Сошествие во ад. Воскресение Христово. Роспись ц. Христа в Веррии. 1315 г. Церковь небольшая по размеру (8×3,95 м) и простая по архитектуре: однонефная одноапсидная базилика с входами с 3 сторон и перестроенной позднее галереей по периметру. Росписи располагаются в 3 регистра. В конхе апсиды представлена Богоматерь Платитера в рост с Младенцем Христом на руках и поклоняющимися архангелами. В щипце вост. стены, над конхой,- погрудное изображение Христа Еммануила в медальоне, к-рый держат архангелы, по сторонам - пророки Давид и Соломон с развернутыми свитками. Ниже, на щеке алтарной арки, помещен Нерукотворный образ Спасителя, в пазухах арки - арх. Гавриил и Божия Матерь («Благовещение»). Далее в верхнем ярусе по периметру идет праздничный цикл. На юж. стене представлены «Рождество Христово», «Сретение Господне», «Крещение Господне», «Преображение Господне», «Воскрешение прав. Лазаря» и «Вход Господень в Иерусалим», на сев. стене - сцены Страстного цикла: «Предательство Иуды», «Христос перед первосвященниками и Пилатом», «Шествие на Голгофу», «Восшествие на Крест», «Оплакивание». Цикл завершается сценой «Вознесение» в вост. части сев. стены. Кроме того, в нижнем ярусе в плоских нишах перед алтарной преградой на сев. стене изображено «Распятие», а на южной, согласно распространенной в Македонии традиции,- событие, к-рому посвящен храм,- «Сошествие во ад». Всю верхнюю часть зап. стены занимает «Успение Пресв. Богородицы» с преподобными Иоанном Дамаскином и Космой Маюмским по сторонам. В щипце зап. стены над «Успением Пресв. Богородицы» по сторонам окна представлены праведные Иоаким и Анна. В узком среднем ярусе росписи помещены в медальоны с образами пророков, евангелистов и святых. В нижнем ярусе в алтаре изображена «Служба святых отцов», в наосе - мученики, преподобные, целители и др. святые. Несколько разновременных изображений, не относящихся к слою 1315 г., сохранились на внешних стенах храма. В целом иконографическая программа представляет собой один из типовых вариантов приспособления к базиликальному пространству традиц. системы росписи крестово-купольного храма с нек-рыми оригинальными решениями (композиции в щипцах вост. и зап. стен; размещение евангелистов в медальонах в среднем ярусе).

http://pravenc.ru/text/1320003.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «НЕ РЫДАЙ МЕНЕ, МАТИ» Христос во гробе. Оборотная сторона иконы Божией Матери «Одигитрия». 2-я пол. XII в. (Византийский музей в Кастории) Христос во гробе. Оборотная сторона иконы Божией Матери «Одигитрия». 2-я пол. XII в. (Византийский музей в Кастории) Символическая композиция, именуемая по первым словам ирмоса 9-й песни канона на Великую субботу прп. Космы Маюмского. Известна в 2 основных иконографических вариантах, идейное содержание которых напрямую связано с событиями Страстной седмицы. Сюжетную основу композиции составляет мотив оплакивания Богоматерью мертвого Сына, представленного в центре на фоне креста, со склоненной на правое плечо головой и с закрытыми глазами. Иконография сформировалась под влиянием композиций Евангельского цикла, в первую очередь - изображений «Снятие с креста» и «Оплакивание - Положение во гроб». Результатом символического переосмысления данных композиций стало появление самостоятельного образа мертвого Спасителя, представленного вне реальной обстановки казни. Подобная иконография известна как в православной, так и в католич. традициях. Христос во гробе. Мозаичная икона. Ок. 1300 г. (ц. Санта-Кроче-ин-Джерузалемме) Христос во гробе. Мозаичная икона. Ок. 1300 г. (ц. Санта-Кроче-ин-Джерузалемме) В специальной лит-ре иконографический вариант, распространенный в восточнохрист. искусстве, получил наименование «Христос во гробе» (греч. Ακρα Ταπενωσις; англ. The Man of Sorrows). Он использовался как в монументальной живописи, так и в иконописи, причем и в одном, и в другом случаях имел ярко выраженный литургический смысл, обусловленный местонахождением изображения в храмовом пространстве. Наиболее ранний пример изображения Христа во гробе представлен на обороте 2-сторонней иконы из Византийского музея в Кастории (2-я пол. XII в.), на лицевой стороне которой написан образ Божией Матери с Младенцем в типе «Одигитрия» (The Glory of Byzantium: Art and Culture of the Middle Byzantine Era, A.

