Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОСЕТИНСКАЯ ДУХОВНАЯ КОМИССИЯ Орг-ция, основанная Правительством Российской империи при участии груз. духовенства для просвещения горских народов на Кавказе. Деятельность О. д. к. проходила в 2 этапа. На 1-м этапе (7 февр. 1745 - 1792) миссионерская деятельность охватывала только горные районы Сев. Кавказа, на 2-м (15 сент. 1815 - 9 июня 1860) - Сев. Кавказ и те регионы Грузии, в к-рых христианство было ослаблено. Первый этап деятельности О. д. к. Христианство на Сев. Кавказе распространилось из Грузии в IV-X вв.: эти территории окормляли Хунзахская, Анцухская и Цахурская епархии Грузинской Православной Церкви . В кон. XIV - нач. XV в. вслед. нашествий Тамерлана и в XV-XVIII вв. в результате продвижения вглубь Кавказа турок и персов на Сев. Кавказ проник ислам. Грузия, разделенная на царства и княжества, не могла обеспечить церковное окормление северокавказских народов: часть населения приняла ислам, часть обратилась в язычество. В нач. XVIII в. границы Российской империи приблизились к Кавказскому хребту. В нояб. 1742 г. находившиеся в России груз. клирики еп. Самебский Иосиф (Квабулидзе) и архим. Николай (Джапаридзе; настоятель московского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужского монастыря с 1738) обратились с просьбой к российской имп. Елизавете Петровне послать груз. духовенство из Москвы в Кизляр для обращения 200 тыс. осетин. В докладе отмечалось, что христианизация осетин облегчит принятие ими подданства России: Осетия, согласно Белградскому договору (1739), находилась в зависимости от Кабарды и прямое вмешательство России могло бы вызвать протесты со стороны Османской империи (Мат-лы по истории Осетии. 1933. С. 49). 7 февр. 1745 г. по решению Синода РПЦ для распространения христианства среди горцев была создана О. д. к. с центром в Кизляре. Близ с. Майрамадаг было основано т. н. Осетинское подворье. Председателем был назначен архим. Пахомий (Церетели; до 1766); также Синод утвердил членов комиссии, выбранных еп. Иосифом и архим. Николаем: архим. Пахомия (Церетели), игум. Христофора (Гурамишвили), игум. Николая (Махателашвили), прот. Георгия Давиташвили и др. На содержание О. д. к. Синод выделил средства, членам было назначено жалованье и выделено пропитание. Проповедь надлежало вести на груз. языке и по возможности на местных языках. Миссионеры должны были регулярно предоставлять письменный отчет в Синод (Там же. С. 54, 60).

http://pravenc.ru/text/2581603.html

Глава девятая Второй раздел Польши (1792 – 1793 гг.). V. Учреждение Минской, Изяславской и Брацлавской епархии 13 апр. 1793 г.). Перевод на нее Виктора Садковского с заграничной переяславской кафедры. Переяславское викариатство Киевской епархии в пределах России. Деятельность Виктора Садковского на новой кафедре в деле воссоединения униатов. Третий раздел Полыни (1794 – 1795 г.). Вопрос об открытии новых епархий в пределах Минской архиепископии – второклассной Брацлавской и Подольской и викариатства Минской епархии – епископства житомирского (на Волыни). VI. Житомирская епархия и её состав. VII. Брацлавская и Подольская епархия: их устройство и состав. Территория Минской епархии после образования Брацлавской и Житомирской епархий. Причины непостоянства и спутанности территорий западнорусских епархий в конце XVIII в. Отписка Полоцкой губернии от Псковской епархии и присоединение её к Могилевской епархии 10 янв. 1795 г., переименованной в Могилевскую и Полоцкую. Затруднения по обращению униатов в православие в Могилевской епархии при преемнике Георгия (Конисского) Афанасии (Вольховском). Изменение территорий малорусских, южных и отчасти западнорусских епархий в связи с образованием новой Вознесенской губернии и изменением состава соседних с ней губерний – Киевской, Екатеринославской. Брацлавской и др. (17 марта – 18 июля 1796 г.). Состав епархий: Киевской, Минской (в её территорию вошли еще новые губернии – Виленская и Слонимская). Екатеринославской, в состав которой вошла Вознесенская губерния, обнимавшая собой, между прочим, земли, приобретенные от Турции. Церковноепархиальное управление Молдо-влахийской митрополией. Викариатство Белградское-Бендерское (1791 –1792 г.). Колонизация Северного Кавказа. Распространение и восстановление христианства среди народов Северного Кавказа, особенно осетин и кабардинцев. Осетинская Духовная Комиссия. Ее деятельность и внутреннее неустройство. Преобразования в Комиссии. Открытие Моздокского и Моджарского (Можарского) викариатства Астраханской епархии (1793 г.). Епископ Гаий (Такаов – 1793 – 1799 г.). Устройство Моздокского викариатства; власть Моздокского епископа в пределах Кавказской области, составившей территорию Моздокского викариатства. Значение его в деле распространения христианства на Северном Кавказе. Преждевременное прикрытие Моздокского викариатства (1799 г.) и присоединение его территории к Астраханской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

