Судьбы России Раб Божий огородник Авраамий По образу древних. Иоанно-Предтеченский Скит Оптиной Пустыни Пролог 1. «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи…» 2. Азбука монашеской жизни 3. Дом Иоанна Предтечи 4. По образу древних 5. «Иже Крестом ограждаеми» 6. Подвиг старчества 7. «Блажени чистии сердцем» 8. «Монашества непоколебимии столпи» 9. Отец Климент (Зедергольм) 10. Тихие подвижники 11. Подвижник смиренного духа 12. «Блажен, кто крест здесь понесет в терпении» 13. Иеромонах Даниил 14. Схиигумен Феодосий 15. «Ищите во всем великого смысла» Эпилог Монастырский пасечник Дар Пречистой Девы Приутружденный старец Вассиан Подвижник на покое Архимандрит Мелхиседек За дверью гроба Отец Карп слеп, но видит свет Строгий инок Иеросхимонах Флавиан, оптинский казначей Оптинские подвижницы Кажущаяся малость Ревнитель иноческих добродетелей Архиепископ Литовский и Виленский Ювеналий (Половцев) Взыскатель спасительной истины Иеросхимонах Иоанн (Малиновский) Варлаам – сын Божий Супруги Киреевские в их отношении к Оптиной Пустыни «Поеду домой» Чистое зеркало молитвы В душевную пользу всей братии Ключарёвская история Благословение блаженного Лаврентия Кошки и соловьи Послушник Царицы Небесной Преподобный оптинский старец Иосиф (Литовкин) 1. Тихий и светлый 2. «Иди в Оптину к старцам!» 3. Как начиналась жизнь старца Крестьянин Иов К. Р. в Оптиной Пустыни в 1887 году Милые Прыски 1. Отец святых мучеников 2. Мечта о русской деревне 3. Летняя жизнь. Святые обители 4. Матушка Евфросиния. Дела благотворения 5. Осень Остатки рая Непоколебимый столп монашества Оптинский старец схиархимандрит Варсонофий Добрый, светлый и веселый… «Скончався вмале…» Кот старца Нектария На святом порожке Владыка-пустынник Епископ Трифон (Туркестанов) в Скиту Оптиной Пустыни Тайна монаха Климента Писатель и философ Константин Николаевич Леонтьев в Оптиной Пустыни Владыка оптинского духа Оптинские связи епископа Михея (Алексеева) (1851–1931) Жизнь и труды иеромонаха Алексия Оптинский исповедник диакон Кирилл (Зленко) Схиигумен Павел (Драчёв) Матушка Житие схимонахини Сепфоры Клыковской (память 30 апреля/13 мая) «Течение скончах, веру соблюдох…». Оптинские новомученики. Иеромонах Василий Инок Ферапонт Инок Трофим Чудеса Примечания Полный текст Раб Божий огородник Авраамий

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Сергей Нилус и преподобный Варсонофий Оптинский К вопросу о смуте в Оптиной пустыни 03.09.2022 1627 Время на чтение 5 минут Фото: Из личного архива автора Ранее мною была написана статья « Был ли погром в Оптиной пустыни? », в которой я опроверг (или, по крайней мере, попытался опровергнуть) утверждения, будто бы епископ Серафим (Чичагов), будущий священномученик, повинен в разгроме Оптиной пустыни и гонениях на преподобного Варсонофия Оптинского и духовного писателя Сергея Нилуса, изгнание которого некоторые связывают с местью за то, что он «открыл» т.н. «Протоколы Сионских мудрецов». Никакого разгрома святитель не учинял, гонений на преп. Варсонофия не устраивал (а совсем даже наоборот), а Сергей Нилус был совершенно справедливо удален из Оптиной пустыни. Однако я хочу заметить, что вовсе не считаю С. Нилуса неким прохвостом и проходимцем, как может показаться из моей статьи. Да, его попытка рукоположиться в священники, имея серьезное каноническое препятствие (то обстоятельство, что некогда он сожительствовал с некоей Володимировой) не красит его, и всё же, думаю, что человек он был искренний. Об этом говорит тот факт, что он смело стоял в православии во времена большевицких гонений. Я лично отнюдь не одобряю его антисергианства, но не уважать его принципиальность нельзя. В своей статье я упоминал статью иеродиакона Платона (Рожкова) «Преподобный Варсонофий и Оптинская смута», но не стал разбирать его следующее утверждение о причинах изгнания Нилуса: «... вероятна месть определенных столичных кругов к писателю С.А. Нилусу, трудившегося под покровительством оптинских старцев и опубликовавшего свои резонансные сочинения «Близ есть при дверех» и «Протоколы сионских мудрецов». Другими мотивами объяснить совершенно нелогичный, не относящийся к ведению монастырского хозяйства, запрет на проживание мирян при монастыре не более 10 дней трудно. Эту версию подтверждают слова Елены Концевич, которая пишет, что именно за поддержку С.А. Нилуса пострадал старец Варсонофий».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/03/se...

