Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Грузинская Православная Церковь КИРИОН III (II) (Садзаглишвили (Садзагелов, Садзегели) Георгий Иеронимович; 1855-1918), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 27 июня), католикос-патриарх всей Грузии (1917-1918) КЛАРДЖЕТСКАЯ ПУСТЫНЬ (Двенадцать пустыней Кларджети) комплекс древних мон-рей, большинство из которых были основаны прп. Григорием Хандзтийским (Ханцтели) и его учениками КУМУРДО кафедральный собор исторической Кумурдойской епархии Грузинской Православной Церкви, памятник груз. средневек. зодчества КУМУРДОЙСКАЯ ЕПАРХИЯ (V-XVII вв.) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви с кафедрой в соборе Кумурдо КУРМУХСКАЯ ЕПАРХИЯ (ок. 506 - XVI в.), одна из древнейших епархий Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви КУТАИССКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ (сент. 1894 - 14 июня 1904, восстановлена 8 июня 1995, с 3 июля 2012 - в составе Гелатской Духовной Академии и Семинарии (ДАиС)), высшее духовное учебное заведение Зап. Грузии ЛАГОДЕХИ монастырь во имя вмц. Варвары (2000) - см. в ст. Некресско-Эретская епархия Грузинской Православной Церкви ЛЕОНИД (Окропиридзе Лонгин Соломонович; 1861 - 1921), католикос-патриарх всей Грузии (14 окт. 1918 - 11 июня 1921) ЛОМИСИ наименование посвященных вмч. Георгию мон-ря и неск. церквей в горной части Вост. Грузии, входящих в юрисдикцию Цилканско-Душетской епархии ГПЦ МАКАРИЙ ХАХУЛЕЛИ Макарий Хахулели (Постник; († 1035)), настоятель (кон. X - 1-я треть XI в.) мон-ря Хахули (ныне на территории Турции), преподобный Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 21 дек.) МАКСИМ II (Абашидзе) (1725-1795), католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский) (1776-1795) Грузинской Православной Церкви МАЛАХИЯ I (Абашидзе), католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский) (1519 - 40-е гг. XVI в.) Грузинской Православной Церкви, последний предстоятель Церкви в Зап. Грузии, резиденция к-рого находилась в кафедральном соборе во имя Пресв. Богородицы в Бичвинте (Пицунде)

http://pravenc.ru/rubrics/121442_7.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНИД Архим. Леонид (Окропиридзе), преподаватель Тифлисской ДС. Фотография. 1895 г. Архим. Леонид (Окропиридзе), преподаватель Тифлисской ДС. Фотография. 1895 г. [Груз. ] (Окропиридзе Лонгин Соломонович) (15.02.1861, с. Дисеви Горийского у. Тифлисской губ.- 11.06.1921, Тифлис), католикос-патриарх всей Грузии (14 окт. 1918 - 11 июня 1921). Л. род. в христ. семье; его дед, Давид, был священником в с. Дисеви, крупном христ. центре Шида-Картли. В селе сохранилось более 35 церквей, самые известные Дзелицховели (в честь Животворящего Древа Господня) (IX в.) и во имя Пресв. Богородицы (XI в.). Благотворное влияние на формирование христ. мировоззрения Л. оказал его дядя, еп. Абхазский (позже Гурийско-Мингрельский) свт. Александр (Окропиридзе) , занимавшийся образованием племянника. В 1867 г. Лонгин был зачислен в Горийское ДУ и находился под непосредственным присмотром свт. Александра. Мальчик часто прислуживал дяде во время архиерейских богослужений. Согласно воспоминаниям Л., однажды он услышал внутренний голос, зовущий его на служение Церкви в сане священника. По словам Л., с этого момента «голос в нем не умолкал, а все более и более побуждал к решительному шагу». Лонгин решил сначала получить высшее богословское образование, затем принять священный сан. В 1879 г. юноша поступил в Ставропольскую ДС, затем учился в Киевской ДА (1884-1888), к-рую окончил со степенью кандидата богословия. Значительное влияние на него во время учебы оказывал ректор академии еп. Каневский Сильвестр (Малеванский) . 29 июня 1887 г. в пещерах Киево-Печерской лавры Лонгин принял постриг, имя Леонид выбрал себе сам. Из письма Лонгина свт. Александру, написанного за неск. недель до пострига, известно, что юношу в этот период по протекции наместника лавры архим. Иувеналия (Половцева) (впосл. архиепископ Литовский и Виленский) окормлял «один монах-отшельник» из Киево-Печерской лавры. 2 мая 1888 г. Л. был рукоположен во иерея.

