Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНЦЕВ Михаил Васильевич (30.09.1865, Смоленск - 21.07.1945, Москва), композитор, педагог, муз. критик. В 1894 г. окончил С.-Петербургскую консерваторию по классам Ю. И. Иогансена (гармония, контрапункт) и Н. А. Римского-Корсакова (композиция). В 1894-1896 гг. преподавал пение в Елизаветинском ин-те в С.-Петербурге. С 1896 г. жил в Витебске, где преподавал хоровое пение в различных учебных заведениях, был редактором газет «Витебские губернские ведомости» и «Народный листок» (1905-1912), членом Витебской архивной комиссии. В 1918 г. организовал Народную консерваторию (где читал лекции по истории и теории музыки), а также Гос. хор и кружок белорус. песни. В 1936-1938 гг. член Аттестационно-экспертной комиссии при Управлении по делам искусств в Москве. В стиле духовных сочинений А. преобладает гармоническое изложение, но в экспозиционных разделах иногда используются имитационные формы, в т. ч. каноны. Литургию А. трактует как единый муз. цикл, объединяя песнопения в группы по тематическому или тональному признаку (ектении, песнопения евхаристического канона). Муз. соч.: «Литургия св. Иоанна Златоуста». Соч. 15. М., 1903 (Херувимские песни 8 и 9 опубл. также в сб.: Песнопения рус. литургии: Партитура/Сост. Б. Тевлин. [М.], 1990. Вып. 2); «Милость мира». СПб., 1909 (прил. к журн. «Баян»); Херувимская песнь. М., 1911; «Достойно есть». М., 1911; ГЦММК. Ф. 290. 14 «Символ веры» (2 февр. 1917. Ркп.). Соч.: Приготовительный курс элементарной теории музыки в связи с преподаванием хорового пения: Руководство для учеб. заведений, приспособленных к обучению детей и взрослых лиц, желающих петь в хоре. М.; СПб., 1897; Краткие сведения для певцов-хористов: Пособие для сельских нар. и церковноприходских школ, а также городских и духовных училищ. М., [б. г.]; Методическая хрестоматия классного хорового пения для всех учебных заведений. Курс 1 (младший). Курс 2 (старший). Витебск, 1903; Нотная терминология: Справ. словарь для регентов, учителей и всех музыкантов. Витебск, 1904. Лит.: А. Б. Анцев М. Херувимская песнь. Достойно есть: [Рец.]//Хоровое и регентское дело. 1912. 5/6. С. 121; Н. Ф. Б[укреев]. «Литургия св. Иоанна Златоустого» ... муз. М. Анцева: [Рец.]//Изв. С.-Петербургского об-ва муз. собраний. 1903. Окт.-нояб. С. 1. Н. Ю. Плотникова Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог

http://pravenc.ru/text/75554.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРЕНСКИЙ А. С. Аренский. Фотография с автографом Л. В. Собинову. 1902 г. (ГЦММК) А. С. Аренский. Фотография с автографом Л. В. Собинову. 1902 г. (ГЦММК) Антон Степанович (30.06.1861, Новгород - 12.02.1906, Перкярви близ Териок, Финляндия (ныне г. Зеленогорск Ленинградской обл.)), рус. композитор, дирижер, педагог. Ученик Н. А. Римского-Корсакова (композиция). С 1882 г. преподаватель Московской консерватории, с 1889 г.- профессор по классу свободного сочинения. В 1888-1895 гг. дирижер Русского хорового об-ва . В 1895-1901 гг.- управляющий Придворной певч. капеллой . Способствовал повышению художественного уровня капеллы, включая в ее репертуар хоровые сочинения П. И. Чайковского , Римского-Корсакова, С. И. Танеева . Фактура духовных песнопений А. детально разработана: развиты партии всех голосов, часто применяется divisi, большое значение имеют имитационные построения, особенно в начале строк или строф песнопения. В мелодике ощутимы ариозные и романсовые интонации. Прот. Михаил Лисицын , признавая достоинства церковных сочинений А., в т. ч. внимательное отношение к тексту, находил их стиль западноевроп., не церковным. Он считал, что А. как директор капеллы должен поддержать новое направление в рус. духовной музыке, основанное на использовании древнерус. распевов. Муз. соч.: Op. 40: Херувимская песнь (в т. ч. вариант для 3-голосного хора), «Тебе поем», «Отче наш», «Хвалите Господа с небес». 1897; «Христос воскресе». М., 1897; Херувимская песнь 2. М., 1897; Херувимская песнь 3. М., 1903. Лит.: Лисицын М. А. , прот. А. Аренский как духовный композитор//РМГ. 1898. 5/6. С. 455-459; он же. Обзор. С. 23-25; А. С. Аренский - С. И. Танееву [переписка], 1891-1905//П. И. Чайковский. С. И. Танеев. Письма. М., 1951. С. 448-477; Государственная академическая капелла им. М. И. Глинки. Л., 1957. С. 68-69. Н. Ю. Плотникова Рубрики: Ключевые слова: [наст. фам. Куюмжи] Василий Андреевич (1872/73 - 1964), композитор, дирижер, педагог, общественный деятель АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог

