Купальня расслабленного и трагедия Иерусалима Камни Вифезды вопиют о любви к святыне 7 мая, 2017 Камни Вифезды вопиют о любви к святыне Путешествие в город, ушедший под землю. Город, ушедший под землю Тот, кто хоть раз в жизни присутствовал при совершении водосвятного молебна, слышали евангельский отрывок об иерусалимской купальне Вифезда, находящейся у Овечьих ворот в Иерусалиме. Священник Владислав Мишин Сегодня здесь можно увидеть город, ушедший под землю. Место купальни Вифезды — гигантский многоуровневый раскоп, на котором находятся нагромождения каменных конструкций разных веков. Поражает и глубина — до нижней точки на взгляд около пятнадцати метров. У купальни было пять крытых ходов, в которых лежало «множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды», ведь по временам на воду сходил Ангел Господень, «возмущал» ее и она приобретала целебные свойства, так что первый, кто влезал в водоем, исцелялся от своей болезни. Само слово «Вифезда» означает «Дом милосердия», что было связано с целительными свойствами местной воды. Рассказом о чуде «возмущения воды» евангелист Иоанн предваряет историю об исцелении Христом тяжело больного, расслабленного человека, ждавшего исцеления тридцать восемь лет. Именно это евангельское чтение мы слышим в храмах в Неделю о расслабленном, 3-ю после праздника Пасхи. Святитель Игнатий Брянчанинов, объясняя внутренний смысл новозаветных событий, пишет: “В помощь Слову Божию даны были Божии чудеса.” Чтобы современники Христа поняли и приняли духовные дары Спасителя, Господь к духовным дарам присоединяет дар исцеления телесных болезней, являя через это Свое Божество. Уже невозможно представить ту купальню Мы прошли через Овечьи, или Львиные ворота в Старый город. Слева после входа — один из пропускных пунктов на Храмовую гору, открытый только для мусульман. Чуть дальше, правее — вход на территорию католического комплекса храма Святой Анны.   Величественная аскетичная базилика была построена, согласно католическому преданию, на месте дома праведных Иоакима и Анны, где родилась Дева Мария.

http://pravmir.ru/kupalnya-rasslablennog...

Погребальный вертеп Матери Божией находится во владении греков и армян. Священная Гробница есть жертвенник, на котором совершается таинство обедни. Есть также другой престол, который прислонен к наружной стене гробового вертепа возле входа. Подземная галерея продолжается еще далее за гробовым вертепом; на ее оконечности есть еще престол, принадлежащий грекам; здесь было некогда сообщение с Гефсиманскою молитвенною пещерою Спасителя, но стена отделяет ее со времени, как эта священная пещера сделалась собственностью католиков. Возвратясь к гробнице Богоматери и направясь к противной стороне галереи, вам покажут на ее оконечности колодезь ключевой воды. Перед ним престол абиссинцев. Пройдя к крыльцу, по левой стороне его виден престол якобитов. Вильгельм, Архиепископ Тирский, говорит, что при входе в вертеп Богородицы погребена царица иерусалимская Мелизенда; но это место теперь неизвестно. Выйдя из мрака благословенного вертепа Богородицы, вы видите на террасе самого вертепа и по ту сторону дороги, восходящей на Элеонскую гору, останки Гефсиманского сада. Мы уже говорили об этом глубоко трогательном месте. Прибавим, что восемь широковетвенных маслин принадлежат католикам и тщательно ими охраняемы. Я отломил трепетною рукою одну ветвь, которая да сбережется на далекой родине моей, в дому семьи моей, для детей моих, вместе с благословенною иконою родительскою, как памятник хождения моего во град Божий. Как пройти христианину без слез на глазах, без волнения сердечного мимо этой молильной пещеры Спасителя? мимо этого сада, над которым так часто было раскрыто небо и Дух Божий – Утешитель, и сонм Ангелов снисходили подкреплять человеческое естество Сына Божия, грядущего на жертву за спасение превратного мира? Можно полагать с вероятностью, что башня, которая находится при начале входа на гору Элеонскую, за Гефсиманским садом, построена на развалинах селенья Гефсиманского, названного в Евангелии от святого Матфея. Тут во время Блаженного Иеронима существовала церковь . Некоторые писатели предполагают также, что Гефсимания принадлежала священникам и левитам и что там паслись стада, назначенные на жертвоприношение в храм Соломонов и которых водили чрез ворота Овечьи, насупротив Гефсимании. Отсюда же Агнца Божия, вземлющего грехи мира ( Ин 1 ), повели на заклание.