http://pravenc.ru/text/2564788.html

Письмо 43 (46). К падшей деве Сильно укоряет падшую деву, доказывает обязательность данного и нарушенного ею обета хранить свое девство, изъявляет свою печаль о том, что, оставив Жениха Христа, предалась она растлителю; наконец страхом смерти, Суда и вечного наказания, а также надеждой на Божие милосердие старается расположить ее к покаянию». Теперь время возгласить оное пророческое слово и сказать: «кто даст главе моей воду и очесем моим источник слез; и плачуся... о побиенных дщере людий моих?» ( Иер. 9, 1 ). Хотя объемлет их глубокое молчание, хотя однажды навсегда подавлены они бедствием и смертоносным ударом отнято уже у них самое ощущение страдания – однако же нам не должно оставлять без слез такого поражения. А если Иеремия признал достойными тысячекратного оплакивания тех, которые телесно поражены на брани, что должно сказать о таком бедствии душ? «Уязвленнии твои», – сказано, – «не мечьми уязвлени, ниже мертвецы твои умерщвлены ратию» ( Ис. 22, 2 ). Напротив того, оплакиваю жало истинной смерти – тяжкий грех и разжженные стрелы лукавого, которые немилосердо пожигают вместе с телами и души. Видя на земле такое преступление, без сомнения, громко будут жаловаться Божии законы, которые всегда воспрещают и вопиют, как в древности: «не пожелай жены ближняго твоего» ( Втор. 5, 21 ), так и в Священных Евангелиях: «яко всяк, иже воззрит на жену ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердцы своем» ( Мф. 5, 28 ); теперь же видят, что бесстыдно любодействует сама невеста Владыки, у которой глава – Христос. Будут жаловаться и самые духи святых; и Финеес ревнитель, что ныне невозможно ему взять «сулицу» 16 в руки, наказать преступление телесно; и Иоанн Креститель, что не может, оставив горние обители, как тогда пустыню, прийти для обличения беззакония, и если нужно пострадать, то скорее лишиться главы, нежели отказаться от дерзновения. А может быть, Иоанн (если он, подобно блаженному Авелю, и умерший глаголет еще нам) и ныне вопиет и громче взывает, нежели тогда об Иродиаде: «не достоит ти имети ея»(ср.: Мф. 14, 4 ). Ибо хотя тело Иоанново, по необходимому требованию естества, подчинилось Божественному определению и язык Иоаннов молчит, однако же «слово Божие не вяжется» ( 2Тим. 2, 9 ). Кто даже до смерти простер свое дерзновение, когда уничтожаем был брак подобного ему раба, тот потерпит ли, видя такое поругание святого Господня брачного чертога?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

