Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ОМСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. издание Омской епархии, разрешенное 30 нояб. 1897 г. указом Синода 6711 по ходатайству первого еп. Омского и Семипалатинского Григория (Полетаева). «О. е. в.» выпускались в Омске с янв. 1898 по дек. 1915 г.- 2 раза в месяц, с янв. 1916 по июнь 1917 г.- еженедельно (в 1917 вышло 26 номеров). Журнал имел раздельную пагинацию по номерам; в 1898 г. официальная и неофициальная части каждого номера выходили с раздельной, а с 1899 г.- с общей пагинацией. «О. е. в.» всегда подписывал один редактор: свящ. Климент Скальский (1898-1901), свящ. Николай Александров (1901-1906), прот. Василий Пляскин (1906-1917); отдельные номера редактировал прот. Ксенофонт Попов (1911-1916). По представленной в Синод программе (1898. 1. Отд. офиц. С. 1-2) в офиц. части должны были печататься правительственные распоряжения по духовному ведомству, указы Синода, резолюции епархиального архиерея и постановления Омской духовной консистории, имеющие общий характер, а также отчеты епархиального училищного совета, попечительства о бедных духовного звания, Омского отд-ния Православного миссионерского об-ва и Епархиального братства ревнителей Православия, самодержавия, русской народности и христианской благотворительности; извещения о награждениях, назначениях, перемещениях, увольнениях с должности служащих, сообщения об умерших, объявления о вакансиях. Сверх заявленной программы в офиц. части помещались расписания проповедей в кафедральном соборе и внебогослужебных собеседований в храмах Омска, списки личного состава служащих и разрядные списки учеников Ишимского ДУ и открытого в 1906 г. Омского епархиального жен. училища, извещения и разрядные списки Тобольской ДС, Барнаульского ДУ и Томского епархиального женского училища; отчеты наблюдателя о состоянии церковноприходских школ и школ грамоты, о состоянии Киргизской миссии, о состоянии сектантства и раскола и о деятельности миссионеров; отчеты Общества для распространения Священного Писания в России; устав, отчеты и журналы Омского об-ва хоругвеносцев; извещения и устав похоронной кассы при Омском епархиальном попечительстве; другие хроникальные заметки, как правило в рубрике «Епархиальные известия». Из нерегулярных публикаций можно отметить «Журнал междуведомственного совещания… по вопросу о мерах борьбы в Степном крае с сектантскою, преимущественно баптистскою, пропагандою» (1910. 12. С. 5-17).

http://pravenc.ru/text/2578405.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание РПЦ, образована по решению Синода от 6 июня 2012 г. в адм. границах Омской области . Включает Омскую и Таврическую , Исилькульскую и Русско-Полянскую, Калачинскую и Муромцевскую , Тарскую и Тюкалинскую епархии. Правящий архиерей со дня образования О. м.- митр. Омский и Таврический Владимир (Иким). Центр митрополии - г. Омск. К 2018 г. в О. м. насчитывалось 224 прихода, 8 монастырей (4 мужских и 4 женских), в клире состояли 196 священников и 29 диаконов. Старейшие храмы О. м.- Спасский кафедральный собор в г. Тара (1753-1776) и омский Никольский казачий собор (1833-1843). Раз в месяц выходят газеты «Омские епархиальные ведомости» (1898-1917, 1990-2012; издание возобновлено в 2014) и «Благовещение» (с 2002). Образовательная деятельность К 2018 г. на территории О. м. действовали: Омская ДС (с 1991 как ДУ, семинария с 2016), правосл. гимназия, Славянская школа им. святых Кирилла и Мефодия, 3 правосл. детских сада, 146 приходских воскресных школ (в т. ч. 109 в Омской епархии: 51 для детей и 58 для взрослых). Особо почитаемые святые, святыни, важнейшие крестные ходы По благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Гундяева) 25 мая 2015 г. учрежден Собор святых О. м. (празднование - 13(26) февр.), в к-рый включены 7 новомучеников Церкви Русской. Одними из самых почитаемых святых О. м. являются Омский архиеп. сщмч. Сильвестр (Ольшевский), мощи которого покоятся в Успенском кафедральном соборе Омска, и прот. прав. Стефан Знаменский Омский (погребен на Шепелевском кладбище Омска; кладбище и могила не сохр.). К наиболее почитаемым святыням в О. м. относятся: список XIX в. с Абалакской «Знамение» иконы Божией Матери (находится над царскими вратами омского Крестовоздвиженского собора), Ачаирская икона Божией Матери ХХ в. (находится в Успенском соборе Ачаирского в честь Животворящего Креста Господня жен. мон-ря, список - в Успенском кафедральном соборе Омска), икона свт. Николая Чудотворца XIX в. (хранится в Николая Чудотворца святителя мужском монастыре в дер. Большекулачье Омского р-на). Особо почитаются святые источники: во имя св. Иоанна Предтечи в Ачаирском жен. мон-ре, в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Большекулачинском Никольском муж. мон-ре, во имя вмч. Пантелеимона в с. Серебряном Горьковского р-на. Близ дер. Тамбовки Саргатского р-на почитается место явления Божией Матери отроковице Е. Бороденко (впосл. мон. Евгения) в 1942 г.

