Двенадцатый день. Препод. Онуфрий Великий. (О бытии ангелов хранителей). I. Преп. Онуфрий, память коего совершается ныне, был один из великих подвижников и образцов строгого иноческого пустынного жития. Сначала подвизался он в одном из Фиваидских монастырей (в IV в.). Потом же, в течение 60-ти лет, подвизался в полном уединении и безмолвии в пустыне... Только за один день до его смерти увидел его человек: то был преп. Пафнутий, приведенный сюда внушением Божиим, чтобы услышать повесть о необычайной жизни ангелоподобного подвижника и предать погребению его труженическое тело... Преп. Пафнутий, предпринявший странствие с тою целию, чтобы видеть жизнь подвижников во внутренней отдаленной пустыне, и пораженный уже встречею со многими из них, живущими истинно сверх-естественною жизнью, встретил наконец и преп. Онуфрия. Это был старец с такими длинными волосами на голове и бороде, что они прикрывали его до ног, заменяя одежду. Приветливо принял пустынник пришельца и вступил с ним в беседу, причем рассказал ему о себе следующее: – «Когда зародилось у меня желание пустынной жизни, – говорил он, сообщая о прежней своей жизни в обители, – то ночью, взяв несколько хлеба, я пошел в глубь пустыни; вдруг увидел перед собою необыкновенный луч света, как бы указывающий мне путь, и услышал голос, говоривший мне: «не бойся, я – ангел, охраняющий тебя с самого рождения твоего, и по воле Божией веду тебя в пустыню. Будь совершен и смирен сердцем перед Господом и с радостию работай Ему, я же не отступлю от тебя»... Рассказал также Онуфрий, как трудно ему было вначале его пустынной жизни, как терпел он от холода и зноя, от жажды и голода, пока не нашел вблизи от своей пещеры финиковое дерево и источник воды. В уединении своем Онуфрий проводил время в молитве и изучении Св. Писания, и радостно и спокойно жилось ему среди таких занятий... Не раз озаряли душу его чудные проявления славы Божией; перед ним открывалась слава святых, угодивших Богу; ему доступно было видение ангелов... Рассказав Пафнутию свою жизнь и проведя с ним ночь в беседе и молитве, Онуфрий мирно предал свою душу Богу. С благоговением предал земле останки его Пафнутий и после долгого странствования возвратился в обитель свою, где и поведал братии о чудных подвижниках, встреченных им в далекой пустыне...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОНУФРИЙ Сщмч. Онуфрий (Гагалюк), архиеп. Курский и Обоянский. Фотография. 20-е гг. ХХ в. Сщмч. Онуфрий (Гагалюк), архиеп. Курский и Обоянский. Фотография. 20-е гг. ХХ в. (Гагалюк Антоний Максимович; 2.04.1889, посад Ополе Новоалександрийского у. Люблинской губ. (ныне город, Польша) - 1.06.1938, г. Благовещенск Дальневосточного края (ныне Амурской обл.)), сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Курских святых; Польской Православной Церковью включен в Собор св. мучеников Холмских и Подляшских), архиеп. Курский и Обоянский. Отец О. состоял лесником в казенном лесничестве, где проживал в 7 верстах от ближайшей деревни и в 37 верстах от Новоалександрии (ныне г. Пулавы Люблинского воеводства). В 1894 г. дом лесника подожгли занимавшиеся незаконной рубкой леса крестьяне; отец О. скончался от ожогов. По просьбе матери Екатерины (впосл. мон. Наталия) Антоний был принят в сиротский приют в г. Люблине, куда поступила и его мать в качестве повара. Там же окончил церковноприходскую школу, учился хорошо и был отправлен на средства приюта в Холмское ДУ. В 1904 г. окончил уч-ще с отличием и был принят в Холмскую ДС. За месяц до окончания семинарии заболел. Как он вспоминал позже, во время болезни ему было видение. Некий старец-пустынник сказал, что он должен избрать путь церковного служения и принять монашество. Антоний дал себе такой обет и вскоре выздоровел. Позже на иконе он узнал в явившемся к нему прп. Онуфрия Великого . В 1911 г. окончил семинарию по 2-му разряду и поступил в СПбДА. Летом 1913 г., по окончании 2-го курса академии, был послан в Яблочинский во имя преподобного Онуфрия Великого мужской монастырь Холмской губ. читать лекции по богословию на курсах, организованных для группы прибывших из Галиции учителей. Перед отъездом в академию тяжело заболел; как О. сообщал позже, ему вновь явился прп. Онуфрий Великий, укоривший его за неисполнение данного 2 года назад обета.

