7 января 1930 года на общем собрании церковного прихода церкви села Михайловского Церковный Совет в полном составе подал в отставку. Общее собрание не признала причины уважительными и всех попросило остаться на своих постах. В течение нескольких десятилетий храм подвергался бессмысленному разрушению. Первыми подверглись разрушению колокола, их на колокольне было 9: большой колокол – 4429 кг (в нём было 416 кг серебра), колокол 1010 кг, колокол 985 кг, пожарный колокол 275 кг, пять маленьких колоколов – 50 кг, 32 кг, 16 кг, 12 кг и 8 кг. В 1932 году они были уничтожены 8 колоколов. Первоначально колокола разбивались на колокольне и отдельными кусками спускались по жёлобу на землю. По настоятельной просьбе жителей села один из маленьких колоколов был сохранен и долго использовался как пожарный и висел на перекладине в центре села. Однако в 1985 году, во время строительства асфальтовой дороги Михайловское – Власьево, он пропал, и последняя память о прекрасной колокольне исчезла. В 1937 году церковь была закрыта. В подтверждение этого факта и в исполнение требований губернского административного отдела с основного храма был сброшен крест. Это произошло в конце июля 1937 года. Было жарко и душно. Для контроля за выполнением предписания и руководством работ из Калинина на двух машинах прибыли сотрудники в форме НКВД. Народу собралось очень много. Были жители не только из Михайловского, но и из других деревень. Один из жителей села Васильевское (маленького роста, со сморщенным лицом, выглядел как старец) уговаривал приехавших из Калинина не трогать крест, говорил им, что это большой грех и что на тех, кто творит безобразие, будет кара небесная. Люди в форме были настроены агрессивно и отмахивались от него, как от назойливой мухи. Главным «героем» этого безрассудного действия был житель села Васильевское по прозвищу «Мокшан». В повседневной жизни он всегда был неопрятно одет, ходил пьяным или искал, где бы выпить. Его задачей было забраться на купол храма, привязать веревку к основанию креста и сбросить ее вниз.

http://sobory.ru/article/?object=09033

Новая колокольня над святыми воротами построена в 1818 году при архимандрите Лаврентие. Поводом к построению её в прошении было выражено только то, «что во многих монастырях для благолепия монастырей построены колокольни над святыми воротами». Для построения колокольни братия просила епархиального архиерея продать серебряную водосвятную чашу, 2 пивные серебряные кружки, 3 подноса и чарки; но это не было разрешено, а дозволено только разобрать старую каменную братскую трапезу с кухней, две братские кельи, погреб, поварню и упразднённую над святыми вратами церковь . Ныне на колокольне 8 колоколов. Большой колокол (в 450 пудов) 371 кг] перелит в 1859 году из прежнего большого разбитого, в 850 пудов 923 кг], с прибавлением 20-пудового колокола кг] и медной посуды за 1 621 р. 50 к. Другой колокол, в 52 пуда 15 фунтов кг], лит в 1716 году при игумене Иосифе; третий колокол, в 14 пудов 88 фунтов кг], новый, четвёртый (новый) около 10 пудов кг], пятый и шестой около 5 пудов, седьмой и восьмой около 4 пудов. Во вкладной монастырской книге записаны также вклады колоколами: в 1619 году царь Михаил Феодорович пожаловал 1 колокол повседневный; в 1690 году стольник Иван Релант колокол в 1 000 р.; в 1750 году архимандрит Нифонт привёз из пустыни Толпыгиной 3 колокола небольшие. Были перелиты колокола: • в 1715 году при Иосифе старый в 24 пуда 15 фунтов кг] и другой в 4 пуда –и вылиты: один в 52 пуда 15 фунтов кг], а другой в 1 пуд и 3 фунта кг]; • в 1825 г. перелит большой колокол из прежнего, литого в 1725 году. 5. Столп Близ соборной церкви каменный столп. Он сделан на месте столпа, на котором молился и постился Преподобный Никита и был убит от своих рабов, с целью воспользоваться его железными веригами, которые показались им золотыми. По описи 1701 года столп этот был каменный же, а на столпе шатёр и чулан были крыты тёсом. В 1768 году вокруг столпа вместо деревянных папертей сделана была, по нарочно составленному в 1755 году рисунку, галерея каменная и под столпом в земле келья каменная с окошком, а в 1777 году устроен каменный рундук. В 1796 году столп был расписан живописными изображениями, взятыми из жития Преподобного; в 1845 году живопись эта была исправлена. В этом виде столп существует в настоящее время. 6. Часовни вне монастыря

