Скачать epub pdf 12.01 Полиелейная служба святой мученице Татиане Служба составлена студентами Санкт-Петербургской Духовной Академии по Месячной и Общей Минее под руководством игумена Софрония (Смука) и одобрена Богослужебной комиссией Санкт-Петербургской Епархии на заседании 22 декабря 2003 года. НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ: «Блажен муж…» – 1-й антифон. На Господи, воззвах: стихиры на 8: праздника 3 и святыя 5, глас 8. Господи, аще и креститися претерпел еси плотию, Безгрешне,/свободити мир от греха хотя,/но Бога Тя мы ведуще, славим://крестився бо, избавил еси от работы души наша. Господи, егда на Иорданския струи,/воплотивыйся, пришел еси,/да освятиши воду славным Твоим Крещением,/Иоанну Твой верх преклонити изволил еси/и крещаешися от раба,//да спасеши души наша. Господи, спасти восхотев от лести мир,/ егоже создал еси,/из Неискусобрачныя Девы воплотитися изволил еси,/и Адама от тли избавил еси, яко Человеколюбец,/и, крестився же, даровал еси//просвещение душам нашим. Ины стихиры святыя, глас 2. Егда Духа светом осияваема богатно,/богатство возненавидела еси,/едино возлюбивши Небесное,/в мученическую крепость яве облеклася еси/и к безмерным болезнем отлучилася еси./Темже, врага низложивши,/победы исплела еси венцы,//мученице страстотерпице преславная. (дважды) Егда смрад плоти и греха пламень,/честная, угасила еси/росою Божественнаго Духа, содействующего тебе,/тогда звери обуздала еси посреде судища,/тело твое предавши на раны мужески./Темже, врага низложивши,/победы исплела еси венцы,//о Татиано Богоблаженная. (дважды) Слава, глас 5: Девства твоего красоты восхоте Царь Славы Христос,/яко непорочну тя невесту Себе обручи, совокуплением нетленным:/ибо волею Своею подав доброте твоей силу,/на враги же и страсти непобедиму показа,/претерпевшую раны горькия, и муки свирепыя,/сугубым венцем увязе тя,/и постави одесную Себе яко царицу испещрену./Того моли мученице честная и многострадальная, Татиано,//певцем твоим спасение и жизнь подати, и велию милость. И ныне, праздника, глас тойже:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Глава 3. Комиссия по исправлению богослужебных книг (1907–1917 гг.) Сейчас получил с почтой новорожденный наш «Триодион». (...) Теперь подождем, как нас будут ругать одни за дерзость, другие за трусость. Мы же будем утешать себя, что сделали для Церкви полезное дело, за которое со временем, может быть, кто-нибудь из христолюбцев и поблагодарит нас. Из письма архиеп. Сергия (Страгородского) К.Я. Здравомыслову 3.1. Предыстория вопроса. Комиссии по исправлению богослужебных книг, работавшие во второй половине XIX в Книжная справа была непрерывным процессом в дореволюционной России. При Синодальных типографиях всегда существовал специальный штат справщиков, функции которых не ограничивались только корректурной правкой. Известно, что орфографические нормы изданий Киевской, Московской и Санкт-Петербургской Синодальных типографий различались. В ситуации, когда книга, изданная в Киеве, перепечатывалась в Москве, она подвергалась исправлениям в соответствии с московской нормой. В богослужебные книги иногда вносились новые службы, указами Синода могли производиться текстуальные изменения. Например, в 1867 г. Синод принимает определение, требующее, чтобы в отправляемых на Восток Минее общей, Служебнике, Следованной Псалтири, Типиконе, Последовании молебных пений, Краткой Псалтири и Молитвослове «были исключены оскорбительные для магометанской веры слова». Определением Синода от 11 октября 1868 г. было предписано перепечатать и заменить в этих книгах соответствующие листы. 60 Вплоть до 1869 года нам ничего не известно о существовании централизованного органа, занимающегося редактированием богослужебных книг. Мы не утверждаем, что таких учреждений прежде не существовало. Окончательный ответ на вопрос о функционировании синодальных комиссий по исправлению богослужебных книг даст лишь сплошной просмотр архивов Синода за весь период его существования. Впервые на создание в 1869 г. комиссии, занимающийся исправлением богослужебных книг, указал Б.И. Сове (1970, с. 47–50). Его сведения удалось дополнить архивными материалами, однако и на сегодняшний день наши представления о работе этой комиссии далеко не окончательные.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

