Закрыть itemscope itemtype="" > Символы Евангелистов у прп. Андрея Рублева Иконография «Спас в силах» 03.09.2023 1995 Время на чтение 31 минут Источник: rublevmuseum Далеко не все христиане, даже в среде образованных, могут объяснить происхождение и значение символов четырех Евангелистов: Ангела, Орла, Тельца и Льва. Хотя на эту и близкую ей тему иконографии «Спас в силах» написано большое количество специальных исследований, статей и даже книг. Илл. 1. Христос с апостолами Петром и Павлом. Агнец на горе, из которой истекают четыре райские реки.Фреска в катакомбах Петра и Марцеллина. Сер. IV в., Рим Первоначально символами евангелистов служили четыре райские реки, в древнехристианском искусстве они представлены множеством памятников. Самый ранний из сохранившихся, возможно, фреска в катакомбах Марцеллина и Петра IV в. (илл. 1) и примерно того же времени мозаика в мавзолее Санта-Констанца 2 пол. IV в. (илл. 2). Илл. 2. Христос Эммануил с апостолами Петром и Павлом. Из-под Его ног истекают четыре райские реки. По сторонам от них четыре агнца символизируют четырех Евангелистов. Мозаика в мавзолее Санта-Констанца. 2-я пол. IV в., Рим Также второй половиной IV в. датируются мозаики баптистерия Сан-Джовани-ин-Фонте в кафедральном соборе Неаполя, здесь евангелисты представлены уже в виде символов Ангела и Льва (два других изображения утрачены). Надо заметить, что эти мозаики находятся в тромпах – парусах сферической формы, там, где они позднее обрели каноническое место в крестовокупольных храмах (илл. 3, 4). Илл. 3, 4. Свод с тромпами, в которых помещены символические изображения Евангелистов – Ангела и Льва. Мозаики в баптистерии Сан-Джованни-ин-Фонте в кафедральном соборе Неаполя. 2-я пол. IV в. Далее мы находим символы евангелистов в базилике Санта-Пуденциана, построенной в самом начале V в., а в последней четверти V в. они появляются в конхе церкви Осиос Давид в Фессалониках (илл. 5). Илл. 5. Видение пророка Иезекииля. Христос Эммануил на радуге в окружении четырех символических животных. Мозаика в апсиде храма Осиос Давид. 475–500 гг., Фессалоники

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/03/...

Сведения письменных источников о памятнике довольно разнообразны, хотя и во многом недостоверны. Легендарная история мон-ря Латому изложена в «Диегесисе» Игнатия, игум. фессалоникского мон-ря Акапниу (ок. XI в.; Varia sacra graeca: Сб. греч. неизд. богосл. текстов IV-XV вв./Ред.: А. Пападопулос-Керамевс. СПб., 1909. С. 102-103; Grumel. 1930). Согласно «Диегесису», церковь была построена в правление гонителя христиан имп. Максимиана Галерия (293-311). Его дочь Феодора (по др. источникам неизвестна) уверовала во Христа, тайно приняла крещение и попросила отца построить для нее на месте О. Д. дворец и термы, втайне намереваясь устроить в термах церковь. В отсутствие Галерия, уехавшего на войну с сарматами, Феодора перестроила термы в храм и пригласила художника, чтобы тот изобразил в апсиде церкви Богородицу. Однако о желании Феодоры видеть в храме образ Марии художник узнал лишь на следующий день, когда уже почти закончил выкладывать мозаику с др. образом - юного Христа на небесах с предстоящими Ему пророками. Увидев столь прекрасную картину, Феодора разрешила оставить мозаику неизменной. Позднее, чтобы не допустить осквернения изображения, Феодора приказала скрыть его за занавесом из воловьей кожи и затем за кирпичной стенкой. Также, согласно «Диегесису», впосл. здесь хранились реликвии прор. Захарии, был образован мон-рь. При визант. имп. Льве V (813-820) некоему мон. Сенуфию в егип. Нитрии явился Христос, Который повелел ему отправиться в мон-рь Латому в Фессалонике, где скрыто изображение Его Второго пришествия. Прибыв в Латому, Сенуфий долго и безуспешно искал этот образ, но однажды, когда он молился в храме, произошло землетрясение, и стенка, скрывавшая образ, обрушилась. Это событие позднее получило известность как Латомское чудо. Кратко описав эту мозаику, автор «Диегесиса» привел тексты 2 надписей, расположенных на ее нижнем обрамлении и на свитке, к-рый Христос держал в левой руке (см. ниже). Эти тексты почти дословно совпадают с теми, что прочли реставраторы, раскрывшие мозаику О. Д. в 1927 г.

