Старец Паисий Сихастрийский и Сихлский Старцы Паисий (Олару) и Клеопа (Илие) Это парадокс, что к румынскому старцу Паисию (Олару; 1897–1990) пришла широкая известность: он всю жизнь старался жить сокровенно – в кротости, простоте и смирении. Один из писавших о нем заметил: «Трудно сказать, что за дар притягивает к отцу Паисию. Он не творит чудес. Он не проповедует: никто не слышал его проповеди с амвона церковного. Не отличается прекрасным голосом, в служении церковном не блистает. И, тем не менее, что-то в нем пленяет. На нем благодать». И благодать эта привлекала тысячи верных искать окормления у него, искать совета и утешения. В темные годы коммунистической власти его простые и правдивые поучения укрепляли румын; были среди тех, кто приходил к старцу, и многие выдающиеся духовники. Отец Паисий родился 20 июня 1897 года в румынской деревне Строинешти и был крещен с именем Петр. Он вырос в благочестивой семье, что жила на Буковине – в краю, известном глубоким благочестием жителей. Его отец, Иоанн, был лесником; на его плечах была забота о благополучии жены Екатерины и пятерых детей. Иоанн Олару слыл честным человеком, и соседи часто обращались к нему за советом. Его младший сын Петр закончил три класса сельской школы – в школе-то и было всего три класса. В детстве мальчика очень трогали жития святых. Особенно его поразило житие преподобного Саввы Освященного. Петр был призван в армию во время Первой мировой войны, сражался на венгерском фронте. В 1921 году он демобилизовался и поступил в скит Козанчеа, что неподалеку от его родной деревни. Архимандрит Клеопа (Илие) писал: «Монахи очень любили его за то, что он всегда пекся о болящих и престарелых, проявляя к ним величайшую любовь: он посещал их кельи, приносил им еду, приводил священника, чтобы причастить их, и оставался с ними в час смерти». Петр был пострижен в монахи в возрасте 25 лет с наречением имени Паисий. После пострижения он посещал монастыри в окрестностях Нямца, и здесь у него появилось желание стать пустынником в Карпатских горах. Однажды он молился на лугу в 500 метрах от скита Козанчеа и услышал чудесно поющий духовные песнопения небесный хор. По благословению митрополита Молдавского на этом месте он построил часовню во имя святого мученика Мины, а затем и кельи при часовне.

http://pravoslavie.ru/41672.html

20 июня – день рождения великого румынского духовника иеросхимонаха Паисия (Олару; 1897–1990), духовного отца архимандрита Клеопы (Илие), двух румынских патриархов, множества иерархов, иереев, монахов и мирян со всей Румынии. Иеросхимонах Паисий (Олару) Отец Паисий был человеком молитвенного призывания ума в сердце и с е рдца в ум, уединения в себя, в такое себя , в которое непрестанной молитвой можно ввести Бога, чтобы Он там вселился. Он был совершенным исихастом. Он был духовником всего братства монастыря Слатина. И старца Клеопы, чьим почитанием и любовью пользовался до последней минуты жизни. Когда они оба перешли из монастыря Слатина в Нямецкие края – отец Паисий сначала в скит Сихла, а потом они оба в монастырь Сихастрия, – то отец Клеопа всегда исповедовался у отца Паисия. Целые поколения монахов и монахинь выросли на его духовных наставлениях. Он был мудрым, добрым и всепрощающим. Он был полон благодати, безмерной любви к людям и сердечной теплоты. Из его сердца, как из тихого родника, источались святость и понимание всех человеческих слабостей, он прощал их, вменяя их себе и искупая их постом, молитвенным правилом и жертвенными подвигами. Он не проповедовал перед массами людей, как отец Клеопа . Однако он проповедовал на исповеди, каждому в отдельности. Это было его благодатью, его даром, миссией и призванием. И верующий народ чувствовал это. Он не шел к людям. Все шли к нему. До последнего дня жизни через его келью день и ночь чередой проходили паломники, оставляя там свои грехи, которые отец Паисий пожигал огнем своей пламенной молитвы. От него все выходили чистыми, обновленными, словно заново родившимися. Он был беспорочным святым нашего народа, сокрытым в смирении естественном, простом, истинном, в котором никто не мог заподозрить никакой фальши. Великий духовник, он и вокруг себя вырастил великих духовников. Он был истинным профессором православной духовности. Его слово шло от дел и от христианского чувства, не замутненного ни малейшим сомнением и не ослабленного ни малейшим отклонением от сознания постоянного присутствия Бога в мире, в его душе и миссии, которую он чувствовал себя обязанным исполнять как заповедь. И он был верен ей всю жизнь, а именно миссии убеждать всех людей в том, что Бог любит их, заботится о них, внимает каждой их покаянной мысли и желанию встать на добрый путь.

