Иногда люди боятся смерти, оберегают детей от того, чтобы они видели покойников, не любят говорить на эту тему. Это происходит от неверия, от чрезмерной привязанности человека к этой жизни и от нежелания думать о будущем. А верующий человек обязан думать о будущем, потому что будущая жизнь является целью нашей земной жизни, и для того чтобы достигнуть Царствия Божия, нужно таким образом жить, чтобы после кончины открылись перед нами благие врата вечности. Церковь хранит память о почивших, совершает заупокойные богослужения, особенно торжественно это происходит в дни поминовения усопших. Нужно помнить о предыдущих поколениях, нужно молиться о своих родителях, о всех тех, кого мы помним в череде предшествовавших нам родных и близких людей, и, конечно, всегда помышлять о своей собственной жизни. Пусть Господь всех вас хранит, укрепляет веру в сердцах ваших и память о почивших предшествующих поколениях». В дар храму Александра Невского на Боткинском кладбище Святейший Владыка передал список Смоленской иконы Божией Матери.   После посещения храма Святейший Патриарх Кирилл возложил цветы к могиле родственников святителя Луки (Войно-Ясенецкого). В 1919 году будущий святитель В.Ф. Войно-Ясенецкий неподалеку от храма Александра Невского похоронил жену Анну Васильевну Ланскую. В 1931 году рядом с ее могилой похоронили маленькую девочку Наташеньку внучку святителя Луки, а в 1972 году Елену Валентиновну Жукову-Войно, единственную дочь Валентина Феликсовича и Анны Васильевны. В настоящее время здесь установлены скромные надгробия. Святейший Владыка также побывал на могиле архимандрита Бориса (Холчева, 1895-1971 гг.). Предстоятель Русской Церкви возложил к могилам цветы, была возглашена «Вечная память». Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил часовню во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», построенную в начале 70-х гг. XIX века, вскоре после возникновения на этой территории кладбища. В начале 20-х годов XX века, после того, как Александро-Невский храм захватили обновленцы, православные прихожане вынуждены были проводить богослужения в этой часовне. Вблизи часовни находятся могилы видных служителей Ташкентской и Узбекистанской епархии — митрополитов Арсения (Стадницкого, +10 февраля 1936 г.), Никандра (Феноменова, +18 февраля 1933 г.) и архиепископа Гавриила (Огородникова, +28 февраля 1971 г.).

http://patriarchia.ru/db/text/5024205.ht...

Гавриил (Огородников Димитрий Иванович), архп. Ташкентский и Среднеазиатский Родился в 1690 году в г. Солигаличе, Костромской области. 1908 г. окончил коммерческое училище. 1914 г. окончил военное училище. 1916 г. эвакуирован в Китай, в г. Шанхай. 1926 г. поступил в Русскую Пекинскую Духовную Миссию, где получил богословское образование. 1930 г. пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона. 1933 г. рукоположен во иеромонаха. 1935 г. настоятель Михайло-Архангельской церкви в г. Дальнем (Дайрен). 1938 г. настоятель Покровской церкви в г. Тяньцзине и благочинный. 1938 г. окт. – священник кафедрального собора в г. Шанхае и благочинный Шанхайских церквей. 1944 г. – наместник Русской Духовной Миссии в Пекине в сане архимандрита. 1948 г. 29 августа хиротонисан во епископа Хабаровского и Владивостокского. Хиротонию совершали в Троице-Сергиевой Лавре: Святейший Патриарх Алексий, архп. Дмитровский Виталий и еп. Можайский Макарий. С II авг.1949 г. – епископ Вологодский и Череповецкий. С 28 янв. по 24 июля 1953 года временно управлял Архангельской епархией. 27 июля 1959 г. – епископ Астраханский и Енотаевский. 25 февраля 1960 года – архиепископ. 