http://pravenc.ru/text/2581611.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАСТОФОРИЙ [Греч. Παστοφριον], в Византии общее название дополнительных церковных помещений по бокам центральной апсиды. В античности П. называлось помещение для пастофоров (служителей культа); в Септуагинте (Иер 42. 4; 2 Пар 31. 11 и др.) упоминается как помещение для священников в Иерусалимском храме. Архитектурная форма П. восходит к античности: в Сирийском регионе апсида рим. храма вписывалась в прямоугольный абрис стен так, что по ее сторонам образовывались 2 П. С IV в. изолированные П. стали обязательной частью христ. базилик Сиро-Палестинского региона (Const. Ap. II 57; VIII 13). П. обычно имели прямоугольную или трапециевидную планировку (реже - 3-конхиальную) и соединялись дверью с боковым нефом (реже - с центральным или с боковым и центральным); иногда П. выступали за абрис здания. С V в. они появляются и в купольных базиликах (напр., Каср-ибн-Вардан) и, также под римским влиянием, в храмах типа вписанного креста (напр., храм в Фене, ныне Масмия). П. могли функционировать как протесис (для принесения и подготовки Св. Даров); скевофилакий (сосудохранилище) (в слав. традиции - ризница); мартирий, или меморий (для почитания реликвий); крещальня с купелью (ср. баптистерий в Дура-Европос, III в.); парекклисион; проходное помещение. Размещение П. к северу или югу от центральной апсиды связано с их разными функциями, а также зависит от региона расположения храма. Не до конца прояснена связь между П. и 3-апсидными храмами ранневизант. Востока. В это время под сир. влиянием П. появляются и в др. регионах визант. мира, прежде всего в базиликах и купольных храмах Армении (Ереруйк и Мрен) и Картли (Урбниси и Цроми). Сирийский тип крестово-купольного храма повлиял и на церковное строительство в М. Азии и на Балканах (храм в епископском дворце памфилийской Сиды, кафоликон мон-ря Осиос Давид в Фессалонике). В «темные века» вост. богослужебный обряд, в котором П.-протесис становится необходимостью, достигает К-поля.

http://pravenc.ru/text/2579142.html

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Среди греческих мозаик мозаики Хосиос Лукас являются наиболее архаичными. Они лежат в стороне от линии развития константинопольского искусства, будучи тесно связаны со старыми, чисто восточными традициями. Композиция «Сошествие Христа во ад» заменяет собой образ Воскресения и передает основной смысл праздника – избавление людей от уз вечной смерти. В византийской традиции она имеет название «Воскресение» (Ανστασις). Основным источником иконографии «Сошествия во ад» является апокрифическое Евангелие от Никодима (II-IV вв.), авторство которого приписывается тайному ученику Иисуса Христа, фарисею Никодиму. Некоторые другие источники ссылаются на это Евангелие и также говорят о сошествии Господа во ад. Это «Слово якорное» свт. Епифания Кипрского (IV в.), гомилии Евсевия, епископа Александрийского «О сошествии Иоанна Крестителя во ад» и «О сошествии Господа во ад» (V-VI вв.). Также об этом событии говорится в святоотеческих пасхальных поучениях и богослужебных текстах. Описание Перед нами мозаика со сценой Сошествия Спасителя во ад. Иконография этой композиции сложилась на основе текстов «Псалтыри», «Послания апостола Петра» и главным образом под влиянием апокрифических сочинений — «Евангелия Никодима» и «Слова Евсевия», где повествуется о том, что после того как распятый Христос «испустил дух»,Он сошел в бездну адову, чтобы вывести оттуда прародителей Адама и Еву, царей Давида и Соломона и других пророков и праотцев, первородный грех которых он искупил Своею смерть, будучи распятым на Кресте. Эта сцена и представлена в данной мозаике. В центре композиции стоит Христос, под ногами у Него сокрушенные врата ада в виде сложенных крест-накрест врат ада, которые отныне сокрушены. Как свидетельство разрушения уз преисподней здесь же изображены обрывки цепей, сломанные замки и ключи. Сам Ад представляется в виде символического раскола земли. Рядом с Христом из саркофага восстают освобожденные от уз смерти Адам и Ева. Христос крепко сжимает Адама за запястье, Ева протягивает к Христу руки в знак смиренной просьбы, её рука покрыта краем одежд — это так называемые «покровенные» руки, знак благоговения, часто используемый в иконописи. С другой стороны стоят две царственные особы, старец и юноша — это ветхозаветные цари юный Давид и древний летами Соломон.