http://pravoslavie.ru/71580.html

14 Иеросхим. Паисий Олару (1897–1990), подвижник благочестия, исихаст, широко известный своей святой жизнью и любимый в народе, благодатный духовник и наставник старца Клеопы с самого детства, с 1954 г. – духовник монастыря Сихастрия, 12 лет (1972–1984) провел в отшельничестве в подвиге поста и молитвы. 16 «Войско Божие» (Oastea Domnului) – широкое народное движение за религиозно-нравственное возрождение Ру­мынии, основанное в 1923 г. священником Иосифом Трифа и существующее до сих пор. 17 Память вмч. Иоанна Нового Сочавского (правильнее: Сучавского) 2/15 июня. Трапезунтский купец, он в 1330 г. в возрасте 30-ти лет принял от татар мученическую смерть за Христа на северном побережье Черного моря (совр. г. Бел­город-Днестровский). Его святые мощи прославились обилием чудотворений, и в 1402 г. господарь Молдовы Александр Добрый с великими почестями перевез их в Сучаву. 18 В 1950–1954 гг. митрополит Антоний был насельником монастыря Слатина, когда настоятелем его был отец Клеопа. В 1954 г. монах Антоний был арестован и заключен в [тюрьму] Жилаву по обвинению в антикоммунистической деятельности. Лишь в 1968 г. он смог продолжить служение Церкви. Удостоен звания доктора наук в Оксфорде и в Бухаресте. В 1970 г. был рукоположен во епископа, а в 1982 г. избран митрополитом Ардяльским. Был очень близок к отцу Клеопе, о котором оставил вспоминания, в том числе в своей книге «Традиции и свобода в румынской духовности», откуда мы и приводим, по благословению Его Высокопреосвященства, страницы, освещающие жизнь старца Клеопы. – Сост. 19 Из книги: Митр. Антоний Плэмэдялэ. Традиции и свобода в румынской духовности. Сибиу, 1983. С. 36–39. – Сост. 20 Протосингел Иоанникий Морой (1859–1944) – почи­таемый в Румынии подвижник благочестия, в 1890–1900 гг. полагал начало на Святой Афонской Горе, затем подвизался в монастыре Нямц, а с 1909 г. в течение 35 лет, до самой смерти, нес послушание настоятеля и старца скита Сихастрия. Протосингел – монашеский сан, промежуточный между санами иеромонаха и архимандрита, соответствующий сану игумена в Русской Церкви. Игуменом в Румынской Церкви называется настоятель монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/ve...

