Предисловие I. Священник А. В. Гумилевский, организатор приходской благотворительности в Петербурге II. Христорождественское Александро-Иосифовское братство на Песках III. Общество вспомоществования приходским бедным при Благовещенской, на Васильевском острове, церкви IV. Благотворительное общество для вспоможения приходским бедным при Владимирской церкви V. Общество вспоможения бедным в приходе Входоиерусалимской Знаменской церкви VI. Общество вспомоществования бедным Пантелеймоновского прихода. VII. Общество вспоможения бедным при Симеоновской церкви, что в Моховой улице VIII. Сергиевское братство IX. Общество вспоможения бедным в приходе Андреевского собора X. Общество вспомоществования бедным прихода Казанского собора XI. Общество попечения о бедных в приходе церкви Вознесения Господня. XII. Общество вспоможения бедным в приходе церкви Святой Троицы лейб-гвардии Измайловского полка XIII. Общество вспоможения бедным в приходе морского Богоявленского Николаевского собора XIV. Общество вспомоществования бедным в приходе церкви Воскресения Христова в Малой Коломне XV. Петровское общество вспоможения бедным (при Введенской церкви) XVI. Общество вспоможения бедным Спасобочазинского прихода XVII. Общество вспоможения бедным в приходе Екатерингофской Екатерининской церкви. XVIII. Благотворительное общество при Троицком соборе на Петербургской стороне XIX. Общество вспоможения приходским бедным при Спасосенновской церкви XX. Общество вспоможения бедным сампсоновского прихода XXI. Приходское благотворительное общество при с.-петербургской Крестововдвиженской, что в Ямской, церкви XXII. Благотворительное общество в приходе Кавалерского собора св. равноапостольного князя Владимира на Петербургской стороне XXIII. Общество вспомоществования бедным Екатерининского прихода на Васильевском острове XXIV. Николаевское православное братство XXV. Николаевское общество попечения о бедных в приходе Спасопреображенской церкви в Колтовской XXVI. Благотворительное общество Борисоглебского церковного прихода XXVII. Благотворительное общество в приходе Матфиевской церкви на Петербургской стороне XXVIII. Благотворительное общество при церкви святой равноапостольной Марии Магдалины, на Малой Охте XXIX. Общество вспоможения бедным в приходе Троицкой церкви, что в Суворовском участке (Галерная Гавань) XXX. Большеохтенское благотворительное общество XXXI. С.-Петербургское православное Исаакиевское братство XXXII. Дополнения  

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Сомаски ); католич. блж. Паоло Джустиниани (1476-1528), реформировавшему орден камальдулов и основавшему конгрегацию камальдульских отшельников с более строгим уставом. К. Т. одобрил деятельность францисканца-обсерванта Маттео да Башо (ок. 1495-1552), основателя ордена капуцинов . В Венеции К. Т. вместе с др. театинцами ухаживал в госпитале за неизлечимо больными, оказывал помощь голодающим и больным во время эпидемии чумы. В 1533 г. была основана обитель театинцев в Неаполе (с 1538 близ ц. Сан-Паоло-Маджоре). В этот период К. Т. окормлял неск. жен. обителей, в т. ч. мон-рь кларисс-капуцинок Санта-Мария-ди-Джерузалемме в Неаполе (см. ст. Капуцины ). При поддержке К. Т. в этом городе был организован приют для падших и раскаявшихся женщин. К. Т. стал инициатором создания благотворительной кассы (ломбарда) для помощи бедным (1539). В 1540-1543 гг. он был настоятелем (препозитом) мон-ря театинцев в Венеции, затем в Неаполе. Весной 1547 г. участвовал в работе генерального капитула ордена в Риме, где было принято решение об объединении с орденом театинцев конгрегации регулярных клириков Сомаски. Вернувшись в Неаполь, К. Т. заболел и 7 авг. скончался. Был похоронен на орденском кладбище близ ц. Сан-Паоло-Маджоре; впосл. его останки перенесли в церковь. С 1615 г. по решению генерального капитула память К. Т. стала отмечаться во всех обителях ордена. Беатифицирован в 1629 г. папой Римским Урбаном VIII . 12 апр. 1671 г. папа Римский Климент X канонизировал К. Т. и способствовал распространению его почитания. Изображается в облачении театинца, в руках - Евангелие, книга с уставом ордена или крест. С кон. XVII в. К. Т. стали изображать с Младенцем Иисусом на руках (напр., скульптура Дж. Л. Бернини в рим. базилике Санта-Мария-Маджоре): святому, служившему после рукоположения во пресвитера 1-ю мессу, было видение Пресв. Богородицы, Которая вверила ему Младенца (об этом К. Т. писал Лауре Миньяни - Le lettere. 1954. P. 16). Соч.: Le lettere di San Gaetano da Thiene/A cura di F. Andreu.