A. M. Лидов. Схизма и византийская храмовая декорация Значение изменений, произошедших в византийской храмовой декорации в XI–XII вв., трудно переоценить. Именно в эту эпоху утвердилась система росписи с символическим центром в сцене «Причащения апостолов» над алтарем, которая при всех вековых напластованиях сохранилась как основа иконографической программы православной церкви. Не менее важно, что именно эта новая система определила принципиальное расхождение западной католической и восточной православной традиций храмовой декорации. Связь иконографических нововведений с литургией хорошо показана в научной литературе 39 . В числе первых была работа А.Н. Грабаря о литургическом свитке из Иерусалима 40 . Заметное влияние на исследователей оказала статья Г. Бабич « «Службе св. отцов» в связи с христологическими спорами XII в. 41 . Систематизация литургических тем была предложена в книге К. Уолтера «Искусство и ритуал византийской церкви» 42 . Разными авторами выявлены и проанализированы целый ряд иконографических тем и мотивов, которые находят объяснения в литургическом контексте эпохи. Среди них можно назвать работы об образе «Христа во гробе» 43 , сцене «Оплакивания» 44 , об особых иконографических типах «Христа-архиерея, освящающего храм» и «Христа-священника» 45 . Практически каждое серьезное исследование памятников XI–XII вв. добавляет некое новое знание о литургическом влиянии на храмовую декорацию. Новые литургические темы дошли до нас в разновременных росписях XI–XII вв., поэтому исследователи предлагали разные даты появления тех или иных сюжетов. Попытки обнаружить прямые связи иконографии с решениями церковных соборов середины XII в. оказались не вполне плодотворны, поскольку во всех основных чертах новая система декора сложилась раньше и непосредственное влияние удавалось выявить только в отдельных непринципиальных мотивах 46 . Осознание произошедшей в XI–XII вв. особой литургической редакции византийской храмовой декорации подводит нас к необходимости ответить на два основополагающих вопроса:

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

«Доктор Живаго» — итоговое произведение Пастернака, вершина его творчества как прозаика. Судьба страны в первую половину века — полотно, на котором автор разворачивает свою историю. Обманчиво простое заглавие романа приоткрывает замысел книги: его можно истолковать как «исцеляющий все живое» или «врач, который сам есть жизнь». Так заглавие задает границы истолкования книги: сквозь все трагедии, личные и исторические, сама ткань романа проносит не гибнущей — тягу к «бессмертию, этому другому имени жизни, немного усиленному». О. Седакова о романе: «явление подлинного христианства (иначе: «святой души», «Божьего человека», человека, похожего на Христа) в современном обществе — Епифания». Группа Вконтакте Facebook группа Доктор Живаго «Доктор Живаго» - итоговое произведение Бориса Пастернака, книга всей его жизни. Этот роман принес его автору мировую известность и Нобелевскую премию, присуждение которой обернулось для поэта оголтелой политической травлей, обвинениями в «измене Родине» и в результате стоило ему жизни. «Доктор Живаго» - роман, сама ткань которого убедительнее свидетельствует о чуде, чем все размышления доктора и обобщения автора. Человек, который так пишет, бесконечно много пережил и передумал, и главные его чувства на свете - восхищенное умиление и слезное сострадание; конечно, есть в его мире место и презрению, и холодному отстранению - но не в них суть. Роман Пастернака - оплакивание прежних заблуждений и их жертв; те, кто не разделяет молитвенного восторга перед миром, достойны прежде всего жалости. Перечитывать «Доктора Живаго» стоит именно тогда, когда кажется, что жить не стоит. Тогда десять строк из этого романа могут сделать то же, что делает любовь в одном из стихотворений доктора: «Жизнь вернулась так же беспричинно, как когда-то странно прервалась» . И ДЫШАТ ПОЧВА И СУДЬБА Спустя два года после завершения романа «Доктор Живаго» Борис Пастернак писал: «Я думаю, несмотря на привычность всего того, что продолжает стоять перед нашими глазами и что мы продолжаем слышать и читать, ничего этого больше нет, это уже прошло и состоялось, огромный, неслыханных сил стоивший период закончился и миновал. Освободилось безмерно большое, покамест пустое и не занятое место для нового и еще не бывалого, для того, что будет угадано чьей-либо гениальной независимостью и свежестью, для того, что внушит и подскажет жизнь новых чисел и дней. Сейчас мукою художников будет не то, признаны ли они и признаны ли будут застаивающейся, запоздалой политической современностью или властью, но неспособность совершенно оторваться от понятий, ставших привычными, забыть навязывающиеся навыки, нарушить непрерывность. Надо понять, что все стало прошлым, что конец виденного и пережитого был уже, а не еще предстоит.

http://predanie.ru/book/68813-doktor-zhi...

