Если терапевтические и хирургические методы лечения не позволяют избежать бесплодия, Церковь призывает воспринять бездетность как особое жизненное призвание . Благочестивые супруги имеют возможность проявить свою христианскую любовь и жертвенность, посвятив себя воспитанию приемных детей. Вместе с тем, учитывая значительное развитие репродуктивных технологий со времени выхода «Основ социальной концепции», что привело, в том числе, к появлению возможности образовать в процессе ЭКО и перенести в утробы матери только один или два эмбриона, Церковь также допускает для супругов, находящихся в детородном возрасте, возможность осуществления ЭКО при непременном исключении следующих медицинских методов : На исключение этих методов должно быть указано в документах, фиксирующих соглашение между родителями и медицинским учреждением. Упомянутые требования соблюдаются при следующих вариантах ЭКО: В каждом конкретном случае решение о применении ЭКО может быть оставлено на усмотрение духовника, который знает духовные силы семейной пары, способность супругов нести дальше крест бесчадия. При этом, поскольку существуют опасения, что совершенствование репродуктивных технологий и их широкое внедрение может привести к девальвации семейных ценностей и разрушению семейно-брачных отношений, Церковь напоминает о фундаментальной ценности семьи и о том, что ребенок должен рождаться в супружеской семье. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XII, 4. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XII, 2. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XII, 4. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XII, 4 Пояснительная записка к проекту документа «Этические проблемы, связанные с методом Экстракорпорального оплодотворения» В ходе обсуждений проекта документа в Комиссии по богословию и богословскому образованию также было выражено следующее мнение: В настоящее время среди церковной общественности существует разномыслие по вопросу об использовании ЭКО. Часть духовенства и медицинских специалистов выступают принципиально против ЭКО в любом его виде. Другие заявляют, что категорическое запрещение применять метод ЭКО для бездетных православных христиан будет означать лишение их возможности обрести радость родительства.

http://bogoslov.ru/article/6169719

На исключение этих методов должно быть указано в документах, фиксирующих соглашение между родителями и медицинским учреждением. Упомянутые требования соблюдаются при следующих вариантах ЭКО: 1. ЭКО в естественном цикле, осуществляемое без гормональной стимуляции будущей матери с внекорпоральным оплодотворением одной или двух полученных от нее яйцеклеток и перенесением их в ее утробу после оплодотворения. 2. ЭКО в частично модифицированном естественном цикле, при котором применяется минимальная гормональная стимуляция с получением так же одной или двух яйцеклеток. 3. ЭКО в стимулированном цикле, когда по итогам гормональной стимуляции извлекается большое количество яйцеклеток, при условии, что внекорпоральному оплодотворению будет подвергнуто только такое количество яйцеклеток, которое затем будет перенесено в утробу матери без заморозки. В каждом конкретном случае решение о применении ЭКО может быть оставлено на усмотрение духовника, который знает духовные силы семейной пары, способность супругов нести дальше крест бесчадия. При этом, поскольку существуют опасения, что совершенствование репродуктивных технологий и их широкое внедрение может привести к девальвации семейных ценностей и разрушению семейно-брачных отношений, Церковь напоминает о фундаментальной ценности семьи и о том, что ребенок должен рождаться в супружеской семье. Примечания: 1 — Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XII, 4. 2 — Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XII, 2. 3 — Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XII, 4. 4 — Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XII, 4 Пояснительная записка к проекту документа «Этические проблемы, связанные с методом Экстракорпорального оплодотворения» В ходе обсуждений проекта документа в Комиссии по богословию и богословскому образованию также было выражено следующее мнение: В настоящее время среди церковной общественности существует разномыслие по вопросу об использовании ЭКО. Часть духовенства и медицинских специалистов выступают принципиально против ЭКО в любом его виде. Другие заявляют, что категорическое запрещение применять метод ЭКО для бездетных православных христиан будет означать лишение их возможности обрести радость родительства.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5768021...

«Нам необходимо дать принципиальный, богословский ответ на проблемы церковно-государственных и церковно-общественных отношений, предназначенный для всех наших пастырей, для всей паствы. А они живут в многочисленных странах, как на канонической территории Русской Церкви, так и за ее пределами. И цель работы мы видели в том, чтобы подготовить базовый документ, рассчитанный не на год-два, но, по крайней мере, на ближайшие десятилетия». Разработчики " Основ… " исходили из того, что «в условиях колоссальных исторических перемен, которые произошли в нашем обществе, да и в мире в целом в конце второго тысячелетия, мы не можем ограничиваться отдельными заявлениями по злободневным вопросам. Необходима долгосрочная программа общественного служения Церкви, опирающаяся на православное богословское осмысление положения Церкви в плюралистическом секулярном обществе. Общество, к которому принадлежит большинство нашей Церкви, не определяется более идеологией государственного атеизма, как в предшествовавшие десятилетия, но отнюдь не является и однородно-православным, как это было на протяжении долгих веков — большей части второго тысячелетия». В принятых Архиерейским Собором «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» последовательно раскрыта тема взаимоотношений Церкви с государством и обществом как в целом, так и в актуальных аспектах: Церковь и нация, Церковь и государство, Церковь и политика, Церковь и светские СМИ, христианская этика и светское право, взаимоотношения христианства и светской науки, культуры и образования; изложено православное учение о труде, собственности, личной, семейной и общественной нравственности, о личном и общенародном здоровье; сформулировано отношение к вопросам глобализации и секуляризации как мировых тенденций развития к войне и миру, явлениям преступности и системе наказаний, к проблемам биоэтики, экологии. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» стали базовым документом для многих общецерковных решений на последующее время. Кроме того, митрополит Кирилл представлял «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» на Парламентских слушаниях в Москве в 2001 г.