15 сент.1960 года – архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский. II мая 1963 г. награжден правом ношения креста на клобуке. Труды: «День преставления преп. Сергия в Троице-Сергиевой Лавре”. «ЖМП» 1960, 8, стр.6–7. -«- 1960, II, стр.4–7. Литература: «Журнал Засед.Св.Синода» 16 от 23.YIII.1948 г 2 от 26.1.1953 г. 10 от 24.VII.1953 г. «ЖМП» 1948, 9, стр.40. -»- 1949, 9, стр.6. -«- 1957, 3, стр.7. -»- 1958, стр.17. -«- 1959, I, стр.14. -»- 1959, 2, стр.32. -«- 1959, стр.6. -»- 1960, 3, стр.8, 10. -«- 1960, 8, стр.6, 7. -»- 1960, 10, стр.4. -«- 1960, II, стр.4, 7 -»- 1961, I, стр.42. -«- 1961, 8, стр.31. -»- 1961, 9, стр.6. Епископ Иоанн (Снычев). «Состав Русск. Правосл. Церковн. Иерархии на 1966 г.», стр.25. Geboren am 26.10.1890, der Vater war ein Handwerker. Im Ersten Weltkrieg war er Offizier, verwundet, erhielt mehrere Kriegsauszeichnungen, darunter das Georgs-Kreuz. In China arbeitete er zunächst an der Eisenbahn. 23 .12.1966 erhält er den Vladimir-Orden 2. Klasse (mP 1967,7,26; StdO 1967,10,9). Infolge des Klimas erleidet er einen Herzinfarkt; seine letzte Liturgie feierte er am 8.2.1970. + 28.2.1971 in Taškent (MP 1971,4,22ff.). In seinem geistlichen Leben nahm die Verehrung der Gottesmutter einen besonderen Platz ein, er war tiefgläubig, sehr um seine Herde besorgt; auch während der Krankheit betreute er seine Eparchie. Literatur: mP 1967,7,26. StdO 1967,10,9. Prav. Rus» 1976,23,13. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 2. Боголеп (Анцух) – Гурий (Степанов). – 420 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иоанн (Лавриненко; 12 марта 1899 г.— 12 декабря 1985 г.), 9 декабря 1941 г. хиротонисан во епископа Ковельского, викария Волынской епархии, с 1942 г. епископ Брестский и Кобринский, в 1943 г. возведен в сан архиепископа с титулом «Полесский и Брестский», с 1946 г. архиепископ Молотовский (Пермский), с 31 мая 1956 г. архиепископ Алма-Атинский, с 14 апреля 1957 г. архиепископ Челябинский и Златоустовский. 15 июля 1959 г. уволен на покой. С 16 марта 1961 г. архиепископ Костромской и Галичский, 5 мая того же года уволен на покой. Флавиан (Дмитриюк; 14 мая 1895 г.— 3 марта 1977 г.), 20 апреля 1958 г. хиротонисан во епископа Свердловского и Ирбитского, с декабря 1958 г. епископ Свердловский и Курганский. С 25 марта 1960 г. временно управлял также Челябинской епархией, с 23 сентября 1960 г. по 3 апреля 1961 г. временно управлял Пермской епархией. С 7 июля 1966 г. епископ Горьковский и Арзамасский (с 25 февраля 1968 г. архиепископ). Жирандоль (франц.) — несколько подсвечников на одной подставке. Ермоген (Голубев; 3 марта 1896 г.— 7 апреля 1978 г.), хиротонисан во епископа Ташкентского и Среднеазиатского 1 марта 1953 г., с ноября 1955 г. по июнь 1956 г. временно управлял Алма-Атинской епархией. Собор в Ташкенте, о котором упоминает В. Рожков, был освящен 11 декабря 1957 г. 20 февраля 1958 г. вновь назначен временно управляющим Алма-Атинской епархией, 28 августа 1958 г. освобожден от временного управления Алма-Атинской епархией и одновременно возведен в сан архиепископа. 15 сентября 1960 г. освобожден о от управления Ташкентской епархией с предоставлением отпуска. С 13 июня 1962 г. архиепископ Омский и Тюменский. С 29 мая 1963 г. архиепископ Калужский и Боровский. 25 ноября 1965 г. уволен на покой в Жировицкий Успенский монастырь с правом служения в нем. Гавриил (Огородников; 26 октября 1890 г.— 28 февраля 1971 г.), 29 августа 1948 г. хиротонисан во епископа Хабаровского и Владивостокского, с 11 августа 1949 г. епископ Вологодский и Череповецкий. С 28 января по 24 июля 1953 г. временно управлял Архангельской епархией, в 1957 г. временно управлял Кировской епархией. С 27 июля 1959 г. епископ Астраханский и Енотаевкий (с 25 февраля 1960 г. архиепископ). С 15 сентября 1960 г. архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский.

