Основные произведения Романы: «Семейное счастье» (1859) «Декабристы» (1860—61, не­законч., опубл. 1884) «Война и мир» (1863— 1869, печатался с 1865,1-е отд. изд. 1867—69, 3 изд. исправл. 1873) «Анна Каренина» (1873— 1877, опубл. 1875—77) «Воскресение» (1889— 1899, опубл. 1899) Повести: Трилогия: «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857; вся трил.—1864) «Два гусара», «Утро помещика» (обе — 1856) «Казаки» (незаконч., опубл. 1863) «Смерть Ивана Ильича» (1884—86) «Крейцерова соната» (1887—89, опубл. 1891) «Дьявол» (1889—90, опубл. 1911) «Отец Сергий» (1890—98, опубл. 1912) «Хаджи-Мурат» (1896—1904, опубл. 1912) «Посмертные записки старца Федора Кузьмича...» (незаконч., 1905, опубл. 1912) Рассказы, в т. ч.: «Набег» (1853) «Записки маркёра», «Рубка леса» (оба — 1855) Цикл «Севастопольские рассказы» («Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», оба — 1855; «Севастополь в августе 1855 года», 1856) «Метель», «Разжалованный» (оба — 1856) «Люцерн» (1857) «Три смерти» (1859) «Холстомер» (1863—85) «Франсуаза» (пе­ределка рассказа Г. де Мопассана «Порт», 1891) «Кто прав?» (1891—93, опубл. 1911) «Дорого стоит» (переделка отрывка из очерка Г. де Мопассана «На воде», 1890; опубл. 1899 в Англии, в России 1901) «После бала» (1903, опубл. 1911) «Фальшивый купон» (кон. 1880-х гг. — 1904, опубл. 1911) «Алеша Горшок» (1905, опубл. 1911) «Корней Васильев», «Ягоды», «За что?», «Божеское и человеческое» (все — 1906) «Что я видел во сне» (1906, опубл. 1911) «Ходынка» (1910, опубл. 1912) «Нечаянно» (1910, опубл. 1911) Рассказы и сказки для детей и народного чтения, в т. ч.: в «Азбуке» (кн. 1—4, 1872), «Новой азбуке» (1875) и четырех «Русских книгах для чтения» (1875): «Три медведя», «Фили­пок», цикл рассказов о Бульке, «Кавказский пленник» и мн. др. Философско-нравоучительные рассказы и притчи, в т. ч.: «Чем люди живы» (1881) «Где любовь, там и бог», «Вражье лепко, а божье крепко», «Упустишь огонь — не потушишь», «Два старика» (все — 1885) «Два брата и золото», «Ильяс», «Свечка», «Три старика», «Много ли человеку земли нужно», «Крестник» (все—1886)

http://drevo-info.ru/articles/17198.html

Его чертами наделены герои ранних поэм Л., продолживших традицию рус. «байронических» поэм (из них для Л. наиболее актуальны поэмы А. С. Пушкина , И. И. Козлова и А. И. Подолинского). Это преступники, свободолюбивые бунтари, мстители («Преступник», 1829, опубл. в 1859; «Последний сын вольности», 1830-1831, опубл. в 1910; «Каллы», 1830-1831, опубл. в 1882) или просто изгои общества («Джюлио», 1830, опубл. в 1891; «Литвинка», 1832, опубл. в 1882), но во всех случаях персонажи, несогласные с существующим порядком вещей и внутренне близкие автору. В одних преобладает страсть, в других - интеллект (как в герое 1-й поэмы Л. о молодом монахе, для которого мон-рь стал тюрьмой,- «Исповедь», 1831, опубл. в 1887). И тем и другим сполна наделен герой самой большой поэмы Л. «Измаил-бей» (1832, опубл. в 1843), горский князь, выросший в России и получивший европ. образование, а более всего - герой поэмы «Демон» (в первых редакциях поэмы, созданных в 1829-1831, это «демон молодой», к-рый по сути еще является alter ego автора). Поэмы Л. не сводятся, однако, к лирическому самовыражению, их сюжеты притчеобразны (в первую очередь это касается «Демона» и тематически связанных с ним поэм «Азраил» (1831, опубл. в 1876) и «Ангел смерти» (1831, опубл. в 1857)), они являются иносказанием и затрагивают вопросы философии, религии, свободы воли, природы зла; автора интересуют источники и последствия греха, законы Божеские и человеческие, моральное существо любви, войны, месть и т. п. В частности, Л. размышлял о превращении Божественных установлений, направленных ко благу, в человеческие обычаи, часто (но не всегда) направленные ко злу, и о роковых заблуждениях при их различении и оценке. Поэтому герой-индивидуалист, восстающий против господства насилия и несправедливости, у Л. часто сам разоблачается как насильник и угнетатель или как невольный злодей, не лишаясь, впрочем, авторского сочувствия. Таков герой стихотворной драмы «Испанцы» (1830, опубл. в 1880), борющийся с очевидным злом в лице одержимого низкими страстями инквизитора и убивающий свою возлюбленную.

