(Пономарёв Петр Алексеевич; 09.01.1881, г. Ряжск Рязанской губ.- 08.10.1966, Одесса), архиеп. Калужский и Боровский. После учебы в Данковском ДУ поступил в Ставропольскую ДС, к-рую окончил в 1901 г. В том же году был назначен Ставропольским и Екатеринодарским еп. Агафодором (Преображенским; впосл. митрополит) псаломщиком Вознесенской ц. в ст-це Новоминской Кубанской обл. (ныне Каневского р-на Краснодарского края). В авг. 1906 г. поступил в СПбДА. В 1910 г. окончил академию со степенью кандидата богословия за соч. «Быт монастырей XVI в., раскрываемый в спорах заволжских старцев и иосифлян». С июня 1910 г. служил преподавателем рус. языка в Единецком ДУ Кишинёвской епархии. В 1918 г., в связи с оккупацией Бессарабии румын. войсками, выехал в г. Каменец-Подольский, где преподавал греч. язык в Подольской ДС и рус. язык в городской рус. гимназии. 30 марта 1920 г. рукоположен Подольским и Брацлавским еп. Пименом (Пеговым; впосл. архиепископ) во иерея к Крестовоздвиженской ц. в мест. Макова Каменецкого у. Подольской губ. В 20-х гг. возведен в сан протоиерея. В 1929 г. осужден по обвинению в контрреволюционной деятельности на 3 года ИТЛ; после отбытия срока заключения в лагере был дополнительно приговорен к 3 годам адм. ссылки, к-рую отбывал в Северном крае. В 1935 г., после окончания срока ссылки, приехал в Тулу и был назначен Тульским еп. сщмч. Онисимом (Пылаевым) настоятелем храма во имя св. Димитрия Солунского в с. Жмурове Чапаевского р-на Московской обл. (ныне Михайловского р-на Рязанской обл.). 29 нояб. 1935 г. еп. Онисим незадолго до своего ареста постриг вдового прот. Петра Пономарёва в монашество с именем Онисифор. В янв. 1936 г. Серпуховской еп. Алексий (Сергеев; впосл. архиепископ) в Москве возвел О. в сан архимандрита. 25 авг. 1937 г. патриарший местоблюститель митр. Сергий (Страгородский; впосл. патриарх Московский и всея Руси) назначил О. настоятелем храма в честь Преображения Господня в с. Товаркове, районном центре Тульской обл. (ныне в составе Богородицкого р-на той же области). С 15 нояб. 1938 г. являлся благочинным 7-го округа Тульской епархии.

http://pravenc.ru/text/2578437.html

В начале октября французы заняли Боровск и подошли к Малоярославцу. После сражения под Малоярославцем французские полчища двинулись в сторону Калуги. Епископ Евлампий с духовенством молились перед чудотворной Калужской иконой, которая находилась в храме Рождества Богородицы села Ромоданова. И заступничеством Богородицы враг не вошел в город, а начал отступление по Смоленской дороге. Взятые под Малоярославцем пленные французы свидетельствовали, что «на них внезапно напал страх и трепет, так как они увидели стоящую на воздухе Калужскую икону Божией Матери... и услышали Ее повеление идти к Гжатску» 3 . Поэтому третье празднование ей совершается 12/25 октября в память спасения Калуги от нашествия наполеоновских войск в 1812 году. К слову, свою всероссийскую известность икона получила именно после этих военных событий. О явлениях и чудесах от нее доложили императору Александру I и Святейшему Синоду, что сделало ее почитание общецерковным. Празднование 12/25 октября было также установлено с совершением крестного хода. «Изнесение иконы из села Калужки в ближние пределы» стало частой практикой, так что икона много путешествовала. Ежегодно святыня доставлялась даже в Оптину пустынь. Однажды от нее получил благодатную помощь («некоторое облегчение», как написано в летописи обители) преподобный старец Амвросий Оптинский, который болел водянкой. Неоднократно крестные ходы совершались для избавления Калуги от разных болезней и пожаров. Приносилась святыня для помощи жителям южных пределов Калужской губернии, и только город Боровск, около половины населения которого составляли старообрядцы, долго не признавал святую покровительницу. Но в 1899 году после исцеления жены коллежского асессора Зинаиды Чуфаровской икона по просьбе этой семьи была принесена для поклонения верующих в Боровск, где к крестному ходу все же примкнули старообрядцы, «которые за все время трехдневного пребывания святой иконы в городе присутствовали за богослужениями в соборном храме» 4 . Так икона стала почитаться и приверженцами старых традиций. Существуют даже некоторые списки Калужской иконы, выполненные в древнем стиле старообрядческой иконографии. С тех пор она чтится и как «раскольников на путь благий обращающая», потому что «Божественную веру прославила еси, прелесть же раскола посрамила еси» 5 . В тридцатые годы XX века храм Рождества Пресвятой Богородицы села Калужки, в котором пребывала явленная икона, был закрыт, колокола сброшены, церковные ценности конфискованы. Существует версия, что икону переносили из храма в храм, пока она не оказалась в местном краеведческом музее. Но «в сороковых годах XX века, при Онисифоре (Пономарёве), еп. Калужском и Боровском, Калужскую икону вернули Русской Православной Церкви и поставили в храме вмч. Георгия " за верхом " , приобретшем в советский период статус кафедрального собора». Там она находится и сегодня (см.: Легостаев В. В. История церкви с. Калужка. Калуга, 2000. С. 73–74).

