1. Рассказ о событиях. Иоанн использует рассказ для подводки к ключевым сценам, беседам и диалогам. Например, в 1:19–51 рассказ о Христе, приходящем к Иоанну Предтече на Иордан, подводит к сцене, где целый ряд людей последовательно свидетельствует о Христе как об Агнце Божием, Мессии, Царе Израиля, Сыне Божием и Сыне Человеческом. В 2:13–25 рассказ об изгнании торгующих из храма подводит к диалогу Христа с иудеями относительно Его слов Разрушьте храм сей [Моего тела], и Я в три дня воздвигну его. В 3:1–21 история Никодима, пришедшего ко Христу ночью, подводит к диалогу с Никодимом относительно рождения свыше, а история встречи Христа с самарянкой подводит к диалогу с ней относительно источника воды, текущей в жизнь вечную. Иоанн использует тот же прием в 5-й главе, где рассказ об исцелении расслабленного подводит к длинному монологу Христа в 5:19–47, в 6-й главе, где разговор Христа с иудеями о знамениях (6:22–31, особ. 30–31) задает тему для Его слов об истинном хлебе с небес (6:32–58) и так далее до конца Евангелия. Во всех этих примерах рассказ о событиях вторичен по отношению к речам, беседам, диалогам и монологам, к которым он подводит. Все это выказывает в авторе гениального драматурга (что косвенно опровергает теории о его беспомощности в композиции). 2. Речи, беседы, диалоги и монологи. В Евангелии от Иоан­на беседы Христа построены по определенной системе. Они начинаются с провозглашения Христом высокой истины (обыч­но в лапидарной форме). Часто за ним следует возражение или недоуменный вопрос, основанный на непонимании слов Христа, а за ним — разъяснительная беседа Христа, которая может прерываться дальнейшими вопросами или возражениями, а иногда представляет собой длинный монолог. Примером тому могут служить беседа с Никодимом, беседа с самарянкой и т. д. Иоанн, несомненно, считает себя вправе таким образом доносить до читателя слова Христа, ибо он верит (и это несомненно является истиной), что его вдохновляет и наставляет Сам Утешитель, как было сказано Христом (15:26; 16:13–14).

http://pravmir.ru/hiasticheskaya-struktu...

На служение пастырству он принёс свои разнообразные и богатые дарования, выполнение пастырского долга, успех и неудача в нём наполняли всю его жизнь, доставляли ему и величайшие радости, и невыразимые душевные муки, о которых так красноречиво говорят его творения, оно же привело его к страданиям последних лет его жизни и к смерти в изгнании, вдали от своей паствы. Но пастырство не является самодовлеющим идеалом, оно само коренится в другом идеале и им определяется в своей сущности. Сам Иоанн Златоустый говорит, что все разнообразные действия пастыря направляются к одной цели – к славе Божей, к созиданию Церкви (О священстве, 6:5:1:472). Это созидание Церкви и есть жизненный нерв всей деятельности Иоанна Златоустог о и цель всех его стремлений и подвигов. Такое или иное понимание Церкви, ее сущности, задач и проникающего её духа всегда и везде имеет глубочайшее значение, так как в нём отражается понимание всего Христианства, наглядным подтверждением чего может служить различие в учение о Церкви у Православных, Римо-католиков и Протестантов. Поэтому естественно искать разъяснений и относительно пастырского служения святого Иоанна Златоустог о в том представлении о Церкви, какое предносилось великому Святителю ее. Святой Иоанн Златоустый не оставил особого трактата о Церкви, но мысль о ней никогда не покидает его: он говорит о ней часто – и при истолковании апостольских и ветхозаветных писаний, и при суждениях о событиях окружающей жизни; иногда он переходит к речи о Церкви совершенно неожиданно и всегда произносит имя ее с великим благоговением и одушевлением. Он как будто не находит слов, чтобы в достаточной степени выразить силу восторженного удивления перед Ее величием. « Церковь есть столп вселенной» (Беседа на перв. посл. к Тимоф. 1: 1 1:692). «Не так блистательно Солнце и происходящий от него свет, как дела Церкви». «Сила Церкви касается самых небес» (Толк. на прор. Исаию 2:2–3; 6:27). «Она выше неба, обширнее земли» (Беседа, когда Евтропий был схвачен, 6:3:415).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Сказано: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» ( Ин.3:19–20 ). Оканчивая свое выступление, Патриарх заключил: « Церковь всегда будет нести свидетельство о добре и зле, о правде и лжи, о свободе и рабстве, об ответственности и безответственности. Если когда-то этот голос умолкнет, то люди потеряют всякую способность различать добро и зло, в том числе и в общественном пространстве» 283 . Но именно потому, что Церковь не соглашается с правом сильного по отношению к нищему (не приемля формы дикой эксплуатации), не соглашается с легализацией греха и греховного образа жизни, она ( Церковь ) должна вступать в переговоры с представителями большого бизнеса, властью и «партией власти», как некогда в древние времена ходила печаловаться за Русь в Золотую Орду. Ничего суицидального не было в проповеди Иоанна Крестителя перед царем Иродом Антипой – он исполнял акт свидетельства. Сказано: «Когда Я скажу беззаконнику: “смертью умрешь!”, а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих. Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою» ( Иез.3:18–19 ); и еще: «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» ( Мал.2:7 ). Кстати, христианизация Орды способствовала смягчению агрессии по отношению к Москве. А известный Казанский поход XVI века начался по настойчивой инициативе крещеных («кряшен») татарских князей. Таким образом, вопрос христианизации российского общества – есть вопрос определяющий, означающий: живем ли мы на духовно оккупированной территории или уже нет. Последняя наша беседа была: О званных и избранных. И мы обратили внимание на то, что в христианстве, в отличие от иудаизма, критерий избранности не касается социального статуса и национального происхождения. Но само избранничество налагает целый ряд обязательств и принципов, которые чаще попирают именно богатые и находящиеся во власти (в современной России это тождественные понятия: богатство – власть, власть – богатство). Сказано: «Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира (то есть бедных материально. – О.С.) избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного (то есть бедность Христа. – О.С.). Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя (то есть имя христианина, если они считают себя христианами. – О.С.), которым вы называетесь?» ( Иак.2:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