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

1928 год - колония выводится из стен монастыря. Здания, которые она занимала, а также здания за стенами обители передаются ВЦСПС для организации «дома отдыха трудящихся им. Рыкова». Музей открывается вновь (занимаемые здания — Рождественский собор, Троицкая церковь, восточная половина Трапезной палаты XVII века, 1-й этаж Казначейского корпуса, Звонница, Красная и северо-восточная угловая башни), но реорганизуется с краеведческим уклоном. Кроме того, музей получает как филиал Успенский собор на Городке, незадолго до этого закрытый для церковных служб, и церковную сторожку при нем. 1930 год - согласно предписанию «Рудметаллторга» от 7 января со Звонницы были сняты и отправлены на переплавку: 1) 11 мелких колоколов разного времени отливки общим весом в 70 пудов (около 1147 кг); 2) Кесарийский колокол весом 41 пуд (672 кг), отлитый в 1792 году; 3) Колокол весом 125 пудов 22 фунта (2056,5 кг), отлитый в 1831 году; 4) Колокол весом 261 пуд (4275 кг), отлитый в 1831 году; 5) Колокол весом 438 пудов (7174 кг), дата отливки неизвестна. Кроме этого, из Скита преподобного Саввы Сторожевского был вывезен колокол весом 600 пудов (9828 кг), отлитый после 1860 г. На Звоннице остается два колокола — 35-тонный Большой Благовестный и часовой колокол. 1941 год, конец осени — начало зимы - произведена попытка снять для эвакуации 35-тонный Большой Благовестный колокол. По официальной версии, попытка была неудачной, при падении колокол разбивается на части (по другим данным — колокол был взорван прямо на Звоннице). Металл увозят на переплавку для военных нужд, на территории остается несколько фрагментов от стенок колокола и часть языка. 1949–1950 гг. - в монастыре начинаются первые реставрационные работы под руководством архитектора В.И. Федорова. 1998 год, апрель - на монастырскую Звонницу были подняты новые колокола, отлитые на заводах России на средства благотворителей. Первая Пасхальная служба в обители. На монастырскую Звонницу были подняты еще три колокола, самые большие — постный весом 31 пуд (500 кг), будничный весом 40 пудов (670 кг) и праздничный весом 100 пудов (1640 кг). 