«Он старался во всем следовать духовным традициям Оптиной пустыни и Пафнутиева Боровского монастыря» Схиархимандрит Амвросий (Иванов) Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви В 2018 году исполнилось сорок лет со дня кончины клирика Калужской епархии схиархимандрита Амвросия (Иванова). Он отошел ко Господу 15 октября 1978 года на сотом году жизни. Это был один из старцев ХХ столетия, перенесших все тяготы гонений безбожного времени, более восьмидесяти лет служивших Церкви Христовой и сохранивших веру и духовные традиции для будущего поколения православных людей в России и особенно тех, кто избрал своим путем монашеское жительство. Будущий схиархимандрит Амвросий родился в Тамбовской губернии 2 января, в день памяти святого Василия Великого, по его словам – в 1879 году, а по формулярным спискам Оптиной пустыни – в 1882 году в семье верующих людей. Василий – такое имя носил схиархимандрит Амвросий в миру – очень рано остался без отца, и уже к этому времени в его сердце начало созревать стремление к подвижнической жизни. Вот как он сам писал о своем детстве и решении уйти в Оптину пустынь в своей автобиографии: «Отец мой Федор Никандрович был солдат. Мать – Наталья Семеновна. Занимались они сельским хозяйством и были глубоко верующими христианами, так и меня воспитывали. При Крещении дали мне имя Василий, так как я родился 1-го января 1879 г., в честь празднуемого в тот день Василия Великого. Кроме меня, у родителей были еще три дочери, но они умерли в младенчестве. Грамоте я стал учиться на девятом году жизни – ходил в школу, где был учителем диакон о. Георгий, а по Закону Божию нас учил священник о. Иоанн. Девяти лет я остался сиротой. Господу было угодно, чтобы отец мой в возрасте 33-х лет умер. И вот потянулась в течение нескольких лет печальная жизнь без отца в родном доме при хозяйстве дяди, брата отца. Дядя был пьяницей, и водка довела его до болезни, когда он становился буйным. Часто мне и матери моей приходилось терпеть всякие неприятности. Вот однажды мне мать и говорит: “Долго ли, сынок, мы будем так жить и терпеть – надо что-то предпринимать”. И вот мы договорились, что мать уйдет в Таволоанский монастырь, где проживает уже ея сестра, а я уйду к дяде, брату матери, который проживает в Калужской Оптиной пустыни. Вскоре я написал дяде письмо с просьбой узнать о приеме в монастырь и получил от него ответ, что настоятель Оптиной пустыни не против принять нас вместе с моим товарищем Яковом Никитичем Прониным».

