Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Омри (Амврий): 1) сын вениамитянина Бехера ( 1Пар. 7:8 ); 2) еврей из колена Иуды, из рода Фареса ( 1Пар. 9:4 ); 3) сын Михаила, главный начальник в колене Иссахара во времена Давида ( 1Пар. 27:18 ); 4) израил. царь, правивший в 882–871 гг. до Р.Х. Вероятно, еще будучи военачальником царя Ваасы, он одержал победу над ⇒ моавитянами (⇒ «камень Меши» ). Когда царь Ила был убит в Фирце Замврием ( 3Цар. 16:9–13 ), О. (в Синод. пер. – Амврий) стоял с израил. войском под Гавафоном Филистимским. После того как пришло известие о смерти царя Ила, израильтяне, провозгласив царем О., пошли на Фирцу и осадили ее. Процарствовав всего семь дней, Замврий покончил жизнь самоубийством ( 3Цар. 16:15–20 ). Но О. еще не достиг полноты власти: половина народа признавала царем Фамния, сына Гонафа; этот царь до своей смерти в 878 г. до Р.Х. правил парал. с О. Вероятно, сразу же после его смерти О., который шесть лет правил в Фирце, купил у Семира за 2 таланта серебра гору Семерон, построил там город и назвал его Самарией – в честь Семира ( 3Цар. 16:21–24 ). Место для строительства города было выбрано весьма удачно: последующая история Северного царства показала, насколько трудно было завоевать Самарию. О. был известен далеко за пределами Палестины: со времени его правления Израильское царство, включавшее в себя уделы десяти колен, именовалось в ассир. надписях не иначе как «царство Омри»; даже Ииуй назван в них «сыном Омри». Однако в Свящ. Писании об О. говорится с осуждением: «И делал Амврий неугодное пред очами Господа, и поступал хуже всех, бывших пред ним». Он упорствовал в грехе Иеровоама I, в поклонении ⇒ изображениям (идолам) ( 3Цар. 16:25–26 ; ср. Мих. 6:16 ). Сын О. и наследник престола ⇒ Ахав женился на дочери царя Тира ⇒ Иезавели. По поводу других дел О. Свящ. Писание отсылает к летописи царей Израильских, которая не сохранилась ( 3Цар. 16:27 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Меша Меша (евр. «спасение»): 1) первенец Халева, племянник Иерахмеила ( 1Пар. 2:42 ); 2) царь Моава (в Синод. пер. – Меса). В др.-евр. оригинале он назван нокедом – овцеводом (в Синод. пер. – «был богат скотом», 4Цар. 3:4 ). В качестве ежегодной дани М. поставлял царю Израиля 100 тыс. овец и 100 тыс. неостриж. баранов. Царь Амврий (Омри), возможно, будучи еще военачальником Ваасы, отвоевал у моавитян Медеву и возвратил ее Израилю (ср. Нав. 13:9 с Ис. 15:2 ). Спустя 40 лет, ок. 864 г. до Р.Х., М., как следует из надписи на камне (⇒ Камень Меши ), вновь захватил эту область, однако еще более 10 лет оставался данником израил. царя. Только после смерти Ахава (853 до Р.Х.) М. отпал от Израиля ( 4Цар. 1:1 ; 4Цар. 3:4.5 ). Израил. царь ⇒ Иорам и иуд. царь ⇒ Иосафат предприняли попытку нового, на этот раз совместного, завоевания Моава (см. 4Цар. 3 ). Они опустошили страну и осадили ⇒ Кир -Харешет, где в тот момент находился М. Не видя иного средства к спасению, М. на гор. стене, так что израильтяне видели это, принес своего сына-первенца в жертву языч. божеству (возможно, Кемошу, в Синод. пер. – Хамосу, богу-покровителю Моава). После этого израил. войско, пришедшее в «большое негодование», дабы предотвратить повторение подобных эксцессов, сняло осаду и покинуло Моав ( 4Цар. 3:25–27 ). Эти события зафиксированы в надписи на камне, известном ученым как «Камень Меши». Надпись была сделана, по-видимому, в период между снятием осады Кир-Харешета и вторжением объединенных войск Моава и Аммона в Иудею (которое окончилось их уничтожением; это произошло еще при жизни Иосафата, умершего в 848 г. до Р.Х., см. 2Пар. 20:1–30 ); 3) сын вениамитянина Шегараима и его жены Ходеши ( 1Пар. 8:8.9 ); 4) местность в Аравии, западная граница расселения потомков Иоктана ( Быт. 10:30 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