http://pravenc.ru/text/2463431.html

20. С. 724; Отче, редактор!: [Ответ на письмо комиссии уполномоченных имеретинского духовенства об автокефалии Груз. Церкви]//Слово. Пг., 1906. 3. С. 15-16; Ощутимая ошибка в вопросе автокефалии Груз. Церкви//Мцкемси (Пастырь). Тифлис, 1906. 10. С. 3-5 (на груз. яз.); Ошибка в вопросе об автокефалии Груз. Церкви: [Письмо еп. Леонида по вопросу автокефалии Груз. Церкви]//Джвари вазиса (Крест из виноградной лозы). Тифлис, 1906. 11. С. 6-8; Слова и поучения. Поти, 1914. Т. 1: Дни груз. святых (на груз. яз.); Обращение митрополита к грузинам//Грузия. Тифлис, 1918. 8 авг. (на груз. яз.) (То же//Народное просвещение. Тб., 1989. 24 мая (на груз. яз.)); Послание Святейшего Леонида, католикоса-патриарха всея Грузии, к Святейшему Тихону, патриарху Московскому и всея России, 5 авг. 1919 г. Тифлис, 1920; То же [Письмо к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Тихону]//Джвари вазиса (Крест из виноградной лозы). 1990. 3. С. 64-76 (на груз. яз.); Кочламазишвили Е. Католикос-патриарх Леонид и его проповеди//Календарь Груз. Патриархии на 1990 г. Тб., 1990. С. 117-440 (на груз. яз.); Письмо об отделении Церкви от гос-ва. Тб., 2005; Письма католикосов-патриархов всей Грузии Кириона II (Садзаглишвили), Леонида (Окропиридзе), Амвросия (Хелаи), 1917-1927 гг. Тб., 2010 (на груз. яз.); Католикос-патриарх всей Грузии Леонид (Окропиридзе) на страницах газ. «Иверия», 1889-1905 гг.: Сб./Сост.: К. Алибегашвили. Тб., 2014 (на груз. яз.). Ист.: Наречение и хиротония члена Грузино-имеретинской синод. конторы архим. Леонида во еп. Горийского, 1-го викария Груз. епархии//ДВГЭ. 1898. 9. С. 18-23; Журналы и заседания 2-го отдела Высочайше учрежденного Присутствия при Свят. Синоде для разработки подлежащих рассмотрению на Поместном Церк. Соборе вопросов: Об устроении церк. дел на Кавказе. СПб., 1907; Хронологический сб. законов Груз. ССР, постановлений Президиума Верховного Совета Груз. ССР и постановлений правительства, 1921-1940 гг. Тб., 1959 (на груз. яз.); Католикос-патриарх Леонид (Окропиридзе), 1861-1921: Фотолетопись//Сапатриаркос уцкебани (Вестник Патриархии).

