Об общественном идеале», изд. 3, 25



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

История русской философии — Н.О. ЛосскийИскать в Источникеazbyka.ru
... Новгородцев, «падения веры в совершенном конституционном государстве», а также веры в социализм и анархизм, одним словом, «крах идеи рая на земле». Новгородцев не отрицает, что достижения современного конституционного государства, так же как и устремления социализма и анархизма, являются относительным благом, но он показывает, что они несоизмеримы с идеалом абсолютного блага. Поэтому если мы хотим избежать безнадежного тупика, то должны создавать наш идеал общества на земле, имея в виду «свободу бесконечного развития личности, а не гармонию законченного совершенства» ( «Об общественном идеале», изд. 3, 25 ) . Евгений Васильевич Спекторский (1873—1951) — последний избранный ректор Киевского университета, уехал из России после большевистской революции. Он был профессором в Любляне в Югославии и с 1947 г — профессор Русской православной академии в Нью-Йорке Основные работы Спекторского следующие: «Очерки философии общественных наук», 1907; «Проблема социальной физики в XVII в. », 1910; «Христианство и культура», Прага, 1925; «Христианская этика»[1]. В своей книге «Христианство и культура» Спекторский убедительно показал высокое положительное значение христианства для всех ... далее ...
С. Л. Франк. Духовные основы общества. | ...Искать в Источникеpravmir.ru
... представляет самую ценную часть труда. Категория соборности есть категория “мы”. “Мы” не есть множественное число от “я”, “мы” есть живой конкретный синтез “я” и “ты”. Синтез, представляющий собой новую степень бытия. Как эта “соборность” живет в самых холодных и внешних общественных отношениях, как она переживается даже во взаимной встрече человеческих глаз, в этом бессознательно-вспыхивающем “мы” — это показано с большой философской и художественной силой. Онтология общества кажется нам, однако, гораздо более неуязвимой и ценной у Франка, нежели аксиология, нежели этика (учение об общественном идеале) . Высшим этическим принципом он считает начало служения, начало должестования и обязанности. Это типичное кантианство в этике, которое повторяет: “o Pflicht, du heiliger Name! ”1. Оно существенно противоречит этике благодати, этике любви и свободы, как это показал Шелер (еще ранее Ремке) и как это всегда чувствовала русская религиозно-философская мысль. Этика благодати есть этика Бого-челове­ческого общения и Бого-человеческого творчества, и вот это общение (unio) и творчество не мыслится и не выражается в категориях службы, долга, и обязанности. Богу не нужны слуги, а ... далее ...
Окамененное нечувствие - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Маркс говорил вслед за Фейербахом) , а в состоянии материального мира в каждую эпоху. Отсюда становится понятным, почему борьба с религией связывается с самой сущностью коммунизма или, как верно говорит о. С. Булгаков, почему «пролетариату поручается миссия исторического осуществления дела атеизма». Религия есть выражение не порванной связанности человеческого духа с угасающими или угасшими общественными о? ношениями; поэтому борьба с религией входит в программу социального прогресса, как необходимый элемент активного содействия делу свободы. П. И. Новгородцев в своей замечательной книге «Об общественном идеале» прекрасно показал, что основное внутреннее противоречие в марксизме заключается в сочетании строжайшего детерминизма (вытекающего из логики экономического материализма) и революционного утопизма, присущего марксизму в учении о переходе к новому социальному строю. Для того чтобы этот переход совершился, необходимо развивать «революционное сознание», – словно сознание – с точки зрения марксизма – вообще есть сила! Ведь по известному выражению Маркса «не сознание определяет бытие, а бытие определяет сознание». Но революционный активизм, призыв к которому образует основной ... далее ...