http://patriarch.patriarchia.ru/osnovy-s...

Как видим, тоже никакой политической идеологии. На Архиерейском Соборе 2000 г. были приняты «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». В числе прочего там было сказано нечто и о христианском патриотизме: «II.3. Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этнической общности и как общности граждан государства. Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам. Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание. Когда нация, гражданская или этническая, является полностью или по преимуществу моноконфессиональным православным сообществом, она в некотором смысле может восприниматься как единая община веры – православный народ. П.4. В то же время национальные чувства могут стать причиной греховных явлений, таких как агрессивный национализм, ксенофобия, национальная исключительность, межэтническая вражда. В своем крайнем выражении эти явления нередко приводят к ограничению прав личностей и народов, войнам и иным проявлениям насилия. Православной этике противоречит деление народов на лучшие и худшие, принижение какой-либо этнической или гражданской нации. Тем более несогласны с Православием учения, которые ставят нацию на место Бога или низводят веру до одного из аспектов национального самосознания» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. II. Церковь и нация). Таким образом, христианский патриотизм в «Основах социальной концепции» рассматривается как одна из форм деятельной любви к ближнему, одной из двух важнейших заповедей. Однако для противников патриотизма из рядов нашей Церкви, утверждающих, что у христианина есть только одно Отечество – на небесах (и приводящих в пользу этого вырванные из контекста цитаты святых) сей документ – не авторитет. Что ж, посмотрим, что по поводу любви к Отечеству и служения ему, говорили наши святые. Это может пригодиться тем, кто занимается апологией христианского патриотизма в церковной среде.

http://ruskline.ru/opp/2022/10/28/hristi...

«Мы ясно заявляем о невозможности для себя дальнейшего пребывания в любой форме канонического подчинения Московскому патриарху. Это веление нашей христианской совести», — подчеркивают авторы обращения. «Наша позиция полностью соответствует Евангелию и церковному Преданию. Защита Родины от врага является одной из главных христианских добродетелей. Особо хотим подчеркнуть, что наша позиция отвечает и внутреннему законодательству Русской Православной Церкви. Еще в 2000 г. были приняты Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. В этом документе одобряется христианский патриотизм, проявляющийся в том числе “в защите отечества от неприятеля” ( II, 3 ). Также в Основах социальной концепции четко указано, что “Церковь… не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости” ( VIII, 2 ). Также в этом документе отмечается, что “во время войны необходимо обеспечить защиту гражданского населения от прямых военных акций” ( VIII, 3 )», — указано в заявлении. «В то же время и патриарх Кирилл, и многочисленные епископы и священники в России, — продолжают клирики УПЦ, — прямо нарушают нормы Основ социальной концепции » ( III, 8 ). Задумываясь над истоками позиции Русской Православной Церкви относительно военных действий России в Украине, подписавшиеся приходят к выводу о том, что одной из идейных основ этих действий стала доктрина «русского мира», которую уже много лет пропагандирует лично патриарх Кирилл: «Эта доктрина активно формировалась российскими политологами и социологами начиная с 1990х гг. Ее целью является сохранение влияния Российской Федерации на территории бывшего Советского Союза после его бесславного распада. Идеологи “русского мира”, в частности внутри Московского Патриархата, никогда не скрывали, что эта доктрина должна способствовать российскому ирредентизму, то есть постепенному установлению политического контроля России над территориями, ранее входившими в состав Советского Союза или даже Российской империи».

http://azbyka.ru/news/okolo-300-svjashhe...

