В сонме Новомучеников и Исповедников Российских Собором были прославлены как страстотерпцы император Николай II, императрица Александра Феодоровна, царевич Алексий, великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия, бессудно убиенные в Екатеринбурге 17 июля 1918 г. Собором были также канонизированы еще 57 святых, послуживших Богу и Церкви в разные исторические периоды, среди них — сщмч. митрополит Арсений (Мацеевич), валаамские преподобномученики, убитые шведскими протестантами, оптинские старцы, ранее местночтимые, подвижники ХХ в.: преподобные Алексий Зосимовский, Серафим Вырицкий, св. праведный Алексий Мечёв. Вслед за принятием деяния о канонизации святых Архиерейский юбилейный Собор заслушал доклад председателя синодальной Богословской комиссии Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева), посвященный деятельности возглавляемой им комиссии и освещению разрабатываемых ею тем, в частности состоянию богословской мысли РПЦ и ее взаимоотношениям с инославием. После краткой дискуссии по докладу Собор одобрил предложенный проект документа «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», в котором, с одной стороны, Православная Церковь характеризуется как единственная из конфессий, тождественная Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви Символа веры, а с другой— признается относительная церковность и инославных Церквей, насколько они сохранили наследие древней Церкви. На утреннем заседании 15 августа Собору был представлен доклад митрополита Смоленского Кирилла, председателя синодальной рабочей группы по выработке проекта «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». После долгой дискуссии по докладу, в которой участвовали митрополит Челябинский Иов (Тывонюк), архиепископы Винницкий Макарий (Свистун), Львовский Августин (Маркевич), Белгородский Иоанн (Попов), Таллинский Корнилий (Якобс), Тверской Виктор (Олейник), Аргентинский Платон (Удовенко), епископы Тираспольский Юстиниан (Овчинников), Вологодский Максимилиан (Лазаренко), отцы Собора постановили одобрить «Основы социальной концепции». Принятый документ стал уникальным явлением в истории Православной Церкви, поскольку ни одна другая Поместная Церковь не имеет подобного документа, в котором бы так полно и систематично была выражена позиция Церкви по общественным проблемам, в т. ч. таким, как собственность, светская культура и наука, мир, война, преступность, светское право, СМИ, труд, вопросы семьи и брака, биоэтики и экологии.

http://sedmitza.ru/lib/text/429349/

     На пленарном заседании, в соответствии c регламентом , было сделано 8 докладов. С докладом на тему " Междисциплинарные аспекты благотворительности " выступила член оргкомитета конгресса, преподаватель социологического факультета СПбГУ Е. А. Воронова . Рассказав о том, как зародилась идея проведения конгресса, являющегося продолжением прерванной в 1928 году традиции проведения подобных международных форумов, она подчеркнула актуальность такого рода мероприятий и обозначила широту охватываемой тематики. В докладе на тему " Отношение Русской Православной Церкви к социальным вопросам " профессор СПбДА протоиерей Владимир Мустафин указал на важность принятия Юбилейным Собором РПЦ 2000-го года " Основ социальной концепции " , согласно которой Церковь должна не удаляться от мира, а стремиться к его преображению (Ин. 17 гл.). Проф. В. Н. Андреев затронул тему " О православном отношении к собственности " . По мысли отцов Церкви, единым истинным Собственником в мире является только Бог, а нам дано быть лишь распорядителями и потребителями этой собственности. Ограничивая свои потребности, человек становиться способен поделиться благами с ближними.      Иерей А. Степанов , председатель Отдела по благотворительности Санкт-Петербургской митрополии, в докладе " Возрождение церковной благотворительности в СПб Епархии " подробно рассказал о благотворительной работе Санкт-Петербургской митрополии и о тех трудностях, которые встречаются на этом пути. Он указал на принципиальную особенность церковной благотворительности, которая исходит из глубин любящего сердца (1 Ин. 4:8). В докладе " Литература как благотворительность " профессор СПбГУ и СПбДА П. Е. Бухаркин обратил внимание на то, что литература до сих пор остается мощным средством, определяющим отношение человека к окружающему миру. Она способна воспитывать человека в добре и тем самым развить в нем любовь и милосердие к ближнему.       " Христианская благотворительность и опыт межконфессионального сотрудничества " - так назывался доклад доцента СПбДА протоиерея Владимира Федорова . Он подчеркнул, что мы должны заимствовать с Запада не только современные технологии, но и опыт социальных проектов, которым богата западная Церковь. Как пример удачной совместной работы он указал на совместные организации " Диаконический совет " и " Межхристианское партнерство " .