http://pravenc.ru/text/1683995.html

1187 г. (Zachar. J. Gr.- Rom. III , p. 516), императором Никифором Вотаниатом в его 13-й новелле от 1080 г. (Zach. ibid. p. 339); императором Алексием I Комниным в 76 новелле от 1160 г. (ibid. р. 501); вообще, история указывает на целый ряд примеров частного санкционирования императорскою законодательною властью тех или других мер, касавшихся церковного устройства, управления, суда, отношений церкви к еретикам и иноверцам. Подробно о взаимодействии церковной и гражданской власти см. в исследовании проф. Ф. Курганова «Отношения между церковною и гражданскою властью в византийской империи». Казань. 1880 г., стр. 1–92, Лекции по церковному праву проф. Соколова. Выи. 1. М. 1874, стр. 164–171; в статье г. Заозерского: «Происхождение и образование византийского номоканона» в Чтен. Москов. Общест. любит. дух. просвещения 1882 г., сент. стр. 104, 154–155, в Журн. Мин. Нар. Просв. 1850: «Обозрение греко-римских законов в отношение к церкви»; « Церковь и государство» в Христ. Чтении 1865, 1, стр. 510–537; Барсов «Об участии государственной власти в деле охранения древн. вселен. Церкви». Христ. Чтении 1877. I, 785–820, II, 521–556 и др. 4 К разряду сборников, в которых, на ряду с гражданскими постановлениями, встречаются постановления касательно Церкви, могут быть, отнесены: Кодекс Феодосиев, Юстиниановы – Кодекс и новеллы, Еклога, изданная императорами Львом Исаврианином и Константином Копронином (741 г.). Πρχερος νμος импер. Василия, Константина и Льва, Царские книги, или Василики и др. 6 Krit. Zeitschr. für Rechsviss-Geselzg. des Ausl. B. 28, p. 187. История Визант. права, Д. Азаревича. Том 1, часть 1, Ярославль, 1876, стр. 97. 8 Другие надписания этого труда И. Схоластика см. в ст. И. А. Заозерского «Происхождение и образование Византийского номоканона» в Чтен. Москов. Общест. люб, дух. просв, за 1882 г. сент., стр. 150. 9 См. предисловие, переведенное на русс. яз. в ст. Н. А. Заозерского : «Происхождение и образование Византийского номоканона» в Чтен. Моск. Общ. люб. дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

1 . Чин проповедников святого Доминика. Специальность – проповедь и чистое богословие. Из них замечателен святой Фома Аквинский, составитель Суммы. 2 . Меньшие братья святого Франциска Ассизского. Нищенствующий орден, проповедующий примером самоотречение и нравственные подвиги. Из них святой Антоний Падуанский, учредитель хлеба для бедных. На Западе имеют обыкновение обещать не свечку к иконе святого, а известную небольшую сумму на хлеб святого Антония, и на эти деньги, которые полностью идут на прокормление самых нуждающихся в этой местности, содержится и спасается от голода масса несчастных семейств. 3 . Святого Сюльпиция. Специальность: образование клириков. Во Франции все семинарии в их руках. 4 . Святого Иоанна Божьего (братья милосердая). Госпитали, больницы, амбулатории. 5 . Мерцедарии. Выкуп пленных, несчастных должников, лиц, почему-либо потерявших свою свободу, слуг и служащих, стесненных контрактами, долгами или обязательствами. Выкуп рабов от рабовладельцев, защита обиженных и рабочих от эксплуататоров. 6 . Тринитарии. Миссии среди язычников и магометан, помощь христианам в плену у язычников, выкуп их, замен их. Хождение за заразными больными. 