Когда приходится говорить о почившем архипастыре и о проповеднической деятельности его в Московский период его жизни, в то время, как он состоял священником приходского храма, то эту деятельность его нельзя не поставить в связь с деятельностью самого Общества Любителей Духовного Просвещения. Правда, вскоре же по поступлении на священническое место, преосвященный Виссарион, тогда еще молодой священник Василий Петрович Нечаев, обнаружил самостоятельную деятельность, выразившуюся в издании им популярного журнала Душеполезное Чтение; но эта деятельность его не шла в разрез с деятельностью Московского Общества любителей духовного просвящения, а скорее восполняла его собою. Чрезвычайно любознательный и живо интересующийся делами этого общества, он, несмотря на свою замкнутость в приходской жизни, всегда аккуратно являлся на заседания его, происходившие в зале Епархиальной библиотеки в одном из зданий Высокопетровского монастыря, и здесь, по его собственному выражению, как оно ни обидно покажется, может быть, некоторым, «калякал» о тех или других предметах современной ему жизни. Для многих из нас, вероятно, памятно еще это прежнее пепелище Общества Любителей Духовного Просвещения. Для того, чтобы воспроизвести здесь живее картину заседаний этого общества, в которых принимал непременное участие сперва священник, a затем протоиерей В. П. Нечаев , позвольте мне отрешиться на несколько минут своею мыслью из этой прекрасной, светлой и просторной комнаты, в которой мы присутствуем теперь и в которой обильный электрический свет заливает собою все, в ту неудобную по самому входу своему, тесную и темную комнату, освещаемую светом керосиновых ламп и стеариновых свечей, которая прежде была предназначена для собрания членов Общества любителей духовного просвещения. Вот живо предносится мне там внешний образ В. П. Нечаева – этого известного и заслуженного Московского пастыря, этого трудолюбивого и усердного работника на духовной ниве Божией. Самый этот образ, величавый и благообразный, невольно располагал в пользу его всякого, кто имел с ним хоть один раз в жизни какое-либо соприкосновение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Митрополит Филарет до самой своей кончины с теплотой относился к Обществу любителей духовного просвещения. И хотя он смог присутствовать лишь на первом учредительном собрании общества и впоследствии не имел возможности участвовать в его заседаниях, он проявлял постоянный интерес к деятельности ОЛДП, будучи его попечителем. После кончины митрополита Филарета попечителями общества были его преемники на Московской кафедре. Основной формой научно-богословской деятельности ОЛДП были собрания его членов, где их вниманию регулярно представлялись доклады на различные темы, а затем следовало обсуждение. Помимо чисто богословских и церковно-исторических проблем на заседании общества рассматривались также и хозяйственные, издательские и другие вопросы административного характера. В частности, за 50 лет, прошедших со дня основания Общества (1863-1913), состоялось 375 общих собраний, посвященных вопросам теоретического и практического характера. Обилие и разнообразие материалов, обсуждаемых членами ОЛДП, говорит о том, что они интересовались не только историей Православных Поместных Церквей, но и следили за всеми новостями богословской и церковно-общественной жизни как Востока, так и Запада. К сожалению, большая часть лекций, читавшихся в собраниях ОЛДП, не сохранилась в письменном виде, так как долгое время не было постоянного места, где бы сосредоточивалось все делопроизводство. Его материалы распределялись по разным местам: некоторые оставались в редакции, другие поступали к председателю, часть из них - секретарю или делопроизводителю. Этот порядок был изменен лишь в 1894 году. Небольшая часть лекций, прочитанных в собраниях Общества, была опубликована на страницах его печатного органа " Чтения в Обществе любителей духовного просвещения " , но, к сожалению, большая его часть не дошла до наших дней. В этом сборнике публиковались материалы, которые не были обнародованы на заседаниях Общества, но тем не менее вызывали большой интерес. В связи с этим можно отметить такие статьи, как " Римский католицизм в Америке " (А.П. Лопухин. 1881 г.), " Белое духовенство католической Англии " (В.А. Соколов. 1883 г.), " К вопросу о соединении Церквей Восточной и Западной " (Переписка протоиерея Иоанна Базарова с бароном Гакстгаузеном. 1887 г.) и ряд других.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

