Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАСИЙ (Опоцкий Василий Алексеевич; 14.03.1831, Псковская губ.- 7.12.1905, Петрозаводск), еп. Олонецкий и Петрозаводский. Род. в семье протоиерея Псковской епархии. После окончания Псковской ДС (1851) в нояб. 1852 г. был направлен в С.-Петербургское земледельческое уч-ще для изучения сельского хозяйства. 29 окт. 1855 г. рукоположен во священника и служил в церкви с. Сторожня Новоржевского у. Псковской губ. В 1857 г., овдовев, поступил в СПбДА, к-рую окончил в 1861 г. со степенью канд. богословия, вскоре был удостоен степени магистра богословия. 14 сент. 1861 г. пострижен в монашество. 7 мая 1862 г. назначен инспектором Виленского ДУ, 9 окт. 1865 г. переведен на ту же должность в Минскую ДС. 21 апр. 1869 г. возведен в сан архимандрита. 20 июля 1881 г. назначен ректором Литовской ДС и 2 сент. 1881 г.- настоятелем виленского во имя Св. Троицы мон-ря . 30 марта 1885 г. А. был назначен, 15 мая - хиротонисан во епископа Брестского, викария Литовской епархии. 17 нояб. 1891 г. перемещен на Сарапульское вик-ство Вятской епархии, 15 мая 1893 г.- на Чебоксарское вик-ство Казанской епархии. В 1896 г. определением Святейшего Синода А. был утвержден председателем Казанского епархиального училищного совета. В 1897 г. «во внимание к его проповедническим трудам и просвещенному содействию богословской науке» избран почетным членом КазДА. 27 июня 1897 г. назначен епископом Туркестанским и Ташкентским, участвовал в 3-м Всероссийском миссионерском съезде в Казани (см. Миссионерские съезды в России ). 9 нояб. 1897 г. по болезни был уволен на покой, однако 11 июля 1898 г. назначен епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии. 20 янв. 1901 г. перемещен на Олонецкую и Петрозаводскую кафедру. 29 окт. 1905 г. исполнилось 50 лет служения А. в священном сане, к-рое по желанию юбиляра праздновалось скромно. Погребен 11 дек. 1905 г. у юж. стены Воскресенского собора Петрозаводска. Заупокойную литургию и отпевание совершал его родной брат, член Святейшего Синода архиеп. Тверской и Кашинский Алексий (Опоцкий) .

