I В июле 1897 года исполнилось 400 лет со времени первого формального проявления государственного Русского герба, непрерывно существующего с июля 3 1497 года и в основах одинакового с нынешним. Каждому русскому гражданину, сознательно относя­щемуся к основным историческим формам русского государственного строя, естественно почтит вниманием столь продолжительную долговечность отличительно русского символа, выдающегося своею особенной знаменательностью. А так как значение гербов вообще теперь мало известно, гербы же и отличительные гербовые флаги, как знамена государств, стали приобретать все большее и важное значение 4 то, прежде сообщения исторических сведений о русском государственном гербе, скажу хотя несколько слов о «гербе» и его значении вообще. «Гербом» называется эмблематическое или символи­ческое изображение, которое принадлежит и наслед­ственно передается роду, местности или государству 5 . Герб вообще состоит из одного или нескольких отличительных символических знаков или изображений, присвоенных какому-либо государству, городу, или дво­рянскому роду, и изображенных на щите 6 . Самое сло­во «герб» происходит от слова herb (erb, irb), которое в западно-славянских наречиях означает «наследство», наследственность, так что само это название известного символического изображения указывает на наследствен­ность изображения, отличительную его исключительность, постоянную принадлежность известному роду или госу­дарству. В древней Руси герб и печать назывались знаменем. Так, например, читаем по летописи об этом так: «при великом князе (всея Руси) Василье Ивановиче бысть знамя на деньгах: князь великий на коне, а имея меч в руце, а князь великий Иван Васильевич учини знамя на деньгах: князь великий на коне, а имея копье в руце и оттоле прозваша деньги копейные 7 . Также издавна у Славяно-Руссов существовали и знамена и флаги гербовые или родовые, которые помещались на теремах и на крыльцах жилищ и назывались «прапорами». Несколько таких русских древних гербовых знамен, или прапоров, сохраняются в Московской оружейной палате. Так в описях царской оружейной казны упоминается между про­чими следующий «прапор» гербовой боярина Никиты Ива­новича Романова (очень любимого народом дяди царя Алексея Михайловича): „Прапор, средина тафта белая, вшит гриф, тафта желтая, с мечем, в левой лапе держит клеймо (щит); повыше клейма писан орлик черный; опушка вшита в червчатую тафту, тафта желтая, откоски объярь черные, писаны главы львовы золотом и серебром, опушки тафта разных цветов; гротик железный, прорезан; древко по белой земле пи­сано розными красками. По ерлыку написано: прапор боя­рина Никиты Ивановича Романова.” 8

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

Ирина Языкова , искусствовед, кандидат культурологии Все лекции цикла можно посмотреть здесь . XVII век считается веком расцвета русской культуры. И это понятно, потому что после Смутного времени, после великого разорения начинают снова строиться храмы, причем большей частью каменные, особенно в столице. До этого большей частью строились храмы деревянные, теперь начинается каменное строительство, московский стиль называют русским узорочьем. Действительно, при Романовых, Михаиле Федоровиче и особенно Алексее Михайловиче, происходит украшение столицы новыми зданиями, и дворцовыми, и храмовыми, и монастырскими и т.д. Происходят очень интересные процессы и в иконописи. Если до XVII века были, конечно, и княжеские мастерские, но иконописание в основном было монастырским, монашеским, то сейчас главным становится царское иконописание, организуется Оружейная палата. Сейчас мы больше связываем Оружейную палату с ювелирными изделиями, где находятся разные царские регалии, но в XVII веке она имела несколько иное значение. Прежде всего там был иконописный цех. Иконописцы выполняли царские наказы, писали иконы, расписывали кареты, делали карты, то есть были мастера на все руки. Более того, в Оружейной палате были не только русские изографы, но приглашали, особенно при Алексее Михайловиче, и западных мастеров. Вообще в XVII веке был большой интерес к западному искусству. Обычно с легкой руки Пушкина мы говорим, что Петр прорубил окно в Европу. На самом деле, уже при Алексее Михайловиче, можно сказать, была открыта и дверь. Чтобы понять, что происходит в это время в иконописи, достаточно посмотреть на работы первого мастера Оружейной палаты, изографа, жалованного иконописца Симона Ушакова. Это удивительный художник своего времени, но который при этом стал символом новшества. Как говорил он сам и его коллеги по Оружейной палате: они вводят искусство живоподобное, писать «яко живо». То есть условность иконы уже не удовлетворяла людей в XVII веке. Они уже видели западные портреты. Художники, приглашенные ко двору Алексея Михайловича как мастера портретов, делали не парсуны – портреты, похожие на иконы, а настоящие портреты. Мы знаем портреты Алексея Михайловича, портреты Никона и так далее.