7. Мученики и исповедники, отдававшие свою жизнь за Христа и Его Церковь, в изобилии были как среди принявших " Декларацию " , так и среди отвергавших ее. Из тех и других многие ныне причислены к лику святых. Действия митрополита Сергия, которые вызывали и вызывают так много споров, были, несомненно, продиктованы поиском путей сохранения церковной жизни в наступившей переломной эпохе, в небывало тяжелых условиях. " Трагедия митрополита Сергия заключается в том, что он пытался " под честное слово " договориться с преступниками, дорвавшимися до власти " 8. Как в зарубежной части Русской Церкви, так - что особенно важно - и внутри России " Декларация " расценивалась церковным народом как болезненный, трагический компромисс, но не как свободный голос Христовой Церкви. 9. В полном согласии с церковным, святоотеческим учением об отношении Церкви и мирской власти сформулированы соответствующие главы документа, принятого на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви Московского Патриархата (август 2000 года) и вскоре получившего положительную оценку на Архиерейском Соборе Русской Зарубежной Церкви (октябрь 2000 года). Основы социальной концепции Русской Православной Церкви в ряде положений ясно указывают принципы церковного подхода к взаимоотношениям Церкви и государства. В частности, здесь говорится о том, что Церковь при определенных обстоятельствах должна призвать к гражданскому неповиновению. " Основы " содержат мысли, принципиально отличающиеся от тех, что выражены в " Декларации " . Сопоставляя " Декларацию " с Основами социальной концепции, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл на Архиерейском Соборе в октябре 2004 года отметил: " Свободный голос Церкви, с особенной отчетливостью прозвучавший в этом соборном документе ( " Основах " ), даёт возможность взглянуть по-новому на " Декларацию " . При всем понимании того, что курс отношения к государству, который был избран в 1927 году, обосновывался побуждениями сохранить возможность легального существования Церкви, - этот курс Собором Русской Православной Церкви авторитетно был признан не соответствующим подлинной норме церковно-государственных отношений. Эпохе церковной несвободы пришел конец " .

http://sedmitza.ru/lib/text/429886/

Вместе с тем, отметил митрополит Иларион, закон 1997 года «имеет ряд изъянов и слабых мест»: «Он не обеспечивает защиту традиционных религиозных ценностей, в нем не прописан механизм участия Церкви в сфере религиозного образования, социального служения и др. Кроме того, из Закона была исключена статья, согласно которой священнослужители имели право на отсрочку от призыва в армию». Между тем, заметил он, «Русская Православная Церковь в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви приняла " Основы социальной концепции " , где четко изложила свое видение взаимоотношений с государством». Суть этой концепции, по словам архиерея, заключается в следующем: «Церковь не стремится к слиянию с государством, она не вмешивается в дела государственного управления и политику. В то же время мы хотим, чтобы интересы православных верующих, которыми сейчас в России себя считают не менее 80% населения, учитывались государством. Церковь выражает свою лояльность государству, однако, до известной степени. В " Основах социальной концепции " прямо сказано, что " Церковь сохраняет лояльность государству, но выше требования лояльности стоит Божественная заповедь: совершать дело спасения людей в любых условиях и при любых обстоятельствах " . Церковь может призвать своих чад к неповиновению властям в случае, когда власть явно требует от человека совершать грех. Однако, к счастью, до такой ситуации в России пока далеко». «Современные отношения Церкви и государства развиваются в различных направлениях», - продолжил митрополит Иларион. Но есть и проблемы. Среди таковых он назвал трудности с введением предмета «Основы православной культуры», решение вопросов в имущественной сфере, налогового законодательства и некоторые другие. Вместе с тем, подчеркнул он, «серьезные сдвиги мы наблюдаем в настоящее время в области церковно-государственного взаимодействия в армии». «Армейское руководство сделало шаг навстречу традиционным религиозным организациям, прежде всего Русской Православной Церкви, к которой себя относят не менее 70% военнослужащих. В этом году начал действовать новый закон, согласно которому священнослужители нашей Церкви, а также муллы и раввины зачисляются в штат воинских частей в качестве помощников командира воинской части по воспитательной работе с постоянным денежным довольствием», - отметил митрополит Иларион.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/10/20/vz...

Предварительные результаты работы обсуждались на Богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное богословие на пороге третьего тысячелетия» (7-9 февраля 2000 года) и на специально организованном для этой цели симпозиуме «Церковь и общество — 2000», который состоялся в Свято-Даниловском монастыре 14 июня сего года с участием около 80 представителей различных церковных, государственных и общественных институтов. Замечания и предложения, высказанные в ходе этих обсуждений, были учтены при доработке проекта Концепции. Наконец, проект был рассмотрен и одобрен (с внесением некоторых поправок) на заседании Священного Синода 19 июля сего года. При этом документ, который, в соответствии с синодальным определением, ныне выносится на рассмотрение Освященного Архиерейского Собора, получил название «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Надеюсь, дорогие владыки, что вы уже нашли время предварительно ознакомиться с проектом, который был вручен каждому из вас по прибытии на Собор. Конечно, невозможно в соборном заседании огласить этот объемистый текст, воплощающий итог длительной работы. В сегодняшнем представлении я остановлюсь на особенно важных положениях, входящих в состав 16 разделов представленного проекта. Но прежде хотел бы сказать о том, чего в данном документе искать не следует. Он не затрагивает многих важных, но сиюминутных, краткосрочно-актуальных вопросов, а также проблем отдельных епархий. Мы сознательно избегали обсуждения ситуации в конкретных государствах. Ведь около половины приходов Московского Патриархата сегодня находится вне пределов Российской Федерации. Нам необходимо дать принципиальный, богословский ответ на проблемы церковно-государственных и церковно-общественных отношений, предназначенный для всех наших пастырей, для всей паствы. А они живут в многочисленных странах, как на канонической территории Русской Церкви, так и за ее пределами. И цель работы мы видели в том, чтобы подготовить базовый документ, рассчитанный не на год-два, но, по крайней мере, на ближайшие десятилетия.

