Об общественном идеале», изд. 3, 25



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

История русской философии — Н.О. ЛосскийИскать в Источникеazbyka.ru
... факт, указывает Новгородцев, «падения веры в совершенном конституционном государстве», а также веры в социализм и анархизм, одним словом, «крах идеи рая на земле». Новгородцев не отрицает, что достижения современного конституционного государства, так же как и устремления социализма и анархизма, являются относительным благом, но он показывает, что они несоизмеримы с идеалом абсолютного блага. Поэтому если мы хотим избежать безнадежного тупика, то должны создавать наш идеал общества на земле, имея в виду «свободу бесконечного развития личности, а не гармонию законченного совершенства» ( «Об общественном идеале», изд. 3, 25 ) . Евгений Васильевич Спекторский (1873—1951) — последний избранный ректор Киевского университета, уехал из России после большевистской революции. Он был профессором в Любляне в Югославии и с 1947 г — профессор Русской православной академии в Нью-Йорке Основные работы Спекторского следующие: «Очерки философии общественных наук», 1907; «Проблема социальной физики в XVII в. », 1910; «Христианство и культура», Прага, 1925; «Христианская этика»[1]. В своей книге «Христианство и культура» Спекторский убедительно показал высокое положительное значение ... далее ...
О Боге, которого ищут / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... во взгляде " западников " на Россию (в том числе и тех, на которых ссылается автор - Чаадаев, Ключевский, Чехов) есть своя правда, часто горькая. Однако некоторые черты русской жизни вызывали горечь и у представителей другого интеллектуального направления - " славянофилов " (достаточно вспомнить А. С. Хомякова, также упоминаемого в статье) . Когда мы сегодня стараемся услышать голоса тех и других, главное, на мой взгляд, не в том, что одни идеализировали старомосковский жизненный уклад, а другие - западноевропейский путь развития. Самые важные вопросы касаются различий в представлениях об общественном идеале, об основополагающих ценностях, прежде всего религиозных и нравственных, и уже как следствие - о путях развития и об исцелении тех общественных болезней, которые требуют уврачевания. Автор статьи начинает с исторического рассмотрения " русской религиозной идеи " , но завершает тезисом о необходимости " вывода " большого” русского народа из " добуржуазного” состояния " . Критикуя то, что он считает " русской религиозной идеей " , которая якобы не претерпевает существенных изменений на протяжении многих веков, он при этом молчаливо исходит из некоего собственного кредо: ... далее ...
С. Л. Франк. Духовные основы общества. | ...Искать в Источникеpravmir.ru
... представляет самую ценную часть труда. Категория соборности есть категория “мы”. “Мы” не есть множественное число от “я”, “мы” есть живой конкретный синтез “я” и “ты”. Синтез, представляющий собой новую степень бытия. Как эта “соборность” живет в самых холодных и внешних общественных отношениях, как она переживается даже во взаимной встрече человеческих глаз, в этом бессознательно-вспыхивающем “мы” — это показано с большой философской и художественной силой. Онтология общества кажется нам, однако, гораздо более неуязвимой и ценной у Франка, нежели аксиология, нежели этика (учение об общественном идеале) . Высшим этическим принципом он считает начало служения, начало должестования и обязанности. Это типичное кантианство в этике, которое повторяет: “o Pflicht, du heiliger Name! ”1. Оно существенно противоречит этике благодати, этике любви и свободы, как это показал Шелер (еще ранее Ремке) и как это всегда чувствовала русская религиозно-философская мысль. Этика благодати есть этика Бого-челове­ческого общения и Бого-человеческого творчества, и вот это общение (unio) и творчество не мыслится и не выражается в категориях службы, долга, и обязанности. Богу не нужны слуги, а ... далее ...