http://academy.foma.ru/2017/03/15

ЖМП 8 август 2016 /  10 ноября 2017 г. 10:50 Неизвестные святыни алтаря России ХРАМЫ И ПАМЯТНИКИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ В МОНОГРАФИИ ИСТОРИКА СЕРГЕЯ ДЕВЯТОВА Алтарем России называл Московский Кремль Михаил Лермонтов. Однако с историей главного «алтаря» страны россияне, и даже москвичи, мало знакомы. Разумеется, тому есть и объективные причины: будучи резиденцией главы государства, Кремль не всегда и далеко не весь открыт для публичного осмотра. Большую часть пробелов закрывает книга советника Федеральной службы охраны РФ, заведующего кафедрой истории России XX и XXI веков доктора исторических наук Сергея Девятова «Московский Кремль: памятники и святыни», вышедшая в столичном издательстве «Кучково поле». Богато иллюстрированное издание с более чем полутысячей страниц стало первой постсоветской исторической монографией о Кремле. Ее автор отвечает на вопросы «Журнала Московской Патриархии». — Сергей Викторович, подобный научный труд требует изрядной кропотливой подготовки. Видимо, книга задумывалась не в одночасье? Как вообще вы пришли к мысли написать ее? — Проработав в Кремле несколько десятилетий, я давно обратил внимание на странный, на первый взгляд, факт. При огромной исторической и культурной значимости этого места для нашей страны как научно-популярные, так и научные издания о нем практически отсутствуют. Парадокс этот, впрочем, кажущийся. Практически сразу же после революции, в 1918 году, отсюда были выселены священнослужители, монашествующие Вознесенского и Чудова монастырей, работавшие в Оружейной палате и Большом Кремлевском Дворе (БКД) — парадной резиденции императора — сотрудники Дворцового управления Министерства императорского двора, обслуживавший персонал Малого Николаевского дворца. Затем после переезда большевистского правительства в Москву в Кремль заселились до 2000 человек. При этом Кремль, в том числе и его музеи, был закрыт для посещения, здесь появилась строжайшая пропускная система. В 1930-е годы, после широко известного сфабрикованного «кремлевского» дела, из открытой печати вообще исчезает вся информация о Кремле, его устройстве, постройках, архитектурных и исторических памятниках.

http://e-vestnik.ru/history/kreml_devyat...

Сортировать по Исключить новости Значение луны под крестом, по афонским памятникам Севастьяновского собрания 25 августа, 2008. Г. Д. Филимонов Почему маковки русских церквей украшает крест с полумесяцем, то есть крест, в основании которого помещен полумесяц? Каково происхождение этой традиции? Каким образом – естественно ли — вписывается символика креста в христианские представления? Что означает полумесяц? Почему так устойчиво само это сочетание? Почему маковки русских церквей украшает крест с полумесяцем, то есть крест, в основании которого помещен полумесяц? Каково происхождение этой традиции? Каким образом – естественно ли — вписывается символика креста в христианские представления? Что означает полумесяц? Почему так устойчиво само это сочетание? Правда ли, что мнение типа «эта символика, это сочетание знаменуют победу Православия над мусульманами, освобождение от татарского владычества» не выдерживает никакой критики? Эти и другие подобные вопросы волновали не только далеких наших предков. Ищут на них внятных ответов и наши современники. Автор статьи «Значение луны под крестом, по афонским памятникам Севастьяновского собрания» Г. Д. Филимонов , которую мы предлагаем нашим читателям, делает очень интересные выводы об истоках этой традиции обозревая преимущественно любопытные афонские кресты Севастьяновского собрания. Собрание напрестольных, резных по дереву крестов в сканной оправе, в фотографических снимках г. Севастьянова, в Московском публичном музее, обращает на себя особое внимание. Ни в подлинниках, ни в рисунках — нам нигде еще не приходилось встретить в таком значительном количестве вместе собранных крестов подобного рода. Кое-где в древних   русских монастырях нам попадался один или два таких креста, больше же всего мы их видели до сих пор в теремах Московского Кремля. Хорошие рисунки двух из них с порядочным текстом приложены в Древностях Российского Государства (Отдел I, рис. 33 и 34, текст стр. 56). Судя по известиям в Архиве Оружейной Палаты, они представляют убогие остатки святыни, хранившейся в XVII веке в Крестовой царской палате.

http://pravmir.ru/znachenie-luny-pod-kre...