Подпись: Η. П. [Реферат сообщения об иконописном подлиннике Сийского монастыря]//Отчеты ОЛДП в 1895–1896 году с приложениями, прибавлением денежного отчета и бюджета. [СПб.,] 1896. С. 17–18 (ПДП. Вып. СХХ). Сообщение сделано на заседании ОЛДП 15 декабря 1895 г. [Речь о цели и значении вечерних собраний в Археологическом институте]//Новое время. СПб., 1896. 7459. К истории острова Патмоса (Отзыв о представленном на соискание Макарьевской премии сочинении А. А. Дмитриевского «Патмосские очерки. Из поездки на остров Патмос летом 1891 г.», Киев, 1894)//ХЧ. 1896. Ч. 2. С. 406–415. Отзыв (...) о сочинении действительного студента Павла Левашева «О празднике Пасхи (преимущественно со стороны литургической)»//ЖЗСДА за 1890/91 уч. г. 1896. С. 42. Отзыв (...) о сочинении Петровского Александра (...) «Литургия ап. Иакова и ев. Марка»//ЖЗСДА за 1891/92 уч. г. 1896. С. 197–198. 1897 Добавление к лекциям по церковной археологии, читанным в 1896/7 ак. году. СПб., 1897. 245, 13 с., 32 ил. Литографированное издание. Сийский иконописный подлинник, 3. [СПб.], 1897. 111–160 с. (ПДП. Вып. Лицевой Сийский иконописный подлинник, 3: [Приложение к выпуску «Памятников древней письменности«]. [СПб.], 1897 (Издание ОЛДП, [Реферат сообщения «О Сийском иконописном подлиннике»]//АИЗ. 1897. Т. 5. 7–8. С. 257–258. Открытие древнего храма в Херсонисе//ЦВс. 1897. 24 июля. 30. Стб. 974–976. То же//Крымский вестник. 1897. 222. То же//АИЗ. 1897. Т. 5. 5–6. С. 321–322. [Реферат сообщения о фресках Спасо-Преображенского собора в Мирожском монастыре]//Труды IX АС в Вильне: 1893. М., 1897. Т. 2. Протоколы. С. 42–43. [Реферат сообщения о Синодике Колясниковской пустыни]//Отчеты ОЛДП в 1896–1897 году с приложением денежного отчета и бюджета. [СПб.,] 1897. С. 30 (ПДП. Вып. Сообщение сделано на заседании ОЛДП 21 марта 1897 г. Записка (о проекте росписи)//Обсуждение проекта стенной росписи Новгородского Софийского собора. СПб., 1897. С. 19–21 (MAP, Отчет о занятиях слушателей и слушательниц церковных педагогических курсов в С.-Петербурге//ЦВс. 1897. 21 авг. 34. С. 1078–1081.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

84 . – 1896. Отчет о деятельности Русск. арх. инст. в Константинополе за 1896 г. (ИАН, V сер., т. VI, 1897, 5, стр. 435–482; ИКИ, II, 1897, стр. 1–44). 85 . – 1896. Восточная и Западная империи в IV и V веках. (Речь в торж. собрании Русск. арх. инст. в Константинополе 26 февраля 1896 г.; главные положения речи в ИАН, 1897, май, т. VI, 5, стр. 437–440; она же вошла в состав главы V «Истории византийской империи», т. I). 86 . – 1896. О древнейшем рукописном Евангелии. (Доклад в Русск. арх. инст. в Константинополе). 87 . – 1897. Научные результаты экскурсий, предпринятых летом 1896 г. (Доклад там же. Об этих экскурсиях в М. Азию, Болгарию и Палестину в ИКИ, II, 1897, стр. 11–37). 88 . – 1897. Делопроизводство по обвинению Иоанна Итала в ереси. (ИКИ, II, стр. 1–66). Рецензия И. И. Соколова (ВВ, У, 1898, стр. 280–282). 89 . – 1897. Рецензия на соч. К. Крумбахера, «Gesch. der byzant. Literatur», 2 Aufl., München, 1897. (Lit. Centralblatt, 28, S. 912–914). 90 . – 1897. Хроника. I. История виз. литературы. II. Новооткрытая географ, карта Палестины. III. Вновь найденная куфич. надпись в Иерусалиме. IV. Библиотека Александрийской патриархии. У. Описание греч. р-си, принадлежащей митрополиту Амасийскому. VII. Надпись из Конии. VIII. Потребник Моек, печати. (ИКИ, II, 1–5, 7–8, стр. 1–12, 23–26). 91 . – 1897. Византийская эпическая поэма. (Разбор соч. G. Schlumberger, «L’épopée byzantine à la fin du X-e siècle», Paris, 1896). (Русск. мысль, 9, сентябрь, стр. 67–75). 92 . – 1897. О военном устройстве в Византии (τγμα и θμα). (Сообщение). (Труды VIII археол. съезда в Москве, т. IV, Москва, стр. 169–170). См. ниже 113. 93 . – 1897. Древний Константинополь и его население. (Доклад в Русск. арх. инст. в Константинополе в 1897 г.). (ИКИ, III, стр. 198). 94 . – 1897. Вновь найденная греческая надпись о границах между греками и болгарами при Симеоне. (Доклад в Русск. арх. инст. в Константинополе и в Моек. арх. общ.). См. ниже 101. 95 . – 1898. Новая редакция в отрывке сочинения Константина Порфирородного De Cer. (Доклад в Русск. арх. общ.). См. ниже 99.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