http://sedmitza.ru/lib/text/4099700/

Отбывал срок в Мариинском лагере около Томска, где пас свиней, и в Карагандинских лагерях в Казахстане. Освобожден в феврале 1937, поселился в г. Боровичи Новгородского округа. Арестован 8 сентября 1937 в Боровичах по обвинению в руководстве контр-революционной организацией церковников. 10 декабря 1937 приговорен Особой тройкой Управления НКВД Ленинградской обл. к высшей мере наказания. Расстрелян в Боровичах. См.: Чельцов М. , прот. В чем причина церковной разрухи в 1920–1930 гг. Публ. В.Антонова.//Минувшее. Вып. 17. М.-СПб. 1995. С. 415, 417, 449–453, 456, 459, 461. 462, 466–467, 470; Осипова И. И. Сквозь огонь мучений и воды слез. М. 1998. С. 46, 48, 56, 256; Шкаровский М. В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат 1917–1945. СПб. 1995. С. 121 и др.; его же. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб. 1999 С. 15, 18, 24, 167; Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В. С.-Петербургская епархия в двадцатом веке в свете архивных документов. 1917–1945. СПб. 2000. С. 222; Викарии Нарвские и Ямбургские.//С.-Петербургские ЕВ. 2001. Вып. 25. С. 57–58. 68 Гавриил (Думян[и]); (25 марта 1891 – 26 апреля 1966). Сириец. Окончил школу Русского Палестинского общества, Таврическую ДС (1914), Петроградскую ДА (1918) и Археологический институт в Петрограде (1918), учился также в Военно-медицинской академии в Петрограде. С 16 октября 1910 – иеродиакон. С 25 февраля 1919 – иеромонах, служил в петроградской церкви Божией Матери Скоропослушницы. В 1925 вернулся на родину. И. о. настоятеля кафедрального собора св. Георгия Латакийской епархии. С 20 марта 1960 – митрополит Латакийский. Духовный писатель. См.: Алексий (Абдель-Карим), архимандрит. Памяти почивших иерархов Антиохийской Православной Церкви.//ЖМП. 1966. 11. С. 43–45. 191 Гавриил (Огородников Димитрий Иванович); (26 октября 1890 – 28 февраля 1971). Окончил коммерческое училище в С.-Петербурге (1912) и Ораниенбаумское военное (1915) училище. Эмигрировал в Китай. В 1926 поступил в Русскую Пекинскую Духовную Миссию, где получил богословское образование. 1930 пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона, 1933 – во иеромонаха. С 1935 – настоятель Михайло-Архангельской церкви в г. Дальнем (Дайрен), с 1938 – настоятель Покровской церкви в Тяньцзине и благочинный, с октября 1938 – священник кафедрального собора в Шанхае и благочинный Шанхайских церквей. С 1944 – наместник Русской Духовной Миссии в Пекине, архимандрит. С 29 августа 1948 – епископ Хабаровский и Владивостокский, с 11 августа 1949 – Вологодский и Череповецкий, с 27 июля 1959 – Астраханский и Енотаевский, с 25 февраля 1960 – архиепископ, с 15 сентября 1960 – архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский. 11 мая 1963 награжден правом ношения креста на клобуке.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