За весомый вклад в дело народного просвещения Александра Николаевна была удостоена звания почетного члена Общества любителей российской словесности. Кроме литературной деятельности, Бахметева заявила себя и как деятельный член отдела по распространению духовно-нравственных книг Общества любителей духовного просвещения. Писательница прожила долгую жизнь. Она скончалась 31 мая 1901 года. Отпевал ее ректор Московской духовной семинарии архимандрит (в будущем - митрополит) Трифон Туркестанов, известный, в частности, как автор написанного позднее акафиста «Слава Богу за всё». Книга, которую мы представляем читателю, была впервые опубликована в 1863 году под названием «Рассказы из истории христианской Церкви». К концу жизни писательницы она была переиздана семь раз. В предисловии автор пишет: «История Церкви ясно говорит нам о силе и благости Бога. Мы видим труды и страдания верных служителей Господних; видим Церковь сначала малочисленную, окруженную сильными и многочисленными врагами. Власти и силы восстают на нее, всеми средствами стараются погубить ее: то они употребляют против нее насилие и гонение, то стараются ложными толкованиями помрачить чистоту ее учения. Но всё тщетно: Церковь, одушевленная Духом Божиим, хранимая Богом, не может ни погибнуть, ни заблудиться. Все усилия врагов ее обращаются в ее же пользу и под руководством Господним служат лишь к славе и возвеличению ее. Доселе Церковь Кафолическая или Вселенская, Православная, Апостольская хранит ненарушимо всё, что заповедал Господь ученикам Своим и что впоследствии внушил им Дух Святой. Вера Христова проникла в отдаленные страны. Как дерево могучее, выросшее из малого зерна горчичного, Церковь осенила ветвями своими мир земной, даруя верующим силу, отраду, утешение, жизнь духовную со всеми ее благами». Книга охватывает период с I по XI век. Повествование начинается от сошествия Святого Духа на апостолов. В первой части описаны события до IV столетия, во второй - до 1054 года - даты, которую принято считать годом разрыва между Западной и Восточной Церквями, хотя Бахметева показывает, что эта дата условна и что реально разрыв произошел ранее. Вместе с автором читатель отправится во времена первых мучеников-христиан, времена жесточайших гонений; во времена первых ересей и противостояния им со стороны Церкви. Автор повествует о значении Вселенских Соборов, о формировании обрядов и обычаев христианства. Одна из заключительных глав посвящена монашеству на Западе и Востоке и состоянию просвещения.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/n...

В «штабе прогрессивного духовенства»  В Москве священник Николай Добронравов был, кажется, неутомим в своей просветительской деятельности: читал лекции в Обществе трезвости, участвовал в Общеобразовательных чтениях для фабрично-заводских рабочих. Кроме того, еще до Первой мировой войны, с 1905 года, он был одним из наиболее заметных деятелей Общества любителей духовного просвещения, которое было тогда, по меткому выражению бессменного секретаря организации Н. П. Розанова, «штабом прогрессивного духовенства» 5 — центром деятельности сторонников церковных реформ и обновления церковной жизни. В обществе, встречи которого проходили в Московском епархиальном доме, собирались именитые представители из числа священнослужителей и мирян. Отец Николай выступает здесь с инициативой проведения съезда, состоящего из выборных депутатов, в том числе от сельского духовенства, ратует за развитие связей общества с частными кружками, где тоже обсуждаются вопросы церковного обновления 6 . У митрополита Московского Владимира (Богоявленского) явная политизация деятельности общества и революционный настрой его членов не вызывают сочувствия, и в конечном итоге ему пришлось вмешаться и направить их активность в более спокойное русло. Проведение церковных реформ, исправление недостатков в церковной жизни в то время возлагалось на ожидаемый Всероссийский церковный собор. Несмотря на то что для его подготовки при Святейшем Синоде в Петербурге было создано Предсоборное Присутствие, среди либеральных членов Общества любителей духовного просвещения зрела мысль о необходимости организации собственной Предсоборной комиссии в Москве. В результате она была создана на заседании общества 15 ноября 1905 года, получив название Московская комиссия по церковным и вероисповедным вопросам. Ее председателем стал протоиерей Н. П. Добронравов. В марте 1906 года комиссия перешла под крыло «Союза 17 октября», впрочем, просуществовав недолго.  Отец Николай с 1914 года возглавлял Законоучительное братство, входил в состав Объединенного союза московского духовенства и мирян, а также в Исполнительный комитет объединенного духовенства и Епархиальный совет по управлению Московской епархией, образованные Чрезвычайным съездом духовенства и мирян в марте 1917 года. На повестке дня этого съезда стояло избрание Московского митрополита, поскольку митрополит Макарий (Невский), ставший преемником переведенного в Петербург митрополита Владимира (Богоявленского), был только что смещен с московской кафедры. Отец Николай проявил себя как убежденный сторонник идеи выборности епископата.