http://pravenc.ru/text/75894.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАДЕВ Бáдев Атанас (14.01.1860, Прилеп, Македония - 21.09.1908), болг. хоровой дирижер, педагог, композитор, муз. теоретик. Среднее образование получил в Прилепе, в Фессалонике (Солуни) и Софии (1884). Музыке обучался в московском Синодальном училище церковного пения и в Придворной певческой капелле в С.-Петербурге в классе Н. А. Римского-Корсакова (между 1886 и 1890). Затем преподавал в Фессалонике (1885-1886, ок. 1890-1891, 1896), Битоле (1892), Русе (ок. 1897-1898), Самокове (в местной семинарии, 1899), Кюстендиле (ок. 1901-1908). Б. создал теорию неравнодлительных тактов на базе болг. муз. фольклора («Ритмика и метрика на българските народни песни», 1904). Автор более 40 гармонизаций записанных им народных и детских песен (среди к-рых «Химн на св. Кирил и Методий»). Большой знаток совр. ему монодийной музыки Болгарской Церкви, а также рус. хорового церковного пения, к-рое он включал в репертуар руководимых им церковных хоров. Б. написал первый болг. авторский многоголосный цикл литургии («Златоустова литургия за смесен хор - сочинения и гармонизации». Лпц., 1898), стремясь создать, по его словам, «гармонизованную литургию точного церковного стиля на болгарской почве». Он использовал как оригинальные образцы болг. церковного мелоса, так и собственные мелодии. Его гармонизации отличаются стилистическим единством и своеобразным подходом к церковнопевч. осмогласию. В форме духовного концерта выполнен причастен «Хвалите Господа с небес» (соло баса и имитационное построение - фугато). Лит.: Витанова Л. Атанас Бадев//Изв. Ин-т за музика. София, 1956. Кн. 2/3. С. 390-435; Куюмджиев Ю. Атанас Бадев и Златоустовата литургия//Култура. 1998. Брой 51. С. 3. Е. Тончева Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог ГОЛЬТИСОН Михаил Александрович (1870 - 1914), духовный композитор, певец (тенор), хоровой дирижер и муз. писатель ДАНИЛИН Николай Михайлович (1878 - 1945), хоровой дирижер (регент), педагог, автор духовно-муз. сочинений ДАНОВСКИЙ Виктор Игнатьевич (1878 - 1963, Тбилиси), хоровой дирижер, регент, преподаватель, муз. критик, композитор, общественный деятель