7 . Братья народных школ, для детей бедного сословия в городах и селах. 8 . Сомаски. Подбирают покинутых детей. 9 . Братья святого Викентия Павлийского. Орфелинаты. 10 . Братья христианских школ дают начальное и среднее образование. 11 . Ораторианцы. Конгрегация священников, преследующих пастырские добродетели. 12 . Ассумптионисты. Издание газет, брошюр, книг религиозно-церковных. 13 . Мехитаристы. Издание богослужебных книг, исправление и сличение их. 14 . Трапписты. Возделывают почву и превращают пустыни в оазисы. Земледельцы. 15 . Августинцы. Изучают науки богословия. 16 . Кармелиты. Аптеки, целебные травы, при строгом иночестве. 17 . Иеронимиты. Изучение священного писания. 18 . Барнабиты. Изучение наук вообще. 19 . Камиллионцы. Уход за недужными. 20 . Общества Господня. Коллегии для воспитания юношества. Миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

В XVI в. появляется новый тип аскетического движения - братства регулярных клириков, которые постепенно преобразовались в конгрегации. Одна из первых, театинцы , возникла в Риме в 1524 г. Центрами духовной жизни регулярных клириков стали оратории. Попечением о бедных паломниках занималась конгрегация ораториан Филиппа Нери. Похожие группы возникли в Милане ( варнавиты ) и Венеции ( сомаски ). Для всех них был характерен акцент на внутренней жизни и молитве в сочетании с регулярным участием в приходском богослужении. К этому же типу движений относятся иезуиты (Об-во Иисуса), получившие в 1540 г. одобрение от папы Павла III (булла «Regimini militantis Ecclesiae»). Члены Об-ва стали приносить наряду с традиц. обетами бедности, послушания и целомудрия также обет послушания папе. Иезуитам было позволено совершать оффиций приватно и не носить монашеских одежд. Все полноправные члены ордена принимают священство, а сам процесс вступления длительный и поэтапный. В XVI в. был реформирован францисканский орден. При Льве X было официально закреплено разделение на обсервантов, ставших во главе ордена, и конвентуалов , получивших официальную диспенсацию и определенную автономию. Однако те, кто стремились букв. подражать св. Франциску, отделились от обсервантов, чтобы вести жизнь еремитов, и после папского одобрения сформировали новую ветвь ордена - капуцинов . В ордене кармелитов также произошла реформа, во главе которой встала св. Тереза Авильская , выступившая за возвращение к идеалу созерцательной жизни. Внешним символом новых обсервантов стал отказ от ношения обуви (отсюда «босоногие кармелиты», тогда как сохранившие прежние правила жизни получили наименование «обутые кармелиты»). Католическое М. в XVII-XVIII вв. Хотя еще в 1566 г. папа Пий V буллой «Circa pastoralis» утвердил обязательность принятия всеми жен. общинами торжественных (сакраментальных) обетов, в XVII в. появилось множество сестричеств, которые занимались благотворительностью и вели апостольский образ жизни, не проживая в мон-ре и не принимая торжественных обетов. Так, св. Франциск Сальский (еп. Франсуа де Саль) основал орден для вдов, живущих в миру,- «Орден посещения Девой Марией Елисаветы» (визитантки), а его духовный ученик св. Венсан де Поль организовал «Движение дам милосердия». Он также стал основателем миссионерской конгрегации регулярных клириков, лазаристов .