http://sobory.ru/article/?object=11791

28 июня 1912 г. Успенский храм на городском кладбище осмотрел Преосвященный Димитрий (Сперовский), епископ Рязанский и Зарайский. Церковь им была найдена «небольшой, но тёплой и довольно чистенькой. Пел хор певчих, хотя и небольшой». Собравшимся в храме жителям Раненбурга Владыка Димитрий рассказал притчу о любостяжательном богаче и поучал не пристращаться к богатству и чаще думать о смерти. «Воспоминание о смерти, - говорил Владыка, - самое первое условие нашего спасения. Не забывай и помни последняя твоя и во веки не согрешиши». На Успенском городском кладбище нашли свой последний приют представители многих родов раненбургского купечества и духовенства. К сожалению, подавляющее большинство надгробий с их могил «не пережило» советскую эпоху. А начинала своё наступление на городское кладбище богоборческая власть в апреле-мае 1922 г., когда 11 апреля т.г. из Успенской церкви было изъято церковных ценностей весом 42 фунта серебра, а всего за время кампании из кладбищенского храма изъято 12 предметов серебряной утвари общим весом 1 пуд 13 фунтов 33 золотника. По сведениям 1929 г., в церкви находилась часть имущества «ликвидированного Петропавловского монастыря: 1. Икона (Казанская Божия матерь) серебряная. 2. Икона (Успение Божией Матери) серебряная. 3. Крест серебряный. 4. Потир серебряный. 5. Дискос серебряный. 6. Звездница серебряная. 7. Лжица серебряная. 8. Тарелок серебряных - 2. 9. Ковшик серебряный. 10. Кресты медные - 2. 11. Подсвечник большой - 1 - 30 кг. 12. Подсвечник средний - 1 - 15 кг. 13. Семисвечник - 50 кг. 14. Канунница медная - 10 кг. 15. Парча новая … 25 м». В 1929 г. из Успенской церкви изъято «негодное» и «излишнее» имущество из цветных металлов: «Имущество негодное: колокол разбитый 660 кг, колокол разбитый 40 кг, подсвечники - 3 по 30 кг. Излишне… колокол 560 кг». 12 января 1930 г. горсовет подготовил материалы о закрытии Успенской церкви и приспособлении её «под культурные нужды города». Однако закрыт был кладбищенский храм - последний храм в Раненбурге только через несколько лет, в конце 1934 г. В последующем храм был заброшен, постепенно ветшал и разрушался. В настоящее время предпринимаются попытки восстановления единственного в истории Раненбурга-Чаплыгина кладбищенского храма.

http://sobory.ru/article/?object=19274

99 Волог. Епарх. Вед. 1865 г. стр. 53. Христианство в пределах Архангельской епархии стр. 14. Василий Степанович Своеземцев – инок Варлаам, оставив почетное династическое звание посадника в Важской области, переселился со своим семейством на р. Вагу. Близь своего дома верстах в 65 от Шенкурска при р. Ваге и Пинежке он построил монастырь во имя Иоанна Богослова. Кроме монастыря он построил три церкви, приписав к ним села с деревнями. Сын его Иван Васильевич дал монастырю села на Паденге. Подробнее о Ваге и заселении её – Север. Архив 1827 г. т. III, IX, ч. XXVII – в стетье: «Нечто о пятинах Новгородских и особенно о стране, известной издревле под именем Ваги». 100 Полн. Собр. Р. Л., VI, стр. 282, 289. Лопарей Кандалажской губы летописец называет жившими усть р. Невы.... Так не могло быть по географической несообразности. 102 Макарий, Ист. Рус. Цер. VI, 327–329. Христианст. в пред. Арханг. епархии, стр. 32, 35, 36. Истор. – статист. описание С. Петербургской епархии I, 9 стр. и др. На острове Муе Кемской волости, Вожской (Вотской) пятины, принадлежавшем Соловецкому монастырю, где жило много корелов и лопарей, явился Муезерский Троицкий монастырь с двумя церквами; в Кольской волости, помимо Троицкого монастыря, построена соборная церковь . В вотчинах Соловецкаго монастыря по рекам, где в XV и XVI вв. распространялось христианство, насчитывалось 26 церквей: в Сумском остроге – 1, в Кемском городке – 1, в Вирме – 1, в Калежме – 2, в Кушерецкой волости – 1, в Шижне – 1, в Сороке – 1, в Шуе – 1, в Варзуге – 1, в Керети – 3, в Умбе – 1, Нюхче – 1, в Пижмо-озере – 2, в Пурине – 2, в Лямце – 2, в Золотцах – 1, в Пиале – 1, в Турчасове – 3, в Яренгском погосте – 1. (Описан. Соловецк. монаст. 392–417). 103 Доп. Акт. Ист. I, 28, 43. Полн. Соб. Рус. Л. V, 73–74; VI, 292– 296. Томилин, Великоновгородская святительская кафедра, стр. 33. Знаменский П. В. Руководство к Русской Церков. Истории, стр. 121. 104 Пол. Собр. Р. Лет. IV, 119, 125. Христианст. в предел. Архан. епарх. 23 стр. Ист. княж. Псковского, III, 6–7. Норвежцы, желая отомстить заволочанам за прежние обиды, в 1419 г. повоевали у них одиннадцать мест на р. Варзуге (Кольского у. Арх. губ) – погост Корельский и в земле Заволочской погосты: на Неноксе (Архан. у.), в Козельском монастыре св. Николая, Конечный погост, Яковлю, Курью, Ондреанов берег, Киг-остров, Кяр-остров, Михайлов монастырь, Чиглоним и Хечиниму (Соловьев. Ист. России, I, IV, 1046). Помимо северной области Заволочьем назывался еще старинный город Новгородской епархии, тоже отдаленный, только на юге, в верховьях р. Великой (А. И. V, 187).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