http://azbyka.ru/art/soshestvie-hrista-v...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОСИФ ПЕСНОПИСЕЦ [греч. Ιωσφ μνογρφος] († ок. 886), прп. (пам. 4 апр.; пам. греч. 3 апр.). Житие И. П. было написано иером. Феофаном, учеником святого, сменившим его на посту игумена к-польского монастыря ап. Варфоломея. Его отождествление с сицилийцем-гимнографом Феофаном в наст. время признано неверным. А. И. Пападопуло-Керамевс считал, что Житие было составлено ок. 900 г., Ж. да Коста Луйе - ок. 898 г., Д. Стьернон - чуть позже, в нач. X в. Др. Житие И. П. было написано Иоанном Диаконом на основе предыдущего Жития с привлечением дополнительных источников. По мнению да Коста Луйе, оно было создано в X-XI вв.; В. Грюмель датировал его 2-й пол. XI в. Данное Житие содержит анахронизмы (напр., прибытие И. П. в К-поль отнесено ко времени правления Льва V Армянина (813-820), а не Феофила (829-842) (PG. 105. Col. 953)). В сер. XIV в. Феодор Педиасим составил Похвальное слово в честь И. П. И. П. род. на о-ве Сицилия (по мнению О. Каетана, в Сиракузах, по мнению Е. Томадакиса, в Палермо) между 810 и 818 гг., наиболее часто в качестве даты рождения святого указывается 816 г. Его родители, Плотин и Агафия, были богаты и благочестивы. С детства И. П. любил пост и воздержание, уклонялся от развлечений и прилежно изучал Свящ. Писание. Во время завоевания арабами Сицилии (в 827 началось араб. вторжение на остров, в 831 был взят Палермо) семья переселилась на Пелопоннес. В возрасте 15 лет И. П. отправился в Фессалонику, принял там постриг в одном из мон-рей и вел строгую подвижническую жизнь, занимаясь в числе прочих послушаний переписыванием книг. В Житии, составленном Феофаном, название мон-ря не уточняется. В Житии авторства Иоанна Диакона сказано, что И. П. подвизался в мон-ре Латому (ныне Осиос Давид ) (PG. 105. Col. 945). Прп. Иосиф Песнописец. Роспись ц. арх. Михаила Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пуст. Мастер А. А. Патраков. 2010 г. Прп. Иосиф Песнописец. Роспись ц. арх. Михаила Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пуст. Мастер А. А. Патраков. 2010 г.