http://pravenc.ru/text/114852.html

Алексии (Опоцкий Алексей Алексеевич), архп. Тверской и Кашинский Родился в 1837 году. Сын протоиерея Псковской епархии, гор.Опочки. В 1863 году окончил С.-Петербургскую Духовную Академию. 14.V.1864 назначен инспектором и учителем Виленского Духовного училища. 2.XI.1865 – законоучитель Виленской женской гимназии. 2.II.1866 рукоположен во иерея к Пятницкой церкви в г.Вильно. 1871 переведен в Гродно настоятелем Гродненского Софийского собора с назначением законоучителем Гродненской гимназии. 10.X. в этом же году возведен в сан протоиерея. 1872 – удостоен ученой степени кандидата богословия за сочинение: «Откровенное учение о Промысле сравнительно с новейшими теориями о мирохранении и мироправлении». 22.ΧII.1891 – ректор Литовской Духовной семинарии. 25.I.1892 пострижен в монашество, как овдовевший в сане протоиерея и назначен настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря с возведением в сан архимандрита. В ноябре 1893 г. состоялось наречение во епископа, а 10.IV.1894 хиротонисан во епископа Балахнинского, вик.Нижегородской епархии. 10.VIII.1896 – епископ Вятский и Слободский. С 10.XI.1901 – Экзарх Грузии архиепископ Карталинский и Кахетинский со званием члена Св.Синода. 6.V.1902 награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.· В том же году избран Советом Казанской Духовной Академии почетным ее членом. С I.VII.1905 года – архиепископ Тверской и Кашинский. По его инициативе собирались подписи для ходатайства об открытии мощей Анны Кашинской. По сообщению Самарских Епархиальных Ведомостей епископ Алексий прислал в дар епископу Симеону Самарскому частицу нетленных мощей св.Анны Кашинской. 29.I.1910 года уволен на покой, согласно прошению, по болезни, но с оставлением его в звании члена Св.Синода, с возложением на него обязанностей члена Московской Синодальной Конторы сверх штата. Высказывался за желательность созыва Поместного собора. Проживал в Донском монастыре в Москве, где и умер и погребен. Скончался 21 декабря 1914 года. Труды: «Откровенное учение о промысле сравнительно с новейшими теориями о мирохранении и мироправлении». (См.Родосский А., стр.8–9). Кандидатская диссертация.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Опоцкий Алексей Алексеевич; 1837, г. Опочка Псковской губ.- 21.12.1914, Москва), архиеп. Тверской и Кашинский. Род. в семье протоиерея Псковской епархии, младший брат еп. Анастасия (Опоцкого) . Окончил Псковскую ДС, в 1863 г.- СПбДА. В 1872 г. А. А. Опоцкому была присуждена степень канд. богословия за соч. «Откровенное учение о Промысле сравнительно с новейшими теориями о мирохранении и мироправлении». 14 мая 1864 г. определен инспектором в Виленское ДУ, в 1865 г.- законоучителем Виленской жен. гимназии и др. школ. 2 февр. 1866 г. рукоположен во священника к виленской Никольской ц., 4 сент. 1871 г. назначен настоятелем гродненского Софийского собора с возведением 10 окт. 1871 г. в сан протоиерея. С 1870 г. член Литовской консистории, с 1891 по 1893 г. ректор Литовской ДС. 16 янв. 1892 г. назначен настоятелем виленского Свято-Троицкого мон-ря , 25 янв. 1892 г. пострижен в монашество, 26 янв. возведен в сан архимандрита. 30 сент. 1893 г. А. был назначен, а 10 апр. 1894 г. хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. С 10 авг. 1896 г. епископ Вятский и Слободской. С 10 нояб. 1901 г. архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии, член Святейшего Правительствующего Синода. В 1902 г. награжден бриллиантовым крестом на клобук. С 1 июля 1905 г. архиепископ Тверской и Кашинский. Инициатор восстановления почитания св. блгв. кнг. Анны Кашинской . 29 янв. 1910 г. уволен на покой с назначением сверхштатным членом Московской синодальной конторы и оставлением членом Синода. Настойчиво высказывался за созыв Поместного Собора РПЦ. С 1910 г. проживал на покое в Донском (см. Донской иконы Божией Матери ) московском мон-ре, управляя им. Ист.: Здравомыслов. Словарь иерархов. Л. 124. Соч.: Откровенное учение о Промысле сравнительно с новейшими теориями о мирохранении и мироправлении. СПб., 1872. Ркп. Лит.: Родосский. Словарь студентов СПбДА. С. 8-9; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 1. С. 144-146. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/64672.html