http://pravenc.ru/text/2578455.html

Преподобный Онуфрий Великий Житие преподобного Онуфрия Великого и других отшельников IV века, подвизавшихся во внутренней Фиваидской пустыне в Египте (в том числе преподобного Тимофея Пустынника, преподобных Иоанна, Андрея, Ираклемона (Ираклавмона), Феофила и иных ) написано их современником, монахом одного из Фиваидских монастырей преподобным Пафнутием . Однажды ему пришла мысль пойти в глубь пустыни, чтобы самому увидеть подвизавшихся там отцов и услышать от них, как они спасаются. Он вышел из обители и углубился в пустыню. Через четверо суток инок дошел до пещеры и нашел в ней тело давно умершего старца. Похоронив отшельника, преподобный Пафнутий пошел дальше. Через следующие четверо суток он встретил еще пещеру и по следам на песке узнал, что в ней кто-то обитает. На закате солнца он увидел стадо буйволов и ходящего среди них человека. Он был наг, но покрыт, словно одеждой, длинными волосами. Это был преподобный Тимофей пустынник. Увидев человека, преподобный Тимофей подумал, что это привидение, и начал молиться. Святой Пафнутий уверил пустынника, что он живой человек-христианин. Преподобный Тимофей оказал ему гостеприимство и рассказал, что в пустыне он подвизается уже 30 лет и впервые за это время видит человека. В молодости преподобный Тимофей жил в общежительном монастыре, но его смутил помысл спасаться одному. Преподобный Тимофей ушел из монастыря и жил вблизи города, питаясь от трудов своих рук (он был ткач). Однажды к нему с заказом пришла женщина и он впал с ней в грех. Опомнившись, согрешивший инок ушел далеко в пустыню, где с терпением переносил скорби и болезни как заслуженное наказание от Бога. Когда он уже готовился умереть от голода, то чудесным образом получил исцеление. С тех пор преподобный Тимофей мирно жил в полном уединении, питался плодами финиковой пальмы, утоляя жажду водой из источника. Преподобный Пафнутий просил старца позволить ему остаться в пустыне. Но тот ответил, что ему не вынести бесовских искушений, которым подвергаются пустынножители, благословил его и снабдил на дорогу финиками и водой. Отдохнув в пустынном монастыре, преподобный Пафнутий предпринял второе путешествие в глубь пустыни. Он шел 17 дней. Запас хлеба и воды кончился, и преподобный Пафнутий дважды падал от изнеможения. Его подкреплял Ангел. На 17-й день преподобный Пафнутий дошел до горы и сел отдохнуть. Здесь он увидел приближавшегося к нему человека, с головы до ног покрытого белыми волосами и препоясанного по бедрам листвой. Вид старца устрашил святого Пафнутия, он вскочил и побежал на гору. Старец сел у подножия горы. Когда, подняв голову, он увидел преподобного Пафнутия, то позвал его к себе. Это и был великий пустынник - преподобный Онуфрий. По просьбе святого Пафнутия он рассказал о себе.

http://patriarchia.ru/db/text/910817.htm...