http://pravenc.ru/text/2578401.html

2. С. 27-34), «Перлы раскольнической литературы об антихристе» (1903. 19. С. 25-28) и «Перлы раскольнической литературы о патриархе Никоне» (1904. 15. С. 35-38) свящ. Ф. Троицкого; «Из жизни Бухтарминского раскола» (1904. 2. С. 23-29; 3. С. 16-22) миссионера И. А. Ливанова и мн. др.; также была опубликована историософская ст. «Чем вызван раскол в Русской Церкви?» прот. А. Соловьёва (1911. 22. С. 24-32; 23. С. 18-26). Многочисленные материалы о сектантах (в основном о молоканах и баптистах, хлыстах и иоаннитах), в т. ч. описания собеседований и диспутов, имели ярко выраженный полемический характер: «Русское сектантство и меры к ослаблению его» свящ. Михаила Тифлова (1899. 7-12), «Баптизм в Павлоградском приходе» (1907. 15. С. 21-30) свящ. Иоанна Оксиюка; «Сектантство Атбасарского уезда» (1908. 8/9. С. 50-61) и «Беседа о крещении младенцев» (1910. 14. С. 24-37; 15. С. 24-37) Д. А. Несмеянова; «Старообрядцы и баптизм» (1910. 13. С. 24-29), «Около баптистов» (1910. 13. С. 29-38), «Замыслы баптистов» (1910. 15. С. 38-42) свящ. И. Фокина; «Пропаганда на законном основании (страница из недавнего прошлого)» свящ. Пантелеимона Папшева (1916. 52. С. 12-23). Из статей на церковно-общественные темы особенно интересны «Как народ относится к Церковному Собору» свящ. Димитрия Волосатовского (1907. 21. С. 23-27), «Клевета на людей веры и Церкви» свящ. И. Фокина (1910. 4. С. 36-40). Среди публикаций на патриотические темы - заметки еп. Гавриила (Голосова) «К сведению духовенства Омской епархии» (1907. 8-15. Прил.), цикл статей «Обращение к патриотам земли Русской» (1907-1910) и «Заметки о ненормальной общественно-государственной жизни в нашем Отечестве со времени издания закона о свободах» (1910. 22. С. 33-40; 23. С. 35-43; 24. С. 28-36), «К вопросу о пастырской борьбе с социализмом» свящ. И. Хохановского (1913. 3. С. 7-17). На педагогические темы было опубликовано множество статей К. В. Ельницкого, в т. ч. «Нравственные обязанности человека» (1904. 1. С. 13-21), «Общие дидактические соображения» (1905.