http://pravenc.ru/text/2463431.html

В 1912 г. отец Давид был переведен в Тбилиси настоятелем храма во имя Святого Архистратига Михаила. В течение 12-летней плодотворной педагогической деятельности, совмещаемой с должностью настоятеля храмов, отец Давид был удостоен нескольких духовных наград, до протоиерейства включительно. Потеря супруги произвела глубокий переворот в жизни отца Давида и указала ему путь к более широкому пастырскому поприщу: в 1952 г. протоиерей Давид Иашвили принимает монашеский постриг с именем Димитрий и возводится в сан митрополита Бодбийского. На пути своего церковного служения владыка Димитрий был неизменно добросовестным исполнителем своих сначала пастырских, а затем архипастырских обязанностей, искренне заботился о людях, вверенных ему Богом. В бытность свою на приходе он построил в селе храм на доброхотные пожертвования верующих. Он был прекрасным проповедником, человеком высокой культуры. Помимо проповедей, его перу принадлежат целые тома сочинений. «Характерными чертами его души являлись чуткость, доброта, отзывчивость, исключительная простота, ласковость и обаятельность, располагавшие к нему сердца многих людей» 184 . Митрополит Димитрий похоронен в кладбищенском храме Святых апостолов Петра и Павла в Тбилиси. 8 Католикос-Патриарх Леонид (Окропиридзе; 1861–1921) родился неподалеку от Тифлиса в благочестивой христианской семье. Учился в Киевской Духовной Академии и еще в период обучения принял монашество и был рукоположен в сан иеромонаха. По окончании Академии в 1888 г. работал инспектором училищ «Общества восстановления православного христианства на Кавказе», а затем занимал различные церковные посты в Грузии до 1898 г., когда состоялась его хиротония во епископа Горийского. В марте 1917 г. в качестве Местоблюстителя Патриарха возглавил Временное Управление Грузинской Церкви до избрания Католикоса-Патриарха Кириона. В 1918 г. был избран Католикосом-Патриархом. Известен как духовный писатель и миссионер. 9 Схиархимандрит Андроник (Лукаш; 1889–1974) – глинский старец. В обитель поступил в 1906 г. Нес послушание в монастырской гостинице, на мойке белья, на кухне, в саду, на пасеке, затем – в скиту. В 1915 г. был призван в армию. Попал в плен, провел три с половиной года в Австрии. После окончания войны в 1918 г. вновь вернулся в обитель. В 1921 г. был пострижен в монашество с именем Андроник. После закрытия обители в 1922 г. был келейником епископа Павлина (Крошечкина), викария Курской епархии, и им в том же году был рукоположен в сан иеродиакона.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Служение проходил в различных местах Грузии и России. В 1915 году стал епископом Полоцким и Витебским. В августе 1917 года по собственному прошению был уволен от дел управления епархией и вернулся в Грузию, где в сентябре был избран Католикосом Грузии. 1 октября 1917 года состоялась интронизация. Скончался в июне 1918 года. Оставил о себе добрую память многими церковно-историческими трудами, посвященными исследованию истории Грузинской Церкви. 2. Преемником Католикоса-Патриарха Кириона в октябре1918 года был избран епископ Гурийско-Мингрельский Леонид(Окропиридзе) (f!921). Он родился в 1861 году недалеко от Тифлиса в благочестивой христианской семье. Во время учебы в Киевской Духовной Академии (окончил в 1888 г.) принял монашество и был рукоположен во иеромонаха. После окончания Академии был назначен инспектором училищ «Общества восстановления православного христианства на Кавказе», а затем занимал различные церковные посты в Грузии до 1898 года, когда был хиротонисан во епископа Горийского. В 1908 году стал епископом Гурийско-Мингрельским. В марте 1917 года в качестве местоблюстителя Католикоса возглавил Временное Управление Грузинской Церкви до избрания Католикоса Кириона. Патриарх-Католикос Леонид известен православным грузинам как публицист и миссионер. 3.Третьим Католикосом-Патриархом Грузии с добавлением к титулу «архиепископ Мцхетский и Тифлисский» был Амвросий(Хелая). Родился в 1861 году. После окончания Тифлисской Духовной Семинарии (1885) служил священником в Грузии, а в1901 году окончил Казанскую Духовную Академию. Будучи студентом третьего курса Академии, принял монашество. Служение Церкви проходил как в Грузии, так и в России. Во епископа Чкондидского хиротонисан в октябре 1917 года. Став в 1921 году Католикосом, Амвросий занял недоброжелательную позицию как поотношению к русским приходам в Грузии, так и вообще к русским. Это вызвало недовольство иначе настроенного духовенства, и в1926 году на совещании духовенства и мирян в Кутаиси Католикос Амвросий был устранен от дел управления, хотя имя его и продолжали поминать в храмах.