отмечался 200-летний юбилей обители: 29 апр. состоялись торжественное богослужение, молебен, крестный ход. В 1893-1918 гг. К. м. возглавляли Чебоксарские епископы: в 1893-1897 гг. Анастасий (Опоцкий) , в 1897-1899 гг. Антоний (Храповицкий) , в 1899-1902 гг. Иоанн (Алексеев), в 1902-1904 гг. Иоанн (Смирнов) , в 1904-1905 гг. Хрисанф (Щетковский) , в 1905-1907 гг. Митрофан (Симашкевич) , в 1907-1914 гг. Михаил (Богданов) , в 1914-1915 гг. Леонтий (Вимпфен) , в 1915-1918 гг. Борис (Шипулин) . С осени 1918 г. настоятелем был иером. Иннокентий (Ковтун). Со 2-й пол. XIX в. резиденция Чебоксарских епископов находилась в казанском Преображенском мон-ре, поэтому фактически обителью управляли уполномоченные викариев, называвшиеся иногда наместниками, иногда казначеями. К нач. XVIII в. в К. м. проживали 20-30 насельников, в 1740 г.- архимандрит, иеромонах, 3 иеродиакона, 4 монаха. В 1730-1734 г. длилось разбирательство по делу бывш. игум. Корнилия («за некоторыя на него подозрительства и монастырскому иждевению истощание»). Ссылке в Сибирь и прочим прещениям подвергались игумены Иоиль, Гервасий (янв.-дек. 1736), Варлаам (Высоцкий), Иерофей, архим. Павел (1739), игум. Иосиф (1744) и др. (ОДДС. Т. 11. Стб. 116-118; Т. 14. Стб. 119-120; Т. 16. Стб. 329-332; Т. 20. Стб. 184). В 1738 г. 3 насельника были биты плетьми за нарушение «реестра», в 1740 г. монахи, не присягнувшие новому имп. Иоанну VI Антоновичу , оштрафованы на 30 р. В 1746 г. Казанский еп. Лука (Коношевич) строжайше запретил кизическим монахам «ходить по мирским домам», ибо «от хождения по домам происходит монашескому чину подозрение». В 1745 г. в К. м. проживали 8 монашествующих, псаломщик, 3 конюха, 2 сторожа, а также капралы В. Акинфеев и И. Григорьев, в 1763 г.- игум. Иерофей, иеромонах, 3 иеродиакона, 4 монаха, а также драгун Г. Хрусталёв. В XVIII - нач. XIX в. в К. м. ссылались священнослужители и миряне для «вразумления и научения истинной вере, виновные в тяжких преступлениях». Так, в 1743 г. в К. м. были сосланы старообрядцы Даниил Окулев и Емельян Семёнов, в 1744 г.- свящ.

http://pravenc.ru/text/1319826.html

20 янв. 1901 г. епископ Анастасий был перемещен на кафедру епископа Олонецкого и Петрозаводского, на которой послужил до самоей своей смерти, последовавшей 7 декабря 1905 года. Большая часть деятельности Преосв.Анастасия падает на время его служения в Западном крае. Служба его здесь совпадает со временем, близким к совершившемуся воссоединению униатов, когда в особенности требовалось быть деятельным защитником и искренним исповедником православия. Известность духовного писателя епископ Анастасий получил в бытность инспектором Минской духовной семинарии своими двадцатью тремя талантливыми проповедями, изданными в С.-Петербурге в 1880 г., где он нередко выступал публицистом. Например, темами его проповедей были: «Недостатки русского женского воспитания», «О популярности» и многие другие. Епископ Анастасий горячо стоял за прогресс в деле женского образования, за науку, гуманность, за реформы 60-х годов и восставал против чиновнического «обрусения» северо-западного края, требуя терпимости, уважения к польским особенностям края и требовал от русских, желающих «передать другому народу свой дух, свою веру, свою цивилизацию» нравственного превосходства над этим народом. Проповеди проникнуты духом «публицистической школы», представителем которой является Харьковский архиепископ Амвросий. Некоторые из проповедей епископа Анастасия переведены на английский язык. Труды: Взгляд на дело распространения и утверждения православия в Западном крае России (в память воссоединения униатов). «Минские Епарх.Вед.» за 1871 год. Труды : «Слова и Речи», среди которых выделяется «Речь о Ломоносове». «Жизнь Спасителя, как Высочайший образец и пример нравственной жизни». Сергиев Посад, 1912. 23 проповеди: из них большая часть посвящена темам: «О недостатке женского воспитания»; «О русском обществе»; «О служении русскому делу в Западном крае»; «О популярности»; «О законности в гражданской деятельности»; «По случаю столетней годовщины смерти Ломоносова»; и три его выступления печатные: «Служу идеи»;