Шапка Мономаха в Оружейной палате Месяц назад в интернете была опубликована примечательная статья одного из самых тонких и умных современных аналитиков Александра Халдея «Нужна ли России монархия?» . В отличие от других его публикаций, эта статья произвела удручающее впечатление, и не только потому, что у автора настоящей заметки иной взгляд по теме, обозначенной в ее заглавии, но и ввиду содержащихся в ней фактических ошибок, неадекватных обобщающих оценок, основанных на распространенных клише, таких утверждений, для обоснования которых приводятся сомнительные аргументы. Не те союзы? Так, А. Халдей обвиняет российское дворянство в том, что оно «было насквозь компрадорским». До сих пор «компрадорской» (от португальского comprador, что значит «покупатель», из латинского comparare – покупать) принято было называть буржуазию колоний и полуколоний, занимающуюся посреднической торговлей с метрополией. Но не будем придираться к словам – А. Халдей, как и ряд других публицистов, под «компрадорством» подразумевает, очевидно, не специфический характер экономических и финансовых связей колоний с метрополиями, а предательство национальных интересов. Заслуживает ли этого обвинения российское дворянство и российское правительство императорской эпохи? В обоснование своей инвективы автор обсуждаемой статьи обращается к событиям, связанным с войнами против наполеоновской Франции, и пишет, что Александр I стал тогда «заложником английских внешнеполитических интересов. Он вернул войска из Индии, не пошел на союз с Наполеоном против Пруссии, в результате чего возникла единая Германия… Кутузов предлагал не добивать Наполеона, остановив армию на границе России. Это сохраняло бы главного врага Англии и ставило Россию в чрезвычайно выгодное положение. Но царь отверг это предложение». Заметим, между прочим, что и М.И. Кутузов, чью позицию автор одобряет, был тоже из старинного, хотя и не знатного дворянского рода. Что же касается военных союзов, то по прошествии времени вольно рассуждать о возможности иных комбинаций, чем они сложились не только во времена Александра I, Кутузова и Наполеона, но и в канун и в ходе Второй мировой войны, но ведь такие рассуждения применительно к Великой Отечественной войне для слуха многих будут звучать уже прямо кощунственно.

http://pravoslavie.ru/125291.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 200-летие музеев Московского Кремля (Телепрограмма, 04.03.06) (комментарий в свете веры) Московский Кремль Телепрограмма «Православная энциклопедия» (Эфир на канале ТВЦ 04.03.06) Ведущий – священник Алексий Уминский: – Здравствуйте, в эфире Православная энциклопедия. «Всем известно что Земля, начинается с Кремля». По крайней мере так мы можем сказать о нашей Русской земле. Мы с вами в центре Москвы – в Кремле. Наверное, стоял именно такой морозный зимний день в самом начале марта 1806 года. Именно тогда началась история музеев Московского Кремля. Император Александр I подписал указ «О правилах сохранения во всегдашней целости в Оружейной палате ценностей». Прошло 200 лет и сегодня Кремлёвские музеи готовятся отпраздновать свой юбилей. Сюжет: Кремль готовится к юбилею своих музеев В музеях Московского Кремля идут последние приготовления к юбилею. Редчайшие экспонаты из запасников музея будут помещены под стекло и выставлены на всеобщее обозрение. Подготовлен фильм в объемной компьютерной графике, реконструирующий архитектурный ансамбль Московского Кремля на всех этапах его истории. Перед вами фрагмент этого фильма рассказывающий о Чудовом монастыре. Монастырь был взорван в 1929 году. Чудов монастырь в Москве (электронная реконструкция) По словам сотрудников музея первые годы советской власти принесли не мало бед не только православным святыням, но и всей кремлевской коллекции. Алексей Левикин, научный руководитель музеев Московского Кремля: – За каждый памятник, за каждую святыню, которые здесь находились, люди платили своими жизнями. В 39 лет умер от разрыва сердца первый советский директор Оружейной палаты Сергеев. Потом покончил жизнь самоубийством второй директор Иванов, когда уже потерял всякие силы в борьбе против варварской продажи заграницу различных экспонатов из Оружейной палаты.