http://pravenc.ru/text/монашество.html

В IX в., при папе Григории IV, ораторий во дворце на Палатине был перестроен в часовню при греч. монастыре, к-рый был основан на этом месте и носил название «in Palatio» или «Graecorum» («de Graecis»). Первое упоминание о мон-ре, связанное с событиями нач. IX в., содержится в соч. «Перенесение мощей и чудеса святых Маркеллина и Петра» (мучеников Римских) Эйнхарда, однако здесь не указано точное название обители (ActaSS. Iun. T. 1. P. 183). В X в. прп. Савва Младший († 995), монах с о-ва Сицилия, грек по происхождению, прибыл в Рим и остановился в мон-ре К., где впосл. и был похоронен. Под мон-рем К. в Риме, вероятно, следует понимать греч. обитель на Палатине ( Pitra. Analecta Sacra. 1876. Vol. 1. P. 311). Согласно Liber Pontificalis, в 1145 г. в мон-ре К. был избран папа Евгений III (LP. Vol. 2. P. 386). В булле папы Александра III (1105-1181) от 16 апр. 1166 г. мон-рь впервые назван дворцовым (S. Caesarii de Palatio). В перечне рим. церквей 1192 г. в последний раз зафиксировано наименование монастыря греческим (monasterium S. Caesarii Graecorum - Le Liber Censuum de l " Église romaine/Éd. P. Fabre. P., 1889. Vol. 1. Fasc. 3. P. 300-304, 309). Возможно, после XV в. мон-рь и часовня К., находившаяся в нем, прекратили существование. Остатки греч. мон-ря с небольшой капеллой обнаружены А. Бартоли при раскопках дворца Августов и идентифицированы благодаря фрагментам визант. фресок кон. VIII-IX в. Согласно Liber Pontificalis, при папе Льве III (795-816) в «monasterium de Corsas» также находился ораторий в честь К. (LP. Vol. 2. P. 24). По сообщению Дюшена, мон-рь располагался недалеко от базилики Сан-Систо-Веккьо, а ораторий К. из этого мон-ря был впосл. перестроен в церковь, известную в наст. время как Сан-Чезарео-де-Аппия, стоящую на пересечении Аппиевой и Латинской дорог (Ibid. P. 45). В перечне церквей Рима XIV в. она названа Сан-Чезарео-ин-Туррим ( Urlichs C. L. Codex urbis Romae topographicus. Wirceburgi, 1871. P. 173). В нач. XIV в., согласно распоряжению папы Бонифация VIII, в ней должен был быть устроен странноприимный дом. В XV в. при храме нек-рое время существовал жен. бенедиктинский мон-рь. В 1517 г. папа Лев X возвел Сан-Чезарео-де-Аппия в ранг титульной церкви кардинала-пресвитера. При составлении документов в папской резиденции церковь была ошибочно названа церковью во дворце, что привело к дальнейшему отождествлению ее с Сан-Чезарео-ин-Палатио. В 1587 г., при папе Сиксте V, титул ц. Сан-Чезарео-де-Аппия был упразднен, однако в 1600 г. папа Климент VIII утвердил ее в статусе диаконии, которой она является и в наст. время. В 1597-1603 гг. под наблюдением кард. Цезаря Барония происходила реконструкция церкви «в раннехристианском стиле» ( Herz. 1988). После завершения реконструкции Сан-Чезарео-де-Аппия была передана конгрегации регулярных клириков Сомаски (1604).

http://pravenc.ru/text/1684269.html

2) Книга на Енох – апокрифен текст, написан в I в. пр. Р.Хр. от името на старозаветния патриарх и пръв пророк Енох. Написаната от неизвестен автор (или автори) книга на Енох повествува за преселването на Енох на небето, където той наблюдавал въстанието на Синовете Божии, картини от бъдещия край на света и пр. Авторските видения и пророчества съставят въпросната книга. Въпреки нейната неканоничност, в раннохристиянската литература книгата на Енох се ползувала с авторитет. Но след окончателното установяване канона на Св. Писание, авторитетът на книгата Енох угаснал, а текстът й изчезнал. Бил намерен отново едва в 1773 г. на етиопски (амхара) език, в двоен превод. Впоследствие, при разкопките в Ахмим (Египет) били намерени два големи фрагмента на гръцкия текст, а в Кумран (Палестина) – в повече на брой, кратки арамейски фрагменти. Еон (гр.) – според гностиците – духовна същност която изтича (еманира) от върховния Бог. Епархия (гр. παρχα) – църковно-административна единица, управлявана от архиерей (епископ, архиепископ, митрополит, патриарх). Епикурейство – учение на древногръцкия философ Епикур (341 –270), който обяснявал света на основата на атомистическото учение и на стремежа на човека към щастие. Епископ (от гр. «епископос» – надзирател) – духовно лице (свещенослужител) от третата, най-висшата степен на църковната йерархия. Първите епископи са били светите апостоли. Те ръкоположили от своя страна други лица за епископи (от гр. надзорник), презвитери (от гр. старейшина) и дякони (от гр. служител). Виж. Апостолска приемственост. Първоначално дяконите прислужвали на църковните трапези, а по късно започнали да прислужват и при богослужение. За епископи се избират и ръкополагат най-достойните, най-подготвените и богопосветени лица от монасите. Епископът се ръкополага най-малко от двама архиереи. Той извършва самостоятелно всички тайнства и треби; обладава върховната власт в управлението на епархията (църковния окръг). В Българската православна църква епархийските архиереи се наричат митрополити. Епископите у нас нямат епархия, а заемат висши длъжности по управлението в Църквата, в повечето случаи като викарии (помощници) на митрополитите. Те носят име на древноцърковни епархии, които днес не съществуват. Хорепископ или викарен епископ, митрополит, архиепископ, патриарх, католикос и папа са само служебни звания на епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Что в русской церкви должно быть восстановлено патриаршество – это, по-видимому, всеобщее желание. Но что такое патриарх, какие его полномочия и как должна быть организована с его учреждением русская церковь – об этом в нашей литературе высказываются лишь смутные представления. Ввиду этого берем на себя труд представить самую общую конструкцию, как должности патриарха, так и целого устройства Русской Церкви, с одной стороны согласную с началами канонического права, а с другой, удовлетворяющую настоятельно заявляемым потребностям времени. Свой труд мы разделяем на две части. В первой попытаемся установить канонические основания патриаршей должности, в частности рассмотреть: что есть патриарх, как церковная должность? Права и полномочия патриарха; способ применения этих полномочий, избрание и удаление от должности. В 2-й части попытаемся представить план устройства всей русской церкви. Что есть патриарх? В источниках канонического права получаем следующий, довольно пространный ответ на этот вопрос. 1) Патрархъ есть образъ живъ Христовъ и одушевленъ, длесы и словесы въ себ живопису истину. Патриарх есть живой и одушевленный образ Христа, делами и словами в себе самом наглядно выражающий истину. 2) Первое убо патрарху] ихъ же отъ Бога пртъ, во благочести и чистот жите [со]хранити, потомъ же и вс еретики поскольку мощно тому ко православю и соединеню церковному обратити. Еретицы же законы и правилы нарицаютс, же соборнй необщевающес церкви. Еще же и неврны свтлымъ и чуднымъ его днемъ удивл, подражател сотворити в вр, и зрщихъ дла его служител Пресвтй и Единосущнй Троиц елико по немъ содлати. Задачею патриарха должно быть, во-1-х, сохранение в благочестии и святости тех, кого он принял от Бога, а затем – по силе своей – и всех еретиков обращение к православию и единению церковному. Еретиками законы и каноны называют и тех, кто (вообще) не имеет общения со вселенскою церковию. Кроме того, изумляя светлым, блестящим и чудным деланием (патриарх должен стремиться) – сделать и самых неверных подражателями вере, и их, видящих дела его, насколько от него зависит, воспитать служителями Всесвятой и Единосущной Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Иконите разкриват реалността, която изобразяват. Една икона на Господ Иисус Христос ни разкрива някакъв аспект на Самия Христос, изображението (образът) пресъздава Първообраза. Иконите са прозорци към небесата, които не само отразяват Божията слава, но за православния християнин са и предверие към Божието Царство. Православните християни не се покланят на иконите и не им служат, а ги почитат поради отношението им към небесната реалност. Иконите се изписват в дълбоко молитвено състояние по строго определени правила (канони) най-често на храмовите стени (стенопис, фреска или мозайка) или на дъска. При класическата зографска техника за рисуване на преносими икони образите се рисуват с темпера върху суха основа (грунд) върху дъска (обикновено липова или борова), на която е поставено платно (левкас). Вж. също раздела Икони и иконопочитание. Иконография – иконопис (от