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Что же изменилось теперь? Он не давал им ни малейшего повода обращаться с Ним подобным образом. Он учил в храме, и слова благодати, которые исходили из уст Его, не были словами одержимого бесом, как они в безумии своем клеветали на Него. Он не давал им никакого повода относиться к Себе как к преступнику, который скрывается от правосудия и к которому они должны придти ночью, чтобы схватить его. Но все исполнилось — да сбудутся Писания. И среди этого ужаса и мрака Господь оказывается оставленным всеми. Все ученики разбежались. Те, кто все оставил, чтобы следовать за Христом, те, кто на Тайной Вечери торжественно обещал следовать за Ним и никогда не покидать Его, оставили Господа в этот час. И это часть той горькой Чаши страданий, которую Спаситель должен был испить. Мы должны понять, какому испытанию подвергался апостол Петр, который оказался тверже других апостолов, но мы должны также видеть, среди какого беззакония совершалось его предательство. На суд собрался весь синедрион, хотя на дворе была глухая ночь. Но они готовы сидеть всю ночь, чтобы излить на Христа свою злобу. И эта ночь как бы показывает, что наступил час тьмы, и час тех, кто совершает это беззаконие. Учителя закона, главные учителя веры и нравственности богоизбранного народа оказываются главными врагами Божиими. Они собрались во дворце первосвященника Каиафы, где за два дня до этого совещались, вынашивая свой преступный замысел. Теперь же они намереваются осуществить его. Дом первосвященника, который должен был служить прибежищем всех невинных, всех неправедно гонимых становится престолом беззакония. И как может быть иначе, если даже дом Божий они сделали вертепом разбойников! Христа взяли поспешно и с насилием, и провели Его в Иерусалим через так называемые Овечьи ворота — те ворота, через которые гнали в город с Масличной горы овец, предназначенных для жертвоприношения в Храме Иерусалимском. Это и был путь Христа — Агнца, закланного за спасение мира прежде создания мира. Когда все ученики разбежались, Петр следует за Христом.

http://moral.ru/passia_st_mark/

будем строить. Замысел Неемии встретил искреннюю поддержку со стороны начальствующих в Иудее и в этом сказалось Божие благоволение (см. ком. к Езд. 1,5 ). 2:19–20 Враги Израиля высмеивают попытку восстановления городских стен, на что Неемия отвечает, что Бог «благопоспешит» строителям. 2 Санаваллат... Товия. См. ст. 10 и ком. Гешем Аравитянин. Третий, наряду с Санаваллатом и Товией (ст. 10), противник Неемии. Возможно, Гешем предводитель арабов, контролировавший территорию к югу от Иудеи. Теперь Неемия оказывается с трех сторон окруженным врагами: Санаваллат на севере, Товия на востоке и Гешем на юге (см. ком. к 4,7.8). 2 Бог Небесный. См. ком. к 1,5. благопоспешит нам. Неемия просил у Бога помощи в достижении своей цели (1,11); теперь же он выражает полную уверенность в том, что всемогущий Бог дарует Своему народу успех. вам нет части. См. ком. к Езд. 4,3 . Глава 3 3:1–32 Неемия подчеркивает, что вся совокупность народа Божиего, а не только одни великие вожди, необходима для исполнения Божественного искупительного замысла (ср. Еф. 4,16 ). 3 Елияшив. Внук Иисуса, первосвященника во дни Зоровавеля (см. ком. к Езд. 2,2 ). Овечьи ворота. Эти ворота находились на северо-восточном углу городских стен (ср. Ин. 5,2 ). Описание строительства в следующих стихах идет против часовой стрелки, до тех пор, когда снова упоминаются Овечьи ворота (ст. 32). от башни... до башни. Эти башни находились на северном отрезке стены, т.е. на участке, наименее благоприятном для обороны. 3 Ворота Рыбные. Главный въезд в город с северной стороны ( 2Пар. 33,14 ; Соф. 1,10 ), которым, вероятно, и воспользовались купцы, упоминаемые в 13,16. 3 знатнейшие из них не наклонили шеи своей. Т.е. не все сыны Израиля откликнулись на творимое Богом через Неемию. 3 Старые ворота. Они располагались на северо-западном углу городских стен. 3 стены широкой. Эта стена была расположена с западной стороны города. 3 против дома своего. Иедаия, как и все прочие строители, работал на участке стены, ближайшем к своему дому.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