– (khi) – «потому что», «так как». Следующее слово, по всей видимости, употреблено с местоименным суффиксом – (ha-shaani) – «поддержал меня». – [melekh] – «царь». – (ha-melekhen) «царей». В этом слове замыкающей буквой выступает буква – (nun). В моавитском языке, как и в арамейском, эта конечная буква указывает на множественное число мужского рода. – (ve-khi) – «и потому что». – (ha-reeni). Это слово, являющееся активным биньяном (Hiphil) от глагола (гаа) – «смотрю», в сочетании с последующим предлогом – (be) в слове – (be-kol) приобретает значение: «дать смотреть с наслаждением на кого-либо», в библейском тексте обычно: «смотреть на побежденного врага». Нечто подобное можно обнаружить в книге Псалтирь 9 : (58:11) – ; 117:7 – 7 – . Слово – (shnai) употреблено с местоименным суффиксом, и его можно перевести как «ненавистники мои» от (shinaa) – «ненависть». Далее следует вертикальная разделительная черта. Следующее слово – замыкает 4-ю строку, но в то же время, написано после вертикальной черты, а это означает то, что оно является начальным для следующего предложения. По всей видимости, – , это собственное имя израильского монарха Омри (в Синодальном переводе Амврий), если брать во внимание то, что следующая, 5-я строка содержит замыкающую букву – (yud). Перевод (4-я строка): Мешой (сделано возвышение), потому что поддержал меня царем царей и потому что дал мне смотреть на всех ненавидящих меня. Амвр(ий). 5-я строка начинается буквой – (yud), которая, в свою очередь, замыкает собственное имя монарха ОмриАмврия. Амврий, будучи военачальником, пришел к власти положив конец семидневному царствованию узурпатора Замврия (З Цар. 16:15−20). Царь Амврий, согласно библейскому тексту, основывает новую столицу Израильского царства– Самарию (З Цар. 16:24). Именно Амврию удалось положить конец длительному периоду смут и придворных интриг и основать династию, удерживавшую власть около 50 лет. Консолидация власти резко улучшила военное и политическое положение Израильского царства, и позволила ему установить контроль над территориями в Заиорданье, в частности над Моавом. В царствование Амврия прекратилась длительная война с южным соседом – Иудейским царством, и был даже заключен союз между ними. Договор с финикийским монархом Тира, скрепленный браком его дочери Иезавели с сыном Амврия Ахавом, весьма благоприятно сказался на экономике страны. Тесный контакт с Финикией привел к распространению в Израиле языческих культов, что вместе с усилением социального гнета, вызвало появление в стране оппозиции Амврию и его преемникам, которую возглавили пророки Илия и Елисей. Имя Амврия, помимо «Стелы царя Меши», упоминается и в других небиблейских источниках, например, в ассирийских анналах царя Саргона II, где Израильское царство именуется «страной Амврия» (mat Humri), «страной дома Амврия» (mat bit Humri).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kamenny...