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В соответствии с проектом четверик церкви должен был завершаться пятью главами с двумя рядами кокошников под ними. Из-за волнений 1905 г. Морозовская мануфактура прекратила финансирование, к этому времени строительство было доведено до карниза. Для удешевления проекта в него пришлось вносить изменения, чтобы стало возможным дальнейшее продолжение работ. По существенно упрощенному проекту архитектора В. К. Терского в 1909 г. строительство храма было завершено: вместо запланированного пятиглавия была возведена четырехскатная шатровая кровля с одной главкой. Построенная рядом небольшая колокольня с открытым ярусом была соединена галереями-папертями с основным объемом и деревянной одноэтажной церковно-приходской школой, построенной еще в 1903–1904 г.г. по проекту А. П. Фёдорова. Освящение храмового комплекса в честь Николая Чудотворца в 1909 г. совершил архиепископ Тверской и Кашинский Алексий (Опоцкий) в сослуженинии тверского духовенства, в присутствии многочисленных мирян. После революции церковно-приходскую школу при храме закрыли, а службы в Никольской церкви проводились еще до 1929 г. (по другим данным, до 1937 г.), ставшего для неё роковым. Храм был закрыт. Настоятель священник Всеволод Соболев не был расстрелян или сослан только благодаря заступничеству Морозовских рабочих. Священник Василий Владимирский был арестован 12 апреля 1932 г. по приговору Тройки при ПП ОГПУ Московской области. 9 июля 1932 г. он был обвинен по статье 58 (пункты 10 и 11) УК РСФСР и приговорен к 3-м годам ссылки в Казахстане, где впоследствии мученически погиб. Церковь Николая Чудотворца начали разрушать: с нее были сброшены кресты, сбита главка, разбиты колокола, взорвана звонница. Но советской власти нужны были помещения, поэтому храм не был разрушен до основания. После 1937 г. здание полуразрушенной церкви было передано военному ведомству. В последнее время она находилась в ведении РОСТО (ДОСААФ), в бывших церковных помещениях размещались автошкола, парашютный класс и клуб служебного собаководства.

http://sobory.ru/article/?object=11383

с 27.06.1881 по 9.03.1885 еп. Тобольский и Сибирский; † 24.10.1893 Анастасий (Опоцкий) епископ, рукоположен с 15.05.1885 по 17.11.1891 еп. Сарапульский, викарий Вятской епархии; † 7.12.1905 Иосиф (Соколов) епископ, рукоположен с 15.12.1891 по 24.05.1897 еп. Острогожский, викарий Воронежской епархии † 23.03.1902 Ковенские епископы Платон (Городецкий) епископ, рукоположен с 8.09.1843 по 6.11.1848 еп. Рижский, викарий Псковской епархии Евсевий (Ильинский) епископ, рукоположен с 1.01.1849 по 29.03.1851 еп. Подольский и Брацлавский Филарет (Малишевский) епископ, рукоположен с 28.05.1851 по 13.09.1860 еп. Уфимский и Мензелинский Александр (Добрынин) епископ, рукоположен с 21.11.1860 по 14.08.1868 еп. Минский и Бобруйский Иосиф (Дроздов) епископ, рукоположен с 14.09.1868 по 7.12.1874 еп. Смоленский и Дорогобужский Евгений (Шершелов) епископ, бывший еп. Брестский, викарий Литовской епархии с 10.02.1875 по 16.05.1877 еп. Минский и Туровский † 22.03.1897 Владимир (Никольский) епископ, бывший еп. Брестский, викарий Литовской епархии с 16.05.1877 по 14.05.1881 еп. Калужский и Боровский; † 29.12.1900 Донат (Бабинский-Соколов) епископ, бывший еп. Брестский, викарий Литовской епархии с 14.05.1881 по 6.03.1882 еп. Рижский и Митавский †16.04.1896 Сергий (Спасский) епископ, рукоположен с 30.05.1882 по 7.06.1885 еп. Могилевский и Мстиславский † 20.11.1904 Смарагд (Троицкий) епископ, рукоположен с 15.09.1885 † 2.10.1886 Антонин (Державин) епископ, бывший еп. Старицкий, викарий Тверской епархии с 18.10.1886 по 14.03.1889 еп. Полоцкий и Витебский † 2.03.1902 Кирилл (Орлов) епископ, бывший еп. Екатеринбургский и Ирбитский с 13.05.1889 в 1890 временно управлял Литовской епархией † 26.12.1890 Григорий (Полетаев) епископ, рукоположен с 3.02.1891 по 22.11.1892 еп. Туркестанский и Ташкентский; †15.06.1914 Христофор (Смирнов) епископ, бывший еп. Волоколамский, викарий Московской епархии с 19.12.1892 по 6.06.1897 еп. Екатеринбургский и Ирбитский; † после 1918 Пинский епископ В 1839 году принято из унии в РПЦ