http://pravoslavie.ru/116759.html

Содержание Начало Оптиной пустыни. Монастырь и скит Отец Моисей, настоятель Оптиной Старец Леонид Старец Макарий Старец Амвросий Информация о первоисточнике Начало Оптиной пустыни. Монастырь и скит    Расцвет русского старчества начинается приблизительно в последней трети XVIII столетия, достигает своего апогея в девятнадцатом и без перерыва продолжается вплоть до революции 1917 года. Таким образом, эта духовная традиция возникает в России одновременно с обновлением монастырской жизни, когда благодаря архимандриту Паисию Величковскому возрождается подлинное общежительное монашество в монастырях Молдавии, откуда ученики старца рассеиваются по просторам его родины, в частности — в губерниях Калужской, Курской и Орловской. Традиция эта заканчивается или, скажем, становится для взоров внешних незаметной, когда в революционную эпоху общежительное монашество в России исчезает.    В течение этих ста пятидесяти лет на просторах русской земли в монастырях и скитах было множество старцев, но существовала только одна Оптина, место избранное, где особая харизма старчества стала местной традицией, своего рода благодатной школой, воспитавшей четыре поколения старцев, к которым из всех уголков Российской империи стекались целые толпы.    Монастырь Оптина пустынь был расположен в Калужской губернии, в двух верстах от Козельска, на правом берегу глубокой и рыбной реки Жиздры, окаймляющей опушки непроходимых лесов. Паром, управляемый монахами, доставлял паломников в монастырь. Оптинские настоятели, желая сохранить естественную, природную границу, отделявшую их монастырь от жизни мира сего, никогда не хотели строить мост.    Само происхождение Оптиной остается неизвестным. Тем не менее можно предполагать, что этот монастырь существовал уже в середине XVI века. Во время «просвещенного» царствования Екатерины П, в эпоху великого опустошения русских монастырей, в Оптиной было всего лишь три монаха. К концу XVIII века митрополит Московский Платон, бывший проездом в Оптиной и пораженный красотой местности, принял надлежащие меры для восстановления общежительной жизни в этом маленьком лесном монастыре.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4113...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Святая обитель: Гоголь в Оптиной Пустыни Николай Васильевич Гоголь в своей жизни много путешествовал, объездил всю Европу, совершил паломничество в Иерусалим, собирался ехать на Святую гору Афон. Не раз бывал он в известных русских монастырях, в том числе в Оптиной Пустыни. Статья Слух о благодатных оптинских старцах с первой трети XIX века начал привлекать в монастырь едва ли не всю верующую Россию – от крестьянина до государственного деятеля, искавших духовного утешения и наставления, а также ответа на жизненно важные вопросы. Приезжали туда русские писатели-мыслители Иван Киреевский, Федор Достоевский, Лев Толстой, Константин Леонтьев. В этом ряду был и Гоголь, который с одобрением относился не только к молитвенной жизни пустыни, но и к ее издательской деятельности. В середине 1840-х годов по инициативе преподобного Макария и его духовных чад в миру Ивана Васильевича и Наталии Петровны Киреевских в Оптиной Пустыни началось издание святоотеческой литературы. Среди многих книг были выпущены творения преподобных отцов Исаака Сирина, Нила Сорского, Симеона Нового Богослова, Максима Исповедника, Аввы Дорофея. Настоятель монастыря архимандрит Моисей вместе со старцем Макарием рассылали эту литературу по всей России, в первую очередь в духовные семинарии и академии, на Афон, а также епископам всех епархий. Это была забота о духовном просвещении русского народа. Такую же цель имел и Гоголь.

http://bogoslov.ru/article/6192605

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прмч. Исаакий (Бобраков). Фотография. 1915 г. (архив Оптиной пуст.) (Бобраков Иван Николаевич; 1865, дер. Остров Малоархангельского у. Орловской губ.- 8.01.1938, близ Тулы), прмч. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Оптинских старцев), архим. Из крестьянской семьи, его отец стал схимонахом Оптиной в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст. Иван научился в сельской школе чтению и письму. В 1884 г. поступил послушником в Оптину пуст. Нес клиросное послушание. 17 дек. 1897 г. определен в братию пустыни. 7 июня 1898 г. пострижен в монашество с именем Исаакий, 20 окт. того же года рукоположен во диакона. 24 окт. 1902 г., в день освящения Казанского собора Шамординского Амвросиева в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы мон-ря , Калужский еп. Вениамин (Муратовский) рукоположил И. во иерея. После кончины прп. Амвросия (Гренкова) его духовником был старец прп. Иосиф (Литовкин) . После смерти 30 авг. 1914 г. настоятеля Оптиной пуст. схиархим. Ксенофонта (Клюкина) И. был избран новым настоятелем. 7 нояб. того же года назначен на должность с возведением в сан игумена, с 16 нояб. архимандрит (при перечислении настоятелей Оптиной пуст. И. нередко называют Исаакием II, чтобы отличать его от прп. Исаакия (Антимонова) ). При И. в авг. 1915 г. обитель посетил свт. Макарий (Невский) , митр. Московский, в апр. 1916 г.- вел. кн. Дмитрий Константинович, кнж. Татьяна Константиновна и кн. Константин Константинович. С кон. 1913 г. в Оптиной пуст. на покое жил Михей (Алексеев) , бывш. еп. Уфимский. Формально он не участвовал в монастырском управлении, но оказывал на И. психологическое давление, отличаясь тяжелым характером. И. принадлежала инициатива объединить часовни над погребениями оптинских старцев в одно теплое помещение с крышей (проект не был осуществлен). По его же идее в Оптиной пуст. были подготовлены к изданию материалы для Жития прп. Льва (Леонида) (Наголкина) (напечатаны в 1917 в типографии Шамординской обители).

