Об общественном идеале», изд. 3, 25



  004   005   006   007   008   009   010   011   012   013  014   015   016   017   018   019   020   021   022   023   024

Полное собрание сочинений. Том III, Часть 1 ...Искать в Источникеazbyka.ru
... бы отравлять жизнь, если бы мифологический рай древних германцев с вечным кабаном и пивом оказался бы вполне осуществим: то и в подобном случае человек, не лишенный истинной бескорыстной любви к ближним, не как к двуногим животным, но как к существам разумным, предпочел бы этому животному раю научение хотя двух — трех малых сих тому, чтобы отказаться от такого рая чувственности и созидать иной духовный рай веры и любви, той любви, которая от тела и желудка не зависит, но путем скорбей постепенно вводит человека в истинный вечный рай Божий. Подходя к раскрытию христианского понятия об общественном благе, мы должны еще раз оговориться, что ни откровение, ни лично пишущий эти строки не могут относиться отрицательно к культурным усовершенствованиям жизни. Не говоря уже о том, что Господь благословляет возделание земли и дает мудрость правителям народов (II Пар.) I: 11. 12 (, но и чисто внешние культурные приобретения оказывают для Церкви прямые услуги во всех отношениях. Так, прежде всего, книгопечатание облегчает распространение слова Божия, а школы — его понимание; не говорим об усовершенствовании искусств, об утончении философской мысли, как лучших средствах к выражению ... текст полностью ...
Митрополит Московский и Коломенский Макарий. ...Искать в Источникеazbyka.ru
... полным успехом, когда осеняется благословением Божиим и творится при помощи Божией». Сочувствуя преобразованиям 60-х годов, архиепископ Макарий сравнивал законы, исходившие от престола Государя, с новым вином, которое вливается в ветхие мехи. Он указывал, что «застарелая привычка жить так, как жили наши отцы и деды без всякого различения того, что было доброго, а что худого», «странная апатия и безучастность к общественным интересам и исключительная заботливость только о самих себе», «беспечное ожидание, чтобы за нас всё делало одно правительство», «усиливающаяся слабость только говорить об общественном благе, проектах и реформах, и ничего не делать или делать даже противоположное» — всё это есть жалкая ветошь, препятствующая подлинному улучшению жизни. С другой стороны, великий Архипастырь настойчиво предостерегал христианскую паству от увлечения этими преобразованиями, от преувеличенных ожиданий от них. «Мы живём в период преобразований, — говорил владыка Макарий с кафедры Харьковского собора, — но вместе с тем должны преобразоваться и мы сами, и что мало, весьма мало принесут нам пользы все внешние преобразования, если в душе мы останемся теми же, чем были доселе. Как ... текст полностью ...
Энциклопедический словарь крылатых слов и ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Уильяма Шекспира (1564–1616) – в трагедиях «Гамлет ( действ. 1, явл. 2 ) , где Гамлет говорит об отце: «Человек он был» («Не was a man») и «Юлий Цезарь» ( действ. 5, явл. 5 ) , где Антоний говорит о Бруте: «Это был человек» («This was a man») . Человек простой: если умрет, так и умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет Из комедии «Ревизор» (1836) Н. В. Гоголя (1809–1852) , слова попечителя богоугодных заведений Земляники ( действ. 1, явл. 1 ) . Человек рождается свободным Слова, которыми французский писатель и просветитель Жан Жак Руссо (1712–1778) начинает свой трактат «Об общественном договоре» (1762) : «Человек рождается свободным, а между тем всюду он в оковах» ( кн. 1, гл. 1 ) . Первоисточник этого выражения – высказывание древнеримского юриста Домиция Ульпиана (170–228) : «по естественному праву все люди рождаются свободными». Из очерка «Парадокс» писателя Владимира Галактионовича Короленко (1853–1921) . В его очерке эти слова пишет ногой человек, безрукий от рождения. Человек с ружьем Из речи, которую произнес (7 ноября 1921 г.) на собрании рабочих завода «Электросила» № 3 В. И. Ленин (1870–1924) . В этом выступлении, посвященном четвертой ... текст полностью ...