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В новую церковь, которая стала посольской, было передано имущество домового храма. К дню освящения Иерусалимский Патриарх Кирилл пожертвовал напрестольный деревянный крест с частицей Животворящего Креста Господня. Ныне в соборе, в особом ковчеге, хранятся также следующие святыни: образ с частицей мощей св. Пантелеимона, медальон с частицей мощей свт. Николая, икона с кусочком одеяния прп. Серафима Саровского. У амвона, в беломраморных киотах, находятся изящно написанные иконы Божией Матери «Скоропослушницы» и св. Пантелеимона, подаренные соответственно Андреевским и Пантелеимоновским монастырями на Афоне. В 1901 в память кн. М. А. Барятинской был сооружен киот с изображением Божией Матери. В мае 1868 Ф. М. Достоевский крестил в новом храме свою дочь Софью, родившуюся в Женеве, где писатель работал над романом «Идиот». Дочь, однако, через несколько дней скончалась и была похоронена на местном кладбище, которое теперь находится в черте города. Трижды в год причт ездил в Берн, чтобы служить панихиды на могиле вел. кн. Анны Феодоровны, погребенной на кладбище Розенберг. Большинство умерших в Женеве русских хоронили на местном кладбище Пленпале. В 1883–1900 настоятелем церкви служил прот. Димитрий Опоцкий. При нем был выложен плиткой пол и заново позолочены купола. Так как в храм приходило молиться много греков, то часть службы в нем шла по-гречески, в связи с чем причт в 1903–1905 возглавлял русский грек прот. Александр Смирнопуло. Следующим настоятелем состоял до 1944 прот. Сергий Иоаннович Орлов, тоже знавший по-гречески. Он создал в 1905 приходское попечительство, помогавшее попавшим в беду русским людям. Регентом перед Первой мировой войной был В. Ф. Кибальчич, ученик Н. А. Римского-Корсакова, стремившийся знакомить иностранцев с русской хоровой музыкой. Перед революцией к женевскому храму были приписаны церкви в Вевэ и Давосе, которые имели своих священников. Поскольку храм принадлежал Министерству иностранных дел России, оно ежегодно отпускало 3 тыс. руб. на его содержание.