http://sedmitza.ru/lib/text/429361/

Среди других тем, поднимавшихся при обсуждении доклада Его Святейшества, были пастырская и духовническая практика, богословское образование, монашеская жизнь, отношение к межхристианским связям, ряд вопросов церковного устройства и управления. Затем председателем Синодальной комиссии по канонизации святых митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием были представлены доклад и материалы к прославлению новомучеников и исповедников ХХ века и других подвижников веры и благочестия. Во второй половине дня после обстоятельной дискуссии Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви единогласно принял решение прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименно известных и доныне миру неявленных, но ведомых Богу. К Собору новомучеников и исповедников ХХ века причислен и ряд местночтимых святых. Собором прославлены как страстотерпцы в сонме новомучеников и исповедников Российских Император Николай II, Императрица Александра, царевич Алексей, великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия. Деяние Собора, в частности, гласит: " В последнем православном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года, был явлен побеждающий зло свет Христовой веры " . Канонизированы и другие святые, послужившие Богу и Церкви в разные исторические периоды. Собор заслушал доклад председателя Синодальной Богословской комиссии митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси. После краткой дискуссии по докладу Собор одобрил Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию. 15 августа продолжил свою работу Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. В первой половине дня был представлен доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, председателя Синодальной рабочей группы по выработке проекта Основ социальной концепции Русской Православной Церкви. Заслушав доклад и имев обстоятельную дискуссию, отцы Собора постановили одобрить Основы социальной концепции.

http://sedmitza.ru/lib/text/429436/

Заграничная часть Русской Церкви почитает себя неразрывною духовно-единою ветвью великой Русской Церкви. Она не отделяет себя от своей Матери-Церкви и не считает себя автокефальною. Она по-прежнему считает своею главой Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра и возносит его имя за богослужениями " . Мы считаем необходимым напомнить нашей пастве эти основы автономного существования нашей зарубежной части Русской Церкви. Хотя оно продолжалось многие десятилетия, это положение было обусловлено безпрецедентной ситуацией Церкви при богоборческом тоталитарном режиме на Родине, и Русская Зарубежная Церковь никогда не мыслила себя вне Всероссийской Поместной Церкви. Если разделение русского народа вследствие революции и гражданской войны было разделением по плоти, то появление Декларации внесло разделение идеологическое, духовное. Власть хотела лишить Церковь самостоятельности, дискредитировать ее, разделить, покорить, и, поэтому в навязанной ею Декларации затуманивалась суть взаимоотношений Церкви и власти. Упоминаемое в Декларации требование " от заграничного духовенства дать письменное обязательство в полной лояльности Советскому Правительству во всей своей общественной деятельности " было неприемлемо для русских людей в зарубежье, как попытка лишить их свободы обличать безбожие, разоблачать гонителей Церкви, свидетельствовать о подвиге новомучеников. К годовщине своего избрания глава Русской Православной Церкви Московского Патриархата, Святейший Патриарх Алексий, высказался критически в отношении Декларации, сказав, что «неправда замешана в его (митрополита Сергия) Декларации» и что в ней налицо «подчинение Церкви интересам государственной политики» («Известия», 10.06.1991). В 2000 году Архиерейский Собор в Москве принял «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», в которой определяется норма церковно-государственных отношений, по существу обличающая Декларацию и объявляемый ею курс. Среди прославленных в том же году новомучеников российских, были и те, кто обличали Декларацию и не приняли курс митрополита Сергия, но продолжали – также как Русская Зарубежная Церковь – поминать митрополита Петра как главу Русской Церкви. Таким образом, возникли предпосылки для плодотворного диалога на новой основе. Этому развитию были посвящены две исторические конференции (в 2001 и 2002 гг.), включавшие независимых историков наряду с клириками обеих частей Русской Церкви. Затем, к концу 2003 года были назначены встречные комиссии для диалога и разработки всех вопросов, препятствующих дальнейшему сближению и в дальнейшей перспективе - молитвенно-евхаристическому общению.

http://pravoslavie.ru/11687.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010