http://pravenc.ru/text/2463583.html

Павла и др. (Ibid. 1992. P. 68-75; Greef. 2008. P. 98-100; подробнее см.: Gagnebin. 1961). В собрание сочинений К. (CO) были включены только те циклы проповедей, к-рые уже были изданы ранее, причем без всякой дополнительной редактуры, вслед. чего издание изобилует ошибками ( Parker. 1992. P. 74); проповеди были опубликованы вперемежку с комментариями, в порядке следования библейских книг. Наиболее полно представленными циклами проповедей К. в CO являются: «Проповеди по Второзаконию» (Sermons sur le Deuteronome; опубл.: CO. Vol. 25. Col. 573-722; Vol. 26-28, Vol. 29. Col. 5-232; анализ содержания см.: Blacketer. The School of God. 2006), «Проповеди по Первой книге Царств» (Homiliae in I librum Samuelis; опубл.: CO. Vol. 29. Col. 233-738; Vol. 30. Col. 1-734; сохранились только в лат. переводе); «Проповеди по книге Иова» (Sermons sur le livre de Iob; опубл.: CO. Vol. 33-34; Vol. 35. Col. 1-514; анализ содержания см.: Schreiner. 1994; Eadem. 2006); «Проповеди по Книге пророка Даниила» (Sermons sur le livre de Daniel; опубл.: CO. Vol. 41. Col. 305-688; Vol. 42. Col. 1-174; сохранились только проповеди по главам 5-12); «Проповеди по Посланию к Галатам» (Sermons sur l " epitre aux Galates; опубл.: CO. Vol. 50. Col. 269-696; Vol. 51. Col. 1-136); «Проповеди по Посланию к Ефесянам» (Sermons sur l " epitre aux Ephesiens; опубл.: CO. Vol. 51. Col. 241-862); «Проповеди по Первому посланию к Тимофею» (Sermons sur la premiere epitre a Timothée; опубл.: CO. Vol. 53); «Проповеди по Второму посланию к Тимофею» (Sermons sur la seconde epitre a Timothée; опубл.: CO. Vol. 54. Col. 1-370); «Проповеди по Посланию к Титу» (Sermons sur l " epitre a Tite; опубл.: CO. Vol. 54. Col. 373-596); из др. циклов сохранились лишь отдельные проповеди или группы из неск. проповедей; всего в CO опубликовано 874 проповеди (полную роспись по библейским книгам см.: Parker. 1992. P. 197-198; Greef. 2008. P. 98-99). В 1936 г. была начата публикация серии «Supplementa Calviniana» (Кальвиновские добавления; SCalv).