В 1146 г. переяславский князь Изяслав Мстиславич, приглашенный киевлянами на великокняжеский престол, торжественно вступил в свою новую столицу. Здесь встретили его с радостию бесчисленное множество народа и все духовенство города в церковных облачениях – игумены, священники и черноризцы, но не было во главе духовенства митрополита (Михаила II), который, еще в предшествовавшем году удалившись в Константинополь, оставался там по неизвестной причине 1647 . Получив вскоре весть о кончине митрополита, великий князь Изяслав решился поступить по примеру достопамятного предка своего Ярослава и в 1147 г. собрал в Киеве Собор русских епископов с тем, чтобы они сами, без сношения с Цареградским патриархом избрали и поставили для России первосвятителя. Как на достойного занять такое высокое место князь указал на Климента Смолятича, родом русина, черноризца и схимника, который подвизался в монастыре, находившемся в Зарубе, и был такой “книжник и философ”, какого прежде в России не бывало 1648 . Но на Соборе обнаружилось несогласие мнений. Черниговский епископ Онуфрий сказал: “Я узнал, что епископам, собравшимся вместе, принадлежит власть (достоит) поставлять митрополита”. На это Новгородский епископ Нифонт от лица некоторых других епископов отвечал: “Нет того в законе, чтобы митрополита ставить епископам без патриарха, но ставит патриарх митрополита”, – и, обращаясь к Клименту, тут же находившемуся, прибавил: “Мы не станем тебе кланяться, не будем служить с тобою, потому что ты не взял благословения у св. Софии и от патриарха; если же исправишься, примешь благословение от патриарха, тогда и мы тебе поклонимся; мы взяли рукописание от митрополита Михаила, что не следует нам без митрополита служить у св. Софии” 1649 . Тогда Онуфрий снова сказал: “Я узнал, что нам достоит поставить митрополита; мы можем поставить его главою св. Климента, которая у нас находится, как ставят греки рукою св. Иоанна Предтечи”. Последние слова указывали, вероятно, на какие-либо известные случаи, бывшие в Церкви Греческой, хотя и не замеченные летописями 1650 , потому что иначе Онуфрий не осмелился бы с такою решительностию сослаться на этот пример Греции пред целым Собором епископов, между которыми находился и грек Мануил, и особенно потому, что епископы, обсудив предложение Онуфрия, действительно согласились с ним и в 27-й день июня поставили Климента Смолятича митрополитом русским главою святого Климента, папы Римского 1651 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В 1146 г. переяславский князь Изяслав Мстиславич, приглашенный киевлянами на великокняжеский престол, торжественно вступил в свою новую столицу. Здесь встретили его с радостию бесчисленное множество народа и все духовенство города в церковных облачениях — игумены, священники и черноризцы, но не было во главе духовенства митрополита (Михаила II), который, еще в предшествовавшем году удалившись в Константинополь, оставался там по неизвестной причине . Получив вскоре весть о кончине митрополита, великий князь Изяслав решился поступить по примеру достопамятного предка своего Ярослава и в 1147 г. собрал в Киеве Собор русских епископов с тем, чтобы они сами, без сношения с Цареградским патриархом избрали и поставили для России первосвятителя. Как на достойного занять такое высокое место князь указал на Климента Смолятича, родом русина, черноризца и схимника, который подвизался в монастыре, находившемся в Зарубе, и был такой «книжник и философ», какого прежде в России не бывало . Но на Соборе обнаружилось несогласие мнений. Черниговский епископ Онуфрий сказал: «Я узнал, что епископам, собравшимся вместе, принадлежит власть (достоит) поставлять митрополита». На это Новгородский епископ Нифонт от лица некоторых других епископов отвечал: «Нет того в законе, чтобы митрополита ставить епископам без патриарха, но ставит патриарх митрополита»,— и, обращаясь к Клименту, тут же находившемуся, прибавил: «Мы не станем тебе кланяться, не будем служить с тобою, потому что ты не взял благословения у св. Софии и от патриарха; если же исправишься, примешь благословение от патриарха, тогда и мы тебе поклонимся; мы взяли рукописание от митрополита Михаила, что не следует нам без митрополита служить у св. Софии» . Тогда Онуфрий снова сказал: «Я узнал, что нам достоит поставить митрополита; мы можем поставить его главою св. Климента, которая у нас находится, как ставят греки рукою св. Иоанна Предтечи». Последние слова указывали, вероятно, на какие-либо известные случаи, бывшие в Церкви Греческой, хотя и не замеченные летописями , потому что иначе Онуфрий не осмелился бы с такою решительностию сослаться на этот пример Греции пред целым Собором епископов, между которыми находился и грек Мануил, и особенно потому, что епископы, обсудив предложение Онуфрия, действительно согласились с ним и в 27-й день июня поставили Климента Смолятича митрополитом русским главою святого Климента, папы Римского .