И надо сказать, что все три позиции абсолютно живы, нередко вступают друг с другом в спор, и часто люди говорят о конкретных аргументах, не определяя свои позиции. Но, понимаете, если один играет в хоккей, а другой занимается фигурным катанием на одной и той же ледовой арене, то у них ничего не получится. Они будут только мешать друг другу. Так на самом деле часто и происходит. Давайте теперь, после таких кратких методологических заметок, перейдем к примерам. Моавское освободительное движение. Вот уже политическая подоплека. Если бы Моав жил в наши дни, то, наверное, это было бы очень актуально. «И отложился Моав от Израиля по смерти Ахавы» – 4-я книга Царств. Очень краткий текст, который ничего на самом деле не описывает. А вот стела царя Меша из того самого Моава, это век, естественно, до нашей эры, поскольку это Ветхий Завет. Она сегодня находится в Лувре (как она попала туда – это отдельная длинная история), найдена была в середине века. Видите, такой черный камень, расколот, и его прорисовка. Очень часто так и будет, что есть археологический памятник и если на нем есть текст, то есть и прорисовка, то есть вручную делается копия самого текста. Язык практически древнееврейский, моавский и еврейский – это диалекты одного и того же ханаанейского языка. Отрывки из текста: «Я — Меша, сын Кемош-хана, царь Моава, дайвонитянин. Отец мой царствовал над Моавом тридцать лет, и я воцарился после отца моего. Сделал я высоту эту для Кемоша в Кархо, высота спасения, потому что он спас меня от всех царей и потому что он дал мне смотреть на всех ненавидящих меня. Омри (в синодальном переводе – Амврий) правил Израилем, притеснял Моав в дни многие, ибо прогневался Кемош на страну свою. Сменил его сын его, сказал также и он: буду притеснять Моав». Очень знакомый текст для тех, кто читал Ветхий Завет. Вот для сравнения из книги Судей: это не про то же, но звучит очень похоже: «Сыны израилевы опять стали делать зло перед очами Господа. Укрепил Господь Еглона, царя Моавитского, против израильтян…» и так далее. «И служили сыны израилевы Еглону, царю Моавитскому, восемнадцать лет, возопили к Господу, и Господь воздвигнул им Спасителя».

http://pravmir.ru/bibliya-tekst-i-arheol...

6 И война была между Ровоамом и Иеровоамом во все дни жизни их. 7 Прочие дела Авии, все, что он сделал, описано в летописи царей Иудейских. И была война между Авиею и Иеровоамом. 8 И почил Авия с отцами своими, и похоронили его в городе Давидовом. И воцарился Аса, сын его, вместо него. 9 В двадцатый год царствования Иеровоама, царя Израильского, воцарился Аса над Иудеями 10 и сорок один год царствовал в Иерусалиме; имя матери его Ана, дочь Авессалома. 11 Аса делал угодное пред очами Господа, как Давид, отец его. 12 Он изгнал блудников из земли и отверг всех идолов, которых сделали отцы его, 13 и даже мать свою Ану лишил звания царицы за то, что она сделала истукан Астарты; и изрубил Аса истукан ее и сжег у потока Кедрона. 14 Высоты же не были уничтожены. Но сердце Асы было предано Господу во все дни его. 15 И внес он в дом Господень вещи, посвященные отцом его, и вещи, посвященные им: серебро и золото и сосуды. 16 И война была между Асою и Ваасою, царем Израильским, во все дни их. 4. Культ Ваала в Самарии. Ахав и Иезавель (3 Цар 16.23–33) Амврий (евр. омри), основатель Самарии, был одним из могущественных царей северного Израиля. О нем не раз упоминают надписи соседних народов. Ассирийцы даже называли Израиль Бит–Хумри (т. е. Дом Амврия). Однако Библия мало говорит об Амврии, так как ее интересует не гражданская, а главным образом духовная история народа. Династия Амврия имела тесные связи с Финикией. Сын Амврия, Ахав (869—850), женился на дочери финикийского царя Иезавели, которая была ревностной поклонницей Ваала–Мелькарта, божества ее родного города. Под ее влиянием Ахав допустил в своей столице культ Ваала наряду с религией Ягве . 23 В тридцать первый год Асы, царя Иудейского, воцарился Амврий над Израилем и царствовал двенадцать лет. В Фирце он царствовал шесть лет. 24 И купил Амврий гору Семерон у Семира за два таланта серебра, и застроил гору, и назвал построенный им город Самариею, по имени Семира, владельца горы. 25 И делал Амврий неугодное пред очами Господа и поступал хуже всех бывших перед ним.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