А во оно время изволениемъ самодержца государя царя и великого князя Алекся Михайловича всеа Русии преподобнаго Сергия житие повелнно бысть напечатати; сия же, яже от нас быша написана, самодержецту же повел напечатати. Печатницы же, иже на Печатном двор, тх новых чюдес яко тридесять и пять главизнъ напечаташа в Сергиеву книгу, яже от насъ принесена быша; прочая же от чюдесъ святаго в небрежении положиша. И яко же они возгордвшеся и небрегоша о чюдсх святаго, сиц нцыи от них и сами в небрежении животъ свой препровадиша. Истинну бо глаголаху лож быти и вмняху в случай, а не в чюдеса, яко же о источнице новоявльшагося кладезя, иже у церкви Пречистые Богородицы в стен у паперти, небрегоша по истинн напечатати, и последи уже и напечаташа с понужением, но не по истинн, но нкую лож от своего вымыслу приложше. И не во многих книгах о семъ источниц напечаташа, в прочих жекнигах Сергиева жития и того не напечаташа, яко совстию своею зазираеми быша; тако же и ины от чюдес святаго изринуша и напеча[та]ти небрегоша. Зрите же боголюбивии: иже нкогда гордии небрегоша и по истинн напечатати не восхотша о новоявленнмъ кладезе, его же Богъ и Пречистая Его Богоматерь дарова молитвами святаго Сергия, и се нын велия чюдеса и дары целебныя от тоя богодарованныя воды подаются нескудно, и не токмо простии, но и велможи различныя исцеления приимаютъ, паче же государь и самодержецъ царь и великий князь Алексй Михаиловичь всеа Русии, приходя присно, и от того святаго источника своима царскима рукама почерпаше в честь и похвалу Пресвятей Троице и Пречистей Богородице, и преподобнымъ чюдотворцемъСергию и Никону благодарения воздавая. Тако же и святйший патриархъ Иосифъ московский и всеа Росии в нынешнемъ во 160-м году, купно с самодержцемъ, празновал празник преподобнаго Сергия сентября въ 25 день и о чюдеси святаго Сергия явно всмъ проповда, яко молитвами его святыми от болезни утробныя исцление прием и от тоя воды новоявльшагося кладезя здрав бысть, и повелвъ нам сие написати в чюдесх святаго, его же и написахомъ, иже напослди повсть объявитъ.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

А. Каннинен предложил на рассмотрение чертежи, которые были одобрены и утверждены комиссией по строительству, но Епархиальное управление не одобрило их и предложило новые варианты, которые, в свою очередь, отвергла комиссия по строительству. В конце концов, в октябре 1894 г. комиссия утвердила эскизы, изготовленные мастером-строителем Александром Рутиным. Законченные чертежи им были предоставлены в мае 1895 г. Архиепископом было издано решение 01.06.1895 г., после чего протоколы высланы в экономический отдел Сената для утверждения. Сенат одобрил их 18.07.1895 г. Таким образом было начато строительство церкви. Церковь строилась 1895-98 г. Строительный лес и др. пиломатериалы доставлялись с лесопилки в Нурмисаари (остр. Нурми). Строительством занимался уроженец Хельсинки Г.В. Сольхберг. Так быстро продвигались дела, что уже в мае 1896 г. начали крыть крышу. Для отопления строили кафельные печи. Архиепископ Антоний предложил над алтарем сделать свод. В июне 1897 г. было объявлено, что внутренняя отделка почти закончена. В декабре этого же года остались незаконченными некоторые внутренние работы. Окраску снаружи решено проводить весной 1898 г. 11 августа было объявлено, что церковь готова. Строительные работы проводились под контролем торговца Каннинена. Церковь была освящена архиепископом Антонием (Вадковским) 02.10.1898 г. в честь Вознесения Господня. В декабре 1898 г. были подсчитаны затраты на строительство, которые составили 45 000 марок. Основная часть были пожертвования. Торговец Каннинен вложил своих денег примерно 3 300 марок. Живущие в Петербурге хозяева Питкярантского завода, обещавшие помогать в строительстве, не выполнили своего обещания, и комиссии по строительству пришлось прибегнуть к помощи Епархиального управления и Консистории. В церкви были неокрашенными крыша и пол. Стены были бревенчатые, обшитые доской и покрашены масляной краской. Колоколов было семь и вес их составлял 695 кг, 345 кг, 135 кг, 70 кг, 35 кг, 16 кг и 10 кг. Они были отлиты на Орловском заводе Петербурга в 1898 г. Пол был покрашен в 1926 г.