http://e-vestnik.ru/history/velichestven...

Успенский активно занимался изучением русского церковного зодчества, православной иконографии, московского краеведения. Эти темы были близки и его родным братьям – Михаилу Ивановичу, инспектору народных училищ Риги, и Василию Ивановичу – хранителю музея Санкт-Петербургского археологического института. Наряду с научной работой Успенский вел большую общественную и просветительскую деятельность. С 1899 года он становится членом-корреспондентом Московского археологического общества, товарищем Председателя Общества Любителей Духовного просвещения 6 и председателем    церковно-археологического отдела, созданном при этом обществе в 1900 году. «Главнейшим трудом этого отдела должно считать описание икон церковно-архивного музея в трех выпусках, выполненных Товарищем Председателя А. И. Успенским » – отмечал председатель Общества Любителей Духовного просвещения протоиерей Н. Д. Извеков 7 . Первый выпуск этого серьезного  издания, знакомившего читателей с иконографией икон старого и нового времени,   вышел в первый год существования отдела и включал в себя описание 10 икон, с которых были сняты списки (копии) в натуральную величину. Эта  книга имела огромный успех и разошлась в Москве за три дня, «не видав Петербурга» 8 . В 1901 году вышел второй выпуск, в котором описывались 15 икон, в 1906 – третий, в приложении к которому были помещены «фототипические снимки» 136 икон Церковно-архивного музея. На заседаниях церковно-археологического отделения слушали сообщения о памятниках церковной архитектуры, поднимали вопросы их сохранения. Одним из первых выступлений молодого ученого на эту тему стал прочитанный 8 ноября 1900 года доклад «Судьба первой церкви в Москве» – о трагической судьбе храма Иоанна Предтечи, разрушенного в 1847 году. На этих заседаниях и родилась идея создания специальной комиссии, которая могла бы описывать старинные храмы с привлечением архивных материалов. Под председательством Успенского в 1902 году была учреждена «Комиссия по осмотру и изучению памятников церковной старины г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

3 .     Описание святой земли: Названия святой земли. Величина святой земли. Общий вид страны. Горы (Ливанские). Душеполезное чтение 1866 г., ч. 3, 12, 319–332; Горы на западе от Иордана. 1867 г., ч. 1, 1, 43–69; 1869 г., ч. 2, 6, 97–112. 4 .     Псалмы в русском переводе 4 (76–150). Ibid.1868 г. ч. 1, 1, 1–16; 2, 17–32; 4, 33–48; ч. 2; 5, 49 –64 (в приложении). 5 .     История Триденстского собора. Чтения в Московском Обществе Любителей Духовного Просвещения 1868 г. кн. 5, 1–104: 1869 г. кн. 6, 105–215 (в приложении). 6 .     О трудах архимандрита Михаила 5 . (Библейская письменность каноническая, неканоническая и апокрифическая (Чтения в Обществе Любителей Духовного Просвещения 1872 г. кн. 1 и 2). Библейский канон священных книг ветхозаветных и новозаветных (там же, кн. 3 и 4). Толковое Евангелие, кн. 1, изд. 1870. Толковое Евангелие, кн. 2, изд. 1871 г.). Православное Обозрение 1873 г. Полугодие 1, 2, 289–310: 4, 658–693. 7 .     Несколько слов о статье Преосвященного Епископа Феофана 6 . По поводу издания священных книг Ветхого Завета в русском переводе.(Душеп. Чтение 1875 г. ч. 3, 11). Ibid. 1875 г. т. 3, 11, 505–540. 8 .     О недоумениях, вызываемых русским переводом св. книг Ветхого Завета. Ibid. 1877 г. т. 1, 4, 687–702 (статья 3-я). 9 .     Псалтырь в новом славянском переводе Амвросия 7 Архиепископа Московского 8 . Ibid. 1878 г. т. 1, 1, 1–16: 2, 17–32: 3, 33–64: т. 2, 5–6, 65–128: 7, 129–160: 8, 161–192 (в приложении). Отдельно – Издание редакции «Православного Обозрения». Москва. В Унив. Тип. 1878. Стр. 192. 