О вере, неверии и сомнении, Часть 2 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... более серьезная часть книги – первая, где он высказывает вдумчивые и основательные свои переживания и думы именно об отношении веры и знания. Во второй части он собрал много фактов (недостаточно равноценных, впрочем) о явлениях из потустороннего мира. В третьей оспаривает теорию дарвинизма, тогда захватившую почти весь читающий мир. В начале прошлого столетия всем было известно имя канцлера Сперанского, – он оставил после себя специальные богословские книги. Из нового времени с почтением нужно вспомнить имя политико-эконома Павла Ивановича Новгородцева, написавшего за границей книгу «Об общественном идеале», в коей он, между прочим, открыто заявил всему интеллигентскому миру о крахе ложной идеи (еще Соловьевской) о «Царствии Божием на земле». Скромный он был при всей своей образованности, блестящей звездой пронесся по политико-философскому горизонту. Константин Леонтьев 42 – кончивший жизнь в Оптинском монастыре возле старцев; «Это – наш», – говорил о нем о. Амвросий. Пусть останется в потомстве и память о проф. Харьковского университета Максиме Максимовиче Ковалевском. Член Думы... Боже! Какой печальный шум подняли его знакомые и сочлены по партии, когда он пред смертью ... далее ...
Очерки христианской апологетики - читать, скачатьИскать в Источникеazbyka.ru
... рассматривается лишь под узким углом, лишь поскольку она задевает материальный общественный интерес. Сознание и чувство бесконечности природы, связь человеческой жизни с жизнью мира (в его бесконечности) в этих представлениях совершенно отсутствуют. « Неведомое будущее природы, возможность таинственных поворотов ее сил, беспомощность человека перед ее грозными возможностями – ничто подобное для них не имеет значения... Весь мир как бы замыкается в область общественных действий... Социологическая проблема общественного устройства поглощает в себе космологическую проблему (П. И. Новгородцев «Об общественном идеале, » гл. 2) . А между тем именно эта бесконечность природы и ее сил в перспективе делает невозможным утверждение полной независимости человека от природы, несмотря ни на какую степень развития техники. Трагедия жизни и смерти, зависимость нашей жизни от законов мирового бытия, катастрофических поворотов в нем не устраняются никакой техникой, никаким внешним и общественным устройством. В сравнении с бесконечностью мира и бытия, бесконечностью сил природы, только одной своей частицей раскрываемых в нашем рассудочном познании, упование на технику и победу над природой и ... далее ...
В какого Бога верит русский человек? - ...Искать в Источникеdoctorantura.ru
... во взгляде «западников» на Россию (в том числе и тех, на которых ссылается автор – Чаадаев, Ключевский, Чехов) есть своя правда, часто горькая. Однако некоторые черты русской жизни вызывали горечь и у представителей другого интеллектуального направления – «славянофилов» (достаточно вспомнить А. С. Хомякова, также упоминаемого в статье) . Когда мы сегодня стараемся услышать голоса тех и других, главное, на мой взгляд, не в том, что одни идеализировали старомосковский жизненный уклад, а другие – западноевропейский путь развития. Самые важные вопросы касаются различий в представлениях об общественном идеале, об основополагающих ценностях, прежде всего религиозных и нравственных, и уже как следствие – о путях развития и об исцелении тех общественных болезней, которые требуют уврачевания. Автор статьи начинает с исторического рассмотрения «русской религиозной идеи», но завершает тезисом о необходимости «вывода “большого” русского народа из “добуржуазного” состояния». Критикуя то, что он считает «русской религиозной идеей», которая якобы не претерпевает существенных изменений на протяжении многих веков, он при этом молчаливо исходит из некоего собственного кредо: благо России ... далее ...
История русской философии - Православная ...Искать в Источникеpravmir.ru
... идеи «естественного права» и видит эту основу в этике. Уже в ранних работах своих Новгородцев боролся против последовательного «историзма» и неизбежно вытекающего из него релятивизма. Для него этика может быть основана лишь на идее «абсолютной ценности»[79], – поэтому он с редким у него пафосом говорит о «радостном признании абсолютных начал»[80]. Вместе с тем, стоя на почве трансцендентального идеализма, Новгородцев без колебаний утверждает «необходимость метафизических построений»[81]. «Человек жаждет абсолютного, – писал Новгородцев в заключительной главе своей замечательной книги «Об общественном идеале»[82], и в мире относительных форм он не находит удовлетворения», – он требует «стояния перед лицом Абсолютного»[83]. Вся тема книги «Об общественном идеале» в сущности связана для Новгородцева с проблемой Абсолютного – но взятой не в абстрактной форме, а в социальном мышлении. Владея, как никто, всей разнообразной литературой по вопросам социальной жизни, Новгородцев пока- 775 ЧАСТЬ IV зывает разложение «утопии земного рая», как «незаконной абсолютизации»[84] относительных форм социальной жизни. «В отношении к миру условной действительности, – пишет Новгородцев[85], – ... далее ...