В круге первом Солженицын А.И.Искать в Источникеazbyka.ru
... ездил на свидание. И отступил, как бы раскланиваясь и показывая кистью и палитрой на чурбачок. Подобрав полы шинели, которые в лагере он уберёг от обрезания, Нержин опустился на чурбак, откинулся к балясинам перил и — очень ему хотелось закурить! — не закурил. Художник уставился в то же место картины. Замолчали… В Нержине приятно-тонко ныло разбуженное чувство к жене. Как будто в драгоценной пыльце были те места пальцев, которыми он на прощанье касался её рук, шеи, волос. Оставлены тебе: разум (если он вмещается в тебя) . Убеждения (если ты до них созрел) . И по самое горлышко — забот об общественном благе. Кажется — афинский гражданин, идеал человека. И простые слова: — Любишь? — Люблю! А ты? — сказанные там взглядами или шевелением губ, теперь наполняют душу тихим праздничным звоном. Сейчас Глеб не мог бы представить или вспомнить каких-либо недостатков жены. Она казалась сплетённой из одних достоинств. Из верности. Развод перед законом? Без сожаления относился Глеб к разрыву гербовой бумажки. Вообще какое дело государству до союза душ? Да и до союза тел? Но, довольно побитый жизнью, он знал, что у вещей и событий есть своя неумолимая логика. В повседневных действиях ... текст полностью ...
Полное собрание сочинений. Том V, Часть 2 читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... духом. С 1740 по 1746г. он изучал богословие, философию и математику; 9 лет после этого провёл в качестве домашнего учителя и лишь в 1755 году окончательно остановился на философии. Вскоре затем он сделался профессором логики и философии и на этом поприще стяжал себе славу крупнейшего из философов. Жизнь он вёл чрезвычайно правильную и, несмотря на самые блестящие предложения, ни за что не соглашался покинуть родной город. Кант радостно приветствовал французскую революцию, в которую тогда верили большинство учёных и мыслителей, как в новую форму социального творчества. Идеи Руссо об общественном договоре и воспитании оказали на него глубокое влияние. Мы не будем рассматривать эти заимствования, так как разберёмся в них по первоисточнику. Значение Канта не в политических идеалах, от которых ничем не могли воспользоваться любители радикальных переворотов, а в новой постановке философских проблем. Рамки задания не позволяют нам целиком излагать всю философскую систему Канта, которая одна могла бы заполнить целый том; поэтому мы должны оговориться, что возьмём от неё только прикладную сторону, имеющую социологическое значение. Что же касается остального, то мы коснёмся ... текст полностью ...
Энциклопедический словарь крылатых слов и ...Искать в Источникеazbyka.ru
... в античное время и до Сенеки. Так, например, Гораций в своем «Искусстве поэзии» писал: Pictoribus atque poetis quidlibet audendi semper fuit aequa potestas [пикторибус атквэ поэтис квидлибэт аудэнти сэмпэр фуит эква потэстас] – Живописцам и поэтам всегда была дозволена какая угодно вольность. Обычно употребляется как шутливо-иронический синоним какого-либо отступления от точности в передаче информации. Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан Из стихотворения «Поэт и гражданин» (1856) Н. Л. Некрасова (1821 – 1877) . Используется как шутливо-ироническая форма напоминания об общественном долге. В конце XIX–XX вв. в России, помимо вышеприведенных, часто цитировались другие строки этого некрасовского стихотворения, в которых была выражена та же мысль – в несколько иной форме: Ах, будет с нас купцов, кадетов, Мещан, чиновников, дворян, Довольно даже нам поэтов, Но нужно, нужно нам граждан! Права или не права моя страна, но это моя страна Характерная фраза для американской политической традиции. Одна из первых ее формулировок относится к 1816 г., когда известный общественный деятель США Стивен Декатюр на обеде, устроенном в его честь в г. Норфолке (штат Виргиния) ... текст полностью ...
Воспоминания, Раздел 4 читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Владимира, убитого большевиками на этом самом месте. В течение нескольких часов убийцы, явившиеся в келью святителя, требовали от него, чтобы он освободил монахов от монастырского послушания и преобразовал монастырь на началах коммунистического равенства. Но митрополит оказался непоколебимо твердым до конца и по долгу пастырской совести отвечал на эти домогательства решительным отказом. Тогда его вывели за монастырскую ограду и расстреляли. Тут перед нами один из самых изумительных парадоксов нашей действительности. С одной стороны в жизни все носит подобие смерти, все свидетельствует об общественном разложении и гниении, о смертельной болезни Poccии. С другой стороны крест на месте кончины митрополита-мученика, да кресты на могилах безвременно погибших офицеров-мучеников — яркие свидетельства о неумирающей жизни России. Не все в ней погибло. Есть в ней великие непобедимые духовные силы, есть люди неспособные капитулировать перед злом и умирающие за правду. Вот о чем нам говорят эти кресты. Это духовный точки опоры для нашей веры в родину. Вспоминая этих дорогих отошедших, проникаешься чувством неизъяснимой бодрости. И становится очевидным, что своею смертью эти люди ... текст полностью ...