С самого детства отец Клеопа питал великое благоговение к Матери Божией. В одиннадцать лет он выучил наизусть акафист Благовещению. Из воспоминаний отца Клеопы Я был в поле, очищал кукурузные початки от листьев, и у меня была спрятана книга с молитвами под этими листьями. Пока папа придет с телегой початков, я выучу икос, выучу кондак. И вот так выучил акафист Матери Божией. Все братья с детства любили воздержание. Мать их говорила, что иногда клала им мясо в котомку, когда не было поста. Но они его не ели, а отдавали другим, сами же съедали немного хлеба или что у них было еще. Из воспоминаний отца Клеопы Когда я был маленький и возвращался из школы, то проходил через одно село. Увидев однажды, как мальчишки бросают камни в какой-то дом с красной вывеской, начал бросать и я. Учитель заметил нас, увел всех оттуда и дал по подзатыльнику. Теперь я ему благодарен за то, что он сделал мне добро, и поминаю его в молитвах! О Константине его мать говорила, что он с детства избегал всего мирского. Когда мальчик подрос и стал пасти овец, то, если случалось быть свадьбе в селе, и играла музыка, он обходил село с другой стороны и так возвращался домой! С овцами в скиту Козанча Каждое лето Александр Илие ставил овчарню в горах на полянах у скита Козанча, километрах в пяти от села. Он поручал овец трем старшим сыновьям: Василию, Георгию и Константину, которым эти благословенные места были знакомы с самого раннего детства. Там же быал и келия их духовного отца, пустынника Паисия Олару. Иеросхимонах Паисий Олару родился в селе Лунка уезда Ботошань в 1897 году и поступил в киновию скита Козанча, находившегося поблизости, в 1922 году. Здесь он подвизался двадцать шесть лет в маленькой отшельнической келии, славя Бога день и ночь и утешая многие души. Ради высокой духовной жизни пустынника его наставлений искали многие верующие, и он духовно окормлял их. Еще малыми детьми Константин с братьями часто ходили в скит Козанча и были очень любимы отцом Паисием. Они пели на клиросе, работали в саду и доставляли необходимое стареньким скитским батюшкам.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/da...

Он поступил послушником в монастырь Сихастрия Нямецкого уезда. Из всех монахов Сихастрии юный послушник выбрал себе в духовные отцы иеросхимонаха Паисия (Олару), под руководством которого он подвизался в усвоении истинного чина монашеского жительства. Также он был приближенным учеником отца Клеопы (Илие). После монашеского пострига, совершённого 14 апреля 1953 года высокопреосвященным Севастианом (Русаном) , монах Иоанникий положил начало своему изрядному монашескому пути. Уже на второй день, 15 апреля, он был рукоположен во иеродиакона. В 1949–1971 годы отец Иоанникий проходил послушания кассира, бухгалтера, секретаря и гида монастыря Сихастрия. Начиная с 1955 года его периодически назначают произносить проповеди для богомольцев. Им отец Иоанникий станет известен как один из самых решительных духовных борцов с абортами и другими «обычными» грехами. В 1971–1990 годах, когда коммунисты занимались бесконечными изменениями церковной жизни с целью ее подавления, отец Иоанникий подвизается в монастыре Бистрица Нямецкого уезда. Используя представившуюся возможность, он в 1971–1975 годах учится на Бухарестском богословском факультете; итоговой работой станет его труд «Лики подвижников нямецких монастырей». 