http://sedmitza.ru/lib/text/441201/

224 25 августа (7 сентября) на заседании Собора митрополит Тифлисский Платон сообщил: «Сегодня я получил из Тифлиса телеграмму. Содержание телеграммы заставляет меня выступить с внеочередным заявлением. То, о чем говорит телеграмма, есть одно из явлений крайне обидных и тяжелых. Вам известно, что Грузия отделилась от Русской Православной Церкви и теперь устраивает себе автокефалию. 14 марта с. г. три грузинских епископа, ставленники русской церковной власти, явились ко мне и заявили, что я фактически и юридически лишаюсь своей власти. Начались враждебные действия: меня лишили кафедрального собора и объявили мне бойкот, а также бойкотируют и других русских людей, которые проявляют свою деятельность. Меня они не трогали, но к другим лицам беззащитным, особенно монахам, отнеслись безжалостно. Их оскорбляли и избивали. Трудно жить теперь русскому человеку в России, особенно на окраине – на Кавказе. Но мы ни единого шага не уступили из своих прав и обязанностей. Мы отстаивали интересы Русской Св. Церкви, но сегодня получили телеграмму: “23 августа вооруженная толпа грузин при участии милиционеров, грузинских епископов, духовенства, возглавляемых епископом Леонидом, насильственно заняла экзарший дом, арестовав живущих в нем, запечатав крестовую, требуя сдачи касс; сообщено закавказскому комитету, прокурору суда, подробности нарочным. Председатель комитета протоиерей Михайловский”. И мы обращаемся с просьбой к церковному Собору ходатайствовать пред Временным Правительством о немедленном возвращении того, чем мы пользуемся, и об учреждении разграничительной комиссии. Чужого мы не возьмем, но не отдадим и того, что принадлежит Русской Церкви» (Деяния... Т. 2. С. 141). Леонид (Окропиридзе Лонгин Соломонович; 1861–1921), патриарх-католикос Грузинской Церкви. В 1898 г. хиротонисан во епископа Горийского, викария Мцхето-Карталинской (Грузинской) епархии. С 1900 г. епископ Имеретинский; епископ Гурийский; с 1908 г. епископ Гурийско-Мингрельский, викарий Мцхето-Карталинской (Грузинской) епархии; с 1918 г. патриарх-католикос Грузинской Церкви. Причислен к лику святых Грузинской Православной Церковью. – Примечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Окончив Академию в 1892 г. со званием кандидата богословия, годом позднее он был рукоположен в сан священника и в течение тридцати двух лет проходил служение в различных храмах Тифлиса. При этом пастырская деятельность сочеталась в его жизни с общественной. Будучи священником, отец Каллистрат вместе с тем в разное время исполнял обязанности члена Городской думы, секретаря и члена ученых обществ, члена правления Тифлисской Духовной Семинарии, законоучителя в мужских гимназиях. После смерти жены он принял монашество и в 1925 г. был возведен в сан епископа. С 1932 по 1952 гг.- Католикос-Патриарх всея Грузии. Католикос-Патриарх Леонид (Окропиридзе; 1861-1921) родился неподалеку от Тифлиса в благочестивой христианской семье. Учился в Киевской Духовной Академии, и еще в период обучения принял монашество и был рукоположен в сан иеромонаха. По окончании Академии в 1888 г. работал инспектором училищ " Общества восстановления православного христианства на Кавказе " , а затем занимал различные церковные посты в Грузии до 1898 г., когда состоялась его хиротония во епископа Горийского. В марте 1917 г. в качестве Местоблюстителя Патриарха возглавил Временное Управление Грузинской Церкви до избрания Католикоса-Патриарха Кириона. В Грузии Католикос-Патриарх Леонид был известен как публицист и миссионер. Католикос-Патриарх Илия II (Шиолошвили; 1933 г.р.) родился в г. Орджоникидзе. В 1956 г. окончил Московскую Духовную Семинарию, а годом позднее, будучи уже студентом Московской Духовной Академии, принял монашеский постриг и Патриархом Алексием I (Симанским) был рукоположен во иеромонаха. В 1960 г. окончил Академию со степенью кандидата богословия. В 1963 г. состоялась его хиротония во епископа Шемокмедского, викария Католикоса-Патриарха Ефрема II. С 1967 г.- правящий архиерей Сухумо-Абхазской епархии. С 1963 г. исполнял и обязанности ректора Пастырских курсов, а затем, с 1969 г.,- Мцхетской Духовной Семинарии. С 25 декабря 1977 г. по сей день возглавляет Грузинскую Православную Церковь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2178...