http://pravenc.ru/text/Кальвин.html

Кассианом (Евангелисты как историки//ПМ. 1928. Вып. 1. С. 7-30; Неверный домоуправитель//Вестн. РСХД. 1929. 8/9; Воскрешение Лазаря и Воскресение Христово//Путь. 1929. 16. С. 3-18); протопр. А. Князевым (Иуда и Фамарь//ПМ. 1948. Вып. 6. С. 140-154; Господь - Муж Брани: К уяснению религ. смысла кн. Исход//Там же. 1950. Вып. 7. С. 105-125; О боговдохновенности Свящ. Писания//Там же. 1951. Вып. 8. С. 113-127) и прот. Н. Куломзиным (Оскар Кульман: Бог и цезарь//Вестн. РСХД. 1957. 44; Нищие Божии в Ветхом и Новом Завете//Церк. вестн. Зап.-Европ. Экзархата. 1963. 21-22). Третьим направлением рус. Б. во Франции является участие ее представителей в общеевроп. библейских исследованиях. На первом этапе эта работа носила апологетический характер (что видно, напр., в трудах еп. Кассиана: Theozentrismus und Christozentrismus im Neuen Testament. Universität Heidelberg, 1949; L " Études du Nouveau Testament dans l " Église Orthodoxe. P., 1956; Das Studium des Neuen Testaments in der Orthodoxen Kirche//Kyrios. 1960-1961. 1. S. 28-31 и др.). Участие в международных богословских конференциях давало возможность правосл. библеистам изложить их т. зр. по различным вопросам, в частности по исследованиям Писания. Особую роль здесь сыграли проводимые ин-том Литургические недели (Semaines d " études liturgiques). Организатором этих конференций был еп. Кассиан, автор ряда докладов на библейские темы (La prière dans le Nouveau Testament. 1961. Опубл.: Cassien et Dom Botte. La prière des heures. P., 1963. P. 17-42; Le jour du Seigneur dans le Nouveau Testament. 1962. Опубл.: Cassien et Dom Botte. Le Dimanche. P., 1965), активное участие принимали протопр. А. Князев (La lecture de l " Ancien Testament dans le rite byzantin (Р., 1961. Опубл.: Mgr. Cassien... La prière des heures. P., 1963. P. 201-252), L " Église de l " Ancien Alliance et la liturgie byzantine (1979. Опубл.: CSS. Vol. 26. P. 143-166), La Passion du Christ et le jugement de ce monde (Jean 12, 31) d " après les lectures bibliques de la Semaine Sainte byzantine (1980. Опубл.: Там же. Vol. 27. P. 105-130) и прот. Н. Куломзин (La sainte Cène dans le Nouveau Testament (1965. Опубл.: Eucharisties d " Orient et d " Occident. P., 1970. Vol. 1. P. 53-64), Kérygme apostolique et confession de la foi (1978. Опубл.: CSS. Vol. 25. P. 201-211), La prière du Christ au Père (1980. Опубл.: CSS. Vol. 27. P. 131-142)). С 60-х гг. XX в. преподаватели ин-та начинают выступать как участники общеевроп. исследований. Особую роль сыграли протопр. А. Князев и прот. Н. Куломзин. С их именами связано также участие правосл. авторов в работе над новым франц. переводом Библии (La Traduction Œcuménique de la Bible). Протопр. А. Князев входил в издательский комитет и работал с переводами ВЗ. Прот. Н. Куломзин до своей кончины оставался правосл. сопредседателем этой организации, принимал участие в редакции переводов Посланий ап. Павла.