http://e-vestnik.ru/church/kaluzhskaya_i...

С 1946 года здесь устраивается летняя резиденция патриархов Московских и всея Руси, в связи с чем монастырь стали называть Патриаршим. Только это и спасло обитель от повторного закрытия в 1961 году, в разгар новых гонений на Церковь в СССР. На территории Патриаршей резиденции в 1951 году была построена архиерейская гостиница. С 1960 года в монастыре подвизался преподобный Кукша Одесский, жили на покое митрополит Иоанн (Кухтин), архиепископ Онисифор (Пономарёв). С 1961 года в монастыре размещена Одесская духовная семинария. В семинарии есть храм в честь святого апостола Андрея Первозванного — небесного покровителя семинарии. В 1965 году в монастырь была перенесена резиденция правящего архиерея Одесской епархии, который является её священноархимандритом — настоятелем монастыря. В 1967 году в покоях летней резиденции Патриарха Московского и всея Руси была устроена небольшая крестовая церковь, священная в честь преподобных Сергия и Никона, игуменов Радонежских, всея Руси чудотворцев. В 1988 году, в год 1000-летия Крещения Руси, над Никольской церковью был сооружён купол и колокольня. Описание [ править править код ] В 2005-2007 гг. главный вход в обитель оформлен в виде 53-метровой колокольни, где над св. вратами освящен храм свв. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (2008). Отсюда на юг, вглубь монастыря, ведет прямая аллея. В центральной части обители, по восточной стороне аллеи, стоит храм свт. Николая Мирликийского. «Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону» 1907 г. сообщает, что Свято-Николаевский храм построен после 1834 г. и стал в обители 3-м по счету, но устное предание гласит, что он появился ранее других: возможно, после 1834 г. осуществили лишь перестройку храма. Ок. 1920 г. к нему пристроили братский корпус, который доныне находится с ним под одной крышей. После упразднения монастыря храм закрыли, в 1942 г. здесь возобновили богослужения. В нач. 1960-х гг. в примыкающем братском корпусе, через стенку от храма, жил прп. Кукша. В 1988 г. храм увенчали куполом. На той же стороне аллеи, южнее Свято-Николаевской церкви, расположен храм Успения Пресвятой Богородицы. Он построен в 1834 г. и сначала был назван в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» – вероятно, от изобилия окрест обители водных ключей. В 1942 г. храм назвали Успенским (в 1950-х гг. разобрана, по ветхости, надстроенная над ним колокольня). Переименование храма связано с тем, что в обители существовала другая Успенская церковь, освященная в 1825 г. и уничтоженная после 1936 г. Взамен нее в 1998-2010 гг. сооружен грандиозный собор Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» с нижней церковью во имя прп. Кукши Одесского.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенски...