http://pravenc.ru/text/2578405.html

— Я с ними здесь с утра до вечера. А в футболе могу быть только судьей. Считаю, что священник всегда должен оставаться священником, не переступать грань. — Отец Александр, вы молодой пастырь, вам всего 35 лет. Чувствуете ли вы себя отцом для молодых прихожан, несмотря на свою молодость? — Дело в том, что главой своей семьи и отцом я стал рано, в 19 лет у меня родилась дочь Настя. Поэтому я всегда относился к нашим студентам, как к детям, а не иначе. Я рано стали преподавателем, я их учил, я их наставлял, поэтому всегда воспринимаю свою паству как детей, чувствую за них свою ответственность, переживаю за них. — А случаются ли разочарования среди ваших прихожан-студентов? Приходит молодой человек в храм, но вдруг что-то случается, и он в смущении… — Бывает, что молодой человек приходит в церковь с очень идеалистическим отношением: он ожидает, что все здесь «очень духовно», что люди все здесь особенные. А потом вдруг решает — да здесь ничего особенного нет. Кто-то не так сказал, или голос повысил, и пошло-поехало… и человек сразу делает скоропалительные выводы. Другой же, наоборот, увидит, что все люди как люди, и это ему еще ближе станет, и он нам становится родной, как брат. Идеалистическое отношение мешает понять, что Церковь — место спасения — как больница: здесь есть и кровь, и гной. Не это важно. Не на гной и кровь надо смотреть, все мы «во гресе», и батюшка «первый есмь аз». Надо сквозь эти грехи увидеть Христа, увидеть благодать Божию, увидеть чудо. Не сразу все это видят, но видят все-таки, иначе их бы не было столько… Беседовала Наталья ПОЛЕЩУК «Омские епархиальные ведомости»   Декан факультета теологии и мировых культур ОмГУ им. Ф.М. Достоевского http://www.omsu.ru/page.php?id=367 Зав. кафедрой истории и теории религий теологического факультета Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/glavnoe-skvoz-grexi-uv...

- Необходимо читать Евангелие, можно посоветовать читать книги современных православных пастырей, о том, как они открыли для себя Бога, - говорит Ольга Владимировна. - К ним можно отнести митрополита Антония Сурожского, архимандрита Тихона (Шевкунова). Но прежде всего, нужно обратить внимание на Священное Писание, многие знают о нём, но мало кто занимается его чтением, а ведь это - основа христианства. «Толкование Евангелие» Бориса Гладкова, одобренное Иоаном Кронштадским. Для детей - Журнал «Божий лучик», для взрослых журнал «Душа», «Омские Епархиальные ведомости». Так после прочтения статьи в Омских епархиальных ведомостях об иерее Воскресенского военного собора отце Анатолии (Анатолии Васильевиче Добровольском) «От службы к служению...», автор Тамара Путинц ева, ученики школы 104 захотели лично познакомиться с батюшкой, поздравить с днём вывода войск из Афганистана, с днём защитника Отечества, рассказать о движении Юнармии, в котором принимают участие, задать вопросы, стать ближе к основам православия. Чтение детских журналов подталкивает учеников школы 104 принять участие в литературном конкурсе «Милосердное лето», организованным Донским ставропигиальным монастырем, также становится традицией ежегодное участие педагогов в Этических, Ефремовских чтениях, участие школы в проекте «Святыни и святые земли Омской». Ольга Владимировна напоминает слушателям духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России (согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года) Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/24/...