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=184...

Затем в ходе конференции выступил митрополит Кирилл, который отметил, что тема конференции весьма актуальна, так как для многих в современном обществе церковная жизнь остается загадкой. Владыка Кирилл выступил против отдельных попыток светских людей вмешаться в церковную жизнь, которые пытаются низвести Церковь до уровня частной жизни. Однако, подчеркнул глава ОВЦС МП, Церковь всегда интересовалась и интересуется всеми аспектами жизни общества; иначе и быть не может. В качестве примера он привел Социальную концепцию Русской Православной Церкви, которая посвящена отношению Церкви ко всем важным проблемам общественной жизни. Митрополит Кирилл отверг приписываемые Церкви со стороны определенных сил обвинения в так называемой " ползучей клерикализации " . " Наша миссия заключается не в получении власти, а в служении людям, и поэтому никто не может лишить Церковь права выносить суждения по всем вопросам жизни общества " , - подчеркнул владыка. Он отметил, что необходимо развивать принцип симфонии властей в современных условиях. Также митрополит Кирилл выразил свою озабоченность противодействию отдельных чиновников введению " Основ православной культуры " (ОПК). Коснулся проблемы ОПК и Святейший Патриарх Алексий II, назвав ее " больной темой " . Он отметил, что небольшая группа чиновников пытается противодействовать введению этого предмета в школе. Между тем, по мысли Предстоятеля РПЦ, игнорирование ОПК может привести к пагубным последствиям для общества. Алексий II считает, что каждый житель России должен знать основы своей культуры. " Мы не пришельцы на этой Земле, мы продолжаем великие традиции наших предков " , - подчеркнул он. В связи с этим Патриарх обратил внимание на празднование 4 ноября государственного праздника - Дня народного единства - дня, который объединяет Русский народ. В своем выступлении митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий рассказал о том, что на нынешнюю выставку " Православная Русь - к Дню народного единства " из Воронежа были привезены для поклонения святые мощи святителя Митрофана Воронежского. Владыка Сергий отметил огромную роль святителя Митрофана в становлении церковно-государственных отношений в начале XVIII века, подчеркнув, что Царь Петр так и не решился вплоть до блаженной кончины святителя отменить Патриаршество. По словам митрополита Сергия, отношения между Петром I и святителем Митрофаном являются одним из лучших примеров идеальных церковно-государственных отношений. Митрополит Сергий также подчеркнул, что впоследствии, уже в ХХ веке, Воронежская епархия стала местом, где обрели мученическую кончину тысячи православных людей.

http://ruskline.ru/news_rl/2007/11/01/sv...

Отвергать их или принижать авторитет символических книг значит пресекать всякую возможность соборного богословия после Древней Церкви, в том числе и принятие обсуждаемого Катехизиса. В самом деле, в эпоху Древней Церкви не было ни биоэтики, ни путей богословского осмысления биоэтических проблем. Но ведь это никоим образом не означает, что обширная часть включенных в проект Катехизиса «Основ социальной концепции РПЦ» не обладает авторитетом или не соответствует учению отцов Древней Церкви. Итак, критерий соответствия учению именно Древней Церкви не традиционен для Православия и не может использоваться для оценки символических книг. Напротив, следует подтвердить их высокий соборный авторитет, каким они всегда пользовались в последние века. Сотворение мира Проблема буквального или аллегорического прочтения Шестоднева радикально решена в проекте Катехизиса: «Слово “день”» в Священном Писании имеет много значений и не всегда указывает на календарные сутки. “Днем” называются различные по продолжительности периоды времени… “Дни творения” — это последовательные этапы создания Богом мира видимого и невидимого» (с. 39, 40). Однако такое решение противоречит традиции Восточной Православной Церкви. Подавляющее большинство святых отцов, обращавшихся к истории сотворения мира, воспринимали текст книги Бытия совершенно буквально. Характерны слова прп. Ефрема Сирина в толковании на 1 главу книги Бытия: «Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание. Непозволительно также говорить, будто бы что по описанию сотворено в продолжении шести дней, то сотворено в одно мгновение, а также будто бы в описании том представлены одни наименования: или ничего не означающие, или означающие нечто иное». Существует множество подборок цитат святых отцов, буквально понимающих Шестоднев, например здесь: http://hexameron.cerkov.ru/ . В Катехизисе свт. Филарета сотворение мира, конечно, тоже понимается буквально. В книге прот. К. Буфеева «Православное учение о Сотворении и теория эволюции» приведены сотни цитат не только из святых отцов, но и из богослужебных книг, в которых дни творения понимаются буквально.