http://pravenc.ru/text/БАДЕВ.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕРЕЗОВСКИЙ Михаил Андреевич (1868 - 5.11.1940), свящ., хоровой дирижер, композитор, педагог. Окончил Кишинёвскую ДС (1889). В 90-х гг. посещал занятия А. К. Лядова в С.-Петербурге, а также учился в муз. школе В. П. Губора в Кишинёве. В 1891 или 1892 г. назначен регентом Кишинёвского архиерейского хора, к-рым руководил более 25 лет. Служил преподавателем пения в учебных заведениях Кишинёва, устраивал концерты хоровой духовной и светской музыки. В 1909 г. принимал участие в работе II Всероссийского съезда хоровых деятелей в Москве. Б.- автор не только духовных сочинений, но и светских кантат и обработок народных песен. Духовно-муз. переложения и сочинения композитора были опубликованы в Москве в изд-ве П. И. Юргенсона . В «Литургии св. Иоанна Златоуста на 3 голоса по напевам обиходно-обычным и др.» (цензура 1900; переиздана Православным центром «Живоносный источник» в 1996) Б. соединил разные напевы, причем основные песнопения представлены им в неск. вариантах. Были выпущены также отдельные песнопения: 1-5 (цензура 1901) - «Тебе поем» (киевского распева) для смешанного и муж. хоров, «Милость мира... Тебе поем» (на литургии Василия Великого), «Бог Господь» и Тропарь св. Николаю Чудотворцу (греч. распева), «Тебе, Бога, хвалим» (греч. распева); 7-17 и 19-21 (изд. 1911) - Херувимская (молдав. распева), «Милость мира», Кондак к акафисту на Покров Пресвятой Богородицы, «Достойно есть», «Господи, спаси благочестивыя» и Трисвятое, Тропарь св. Иоанну Златоусту (для муж. хора), «Милосердия двери» (для однородного хора), «Разбойника благоразумнаго», «Плотию уснув», «Взбранной Воеводе» 1 и 2), Стихира в Неделю ваий (знаменного распева), «Преславная днесь» (знаменного распева), «Царю Небесный» (знаменного распева). Переложения и сочинения Б. отличают ярко выраженная напевность, хорошо развитая фактура (правда, иногда перегруженная из-за удвоений), они грамотно изложены с указанием источника заимствованного напева (композитор использует различные распевы вплоть до местного), в то же время не выдержаны с т. зр. принятых в то время норм гармонии и голосоведения. Наиболее удачными являются 7 (Херувимская) и 20 («Преславная днесь»). А. А. Наумов Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог

http://pravenc.ru/text/78132.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИНГУЛАЦ Петар (5.07.1897, Вуковар, Хорватия - 4.01.1990, Белград), серб. музыковед, педагог и композитор. Окончил богословский фак-т в Сремски-Карловци (1919). Изучал право в Парижской высшей школе политических наук и музыку в Парижской школе певчих, где занимался контрапунктом под рук. П. Ле Флема, композицией - у В. д " Энди. В 1925-1945 гг. Б. состоял на дипломатической службе Королевства сербов, хорватов и словенцев (затем Королевства Югославии), жил и работал в Милане, Праге и Софии. Преподавал анализ муз. форм, гармонию, историю муз. стилей, хоровую литературу и хоровое пение в муз. школе «Станкович», Музыкальной академии (ныне фак-т муз. искусства) в Белграде. Являлся сотрудником и муз. обозревателем на Белградском радио и др. радиостанциях. Как муз. критик и публицист печатался в периодических изданиях «Звук», «Мисао», «Музика», «Савремени акорди», «Pro Musica», новине», «Летопис Матице српске». Был активным членом Союза фольклористов Югославии. Публиковал работы о зарубежных и югославских композиторах, в научных сочинениях он соединил практические познания в области церковного пения с теоретическим анализом. Б.- автор неск. хоровых произведений. Соч.: Духовни концерт Београд, 1928. Св. 26. С. 484-488; Црквена музика у Jyrocлabuju: Cpбuja (део 2)//Muzika enciklopedija. Zagreb, 1971. Т. 1. S. 370-372; Стеван и црквена музика (део 1)//Зб. радова о С. Београд, 1971. С. 13-32; О проблемима тоналних основа у црквеном балканских народа//Рад XIV конгреса Савеза фолклориста Jyrocлabuje. Београд, 1974. С. 557-564; К. и проблеми црквених мeлoдuja//Kopheлuje и доба. Београд, 1985. С. 105-115. (Научни скупови/САНУ; 24). Лит.: В. О писцу: Избор из библиогр. П. Бингулца// Бингулац П. Написи о музици. Београд, 1988. С. 445-447, 448-452. Д. С. Петрович Рубрики: Ключевые слова: МОКРАНЯЦ [наст. фамилия Стоянович] Стеван (1856-1914), серб. композитор, регент, мелограф, педагог, музыковед АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог

http://pravenc.ru/text/149207.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГЕНЬЕВ Андрей Иванович (1833, Чернигов - 3.08.1890, С.-Петербург), педагог по вокалу, хоровой дирижер, композитор. В 1849 г. окончил С.-Петербургское театральное уч-ще, где обучался пению и игре на духовых инструментах; кроме того, брал уроки по теории музыки у И. К. Гунке и по инструментовке у О. И. Дютша. Впосл. преподавал сольное и хоровое пение в ин-тах и жен. гимназиях С.-Петербурга, занимался хормейстерско-исполнительской деятельностью. С 1849 по 1869 г. служил в имп. театрах в качестве хормейстера, репетировал с хором и готовил партии с солистами Итальянской оперы. Преподавал пение в театральном уч-ще (1850-1860), теорию музыки в С.-Петербургской консерватории (1863-1864), пение в Кронштадтском морском училище (70-е гг.). В 1880-1883 гг. руководил музыкально-драматическим кружком, к-рый в апр. 1883 г. поставил оперу П. И. Чайковского «Евгений Онегин». Неоднократно открывал музыкальные школы или классы сольного и хорового пения в С.-Петербурге (в кон. 60-х и в 80-х гг.), в Харькове (в 1871-1872), в Кронштадте (в 1-й пол. 70-х гг.). Небольшое композиторское наследие Е. включает несколько романсов и хоровых сочинений, сочинения для фортепиано, хоровые аранжировки и переложения для фортепиано в 4 руки отрывков (попурри) из опер М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. Н. Серова. В 1900-х гг. было издано 3 муз. сочинения Е.: «Буди милость Твоя, Господи» (причастен для смешанного хора), «Свят Господь Бог наш», «Взыде Бог» (причастен Вознесению Господню) (2 последних для жен. хора). Соч.: Элементарная школа пения, приспособленная к самоучению. СПб., [б. г.]. М.[: А. Гутхейль, б. г.2]; Заметка о преподавании пения в жен. гимназиях//Рус. муз. вестн. 1881. 10-11; То же. СПб., 1888. Лит.: [Некролог]//Новое время. 1890. 5184; То же//ИВ. 1890. Кн. 10. С. 276; Муз. энцикл. М., 1982. Т. 6. Стб. 755. А. А. Наумов Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог ДАНОВСКИЙ Виктор Игнатьевич (1878 - 1963, Тбилиси), хоровой дирижер, регент, преподаватель, муз. критик, композитор, общественный деятель ДРАГОМИРОВ [Драгомиров-Толстяков, настоящая фамилия Толстяков] Павел Нилович (1880 - 1938), хоровой дирижер, регент, композитор, педагог ИВАНОВ Федор Алексеевич (сер. 50-х гг. XIX в. - 1920), регент, хоровой дирижер, содержатель духовно-певч. капеллы, композитор, преподаватель пения

http://pravenc.ru/text/187031.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство АНАТОЛИЙ ЗАТВОРНИК прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 3 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АНГЕЛ ВЕЛИКОГО СОВЕТА ИИСУС ХРИСТОС особый тип изобр. Господа Иисуса Христа в облике крылатого ангела, юным, с крещатым нимбом, основанный на христологическом толковании мессианского пророчества из Книги пророка Исаии ANDACHTSBILD [благочестивый образ] тип неканонич. изображения с религ. сюжетом, распростр. в североевроп. странах в XIV-XV вв. АНДЖЕЛИКО Фра Джованни да Фьезоле (в миру Гвидо ди Пьетро; между 1387 и 1400-1455), итал. живописец и миниатюрист, приор доминиканского мон-ря Сан-Марко во Флоренции, св. католич. Церкви, (пам. 18 марта) АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ ап. от 12-ти (пам. 30 нояб., в Соборе 12 апостолов, в Соборе Карельских святых и в Соборе Крымских святых) АНДРЕЙ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ († ок. 1390), св. блгв. кн. смоленский (пам. 27 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Смоленских святых) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АНИКОНИЧЕСКАЯ ДЕКОРАЦИЯ термин, принят. для опред. программы росписи христ. храма, не имеющ. иконных изобр. и антропоморфн. образов