Одним из результатов воссоединения униатов с Православием на Полоцком Соборе стало образование на белорусско-лит. землях правосл. епархий. 22 янв. 1840 г. было учреждено Брестское вик-ство Литовской епархии, в 1900 г. преобразованное в Гродненскую епархию . В 1921-1939 гг. территория совр. Б. и К. е., являвшаяся частью Польши, входила в Полесскую епархию Польской Православной Церкви. После присоединения Зап. Белоруссии к СССР указом Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) в марте 1941 г. было создано Брестское вик-ство Гродненской епархии, к-рым до марта 1942 г. управлял еп. Венедикт (Бобковский) , живший в Жировицком мон-ре . В 1942-1944 гг. Брестскую викарную кафедру занимал еп. (с 1943 архиепископ) Иоанн (Лавриненко). Нем. оккупационными властями Брестщина была включена в состав рейхскомиссариата «Украина»; самопровозглашенная неканоническая Украинская автокефальная Православная Церковь открыла в Бресте викарную кафедру, к-рую занимал лжеепископ Георгий (Коренников). 1944 г.- нач. XXI в. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко на освящении церкви в честь Воскресения Христова. Фотография. 2001 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко на освящении церкви в честь Воскресения Христова. Фотография. 2001 г. Б. и К. е. была учреждена в 1944 г., после освобождения Белоруссии от нем. войск. 8 сент. того же года во епископа Брестского был хиротонисан Паисий (Образцов) , вскоре переведенный на Саратовскую кафедру. 26 февр. 1945 г. во епископа Брестского и Кобринского хиротонисали Онисифора (Пономарёва) , в окт. 1945 г. назначенного на Калужскую кафедру. В 1946 г. епархией управлял Минский и Белорусский архиеп. Василий (Ратмиров) . 3 июня 1948 г. епископом Брестским и Кобринским был вновь назначен еп. Паисий (Образцов), 18 нояб. 1948 г. переведенный на Гродненскую кафедру, после чего территория Б. и К. е. вошла в Гродненскую, а в 1952 г.- в Минскую епархию.

http://pravenc.ru/text/153417.html

В XVII - 1-й пол. XVIII в. территория Л. о. была подчинена Рязанской (сев. часть) и Воронежской (юж. часть) епархиям, а с кон. XVIII до сер. ХХ в. различные территории региона входили в Тамбовскую (центральная, вост. и юго-вост. части; см. Тамбовская и Рассказовская епархия ), Орловскую (зап. и юго-зап. части; см. Орловская и Болховская епархия ), Рязанскую (сев. часть), Тульскую (сев.-вост. часть; см. Тульская и Ефремовская епархия ) и Воронежскую (юж. часть) епархии. На землях Л. о. существовали Данковское (основано в 1813), Лебедянское (основано в 1815, уездное - с 1818, закрыто в 1851), 2 Задонских (приходское основано в 1819, уездное в 1837, объединены в уездное в 1854), Липецкое (основано в 1829) и Раненбургское (основано в 1868) духовные уч-ща. В Липецком ДУ в 1838-1839 гг. греч. язык преподавал А. М. Гренков (в монашестве прп. Амвросий Оптинский); преподавателем уч-ща, а позднее и настоятелем училищной Софийской ц. служил местночтимый подвижник благочестия прот. Иоанн Михайлович Рождественский († 1898). Выпускником Лебедянского ДУ был миссионер еп. Симбирский Варсонофий (Охотин) , Данковское ДУ окончили миссионер еп. Уфимский Дионисий (Хитров) , архиеп. бывш. Калужский Онисифор (Пономарёв) , Рязанский еп. Борис (Скворцов) , прот. сщмч. Иоанн Кочуров , издатель, публицист и миссионер В. М. Скворцов ; лат. язык в Раненбургском ДУ преподавал А. Л. Преображенский (впосл. митр. Ярославский сщмч. Агафангел ). Уроженцами края являются Херсонский архиеп. свт. Иннокентий (Борисов) , свт. Феофан Затворник (Говоров) , оптинский старец прп. Нектарий (Тихонов) , афонский подвижник прп. Силуан (Антонов) , прот. сщмч. Иоанн Кочуров; с Липецкой землей связано служение свт. Тихона Задонского , прп. Илариона (Фомина) Троекуровского, прп. Иоанна (Быкова) Сезёновского (1791-1839). К 1917 г. на территории Л. о. действовали 13 мон-рей и более 500 храмов. В 1919 г. были вскрыты мощи (см. ст. Вскрытие мощей ) свт. Тихона Задонского, почивавшие в задонском Рождество-Богородицком мон-ре.