Ахава похоронили в Самарии, в Бет-Омри (дом Амврия), как называют этот город ассирийские надписи по имени отца Ахава. На престол восходит старший сын Ахава. Охозия, продолжающий действовать, как отец его, под влиянием и по наущению Иезавели. Где в это время находится великий пророк Господень Илия, мы не знаем. Он появляется лишь тогда, когда, по прошествии двух лет царствования, Охозия лежит на смертном одре (3 Ц. XXII, 51; 4 Ц. I). К Иосафату и царству Иуды мы возвратимся ниже, здесь же, для очертания деятельности пророков Господних, мы напомним, что царь Иуды из похода, не благословленного Богом, возвратился благополучно, но на пути в дом свой был укорен пророком Иуем за помощь, необдуманно поданную нечестивому Ахаву ( 2Nap. XIX, 1–3 ). Но в царстве Иуды благочестивый царь хранил заветы и закон Господень. Не так было во Израиле; там бодрствовал злой дух царей – язычница Иезавель, и об Охозии сказано, 3 Ц. XXII, 52, «что он ходил путем отца своего и матери своей... и служил Ваалу, и поклонялся ему и прогневал Господа Бога Израилева». Династия Амврия (3 Ц. XVI, 22) обречена на гибель. Начинается ряд неудач и несчастий. Вслед за смертью Ахава Моавитяне сбрасывают с себя иго Израиля (4 Ц. I, 1). В древнее время, при Судьях ( Cyд. III, 12–14 ), они господствовали некоторое время над Израилем, но когда Давид, укрепляемый силою Божиею, создавал и собирал по смерти Саула сильное царство, тогда он: «поразил Моавитян... и сделались Моавитяне у Давида рабами, платящими дань» (2 Ц. VIII, 2). Когда произошло разделение царств, то Моавитяне сделались независимыми, но снова подпали под власть царства Израильского при Амврии, отце Ахава. Это явствует из известного в археологическом мире памятника царя Моавитского Месы 861 , который указывает, что Амврий (Омри) и сын его Ахав угнетали Моавитян в течение сорока лет. Очевидно, что памятник записывает восстание против Израиля и отложение от него при Охозии. Из 4 Ц. III» 4 мы узнаем, что «Меса, царь Моавитский, был богат скотом и присылал царю Израильскому по сту тысяч овец и по сту тысяч неостриженных баранов».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Израиль (Ефрем) 913-911 910-909 Надва — убит Ваасой 911-870 Аса. Союз с Сирией 909-886 против Ваасы. Борьба с язычеством 886-885 Ила. Замврий правит 7 дней 870-848 Иосафат. Покорение Едома. Союз с Ахавом. Борьба с язычеством 885-874 Омри (Амврий). Основа ние Самарии. Покорение Моава 848-841 Иорам. Брак с дочерью Омри Гофолией. Культ 874-853 Ахав и Иезавель. Храм Мелькарта в Самарии. Борьба с ассирийцами Ваала. Отпадение Едома 853-852 Охозия Охозия. Убит Иегу (Ииуем) 852-841 Иорам (его брат). Убит Иегу 841-835 Гофолия — единовластная царица 841-814 Иегу (Ииуй). Израиль — данник Ассирии. Хазаэль (Азаил) захватывает Галаад 835-796 814-798 Иохаз. Борьба с Бенхададом III 2. Пророк Илия — защитник угнетенных (3 Цар 21). Библейские сказания о пророке Илии являются частью более обширного цикла рассказов о нем. Они включены в Книги Царств, чтобы показать, что истинная вера не погибла даже в годы двоеверия. О происхождении и юности пророка в Писании ничего не сказано. Он появляется внезапно и также внезапно исчезает. Образ его овеян почти сверхъестественным ореолом. Само его имя (евр. Элиягу) означает «Ягве — мой Бог». Возможно, оно было принято пророком как знак его призвания и миссии. Как бы в противовес разлагающему влиянию финикийско-ханаанской цивилизации, Илия одевается как житель пустыни. На нем из шкуры и кожаный пояс, какие носили пастухи. Пустыня — излюбленное место его жизни. Поэтому преп. Антоний Великий называл его образцом для подвижников (свт. Афанасий. Жизнь св. Антония, 7). Один из рассказов об Илии повествует, как