http://sobory.ru/article/?object=54073

Архангельский собор является уникальным для начала XVII века ансамблем, где церковь соединена с колокольней. В 2009 году на звоннице собора появились новые колокола, отлитые по благословению управляющего Нижегородской епархией на личные средства депутатов областного Законодательного Собрания. Самый большой колокол «Законник» весит 530 кг. Звонница для Симеоновской церкви состоит из 11 колоколов. Общий вес кампанов — 2475 кг, самый большой из них весит 1200 кг. В звоннице для Никольской церкви — десять колоколов, самый большой из них весит 460 кг. На соборную колокольню в кремле подняты колокола общим весом 12 787 кг. Главный благовестник звонницы весом 6200 кг — дар Президента Российской Федерации В.В. Путина к 800-летию города. На профили кампанов нанесены рельефные иконы, посвященные праздникам и святым, в честь которых были освящены исторические храмы кремля: образ Преображения Господня (в память уничтоженного Спасо-Преображенского собора), образ святителя Николая Чудотворца (в честь возрожденной Никольской домовой церкви при военном манеже), икона Успения Божией Матери (в память разрушенного Успенского военного собора). Все колокола кремлевских храмов были отлиты на Ярославском колокольном заводе братьев Шуваловых в городе Тутаеве. Колокольня кремлевского Спасо-Преображенского кафедрального собора стояла к западу от него. По архитектурному решению здание представляло собой восьмигранный столп с восьмигранной же шатровой крышей. Издревле в колокольне были устроены две церкви: в честь мучеников Иоанна Воина и Феодора Стратилата. Обе они сгорели во время большого пожара 1715 года. После пожара по благословению митрополита Нижегородского и Алатырского Сильвестра (Волынского) колокольня была отстроена в камне. В 1716 году, по завершении строительства, на нее с Часовой башни кремля были перенесены древние часы. Их присоединили к малым («зазвонным») колоколам, общее число которых в начале XVIII века достигло двенадцати. В августе 1918 года все храмы Нижегородского кремля были закрыты для богослужения. К 1924-му кафедральный собор, пустовавший шесть лет, отсырел и стал разрушаться. В ноябре губисполком начал разбирать колокольню. Тогда губернский музей обратился в ВЦИК с просьбой защитить памятник XVII века, однако сотрудники губисполкома заверили, что работы ведутся только «для устранения опасных мест». Однако к 1929 году колокольня все же была разобрана. В том же году в связи со строительством Дома Советов взорвали и сам собор.

http://patriarchia.ru/db/text/5970251.ht...