А.А. Половцов Скачать epub pdf Романов, ИоакимКонстантинович, протоиерей Романов , Иоаким Константинович, протоиерей, автор учебников по закону Божию и проповедник; род. на Кавказе в 1816 году, умер 21-го мая 1881 г. в Севастополе. По окончании курса в Тифлисской духовной семинарии, он был 18-го июля 1837 года рукоположен во священники к Эриванскому Покровскому собору, в 1840 г. назначен учителем и смотрителем Армянской семинарии, в 1842 году переведен в Тифлис священником кафедрального собора и, кроме того, постепенно назначен учителем татарского языка при местных духовной семинарии и духовном училище, казначеем Осетинской духовной комиссии, членом и казначеем Попечительства о бедных духовного звания в Грузии и старшим благочинным над греческим духовенством по реке Цалке. В 1847 году Романов был назначен законоучителем Тифлисской гимназии и настоятелем гимназической церкви. Он состоял также законоучителем Школы Кавказских межевщиков. В 1864 г. Р. покинул Кавказ, так как назначался ректором предполагавшегося Миссионерского института в Новгороде; когда же открытие этого учреждения не состоялось, он был назначен членом Комитета для перевода Библии на татарский язык и вместе с тем законоучителем Первой С.-Петербургской военной гимназии (ныне корпус), в следующем году переведен был настоятелем церкви Свято-Троицкой Общины сестер милосердия, а в 1870 г. определен законоучителем Александровского смольного училища, где и служил до смерти. 18-го июля 1877 года в стенах Смольного училища скромно был отпразднован 40-летний юбилей его служения в священническом сане. «Покойный отец И. К. Романов – читаем в некрологе – высоко ценил звание законоучителя. Законоучитель, в его глазах, всего менее школьный только учитель, наблюдающий главным образом за выучиванием уроков и ставящий отметки по успехам. Законоучительство для него было пастырством. Цель законоучителя, по его верному пониманию, заключается в том, чтобы научить вере и благочестию не на словах только и для отметок, а по возможности на деле и для жизни. Не ответы на экзамене, «вечное спасение» составляло важнейшую заботу почившего законоучителя. Своему делу предан был покойный всею душою и к своим слушательницам относился с истинною отеческою любовью, подавая им добрый пример своею религиозностью и неуклонным исполнением своего дела… Его всегда (ученицы) радостно встречали, когда он во время праздников иногда посещал их; тут особенно становилось ясным, что он для них был не учителем только, но любящим их духовным отцом».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Православные священники навещают в московских больницах пострадавших в Беслане Москва, 15 сентября 2004 г. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия епархиальная Комиссия по церковной социальной деятельности г. Москвы организовала посещение больниц, в которые были направлены пострадавшие в Беслане, сообщает сайт Милосердие.ru . Подавляющее большинство пострадавших - православные христиане. Беседуя со священниками, многие пострадавшие и их родственники выражали желание исповедоваться, причаститься. От имени Церкви и по благословению Святейшего Патриарха к пострадавшим приходили не только с духовным утешением, но и с материальной помощью. Священники и миряне составляли списки необходимого для каждого, чтобы максимально облегчить их положение. По состоянию на 13 сентября пострадавшим выдана денежная помощь - по 10 тысяч рублей на человека, куплены вещи, бытовая техника. Общий объем материальной и денежной помощи превышает 1 млн рублей. Вот как обстоят дела с помощью пострадавшим в некоторых из московских больниц (данные на 13 сентября): в Российской детской клинической больнице находятся 25 пострадавших детей, самым маленьким - по 4 года. Приняли Святое Крещение 8 человек (из них - 5 детей). Родителям и родным пострадавших детей было вручено 25 конвертов с деньгами (по 10 тысяч в каждом). Помощь была встречена с большой благодарностью, со слезами, хотя иногда приходилось уговаривать людей принять ее, они отличаются большой скромностью. В НИИ им. Гельмгольца лежат три ребенка, все крещеные. 13 сентября их посетил священник Свято-Димитриевского храма. Все трое захотели исповедаться и причаститься. Сегодня священник придет к ним для совершения Таинств. В ЦИТО среди 11 пострадавших - 9 детей с тяжелыми травмами, но в сознании. После посещения священника пятеро выразили желание причаститься, трое детей - креститься. Священник придет к ним еще раз. Были вручены деньги, бытовых нужд у пострадавших нет, их посещает осетинская диаспора В детской ГКБ 9 им. Сперанского лежат 12 пострадавших, 6 из них - православные христиане. Больных стал навещать настоятель храма Покрова в Филях. Он причастил пятерых детей. Пострадавшим вручена денежная помощь, составлен список нужд, закуплено и вручено все, о чем просили пострадавшие. Например, 10-летний Азамат (в крещении Азат) попросил роликовые коньки. Их купили и принесли мальчику в палату. Вике (в крещении Веронике) принесли православную литературу. Вика во время теракта защищала брата своим телом, а крестик, который заставили снять, не отдала бандитам, а держала в руке. По просьбе администрации больницы, у постелей детей дежурили сестры Свято-Димитриевского сестричества и студентки Свято-Димитриевского училища сестер милосердия.