В какого Бога верит русский человек? / Статьи / ...Искать в Источникеpatriarchia.ru
... во взгляде «западников» на Россию (в том числе и тех, на которых ссылается автор ― Чаадаев, Ключевский, Чехов) есть своя правда, часто горькая. Однако некоторые черты русской жизни вызывали горечь и у представителей другого интеллектуального направления ― «славянофилов» (достаточно вспомнить А. С. Хомякова, также упоминаемого в статье) . Когда мы сегодня стараемся услышать голоса тех и других, главное, на мой взгляд, не в том, что одни идеализировали старомосковский жизненный уклад, а другие ― западноевропейский путь развития. Самые важные вопросы касаются различий в представлениях об общественном идеале, об основополагающих ценностях, прежде всего религиозных и нравственных, и уже как следствие ― о путях развития и об исцелении тех общественных болезней, которые требуют уврачевания. Автор статьи начинает с исторического рассмотрения «русской религиозной идеи», но завершает тезисом о необходимости «вывода " большого " русского народа из " добуржуазного " состояния». Критикуя то, что он считает «русской религиозной идеей», которая якобы не претерпевает существенных изменений на протяжении многих веков, он при этом молчаливо исходит из некоего собственного кредо: благо ... далее ...
В Москве представлена фундаментальная монография ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... секуляризацией», государство стало диктовать ей свои правила, что в итоге привело к «большой зависимости Церкви от власти, богословской несвободе». И даже такой значимый плод соборной мысли Русской Православной Церкви, как «Основы социальной концепции», который Костюк оценивает очень высоко, тем не менее, не дает ответа на многие животрепещущие вопросы и не располагает Церковь и общество к диалогу. «Социальная концепция Церкви «не сработала» за это десятилетие. «Основы социальной концепции РПЦ» написаны для Церкви — и только. А должно быть послание всему миру, не только христианам, об общественном идеале. Когда социальная доктрина приобретет универсализм, это будет признаком зрелости РПЦ», — сказал политолог. Главную сегодняшнюю проблему социально-этической православной мысли автор книги видит в том, что Церковь до сих пор не осмыслила новые реалии секулярного общества и пытается оценить новые процессы с прежних позиций, а в качестве вектора развития выбирает «протест против секулярной эпохи» и реконструкцию прежнего, что, по убеждению Костюка, «контрпродуктивно». Особенно если учесть, что РПЦ «в своей практике и документах не всегда оказывается на уровне своей ... далее ...
Богословие примирения: к столетию Великой ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... форма монофизитства, отрицание двух природ, подавление человеческой природы. Человеческая природа, человеческая свобода были подавлены, не выражены в исторических христианских государствах, в государствах теократических, и потому в них христианство реально не осуществлялось. Осуществление христианства в жизни есть богочеловеческий процесс и потому предполагающий активность человеческой свободы» [33]. 13. Совмещение государственного строя и духовности народа. «Никакой социальный строй не может быть целью, он всегда лишь средство для высших, надсоциальных и внесоциальных целей. Строго говоря, не может быть и речи об общественном идеале как предельной цели, всякая внешняя общественность есть лишь средство. Социальный максимализм основан на смешении средств с целями, на подмене, на превращении общественных средств в идеалы. К социальности, к общественности не может быть максималистского, т. е. религиозного отношения, потому что всякая социальность, общественность целиком относится к категории средств, а не целей жизни. Религиозным же может быть лишь отношение к целям жизни, никак не к ее подчиненным средствам. Я не могу иметь религиозного чувства к вилке, которой ем, а внешняя ... далее ...