он открыто выступил против Ахава. Царь желал приобрести виноградник, который примыкал к его дворцу. Но владелец его, крестьянин Навуфей (евр. Набот), отказался продать «наследие отцов своих». Царь огорчился, однако у него не хватило смелости идти против закона. Иезавель была удивлена такой нерешительностью мужа. Она привыкла к мысли, что царь есть самодержавный властелин подданных. Она собрала фальшивые обвинения против Навуфея, и тот был побит камнями как преступник, «хуливший Бога и царя». Сразу же после его казни Ахав завладел желанным участком земли. Но у ворот виноградника его поджидал Илия. «Так говорит Господь: ты убил и еще вступаешь в наследство?» Пророк гневно обличил преступление царя и предрек гибель его дома.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Однако, несмотря на численное превосходство сил, израильское царство невидимому не имело успеха; по крайней мере, мы знаем, что Иеровоам из Сихема, который избрал столицей, должен был переселиться в заиорданский Пенуэль. В связи с этим, вероятно, стоит и то, что Иеровоаму не удалось основать династию. Уже сын его Надав был через год свергнут. Война продолжалась и после свержения Иеровоамовой династии: царь Вааса прямо против Иерусалима стал строить в Раме пограничную крепость, желая очевидно вести наступательную политику. Слабое царство едва ли могло ее выдержать, и внук Ровоама, Аса решился на последнее средство. «И взял Аса все серебро и золото, оставшееся в сокровищницах дома господня и в сокровищницах дома царского, и отдал его в руки слуг своих, и послал их царь Аса к Бенададу, сыну Таб-риммона, сына Хозионова, царю Арама, жившему в Дамаске, и сказал: «союз между мною и между тобою, вот я и посылаю тебе в подарок серебро и золото: расторгни союз твой с Ваасою, царем израильским, чтобы он отошел от меня»... ( 3Цар.15:18–19 ). Это было не чем иным, как поступлением в вассалы к наиболее крупной державе Сирии того времени – арамейскому царству в Дамаске. Занимая необыкновенно выгодное географическое положение на пересечении торговых путей из Египта к Евфрату и от последнего к финикийским гаваням, а также караванных путей из Вавилона чрез Сирийскую пустыню, на границе пустыни ив задней части страны с приморскими гаванями, Дамаск скоро сделался центром культуры, торговли и политического могущества для завладевших им арамеев, царь которых Резон, как мы видели, почти одновременно с Давидом и подобно ему, основал свое государство в месте прежнего царства Сувы или Цобы. Торговые интересы Дамаска повелительно требовали обладания караванным путем к Средиземному морю, у Акки мимо Галилейского озера через Иордан и область израильских колен Завулонова и Иевфраи-мова, а потому отношения к еврейским царствам были для него далеко не безразличны. Бенхадад или Бир-Идри был, кажется, третьим преемником Резона, и с именем его соединена лучшая пора царства. По просьбе Асы он разгромил Израильское царство и отторг от него столь важный для торговли Дамаска север. Эти неудачи обусловили падение дома Ваасы и внутренние смуты, причем один царь зверски убивал другого. Около 887 г. на престол сел энергичный Амврий (Омри), может быть, арабского происхождения, оставивший по себе такое имя, что позднее ассирияне, может быть, при нем вступившие впервые в непосредственные сношения с Израилем, называли Израильское царство «Бит-Хумри» – «дом Амврия». При нем и его сыне Ахаве Израиль переживал время своего второго расцвета. Иудейское царство в это время также покорило еще раз Эдом и владело до Эланитского залива; Иосафат даже пытался было возобновить морские экспедиции в Офир, но буря разбила его корабли. Отношения его к Израилю были вассальные, оба царя действовали сообща и находились в родственных отношениях. В родстве состоял Ахав и с тирским царем Итобаалом.