http://sobory.ru/article/?object=12221

Варлаам князь Эристов 1811–1817. Митр. Феофилакт Русанов 1817–1821. Митр. c 1819. Иона Василевский 1821–1832. Митр. c 1828. Моисей Богданов-Платонов 1832–1834. Евгений Баженов 1834–1844. Исидор Никольский 1844–1858. Митр. c 1856. Евсевий Ильинский 1858–1877. Иоанникий Руднев 1877–1882. Павел Лебедев 1882–1887. Палладий Раев 1887–1892. Владимир Богоявленский 1892–1898. Флавиан Городецкий 1898–1901. Алексий Опоцкий 1901–1905. Николай Налимов 1905–1906. Нинон Софийский 1906–1908: Иннокентий Беляев 1909. Алавердское викариатство, учрежд. в 1886 г. Епископы: Виссарион кн. Дидиани 1886–1898. Кирион Садзагедов 1S98–1900. Димитрий кн. Абашидзе 1902–1903. Евфимий Елиев 1903–1905. Петр Кончуев 1905–1907. Давид Качахидзе 1907. Бакинское викариатство 19 Епископы: Никандр Феноменов 1905. Григорий Вахнин 1907–1910. Пимен Пегов 1911. Горийское викариатство, учр. в 1811 г. Епископы (в Тифлисе): Досифей Пицхелаури 1812–1814. Гервасий Мачавариани 1814–1817. Стефан кн. Джорджадзе 1818–1839. Архп. Никифор кн. Джорджадзе 1842–1851. Иоанн Авалиани 1852–1858. Гавриил Кикодзе 1859–1860. Геронтий Папита-Швили 1862–1869. Александр Окропиридзе 1869–1898. Леонид Окропиридзе 1898–1900. Кирион Садзагедов 1900–1902. Вениамин Барнуков 1902–1905. Евфимий Елиев 1905–1906. Петр Кончуев 1907–1909. Гурийско-Мингрельская 20 Кафедра в г. Поти Епископы Гурийско-Мингрельские: Григорий кн. Дадиани 1886–1898. Александр Окропиридзе 1898–1903. Димитрий кн. Абашидзе 1903–1905. Георгий Аладов 1905–1908. Леонид Окропиридзе 1908. Донская, учр. в 1829 г. Кафедра в Новочеркасске Архиепископы Новочеркасские и Георгиевские: Афанасий Телятьев 1829–1842. Еп. до 1830. Донские и Новочеркасские: Игнатий Семенов 1842–1847. Иоанн Доброзраков 1847–1807. Платон Городецкий 1867–1877. Александр Добрынин 1877–1879. Митрофан Вицинский 1879–1887. Макарий Миролюбов 1887–1894. Докат Бабинский-Соколов 1894. Афанасий Пархомович 1894–1908. Владимир Сеньковский 1908. Аксайское викариатство, учр. в 1871 г. Епископы (в Новочеркасске): Никанор Бровкович 1871–1876.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Вятская, учр. в 1657 г. Кафедра в Вятке Епископы и Архиепископы Вятские и Великопермские: Александр 1657–1674. Иона Баранов 1674–1699. Архп. c 1682. Дионисий Ушаков 1700–1718. Архп. Алексий Титов 1719–1733. Архп. c 1731. Лаврентий Горка 1733–1737. Киприан Скрипицын 1737–1739. Вениамин Сахновский 1739–1742. Варлаам Скамницкий 1748–1748. Антоний Илляшевич 1748–1755. Варфоломей Любарский 1758–1774. Лаврентий Баранович 1744–1796. Епископы Вятские и Слободские: Амвросий Яковлев-Орлин 1796–1804. Серафим Глаголевский 1804–1805. Гедеон Ильин-Замацкий 1805–1817. Амвросий Рождественский (Вещезеров) 1817– 1822. Павел Павлов (Морев) 1823–1827. Кирилл Богословский-Платонов 1827–1882. Иоанникий Образцов 1832–1835. Нил Исакович 1835–1838. Неофит Соснин 1838–1851. Елпидифор Бенедиктов 1851–1860. Агафангел Соловьев 1860–1866. Христофор Еммаусский 1866–1866. Аполлос Беляев 1866–1885. Архп. с 1800. Макарий Миролюбов 1885–1887. Сергий Серафимов 1887–1896. Алексий Опоцкий 1896–1901. Никон Софийский 1901–1904. Филарет Никольский 1904. Главовское викариатство, учр. в 1889 г. Епископы (в Вятке): Никон Богоявленский 1889–1893. Симеон Покровский 1893–1894. Варсонофий Курганов 1894–1904. Филарет Никольский 1904. Павел Поспелов 1905. Сарапульское викариатство 14 Епископы (в Вятке): Геннадий Левицкий 1868–1872. Палладий Пьянков 1872–1877. Павел Вильчанский 1878–1878. Нафанаил Леандров 1878. Тихон Донебин 1882–1886. Никон Богоявленский 1888–1889. Епископы (в г. Сарапуле): Афанасий Пархомович 1889–1891. Анастасий Опоцкий 1891–1893. Алексей Соболев 1893–1895. Никодим Боков 1895–1900. Владимир Благоразумов 1901–1902. Михей Алексеев 1902–1906. Арсений Тимофеев 1906–1909 15 . Мефодий Великанов 1909. Гродненская 16 Кафедра в Гродно Епископы Гродненские и Брестские: Иоаким Левицкий 1900–1903. Никанор Каменский 1903–1905. Михаил Ермаков 1905. Белостокское викариатство, учреж. в 1907 г. Епископы: Владимир Тихоницкий 1907. Грузинская (Экзархат Грузинский) 17 Кафедра в Тифлисе Эхзархи Грузии, Митрополиты и Архиепископы Карталинские и Кахетинские 18 (c 1818 г.);

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010