2 февраля 1979 года иеродиакон Иоанникий (Бэлан) был рукоположен в иеромонаха высокопреосвященным Феоктистом, будущим патриархом. Позднее, в 1984 году, он был наречен протосингелом, а в 1992 году – архимандритом. И только в 1990 году он вернулся в Сихастрию, где продолжил свою миссионерскую и публицистическую деятельность. Отец Иоанникий был одним из самых значимых ученых монахов Румынии. Так, благодаря его непосредственному труду, увидели свет следующие книги: Он же издал 12 томов житий святых, им же самим переложенных на современный румынский язык по старинному изданию святого Григория Даскала. Отец Иоанникий (Бэлан) отошел в вечность 22 ноября 2007 года в своей келье в монастыре Сихастрия в возрасте 77 лет. Последние три года его жизни были тяжелыми, но благословенными, ибо были увенчаны безмолвным несением болезней. Тело батюшки погребено на смиренном кладбище монастыря Сихастрия возле могил отцов Клеопы (Илие), Паисия (Олару), Онуфрия (Фрунзэ), Иоанникия (Мороя), Марка (Думитреску) и других.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

К материалам для биографии основателя Алтайской миссии архим. Макария (Том. еп. вед., 1895 г., 11). Первое донесение о состоянии Алтайской миссии первого ее начальника – основателя о. архим. Макария Глухарева первому Томскому епископу преосв. Агапиту, и ответ преосвященного на донесение (Том. еп. вед, 1895 г., 20). Барсов Н. И. Архимандрит Макарий Глухарев (Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, т. 18, стр. 398−399, 1896 г.). Некоторые черты из жизни архим. Макария Глухарева во время пребывания его в Болховской Оптиной пустыни Орловской епархии (Орел. 1897 г.) (Оттиск из Трудов Орловской ученой архивной комиссии за 1896 г.). Сборник исторических материалов о жизни и деятельности настоятеля Болховского Троицкого Оптина монастыря, о. архим. Макария Глухарева. Издание Орловской ученой архивной комиссии (Орел. 1897 г.) (Содержание: а) биографический очерк архим. Макария – С. М. Яницкого; б) записки архим. Макария; в) записки Е. Ф. Непряхиной об о. Макарии; г) краткие записки из жизни архим. Макария – А. А. Орлова). Макарий еп. Слово в день памяти основателя Алтайской миссии архим. Макария 19 января 1897 г. (Том. еп. вед, 1897 г., 3). Архим. Макарий (Глухарев), основатель Алтайской миссии (Том. еп. вед. 1897 г., 10). Г. Н. Празднование 50-летия со дня смерти основателя Алтайской дух. миссии архим. Макария (Глухарева). (Том. еп. вед. 1897 г., 11). Макарий еп. Речь в день юбилейного празднования по случаю исполнившегося 50-летия со дня кончины основателя Алтайской миссии, архим. Макария, 18 мая 1897 (Том. еп. вед., 1897 г., 12). Новиков И. П. Заслуги и значение архим. Макария (Глухарева) в деле православно-русского миссионерства. (По поводу 50-летия со дня его смерти). (Том. еп. вед., 1897, 11 и 12). Ивановская Ел. К материалам для биографии о. архим. Макария (Глухарева). (Том. еп. вед., 1897 г., 12). Ливанский Илия, свящ. К 50-тилетию со дня блаженной кончины почивающего в Болховской Оптиной пустыни Орловской епархии архим. Макария Глухарева, основателя Алтайской дух. миссии. (Орлов. Еп. вед., 1897 г., 19−20, 42, 45, 46; 1898 г, 20−21).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