http://pravenc.ru/text/149119.html

К числу др. трактатов И. Ф., признаваемых в наст. время подлинными, относятся (произведения приводятся в порядке написания в соответствии с исследованием Зельге - Selge. L " origine delle opere di Gioacchino da Fiore. 1990. P. 124-125): «De prophetia ignota» (О неизвестном пророчестве, 1184); «De vita sancti Benedicti et de officio divino secundum eius doctrinam» (О жизни святого Бенедикта и о служении Богу по его учению, 1186-1187; опубл.: Baraut. 1951. P. 42-118); «Praefatio super Apocalypsim» (Предисловие к Апокалипсису, 1188-1192; опубл.: Selge. Eine Einführung Joachims von Fiore in die Johannesapokalypse. 1990. S. 102-131); «Intelligentia super calathis, ad abbatem Gafridum» (Толкование [образа] чаш, к аббату Гафриду, 1190-1191; опубл.: De Leo. 1988. P. 135-148); «De articulis fidei» (О догматах веры, 1-я пол. 90-х гг. XII в.); «Dialogi de praescientia Dei et praedestinatione electorum» (Диалоги о предведении Божием и предопределении избранных, 1-я пол. 90-х гг. XII в.); «Enchiridion super Apocalypsim» (Энхиридион к Апокалипсису, 1194-1196); «De ultimis tribulationibus» (О последних бедствиях, 1196; опубл.: Selge. 1993. P. 21-35); «Adversus Judaeos» (вариант названия: «Contra Judaeos»; Против иудеев, 1196-1197); «Tractatus super quattor Evangelia» (Трактат о четырех Евангелиях, 1200-1202). В число подлинных сочинений И. Ф., время написания к-рых с достоверностью неизвестно, входят: «Genealogia» (Генеалогия; возможно, наиболее ранний трактат из созданных И. Ф.; опубл.: Potest à . 2000. S. 91-96); «Apocalypsis nova» (Новый Апокалипсис; краткое толкование Апокалипсиса, предположительно создано И. Ф. в последние годы жизни; не опубликовано); «De septem sigillis» (О семи печатях; опубл.: Wannenmacher. 2005. S. 336-356); «Professio fidei» (Исповедание веры; опубл.: De Leo. 1988. P. 173-175). Описание рукописей и изданий подлинных сочинений И. Ф. было выполнено М. Ривз ( Reeves. 1969. P. 512-518), впосл. уточненный обзор изданий, а также исследований, посвященных отдельным сочинениям И. Ф., осуществил Зельге ( Selge. 1989/1990).

http://pravenc.ru/text/578138.html

Хайдеггера (1889-1976). Научное изучение наследия Л. европ. историками философии началось в сер. XVIII в., когда были предприняты первые попытки публикации отдельных частей обширного корпуса его рукописей. Многочисленные собрания сочинений, писем и заметок Л. издавались в XIX в. в Германии и во Франции (общую библиографию изданий см.: Ravier. 1937; Holzhey, Murdoch. 2001. S. 999-1007); хотя во мн. случаях они были далеки от научной полноты, содержали ошибки и неточности, на их основе были созданы фундаментальные исследования, обобщавшие философские воззрения Л. (см., напр.: Pichler. 1869-1870; Fischer. 1905; Gorland. 1907). В нач. XX в. исследователям удалось перейти от критики и систематизации к анализу истории развития взглядов Л. и к выявлению внутренних связей различных частей его философии (см., напр.: Kabitz. 1909; Russel. 1937; общий обзор см.: Майоров. 1973. С. 249-252). В 1923 г. в Германии было начато издание полного научного собрания всех сочинений, писем, заметок и др. рукописей Л. Работа над изданием неск. раз прерывалась и возобновлялась, в наст. время новые тома выходят в берлинском изд-ве «Walter de Gruyter». Собрание, которое, по замыслу издателей, должно состоять из более чем 100 томов, разделено на 8 серий: 1) общая, политическая и историческая переписка (SSB. R. 1. Bd. 1-24; опубл. письма до 1705); 2) философская переписка (Idem. R. 2. Bd. 1-3; опубл. письма до 1700); 3) математическая, естественнонаучная и техническая переписка (Idem. R. 3. Bd. 1-8; опубл. письма до 1701); 4) политические сочинения (Idem. R. 4. Bd. 1-8; опубл. сочинения до 1700); 5) исторические и лингвистические сочинения (тома не издавались); 6) философские сочинения (Idem. R. 6. Bd. 1-4, 6; опубл. сочинения и мат-лы до 1690 г., а также соч. «Новые опыты...»); 7) математические сочинения (Idem. R. 7. Bd. 1-6; опубл. сочинения и мат-лы до 1676); 8) естественнонаучные, медицинские и технические сочинения (Idem. R. 8. Bd. 1-2; опубл. сочинения до 1676). С 1969 г. в изд-ве «Franz Steiner» под эгидой нем. Лейбницианского об-ва выходит ж. «Лейбницианские исследования» (Studia Leibnitiana. Wiesbaden; Stuttg., Bd. 1-46); в том же издательстве публикуются 2 серии, в к-рых к наст. времени издано более 80 томов монографий и сборников статей, посвященных исследованию философии Л. (Studia Leibnitiana: Sonderhefte. Wiesbaden; Stuttg., Bd. 1-44; Studia Leibnitiana: Supplementa. Wiesbaden; Stuttg., Bd. 1-38). Философия Л. остается постоянным предметом исследовательского интереса; число посвященных изучению его наследия научных работ неуклонно возрастает (библиографию см.: Heinekamp. 1984; Idem. 1996; библиографию после 1990 г. см. в ж. «Studia Leibnitiana»). Философия Л. в России