10 . О еврейской рукописи Пятикнижия 12 века 9 . Славянская Псалтирь 18 века, переведенная с еврейского 10 . Две заметки 11 . Труды 3-го международного съезда ориенталистов в С.-Петербурге 1876 г. Том 1-й под редакцией В.В. Григорьева. Спб. 1879–1880, – тр. 591–594. 11 . Народная библия во времена Христа Спасителя. Речь, произнесенная на публичном акте Московской Духовной Академии, 1 октября 1880 г. Прибавления к изданию творений святых отцов, в русском переводе за 1880 г., ч. 26, 1070–1085; перепечатана а) в книге: Годичный акт в Московской Духовной академии 1-го Октября 1880 г. Москва, 1880, стр. 7–22, и б) в Православном Обозрении 1880 г., т 3, 10, 363–375.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Бога мы видим лишь на изображениях Св. Троицы, например, на Латеранском саркофаге, IV века 2 , и на другом, подобном первому, где Отец, Сын и Св. Дух представлены в виде старцев 3 . Известны лишь немногочисленные попытки в миниатюрах и на барельефах саркофагов к отдельной иконографии Бога Отца. Так, на одном саркофаге, найденном в крипте Lucinae, представлены, между прочим, Каин и Авель, приносящими «плоды рук своих» – колосья и овцу Богу, который изображён здесь в виде пожилой мужской фигуры 4 . На другом саркофаге, из катакомбы Агнессы, Бог (в виде старца же) повелевает Моисею снять обувь, чтобы подойти к горящей купине. На одной из миниатюр (именно в сцене грехопадения Адама и Евы) Котоновой Библии V–VI в. (в Британском музее) представлен Бог – в золотых одеждах. В Четвероевангелии Национальной Парижской библиотеки 47, XI века, находим « Ветхаго деньми», окружённого херувимами, Авраамом и Исааком (« Слава господня»). На другой миниатюре той же рукописи в изображении Троицы представлен также « Ветхий деньми». Его же среди сонмов сил, благословляющего двуперстно, встречаем и в гомилиях монаха Иакова, XII века. В Ватиканской Библии 1231, XIII века, «Саваоф» восседает на херувимах, огненного цвета 5 . Но эти отдельные попытки, говорят проф. Е.К. Редин и Айналов 6 , иконография самостоятельного образа Бога Отца совершенно уединённые и не проникшие в монументальный род живописи мозаики, исчезают среди другой, чрезвычайно обширной области изображений Христа в сценах Ветхого Завета. В XVII в. изображения Саваофа в виде старца были довольно распространены. Но они были запрещены и именно в композиции, подобной находящейся на рассматриваемых иконах церковно-археологического музея Общества Любителей Духовного Просвещения, – собором 1667 года. Рассматривая икону «Единородный Сын Слово Божие», где Бог Отец изображался под видом старца, Бог Сын – в недрах Отца и между Ними Св. Дух в виде голубя, собор сделал замечания по поводу каждой из этих частей. Во-первых, по мнению отцов собора, Бога никто не видел, а потому его и не следует изображать. « Кому уподобисте Господа и коему уподобисте Его. Еда бо образъ сотвори древоделя или златарь, слияв злато, позлати , или подобиемъ створи Его», – сказал пр. Исаия в 40 главе. Ап. Павел и св. Иоанн Дамаскин также свидетельствуют о неизобразимости Бога Отца. Во-вторых, так как Отец не имеет плоти, то и предвечное рождение Сына от Него не есть плотское рождение, а потому изображать нельзя и Сына в недрах Отца. Наконец, что касается изображения Св. Духа в виде голубя на этой иконе, то и оно не может быть допущено; Св. Дух явился в виде голубя только при крещении Спасителя, а потому в изображении этого события можно и должно, согласно с Евангелием, изображать Св. Духа в виде голубя. В других же случаях Св. Дух являлся в иных образах, – так, например, на Фаворской горе в виде облака. Итак, согласно заключению собора, ни одна из частей рассматриваемого изображения не может быть признана правильной.