http://pravenc.ru/text/674772.html

Arhiva Cuvântarea Preafericitului Patriarh Chiril adresat frailor de la Pustia Optina 24 octombrie 2015 14:02 23 октября 2015 года, в канун празднования Собора преподобных Оптинских старцев, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение во Введенском соборе Оптиной пустыни . По окончании богослужения состоялась беседа Святейшего Владыки с братией обители. Дорогие отцы и братия! Я рад возможности снова встретиться, пообщаться, помолиться вместе с вами. Очень ценю все то, что совершается сегодня в Оптиной пустыни. Конечно, не без трудностей, не без ошибок, но обитель по милости Божией возрастает, и, может быть, самое главное, что в Оптиной пустыни большое внимание со стороны наместника и старших насельников уделяется духовному воспитанию молодежи, и не только молодежи. Это духовное наставничество, собственно говоря, и можно назвать старчеством. Старец — это не пророк, это необязательно чудотворец, но это наставник, который может передать другому человеку наставления не только от прочитанного, но и от своего собственного опыта. Кстати, если и приходской священник произносит проповеди или исповедует людей только на основании прочитанного, повторяя то, что написано, то он не может стать настоящим духовным отцом. Исповедуются у такого батюшки поневоле, если уж другого нет. Но когда духовник говорит не только от написанного и прочитанного, но и от своего собственного опыта, когда вместе с тем, кто пришел на исповедь, он и сам кается Богу в грехах, то это оказывает духовное воздействие на кающегося. То же самое можно сказать и о наставничестве в монастыре, о старчестве. Если у старца нет реального опыта молитвы, он никогда не научит молиться. Он может давать какие-то молитвенные задания, проверять их, но он по-настоящему не приучит человека к молитве и не передаст ему молитвенный навык, любовь к молитве. Это касается и других добродетелей — послушания, нестяжания. Если у самого духовника нет опыта жизни в соответствии с этими идеалами, то слова его звучат пусто. И я радуюсь тому, что в Оптиной пустыни есть реальное наставничество со стороны старших, более опытных пастырей; не просто принятие исповеди, что происходит в каждом монастыре, а именно наставничество.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4254428...

IX. Кладбище В обители сей, с древних времен, кроме Оптинских иноков, много похоронено дворянских фамилий и купечества. В 1774 году жители города Козельска подавали духовному начальству просьбу об отведении им в Оптиной Пустыни кладбища, но им было в этом отказано, а определено погребать внутри монастыря только знатнейших лиц и благодетелей обители, по усмотрению ее настоятелей. Кладбищенские монастырские памятники состоят, большей частью, из каменных плит, на которых, обыкновенно, вырезаны год, месяц и число рождения и кончины, погребенных под ними, особ. Разбирая эти надписи, встречаем следующие фамилии: Образцовых, Кондыревых, Давыдовых, Чичериных, Писаревых, Челищевых, Богенгард, Камынина, Татищева, князей Козловских, Воейковых, Беклемишевых, князя Яшвиля, Графини фон-дер-Остен-Сакен, Щербачевых, Россет, графини Толстой, Гартунг, Хлюстиных и других. На восточной стороне Введенского храма, против придела во имя Николая Чудотворца, стоят два колоссальных памятника одинаковой формы, вылитые из чугуна, украшенные, местами, позолотою и обведенные решеткой. Под одним из этих памятников похоронено тело Оптинского старца, иеромонаха Леонида, в схиме Льва, имя которого навсегда должно быть памятно для обитателей и посетителей Оптиной Пустыни, так как он первый положил в ней основание старческого пути, по учению св. духоносных отцов подвижников. Потому, все, кто получает в сей обители духовное назидание и утешение, хотя бы они лично не знали старца Леонида, должны с благодарностью вспоминать о нем, как о первом основателе старчества в Оптиной Пустыни 46 . На памятнике его следующие надписи: Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти; но блаженны, умирающие о Господе; ей, почиют от трудов своих. Памятник сей покрывает тело почивающего о Господе с миром иеросхимонаха Леонида (Льва), понесшего благое Христово иго в монашестве 46 лет; родом был из Карачевских граждан, по фамилии Наголкин. Уснул сном смерти в надежде воскресения и жизни вечной. Оставил о себе память в сердцах многих, получивших утешение в скорбях своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Аннотация Начавшееся в наши дни возрождение Оптиной пустыни, духовного центра, широко известного не только в России, но и за ее пределами – привлекло особенное внимание к той духовной традиции, которая в свое время выделила Оптину из чреды российских монастырей. Эта традиция – старчество. Никогда не угасавшее, но временами как будто скрывавшееся с горизонта общественной жизни, старчество просияло в Оптиной XIX-haчaлa XX веков в лице ее великих старцев: Льва, Макария, Амвросия, Анатолия, Варсонофия, Нектария и вновь, казалось, исчезло. Валаам, Глинская пустынь и немногие другие уцелевшие в России обители незаметно для внешнего взора хранили отеческие предания, и, когда, по Промыслу Божию, пришло время – старчество вновь появляется в поле зрения современников. Автор этой книги – схиархимандрит Иоанн (Маслов) , человек редких дарований духовных, с юности был призван Богом к высшему служению в той самой Глинской пустыни, где старческое руководство и послушание духоносному старцу были фундаментом и стержнем монашеской жизни. С закрытием Глинской пустыни (в 1961 г.) он продолжил свой иноческий путь в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. «Отеческие писания читаются деяниями» – это наставление святых отцов архимандрит Иоанн применил на деле и с помощью Божией раскрыл в себе то «богатство некрадомое», которое поставило его во главе словесного стада проповедником и учителем, духовником и подвижником, духоносным пастырем и молитвенником о чадах церковных. Предисловие Начавшееся в наши дни возрождение Оптиной пустыни, духовного центра, широко известного не только в России, но и за ее пределами – привлекло особенное внимание к той духовной традиции, которая в свое время выделила Оптину из чреды российских монастырей. Эта традиция – старчество. Никогда не угасавшее, но временами как будто скрывавшееся с горизонта общественной жизни, старчество просияло в Оптиной XIX – начала XX веков в лице ее великих старцев: Льва, Макария, Амвросия, Анатолия, Варсонофия, Нектария и вновь, казалось, исчезло.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/o...