Священник Виктор Низковский (Курганского уезда) убит в 1921 г. Священник Николай Марсов убит в Тобольской губернии в 1921 г. Священник отец Иоанн Снегирев (слоб. Усть-Ламинской Тобольской губернии) убит в феврале 1921 г. Во время крестьянского восстания в Западной Сибири в 1921 г. было расстреляно в одной Тобольской губернии около ста священников . Протоиерей Серапион Черных во время освящения вербы под Вербное воскресение 1921 г. в Николаевске-на-Амуре в облачении брошен в бухту. Священник Серафим Сарычев (станица Гондатьевка) расстрелян после пасхальной литургии в 1921 г. Священник Иоаким Фролов (с. Михайловское Амурской области) сожжен за селом на стогу сена в 1921 г., на пепелище остался один крест. Священник Иоанн Масловск ий (с. Верхне-Полтавки Амурской области) застрелен через окно своего дома 7 сентября 1921 г. Священник Феодор Архангельский (станица Михайло-Семеновская Амурской области) расстрелян в 1921 г. Архимандрит Сергий Шеин , секретарь Московского Всероссийского Собора, убит 12 августа 1922 г. в Петрограде. Священники г. Москвы: Заозерский, Добролюбов, Надеждин, Вишняков, Орлов, Фрязинов, Соколов и архимандрит Анемподист Телегин расстреляны в Москве в мае 1922 г. Архангельская                              Казанская                   –  24 губерния                –  49                Екатеринодарская     –  69 Астраханская        –   84               Черноморская            –   37 Петроградская      –  27                Ставропольская         – 139 Вологодская          –  27                Владикавказская       –  72 Пермская               –  34                Самарская                  –   61 Вятская                  – 41                 Челябинская              –   20 Екатеринбургская            –   29               Семипалатинская      –   12 Новгородская       –   68               Омская                       –   19 Псковская             –  31                Барнаульская             –  41 Владимирская       –   81               Уральская                   –  49