В пределах Омской епархии к 1895 г. состояло 194 самостоятельных прихода, действовали 86 церковноприходских школ и школ грамоты. В Омскую консисторию первоначально вошли протоиереи - К. Недосеков, С. Самойлов и Н. Никольский. При еп. Григории (1895-1900) в епархии было открыто 118 приходов. Работали Омский епархиальный училищный совет (имел 7 отд-ний) и инспекция церковных школ. С янв. 1898 г. начали издаваться «Омские епархиальные ведомости» . 9 сент. того же года в Омске освящен Успенский собор, к-рому был присвоен статус кафедрального. Учреждены Об-во попечения о начальном образовании в г. Омске (на его средства содержалась городская жен. Покровская профессиональная школа), Об-во вспомоществования учащим и учившим Акмолинской обл., Омский епархиальный комитет Православного миссионерского общества (ПМО), Об-во вспомоществования нуждающимся учащимся в школах всех типов, Омское епархиальное братство ревнителей Православия, самодержавия, русской народности и христианского благотворения, Об-во хоругвеносцев при омском Успенском кафедральном соборе, Братство ревнителей духовного просвещения. Состав правления Омского епархиального братства ревнителей Православия, самодержавия, русской народности и христианского благотворения утвержден резолюцией еп. Григория от 9 авг. 1898 г. Старшиной братства стал законоучитель омской жен. гимназии свящ. Пантелеимон Новиков, товарищем старшины - окружной интендант ген.-лейтенант П. С. Юнеев, советниками - правитель канцелярии, окружной интендант управления, статский советник П. Д. Соловьёв и член-делопроизводитель Омского епархиального училищного совета А. И. Васильев. В 1899 г. «для распространения и развития религиозно-нравственного просвещения в народе» братство открыло книжный склад и бесплатную народную читальню. Братство устраивало бесплатные трапезы, выдавало новокрещеным денежные пособия, оказывало помощь нуждающимся и передавало храмам богослужебные книги и брошюры религ. содержания. Почетными членами братства были С.-Петербургский митр. Антоний (Вадковский), Ямбургский еп. Вениамин (Муратовский; впосл. архиепископ), обер-прокурор Синода В. К. Саблер , прот. прав. Иоанн Кронштадтский, Степной ген.-губернатор генерал от кавалерии барон М. А. Таубе, военный губернатор Акмолинской обл. ген.-лейтенант Н. И. Санников.

http://pravenc.ru/text/2578399.html

10. С. 1-7; 11. С. 1-3; 12. С. 7-10; 13. С. 4-7), до составленных Н. Вишневским извлечений «Из путевого дневника по обозрению… Сильвестром, епископом Омским и Павлодарским, монастырей, церквей и приходов Петропавловского, Атбасарского, Акмолинского, Каркаралинского и Павлодарского уездов Омской епархии с 7 мая по 6 июня 1916 г.» (1917. 1. С. 18-27; 2. С. 5-18). Несколько публикаций посвящены местным святыням и достопримечательностям: «Семипалатинская икона Знамения Божией Матери, именуемая Абалакскою» свящ. Александра Павлова (1898. 14. С. 1-7), «Поднятие святой чудотворной иконы Абалакской Божией Матери из города Семипалатинска» прот. А. Соловьёва (1903. 17. С. 16-25), «Сказание о Боровской иконе Знамения Божией Матери (список Абалакской)» свящ. Николая Покровского (1905. 16. С. 14-20), «Архистратиго-Михайловский женский общежительный монастырь, по времени открытия первый в Омской епархии» свящ. Алексия Поникаровского (1908. 23. С. 31-33; 24. С. 23-28); редко публиковались описания приходских храмов, такие как «Из летописи Покровской церкви села Сыропятского, Тюкалинского уезда» свящ. Иоанна Голошубина (1911. 21. С. 29-35), но часто - известия о закладке храмов или об их освящении. Большое значение для развития краеведения имеют и публикации по истории миссии, напр. статья о Филофее (Лещинском) «Митрополит-схимонах Феодор, просветитель сибирских язычников» прот. Михаила Путинцева (1908. 8/9. С. 61-68; 10. С. 34-40; 11. С. 35-41), «Записки миссионера Татарского стана Киргизской миссии о 1909 годе» свящ. Филиппа Дьякова (1910. 9. С. 35-44), «Доклад Иркутскому миссионерскому съезду Омского епархиального миссионера Димитрия Несмеянова» (1910. 18. С. 42-51; 19. С. 30-39). Миссионерские статьи являются незаменимым источником сведений по истории старообрядчества в Зап. Сибири: «Из жизни Тарского раскола» свящ. Александра Азбукина (1901. 6. С. 8-10; 7. С. 15-17); «Из истории Тюкалинского раскола» (1902. 16. С. 13-18), «Раскол в Омской епархии» (1902. 20. С. 21-24), «Состояние раскола и действия миссии в Тюкалинском уезде» (1903.