http://sedmitza.ru/text/404850.html

Передача посоха святителя Петра Патриарху Алексию. Малоизвестные подробности 29 января 2009 г. 11:00 Одна из главных святынь Русской Православной Церкви, символ российских первосвятителей — посох митрополита Петра. Деревянный посох (XIV век) хранится как музейный экспонат в Оружейной палате Московского Кремля. Дважды эта святыня из Оружейной палаты передавали в руки Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II — в день его интронизации 10 июня 1990 года и на богослужение по случаю 70-летия со дня рождения. Андрей Андреевич Золотов, профессор, занимавший пост заместителя министра культуры СССР (февраль 1990 по февраль 1992 года), советник главного редактора РИА «Новости» , заслуженный деятель искусств, член-корреспондент Российской академии художеств в интервью РИА «Новости» рассказал об уникальной акции — передаче посоха Патриарху Алексию в 1990 году. — Андрей Андреевич, в 1990 году Вам выпала честь участвовать в передаче посоха митрополита Петра патриарху Алексию в день его интронизации. Расскажите, что это за посох и чем он так примечателен? — Это посох митрополита Петра, который он получил из рук патриарха Константинопольского Афанасия. После революции, как и многие церковные ценности, он попал в музеи Кремля, где и хранится по сей день, это ценный музейный экспонат. — Как он хранится? — Под стеклом, где поддерживается специальный температурный режим, как и положено храниться музейному экспонату. — В каких случаях посох выносился или передавался кому-либо из Оружейной Палаты? — Он никогда и никому не выдавался, в выставочных экспозициях не участвовал. По крайней мере мне неизвестно, чтобы он выносился до данного случая в 1990 году. Если бы традиция передачи посоха была, то Патриарх мог бы сослаться на это, однако ничего подобного не было. Речь шла об уникальной акции. — Значит, все было не просто? — Да, сложности были. В то время я был заместителем министра культуры Советского Союза (февраль 1990 по февраль 1992 года). На момент избрания митрополита Алексия Патриархом в моем ведении были музеи — Третьяковская галерея, музей Изобразительных искусств имени Пушкина, Эрмитаж, музеи Кремля и ряд других музеев, библиотека им. Ленина тоже. Министром в ту пору был Николай Николаевич Губенко.

http://patriarchia.ru/db/text/544357.htm...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации О закате «Восхода» и его воскресении (комментарий в свете веры) Телепрограмма «Православная Энциклопедия» (Эфир на ТВЦ 2 августа 2003 года) Ведущий Н.И.Державин: – Доброе утро! В эфире – «Православная энциклопедия». В нашей сегодняшней программе вы узнаете о том, как устроены монастыри и побываете в Оружейной палате Кремля. Сегодня мы работаем не в прямом эфире, но это не означает, что викторины не будет. Вопрос: «Почему монастыри строились в форме четырехугольника?» Победителей мы объявим 30 августа. Было такое русское слово «ерихониться», то есть «важничать», и оно послужило названием для одного из главных сокровищ Оружейной палаты, расскажет о нем директор музеев Кремля Елена Гагарина. Сюжет: «Московский Кремль. Шлем «Шапка ерихонская» царя Михаила Федоровича» Е.Ю. Гагарина: — «Оружейная палата». Само название нашего музея является отзвуком далекого прошлого. Так называлась мастерская по производству оружия, существовавшая в Московском Кремле с самого начала XVI века. Здесь, в резиденции московских правителей, находился и военный арсенал. Во все времена оружие играло важную роль в жизни человека. И ценили его едва ли не выше всей другой собственности. Московские государи знали толк в оружии. В первые годы правления царя Михаила Федоровича Оружейная казна была еще очень невелика. В 1613 г., когда он венчался на царство, страна была разорена, кремлевские казнохранилища разграблены за годы «Смутного времени». Тогда по государевой грамоте был вызван в Москву для работы в царской Оружейной палате муромский кузнец Никита. Самопальных и латных дел мастер Никита Давыдов проработал здесь более пятидесяти лет. Он прекрасно знал все приемы обработки металла, умел делать и пищали, и доспехи. Благодаря этому умельцу в царской казне появился драгоценный шлем – «Шапка ерихонская». Не исключено, что название это связано с давно забытым русским словом «ерихониться», то есть важничать.