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

1921. 25 мая 112)). Заведующий VIII отделом НКЮ П.А. Красиков, откликнувшийся отповедью на статью Ярославского, посчитал эпитет «живая» в отношении церкви абсолютно неприемлемым, а саму публикацию секретаря ЦК РКП(б) крайне неудачной. (Правда. 1921. 16 июня 130); Красиков П.А. На церковном фронте (1918–1923). М., 1923. С. 162–167). Со временем затронутая Ярославским проблема стала еще более неуместной, поэтому при подготовке сборника работ Ярославского 1933 г. в текстовые фрагменты доклада, связанные с четвертым вопросом, пришлось даже внести (редактору книги М.М. Шейнману?) весьма существенную смысловую правку и дать комментарий по поводу «церкви» бывшего иеромонаха Илиодора. – Ср.: Вестник агитации и пропаганды. 1921. 19. С. 26–28; Ярославский Е.М. На антирелигиозном фронте... М., 1924. С. 13–20; Он же. На антирелигиозном фронте... М., 1925. С. 17–26; Он же. Против религии и церкви... С. 151–159. 52 Там же. Д. 18762. Л. 1; АПРФ. Ф. 3. Оп. 60. Д. 12. Л. 5; Ленин В.И. Поли. собр. соч. М., 1975. Т. 54. С. 440, 721. 53 Идея создания лояльной «советской» церкви волновала умы высокопоставленных большевиков как до майского 1921 г. Пленума ЦК РКП(б), так и после него, периодически вызывая многоуровневые дискуссии на разных этажах власти. В качестве примеров можно привести публичную полемику на страницах «Известий ВЦИК» между заведующим Секретным отделом ВЧК М.Я. Лацисом и заведующим VIII отделом НКЮ П.А. Красиковым в декабре 1919 г. – Известия ВЦИК. 1919. 2 дек. 270); 14 дек. 281); Красиков П.А. На церковном фронте... С. 157–161; Кашеваров А.Н. Церковь и власть... С. 281–282; или переписку между наркомом по просвещению А.В. Луначарским, председателем ВЧК Ф.Э. Дзержинским и бывшим заведующим СО ВЧК М.Я. Лацисом в апреле 1921 г. – РГАСПИ. Ф. 76. Оп. 3. Д. 196. Л. 2; или уже отмеченную публичную полемику на страницах «Правды» между секретарем ЦК РКП(б) Е.М. Ярославским и П.А. Красиковым в мае–июне 1921 г. – Правда. 1921. 25 мая 112); 16 июня 130); Красиков П.А. На церковном фронте...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1. Сахаров С. П. Рижские православные архипастыри за сто лет (1836–1936). Даугавпилс, 1937 2. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы (включительно)/Сост. М. М. [Митрополит Мануил Лемешевский ]. Ч. 3. Куйбышев, 1966 15(28) (?).06.1921. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Патриаршего Священного Синода о назначении викария Виленской епархии, епископа Ковненского Елевферия [Богоявленского] архиепископом Виленским и Литовским Журнал Московской Патриархии. 1957. 9 1698. Резолюция Святейшего Патриарха Тихона о разрешении к церковному употреблению акафиста архангелу Гавриилу, составленного Анной Ивановной Кулаковой 1698. 12(25) июля 1921. Разрешается для церковного употребления. П [атриарх] Тихон. [Печать: круглая, с восьмиконечным крестом в центре. Надпись по краю: «Канцелярия Патриарха Московского и всея России»] Архив составителя 07(?).1921. Указ Святейшего Патриарха Тихона о назначении архиепископа Пензенского Иоанна [Поммэра] Рижским и Латвийским Сахаров С, П. Рижские православные архипастыри за сто лет (1836–1936). Даугавпилс, 1937 15(28).08.1921. Указ (?) Святейшего Патриарха Тихона о возведении Успенского, на Сенной площади в Петрограде, храма в ранг собора в связи с его 200-летием Архив составителя 08.1921. Послание Святейшего Патриарха Тихона, адресованное Восточным Патриархам, папе Римскому, архиепископу Кентерберийскому и епископу Нью-Йоркскому о помощи голодающим Поволжья Обвинительное заключение... М., 1923 08.1921. Письменное обращение Святейшего Патриарха Тихона к гражданским властям по вопросу об организации Всероссийского церковного комитета по оказанию помощи голодающему населению Поволжья Свидетельские показания Святейшего Патриарха Тихона на процессе «московских церковников» в 1922 г.: Рукопись 14(27).09.1921. Послание Святейшего Патриарха Тихона о даровании широкой поместной автономии православной Церкви в Польше Журнал Московской Патриархии. 1950. 15(28).09.1921. 1424. Указ Святейшего Патриарха Тихона и Патриаршего Священного Синода об утверждении Положения о Соборе православных епархий в Польше

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010