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Восточная Агиология», а в следующем 1876 roдy u II-й том того-же сочинения, под заглавием: «Полный месяцеслов Востока. Том II. Святой Восток». Совет Московской духовной академии, рассмотрев это ученое исследование, дал о нем прекрасный отзыв, и в 1876 году, после публичной защиты, архимандрит Сергий Советом Московской духовной академии был единогласно удостоен степени «доктора богословия». В связи с этим трудом, им написаны были две статьи, напечатанные в том же 1876 году в журнале «Чтение в обществе любителей духовного просвещения»: 1) «Ответ по Агиологии» и 2) «Второй ответ по Агиологии». В 1879 году снова вышло отдельное его сочинение: «Иверская святая и чудотворная икона Богоматери на Афоне и списки ея в России», а также статья в «Христианском Чтении»: «О чтении Апостола и Евангелия в навечерии Рождества Христова – в субботу и воскресение и об Апостоле и Евангелии субботы пред неделею св. отец». В 1882 году в журнале «Чтения в обществе любителей духовного просвещения» им напечатана была статья: «Лавсаик и история египетских монахов», а также отдельным изданием: «Слова, произнесенныя в соборах Москвы и Петербурга». В 1882 году 24 апреля архимандрит Сергий был назначен епископом Ковенским , первым викарием Литовской епархии, и этим начинается период новой деятельности Сергия на пользу Церкви. Он был деятельным помощником Архиепископа Литовского Александра, страдавшего в то время тяжким недугом ревматизма, и жил в Вильне. Из трех губерний, входящих в состав Литовской епархии – Виленской, Ковенской и Гродненской, – Сергию поручены были дела двух губерний – Виленской и Ковенской. И он двукратно в год обозревал церкви и в продолжение трех лет обозрел многие из них в обеих губерниях, произнося в большей части их поучения соответственно нравственному состоянию прихожан и показывая превосходства православной веры перед иноверными исповеданиями. Здесь он был также председателем совета Виленского Свято-Духовского Братства, и средства Братства при нем значительно возросли; в последний год им, вместе с протоиереем о.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Умер преосвященный епископ Виссарион. И это, конечно, лишение не одной только Костромской Церкви, во главе управления которой он стоял целых тринадцать лет, неусыпным стражем и добрым ангелом-хранителем которой он был во все это время. Нет, это – лишение также и Московской Церкви, которая видела его у себя сперва в звании профессора, преподавателя богословских наук в семинариях Вифанской и Московской, затем, в звании приходского пастыря, горевшего ярким пламенем истинного пастырства в Николо-Толмачевском храме в продолжении более тридцати лет и, наконец, в звании архипастыря, епископа Дмитровского, первого викария Московской митрополии, стоявшего на высоком духовном свещнике. Все это в совокупности пребывание преосвященного Виссариона в Москве, на разных поприщах церковно-общественного служения, продолжалось, как известно, целых сорок два года. И, хотя почивший архипастырь был родом из Тульской епархии, однако за столь продолжительную жизнь его у нас в Москве, особенно же за его просвещенную деятельность, всецело направленную к духовному благу её жителей, а также за его любовь и привязанность к ним, выражавшуюся неоднократно в последующее время, он может