http://pravenc.ru/text/2110530.html

Для подготовки к открытию Троице-Сергиевой лавры, как чрезвычайно важного в историческом и духовном плане события, Патриарх Алексий выбрал архимандрита Гурия, хорошо известного ему по деятельности в Александро-Невской лавре. В сентябре 1945 г. Патриарх вызвал его из Ташкента в Москву и назначил наместником лавры. До открытия лавры он был настоятелем Ильинской церкви Загорска, проживал у церковного старосты И. В. Сарафанова. В это время архимандритом Гурием была написана статья «Патриарх Сергий как богослов», опубликованная в 1947 г. в сборнике «Патриарх Сергий и его духовное наследие». Зимой 1946 г. и в Великий пост архимандрит Гурий продолжал служить в Ильинской церкви, готовясь к открытию Троице-Сергиевой лавры. В число братии были приняты демобилизовавшиеся из советской армии Александр Хархаров и Игорь Мальцев, ставший ещё одним духовным сыном и помощником архимандрита Гурия. На Страстной седмице были получены ключи от Успенского собора, внутри его был наведён порядок и освящён престол, установлен крест на куполе. В Великую Пятницу, 19 апреля 1946 г., архимандрит Гурий служил вечерню, на которой была вынесена Плащаница. В Великую Субботу, 20 апреля, Церкви вернули мощи преподобного Сергия Радонежского в серебряной раке, которые были перенесены в Успенский собор. В полночь 21 апреля снова зазвучали лаврские колокола и была совершена Пасхальная утреня с крестным ходом вокруг Успенского собора. За самоотверженные труды, связанные с открытием Троице-Сергиевой лавры, Патриарх Алексий наградил архимандрита Гурия правом ношения двух крестов. Церемонию открытия лавры завершил Святейший Патриарх, возглавивший богослужение на праздник Пресвятой Троицы. Архимандрит Гурий пробыл наместником Троице-Сергиевой лавры четыре месяца — до августа 1946 г. он продолжал налаживать монастырскую жизнь и богослужения. Архимандрит Гурий (слева) с протопресвитером Николаем Колчицким на крестном ходе в Троице-Сергиевой лавре. Загорск. 9 июня 1946 г. В июне 1946 г. Священный Синод принял решение о перемещении епископа Кирилла (Поспелова) в Иваново, после чего Ташкентская кафедра оставалась вакантной почти два месяца. Патриарх Алексий вызвал архимандрита Гурия и сказал ему: «Вы открыли Лавру, поставили дело на рельсы, и теперь Вам новое послушание — быть епископом Ташкентским». Хиротония архимандрита Гурия во епископа Ташкентского и Среднеазиатского была совершена 25 августа 1946 г. в Богоявленском кафедральном соборе Патриархом Алексием, митрополитом Ленинградским Григорием (Чуковым), епископом Калужским Онисифором (Пономарёвым) и епископом Ужгородским и Мукаческим Нестором (Сидоруком). Таким образом, всего на один год архимандрит Гурий покинул Среднюю Азию, а вскоре вернулся обратно епископом.