Очерки христианской апологетики - Православная ...Искать в Источникеpravmir.ru
... рассматривается лишь под узким углом, лишь поскольку она задевает материальный общественный интерес. Сознание и чувство бесконечности природы, связь человеческой жизни с жизнью мира (в его бесконечности) в этих представлениях совершенно отсутствуют. " Неведомое будущее природы, возможность таинственных поворотов ее сил, беспомощность человека перед ее грозными возможностями - ничто подобное для них не имеет значения... Весь мир как бы замыкается в область общественных действий... Социологическая проблема общественного устройства поглощает в себе космологическую проблему (П. И. Новгородцев " Об общественном идеале " , гл. 2) . А между тем именно эта бесконечность природы и ее сил в перспективе делает невозможным утверждение полной независимости человека от природы, несмотря ни на какую степень развития техники. Трагедия жизни и смерти, зависимость нашей жизни от законов мирового бытия, катастрофических поворотов в нем не устраняются никакой техникой, никаким внешним и общественным устройством. В сравнении с бесконечностью мира и бытия, бесконечностью сил природы, только одной своей частицей раскрываемых в нашем рассудочном познании, упование на технику и победу над природой и ... далее ...
Красный дурман/Аналитика/ЖМПиЦВИскать в Источникеe-vestnik.ru
... в России, которые отчасти были компенсированы в работах русской эмиграции второй половины ХХ века (например, о. Александра Шмемана и в поздних работах А. Карташова) . Видно также и влияние тех или иных политических тенденций на выводы анализа (например христианского социалиста о. Сергия Булгакова, с одной стороны, и И. Ильина — с другой) . Автор деликатно не упоминает о крайностях и ошибках суждений. И зря. Былые ошибки мысли, правильно и тщательно проанализированные, помогут нам в будущем не повторить их. Кроме того, я бы дополнил круг анализируемых мыслителей трудами П. И. Новгородцева «Об общественном идеале» и «Восстановление святынь» и А. И. Карташева — «История русской Церкви». Возможно, следует привлечь и раннюю работу о. Александра Шмемана «Исторический путь Православия», в которой рассматривается вопрос об упущениях Русской Церкви в воспитании народа, приведших к революции и победе «красного дурмана». Эти мысли были бы крайне ценны в сегодняшнем контексте. Но все эти пожелания ни в коей мере не снижают общей очень высокой и вполне положительной оценки новой книги о. Георгия Митрофанова, которая, на мой взгляд, должна стать одним из важнейших учебных пособий как ... далее ...
В Москве представлена фундаментальная монография ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... секуляризацией», государство стало диктовать ей свои правила, что в итоге привело к «большой зависимости Церкви от власти, богословской несвободе». И даже такой значимый плод соборной мысли Русской Православной Церкви, как «Основы социальной концепции», который Костюк оценивает очень высоко, тем не менее, не дает ответа на многие животрепещущие вопросы и не располагает Церковь и общество к диалогу. «Социальная концепция Церкви «не сработала» за это десятилетие. «Основы социальной концепции РПЦ» написаны для Церкви — и только. А должно быть послание всему миру, не только христианам, об общественном идеале. Когда социальная доктрина приобретет универсализм, это будет признаком зрелости РПЦ», — сказал политолог. Главную сегодняшнюю проблему социально-этической православной мысли автор книги видит в том, что Церковь до сих пор не осмыслила новые реалии секулярного общества и пытается оценить новые процессы с прежних позиций, а в качестве вектора развития выбирает «протест против секулярной эпохи» и реконструкцию прежнего, что, по убеждению Костюка, «контрпродуктивно». Особенно если учесть, что РПЦ «в своей практике и документах не всегда оказывается на уровне своей ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Об общественном идеале», изд. 3, 25
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"