 1. Учение о Святом Духе в святоотеческой традиции 1.1. Начальный период. Обетование Святого Духа в прощальной беседе Господа с учениками раскрывает нам содержание заповеди любви к Нему и учеников друг ко другу: “кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам” (Ин 14:23,26). Далее в беседе с учениками о Своем скором возвращении Господь, вероятно, говорит о возвращении в Духе Святом 1 . Об этом свидетельствует прежде всего дар Духа Святого, который дается ученикам. Это толкование, предложенное в древности святителем Кириллом Александрийским, было забыто и в православном богословии появилось вновь лишь в XX веке. Позднее Господь является тесному кругу учеников при затворенных дверях, выражающих отделенность Его и Его Церкви от мира. Прощальная беседа — это беседа Господа с Церковью, а день пришествия Святого Духа и возвращения Христа в Духе понимается не как астрономический день, но как мировая эпоха нового христианского человечества 2 . Поскольку Христос пребывает в Церкви, Он может являться верующим в Духе. Возможность таких явлений видна из случаев с апостолом Павлом (Деян 9:3–7; 1 Кор 15:8), диаконом Стефаном (Деян 7:55–56), тайнозрителем Иоанном (Откр 1:1) и др. Господь продолжает являться верным и до нашего времени 3 . Мужи апостольские и апологеты, время жизни которых было близко к веку Апостолов, также оставили свои свидетельства о Святом Духе, иногда четко не различая Сына и Духа 4 . Святитель Ириней Лионский учил о Духе Божием, сошедшем на Господа в “виде голубине”, как о Том Духе, о Котором сказано Исаией: “И почиет на Нем Дух Божий” 5 . При этом Дух уподобляется влаге, без которой из сухой пшеницы не может быть сделана одна масса и один хлеб, “так и мы, будучи первоначально сухим деревом, никогда бы не произвели плода жизни без добровольного орошения свыше” 6 . 1.2. Век тринитарных споров. В каппадокийском синтезе учение о Троице венчается фундаментальным трудом святителя Василия Великого “О Святом Духе”. Святитель Василий приводит семь аргументов, подтвержденных Священным Писанием, поясняющих, почему Святой Дух не тварь: в Нем нет переворота или перемены ни по сущности, ни по действованию; Он не освящаемое, но освящающее; Он не имеет нужды во святыне, потому что свят в сущности; Дух дает свободу и сыноположение, которые тварь дать не может; тварь не может подобно Духу вселиться существенно в разумную душу; Дух, в отличие от твари, ничего в Себя не приемлет — ни добродетель, ни порок 7 .

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-svyatit...