До того Господь находился в Галилее, откуда пришел в Иерусалим на праздник. Трудно сказать, какой это был праздник: Пасха ли, Пятидесятница или Пурим, - да это и не важно; ибо, если бы это было важно, сам Евангелист сказал бы о сем определеннее. Есть же во Иерусалимех овчая купель, яже глаголется еврейски Вифесда, пять притвор имущи. Овечья купальня, или Вифезда (слово " Вифезда " нигде в Ветхом Завете не встречается. Когда Евангелист говорит, что это слово еврейское, то, конечно, он имеет в виду тот еврейский, который употребляли в его время, то есть арамейский. Овечьи ворота упоминаются у Неемии: 3:1; 3:32; 12:39) называлась так из-за Овечьих ворот, чрез кои гнали овец, предназначенных для жертвоприношения, и из-за того, что в сей купальне жертвенных овец предварительно мыли. Купальня эта и ныне существует в Иерусалиме; она большею частью разрушена и более не используется. Но во времена Евангелиста сию купальню еще использовали; потому Евангелист и говорит в настоящем времени: Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня. - Есть же во Иерусалимех овчая купель. Пять крытых ходов при купальне служили для размещения многочисленных больных, искавших в ней для себя исцеления, как видно из следующих слов: В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Множество больных из всех краев, со всевозможными болезнями собирались в этом удивительном месте, чтобы найти для себя лекарство, которое они тщетно искали у людей и у природы в иных местах. Вода сия лечила не сама по себе, своими природными свойствами, составом содержащихся в ней минеральных веществ, но посредством небесной силы; это ясно из того, что она становилась целебной по временам, то есть лишь тогда, когда по промыслу Божию ангел сходил в купальню и возмущал воду. Какая удивительная и драматичная сцена! Представьте себе пять ходов, переполненных величайшими страдальцами из всего народа, находящимися в самом отчаянном положении! Представьте себе пять вместилищ человеческой боли и скорби, слез и гноя! Рядом - город, исполненный человеческих существ, которые гонятся за наслаждениями, рвутся к богатству, борются за почет и власть, играют комедию и со своим телом, и со своею душою.

http://pravoslavie.ru/46435.html

При последних словах Иисус, внимательно слушавший старика, внезапно разволновался и стал оглядываться по сторонам. Он не понимал причин неожиданно возникшей тревоги. Может быть, он увидел перед собой страшное видение из недалекого будущего – человека, распятого на кресте, над которым была прибита надпись, гласившая: «Сей есть Иисус, Царь Иудейский» ( Мф.27:37 ; Мк.15:26 ; Лк.23:38 ; Ин.19:19 )? Может быть, он почувствовал его боль и его страдания как свои собственные? Этого никто не знает. Волнение было очень сильным, но длилось недолго. Увидев рядом своих родителей, Иисус успокоился и вновь начал слушать повествование. «Однако никакие ухищрения врагов не смогли помешать Неемии. Господь не позволил им осуществить их коварные замыслы. За пятьдесят два дня были восстановлены не только стены, но и все ворота: Овечьи, Рыбные, Навозные, Старые, Водяные, Конские и прочие. Согласно обычаю, после окончания строительства нужно было принести жертвы Богу и освятить заново возведенные стены. А какое освящение возможно без песнопений во славу Всевышнего? Для этого были созваны певчие, не только жившие в самом Иерусалиме, но и те, кто построил для себя жилища за его пределами. Им было приказано прийти в Иерусалим „для совершения освящения и радостного празднества со славословиями и песнями при звучании кимвалов, невелов и киннор» (Неемии 12:27). И они пришли отовсюду – и из Иерусалима, и из сел Нетофафских, и из Беф-Гаггилгала, и с полей Гевы и Азмавета. Собрался огромный хор. После положенного обряда очищения Неемия разделил всех певчих на два больших хора. К ним были присоединены священники с трубами: Захария, Шемайя, Азариил, Милалай, Гилалай, Маай, Нафанаил, Иуда и Хананий. Затем оба хора и священники с трубами поднялись на стены. Это было грандиозное зрелище. Светило яркое солнце. Все певчие, музыканты и священники были одеты в соответствующие такому случаю особые облачения. Звучала божественная песнь в сопровождении музыкальных инструментов: Тебе, Боже, принадлежит хвала на Сионе,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Об этом свидетельствует также то, что выше в Святом Евангелии у Иоанна написано: Не вы ли говорите: еще четыре месяца, и жатва наступит? Так вот, говорю вам: поднимите глаза ваши, и взгляните на нивы, как они уже побелели к жатве (ср. Ин.4:35 ). В пасху приносили Господу ячменный хлеб, потому что начинали жать ячмень. А за четыре месяца, в декабре, ячмень сеяли. Поэтому