http://sedmitza.ru/lib/text/435831/

Закрыть itemscope itemtype="" > «Мы остаемся верными исторической традиции, не меняя стилевой календарь» Митрополит Онуфрий заявил, что УПЦ МП не собирается вслед за раскольниками переходить на празднование Рождества 25 декабря 30.11.2019 1273 Время на чтение 4 минуты Любовью можно сделать то, что невозможно сделать ни спорами, ни диспутами, ни другими человеческими аргументами. Об этом сказал Блаженнейший митрополит Онуфрий в интервью корреспонденту Киевской Митрополии, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ МП. В нем Предстоятель УПЦ МП рассказал, как относиться к тому, что в мире так много войн, нет мира в стране и что нужно делать православному человеку, чтобы изменить жизнь общества к лучшему. «Спаситель пришел в мир для того, чтобы освободить его от рабства греха, диавола и вечной смерти. Он пришел в мир для того, чтобы помочь людям обрести внутреннюю свободу и власть быть детьми Божиими. Спаситель через Свою проповедь, Новый завет, через Свою добровольную смерть, в которой Он разрушил, уничтожил грехи мира, и через Свое славное Воскресение даровал человечеству утерянное Божие сыновство. Наконец, Господь создал Свою Церковь, которая вот уже две тысячи лет как любящая мать благодатью Божией врачует греховные раны людей, всех страждущих и обремененных словами Христа призывает к себе. И самое главное, что даровал нам Господь – это свободу, свободу для хранения и восстановления Божественной красоты на земле, обретения святости, любви и мира. Христос Спаситель пришел в мир, чтобы научить нас разумно пользоваться своей свободой», - отметил Владыка Онуфрий. «Как свидетельствует история, в периоды послушания заповедям Христовым, народы процветали и благоденствовали. Когда же отпадали от Его учения, попирали закон Бога, наступали упадок, раздоры, войны, смерть. Когда человек продавал свое Божественное сыновство за чечевичную похлебку, благодать Божия отступала от него, и в душе сеялось зло. Царствующий грех разделяет людей, порождает войны, экономические и политические кризисы, в результате исчезают с лица земли великие державы и целые цивилизации. Отчего это происходит? Из-за человеческой гордыни, которая отнимает у человека великий дар быть сыном Божьим. Поэтому на нас всех, кто остается верен Христу, кто чтит Его пришествие в мир, нужно смиренно молиться, славить Его Рождество, этим мы будем свидетельствовать, что мы Его дети, любящие, верные, послушные. И Он, принимая наше покаяние, вернёт нам утерянный мир, дарует благоденствие и экономическое процветание», - добавил он.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/30/my...