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Следует подчеркнуть, что составитель не искажает фактов в угоду идее и местами смягчает свой жесткий схематизм. Например, он описывает политические успехи царя Омри (евр. Амврий), хотя тот «делал неугодное пред очами Господа», напротив, благочестивый царь Иосия гибнет на поле боя. Тем самым автор дает понять, что тайна Промысла не целиком укладывается в проводимую книгой схему. Неравномерность распределения исторического материала выражается в том, что ряд эпизодов описан подробно, а основной ход истории ветхозаветных царств очерчен бегло, с использованием определенных стереотипов. Подробно сказано: 1) о воцарении Соломона и начале его царствования; 2) о построении Храма и богатстве Соломона; 3) о его грехах и разделении царства; 4) о пророках Илии и Елисее; 5) о нашествии Синнахерима; 6) о реформе Иосии; 7) о падении Иерусалима. История других царей Израиля (Ефрема) и Иуды сжато пересказывается по определенному плану: 1) дата воцарения, 2) имя матери, 3) скупая характеристика царствования в религиозном и политическом отношении, 4) смерть, погребение, преемник. 2. 1–2 Книги Паралипоменон служат дополнением к Книгам Царств. В еврейской Библии они именуются «Дела (минувших) дней», и первоначально были одной книгой. Септуагинта, разделив их на две части, дала им заглавие Паралипоменон, «То, что опущено» (имеется в виду опущенное в других Исторических книгах). В Вульгате принято название «Хроника» (Летопись), однако оно не должно вводить читателя Библии в заблуждение. 1–2 Кн. Паралипоменон не есть летопись в обычном смысле слова. Они представляют собой краткий очерк, или резюме, истории Ветхого Завета от Адама до Плена Вавилонского. К 1–2 Кн. Паралипоменон непосредственно примыкают книги Ездры и Неемии, составленные в нынешнем виде тем же автором, которого принято называть Хронистом. Труд Хрониста был написан в послепленную эпоху, около 350–300 годов. По выражению прот. А. Князева, он является «преимущественно церковной историей Израиля». На первое место Хронист выдвигает Храм, левитов, богослужение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Израильское царство Ефрема за X-IX века пережило ряд дворцовых переворотов и смен династий. Наиболее могущественной из них была династия Омри (греч. Амврий). Омри расширил свою территорию за счет Моава и сделал столицей царства Самарию. «Расположение Самарии превращало ее в природную крепость. Самария лежит на конусообразной вершине, поднимающейся на 100 метров над обширной горной котловиной. Нетрудно было превратить ее в неприступную по тому времени твердыню. И действительно, Самария неоднократно выдерживала осаду превосходящих неприятельских сил» (Р. Киттель). Примечательно, что ассирийцы, которые в то время появились на политической арене, называли Израиль Бит-Хумри, то есть дом, или царство, Омри. Этим названием они пользовались даже тогда, когда династия Омри пала. Сын Омри Ахав (874–853), опасаясь возросшего могущества Ассирии, заключил союз с царями Дамаска, Финикии и Аммона. Вместе с ними он отразил первый натиск ассирийского завоевателя Салманассара III. После битвы при Каркаре в Сирии (854) Салманассар вынужден был временно отступить. Договор с финикийцами Ахав скрепил браком с Иезавелью, дочерью Этбаала Сидонского, в прошлом — жреца Ваала Мелькарта. Ей в угоду царь построил в Самарии храм финикийскому божеству и снабдил его целым штатом жрецов и пророков. Иезавель — женщина властная и честолюбивая — имела огромное влияние на мужа. Ее желанием было превратить культ Мелькарта во вторую государственную религию Израиля. Таким образом опасное двоеверие водворилось в стране вполне официально. С новым наступлением язычества шли и социальные перемены. Израильская знать богатела от торговли с Финикией, возрастало имущественное неравенство, простые патриархально-пастушеские нравы уходили в прошлое. Аристократы соперничали в роскоши, а царская власть становилась все более деспотичной. В эту эпоху религиозного и социального кризиса и выступил в Самарии пророк Илия Фесвитянин (т. е. уроженец галаадского города Тишби). Хронология истории разделенных царств X-IX вв. Иудея

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010