См.: Walatka T. Von Balthasar & the Option for the Poor Theodramatics in the Light of Liberation Theology. Washington, DC, 2017. P. 7–11. Brand P., Häring H. Op. cit. S. 788. См.: Smolik J. Revolution und Säkularisation//Concilium. 1969. Bd. 5. H. 2. S. 564–571; West M. Gründe für die Unruhe in der Kirche//Concilium. 1970. Bd. 6. H. 1. S. 3–7. Schneider H. Demokratie: Idee und Wirklichkeit//Concilium. 1971. Bd. 7. H. 3. S. 164. См.: Pesch R. Neutestamentliche Grundlagen kirchliche demokratischer Lebensform//Concilium. 1971. Bd. 7. H. 3. S. 166. См.: Ibid. S. 170. Lehmann K. Zur dogmatischen Legitimation einer Demokratisierung in der Kirche//Concilium. 1971. Bd. 7. H. 3. S. 178. См.: Zizola G. Demokratisierung des Gottesvolkes//Concilium. 1971. Bd. 7. H. 3. S. 206– 210. См.: Ibid. S. 211. См., например: Iersel van B., Schillebeeckx E. Jesus Christus und die menschliche Freiheit//Concilium. 1974. Bd. 10. H. 3. S. 159–162; Moltmann J. Das befreiende Fest//Concilium. 1974. Bd. 10. H. 2. S. 118–123; Pesch R. Jesus, ein freier Mann//Concilium. 1974. S. 182–188; Lasch N. Die Kirche und die Freiheit Christi//Concilium. 1974. Bd. 10. H. 3. S. 203–209; и др. См.: Neuner J. Kein Monopol in der Förderung der Freiheit//Concilium. 1974. Bd. 10. H. 3. S. 175. См.: Díez-Alegría J. Manipulation und Freiheit in der Kirche//Concilium. 1971. Bd. 7. H. 5. S. 343. См.: Ibid. S. 346. См.: Kaufmann F.-X. Kirche als religiöse Organisation//Concilium. 1974. Bd. 10. H. 1. S. 30–36. См., например: Davis Ch. Heutige Fragen an das Papsttum//Concilium. 1971. Bd. 7. H. 4. S. 235–239; Pesch R. Die Stellung und Bedeutung Petri in der Kirche des Neuen Testaments: Zur Situation der Forschung//Concilium. 1971. Bd. 7. H. 4. S. 240–245; McCue, J. Der römische Primat in den drei ersten Jahrhunderten//Concilium. 1971. Bd. 7. H. 4. S. 245–250; Vries, de W. Neuerungen in Theorie und Praxis des römischen Primates: Die Entwicklung nach der konstantinischen Wende//Concilium. 1971. Bd. 7. H. 4. S. 250–253; и др. Winter A. Autorität gegen Argumente? Zwanzig Jahr nach “Humanae vitae”//Internationale katholische Zeitschrift Communio. 1988. Bd. 17. H. 4. S. 367–373.