О Боге, которого ищут : Портал Богослов.RuИскать в Источникеbogoslov.ru
... во взгляде " западников " на Россию (в том числе и тех, на которых ссылается автор - Чаадаев, Ключевский, Чехов) есть своя правда, часто горькая. Однако некоторые черты русской жизни вызывали горечь и у представителей другого интеллектуального направления - " славянофилов " (достаточно вспомнить А. С. Хомякова, также упоминаемого в статье) . Когда мы сегодня стараемся услышать голоса тех и других, главное, на мой взгляд, не в том, что одни идеализировали старомосковский жизненный уклад, а другие - западноевропейский путь развития. Самые важные вопросы касаются различий в представлениях об общественном идеале, об основополагающих ценностях, прежде всего религиозных и нравственных, и уже как следствие - о путях развития и об исцелении тех общественных болезней, которые требуют уврачевания. Автор статьи начинает с исторического рассмотрения " русской религиозной идеи " , но завершает тезисом о необходимости " вывода " большого” русского народа из " добуржуазного” состояния " . Критикуя то, что он считает " русской религиозной идеей " , которая якобы не претерпевает существенных изменений на протяжении многих веков, он при этом молчаливо исходит из некоего собственного кредо: ... далее ...
Православие и экономика: аксиологические ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... Василенко И. А. Православная этика и цивилизационный архетип русской власти. С. 116-117. [26] Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М., 1991. С. 258. [27] Согласно этики Канта нравственным является только такое действие, которое изначально не обременено эмоционально-психологоческой пристрастностью (см. : Василенко И. А. Православная этика и цивилизационный архетип русской власти. С. 117) . Именно поэтому помощь ближнему воспринимается только как помощь материальная. [28] Цит. по: Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995. С. 197. [29] Карташев А. В. Указ. соч. С. 244. [30] Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М., 1991. С. 580. Социология, Отечественная история, Церковь и государство, Экономика Зарегистрировавшиеся посетители могут подписаться на рассылку комментариев к этой статье. Написать комментарий Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по ... далее ...
Человек. Смыслы. Ценности / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... всего, с поиском и реализацией личного ( лично-творческого ) идеала, так или иначе соотнесенного с идеалом общественным. «И личное творчество, и общественное созидание находят свой истинный смысл в стремлении к абсолютному идеалу. Это стремление освещает их высшим светом, дает им твердую почву и опору. И для того, кто принял в свое мировоззрение этот высший свет, не страшен ни шум безбрежного моря, ни мрак надвигающейся ночи. За бесконечностью времен и пространств раскрывается тогда безусловный разум вещей, который в нашей временной жизни дает ее вечное значение», – указывал в книге «Об общественном идеале», напечатанной первым изданием в 1917-м революционном году выдающийся отечественный государственник-правовед П. И. Новгородцев. Для православного христианина личный идеал стяжание Духа Святого, согласно преподобному Серафиму Саровскому, а общественный идеал Град Божий, согласно блаженному Августину, епископу Иппонийскому. В живом литературном описании художественный образ мог трансформироваться по-разному – от образа святого в житийной святоотеческой литературе до «обычного» русского человека, воспитанного и образованного в отечественной традиции и ее ... далее ...
История русской философии, Часть 2 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... не для тех, кому суждено выразить своей участью идею дисгармонии…». Начиная с этого момента, в котором утверждение абсолютной ценности личности выражено с полной силой, хотя и слишком патетически, в Белинском развивается постепенно новое мировоззрение, в котором еще очень много есть отзвуков гегелианства, 643 но основной акцент которого лежит в утверждении персонализма. Именно темы персонализма склоняют мысль Белинского к социализму, – конечно, утопическому, ибо другого тогда и не было, да к другому Белинский и не мог бы пристать. «Утопия земного рая», как верно характеризует все социалистические построения ХIХ-го века. П. И. Новгородцев в своей книге «Об общественном идеале», 644 влекла к себе Белинского так же, как она влекла в это время Герцена, Боткина и др. Во имя личности, во имя ее нормального развития и обеспечения «каждому» возможности этого развития, стоит Белинский за социалистический идеал. Человек метафизически не прочен, – в этой мысли, уводившей Белинского от системы Гегеля, заключался первый новый шаг в его мысли («разве рождение и гибель человека не случайность? » – спрашивает Белинский в одном письме; «разве жизнь наша не на волоске ежечасно и не зависит от ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Об общественном идеале», изд. 3, 25
Справочник - ПОИСКОВ.РФ