В РГБ прошла конференция, посвященная 200-летию Киреевского Москва, 5 мая 2006 г . На Светлой седмице, 27-29 апреля 2006 года, в  Российской государственной библиотеке прошла всероссийская конференция «Иван Киреевский: Духовный путь в русской мысли XIX-XXI вв.», посвященная двум юбилеям – 200-летию со дня рождения русского философа И.В.Киреевского и 160-летию начала издательской деятельности Оптиной пустыни. Конференция завершилась панихидой на могиле семейства Киреевских в Оптиной пустыни 29 апреля. Организаторами конференции выступили РГБ, РГАЛИ, Министерство культуры и массовых коммуникаций, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Свято-Введенский мужской ставропигиальный монастырь Оптина пустынь. Организаторы отметили, что их работу благословил настоятель монастыря Оптина пустынь архимандрит Венедикт, сообщает Владислава Филянова (Фонд Андрея Первозванного). На пленарном заседании руководитель издательства Оптиной Пустыни иеромонах Мефодий огласил приветственное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в котором Его Святейшество выразил радость по поводу участия центральной библиотеки страны в праздновании столь значимых для России юбилеев, в том числе 160-летнего юбилея издательской деятельности Оптиной Пустыни. В рамках конференции была открыта книжно-иллюстративная выставка «И.В.Киреевский и Оптина Пустынь», где была представлена часть фондов РГБ, посвященная русскому философу, рассказывающая о жизненном пути, литературном и философском творчестве мыслителя, его вкладе в издательскую деятельность Оптины, уникальные архивные документы, автографы работ и издательских проектов, автографы иеромонаха Макария. Перед собравшимися выступили генеральный директор РГБ Виктор Федоров, директор по научной и издательской деятельности РГБ Екатерина Никонорова, Ректор Литературного института им.А.М.Горького профессор Борис Тарасов с докладом «Философия И.В.Киреевского и современность», зав. кафедрой истории русской философии философского факультета МГУ, профессор Михаил Маслин с докладом «И.В.Киреевский и русская религиозная философия», зав. кафедрой отечественной философии РГГУ Вячеслав Сербиненко с докладом «Образ европейской культуры в творчестве раннего и позднего И.В.Киреевского», главный научный сотрудник ИМЛИ РАН, профессор Виктор Гуминский с докладом «И.В.Киреевсий и Н.В.Гоголь» и многие другие исследователи русской мысли.

http://pravoslavie.ru/17261.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010