http://bogoslov.ru/article/5493616

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Православная Энциклопедия, т. 3: " АРХИЕРЕЙСКИЙ ЮБИЛЕЙНЫЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 2000 г. " АРХИЕРЕЙСКИЙ ЮБИЛЕЙНЫЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ , заседал 13–16 АВГУСТА 2000 г. в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя, в работе Архиерейского юбилейного Собора участвовали 144 архипастыря. После совершения Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля Собор открыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Затем Архиерейский юбилейный Собор утвердил программу и регламент заседаний. Президиум Собора в соответствии с «Уставом об управлении Русской Православной Церкви» составил Священный Синод. Собор избрал секретариат из 4 архиереев во главе с секретарем Собора — Управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Солнечногорским Сергием (Фоминым), Редакционную комиссию из 11 иерархов под председательством митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева), Председателя ОВЦС МП, а также Мандатную комиссию из 3 архиереев под председательством митрополита Одесского и Измаильского Агафангела (Саввина). В первый день заседаний Патриарх Алексий огласил доклад «Русская Православная Церковь на рубеже веков», в котором дал характеристику деятельности РПЦ на исходе 2-го тысячелетия и привел статистические данные: к 2000 г. в Московский Патриархат входило 130 епархий, возглавлявшихся 128 епархиальными и 25 викарными архиереями, 545 монастырей, 19 417 приходов. В докладе Первосвятителя были подробно освещены и проанализированы высшее и епархиальное церковное управление, проблемы приходской жизни, монастыри и монашество, состояние системы духовного образования, церковный бюджет и хозяйственная деятельность РПЦ, церковная печать, церковное служение молодежи, социальное служение Церкви, миссионерство, а также вопросы взаимоотношений Церкви с армией и правоохранительными учреждениями. Свой доклад Святейший Патриарх завершил представлением задач, стоявших перед Архиерейским юбилейным Собором: оценка деятельности РПЦ на рубеже тысячелетий, канонизация Собора святых мучеников и исповедников и иных угодников Божиих, принятие новой редакции «Устава Русской Православной Церкви», рассмотрение проекта «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» и проекта документа об основных принципах отношений Русской Церкви с инославными Церквами.

http://sedmitza.ru/lib/text/429349/

Филарета. Преемственность веры По свидетельству проекта, в нем «сохранялась преемственность с “Пространным Катехизисом” святителя Филарета, однако имеется и ряд принципиальных отличий не только от него, но и от всех предыдущих Катехизисов» (с. 7–8). К сожалению, не объясняется, чем обусловлены эти принципиальные отличия. Если речь идет лишь о пересказе основ веры современным языком, то отличия не могут быть принципиальными. Если же речь идет об изменении основ веры, то такая задача не может быть поставлена даже перед Вселенским Собором, который должен не предлагать нововводное учение, но «последовать святым отцам» (ср. орос IV Вселенского Собора). Итак, в предисловии к Катехизису следует более подробно отразить суть принципиальных отличий от Катехизиса свт. Филарета и обосновать, что они не меняют основ нашей веры. Содержание нового Катехизиса В качестве трех последних глав в Катехизис включены три документа, принятые на Архиерейских Соборах 2000 и 2008 гг.: «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» и «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию». Как представляется, их включение в Катехизис в качестве неотъемлемой части необоснованно. Они были приняты самостоятельно, определяли позицию Церкви по некоторым актуальным вопросам и изначально не имели катехизического характера. Составители Катехизиса также не определились с их статусом: например, отмечается, что «тема отношения Православной Церкви к этим и иным христианским традициям в Катехизисе не рассматривается», хотя документ «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию» «составляет Часть VI настоящего Катехизиса» (с. 9). Помещение этих трех документов в проект существенно увеличивает объем Катехизиса, вопреки его ожидаемой краткости и простоте. Поэтому целесообразно поместить их в приложение к Катехизису. Что характерно, в сносках, содержащих отсылки к этим документам, они определены как помещенные в приложение (с.