http://bogoslov.ru/article/6195056

783 . Joasaph (Joasaph-Johannes) Athonita Mönch (als Kaiser Johannes VI. Kantakuzenos)//LCI 7. 69. Биографии Иоанна Кантакузина 784 . Keselopoulos Α. Βος το ατοκρτορος ωννου ΣΤ το Καντακουζηνο ( ωσαφ Μοναχο) (1295–1383)// Θεολογα. 1975. 46. 573–610. 785 . Nicol D. The doctor-philosopher John Comnen of Bucharest and his biography of the Emperor John Kantakouzenos//RESEE 1971. 9. 511–526. же://Id. Collected Studies. 2. L 1986. 8. 786 . Nicol D. M. The reluctant emperor: a biography of John Cantacuzene, Byzantine emperor and monk, c. 1295–1383. Cambridge 1996. XIII, 203. Rentel A.//SVTQ 1997.41(4). 383–385. 787 . Parisot V. Cantacuzène homme d’état et historien, ou examen critique des Mémoires de l’Empereur Jean Cantacuzène et des sources contemporaines et notamment des 30 livres dont 14 inédits de l’Histoire Byzantine de Nicéphore Gregoras qui controlent les Mémoires de Cantacuzène. P. 1845. 788 . Voordeckers E. La «Vie de Jean Cantacuzène» par Jean-Hiérothée Commene//JÖB 1971. 20. 163–169. 789 . Weiss G. Johannes Kantakuzenos – Aristokrat, Staatsmann, Kaiser und Mönch – in der Gesellschaftsentwicklung von Byzanz im 14. Jahrhundert. Wiesbaden 1969. 174. (Schriften zur Geistesgeschichte des östlichen Europas. 4). Vlachos Th.//OCP 1971. 37. 527–528; Meyendorff J.//BZ 1971. 64. 116; Barker J. W.//Spec 1971 (Oct.). 46:4. 751; Zs. für Geschichtswissenschaft. 1970. 18:11. 1529. Исторические вопросы 790 . Флоринский Т. Андроник Младший и Иоанн Кантакузин . Очерк истории Византии во второй четверти XIV века (1328–1355)//ЖМНП 1879. 204. Отд. 2. 87–143, 219–251; 205. 1–48; 1880. 208. 327–334. Отд. изд.: Пг. Б. г. 57. 791 . Nicol D. М. The abdication of John VI Cantacuzene//ByzForsch. 1967. 2. 269–283. 792 . Voordeckers E. Un empereur palamite à Mistraen 1370//RESEE 1971. 9. 607–615. 793 . ivojnovi M. Jovan Paleolog i Jovan Kantakuzin od 1351 do 1354 godine//ZRVI 1982. 21. 127–141. Хронология царствования 794 . Failler A. Note sur la chronologie du règne de Jean Cantacuzène//REB 1971. 29. 293–302.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

1. Что такое юлианский календарь? Юлианский календарь был введен Юлием Цезарем в 45 г. до н.э. Он повсеместно использовался до 1500–х годов, когда многие страны начали переходить на григорианский календарь (см. раздел 2 ). Однако некоторые страны (например, Россия и Греция) использовали его до 1900–х годов, а православная церковь в России и некоторые другие православные церкви до сих пор используют его. В юлианском календаре длина тропического года принята равной 365 1/4 дня=365.25 дня. Это дает ошибку в 1 день примерно через 128 лет. Приближение 365 1/4 достигается введением одного високосного года на каждые 4 года. 2. Что такое григорианский календарь? Григорианский календарь — это наиболее распространенный в настоящее время календарь. Он был предложен Алоизиусом Лилиусом, врачом из Неаполя, и принят папой Григорием XIII в соответствии с рекомендациями Трентского собора (1545–1563 гг.), чтобы исправить ошибки старого юлианского календаря. Он был введен папой Григорием XIII папской буллой от 24 февраля 1582 г. Эта булла называется «Inter Gravissimas» по ее первым словам. В григорианском календаре длина тропического года аппроксимирована числом 365 97/400 суток=365.2425 суток. Таким образом, тропический год сдвинется относительно григорианского календаря на один день через 3300 лет. Приближение 365 97/400 достигается введением 97 високосных лет на каждые 400 лет. 