http://pravenc.ru/text/2578405.html

В неофициальной части помещались слова, беседы, поучения и речи еп. Гавриила (Голосова; 1905-1911) и др. правящих архиереев, а также иером. Киприана (Комаровского; с 1911 епископ Семипалатинский; впосл. архиепископ Вятский), протоиереев А. И. Соловьёва, Павла Подбельского и Александра Голосова, священников Николая Кипарисова, Бориса Герасимова, Иоанна Парвицкого, Иоанна Оксиюка, Илии Фокина, редакторов «О. е. в.», др. священнослужителей и миссионеров. Значительная часть проповедей, поучений, нравственно-назидательных и миссионерских статей и заметок перепечатывалась из др. центральных и епархиальных церковных журналов и сборников, а в отдельных случаях - из светских патриотических изданий. Почти все оригинальные богословские статьи имеют церковно-практическое, катехизаторское или миссионерское значение, напр.: «Устав Великой церкви» (1901. 11-14, 16-18) и «Миссионерские приемы Христа и Его св. апостолов» (1901. 11/12. С. 2-3; 13/14. С. 12-18; 16. С. 11-14) свящ. Николая Александрова, «Катихизические поучения о свойствах Божиих» свящ. Петра Павского (1905. 4-11), «Учение св. апостола Павла о браке и безбрачии» прот. А. Соловьёва (1907. 4. С. 13-23; 5. С. 34-45; 6. С. 21-32), «О клятве» свящ. И. Оксиюка (1908. 5. С. 34-40; 6. С. 24-31), «О таинстве священства по произведениям мужей апостольских» свящ. Ф. Петровского (1908. 13. С. 32-38; 14. С. 19-24; 15. С. 14-20), «Смысл и значение анафемы» А. А. Доброхотова (1911. 6. С. 21-35). Статьи о широко известных церковных деятелях, как правило, содержали описания посещений их клириками Омской епархии («Три раза в Кронштадте у о. Иоанна» прот. А. Соловьёва (1904. 6/7. С. 17-39; 8. С. 13-25; 9. С. 13-36)) или визитов духовенства в Омск («Пребывание в Омске о. прот. Иоанна Ильича Сергиева (Кронштадтского)» свящ. Н. Александрова (1905. 19. С. 13-28)). В качестве источника сведений по местной церковной истории можно использовать описания в «О. е. в.» поездок по епархии правящих архиереев, начиная со ст. «Обозрение… Григорием, епископом Омским и Семипалатинским, церквей и приходов в 1897 г.» (1898.