http://pravoslavie.ru/news/11083.htm

Гуманитарная помощь Русской Православной Церкви передана наиболее пострадавшим семьям Южной Осетии Цхинвал, 13 октября 2008 г. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия председатель Комиссии по оказанию гуманитарной помощи пострадавшим в Южной Осетии митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий посетил 10 октября Южную Осетию. В поездке митрополита Сергия сопровождали проректор Ставропольской духовной семинарии архимандрит Роман (Лукин), ответственный секретарь Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению игумен Серафим (Кравченко), настоятельница Аланского Богоявленского женского монастыря монахиня Нонна (Багаева) и сотрудник ОЦБСС МП Д.Ю. Петров. Целью визита митрополита Сергия в Цхинвал была передача для 100 наиболее пострадавших югоосетинских семей гуманитарной помощи, приобретенной на средства, которые были собраны верующими Русской Православной Церкви. На данном этапе общецерковного проекта каждая из этих семей стала получателем комплекта бытовой техники, в который вошли двухкамерный холодильник, стиральная машина, микроволновая печь, мясорубка, чайник и утюг. Расходы на реализацию второго этапа программы Русской Православной Церкви по оказанию помощи народу Южной Осетии составили 3 289 560 рублей. В ходе визита состоялась встреча митрополита Сергия с вице-премьером республиканского правительства, министром по делам молодёжи Э.Х. Бедоевой. Во встрече приняли участие министр образования З.Л. Джиоева, председатель комиссии по распределению гуманитарной помощи С.В. Парастаев, председатель комиссии по контролю за распределением гуманитарной помощи К.Г. Дзугаев, уполномоченный по делам религий при Президенте РЮО С.А. Хубаева, а также сопровождавшие митрополита Сергия лица. От имени руководства Республики и ее народа  Э.Х. Бедоева выразила слова благодарности и признательности в адрес Русской Православной Церкви, ее Предстоятеля – Святейшего Патриарха Алексия, и всех верных чад Московского Патриархата, которые в трудную для осетинского народа минуту протянули ему руку помощи и поддержки.

http://pravoslavie.ru/27887.html

Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий вновь посетил Южную Осетию с гуманитарной миссией Москва, 11 октября 2008 г. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия председатель Комиссии по оказанию гуманитарной помощи пострадавшим в Южной Осетии митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий посетил 10 октября Южную Осетию. сообщает сайт Отдела по церковной благотворительности и социальному служению  Московского Патриархата.        В поездке митрополита Сергия сопровождали проректор Ставропольской духовной семинарии архимандрит Роман (Лукин), ответственный секретарь Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению игумен Серафим (Кравченко), настоятельница Аланского Богоявленского женского монастыря монахиня Нонна (Багаева) и сотрудник ОЦБСС МП Д.Ю. Петров.        Целью визита митрополита Сергия в Цхинвал была передача для 100 наиболее пострадавших югоосетинских семей гуманитарной помощи, приобретенной на средства, которые были собраны верующими Русской Православной Церкви. На данном этапе общецерковного проекта каждая из этих семей стала получателем комплекта бытовой техники, в который вошли двухкамерный холодильник, стиральная машина, микроволновая печь, мясорубка, чайник и утюг. Расходы на реализацию второго этапа программы Русской Православной Церкви по оказанию помощи народу Южной Осетии составили 3 289 560 рублей.        В ходе визита состоялась встреча митрополита Сергия с вице-премьером республиканского правительства, министром по делам молодёжи Э.Х. Бедоевой. Во встрече приняли участие министр образования З.Л. Джиоева, председатель комиссии по распределению гуманитарной помощи С.В. Парастаев, председатель комиссии по контролю за распределением гуманитарной помощи К.Г. Дзугаев, уполномоченный по делам религий при Президенте РЮО С.А. Хубаева, а также сопровождавшие митрополита Сергия лица. От имени руководства Республики и ее народа  Э.Х. Бедоева выразила слова благодарности и признательности в адрес Русской Православной Церкви, ее Предстоятеля – Святейшего Патриарха Алексия, и всех верных чад Московского Патрархата, которые в трудную для осетинского народа минуту протянули ему руку помощи и поддержки.