В 3-м эпизоде, посвященном О. В., говорится, что после многодневного странствия по пустыне Пафнутий встретил нагого, заросшего волосами человека, опоясанного листьями. Во время беседы тот открыл свое имя - Онуфрий, и рассказал, что уже 60 лет подвизается в пустыне и за это время ни разу не видел человеческого лица. Монашеский путь он начал в обители под названием Эрете (Эрити) (Ερτη/Ερτι) в Гермопольском номе (копт. Шмун), в обл. Фиваиды. Поучение старцев мон-ря о пустыннической жизни прор. Илии и Иоанна Крестителя подвигло О. В. на подражание этим великим святым - он принял решение стать отшельником и покинул обитель. После нескольких дней пути О. В. нашел пещеру, в к-рой жил подвижник, взявший его в ученики (в некоторых рукописях старца зовут Гермес - вероятно, греч. слово ρημτης (отшельник) было воспринято как имя собственное). Они вместе отправились вглубь пустыни и шли 4 дня, пока не оказались рядом с кельей, около к-рой росла финиковая пальма. Старец провел там с О. В. месяц, научая его основам отшельнической жизни. После этого они начали подвизаться каждый в своем месте, но встречались раз в год до самой смерти старца. Поскольку О. В. обитал в совершенно безводной местности, лишенной также и источников пропитания, Бог послал ангела снабжать отшельника пищей и питьем; растущая близ его жилища пальма начала приносить гроздь фиников каждый месяц, а все дикие травы становились в устах О. В. сладкими, как мед. Причащать О. В. являлся ангел, он же иногда восхищал его в небесные обители, и подвижник исполнялся радости от созерцания святых, забывая о тяготах пустыннической жизни. Предсказывая мон. Пафнутию день своей смерти, О. В. заповедал, чтобы верующие поминали его, совершая приношение в церковь. Если человек не был богат, он мог или накормить бедного, или возжечь благовония, или трижды прочесть Молитву Господню. Всем исполняющим его завет О. В. обещал, что они по его заступничеству перед Богом будут сонаследниками Царствия Небесного со всеми святыми. После смерти О. В. мон. Пафнутий стал свидетелем ангельского ликования и радости от встречи подвижника с Богом. Он похоронил тело преподобного в расщелине скалы, завернув его в часть своего левитона и закрыв сверху камнями, после чего пальма тотчас засохла, а келья разрушилась, тем самым лишая Пафнутия возможности остаться на этом месте. Проблема историчности

http://pravenc.ru/text/2581421.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Главный духовный совет всем верующим от Блаженнейшего Онуфрия в День Ангела 25 июня, в день памяти преподобного Онуфрия Великого, празднует день своего тезоименитства Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Онуфрий 25.06.2019 901 Время на чтение 3 минуты Праздничное интервью с Предстоятелем о главном. - Ваше Блаженство, какой главный духовный совет Вы бы дали нашим читателям в день Вашего тезоименитства с позиции Вашего духовного опыта? - Научиться жить в своей душевной пустыне. У таких святых, как преподобный Онуфрий Великий, мы можем этому учиться. Господь, научая нас молиться, сказал: «Ты же, егда молишися, вниди в клеть твою (то есть в душу, в сердце, внутрь себя)... и помолися Отцу твоему, иже в тайне: и Отец твой, видяй в тайне, воздаст тебе яве» (Мф. 6:6). Человек должен делать свою душу пустыней, в которой ум человека - если не постоянно, то время от времени - должен жить, то есть входить туда и там творить молитву, размышлять и каяться в своих грехах. Душевная пустыня - это не опустошение души. В пустыне души нет зверей гордыни, зверей зависти и распутства, зверей злобы человеконенавистничества, то есть страстей и пороков, которые являются духовными зверями в нашей душе и не позволяют нам войти туда и спокойно, в мире помолиться Богу. Чтобы сделать свою душу такой благодатной пустыней, мы должны трудиться и бороться с собой, со своими немощами, грехами, пороками. Человек, заставляя себя идти против греха, иногда побеждает грех, а иногда падает, но его попытки с Божией помощью обязательно увенчаются успехом. Грех побеждается усилием. Человек прилагает свои усилия, и Господь, видя его намерения, дает ему благодать и силу, которая помогает побеждать грех. Потрудимся и мы, дорогие братья и сестры, чтобы быть победителями своих страстей и пороков. Пусть наша душа станет благодатной пустыней, куда мы будем заходить и совершать молитвы. Они так нужны для нашего спасения и для спасения всего мира. Тогда мы хоть немного будем похожими на преподобного Онуфрия, память которого Церковь сегодня совершает. Он сегодня на Небе вместе со всеми святыми предстоит перед Престолом Божиим и молится о нас.