49 Там же. 50 здесь: в сущности. 51 Слово 5-е, гл. 6. 52 Беседа 7, гл. 7. 53 Collatio VII, caput XIII. 54 См. Слово о смерти. 55 Не лишним будет упомянуть здесь, что люди, лишившиеся рук и ног, вполне ощущают присутствие этих членов при теле и способность действовать ими. Такое практическое познание дает ясный намек о существе души, согласно тому, как изображают его святые отцы. 56 Беседа XVI, гл. 8. 57 Ангелы, которых существо однородно с существом души человеческой, являлись святым Божиим облаченные в белые или светлые одежды (Мф. 28:3; Лк. 24:4; Ин. 20:12; Деян. 1:10). Святой Андрей, Христа ради юродивый, будучи восхищен в рай, видел себя в одежде, сотканной из молний. И проч. 58 В московском издании бесед преподобного Макария Великого 1820 года к 9-й главе IV беседы приложено примечание, в котором сказано, что некоторые из древних церковных учителей, как то: Ориген, Тертуллиан, прп. Кассиан, прп. Макарий Египетский приписывали ангелам и душам тончайшие тела, что Иоанн Дамаскин в своем Изложении Православной веры (кн. 2, гл. 3), толкуя сие их мнение, говорит, что они называли их телесными по отношению только к Богу, что прочие учители Церкви, как то: Игнатий, Василий Великий, Григорий Назианзин и Иоанн Златоуст полагали их «бестелесными и существами простыми». Мы сочли нужным дополнить это примечание нижеследующим: святой Иоанн Дамаскин, как в третией главе 2-й книги, так и во всем Изложении Православной веры, не сделал ни одной ссылки ни на сочинения святого Макария Великого, ни на сочинения преподобного Кассиана Римлянина, а ссылается он наиболее на святого Григория Богослова, потом на святых: Дионисия Ареопагита, Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Нисского и других. Отнюдь не в виде толкования, а как прямое предание Православной Церкви, излагает Дамаскин учение о ангелах в упомянутых книге и главе. «Бестелесным и невещественным, — говорит он, — называется ангел по сравнению с нами. Ибо все в сравнении с Богом, единым несравнимым, оказывается грубым и вещественным.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3184...

60 Беседа 2, гл. 1, 2. 61 Прп. Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 56.//Доброт., ч. 1. 62 Мф. 14:33. 63 О третьем образе внимания.//Доброт., ч. 1. 64 Доброт., ч. 1. 65 Сир. 48:21. 66 Евр. 4:12. 67 О еже обрести действо.//Доброт.. ч. 1.§ 4. 68 Лк. 10:17. 69 Лк. 10. 19. 70 Мк. 16:17. 71 Лк. 10:60. 72 Лк. 10:21, 22. Благовестник. 73 Ответ 181. 74 Псалтирь с последованием. 75 Беседа 8, на послание к Римлянам. 76 Каноник. Издание Киево-Печерской Лавры. 77 Ответ 74. Прп. Григорий Синаит. 4 глава из 15 глав о безмолвии.//Доброт., ч. 1. 78 Издание Оптиной Пустыни 1847 года. 79 Четьи-Минеи. 1 Апреля. 80 Главы о умной молитве. Гл. 1. Издание Оптиной Пустыни, 1847 г. 81 Гл. 4. 82 Старец Василий. Предисловие на книгу преподобного Григория Синаита. 83 Старец Василий. Предисловие на книгу блаженного Филофея Синайского. 84 Слово 11. 85 Пс. 6:9—10. 86 Екк. 3:1. 87 Слово 11. 88 Прп. Григорий Синаит посетил Афонскую гору в 14 веке по Рождестве Христовом. В то время монашество в Палестине, особенно же в Египте, было почти уничтожено магометанами, покорившими своей власти Египет и Палестину еще в начале 7 века. Во время святого Григория Синаита учение об умной молитве до крайности умалилось повсеместно. Его можно признавать восстановителем этого учения, как это сказано в кратком жизнеописании его, помещенном в Добротолюбии. И во времена Григория Синаита были иноки, достигшие великого преуспеяния в молитве, как, например, Максим Капсокаливи, жительствовавший в Афонской горе — наставлениями его пользовался сам Григорий, называвший Максима земным Ангелом (Доброт., ч. 1). Прп. Григорий научен умной молитве некоторым иноком острова Кипра, до знакомства с этим иноком, он занимался исключительно псалмопением (Рукописное житие преподобного Григория Синаита). 89 Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского. Издание Введенской Оптиной Пустыни, 1847 г. 90 Иов. 38:11. 91 Слово 28, гл. 17. 92 Там же, гл. 19. 93 Слово 4, гл. 93. 94 О мнящихся от дел оправдитися, гл. 34.//Добротолюбие, ч. 1. 95