3. Какой день является високосным? Это 24 февраля! Странно? Да! Объяснение связано с римским календарем, вы найдете его в разделе 7.1 . Если рассматривать числа, то конечно, дополнительный день — это 29 февраля. Однако если рассматривать праздничные дни, то традиционно используется следующее соотношение между днями високосных и не високосных годов: Обычный год Високосный год 22 февраля 22 февраля 23 февраля 23 февраля   24 февраля (дополнительный день) 24 февраля 25 февраля 25 февраля 26 февраля 26 февраля 27 февраля 27 февраля 28 февраля 28 февраля 29 февраля Например, день святого Леандра отмечается 27 февраля в обычные годы и 28 февраля в високосные годы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Slovo v den‘ pamjati sv. Apostola i evangelista Ioanna Bogoslova, in: MP1970,5,49–51. Otvety na voprosy korrespondenta ital‘janskoj gazety “Korr‘ere della sera“ g-na P‘etro Sormani, in: MP 1970,5,25–26. Klarstellung zur Sakramentengemeinschaft mit Altgläubigen und Katholiken, in: StdO 1970,5,9. Interview mit Metropolit Nikodim, in: StdO 1971,5,31–32; MP1971,3,36–37. Die Russische Kirche und ihre Ökumenische Arbeit, in: StdO 1971,9,46–50; 10,38–51; 11,46–53; Ecumenical Review 21 (1969)116–129. Interview mit Metropolit Nikodim, in: StdO 1972,1,8–9. Überlieferung und Moderne, in: StdO 1973,1,40–48. Welt im Wandel. Die Analyse der seelsorgerlichen Tendenzen nach dem katholisch-orthodoxen Theologentreffen in Sagorsk 1973, in: StdO 1975,11,36–46. Schreiben an den Arbeitsausschuß der Christlichen Friedenskonferenz (Limuru/Kenia, 22. bis 28.4.1977), in: StdO 1977, 11,61–62. Predigt zum Osterfest, in: StdO 1980,4,19–24. Nekotorye materialy dlja iz " jasnenija teksta: “Vy ue oišeny erez slovo, kotorye ja propevedal vam (In. 15,3),in: Bogosl. trudy 6(1971)151–155. Istorija Russkoj Duchovnoj Missii v Ierusalime, in: Bogosl. trudy 20(1979)15–82. Ioann XXIII, Papa Rimskij, in: Bogosl. trudy 20(1979)83–240. Ekumenieskaja dejatel’nost’ Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi, in: Pomestnyj Sobor RPC (Moskva 1972)58–79; MP 1971,7,27–44. O otmene kljatv na starye obrjady, ebda 101–113; MP 1971,7, 63–73. privestie poetnym gostjam Pomestnogo Sobora, ebda 163–165. Célébration du cinquantième anniversaire du rétablissement du Patriarcat dans l " eglise russe orthodoxe, in: Istina 14 (1969)265–279. Christliche Verantwortung für eine bessere Welt, in: Dokumente von der 4. Allchristlichen Friedensversammlung (Prag 1971) 17–52. Christliches Sozialdenken – christlicher Eigentumsbegriff, in: Junge Kirche 27(1966)10,529–534. Gemeinsamer Dienst zum Wohle der Menschheit. Die Zusammenarbeit zwischen Getauften und Nichtchristen, in: Taufe-Neues LebenDienst (=Studienheft 6) 127–134 (Witten 1970). Die heilige Eucharistie – Sakrament des Lebens, in: StdO 1975, 1,56–64.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Масленицын 1973 – Масленицын С. П. Ярославская иконопись. М., 1973. Масленицын 1977 – Масленицын С. П. Икона «Богоматери Федоровской» 1239 г.//ПКНО. 1976. М., 1977. С. 155–166. Машнина 1968 – Машнина В. Икона «Архангел Михаил с деяниями» из Архангельского собора Московского Кремля. Л., 1968 (Публикация одного памятника). Маясова 1958 (1) – Маясова Я А Двойной покров XVI века Ц Сообщения Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. Загорск, 1958. Вып. 2. С. 25–30. Маясова 1958 (2) – Маясова II. А Два произведения художественного шитья XVI века//Сообщения Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. Загорск, 1958. Вып. 2. С 39–42. Маясова 1960 (1) – Маясова H.A. Мастерская художественного шитья князей Старицких Ц Сообщения Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. Загорск, I960. Вып. 3. С. 41–64. Маясова I960 (2) – Маясова H.A. О датировке древней копии «Троицы» Андрея Рублева из иконостаса Троицкого собора//Сообщения Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. Загорск, 1960. Вып. З.