http://bogoslov.ru/article/5493616

С одной стороны, книга архимандрита Дамаскина – это грамотное и всесторонне изучение всех исторических фактов и умение обосновать те или иные явления в историческом контексте, в конкретных исторических условиях, а с другой стороны, умение оставаться на исторических позициях, не отбрасывая исторические данные для приукрашивания действительности, умение отстаивать историю подвигов, а не выдумывать мифы о подвигах. И такой подход, безусловно, может принести реальную и огромную пользу для формирования духовно-нравственного фундамента для российского общества.   Книга архимандрита Дамаскина открывает неизвестные пласты исторического прошлого и его влияния на современные процессы в России. Это общие научные слова, за которыми действительно находится кладезь новых фактов, новых идей и новых концепций и взгляда автора – архимандрита Дамаскина. Что же это за прошлое? И на какие процессы современности оно влияет? Прошлое – это сотни судеб подвижников, пострадавших за веру в годы государственных гонений на Церковь. Процессы современности – формирование нового российского православного общества.   Книга архимандрита Дамаскина является ориентиром для общественных деятелей, которые занимаются формированием основ российского общества. Архимандрит Дамаскин описывает историю святых России как собственно историю самой России. Святые формируют общество через ценностные ориентиры русского самосознания и русской государственности. И история этих процессов – очень интересна.   Книга отвечает на вопрос – как воспитывать детей в школах? Но выражаясь современным языком «где школьники и где святые»? Эти два полюса жизни, которая сходятся в точке формирования современных основ воспитания молодежи. Постижение жизни святых поможет читателям сделать нравственный и религиозный выбор в чрезвычайных внешних обстоятельствах.   Общественная жизнь России выявляет необходимость создания корпуса «положительных примеров для подражания». Можно говорить о канонизации как об одном из аспектов новой (главным образом, православной) идеологии в России. В этом контексте стремление автора книги – архимандрита Дамаскина к объективному, честному и глубокому анализу феномена канонизации святых, является крайне важной и актуальной работой для постсоветского времени. Нам глубоко импонирует такой подход к этой сложной и трудной теме.  

http://fond.ru/index.php?menu_id=375&men...

Председатель Синодальной Богословской комиссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, представит доклад, в котором, в частности, будут обрисованы предлагаемые для принятия Собором и одобренные Священным Синодом Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию. Появление такого общецерковного документа полагал бы особенно важным ввиду многих вопросов, поднимаемых нашей паствой и внешним миром. Наконец, нам надлежит рассмотреть проект Основ социальной концепции Русской Православной Церкви, разработанный согласно решению Архиерейского Собора 1994 года особой Синодальной рабочей группой под председательством митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, а затем одобренный Священным Синодом. Этот объемный, развернутый документ дает богословскую оценку наиболее важным проблемам современности и устанавливает ряд правил, которыми священнослужители и миряне должны руководствоваться во взаимоотношениях с государством и светским обществом, а также в пастырской и просветительской практике, связанной с новыми явлениями жизни. Не побоюсь сказать, что разработка Основ социальной концепции стала первым трудом такого рода в истории не только Русской Церкви, но и всех Поместных Православных Церквей. Призываю со вниманием отнестись к представленному тексту и к его принятию. Дорогие Преосвященные Владыки – отцы сего Освященного Собора! Перед началом наших трудов, имеющих историческое значение для Святой Русской Православной Церкви, перед принятием судьбоносных решений, которых ожидают наши пастыри и чада, призываю всесильную помощь Духа Святого, руководящего соборной волей церковных иерархов. Прошу каждого из вас осознать великую ответственность перед Богом, Церковью, людьми и историей. Проникнемся заботой об утверждении Святого Православия, о созидании тела Христова – Церкви его, о благе наших пасомых и всего мира. В этот благословенный год, когда мы празднуем 2000-летие Рождества Христова, вступая в новый век и новое тысячелетие, – прислушаемся особо ко гласу Господа и пребудем в Нем, “чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его” (1 Ин. 2. 28). Последние публикации раздела Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/429352/