http://pravoslavie.ru/27883.html

ЦВ 20 (393) октябрь 2008 /  23 октября 2008 г. Помощь Церкви Южной Осетии По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия председатель Комиссии по оказанию гуманитарной помощи пострадавшим в Южной Осетии митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, глава Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, посетил 10 октября Южную Осетию. В поездке митрополита Сергия сопровождали проректор Ставропольской духовной семинарии архимандрит Роман (Лукин), ответственный секретарь Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению игумен Серафим (Кравченко), настоятельница Аланского Богоявленского женского монастыря монахиня Нонна (Багаева) и сотрудник ОВЦС Д.Ю. Петров. Целью визита митрополита Сергия в Цхинвали была передача для ста наиболее пострадавших семей гуманитарной помощи, приобретенной на средства, которые были собраны верующими Русской Православной Церкви. На данном этапе общецерковного проекта каждая из этих семей стала получателем комплекта бытовой техники, в который вошли двухкамерный холодильник, стиральная машина, микроволновая печь, мясорубка, чайник и утюг. Расходы на реализацию второго этапа программы Русской Православной Церкви по оказанию помощи народу Южной Осетии составили 3 289 560 рублей. В ходе визита состоялась встреча митрополита Сергия с вице-премьером республиканского правительства, министром по делам молодежи Э.Х. Бедоевой. Во встрече приняли участие министр образования З.Л. Джиоева, председатель комиссии по распределению гуманитарной помощи С.В. Парастаев, председатель комиссии по контролю за распределением гуманитарной помощи К.Г. Дзугаев, уполномоченный по делам религий при Президенте РЮО С.А. Хубаева, а также сопровождавшие митрополита Сергия лица. От имени руководства республики и ее народа Э.Х. Бедоева выразила слова благодарности и признательности в адрес Русской Православной Церкви, ее Предстоятеля — Святейшего Патриарха Алексия, и всех верных чад Московского Патриархата, которые в трудную для осетинского народа минуту протянули ему руку помощи и поддержки.

http://e-vestnik.ru/reports/pomoshc_tser...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Во Владикавказе прошел II Форум христианской молодежи России 29.06.2014 24-26 июня 2014 года во Владикавказе прошел II Форум христианской молодежи России. Организатором мероприятия стало Северо-Осетинское республиканское национально-культурное общество «Прометей» при участии Российского союза молодежи, Владикавказской епархии , Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы и Братства православных следопытов. Более двухсот представителей духовенства, молодежных и общественных организаций обсудили различные вопросы жизни Православной Церкви. В работе форума приняли участие архиепископ Владикавказский и Аланский Зосима, советник Департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления внутренней политики Администрации Президента РФ А.В.Третьяков, руководитель Духовного управления мусульман Республики Северная Осетия-Алания Хаджимурад Гацалов, председатель Православной партии Ближнего Востока (Ливан) Родерик Хури, представитель недавно образованного отделения Императорского православного палестинского общества в Сирии М.А. Башур, профессор Ливанского университета С. Фарах, руководитель неправительственной организации «Ливано-Российский дом», член Совета ИППО О.И.Фомин, председатель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете города Москвы иеромонах Димитрий (Першин), руководитель Молодежного отдела Липецкой и Елецкой епархии священник Димитрий Струев, старший преподаватель социально-теологического факультета Белгородского государственного университета священник Юлиан Гоголюк, политические и общественные деятели, ученые, деятели культуры и искусства, курсанты и офицеры Военной академии Ракетных войск стратегического назначения, представители Ассоциации греческих общественных объединений России, Союза грузин России, Союза армян России, а также других национальных диаспор христианских народов России. Приветствия в адрес форума направили председатели Синодальных отделов Русской Православной Церкви — Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, Синодального миссионерского отдела митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, Синодального отдела по делам молодежи епископ Выборгский и Приозерский Игнатий.