http://pravenc.ru/text/2463351.html

Переломным в судьбе Л. стал 1837 год. В написанном сразу после гибели Пушкина стихотворении «Смерть поэта» (опубл. в 1858) обвинению подвергнуты представители власти, «жадною толпой стоящие у трона», чуждые России и равнодушные к ее славе, олицетворенной в убитом поэте. Стихотворение быстро разошлось в списках, сделало Л. широко известным и навлекло на него политические преследования. По делу о «непозволительных стихах» в февр. 1837 г. Л. был арестован и переведен из гвардии прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ, куда отправился уже в марте. Стихотворение «Бородино», написанное к 25-й годовщине сражения и появившееся в майском номере ж. «Современник» (1837), вновь продемонстрировало патриотизм Л., однако его апология рус. воинской славы и самоотверженности простых солдат не исключала, а скорее подразумевала развенчание современности и жизни верхов российского общества, «света». С этих 2 стихотворений - «Смерть поэта» и «Бородино» - ведут отсчет зрелого творчества Л., в к-ром все чаще выражаются приверженность христ. нравственным идеалам и симпатия к «простому человеку», лишенному черт исключительной личности. Так, в нач. 1837 г. (под арестом или по дороге на Кавказ) были написаны характерные именно для зрелого Л. стихотворения «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...») и «Когда волнуется желтеющая нива...» (оба опубл. в 1840). Предчувствие скорой смерти, запечатленное и в юношеской лирике Л., в стихах 1837 г. уже предстает как религ. переживание на пороге «другой жизни», как заявление о готовности «мир увидеть новый» («Гляжу на будущность с боязнью...», опубл. в 1845; «Не смейся над моей пророческой тоскою...», опубл. в 1846). Во время 1-й ссылки Л. «изъездил [Кавказскую] линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани» (из письма С. А. Раевскому), побывал в Ставрополе, Тифлисе и др., общался со ссыльными декабристами (А. И. Одоевский), с груз. культурными деятелями (А. Г. Чавчавадзе) и между прочим проявлял особый интерес к народному творчеству. Осенью 1837 г. записал (скорее всего со слов азерб. рассказчика) распространенную в Закавказье сказку «Ашик-Кериб», назвав ее «турецкой сказкой» (опубл. в 1846). На «горской легенде», по словам Л., основана поэма «Беглец» (1837-1838; опубл. в 1846), в к-рой суд над трусом вершится с позиций эпического народного сознания. На Кавказе же в 1837 г., имитируя стиль и стих уже рус. народных исторических песен, он написал «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (опубл. в 1838), в которой впервые симпатии Л. были отданы не возмущающему общественный порядок герою-индивидуалисту, а защитнику семьи и традиц. устоев народной жизни.