http://sedmitza.ru/text/397374.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 200-летие музеев Московского Кремля (Телепрограмма, 04.03.06) (комментарий в русле истории) Вид на старое здание Оружейной палаты. Худ. П.А.Герасимов, сер. XIX в. История учреждения и развития музея Московского Кремля в XIX – нач. XX в. Статус музея Мастерская и Оружейная палата получает в соответствии с Указом императора Александра I «О правилах управления и сохранения в порядке и целости в Мастерской и Оружейной палате ценностей» от 10 марта 1806 г. Разработкой концепции, формированием штата и проведением основных мероприятий по созданию музея руководил действительный тайный советник Петр Степанович Валуев. Указ завершил процесс реформирования системы управления кремлевской сокровищницей и стал поворотным пунктом в истории создания музея в Московском Кремле. Он устанавливал правила и нормы, которые позволяют говорить о том, что с этого времени Мастерская и Оружейная палата начинает развиваться как музейное учреждение со всеми присущими ему функциями. Согласно Правил, запрещалось продавать или выдавать из музея какие либо ценности без особого на то предписания императора. Ответственность за сохранение экспонатов, их перемещения внутри музея, розыск «достопамятностей», ранее выданных из палаты, а также ответственность за штат служащих возлагалась на главноначальствующего над Мастерской и Оружейной палатой П.С. Валуева. Музей входил в ведение Экспедиции Кремлевского строения, которую так же возглавлял Валуев. Однако в силу специфики своей деятельности музей имел свое особое Присутствие - штат чиновников, делопроизводство, финансирование. Штат палаты состоял из главноприсутствующего (на эту должность был назначен Д.И. Киселев), трех непременных членов, правителя канцелярии и его помощника, секретаря и экзекутора, возглавлявшего 14 присяжных, выполнявших техническую работу и наблюдавших за сохранностью «палатских достопамятностей ... во время публичных обозрений». Мастеровые, ранее составлявшие значительную часть штата палаты, были полностью выведены из него.

http://sedmitza.ru/text/404853.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Фаберже утраченный и обретенный (комментарий в цифрах и фактах) Яйцо «Петушок» подарено императором Николаем II матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне на Пасху 1900 18 мая, в Международный день музеев, в главных палатах Патриаршего дворца в Московском Кремле откроется выставка «Фаберже: утраченный и обретенный. Из собрания фонда «Связь времен». Прославленная коллекция возвращается на родину после восьмидесяти лет изгнания и станет доступной для обозрения для многих россиян благодаря российскому предпринимателю, Председателю совета директоров ОАО «СУАЛ-Холдинг» В.Ф. Вексельбергу. Коллекция шедевров фирмы К. Фаберже была приобретена у наследников американского медиа-магната Малькольма Форбса (1919-1990), которую тот собирал на протяжении нескольких десятилетий. Она не знает себе равных в мирепо своим размерам, типологическому и жанровому разнообразию, высочайшему качеству произведений, многие из которых имеют мемориальный характер. Объявление о продаже коллекции с аукциона «Сотбис» в начале 2004 года (несколько десятков произведений собрания “Форбс” наследники уже успели реализовать двумя-тремя годами раньше) предрекало распыление собрания по отдельным коллекциям и странам. Неожиданная отмена торгов, в связи с приобретением всех предметов коллекции В.Вексельбергом, - случай беспрецедентный в аукционной практике. На выставке в Патриаршем дворце Московского Кремля будет представлена самая лучшая часть коллекции, купленной В.Вексельбергом, ее ядро – более тридцати произведений, в основном царских драгоценностей. Это, прежде всего, девять императорских пасхальных яиц – подарков Александра III и Николая II своим августейшим супругам – Марии Федоровне и Александре Федоровне, второе по размерам собрание императорских пасхальных яиц в мире: на одно яйцо больше лишь в национальной сокровищнице – Оружейной палате Музеев Московского Кремля.

http://sedmitza.ru/text/399545.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010