http://drevo-info.ru/news/17349.html

1. В 1602-1829 гг. подвластные России земли Сев. Кавказа в церковном отношении были подчинены Астраханской епархии. В 1745 г. с целью распространения христианства среди местных народов была создана Осетинская духовная комиссия , центрами ее деятельности были Кизляр и Моздок. Принимая во внимание необходимость улучшения миссионерского дела в обширной Астраханской епархии, 19 апр. 1793 г. имп. Екатерина II Алексеевна подписала указ об учреждении М. в. Викарный архиерей с титулом «Моздокский и Можарский (Маджарский)» должен был «исполнять те обязанности, которые возложены были на Духовную Осетинскую Комиссию касательно просвещения народов, в близости находящихся». Штат Моздокского архиерейского дома и средства на содержание нового вик-ства были теми же, что и в епархиях 3-го класса. Моздокскому епископу поручалось управление церквами Кавказской линии, устроение новых церквей, «производство из тамошних обитателей в священники и причетники», посещение «новопросвещенных» селений, устроение 2-классных муж. и жен. мон-рей «для обучения юношества тамошнего обоего пола закону и мастерствам, в общежитии потребным». В жен. мон-ре для надзирания за воспитанием предполагалось давать прибежище «вдовам беспомощным». Моздокскому архиерею предписывалось совместно с кавказским генерал-губернатором подготовить планы и сметы строительства в Моздоке архиерейского дома и др. зданий. Императрица поручила Синоду представить ей знающих осет. язык кандидатов для замещения М. в., из предложенных кандидатов ею был выбран 1-й (главный) член Осетинской духовной комиссии архим. Гаий (Такаов ; впосл. архиепископ). Его архиерейская хиротония состоялась 29 мая 1793 г. в С.-Петербурге. До конца года он оставался в столице. В связи со смертью Астраханского архиеп. Тихона (Малинина; † 14 нояб. 1793) еп. Гаий временно управлял епархией, находясь в Астрахани. В Моздок он отбыл только весной 1794 г. При архиерее была создана духовная консистория, в Моздоке построен архиерейский дом, при котором существовали хор и богадельня; в городе также были основаны Преображенский мужской и Успенский женский мон-ри. Однако школы при обителях открыты не были. Под рук. еп. Гаия был создан осет. алфавит и в 1798 г. в Москве напечатана 1-я книга на осет. языке «Начальное учение человеком, хотящим учитися книг Божественного Писания» с параллельным церковнославянским текстом. Согласно резолюции имп. Павла I Петровича на докладе Синода от 16 окт. 1799 г. М. в. было упразднено по причине того, что в ведении вик-ства находилось «токмо 69 церквей». В том же году были упразднены и оба моздокских мон-ря; еп. Гаий переведен на Саратовскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/2563942.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ХРАМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Владикавказский Богородице-Рождественский храм Храм был основан и освящен в 1815 году Осетинской духовной комиссией . Представлял собой деревянное четырехугольной здание расположенное на высоком холме. В 1823 году вместо деревянной церкви был построен новый каменный крестообразный храм, который 24 марта 1824 года был освящен. В 1860 - 1861 году храм обновили и расширили. Строительство осуществлялось " при живом и деятельном участии " начальника Владикавказского Военного округа барона Вревского, генерала Евдокимова, полковника Сперанского, князя Святополк-Мирского, купцов Шилова, Андреева, Щербинина, а также на пожертвования русского и осетинского офицерства, жителей города и Осетинской слободки. В начале 1860-х годов тщанием протоиерея Алексия Колиева при храме было основано трёхклассное женское училище. В 1890 году на территории Осетинской церкви была построена одноэтажная церковно-приходская школа. В 1896 году территорию храма обнесли каменной оградой. В конце 1920-х годов фрески и иконы в храме были уничтожены. В 1931 году храм был закрыт, а здание передали горисполкому. В 1930-х годах с колокольни было снята и уничтожена вся купольная часть и колокола. На месте бывшей церковно-приходской школы расположилась средняя школа 13. В 1940 - 1941 годах здание было передано Литературному музею имени К. Л. Хетагурова. В 1972 году в помещениях храма были размещены фонды художественного музея осетинской литературы имени К. Л. Хетагурова. В 1988 году группа верующих обратилась в исполнительный комитет Ленинского районного Совета народных депутатов с просьбой о возвращении Осетинской церкви. 13 апреля 1990 года решением 111 исполнительного комитета Орджоникидзевского городского совета народных депутатов здание храма и прилегающая территория были переданы религиозному обществу православных христиан.

http://drevo-info.ru/articles/13677845.h...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010