http://pravenc.ru/text/2463583.html

Но все это было только подготовительной работой» (Записки революционера. М., 1966. С. 368). Кропоткин предпринял попытку обосновать А. как мировоззрение, базирующееся на научно-позитивистском фундаменте, как универсальную теорию: от естественных наук до социологии и этики. Его основные труды: «Завоевание хлеба» (опубл. 1892; «Хлеб и воля», опубл. 1919), «Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса» (опубл. 1907), «Современная наука и анархия» (опубл. 1913), «Анархия: Ее философия, ее идеал» (опубл. 1917), «Этика» (опубл. 1922). В своей анархо-коммунистической программе Кропоткин на первый план выдвигал личность и федеративный союз общин. Он проводит грань между об-вом и гос-вом: в первоначальном об-ве царят равенство, солидарность и свобода; возвращение к этому естественному состоянию, по мнению Кропоткина, неизбежно, а следов., неизбежно и уничтожение гос-ва, сущность к-рого в том, чтобы тормозить общественный прогресс и служить орудием эксплуатации и угнетения (Речи бунтовщика. М.; Пг., 1921. С. 17). В обосновании анархических идей Кропоткин опирался на историю, развитие к-рой представлял как последовательность циклов. Выводимый им закон цикличности общественного процесса должен был, по его мнению, дать обоснование необходимости уничтожения гос-ва. «Одно из двух,- писал Кропоткин.- Или государство раздавит личность и местную жизнь, завладеет всеми областями человеческой деятельности, принесет с собой войну и внутреннюю борьбу из-за обладания властью, поверхностные революции, лишь сменяющие тиранов, и как неизбежный конец - смерть! Или государство должно быть разрушено, и в таком случае новая жизнь возникнет в тысяче и тысяче центров, на почве энергической, личной и групповой инициативы, на почве вольного соглашения» (Хлеб и Воля. Современная наука и Анархия. М., 1990. С. 464). Кропоткин выдвигает биосоциологический закон взаимопомощи как важнейший фактор эволюции. Взаимная помощь и солидарность - главные черты массы - являются, по мнению Кропоткина, ведущим фактором прогресса, средством к выживанию видов и основой человеческой нравственности: «Общительность и потребность во взаимной помощи и поддержке настолько прирождены человеческой природе, что мы не находим в истории таких времен, когда бы люди жили врозь, небольшими обособленными семьями, борющимися между собою из-за средств к существованию» (Взаимная помощь.

http://pravenc.ru/text/анархизмом.html

На современном автору социально-бытовом (и отчасти автобиографическом) материале построены прозаические драмы Л. «Menschen und Leidenschaften» («Люди и страсти») (1830, опубл. в 1880) и «Странный человек» (1831, опубл. в 1860). Объектом критики в них являются неправда и лицемерие семейной жизни провинциальных помещиков, в т. ч. черствое бездушие и лицемерие этих мнимых христиан (см. сцену чтения Евангелия в «Menschen und Leidenschaften»; действие II, явление I). Весной 1832 г., занятый собственными сочинениями, Л. пропустил почти все лекции в ун-те и в июне, не явившись на экзамены, подал прошение об увольнении. В кон. июля вместе с бабушкой он выехал в С.-Петербург, намереваясь оформить перевод в С.-Петербургский ун-т. Сделать это без потери курса оказалось невозможно, и в нояб. 1832 г. Л. поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В новой для себя казарменной атмосфере Л. скоро осваивается, почти не пишет лирических стихотворений, а создает неск. непристойных поэм для юнкерского рукописного журнала, к-рые потом, сделавшись известными, повредят его репутации в свете. Он впервые обращается к повествовательной прозе и пишет исторический роман из времени Пугачёвского бунта «Вадим» (1832-1834, не окончен; опубл. в 1873), задуманный и, возможно, начатый еще в Москве в 1831 г. под впечатлением от эпидемии холеры и мятежей 1830-1831 гг. (см.: Москвин Г. В. Начало прозы Лермонтова: (К вопросу о датировке «Вадима»)//Тарханский вестн. Пенза, 2004. Вып. 17. С. 82-92). В нем Л. попытался соединить 2 сюжетные линии - любовную и историческую - и, видимо, хотел показать рождение любви из ненависти, но этот замысел (перекликающийся с «Демоном») он оставил нереализованным. В 1833-1834 гг. Л. написал поэмы «Аул Бастунджи» (опубл. в 1883) и «Хаджи Абрек», опубликованную в 1835 г. в ж. «Библиотека для чтения» без ведома Л. (1-е выступление в печати за полной подписью). В произведениях юнкерского периода обозначилось возрастание объективных тенденций в творчестве Л., преобладание эпического начала над лирическим. В датируемой тем же временем (1833-1834) 5-й редакции «Демона» герой перестал быть просто маской автора, а получил черты и свойства настоящего злого духа, каким он должен обладать по христ. представлениям. Рукопись поэмы в 1834 г. попала к Муравьёву, который заинтересовался ей и пригласил автора к себе. Т. о. состоялось 1-е серьезное лит. знакомство поэта. Муравьёв, совмещавший амплуа светского и церковного писателя, впосл. поддерживал Л. и оказал на него нек-рое творческое влияние. Так, привезя со Св. земли пальмовую ветвь (впосл. подарена поэту), он подал повод к сочинению стихотворения «Ветка Палестины» (1836, 1837?; опубл. в 1839). С произведениями Муравьёва связано стихотворение Л. «Это случилось в последние годы могучего Рима...» (между 1835 и 1841) - написанное гекзаметрами начало поэмы о раннехрист. мучениках.