http://bogoslov.ru/article/6172382

3 февр. 1918 г. состоялся последний крестный ход с чудотворной К. и.- ради предотвращения надвигавшихся на Церковь бед (в янв. 1918 такие крестные ходы состоялись в Москве и Петрограде). Калужане, созванные к Троицкому собору звоном колоколов, отправились встречать К. и. в Сергиев скит (основан в память гибели вел. кн. Сергея Александровича под Калугой, у дер. Мстихино; уничтожен в советское время), где она находилась. В кафедральном соборе были отслужены молебен и всенощная. На следующий день после литургии вновь отслужили молебен и прошли крестным ходом с чтением Акафиста Божией Матери по центральным улицам города. По завершении крестного хода на Плац-парадной пл. отслужили молебен об усмирении страстей. Затем икону традиционно проводили до Хлюстинских богоугодных заведений, откуда скитские монахи унесли ее в храм с. Калужка (Крестный ход с чудотворной иконой в 1918 г.//Калужский церк.-обществ. вестн. 1918. 4. С. 4-5). 6 окт. 1923 г. из-за отсутствия у храма в с. Калужка договора с советскими властями о пользовании церковным зданием К. и. в целях безопасности перенесли в Троицкий собор. После закрытия собора в 1926 г. К. и. оказалась в Успенском храме Калуги. 9 июля 1940 г. она была передана на хранение в Калужский краеведческий музей. В 40-х гг. XX в., при Онисифоре (Пономарёве), еп. Калужском и Боровском, К. и. вернули Церкви и поставили в храме вмч. Георгия «за верхом», приобретшем в советский период статус кафедрального собора ( Легостаев. 2000. С. 73-74). В наст. время в Георгиевском соборе у левого клироса в киоте находится К. и. (не исследована). По размеру она близка к чудотворной иконе. Не закрытые ризой, сильно потемневшие участки живописи плохо различимы. Характерные прикрытые крупные веки, аккуратные припухлые губы и мягкий рисунок носа с объемным кончиком позволяют предположить, что икона могла быть написана не позднее 2-й пол. XVIII в. Сохранился один из ранних, точно датированных списков К. и. (частное собрание, Обнинск Калужской обл.), созданный в 1777 г. Написанная темперой икона, несмотря на небольшой по сравнению с протографом размер (22×26 см), очень близка в передаче отдельных черт и в общей трактовке лика Богородицы к иконе из собора вмч. Георгия «за верхом». В правом нижнем углу надпись: «Образ Пртыя Бцы Что На колуш(ж?)ки». Икона украшена чеканным с барочными мотивами серебряным окладом с клеймом мастера - «С. Л.».

http://pravenc.ru/text/1320157.html

Николо-Козинская церковь в Калуге. 1775–1779 гг. Фотография. 2007 г. Николо-Козинская церковь в Калуге. 1775–1779 гг. Фотография. 2007 г. В окт. 1945 г. управление К. и Б. е. было поручено еп. Онисифору (Пономарёву) , к-рый занимал Калужскую кафедру до марта 1960 г. В епархии к началу служения еп. Онисифора в штате состояли 48 священнослужителей, действовало 26 храмов. 14 священников, 1 протодиакон и 4 диакона служили в городах епархии, а 23 священника - на сельских приходах. В Калуге действовали 2 храма: Георгиевский кафедральный собор, где служили 2 священника и протодиакон, и Николо-Козинская ц., в клире к-рой состояли 2 священника и диакон. Продолжалось возвращение храмов, хотя прослеживалась тенденция к прекращению этого процесса. Так, в 1945 г. было открыто 6 храмов (из них 5 при еп. Онисифоре), в 1946 г.- 4 храма, в 1947 г.- 2 храма, в 1948 г.- 1 храм. С 1949 г. запрещали открывать новые храмы, но действующие не закрывались. В сер. 40-х гг. XX в. в области имелось 530 недействующих церковных зданий, из них в полуразрушенном состоянии - 246, бесхозных - 51, занятых под склады - 130, используемых под цеха и промышленные предприятия - 43, под клубы - 60. Еп. Онисифор уделял много внимания ремонту храмов, формированию певч. хоров, решению кадровой проблемы. Архиерей часто переводил священников с прихода на приход, чтобы у властей не было повода для закрытия храма по причине отсутствия богослужения. Св. источник прп. Тихона Калужского. Фотография. 1898 г. (ГИМ) Св. источник прп. Тихона Калужского. Фотография. 1898 г. (ГИМ) В 1948 г. позиция гос-ва в отношении Церкви ужесточилась. В К. и Б. е. по обвинению в антисоветской деятельности к 10 годам лагерей был приговорен настоятель Николо-Козинской ц. прот. Григорий Лысяк. Быстро пошел процесс уничтожения недействующих церковных зданий. По решению Калужского облисполкома от 6 апр. 1948 г. был разобран храм в с. Милееве Хвастовичского р-на, хотя верующие с 1946 г. просили открыть приход в селе. В янв. 1949 г. под машинно-тракторную станцию была переоборудована церковь в с. Лисине Детчинского р-на. 9 мая того же года облисполком передал храм во имя вмч. Георгия Победоносца «за лавками» в Калуге Главкинопрокату. 29 апр. 1953 г. в ЦК на имя Н. С. Хрущёва поступила докладная записка с предложением разработать план уничтожения св. источников, к к-рым осуществлялось массовое паломничество. Так, только Свято-Тихонов источник в 1952 г. посетило ок. 10 тыс. чел. из Калужской, Брянской, Смоленской, Московской, Орловской, Тульской областей и с Украины. Руководство тогда порекомендовало местным партийным орг-циям ограничиться адм. мерами.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