По основному богословию. Протоиерей Петропавловский издал исследование: «Безбожие и вера в Бога в их сравнении с исторической, психологической и логической точек зрения». Москва. 1897 г. Значительный вклад в эту науку составляет сочинение Владимира Никольского : «Вера в промысл Божий и ее основания». Казань. 1896 года. По нравственному богословию замечательна попытка профессора М. Олесницкого дать новую систематизацию нравственных истин в сочинении: «Из системы христианского нравоучения». Киев. 1896 г., и исследование Ивана Попова «Естественный нравственный закон». Сергиев Посад. 1897 года. По священному писанию особенно ценный труд составляет обширное ученое исследование профессора Московской духовной академии Ив. Корсунского, под названием: «Перевод LXX, его значение в истории греческого языка и словесности». 1897 г. Книга профессора Корсунского полагает твердое основание для филологического изучения греческого текста Св. Писания. Научная ценность ее еще увеличится, когда появится обещанный автором словарь языка перевода LXX с церковно-славянскими и русскими значениями слов. В качестве пособий по истолкованию Св. Писания изданы, Ф. Вигуру: «Руководство к чтению и изучению Библии , т. I в переводе В. Воронцова». Москва. 1897 г., «История ветхозаветных писаний в Христианской Церкви до Оригена включительно» – П. Соколова. Москва. 1896 года, «Св. Амвросий Медиоланский , как толкователь Св. Писания Ветхого Завета». С. Лосева. Киев. 1897 года, «Библейские ветхозаветные факты по толкованиям св. отцов и учителей Церкви» – В. Протопопова . Казань. 1897 г., «Идолопоклонство у древних евреев» – М. Пальмова. С.-Петербург. 1897 г., «Книга пророка Исаии в древнеславянском переводе» – Ив. Евсеева. С.-Петербург. 1897 г., «Первое послание св. апостола Павла в Тимофею» – П. Полянского. Москва, 1897 г., «Толкование послания св. апостола Павла к евреям (по Зигабену)» – Н. Братолюбова. Самара. 1896 г., «Толкование послания св. апостола Павла к евреям Зигабена» перевод с греческого В. Любимова. Тула. 1897 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Протоиерей Иоанн Сергиев. 4 Ноября 1897 г. Игумении Таисии (Солоповой). 12 ноября 1897. Кронштадт Многочтимая и многолюбимая Матушка Таисия! Сегодня, 12-го Ноября, я имел счастие служить утреню и Литургию в храме вашего Леушинского подворья 570 и молился за тебя и сестер твоих, как и за всех христиан православных. После обедни воспользовался обычным гостеприимством сестер. Вспоминаю тебя часто с любовию и благодарностию за всю твою доброту и за дорогие твои письма, дышащие сердечностью. Шлю тебе и сестрам низкий поклон и благословение Божие. Божиего милостию я здоров и тебе молю у Господа здоровья, столь нужного тебе, труженице, для пользы многих. Твой почитатель и духовный отец Протоиерей Иоанн Сергиев. 12 Ноября 1897 г. Игумении Алексии (Пляшкевич). 23 ноября 1897. Кронштадт Новопоставленная Игумения Алексия 571 ! Присылаю в пользу сестер обители муки и припасов, пятьсот руб . Протоиерей Кронштадтский Иоанн Сергиев 23 Ноября 1897. Игумении Алексии (Пляшкевич). 9 декабря 1897. Кронштадт Достопочтенная матушка Алексия! Мой сердечный поклон тебе и казначее и всем сестрам обители. Зная ваши нужды, присылаю вам пятьсот рублей 572 . Протоиерей Иоанн Сергиев 9 Дек 1897. Игумении Алексии (Пляшкевич). 12 декабря 1897. Кронштадт 573 Матушка Игумения Алексия! Еще посылаю вам на нужды обители триста рублей. Улучшите стол для сестер на праздниках. Желание преспеяния духовного всем сестрам и усердия к Богу, к молитвам, трудам, любви взаимной, мира и согласия. Ваш Богомолец Протоиерей Иоанн Сергиев Кронштадт. 12 Д 1897. Священнику Василию Смирнову. Середина декабря 1897. Кронштадт Архангельск. Епархиальному Наблюдателю школ Священнику Василию Александровичу Смирнову. На увольнение от должности учителей Сурской школы Красильникова и Трипецкого я согласен 574 . Доложите о моем решении отцу Ректору Орлову. Протоиерей Иоанн Сергиев Иеромонаху Арсению. 22 декабря 1897. Кронштадт Достопочтенный и достолюбезный брат о Господе, отец Арсений! Вчера я прочел в «Мировых отголосках» твою отповедь о книге Фаррара, давно уже изданной г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010