http://pravenc.ru/text/673697.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прор. Аввакум. Мозаика ц. Осиос Давид в Фессалонике. Посл. чemb.V в. [евр.  ,  , греч. Αμβακουμ, лат. Abacuc] (пам. 2 дек. в Соборе св. праотец и в 1-ю Неделю Великого поста; пам. зап. 15 янв), 8-й из 12 малых пророков, автор названной его именем книги. О значении евр. имени пророка Хаваккук (  ), к-рое дважды упоминается в книге (Авв 1. 1; 3. 1), у исследователей нет единого мнения. Иудейская традиция (Зогар 1. 7; 2. 44-45), блж. Иероним Стридонский и нек-рые толкователи XIX-XX вв. (свящ. А. Глаголев , архиеп. Варфоломей (Ремов)) имя А. возводят к евр. глаголу   (обнимать). Однако ряд ученых (М. Нот, У. Олбрайт и др.) выводит имя пророка из аккад. слова hambakuku(m) - садовое растение (ср. в Септуагинте - Αμβακουμ). Достоверных сведений о жизни А. не сохранилось. В неканонической части Дан 14. 33-39 имеется рассказ об А., к-рый принес еду прор. Даниилу , брошенному в ров со львами. По греч. надписанию легенды о Виле и драконе (Дан 14 (LXX)) А. был сыном некоего левита Иисуса. Согласно иудейской традиции, матерью А. была сонамитянка, к-рой прор. Елисей (кон. X - нач. IX в.) предсказал, что она через год будет обнимать сына (4 Цар 4. 16) (Зогар 1. 7; 2. 44-45). В жизнеописании пророков, возможно восходящем к более раннему евр. источнику и дошедшем до нас в разных редакциях, приписываемых святым Епифанию Кипрскому , Дорофею Тирскому и Исихию Иерусалимскому , сообщается, что А. был родом из колена Симеонова, сыном некоего Асафата из Бетхозера, пережил взятие Иерусалима и умер всего за два года до возвращения евреев из плена. Его могила находилась в г. Кеиль (Eusebii Onomasticon 114. 15, но есть и указание на г. Габату - Onomasticon 70. 23). О захоронении А. в его родном городе (Бетхозере) сообщает Псевдо-Епифаний (De vita prophetarum. 16). На основании свидетельства самой книги местом проповеди А. считается Иудея, возможно Иерусалим (ср. Авв 2. 7). Время его служения определяется предсказанием о нашествии халдеев (Авв 1. 6) и описанием состояния иудейского об-ва, в к-ром, несмотря на царившее беззаконие, продолжалось храмовое богослужение. Это пространное указание позволяет датировать служение пророка по-разному: временем правления царей Езекии (Юнгеров - между 714 и 700), Манассии (Глаголев, еп. Палладий), Иоакима и эпохи халдейского нашествия (ок. 650 до 590 - доминирующая в научной лит-ре датировка).

http://pravenc.ru/text/62564.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архитектура МОЦАМЕТА муж. монастырь (XI в.-1923, с 1954) в честь Благовещения Пресв. Богородицы Ткибульско-Терджольской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) МРЕНСКИЙ СОБОР арм. храм в г. Текор (гавар Ширак, обл. Айрарат; ныне Дигор, Турция) в Вел. Армении, в 40 км от Карса НАКИПАРИ ц. во имя вмч. Георгия (сван.- Джграг) Местийской и Земо-Сванетской епархии Грузинской Православной Церкви НЕА-МОНИ [Новый монастырь], правосл. мон-рь Пресв. Богородицы на о-ве Хиос (Греция), крупнейший памятник визант. архитектуры и изобразительного искусства XI в. НЕДЗВИ исторический муж. мон-рь с церковью (50-е гг. IX в.) - памятником груз. зодчества, наиболее крупной из известных трехцерковных базилик Грузии НЕЦЕР Эхуд (1934-2010), израильский археолог и архитектор, ведущий специалист по археологии иродианского периода и рим. архитектурному наследию НИКИТИН Николай Васильевич (1828-1913), рус. архитектор и реставратор, исследователь древнерус. зодчества, общественный деятель, академик Имп. АХ, член Православного миссионерского об-ва. НИКОЛАЯ СВЯТИТЕЛЯ ЦЕРКОВЬ В ШКЕЙ-БРАШОВЕ (кон. XIII в.), расположена в квартале Шкеи в Брашове (Трансильвания, ныне центр одноименного жудеца, Румыния) Сибиуской архиепископии Румынской Православной Церкви НИКОЛАЯ СВЯТИТЕЛЯ ЦЕРКОВЬ «ТИС СТЕГИС» [церковь святого Николая под крышей], в 5 км к северо-западу от дер. Какопетрия на о-ве Кипр, на берегу р. Клариос, на месте средневек. одноименного мон-ря НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ И БОГОЯВЛЕНИЯ МОРСКОЙ СОБОР в С.-Петербурге , 1-й морской собор России, в 1941-1999 гг. кафедральный собор С.-Петербургской (Ленинградской) епархии; памятник елизаветинского барокко НИКОНОВ Николай Никитич (1849-1918), с.-петербургский епархиальный архитектор, мастер церковного строительства в рус. стиле. НИЛОВА СОРСКАЯ В ЧЕСТЬ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в Кирилловском у. Новгородской губ., в 5 верстах от г. Кириллова (ныне дер. Пустынь Кирилловского р-на Вологодской обл.) ОДЗУН церковь в одноименном поселке Лорийской обл. Республики Армения, возведенная в 40-х гг. VII в. (ранее датировалась кон. VI в. или 1-й пол. VIII в. ОРШАНСКИЙ КУТЕИНСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Витебской и Оршанской епархии Белорусского Экзархата), находится в г. Орше Витебской обл. (Республика Беларусь) ОСИОС ДАВИД (мон-рь Латому, Латомон, Латомос, мон-рь прп. Давида), церковь в Фессалонике, в верхней части города, в р-не Ано-Поли; бывший кафоликон визант. мон-ря Латому ОТЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Ионо-Отенский, Отенский Трехсвятительский и Николаевский), находился в Крестецком у. Новгородской губ. ОШКИ муж. мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи (X-XVI вв.) Ишханской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ПАНТОКРАТОРА МОНАСТЫРЬ мужской, общежительный, в К-поле; усыпальница династий Комнинов и Палеологов; памятник средневизант. архитектуры