http://ruskline.ru/opp/2019/iyun/25/glav...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Пусть наша душа станет благодатной пустыней» Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, празднующий сегодня день своего тезоименитства, дал главный духовный совет верующим 25.06.2020 854 Время на чтение 3 минуты Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия с днем тезоименитства, которое отмечается сегодня, в день памяти преподобного Онуфрия Великого, сообщает Патриархия.ru. «Ваше Блаженство, возлюбленный о Господе Владыка! Примите сердечные поздравления с днем памяти Вашего небесного покровителя — преподобного Онуфрия Великого. Вдохновляясь примером подвижнической жизни сего угодника Божия и чувствуя особую ответственность за вверенную Вашему попечению Украинскую Православную Церковь, Вы стремитесь со тщанием, любовью и благоговением исполнять возложенное на Вас многотрудное послушание», - говорится в поздравлении. «Весьма отрадно отметить, что, несмотря на нелегкие испытания, через которые проходит водительствуемая Вами Церковь, Вы неизменно остаетесь для народа заботливым духовным отцом и усердным молитвенником, поборником канонического Православия и защитником апостольской веры, неустанно призывающим современников ко спасению, братолюбию и миру, словом и делом свидетельствующим о Том, Кто есть путь и истина и жизнь (Ин. 14:6). Разделяя с Вашим Блаженством, архипастырями, пастырями, монашествующими и многомиллионной украинской паствой радость нынешнего торжества, хотел бы молитвенно пожелать Вам крепости сил, бодрости духа, благодатной помощи Божией и преуспеяния в совершаемом Вами высоком и ответственном Предстоятельском служении. Всещедрый Господь да сохранит Вас в добром здравии на многая лета», - пишет Патриарх. На сайте « Православная жизнь » опубликовано праздничное интервью с митрополитом Онуфрием о главном. Отвечая на вопрос, какой главный духовный совет он мог бы дать читателям в день тезоименитства, владыка сказал: «Научиться жить в своей душевной пустыне. У таких святых, как преподобный Онуфрий Великий, мы можем этому учиться».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/06/25/pu...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Н. Примогенов. Устав иноческой жизни Василия Великого и сравнение его с уставом святого Пахомия 494 Иноческая жизнь при первоначальном своем образовании на Востоке почти одновременно проявилась в двух видах: в форме иночества отшельнического, или скитского, и в форме иночества общежительного. Люди, желавшие благоугождать Богу, поставившие целью своей жизни спасение и достижение вечной, блаженной жизни, уходили из городов и селений в пустыни и там подвизались в правилах благочестия или поодиночке, образцом каковой жизни могут служить святые Павел Фивейский, Онуфрий Великий и Антоний Великий , или же в сообществе с другими, себе подобными ревнителями, как, например, богоугождали святые Пахомий, основатель общежительных монастырей в Тавенне, Василий Великий и другие. Очевидно, что для иноков, проводивших уединенную, отшельническую жизнь, не требовалось никаких внешних предписаний и постановлений, по которым они могли бы устроять свое спасение. Каждый отшельник руководствовался в своих подвигах или своими собственными соображениями, или же наставлениями и советами старцев, около которых в большинстве случаев селились новоприходящие иноки, как более опытных и более зрелых мужей в деле спасения. Напротив, в общежительных монастырях, где несколько иноков подвизались вместе, имея у себя общее имущество, общую пищу и одежду, необходимо требовалось установление тех или других правил на разные случаи жизни, тех или других предписаний, которыми бы ограждалось стройное течение жизни иноков, в особенности когда число таковых было значительно. Как во всяком общественном учреждении, государственном, например, в военных и учебных заведениях, в правительственных и присутственных местах, является необходимой известного рода дисциплина, введение известного рода правил и предписаний, чтобы не нарушались порядок, стройность и гармония в общем ходе дел, так точно и в духовных учреждениях (в общежительных монастырях) необходимо введение дисциплины, установление различных правил и узаконений.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010