можно говорить о том, что Иисус Христос пришел в Иерусалим, чтобы праздновать пасху. Вспомним, чему был посвящен этот праздник. Само слово «пасха» означает «прехождение», «избавление». Ветхозаветная, еврейская пасха являлась торжеством по поводу избавления иудейского народа из египетского плена, когда все иудейские первенцы были избавлены от ангела смерти, тогда как первенцы египетские были умерщвлены. Хотя по другим толкованиям, что тоже вполне вероятно, Иоанном упоминается праздник кущей, наиболее веселый и любимый в народе. В книгах Ветхого Завета также можно встретить название его просто — праздником. Что же касается того, был ли апостол Иоанн в это время рядом с Божественным Учителем, являлся ли непосредственным свидетелем, то тут можно с полной уверенностью утверждать его соучастие и причастность к описываемым событиям. Иначе евангелист не мог бы передать речь Господа, сказанную при совершении чуда. Так что же произошло тогда? Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов; в них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды. «Вифезда» переводится как «дом милосердия». Здесь действительно оказывалась милость больным людям. Овечьи ворота же упоминаются в книге Неемии. Еще они называются Гефсиманскими, или воротами Святой Девы Марии, или первомученика Стефана, так как вели к гробницам Пресвятой Богородицы и архидиакона Стефана. Название же Овечьи произошло оттого, что бедуины прогоняли через эти ворота овец в город для продажи или жертвоприношения. Археологи открыли эту купель, которая существует и в наше время.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Первый из рассказанных взрыв злобы фарисеев происходит в Иерусалиме, – (по поводу исцеления больного, лежавшего тридцать восемь лет в купальне Вифезды), – принимая прямо форму заговора об убиении Господа Иисуса. Праздник, в который совершено это исцеление расслабленного подавал повод к сомнениям. Св. Ириней и Евсевий Кесарийский думали, что это была Пасха; св. Иоанн Златоуст считает этот праздник Пятидесятницей; многие из новейших ученых богословов думают, что это праздник Пурим 480 . Весьма трудно произнести свое мнение в таком вопросе, в котором расходились древнейшие и величайшие из отцов церкви. Мы однако же позволим себе сказать следующее: событие происходит после первой Пасхи и ранее упоминания о второй ( Ин. 6:4 ), и кажется, естественнее всего предположить, что это был праздник Пятидесятницы; что же касается праздника кущей, то он назван по имени в главе 7:1, 2 481 . Праздник же Пурим праздновался в марте, и если относить событие в этому празднику, то оно должно было совершиться за несколько дней до второй Пасхи. Ин.5:1 . По сих же бе праздник Иудейский, и взыде Иисус в Иерусалим. Ин.5:2 . Есть же Иерусалимех овчая купель, яже глаголется еврейски Вифесда, пять притвор имущи. Ин.5:3 . В тех слежаше множество болящих, слепых, хромых, сухих, чающих движения воды. Ин.5:4 . Ангел бо Господень на всяко лето сходаше в купель и возмущаше воду: и иже первее влазяше по возмущении воды, здрав бываше, яцем же недугом одержим бываше. Купель Вифезду новейшие исследователи искали в долине потока Кедронского, полагая, что это тот перемежающийся источник, который ныне известен под именем «источника Девы» 482 . Другие указывают, что по весьма древнему преданию, основанному на Неемии 3 " овечьи ворота» надо искать в северо-восточной стороне древнего города, близ нынешних врат Св. первомученика Стефана 483 . Имя Вифесда или Бет-саида толкуется: «дом милосердия». Притворы Вифесды были по всей вероятности открытые галереи, сооруженные благочестивыми людьми, в которых лежали больные, хоть несколько прикрытые от зноя солнца и от дождя. Подобную Евангельской сцену лежащих под навесами больных близ горячих серных ключей древней Тивериады видел путешественник Тристрам 484 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Для производства работ пространство стены, как видно, было разделено на 42 участка, которые не были одинаковой величины и, очевидно, были сообразованы с количеством работы над стеной. Участки были разобраны частными лицами, родами, товариществами и землячествами (жителями одной местности). По мнению Шика, в некоторых местах строилась двойная стена. Отсюда встречающиеся в ст. 11, 19, 24 замечания: «на втором участке», Шик понимает как указания на внешнюю стену. Для уяснения 3 гл. важна обширная литература по топографии Иерусалима, См. Богосл. Энциклоп. т. VI, с. 443–484 (Иерусалим); проф. А. А. Олесницкий , Иерусалим и его окрестности (Св. Земля ч. 1), Киев 1875; Он же, к вопросу о раскопках 1883 г. на русск. месте в Иерусалиме. Сжатый, но обстоятельный обзор результатов новейших исследований в применении к указаниям 3 гл. Неемии представл. в комментарии Рисселя. Неем.3:1 .  