Очерки христианской этики, Раздел 10 читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... удовлетворение. Для того, чтобы находить радость и удовлетворение в обратном, в служении, необходимо покаянное изменение строя души. Служение требует жертвенности, а жертвенность невозможна без непрерывного и глубокого покаяния. Сравнительно легко служение осуществляется, например, в семье, особенно когда речь идет о необходимом ухаживании за немощными членами семьи (за больным ребенком, матерью, мужем) . Или — когда служение предполагается профессиональной деятельностью (как, например, у медсестры) , оно также протекает естественно и требует сравнительно небольших усилий. Когда речь идет об общественном служении, имеют в виду, главным образом, исполнение тех функций, при которых человек вынужден заниматься координационной, руководящей и другими видами обширной общественной деятельности. Большей частью в существующей реальности от самой идеи служения остается немногое: техническая сторона и необходимость отдавать делу много времени и сил. У этики общественного служения есть и еще один аспект. Она не ограничивается нравственными особенностями человеческих отношений, а включает в себя также и нравственную оценку самого рода деятельности. Прежде всего, это относится к различным ... текст полностью ...
Погружение во тьму - Волков О.В.Искать в Источникеazbyka.ru
... и устраиваться как мне заблагор ассудится; словом — в Москве, в чем-то обнадеживавшей и во многом разочаровывавшей. Рассказ об этих годах потребовал бы отдельной книги. Но мною — увы! достигнут возраст, уже не располагающий строить планы на будущее и в него заглядывать; я лишь очень условно, как бы платонически, рисую себе работу над главами повествования о вполне мирных днях столичного жителя, прибившегося к одной из наиболее привилегированных прослоек советского общества. Принадлежность к корпорации советских писателей не служит мерилом литературной одаренности, но дает представление об общественном положении. О том, как преуспеть на литературном поприще в Советском Союзе, заслужить прижизненное причисление к классикам и, наоборот, при истинном таланте не удостоиться признания, можно бы, разумеется, рассказать немало любопытного и поучительного, но — не скороговоркою и не походя, в заключительных страницах воспоминаний о подытоженном периоде жизни. Мне хочется их использовать для нескольких замечаний и небольшого комментария «от автора». Первое время по возвращении я налег на переводы, писал рассказы и очерки в охотничьи журналы. И приняли меня в Союз писателей в 1957 ... текст полностью ...
Опыт нравственного православного богословия в ...Искать в Источникеazbyka.ru
... порочные склонности. Яснейший пример лицемерия, как и самообольщения, в области религии и нравственности, Евангелие представляет нам в лице фарисеев, которые надевали на себя маску благочестия, чтобы «показаться пред людьми благочестивыми») Мф. 3: 5 (. Но лицемерие может быть и в других сферах жизни — в любовных сношениях между мужчиной и женщиной, когда соблазнитель ложно клянется в вечной любви и верности; в дружеских отношениях между людьми, когда они прикидываются друзьями; в политической жизни, когда тираны, как и поборники свободы, фальшиво заявляют о глубокой любви к отечеству и об общественном благополучии и этим достигают того, что склоняют легковерных людей к своим собственным целям. Немало лицемерия встречается в дипломатии, в науке и искусстве, когда выставляется напоказ чистая бескорыстная любовь к высшим идеалам, между тем как в действительности человек стремится просто к одобрению со стороны толпы. Частичное же лицемерие встречается всюду в жизни, и в общественных отношениях люди вопреки предписанию ап. Павла) Ефес. 4: 25 (нередко обманывают друг друга, злоупотребляя языком в целях взаимной тщеславной лести. Где только говорятся пустые, бездушные фразы, там ... текст полностью ...

  004   005   006   007   008   009   010   011   012   013  014   015   016   017   018   019   020   021   022   023   024

Постоянная ссылка на эту страницу: Об общественном идеале», изд. 3, 25
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"