гр. eikon – изображение, образ и « " graphos» – пиша, рисувам) – в изкуството устойчива традиция в изобразяването на различни лица и събития, която се основава на различни източници (Св. Писание, църковното предание, литургически песнопения) и е в съответствие с догматическото, символическото и литургическото им тълкуване. Употребява се най-общо относно рисуването на икони и стенописи; богословска наука за портретната живопис. Виж също: Одигитрия («Пътеводителка»), «Елеуса» («Умиление»), «Утоли моя печали». Иконоборчество (иконоборческа ерес) – ерес, възникнала във Византия през първата половина на VIII век и продължила почти до средата на IX век, от царуването на Лъв Исаврянин (714–741) до Михаил III и неговата майка Теодора. Иконом ия – (гр. oikonomia от oikos – дом и nomos – закон). – устройство, ръководство, план за спасение. Понятието «икономия» буквално означава «управление на домакинството» (на църковнославянски «домостроителство», на руски «домоводство»). В Новия Завет той приема смисъла на божествен план за спасение: «като ни откри тайната на волята Си по Своето благоволение, което бе отпреди положил в Себе Си (като план ­ oikonomia), в нареждане изпълнението на времената, за да съедини всичко небесно и земно под една глава ­ Христа» ( Ефес. 1:9–10 ). Този божествен план за управление на историята и света е поверен на хора. Например проповядването на словото от ап. Павел е икономия, поверена му от Бога ( 1Кор. 4:1 ). По-специално «управлението» или «разпоредителството» се пада на онези, които изпълняват службата на ръководители в Църквата: «което е църквата, на която аз станах служител по Божия наредба (oikonomia), мен възложена за вас» ( Кол. 1:24–25 ). Според пастирските послания икономията принадлежи на епископа «Защото епископът, като Божий разпоредник (oikonomos), трябва да е непорочен» ( Тит. 1:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Позёмы – сканым золотом с зеленым шелком. В шитье пряденым золотом прикрепы образуют несколько узоров («рядки», «городок», «ягодка», «двойная ягодка», «ягодка с денежкой»). Фигуры шиты по настилу из толстых нитей. Контуры фигур, позёмов, вертикальных и горизонтальных полос с литургическими надписями обнизаны средним жемчугом. Детали рисунка – мелким. Мелким же жемчугом вынизаны литургические тексты вязью в обрамляющих святителей полосах. На верхних полосах и на первых перекрестьях – тропарь, читаемый в праздник трех святителей ( Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста ) 30 января: ко аптаомъ единоправнин вселение учите//лие влку всх малоите вселение//даровати и душам н//шимъ велию милость. Надпись начинается на правой стороне и переходит на левую, затем на первое перекрестье правой стороны и первое перекрестье левой. Буквы направлены вниз. На левой стороне епитрахили по бокам шит тропарь Николаю Мирликийскому: правило вре бразъ кротости воздержанию учител ви т стаду своему же вещем истина//сего ради стжав сие смирениемъ высока и нещтою богата тче николае моли ха бга спасти дша Этот тропарь начинается на наружной полосе левой стороны епитрахили, доходит до второго перекрестья и продолжается на внутренней полосе, доходя чуть ниже этого перекрестья. Буквы смотрят налево. На левой же стороне епитрахили по боковым полосам, на втором и третьем перекрестьях и на нижней полосе шит тропарь митрополиту Алексею: ко апсломъ сопрестолна и врача//предобра и служител блгопристна к раце честни притекающе стлю алеие бгомудре чюдотворче сошедшес любовию//в памть твою свтло празднуемъ в песне(х) и пнии(х) радующес и хр(с)та славще такову блогодать теб даро//вавшего исцелени г(р)аду//твоему великое утверждение. Тропарь начинается на втором перекрестье левой стороны епитрахили, продолжается на наружной полосе, затем на внутренней, затем на третьем перекрестье и заканчивается на нижней полосе. Буквы смотрят вниз, на полосах налево. На правой стороне епитрахили, по левой полосе, второму и третьему перекрестьям шит тропарь митрополиту Петру: блговно поживъ в мир жити чисто просвтивъ учениемъ сттельства паству ап(с)тломъ собесдниче т(м) приим дар//чюдес и бга тче петре моли//х(с)а ба спастис нам… ушм.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010