В Третьяковской галерее открылась выставка шедевров из пинакотеки Ватикана 25 ноября, 2016. Новостная служба Никогда ранее Музеи Ватикана не вывозили столь значительное число выдающихся произведений 25 ноября. ПРАВМИР. В Государственной Третьяковской галерее открывается выставка живописных полотен из пинакотеки Ватикана Roma Aeterna, которые впервые приехали в Россию. Музеи Ватикана привезли в Россию лучшую часть своей коллекции — 42 живописных произведения XII-XVIII веков. Это работы Джованни Беллини, Мелоццо да Форли, Перуджино, Рафаэля, Караваджо, Гвидо Рени, Гверчино, Никола Пуссена. «Никогда ранее Музеи Ватикана не вывозили за свои пределы одновременно столь значительное число выдающихся произведений из постоянной экспозиции, так что выставка станет событием не только для России и Европы, но и для всего мира», — говорила ранее гендиректор музея Зельфира Трегулова. Джованни Беллини. Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной. Около 1471-1474 Дерево, масло. 107×84 см. Музеи Ватикана. Фото: Музеи Ватикана Выставку открывает образ «Христос Благословляющий» XII века, который ранее никогда не экспонировался на временных выставках и не покидал пределы Ватикана. Следующей по хронологии идет работа Маргаритоне д’Ареццо «Святой Франциск Ассизский» XIII века. Затем посетители смогут увидеть «Иисус перед Пилатом» Пьетро Лоренцетти, пределлы, рассказывающие истории из жития Николая Чудотворца. Отдельно экспонируются фрески с изображением ангелов работы Мелоццо да Форли. Росписи этого художника были сняты с купола апсиды во время перестройки церкви Санти Апостоли в Риме. К расцвету Возрождения относятся две картины: «Чудеса святого Винченцо Феррера» Эрколе де Роберти, одна из наиболее интересных работ крупнейшего мастера феррарской школы, и «Оплакивание» венецианца Джованни Беллини. Работы обоих в России отсутствуют. Высокий Ренессанс, то есть XVI век, представлен шедеврами Перуджино, Рафаэля, Корреджо и Паоло Веронезе. Наибольшего могущества папский Рим достиг в XVII веке, в эпоху барокко, и папские собрания представляют живопись именно этого столетия наиболее полно и блестяще. Шедевр этого времени на выставке — «Положение во гроб» Караваджо. Алтарный образ Никола Пуссена «Мученичество святого Эразма», самое большое произведение художника, написан специально для собора Святого Петра. Эта работа была одной из самых знаменитых картин собора и вызывала восхищение многих русских художников, живших в Риме. Гвидо Рени. Святой Матфей и ангел. Около 1620

http://pravmir.ru/v-tretyakovskoy-galere...