http://pravenc.ru/rubrics/123090_10.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Живопись ЗАВАЛА муж. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Захумско-Герцеговинской епархии Сербской Православной Церкви ЗАРЗМА в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь Ахалцихской, Тао-Кларджетской и Лазской епархии Грузинской Православной Церкви КАЛЕНИЧ жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Шумадийской епархии Сербской Православной Церкви КОНДОГЛУ Фотис (между 1892 и 1897 - 13.07.1965), художник, с творчеством к-рого связывают возрождение визант. стиля живописи в Греции; писатель ЛАГУРКА (X-XI вв.), ц. во имя мучеников Кирика и Иулитты (с. Хе, община Кала, муниципалитет Местиа, Сванети) ЛЫХНЫ архитектурный комплекс Сухумо-Абхазской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (X в.) (с. Лыхны, муниципалитет Гудаута, Абхазия) и двором-резиденцией абхазских князей Шервашидзе; памятник культурного наследия Грузии МАЗАЧЧО [наст. имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Гвиди)] (1401-1428), живописец флорентийской школы, основоположник Раннего Возрождения в Италии МАНУИЛ ЕВГЕНИК греч. художник к-польского происхождения, в 80-90-х гг. XIV в. работал над росписью собора Христа Спасителя в Цаленджихе МАРКА АПОСТОЛА БАЗИЛИКА кафедральный собор Венеции, памятник визант. архитектуры и монументальной живописи, расположена на пл. Сан-Марко МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ [Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони], скульптор, архитектор, живописец, рисовальщик, поэт, крупнейший представитель Высокого и Позднего Возрождения в Италии МОЛДАВСКОЕ КНЯЖЕСТВО (сер. XIV в. - 1862), включало часть территории совр. Румынии и большую часть территории совр. Молдавии НЕСТЕРОВ Михаил Васильевич (1862-1942), рус. худож., живописец и график, автор станковых картин, икон, монументальных церковных росписей ОСИОС ДАВИД (мон-рь Латому, Латомон, Латомос, мон-рь прп. Давида), церковь в Фессалонике, в верхней части города, в р-не Ано-Поли; бывший кафоликон визант. мон-ря Латому