С. 170–174. Маясова 1966 – Маясова H.A. Литературный образ Ксении Годуновой и приписываемые ей произведения шитья//ТОДРЛ 1966. Т. 22. С. 294–310. Маясова 1968 (1) – Маясова Н.А Художественное шитье//Троице-Сергиева лавра. Художественные памятники. М., 1968. С. 112–139. Маясова 1968 (2) – Маясова Н.А Лицевое шитье – его особенности и методика изучения Ц Состояние и задачи изучения древнерусского искусства: Тез. науч. конф. (12 нояб. 1968 г.) (М, 1968]. С 15–17. Маясова 1970 – Маясова H.A. Памятник московского золотного шитья XV века//Древнерусское искусство: Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV–XVI вв. М., 1970. С. 488–493. Маясова 1971 (1) – Маясова Н. А. Древнерусское шитье. М., 1971. Маясова 1971 (2) – Маясова H.A. Древнерусское лицевое шитье XVI века. Автореф. Дис. канд. искусств. М., 1971. Маясова 1971 (3) – Маясова Н. А. Древнерусское лицевое шитье XVI века. Дис. канд. искусств. М, 1971.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

22 .12.1964 Archimandrit und Vorsteher der GM. 25 .11.1966 Ernennung zum В von Podol‘sk, V der Ep. Moskau und Stellvertreter des Moskauer Patriarchen beim Patriarchat von Antiochien. 25.12.1966 Bischofsweihe durch M Nikodim (Rotov), M Filaret (Denisenko) u.a. Hierarchen (mP 1967, 2 ,10ff. ; StdO 1967 ,3ff.). Mitglied der Delegation des Moskauer Patriarchats in Zypern (18.5.–2.6.1967), bei der Vollversammlung des Weltrates der Kirchen in Uppsala (4.–19.7.1968), bei der 2. Vollversammlung der gesamtafrikanischen Kirchenkonferenz in Abidjan (September 1969). 22 .1.1970 Ernennung zum Vertreter des Moskauer Patriarchen beim Weltrat der Kirchen in Genf (mP 1970,1,5). Reisen nach Äthiopien, an die Elfenbeinküste, Teilnahme an der Konferenz Nyborg VI. 25 .6.1971 Ernennung zum В von Wilna und Litauen (mP 1971,8,2) (zuvor zeitweise Vw/mP 1971,6,2J). 19 .10.1971 vom Amt des Stellvertreters des Moskauer Patriarchen beim Weltrat der Kirchen in Genf entbunden (StdO 1972, 1,16). 18 .8.1972 Ernennung zum В von Kalinin und Kašin (mP 1972,10,6). 2 .9.1977 Erhebung zum Erzbischof (mP 1977,11,2). 5 .9.1977 Verleihung einer Erinnerungspanhagia (mP 1977, 11,3). 10 .4.1978 Versetzung als EB von Krasnodar und Kuban‘ (mP 1978,6,2). 20 .6.1979 Verleihung der Medaille «Aktivist für den Frieden” (mP 1979,9,38). 10 .10.1979 Verleihung des Vladimir-Ordens 2. Kl. (mP 1980,5,8). ♦ am 27.1.1980 plötzlich in Moskau (I:MP 1980,5,16–17). Werke: Jubiläum der Geistlichen Mission in Jerusalem, in: StdO 1964, 10,9–10. Blaennejšij Patriarch Antiochijskij i Vsego Vostoka Feodosij VI, (Nekrolog), in: mP 1970,11,40–42. Intronizacija Blaennejšego Ilii IV, Patriarcha Antiochijskogo i Vsego Vostoka, in: mP 1971,2,50–53. Palomniestvo na Svjatuju Goru Afon, in: mP 1979,12,11–16. Literatur: mP 1967,7,2. mP 1970,1,5; ükum. Pressedienst vom 22.1.1970, S.5. mP 1969,12,6. mP 1970,1,10. mP 1973,5,5. StdO 1971,4,8. StdO 1972,1,12. Literatur: StdO 1972,4.7. StdO 1972,9,7. Nach Furov gehörte er zu den loyalen, aber nicht ganz zuverlässigen Hierarchen (2. Gruppe), Vest.russ.ehr.dv. 130 (1979)284.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010