В 1380 г. за одно лето, на средства некоего Афанасия Степановича и «подружи его Марии» (как сообщала древняя надпись над западным входом) храм расписали. Всего через месяц после этого произошла знаменитая Куликовская битва, и, хотя сражались русские полки с монголо-татарами далеко от Новгорода, предгрозовая атмосфера того памятного лета, очевидно, впиталась в ковалёвские фрески. В нижнем ярусе росписей находилось несколько выразительных фигур святых воинов. (В 1941 г., когда настало время гибели Спаса, рухнувший свод впервые открыл их дневному свету, и все 900 дней, пока шли бои, святые пристально и гневно взирали на врага, а потом и сами были погребены под развалинами.) Работала над украшением храма артель мастеров - выходцев из Сербии (или выучеников тамошних изографов). На южнославянское влияние указывали многие детали: остатки позолоты на нимбах Христа, Ильи Пророка, Моисея из композиции «Преображение» (что для русских росписей не характерно); несходство с русскими типами ликов некоторых святых; появление ряда редких в русской иконографии (но обычных для Сербии) сюжетов: «Предста царица одесную тебе», «Проповедь 12-летнего Христа во храме Иерусалимском» и особенно грандиозная «Не рыдай мене, мати, зряще во гробе» - один из безусловных шедевров живописи XIV столетия. Лёгкой рукой, уверенно и свободно мастера покрывали фресками стены и своды храма. В куполе - Пантократор, в алтаре - евхаристия и святительский чин. На столпах апсиды - фигуры дьяконов, по низу стен и столпов - праотцы, святые, отшельники, апостолы, великомученики (в числе прочих - Борис и Глеб в пурпурном и зелёном плащах). По верхней части стен и сводов - евангельские сцены: «Преображение», «Оплакивание Христа», «Положение во гроб», «Распятие»... Писали при свечах, поскольку строили храм не для суетности, а для отрешённости и молитвы. Всего четыре небольших щепевидных окна и два совсем крошечных окошечка в жертвеннике и апсиде давали возможность различить лишь очертания предметов. Зато когда загорались свечи, фрески проявлялись и подвижное пламя оживляло россыпь драгоценных красою сизо-стальных, оливковых, изумрудных, охристых, тёмно-серых, голубых, приглушённо-красных. Всего было создано около 450 кв. м росписей. В первозданной красоте они простояли недолго.

http://sobory.ru/article/?object=00315

Синаксис: собрание религиозной живописи Греции на дереве и бумаге: 1450-2000 гг. В Отделе личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина открылась выставка «Синаксис: собрание религиозной живописи Греции на дереве и бумаге: 1450-2000 гг.». 19 июля, 2010 В Отделе личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина открылась выставка «Синаксис: собрание религиозной живописи Греции на дереве и бумаге: 1450-2000 гг.». В Отделе личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина открылась выставка «Синаксис: собрание религиозной живописи Греции на дереве и бумаге: 1450-2000 гг.». Уникальная ретроспектива христианского искусства XV-XX веков продолжает многолетнее сотрудничество ГМИИ им. А.С. Пушкина с музеями, а также представительствами частных коллекций Греции. Слово «синаксис» (от греческого συναξις ), вынесенное в название выставки, буквально означает внебогослужебное собрание (собор) верующих для духовного совершенствования, на котором пели псалмы и читали Священное Писание.  На выставке представлены иконы из коллекции Эмилиоса Велимезиса, хранящиеся в Музее Бенаки в Афинах и в Общественном фонде Александроса С. Онасиса; собрание прорисей, эскизов и икон известных греческих мастеров с 1450 года до наших дней из коллекций Христоса и Эмилиоса Ф. Маргаритисов и Александроса Гер. Макриса; три редких образа из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина; икона XV столетия из коллекции Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева «Христос Пантократор» (единственная критская икона из коллекции Георгиоса Костаки); «Оплакивание Христа» (1566) — работа великого мастера Доменикоса Теотокопулоса (Эль Греко). Всего в экспозиции представлено более 130 икон. Выставка продлится до 26 сентября 2010 года. Портал «Правмир» подготовил для читателей фоторепортаж с выставки. Фотографии — Михаила Моисеева Нажмите на фотографию для запуска галереи просмотра Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/sinaksis-sobranie-reli...