по всей справедливости назваться коренным москвичом. Да, это был москвич в полном смысле этого слова! Это был тип московского пастыря по преимуществу, каким он рисуется в наших понятиях и представлениях, не тот новый, народившийся у нас теперь, тип пастырей, которые, как справедливо замечено в одной церковной газете, «только по своей священнической одежде принадлежат к пастырям православной Церкви» 2 и которые заявили уже о себе слишком громко в последнее время, как в печатном слове, на страницах разных либеральных газет, так и в устных разговорах, на тех или иных общественных собраниях. В частности, кончина преосвященного Виссариона – великое лишение для Московского Общества Любителей Духовного Просвещения, приютившегося в стенах здешнего Епархиального Дома и нашедшего себе здесь чрезвычайно ясное и яркое приложение той деятельности членов его, которая заключается в многочисленных и разнообразных его отделах, – этих, возникших из него, как из ядра, живых ячейках, и, между прочим, в Отделе по распространению духовно-нравственных книг, на годичном заседании которого мы находимся сейчас. Преосвященный Виссарион при жизни своей был почетным членом Общества Любителей Духовного Просвещения, равно как и Отдела его по распространению духовно-нравственных книг, и чрезвычайно много потрудился для них в качестве церковного проповедника и духовного писателя вообще.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

В 1884 г. в связи с введением нового Устава духовных академий должности приват-доцентов были упразднены, и 14 июня того же года К. был избран Советом МДА на должность доцента по кафедре греч. языка и его словесности и отказался от должности библиотекаря. 21 февр. 1891 г. Совет МДА избрал К. экстраординарным профессором. 19 дек. 1897 г. Совет на основании отзывов рецензентов (проф. Г. А. Воскресенского и доцента В. Н. Мышцына) присудил К. за дис. «Перевод LXX: Его значение в истории греческого языка и словесности» ([Серг. П.,], 1897) степень доктора богословия, в каковой он был утвержден Синодом 28 мая 1898 г. В том же году 9 июня К. был избран ординарным профессором по занимаемой им кафедре. К.- автор более 200 монографий и статей, не считая мелких корреспонденций, заметок, библиографических сообщений. Его труды неск. раз удостаивались премий: в 1885 г. монография «Новозаветное толкование Ветхого Завета» (М., 1885) была удостоена от Совета МДА половинной премии митр. Макария (Булгакова) ; в том же году монография «О подвигах Филарета, митрополита Московского, в деле перевода Библии на русский язык» (М., 1883) - Уваровской премии от АН; в 1891 г. монография «Судьбы идеи о Боге в истории религиозно-философского миросозерцания древней Греции» (Х., 1890) - полной премии митр. Макария от Совета МДА; в 1898 г. монография «Перевод LXX: Его значение...» (1897) - двойной премии митр. Макария от Совета МДА. Кроме периодических изданий МДА К. активно публиковал статьи в журналах «Чтения Общества любителей духовного просвещения», «Душеполезное чтение», «Вера и разум». Деятельность К. не ограничивалась академической сферой: он был членом ученых, просветительских и благотворительных об-в: действительным членом Об-ва любителей духовного просвещения (с 1884 г.), членом-корреспондентом Московского библиографического кружка (с 1891), членом-корреспондентом Имп. археологического общества (с 1892), неск. благотворительных обществ Сергиевского посада (Александро-Мариинского дома призрения, Об-ва прп. Сергия и Никона и др.).

http://pravenc.ru/text/2458753.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010