Возрождение церкви началось в 1995 году. В течение многих лет восстановительными работами занималось Патриаршее подворье города Ростова. В настоящее время для богослужения используется тёплая трапезная часть храма. Святой престол в алтаре посвящён святым бессребреникам Косьме и Дамиану Асийским, память которых отмечается 1 (14) ноября и освящён 13 октября 2002 года протоиереем Вячеславом Савиных по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В январе 2004 года по благословению Высокопреосвященного Кирилла, Архиепископа Ярославского и Ростовского, был образован приход церкви святых Косьмы и Дамиана Ярославской епархии Русской Православной Церкви. Колокольный набор храма святых бессребреников Косьмы и Дамиана в начале 20 века: 2478 кг (151 п. 12 ф.), 1090 кг (66 п. 23 ф.), 404 кг (24 п. 27 ф.), 244 кг (14 п. 36 ф.), 126 кг (7 п. 27 ф.), 33 кг (2 п.) По материалам: ГМЗРК Р-217, Л.38.Ярославские Епархиальные ведомости, 1911. А.Е. Веденеева Колокольные наборы приходских церквей Ростова и ростовского уезда в начале XX в.//Колокола и колокольни Ростова Великого. Ярославль, 1995. С. 101-102. А.А. Титов. Переписные и дозорные книги Ростова-Великаго. - М., 1911. С. 63. А.А. Титов. Ростов Великий в его церковно-археологических памятниках. Среди домов Ярославской улицы не сразу увидишь невысокую одноглавую церковь с шатровой колокольней, расположенную в Космодемьянском переулке (совр. Перовский пер.). Это храм в честь иконы Божией Матери Одигитрии, но в Ростове он больше известен как церковь святых Космы и Дамиана, поскольку она находится на месте одноимённого деревянного храма, который, в свою очередь, стоял на месте существовавшего здесь в древности монастыря в честь этих святых. Каменную церковь заложили в 1762 году, а освятили в 1775-м. Главный престол во вновь построенном храме посвящён иконе Божией Матери Одигитрии, приделы - во имя святых Космы и Дамиана Римских (правый) и святых Константина и Елены (левый). Переосвящение главного престола связано с почитанием чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Одигитрии, которая находилась в деревянной Космодемьянской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=00601

II. Колокольня каменная. Прежде она стояла при северо-западном углу построенного царём Иоанном Грозным соборного храма во имя святого великомученика Феодора Стратилата. В переписных книгах 1653 года пишется о ней так: да колокольница каменная о четырёх столпех, связи брусяныя, на столпех два ряда брусяных, да четыре ряда осмерику брусянаго с подпорами, на осмерике шатёр, на шатре глава обита чешуёю. На колокольнице колокол благовестный, под ним средних колоколов три, да зазвонных два; во-всех весу 38 пудов 6 гривенок кг], 10 да в прошлом 7161 (1652) году куплен благовестный колокол, весу в нём 52 пуда кг]. В 1701 году слит колокол во 105 пудов кг], а в 1770 году старанием игуменьи Арсении слит колокол во 111 пудов кг]. В 1701 году по указу Императора Петра I четвёртая доля весу колоколов потребована на пушечный двор в Москву, и отвезён колокол в 52 пуда кг]; с него сдали 2 колокола в монастырь. Нынешняя колокольня застроена была в 1681 году и окончена строением в 1705 году частию на монастырские деньги, частию на жертвы доброхотных дателей. 11 На плане монастырском 1694 года особой колокольни ещё не было. В 1868 году старанием игуменьи Максимиллы и вкладом Московского 1-й гильдии купца Бориса В. Глинского слит колокол в 309 пудов кг]. Прочие здания в Фёдоровском монастыре 1 . Настоятельские кельи о двух этажах. Они построены в 1825 году из погоревшего большого больничного корпуса, что был при Казанской церкви. 12 2 . Двухэтажный корпус на северо-западной стороне монастыря для жительства живущих в монастыре. Отстроен Петербургским купцом Аврамием Ушаковым при игуменье Максимилле в 1865 году. 13 3 . Двухэтажный корпус на западной стороне монастыря также для жительства монашествующих. Отстроен старанием игуменьи Евгении на средства г. Елизаветы Осиповны Молчановой в 1876 году. 14 Кроме сих зданий, попечением и усердием игуменьи Евгении, при помощи добрых людей, в 1885 и 86-х годах устроены: 1 . каменный 3-этажный корпус, в котором помещается трапезная палата для общины, церковно-приходская школа для девочек и рукодельная

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010