Торжественное открытие фестиваля 23 декабря 2013 г. 11:00 В Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева открылся рождественский фестиваль «Дары» Он организован Международным содружеством христианских художников «Артос» и изданием «Храмоздатель» - приложением к «Журналу Московской Патриархии». В рамках этого праздничного проекта запланированы концерты, мастер-классы, круглые столы и публичные лекции, а его тематическим ядром является выставка современных авторских произведений церковного искусства, развернутая на двух музейных площадках : во флигеле «Руина» и в цоколе Аптекарского приказа. Кроме этого, фестивальная экспозиция открыта еще и в Культурном центре «Покровские ворота» . Представленные экспонаты очень разные: гобелены, иконы, инсталляции, картины. Объединяет их попытка встроить лучшие примеры современного искусства в контекст сопутствующего христианской культуре традиционного богословия образа. Этой задачей объясняется и название проекта. «Дары» - приношение Господу подобно преподнесенным когда-то волхвами Богомладенцу золоту, ладану и смирне. Кстати, точной ювелирной копии Честных Даров волхвов из позолоченного серебра 925-й пробы, изготовленной российскими мастерами к предстоящему принесению святыни из афонского монастыря прп. Павла в кафедральный соборный Храм Христа Спасителя , тоже нашлось место в экспозиции. Московский скульптор Анатолий Комелин выставляет два рельефа, вырезанных из мягкого подмосковного известняка: «Снятие с Креста» и «Оплакивание». А художник Ирина Зарон вместе с Царскими Вратами для строящегося храма преподобной Марии Египетской в домодедовском микрорайоне Константиново привезла необычный мозаичный триптих на рождественскую тему. Его иконографическое содержание вполне традиционно: омывание Младенца, Иосиф и поклонение пастухов. Непривычен материал: по уверению самой Ирины, это гравий, при помощи которого ремонтировали дорогу возле дачи живописца. «Он очень меня тревожил, этот гравий: хотелось из него что-нибудь сделать, - объясняет Зарон. – Специального молота для раздрабливания мозаичных заготовок у меня не было, поэтому пришлось кропотливо подбирать детали – не только по цвету, но и по размеру. На всю работу ушел примерно месяц. Правда, на даче в это время я была одна, так что могла с головой окунуться в творчество».

http://e-vestnik.ru/culture/rozhdestvens...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 5 (459) , (16) . в этом году (за прошлые годы с 2013-01-14) Описание: Четырехчастная икона: «Сотворение мира», «Единородный Сыне и Слове Божий», «Девять мучеников Кизических», «Семь отроков Эфесских». Первая половина XIX века. Палех. Дерево, левкас, темпера. 35х29 см. Икона реставрирована. Тонировки. Икона состоит из четырех сложных композиций. «Сотворение мира» («И почи Бог в день седьмый») восходит к Книге Бытия 1,2. Представлены семь сфер — по числу дней творения, внутри каждой помещено изображение Господа Саваофа в виде старца в белых одеждах, созидающего мир. В центре — образ Триединого Бога, в иконографическом варианте, получившем название «Отечество». На фоне даны пространные тексты из Библии. «Единородный Сыне и Слове Божий». Основным содержанием этой сложной композиции стало прославление Бога Слова, Единородного Сына. Он представлен в верхней части в образе Спаса Еммануила, сидящего на херувимах, рядом изображены Господь Саваоф и Святой Дух, заключенные с Ним в единую сферу, — святая Троица в типе «Отечество»; по сторонам — ангелы, несущие солнце и луну, и фигуры юношей, символизирующих поверженную Ветхозаветную и торжествующую Новозаветную Церкви. В центре — «Оплакивание Иисуса Христа». В нижней части показана победа Иисуса Христа над смертью через Его крестную жертву. Спаситель представлен в образе воина, с мечом и в доспехах, восседающим на кресте, рядом с Ним — архангел Михаил, побеждающий сатану; напротив — ад и смерть в виде скелета с косой, сидящая на звере. В России этот сюжет появился в середине XVI в. Одна из наиболее известных и прославленных икон данной иконографии — «Четырехчастная», написанная псковскими мастерами в 1547 г. для Благовещенского собора Московского Кремля. В этом произведении были использованы символические и аллегорические изображения, заимствованные в западном искусстве. Несмотря на вызванные ими споры, они были приняты Стоглавым собором, и затем новые композиции существовали на протяжении столетий почти без изменений.

http://pravicon.com/image-20491

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010