http://pravenc.ru/text/2578405.html

В 1885 году перед градоначальником Петропавловска встал вопрос о необходимости открытия в городе нового кладбища. Старое кладбище, находившееся у собора Святого Вознесения, сильно разрослось и не могло вместить всех умирающих. На северной окраине города было выделено место для нового кладбища и намечено строительство при нем кладбищенской церкви в честь Всех Святых. Вот что пишет об этом журнал Омские Епархиальные Ведомости в разделе «Справки о храмах епархии» от 1900 г.: «Всехсвятская кладбищенская церковь, построенная в 1890-1894 гг. силами городских властей на средства Петропавловского купца Саввы Исидоровича Хлебникова и его супруги Анна Дмитриевны. Чудотворных и местночтимых икон нет». По преданию, проект постройки храма благословил и внес деньги на его строительство подвижник благочестия ХХ столетия преподобный Иоанн Кронштадтский. Храм был построен в стиле корабля, на вершине которого, подобно мачтам, находятся 6 куполов. Колокольня-звонница встроена в храм и располагалась над входом в храм. Рядом со входом в храм помещены 2 иконы - пророка Божьего Илии и Крестителя Спасова Иоанна. В храме замечательный резной позолоченный иконостас. Омские Епархиальные ведомости, давая сводку о состоянии приходов епархии, сообщали: «Всехсвятская кладбищенская церковь бесприходная. Капиталов и угодий, приносящих ей доход, не имеется. Земли при церкви нет. Для помещения причта на земле отведенной в вечное и бесспорное владение городской думой для церкви в количестве 3000 кв. сажен на средства господина Хлебникова выстроен одноэтажный, крытый железом дом». Из ведомостей расчета с церквями епархии Омского епархиального свечного завода видна финансовая жизнь храма. Так, за 1906–1907 годы, храм (являясь бесприходным) ходил в постоянных должниках. Расчетная ведомость от 31 декабря 1907 года сообщает под 100 о долге Петропавловской Кладбищенской Всехсвятской церкви в размере 69 рублей 37 копеек. При церкви была одноклассная, смешанная церковно-приходская школа, которая помещалась в доме, принадлежащем церкви. Школа содержалась на средства попечителя школы купца В. И. Черемисинова. Учительницей состояла имеющая диплом на звание домашней учительницы купеческая дочь девица Наталья Алексеевна Соколова. В школе обучались 37 мальчиков и 7 девочек. Из выписки из Журнала Омского Епархиального училищного совета от 17 марта 1908 г. за 47: «Заявившим искреннюю любовь и преданность по школьному делу просить Его Преосвященство преподать благословение следующим лицам: учительнице Петропавловской Всехсвятской школы, священнической жене Евгении Лавровой архипастырское благословение и благодарность и объявить через напечатание в епархиальных ведомостях».

http://sobory.ru/article/?object=26862

А без этого его «критика» выглядит весьма надуманной… К месту сказать: само, ставшее в известные времена устойчивым, словосочетание «враги народа» – из «святоотеческого наследия» 1917 г. (Это стоит акцентировать!) Оно принадлежит причисленному к лику святых МП владыке Сильвестру (Ольшевскому) (тогда – епископу Омскому и Павлодарскому). В своём послании к пастве 11 мая 1917 г. этот архипастырь вещал: «[…] Наступило наше страдное время в правление императора Николая II. Всеми чувствовалось, что уже отжил свою пору бывший доселе государственный строй и порядки. При нынешних условиях жизни самодержавному царю невозможно было успешно управлять столь великим государством. Нужно было, чтобы сам народ, в лице избранных им представителей, принял участие в управлении. Но царь не сделал этого. Царский престол окружали враги народа (sic! – М.Б.) тайные и явные. Происходило страшное нечестие. Началась великая европейская война, и открыто обнаружились многие государственные недостатки, а от них военные неудачи. Народные избранники слёзно умоляли царя удалить вредных людей и сделать необходимые исправления. Но царь не внял голосу народному. И последовал государственный переворот. […]» (Омские епархиальные ведомости. Омск, 1917. 21. Часть неофиц. с. 3–8). Так что «враги народа» были объявлены ещё далёкой весной 1917 года… Правда, несколько позже список «врагов народа» был «пересмотрен и скорректирован»… 3) Критика не убедительна. Пытаясь оппонировать мне, Рогозный пишет: «Политическая эффективность выступлений епархиальных архиереев, не говоря уже о приходском духовенстве, фактически равнялась нулю» (с. 58–59). При этом тут же он обосновывает свою точку зрения следующими словами: «В схожей ситуации после Октябрьского переворота анафема, провозглашённая большевикам, не помогла их противникам и, следует признать, не сильно повлияла на общую политическую ситуацию». –Не хочется тратить времени на опровержение этого «аргумента» Рогозного… Отмечу лишь, что самой анафемы большевикам НЕ БЫЛО.

http://bogoslov.ru/article/425955

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010