении пророков». Вообще, принцип, положенный в основу данной гипотезы, отличаясь субъективным характером, именно, поэтому благоприятствует разнообразию в его применении. Понятно после этого, что защитники его разделились на две фракции – левую и правую. Первая склонна видеть в Ангеле Иеговы субъективное представление, обязанное своим происхождением восточному (конкретному) образу мышления, и за библейскими сказаниями об Ангеле Иеговы признает значение простых идиллических рассказов, саг и легенд, общих еврейскому народу со всяким другими 85 . Напротив, правую сторону образуют те представители этой гипотезы, которые оставляют неприкосновенною истину и действительность библейского повествования, и, признавая в Ангеле Иеговы Самого Бога, только в отношен Его к твари, стоять не слишком далеко от древне-церковного воззрения 86 по нашему вопросу, именно: с древними отцами церкви усматривают в явлениях Ангела Иеговы предызображение явления Сына Божия. Сюда принадлежать напр., кроме Лянге, воззрение которого мы отметили выше, также уже упомянутый Сакк, Мейер, Бекк, Роос 87  и др. Совершенно очевидно, что в первой своей форме воззрение это не выдерживает никакой критики. Защитники его (Гердер, Розенмюллер и Кнобель) могут указать только два случая (терновый куст на Синае, Исх. 3:2–4  и огненно-облачный столп в пустыне), в которых Ангел Иеговы (во втором случай Maleach häelohim Исх. 14:19 ) упоминается совместно с видимым, чувственным знакомь богоявления; между тем как, если бы гипотеза Гердера была справедлива, упоминание о естественной среде или чувственном знаке богоявления должно было бы иметь место во всех случаях, где идет речь об Ангеле Иеговы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

говорят они, что одни погибают, а другие спасаются в зависимости от того, какими предстояло бы им стать во взрослом возрасте по предведению Божественного знания, если бы дожили они до деятельного возраста. И не понимают они, что благодать Божию. которую хотят сделать не предшествующей человеческим заслугам, а сопутствующей им. они подчиняют тем самым волениям, в отношен им которых они. по своему измышлению. не отрицают, что [благодать] им предшествует 7 . И. говоря в общем, они подчиняют избрание Божие всевозможным выдуманным заслугам, так что, поскольку не существует предшествующих, выдумывают будущие, которым не суждено быть. На основании этого нового рода нелепости у них выходит, что предузнано то, чему не суждено совершиться, а предузнанное – не совершено. Им, конечно, кажется, что куда разумнее удастся им ввести то предведенис человеческих заслуг Богом, в соответствии с которым [по их мнению] действует благодать Призывающего, когда приняты будут во внимание те народы, которым было попущено в прошедших веках ходить своими путями 8 , или же те, которые и ныне еще коснеют в нечестии ветхого неверия и которых не озарило еще просвещение законом или Евангелием. Потому, когда языческий народ, сидящий во тьме и тени смертной, благодаря тому, что уста проповедников отверсты и пути сотворены, видит свет великий 9 , и те, кто не были некогда Божиим народом, становятся теперь народом Его, и кого когда-то Он не миловал, теперь милует 10 , – на это они говорят, что Бог предвидел тех, кому предстояло уверовать, и так распределил сроки и служения учителей для всякого народа, чтобы в доброй воле возникла готовность уверовать. И не колеблется этим [утверждение о том], что Бог хочет, дабы все люди спаслись и пришли в познание истины 11 . Ведь неизвинительны те, кто могли быть наставлены естественным разумом к почитанию единого истинного Бога, и потому не услышали Евангелия, что, [даже услышав], не приняли бы его. 6. [Далее, они учат), что Господь наш Иисус Христос умер за весь человеческий род, и вовсе никто не исключен из искупления Его кровью, даже если [человек] проводит всю свою жизнь, нимало об этом не помышляя, ибо ко всем людям относится таинство Божественного милосердия, но многие не обновляются им.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Сколь продолжительно будет царствование антихриста? Священное Писание и святые отцы дают на этот вопрос точный ответ: царствование антихриста продолжится три года с половиною. Когда оно кончится? И при решении этого вопроса мы находим в Священном Писании и в святоотеческом учении определенный и ясный ответ, что царствование антихриста кончится с пришествием Иисуса Христа и пред кончиною мира, или за самый краткий срок пред пришествием Христа и кончиною мира. В какие времена наступит царствование антихриста? Из ответов на вопросы о конце и продолжительности царствования антихриста ясно видно, что оно начнется за три с половиною года, или немного более, до второго пришествия Христа и кончины мира. Таким образом мы знаем, когда придет антихрист, если считать с конца мира. Но это знание давало бы нам возможность определить время пришествия антихриста по отношению к началу мира и любому историческому моменту, например, по отношен к нашему веку, лишь в том случае, если бы мы знали, когда будет второе пришествие Христово, когда наступить конец мира. Но никто из людей никогда не знал и теперь не знает, когда совершатся эти два величайших события. По времени наступления их определить время пришествия антихриста не возможно. С другой стороны, и без отношения к пришествию Христову и кончине мира, прямо и непосредственно определить когда явится антихрист, тоже не возможно. Следуя естественному порядку, надлежало бы сначала рассмотреть вопрос о том, когда явится антихрист, когда наступит