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

«Потому Моисей главу времени назвал не первым, но единым днем, чтобы день сей по самому наименованию имел сродство с веком. И он, как обнаруживающий в себе признак одинокости и несообщимости с чем-либо другим, в собственном смысле и прилично наименован единым… Посему назовешь ли его днем, или веком, выразишь одно и то же понятие; скажешь ли, что это день, или что это состояние, всегда он один, а не многие; наименуешь ли веком, он будет единственный, а не многократный». И далее святитель указывает, что он «произведён особенно и не включен в разряд с другими днями». В самом деле, как можно мерить первые земные дни как сутки в 24 часа в отсутствие светил, в частности, солнца? Что понимать тогда под вечером и утром? По свят. Василию, «не по солнечному движению, но потому что первобытный оный свет, в определенной Богом мере, то разливался, то опять сжимался, происходил день и следовала ночь» ( беседа 2-я ). Последний вывод, впрочем, уже не относится ни к Божественному Откровению, ни к области догматики, а представляет собой лишь предположение Святого Отца. Более логичным выглядит утверждение блаж. Августина , который по данному же поводу замечает: «Что же касается вечера и утра, то под вечером во все первые три дня, до сотворения светил, не будет, кажется, нелепым разуметь конец совершённого действия [творческого], а под утром – обозначение будущего, так сказать, действия» ( О книге Бытия, буквально. Кн. 1, гл. 17 ). Кроме того, текст первой главы Бытия еще и полемический. На это обращает внимание Иоанн Златоуст : «Что может быть безумнее этих людей, которые не могли из создания познать Создателя, но впали в такое заблуждение, что тварь и создание возвели на степень Творца? Поэтому божественное Писание, предвидя удобопреклонность беспечных людей к заблуждению, учит нас, что эта стихия сотворена спустя три дня, после того, как произросли на земле все семена и земля получила свое украшение: пусть после этого никто не посмеет сказать, будто без содействия солнца не могут созревать произрастания земли. Поэтому (Моисей) показывает тебе, что все было совершено до создания солнца, чтобы ты созревание плодов приписывал не ему, но Творцу вселенной, Который вначале сказал: «да произрастит земля зелень, траву». Если же будут говорить, что и действие солнца способствует спелости плодов, то этому не стану противоречить» ( беседа 6-я на книгу Бытия ).

http://pravmir.ru/protivorechit-li-teori...

Подобные заблуждения осмеивал еще святитель Василий Великий: «Так и враждующий против истины род – иудеи, будучи стеснены, говорят: много лиц, к которым было Божие слово. Ибо Ангелам, предстоящим Ему, говорит: сотворим человека. Иудейский вымысел, иудейскому только легкомыслию свойственное баснотворство! Чтобы не принять оного, вводят тысячи и, отвергая Сына, достоинство советодательства приписывают служителям: подобных нам рабов делают властелинами нашего сотворения. Усовершившийся человек возводится в достоинство Ангельское. Но какое создание может быть равно Создателю?» (Беседы на Шестоднев. Беседа 9). Святитель Иоанн Златоуст по поводу иудейских толкований замечает. «Но спросим иудея и посмотрим, что он скажет относительно того, к кому сказано: сотворим человека по образу нашему? Это писание Моисея, которому они, говорят, веруют, а (на самом деле) не веруют, как и Христос сказал: «Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне.» (Ин. 5:46). Так, письмена – у них, а смысл – у нас. К кому же сказано: сотворим человека, и кому Господь предлагает такой совет? Это не потому, чтобы Он нуждался в совете и рассуждении; нет, этим образом речи Он хочет показать нам чрезвычайную честь, какую являет созидаемому человеку. Что же говорят эти (иудеи), которые доселе имеют покрывало на сердцах своих и не хотят понять смысла этих слов? Они говорят, что (Бог) сказал это ангелу или архангелу. О, безумие! О, великое бесстыдство! Как это возможно, чтоб ангел вступал в совещание с Господом, создание с Создателем? Дело ангелов состоит не в том, чтобы вступать в совещание (с Богом), а в том, чтобы предстоять и служить. И чтобы тебе увериться в этом, послушай, как велегласнейший Исаия о высших ангельских силах говорит, что видел херувимов, стоящих одесную Бога, и серафимов, покрывавших крыльями лица свои и ноги (Ис. 6:2). Это потому, что они не могли сносить исходящего оттуда сияния, но стояли с великим страхом и трепетом. Так прилично тварям предстоять Господу» (Беседы на книгу Бытия. Беседа VIII).