1799 - 5 марта 1809; с 25 дек. 1808 г. в сане архиепископа), еп. Евлампий (Введенский; 16 апр. 1809 - 22 мая 1813), еп. Евгений (Болховитинов; 19 июля 1813 - 7 февр. 1816), еп. Антоний (Соколов; 15 нояб. 1816 - 15 марта 1819), еп. Филарет (Амфитеатров; 1 июня 1819 - 12 янв. 1825), еп. Григорий (Постников; 4 янв. 1826 - 4 окт. 1828), еп. Гавриил (Городков; 20 мая 1828 - 26 авг. 1831), еп. Никанор (Клементьевский; 5 сент. 1831 - 5 сент. 1834), еп. Николай (Соколов; 20 окт. 1834 - 15 сент. 1851), Тульский и Белёвский еп. Димитрий (Муретов; 5 окт.- 9 дек. 1851, в. у.), архиеп. Григорий (Митькевич; 9 дек. 1851 - 13 апр. 1881), еп. Владимир (Никольский; 14 мая 1881 - 21 мая 1888), еп. Анастасий (Добрадин; 21 мая 1888 - 3 июня 1890), еп. Виталий (Иосифов; 3 июня 1890 - 15 сент. 1892), еп. Анатолий (Станкевич; 29 сент. 1892 - 29 янв. 1894), еп. Александр (Светлаков; 29 янв. 1894 - 8 окт. 1895), еп. Макарий (Троицкий; 22 окт. 1895 - 10 июля 1901), еп. Вениамин (Муратовский; 10 июля 1901 - 31 дек. 1910), еп. Александр (Головин; 31 дек. 1910 - 25 июня 1912), еп. сщмч. Тихон (Никаноров ; 25 июня 1912 - 13 мая 1913), еп. Георгий (Ярошевский; 13 мая 1913 - 6 июля 1916), еп. Феофан (Туляков; 6 июля 1916 - 29 сент. 1927), еп. Стефан (Знамировский; 29 сент. 1927 - 27 июня 1928), еп. Павел (Введенский; 12 авг.- 12 дек. 1928), еп. Сильвестр (Братановский; 1 янв. 1929 - 16 сент. 1930), еп. сщмч. Павлин (Крошечкин; 30 сент. 1931 - 16 июня 1933; с дек. 1930 временно управлял епархией в сане епископа Боровского), еп. сщмч. Димитрий (Добросердов; 16 июня 1933 - 23 марта 1934), архиеп. сщмч. Августин (Беляев; 9 апр. 1934 - 20 сент. 1937), еп. Питирим (Свиридов; 10 янв. 1942 - 24 июля 1943), еп. Алексий (Сергеев; 24 июля 1943 - май 1944), Крутицкий и Коломенский митр. Николай (Ярушевич ; май 1944 - окт. 1945, в. у.), еп. Онисифор (Пономарёв; окт. 1945 - 22 марта 1960), архиеп. Леонид (Лобачёв; 22 марта 1960 - 19 июля 1962; 14 мая - 29 мая 1963), еп. Стефан (Никитин; 19 июля 1962 - 28 апр. 1963), архиеп.

http://pravenc.ru/text/1320155.html