его царствование; затем решить вопрос о том, сколько времени оно продолжится; а в заключении исследовать вопрос о том, когда оно кончится. Но есть достаточные основания начать рассмотрение этих вопросов не с первого, а со второго, среднего, с вопроса о продолжительности царствования антихриста. Священное Писание и отцы Церкви дают твердые указания для определенного и окончательного решения этого вопроса; а решение этого вопроса дает возможность если не решить, то по крайней мере правильно поставить вопрос о том, когда явится антихрист, найти правильный путь для рассмотрения его и решения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Ср. в «Материалах по истории медицины в России» (т. 4): «Василий Кочуров умер пострелом; а как де его хоронили и на похоронах де появилося знамя пострельное у вдовы Арины у Ивановны жены Борыкова и то де знамя у той вдовы Арины выжигали и та де вдова и по ся места жива» (1631 г.) (Изв. имп. Томского ун-та, кн. 31, 1909, с. 18). «...а знамен на них пострельных моровых никаких не было»; «лошади и коровы, всякая животина пострелом мрут ли» (там же, с. 20, 24). Здесь пострел связывается с «моровым поветрием». «Писал еще к нам, что... люди моровым поветрием пострелом никто не умирывал» (там же, с. 30). Ср. в «Сказании о Вавилонском царстве» (XVII в.): «И царь Аксеркс тако Вавилон град от мору соблюл: то убо есть признака – моровой пострел» 291 . В «Очерках народной медицины» проф. Н. Ф.  Высоцкого (Зап. Моск. Археолог. Института, М., 1911, т. 11, вып. 1) приводятся такие народные названия: «Змеиный пострел – сибирская язва» (с. 17). «Пострел – lumbago (у немцев Hexenschuss, Drachenschuss), а также паралич» (с. 20) 292 . «Стрелы – стреляющие боли» (с. 21). «Термином стрелы – писал Н. Ф. Высоцкий – обозначаются также, не только стреляющие, колющие боли в различных частях тела, но и духи, их производящие. Стрелы – болезнь, пострел – ”черт“ – ”Пострел бы тя побрал!“ и пострел – внезапно наступающие, сильные боли в пояснице. У немцев существует заклинание, направленное специально против болезнетворного демона Geschoss, т.  е. Стрел» (с. 44). Любопытно, что в донских говорах, по указанию «Донского словаря» А. В.  Миртова 293 , употребляется в том же бранно-личном смысле слово выстрел (значение «нечистая сила»): «Ах, ты вистрилов сын; Ты иде, вистрилов сын, был?». Ср. употребление в том же смысле слова провал: «Ушли же окаянные, провал бы их взял» Вятск. Ср. украинск. «охват схватил». В южной части Череповецкого уезда Новгородской губернии: «Расстрел – периодические невралгии в различных частях тела» 294 . В череповецком говоре: «Расстрель. Временные невралгии в различных частях тела» (Герасимов, Сл. череповецк. говора, с. 77). В Мценском уезде Орловской губернии: «Растрел– лечебная трава» (Будде, Говоры Тульск. и Орловск. губ. с. 135).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Пройдет время, и в феврале 1917 года свержение монархии (а с ней и крушение Российской империи) будет организовано именно «сверху», высокопоставленными лицами, близкими к престолу, но тайно лелеявшими революционные замыслы. Крестовский в своих романах указал на угрозу за четверть века до катастрофы. Увы, к нему не прислушались. Однако это уже прошлое. Если же говорить о современности, то, пожалуй, самыми актуальными являются очерки писателя на малороссийскую тему. С ней Крестовский был связан неразрывно. Он малорус по происхождению. Родился в селе Малая Березайка Киевской губернии, где находилось имение его бабушки по материнской линии. Детство будущего писателя прошло, как напишет его биограф, «среди поэтической обстановки деревенской жизни в Малороссии». Любовь к родному краю Всеволод Владимирович сохранил на всю жизнь. Как и любовь к малороссийским песням. Помимо прочего, он перевел на русский литературный язык несколько стихотворений Тараса Шевченко. Действие одного из романов писателя проходит в Малороссии, в губернском городе с названием Украинск (под которым, вероятно, подразумевается Каменец-Подольский). И тем знаменательней, что, будучи горячим малорусским патриотом, Всеволод Крестовский подчеркивал национальное единство малорусов с великорусами. Ему довелось служить в пограничной страже. По долгу службы Всеволод Владимирович объезжал с инспекцией границы империи. Как правило, во время подобных поездок он делал записи, на основании которых создавал впоследствии путевые очерки. Два из таких очерков непосредственно относятся к Малороссии - «Вдоль австрийской границы» и «Русский город под австрийской маркой». Последний из названных - о Черновцах, административном центре Буковины. Населенные преимущественно малорусами Буковина, Галиция, Закарпатье, находились тогда в составе Австро-Венгрии. Но писатель считал их исконными русскими землями, поскольку русскими считал самих малорусов. Впрочем, тамошние жители считали так же. «Закордонные крестьяне, - отмечал Крестовский, - приходя иногда к нам, с большим участием и интересом расспрашивают, что делается «у нас» в Москве и в Киеве? Иначе они и не выражаются, как «у нас» в России, и царя называют «нашим», т.е. своим царем. Когда же им при этом напоминают, что у них есть свой цесарь в Вене, они ухмыляясь отвечают, что это так только пока, до времени, а что истинный царь их сидит в России, в Москве. Замечательно, что про Петербург никто из них никогда не поминает, как точно бы они и не знают о его существовании; но Киев и Москву знают решительно все и считают последнюю своею истинною столицей».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010