http://pravoslavie.ru/7031.html

Пути к Богу Как можно прийти к вере в воплощенного Бога, чтобы получить жизнь с избытком? Евангелист Иоанн описывает различные пути. Здесь можно увидеть особенность четвертого Евангелия — диалоги Господа Иисуса Христа с людьми. Но каждый диалог имеет своей целью фактически одно — открыть для собеседника единственно ценное понимание жизни. Первый диалог — беседа с Никодимом. Никодим — уважаемый учитель закона и один из начальников Иудейских (Ин. 3, 1), он приходит ко Христу ночью. Никодим восхваляет Христа: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты т воришь, никто не может творить, если не будет с ним Бог (Ин. 3, 2). Ответ Учителя поражает своей неожиданностью и глубиной: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия (Ин. 3, 3). Недостаточно увидеть во Христе учителя от Бога, недостаточно видеть Его дела. Все начинается с перерождения. Никодим не понимает: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? (Ин. 3, 4). Действительно, как можно родиться во второй раз? Христос же говорит не о каком­то чудесном втором физическом рождении от матери, не о переселении души в другое тело и не о чем-либо подобном. Христос говорит о внутреннем перерождении человека: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин. 3, 5–6). Никодима окружает ночная тьма, он пока еще не понимает слов Господних. Но слова Господни обращены не только к Никодиму, они обращены к каждому читающему Евангелие. Нельзя прийти ко Христу и остаться тем же самым человеком. Нужно родиться для Бога. В Церкви новым рождением от воды и Духа (в буквальном смысле этих слов) становится Таинство Крещения — погружаясь в воду, уверовавший во Христа омывается от греховной нечистоты и рождается благодатью Духа Святого в новую жизнь. Затем — беседа с самарянкой. Иудеи не общались с самарянами.

http://pravoslavie.ru/68014.html

Комментарии, что называется, излишни. Другой катехизатор так описывал ситуацию с оглашением: – У нас на приходе проводится беседа непосредственно перед Крещением. Но длительность беседы зависит от того, есть ли в этот день в храме покойник. Если покойник есть, то священник занят отпеванием, и у меня есть от 30 до 50 минут на беседу. В противном случае беседа может быть сокращена до 5–10 минут. Поэтому я вроде того Арлекина из популярной песни: «Для них играет туш, горят глаза, а мною заполняют перерыв». В любом случае мы видим, что, несмотря на замечательное постановление, принятое Архиерейским Собором и утвержденное Священным Синодом Русской Православной Церкви, и прекрасную отчетность, введение обязательных огласительных бесед на местах сталкивается с серьезными трудностями. Рейтинг: 9.9 Голосов: 715 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Катя 12 ноября 2019, 00:09 Катехизаторы разные бывают. Есть и такие, кто своими воззрениями и требованиями скорее может оттолкнуть. Мне кажется, не нужны эти 15 лекций. Нужно сначала выяснить, что человек уже знает о Боге и вере, зачем хочет креститься, как будет вести жизнь в христианском духе. Если человек может ответить в духе веры, то этого и достаточно для начала. Если нет, то тогда объяснить основы применительно к его жизни. А тех, кто верой не интересуется и ему всё равно, куда идти - вообще не крестить, пока не свои взгляды не изменят. Геннадий Ядренцев 8 ноября 2019, 20:57 Для Наталии (коммент. от 06.11.19 12ч.10мин) По поводу затруднений с поиском крестного отца напишите мне. У меня аналогичная ситуация с поиском крестной для дочки. Написать можно мне " в личку " сообщением в " Вконтакте " . Сейчас времена не св. Иоанна Златоуста,все же трудно воцерковлять некрещеных детей. Геннадий Ядренцев 8 ноября 2019, 19:52 Оглашение и катехизация нужны, но самое главное- это наличие живой веры. Человек должен поставить Христа на первое место,т.е.он должен принять решение жить по заповедям Божиим. Это главное. Нынешний формализм порождает следующее: людей после посещения огласительных бесед (или даже без таковых), фактически, всех подряд крестят, и не берут в расчет главное- а человек, вообще, согласен или нет жить по заповедям Христовым? В итоге имеем наибольшее колличество в мире разводов и детоубийств (абортов) совершают теперь уже крещеные люди (Россия многолетний лидер).Одного крестят, другого абортируют, разводятся и так воспитывают крещаемых детей.Нельзя.Этим дискредитируется Церковь, как перед 17 годом.

http://pravoslavie.ru/125258.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010