http://pravenc.ru/rubrics/123062_5.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРУПИЦКИЙ Василий Егорович (22.03.1819, Полтавская губ.- 18.09.1875, С.-Петербург), певчий и учитель пения Придворной певческой капеллы (1871-1875), автор духовно-муз. сочинений. Обладавший хорошим басом К. начал службу летом 1838 г. в числе 22 малороссийских певчих, набранных в капеллу занимавшим должность капельмейстера М. И. Глинкой и помощником учителя пения Д. Н. Палагиным. К. прослужил в этом хоре 37 лет: сначала - большим певчим, с 1864 г.- управляющим клиросом, с янв. 1871 г.- учителем пения. Его командировали в Малороссию для набора певчих (1857), в поездку за границу вел. кн. Константина Николаевича (1858), на время пребывания в городах Европы имп. Марии Александровны (1863, 1864). Эти факты говорят о том, что К. был инициативен и обладал муз. способностями. По печатным изданиям известны 3 сочинения К.: «На реках Вавилонских» и 2 херувимские. Песнопение «На реках Вавилонских» для смешанного хора при жизни К. было опубликовано изд-вом Ф. Т. Стелловского (СПб., 1868) и капеллой в «Обиходе нотного церковного пения, при Высочайшем дворе употребляемом» под ред. Н. И. Бахметева (СПб., 1869. Ч. 1: Всенощная. 18). Позднее оно вошло в «Церковно-певческий сборник» (СПб., 1898, 19002, 19033, 19164. Т. 1. Отд. 1: Всенощное бдение. 48), а также публиковалось в переложениях - А. Я. Губарева для 3-голосного однородного хора в изд. «Всенощное бдение, изложенное по напевам придворного нотного Обихода» (Екатеринодар, 1905) и для 3 и 4 мужских голосов под ред. Е. С. Азеева в «Сборнике духовно-музыкальных песнопений разных авторов» 24 П. М. Киреева (Постная Триодь. Пг., 1917. 4, 6). О популярности этого сочинения свидетельствует включение его в репертуар таких московских регентов, как Н. М. Данилин и Н. С. Данилов ; оно исполняется в церквах до наст. времени. Херувимские К. не получили такого распространения. Одна из них (A-dur) для смешанного хора была впервые напечатана в «Церковно-певческом сборнике» (СПб., 1900, 1901, 1903, 1904, 1915. Т. 2. Ч. 1: Литургия. 74), обе (C-dur и A-dur) в переложении Азеева для 4 муж. голосов - в киреевском сборнике 8 (На литургии. Пг., 1914. 24, 25). Арх.: МГК. Науч. муз. б-ка им. С. И. Танеева. Информ.-библиогр. отд. Мат-лы из арх. Н. Ф. Финдейзена; РНБ ОР. Мат-лы историка Придворной певч. капеллы А. Е. Хомутенко. А. А. Наумов Рубрики: Ключевые слова: ЕЛЬЦОВ Иван Григорьевич (нач. 80-х гг. XIX в.- после 1929), регент, композитор, преподаватель церковного пения и теории музыки АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог

http://pravenc.ru/text/2462067.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М. Г. Екмалян. Фотография. 90-е гг. XIX в. [арм. ] Макар Григорьевич (21.01.1856, Вагаршапат - 6.03.1905, Тифлис, ныне Тбилиси), армянский композитор, хормейстер, педагог. Окончил С.-Петербургскую консерваторию (1888). В 1874-1877 гг. преподавал в ДС Геворкяна в Вагаршапате, в 1891-1902 гг.- в гимназии Нерсесяна в Тифлисе, в 1893-1894 гг.- в муз. уч-ще там же (был его ректором). В 1877-1891 гг.- регент арм. ц. св. Екатерины в С.-Петербурге. С 1891 г. жил в Тифлисе. Учениками Е. были композиторы архим. Комитас (Согомонян) , А. Манукян, А. Тигранян, певец Т. Налбандян. Наиболее значительное произведение Е. «Патараг» (Литургия) для смешанного хора a cappella (Песнопения св. литургии в обработке для хора. Лпц., 1896 (на арм. яз.)). Среди соч. Е.: кантата «Странствие розы», хоры, сольные и хоровые обработки арм. народных песен и др. (Хоры и романсы/Сост.: Ш. Тальян, М. Мурадян, Р. Атаян. Ереван, 1970 (на арм. яз.)). Е. во многом способствовал формированию арм. национального полифонического стиля, стал основоположником жанров романса и оратории-кантаты в арм. музыке. В 70-х гг. XIX в. по благословению католикоса Геворга IV вместе с Н. Ташчяном принял участие в записи и подготовке к изданию в Вагаршапате основных певч. книг Армянской Апостольской Церкви: (Литургия. 1874, 1878), (Часослов. 1877) и (Гимнарий. 1875) в безлинейной армянской нотописи . Лит.: Макар Екмалян: Кр. библиогр./Сост.: Н. Теймуразян. Ереван, 1959 (на арм. яз.); Худабашян К. Э. Армянская музыка на пути от монодии к многолосию. Ереван, 1977. С. 144-206; Komitas [Sogomonian] Vardapet. On the Music of the Divine Liturgy by M. Ekmalian/Éd. T. Manoogian. N. Y., 1981; Тагмизян Н. К. Макар Екмалян: Жизнь и творчество. Ереван, 1981 (на арм. яз.); Макар Екмалян: Док-ты, письма, восп., статьи/Сост.: А. Татевосян. Ереван, 2006 (на арм. яз.). А. С. Аревшатян Рубрики: Ключевые слова: КОМИТАС (Согомонян Согомон Геворги) (26.09.1869 - 22.10.1935), архим. (вардапет), арм. композитор, музыковед, певец, хоровой дирижер, педагог, музыкальный и общественный деятель ЛИМОНДЖЯН Лимонджян Амбарцум (1768 - 1839), арм. композитор, музыкант-теоретик, педагог, создатель безлинейной армянской нотописи МУЗЫЧЕСКУ [Музыченко] Гавриил Вакулович (1847-1903), молдав. и румын. композитор укр. происхождения, хормейстер, музыковед, педагог, музыкально-общественный деятель АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог

http://pravenc.ru/text/189653.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТТИСОН Михаил Федорович (17.09.1881, с. Бологое Валдайского у. Новгородской губ.- 26.06.1940, Минск), учитель пения, педагог-теоретик, композитор. В 1890-1901 гг. учился в московском Синодальном училище церковного пения , сразу по окончании к-рого уехал в Полоцк, где занял место преподавателя пения в кадетском корпусе, позднее также преподавал в Спасо-Евфросиниевском епархиальном жен. уч-ще. В 1915 г. в чине статского советника перешел на службу в Мин-во внутренних дел на должность земского начальника. В советский период в Минске стал одним из организаторов и преподавателей теории музыки Белорусского гос. муз. техникума (с 1925) и Белорусской гос. консерватории (с 1932; доцент). Автор хоровых произведений, в т. ч. обработок белорус. народных песен, и учебника по теории музыки на белорус. языке. Похоронен на Минском военном кладбище. Из духовно-муз. произведений М. известны 3 номера, опубликованные в 1911 г. в Москве в изд-ве П. И. Юргенсона, и причастен «Блажени яже избрал», напечатанный в 1914 г. в приложении к ж. «Хоровое и регентское дело». В 1914 г. в изд-ве Юргенсона вышел составленный М. учебник церковного пения (одноголосие греческого , знаменного , киевского , болгарского , «обычного» распевов) для жен. епархиальных уч-щ. Арх.: Письмо М. Ф. Маттисона М. Ф. Металлову от 18 сент. 1901 г.//РГБ. НИОР. М 10794. Ед. хр. 1021; Семенов Д. С. Словарь правосл. рус. церк. пения. Кукарка-на-Вятке, 19612. Л. 85-85 об. Ркп. Муз. соч. и обработки: Духовно-муз. соч. М., 1: Догматики Богородичны 8 гласов знам. расп.: Для 4-голосного однородного хора; 2: Воскресные утренние тропари «Днесь спасение миру» и «Воскрес из гроба» знам. расп.: Для 4-голосного однородного хора; 3: «Благослови, душе моя, Господа» [Пс 103] греч. расп.: Для смеш. хора.; 3а: То же: Для жен. хора; Церковное пение: Учеб. для епарх. жен. уч-щ: Ч. практическая. М., 1914. Вып. 1: Курс 2-го кл.: Литургия св. Иоанна Златоуста с тропарями святым и двунадесятым праздникам. Простейшие песнопения всенощного бдения обычного расп. номера]; Вып. 2: Курс 3-го кл.: Всенощное бдение обычного расп. номеров]; Вып. 3: Курс 4-го кл.: Ирмосы Пасхи, величания, задостойники, Вел. пост, Страстная седмица, панихида, молебны, Литургия св. Василия Великого и Преждеосвященных Даров обычного расп. номеров]. Лит.: Научные работники СССР (без Москвы и Ленинграда): Справ. М., 1928; Цитович Г. И., Смольский Б. С. Белорусская ССР. М., 1956. (Муз. культура союзных республик); Цитович Г. И., Нисневич И. Г. То же. М., 1957, 19582. А. А. Наумов Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог АСТАФЬЕВ Алексей Михайлович (1873-1956), автор церковных песнопений, регент, педагог, помощник дирижера Русского хорового общества в Москве

http://pravenc.ru/text/Маттисона.html

  001     002    003