И встал Елияшив, великий священ­ник, и братья его священ­ники и по­стро­или Овечьи ворота: они освятили их и вставили двери их, и от башни Меа освятили их до башни Хананела. Упоминаемый в ст. 1 первосвященник Елиашив был сыном Иоакима и внук современника Зоровавеля Иисуса (ср. Неем. 12:10 ). Уже из того обстоятельства, что первосвященник и братья его строили Овечьи ворота (schaar hazzon), можно заключать, что эти ворота находились вблизи храма. Такое заключение подтверждается местом ( Неем. 12:39 ). Название дано было воротам или потому, что через них прогонялись в город стада овец, потребных для пищи и для жертвоприношений, или потому, что недалеко от них находился рынок для овец. По многим указаниям, Овечьи ворота находились приблизительно на месте ворот, которые теперь называются у христиан воротами Стефана (так как, по преданию, недалеко от них был побит камнями первомученик Стефан), или воротами Марии (как ведущие в долину Кедронскую или долину Марии), а у других жителей Драконовыми воротами. «И от башни Меа освятили их до башни Хананела». Мысль, выраженная в тексте не вполне ясно, по-видимому, такая: они построили стену до башни Меа, которую освятили, и потом строили от башни Меа до башни Хананела. Об освящении последней не говорится, вероятно, потому, что построение ее не лежало на обязанности священников. Название башни Меа, упоминаемой еще в ( Неем. 12:39 ), произошло, вероятно, от того, что она имела какое-то отношение к числу 100, – может быть была 100 локтей высоты, или вмещала 100 человек. О башне Хананела упоминается еще в ( Неем. 12:39 ; Иер. 31:38 ; Зах. 14:10 ). По этим указаниям, башня образовывала угольный пункт города, противоположный так наз. «угольным воротам», и была выдающимся пунктом именно в северо-вост. части стены. Название свое башня получила, можно думать, от имени строителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Борись за братство крепкой бранью, Держи стяг Божий крепкой дланью, Рази мечом – то Божий меч! Пока с нашего сердца не сотрутся, не изгладятся эти испытанные, исторические устои русской государственности, – до тех пор наш народ останется непобедимым не только на полях сражения, но, – что и главное, – морально... «Мы русские», – пусть это сознание каждый носит в душе своей с благородной гордостью. Пусть слова нашего отечественного поэта: «Там русский дух, Там Русью пахнет», – будут на самом деле не синонимом распущенности и вялого равнодушия ко всему, – а выражением духовной крепости и мощи... Теперь более, чем когда либо, нужны истинно-русские люди с несокрушимой верой в великое призвание своей родины... А первая ответственная забота о воспитании таких людей должна лежать на плечах нашей семьи и школы. «Школа должна давать хороших людей», – сказал новый министр народного просвещения, призванный на этот пост Державною волею Государя, и сказал он хотя и старую, но великую правду... В таких людях мир нуждался всегда, и в них всегда был недостаток... Расслабленный, лежавший возле Силоамской купели в ожидании благодатного возмущения воды, на обращенный к нему Христом Спасителем вопрос: «хочешь ли быть здоров?» – отвечал: «так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода» ( Ин.5:7 ). Чрез Овечьи ворота, возле которых находилась купальня, тянулись целые толпы народа... Но среди них не было человека, который так нужен был Расслабленному... Мимо проходили люди, сосредоточенные лишь на своих заботах... Но человека; который бы близко к сердцу принял положение несчастного, не находилось. Не даром и древний мудрец принужден был на шумных улицах города «днем с огнем» отыскивать человека. Пристально он вглядывался в лица проходящих, усердно освещал их своим фонарем, но от каждого встречного отходил с разочарованием. – «Кого ты ищешь?» с недоумением спрашивали странного, как многим казалось, чудака... – " Человека ищу», – серьезно отвечал мудрец... Людей повстречать пришлось мне не мало, а человека среди них так и не нашел»...

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mirtov/ve...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010