http://pravenc.ru/rubrics/123124_3.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История зарубежной живописи ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ III Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении ДЖОТТО ди Бондоне (1266/67 (?) - 1337), итал. живописец, архит. и скульптор, один из основоположников итал. художественной школы ДИЛИУ мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца в сев.-вост. части острова на оз. Памвотида (Янина, Сев. Греция) ЗАВАЛА муж. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Захумско-Герцеговинской епархии Сербской Православной Церкви ЗАРЗМА в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь Ахалцихской, Тао-Кларджетской и Лазской епархии Грузинской Православной Церкви КАЛЕНИЧ жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Шумадийской епархии Сербской Православной Церкви КОНДОГЛУ Фотис (между 1892 и 1897 - 13.07.1965), художник, с творчеством к-рого связывают возрождение визант. стиля живописи в Греции; писатель ЛАГУРКА (X-XI вв.), ц. во имя мучеников Кирика и Иулитты (с. Хе, община Кала, муниципалитет Местиа, Сванети) ЛЫХНЫ архитектурный комплекс Сухумо-Абхазской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (X в.) (с. Лыхны, муниципалитет Гудаута, Абхазия) и двором-резиденцией абхазских князей Шервашидзе; памятник культурного наследия Грузии МАЗАЧЧО [наст. имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Гвиди)] (1401-1428), живописец флорентийской школы, основоположник Раннего Возрождения в Италии МАНУИЛ ЕВГЕНИК греч. художник к-польского происхождения, в 80-90-х гг. XIV в. работал над росписью собора Христа Спасителя в Цаленджихе МАРКА АПОСТОЛА БАЗИЛИКА кафедральный собор Венеции, памятник визант. архитектуры и монументальной живописи, расположена на пл. Сан-Марко МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ [Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони], скульптор, архитектор, живописец, рисовальщик, поэт, крупнейший представитель Высокого и Позднего Возрождения в Италии МОЛДАВСКОЕ КНЯЖЕСТВО (сер. XIV в. - 1862), включало часть территории совр. Румынии и большую часть территории совр. Молдавии ОСИОС ДАВИД (мон-рь Латому, Латомон, Латомос, мон-рь прп. Давида), церковь в Фессалонике, в верхней части города, в р-не Ано-Поли; бывший кафоликон визант. мон-ря Латому

http://pravenc.ru/rubrics/123148_2.html

361-362 362-367 367-371 ОСВАЛЬД (920-992, Вустер), св. (пам. зап. 28/29 февр.), еп. Вустерский (с 961) и архиеп. Йоркский (с 971) 371-372 ОСВОБОЖДЕНИЯ ТЕОЛОГИЯ богословское течение, возникшее в Лат. Америке во 2-й пол. XX в., основной задачей к-рого является осмысление христ. вести в контексте совр. проблематики социального неравенства 372-374 ОСЕТИНСКАЯ ДУХОВНАЯ КОМИССИЯ орг-ция, основанная Правительством Российской империи при участии груз. духовенства для просвещения горских народов на Кавказе 374-376 ОСИЙ († кон. 357 или 358), свт. (пам. 27 авг. и в воскресенье перед 12 окт.- в Соборе святых, в земле Испанской и Португальской просиявших), еп. Кордубы (ныне Кордова, Испания), сподвижник имп. Константина I Великого (306-337), участник арианских споров 376-379 ОСИНИН Иван Терентьевич (1833 - 188), магистр богословия, тайный советник, государственный и общественный деятель 379-382 382-385 ОСИОС ДАВИД (мон-рь Латому, Латомон, Латомос, мон-рь прп. Давида), церковь в Фессалонике, в верхней части города, в р-не Ано-Поли; бывший кафоликон визант. мон-ря Латому 385-387 ОСИОС ЛУКАС действующий муж. мон-рь, расположен в Центр. Греции в Беотии, недалеко от ее границы с Фокидой, принадлежит Фиванской и Ливадийской митрополии Элладской Православной Церкви 387-391 ОСИОС МЕЛЕТИОС жен. действующий мон-рь, принадлежит Мегарской и Саламинской митрополии Элладской Православной Церкви 391-393 393-394 ОСИРИС древнеегип. бог загробного мира и покровитель умерших, олицетворение производительных сил природы 394-395 ОСИЯ ветхозаветный прор. (пам. 17 окт.), согласно иудейской и христ. традициям, автор одноименной книги, входящей в собрание книг малых пророков 395-413 413-414 414-435 ОСМОГЛАСИЕ система организации церковных напевов на 8 гласов, имеющих индивидуальные мелодико-формульные ладовые характеристики 435-441 ОСМОГЛАСНИК в рус. церковно-певч. традиции-песнопение, разделенное на 8 частей, каждая из к-рых распета на один из гласов 441-443 443-444 ОСНОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ Основное богословие, богословская дисциплина, задачей к-рой является анализ фундаментальных положений христ. вероучения с позиции интеллектуальных, моральных, культурных и др. общепризнанных норм и критериев

http://pravenc.ru/vol/LIII.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010