Заместитель Управляющего делами Московской Патриархии архимандрит Савва (Тутунов) сообщил, что на Соборе будут представлены все страны канонической территории Русской Православной Церкви. В нем могут принять участие 377 правящих и викарных архиереев Русской Православной Церкви, а также архиереи, находящиеся на покое. Протоиерей Николай Балашов добавил, что кроме архиереев из России на Соборе будут присутствовать архипастыри Русской Православной Церкви, проживающие в 22 странах. В частности, все архиереи Украинской Православной Церкви, за исключением одного, подтвердили свое участие. Митрополит Феодосий рассказал о значении Собора для развития церковной жизни в епархиях на примере Тамбовское епархии. Отвечая на один из вопросов журналистов, касающийся темы образования, В.Р. Легойда отметил: " Церковь, верующие люди обеспокоены вообще состоянием образования в нашем обществе, а не только преподаванием Основ религиозной культуры и светской этики. Неверно сводить церковную озабоченность в сфере образования к преподаванию " собственного " (в кавычках) предмета. Повторяю, что мы понимаем важность понимаем важность развития и образования, и научной сферы. И это то, что не нужно обосновывать: вы прекрасно знаете об инициативах Церкви, о внимании, которое Церковь и лично Святейший Патриарх уделяет этому вопросу. Вообще, образовательная тема, в частности, на заседаниях Высшего Церковного Совета, является сквозной. То есть, на каждом заседании Высшего Церковного Совета, одного из органов управления нашей Церковью, рассматриваются вопросы, связанные с образованием " . Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ обратил внимание на положительные стороны возможного расширения преподавания предметов модуля " Основы религиозной культуры и светской этики " в культурологическом и практическом аспекте. " Напомню, что это сегодня шесть предметов, из которых выбирают родители – конечно, в 4 классе не дети всё же выбирают, а их родители: это четыре традиционные религии для России, а также Основы светской этики – напомню, это было предложение Русской Православной Церкви – и Основы мировых религий. Понятно, что изучить это за один год практически невозможно. Представьте, что у нас литературу бы преподавали в школе один год из одиннадцати. Поэтому, естественно, нам бы хотелось, чтобы изучение религиозных основ культуры было представлено в образовательном процессе шире. При этом мы понимаем перегруженность процесса учебного, все это принимается во внимание в нашем диалоге с Министерством образования " . Вместе с тем следует учитывать, что изучение дисциплин данного образовательного модуля позволяет усвоить важные базовые понятия, поэтому данный процесс сравним с освоением языка культуры, которое необходим для ее восприятия. Таков культурологический аспект.

http://religare.ru/2_114363.html

Именно это глубокое, корневое отличие духовного опыта Православия и делает Свидетельство чрезвычайно сложной задачей. За годы участия православных в экуменическом движении стало ясно, что Православное свидетельство сможет быть успешным лишь на основе последовательной, обоснованной критики предпосылок, содержания, этоса, культурно-исторического и социального контекста и самих духовных основ инославия. Для этого же необходимо более ясное понимание самой протестантской проблематики, изучение богословских и духовных основ. Стало ясно также и то, что вся проблематика диалога с инославием, ее внутренняя динамика требует в качестве ответа не готовых и застывших схем, а постоянного и творческого осмысления собственной традиции. Стало ясно, что участие в экуменическом движении дает мощный стимул развитию православной богословской мысли, именно как ответа на вопрошания инославия. Вновь со всей актуальностью проявилась мысль о том, что Евангелие, Предание Церкви, догматическое учение должны всякий раз как бы заново воплощаться в новом культурно-историческом контексте. Экуменические диалоги выявили удивительную закономерность: вступление в дискуссию с инославием по, казалось бы, далеким от святоотеческих проблемам современности и темам, волнующим инославных, с неизбежностью требует от православных богословов все большего врастания в святоотеческую традицию и мысль. Способность к диалогу с инославием обуславливается мерой творческой укорененности в своей собственной традиции. Русская Православная Церковь на протяжении всех лет своего участия во Всемирном Совете Церквей занимает позицию конструктивной критики по отношению к ВСЦ. Это связано с исторически обусловленными особенностями структуры Всемирного Совета Церквей. С самого начала в ВСЦ доминировала протестантская стихия. Православные, принимая участие в работе ВСЦ, понимали, что они должны будут нести Свидетельство в сложных условиях, когда сама возможность обсуждения той или иной темы определяется в результате голосования, при котором, они могут оказаться в меньшинстве.

http://sedmitza.ru/lib/text/429403/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010