http://pravenc.ru/text/2463583.html

Хрущева по адресу некоторых деятелей отечественной литературы и искусства на одной из его встреч с твор­ческой интеллигенцией в 1962–1963 гг. (вероятнее всего 3 марта 1963 г. в Кремле). 322 Опубл. как: Цикл бесед о религиозности русской поэзии, 1//Шмеман А., прот. Проповеди и беседы. С. 151–153. 323 Опубл. как: Цикл бесед о религиозности русской поэзии, 2//Шмеман А., прот. Проповеди и беседы. С. 154–157. 327 Опубл. как: Цикл бесед о религиозности русской поэзии, 3//Шмеман А., прот. Проповеди и беседы. С. 157–160. 328 Лев Шестов (наст. фам. – Шварцман Лев Исаакович; 1866–1938) – русский философ-экзистенциалист. С 1920 г. в эмиграции. 329 Речь, произнесенная Ф.М. Достоевским на заседании Общества любителей российской словесности 8 июля 1880 г. в Москве по слу­чаю открытия памятника поэту и напечатанная затем в его «Дневнике писателя на 1880 г.» под назв. «Пушкин (Очерк)» (см.: Полн. собр. соч. в 30 т. Т. 26. Л.: Наука, 1984. С. 136–148). 330 Шестов Л. A.C. Пушкин//Шестов Л. Умозрение и откровение: Религиозная философия Владимира Соловьева и другие статьи. Па­риж: YMCA-Press, 1964. С. 338. 333 Опубл. как: Цикл бесед о религиозности русской поэзии, 4//Шмеман А., прот. Проповеди и беседы. С. 160–163. 335 Из стихотворения Е.А. Баратынского «Когда, дитя и страсти и со­мненья...» (1844): «...Решилась ты делить его волненья/В нем таин­ство печали полюбя». 337 Из стихотворения Е.А. Баратынского «Молитва» (ок. 1843): «...И на строгий Твой рай/Силы сердцу подай...» 338 Опубл. как: Цикл бесед о религиозности русской поэзии, 5//Шмеман А., прот. Проповеди и беседы. С. 163–167. 342 Адамович Георгий Викторович (1894–1972) – русский поэт- акмеист, литературный критик, эссеист. В 1923 г. эмигрировал из СССР, жил и скончался во Франции. Сведений о парижском изд. его «Комментариев» не найдено. Вероятнее всего, речь идет об изд.: Ада­мович Г. Комментарии. Washungmon: Vucmor Каткип, Ипс., 1967. Сверка нижеслед. цитат произведена по изд.: Адамович Г. Комментарии. СПб.: Алетейя, 2006. 349 За фразой: «Это не может быть превзойдено» следует опущенное о.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010