игумен Дионисий Скачать epub pdf К 625-летию со дня преставлени святителя Дионисия, архиепископа Суздальского Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Евр 13:7 Господь призвал меня в обитель преподобного Сергия Радонежского и в монашеском постриге благословил носить имя великого подвижника нашей Церкви, современника преподобного Сергия, святителя Дионисия, архиепископа Суздальского. По благословению Его Святейшества Патриарха Алексия, по ходатайству наместника Троице-Сергиевой Лавры архиепископа Феогноста постриг совершил епископ Лонгин. В то время в моём сердце родились твёрдое желание и внутренние стремление как можно больше узнать о жизни святителя Дионисия. Ведь каждому христианину необходимо знать житиё своего небесного покровителя, подвиги и добродетели, которыми он угодил Богу и достиг святости, стараться подражать ему по силе своей, прося его помощи и молитвенного ходатайства перед Богом. При изучении исторических исследований о святителе Дионисии оказалось, что ему не было составлено отдельной службы. И хотя из летописи известно, что такая служба правилась, не было понятно, была ли она особой или совершалась по общей Минее Из-за того, что Святитель был внутренне очень твёрд в принятии решений и всеми силами души отстаивал Истину Христову, в которой был непоколебим, о его жизни и личности существовало довольно много противоречивых мнений. Из краткого жития Святителя, единственного доступного в то время, можно было почерпнуть не особо много подробностей. Но удивительно, что когда я молился ему, интуитивно открывались какие-то детали, которые мне в то время не были известны: о его подвигах, о его жизни и взглядах. И вот, при изучении материалов, которые в то время можно было собрать (хотя это далеко не полный список), обнаружилась возможность разделить жизнь Святителя на несколько этапов и выделить несколько параллельных моментов. В первую очередь святитель Дионисий, конечно, был монахом. Его подвиг вылился в стремление угодить Богу именно в иноческом чине. Мы знаем, что монашество – это живомученичество; человек отрекается от мира, от того, что в мире, ради Господа, ради того, чтобы послужить Ему телом, душой – всей своей жизнью. И путь Святителя был именно таким.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Suzda...

Историко-библиографический обзор акафистов переводных и оригинальных, рукописных и печатных, существовавших в России до учреждения Святейшего Синода Время, когда были переведены первые акафисты с греческого языка на славянский, точно неизвестно. Неизвестны и первые переводчики их. В славянских рукописях акафисты появляются с XII века, в печати – с 1491 года. Печатные славянские акафисты были занесены в Россию от южных и западных славян. За период времени от появления первого акафиста на славянском языке и следующих за ним, занесенных в Россию или в ней составленных, до учреждения Святейшего Синода, известны в рукописях и старопечатных книгах следующие акафисты: Пресвятой Богородице, Господу Иисусу Сладчайшему, Успению Пресвятой Богородицы, св. Николаю Чудотворцу, св. Иоанну Предтече, св. Михаилу Архангелу и Бесплотным Силам, свв. апостолам Петру и Павлу, Святой Троице, Честному Кресту, Гробу Господню, Воскресению, Страстям Христовым, всем святым, св. Иоанну Златоусту , свв. Петру, Алексию и Ионе, прп. Сергию Радонежскому, св. великомученице Варваре и св. Алексию, человеку Божию. 1. Акафист Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии Древнейшим славянским акафистом и более всех распространенным как в рукописях, так и в старопечатных книгах является акафист Пресвятой Богородице, введенный Церковным уставом в чин богослужения на пятой неделе Великого поста и в правило перед Причащением Святых Тайн. Акафист Пресвятой Богородице имеется в славянских рукописях XII века. Так, он помещен на листах 264–271 Триоди постной, пергаментной рукописи 319 Московской Синодальной библиотеки. Помещаемый в Триоди постной, следованной Псалтири, общей Минее, Каноннике, Часослове, иногда в Октоихе, этот акафист включается и в рукописные сборники акафистов. Укажем некоторые из рукописных списков акафиста. В собрании рукописных книг Софийского собора библиотеки Санкт-Петербургской духовной академии мы встречаем акафист Пресвятой Богородице в следующих книгах: Псалтирь с восследованием (полуустав XVI века, 55, л. 288), Псалтирь (XVI века, 58, л. 317), Псалтирь (XVI–XVII веков, 65, л. 108), Псалтирь (полуустав XVI века, 74, л. 324), Псалтирь (полуустав 1-й половины XVI века, 76, л. 454), Октоих (XIII века, 122, л. 70), Часослов (полуустав XV–XVI веков, 1121), Часослов (полуустав XVI века, 1122), Часослов (полуустав XVI века, ИЗО, л. ИЗ), Часослов (полуустав XVI века, 1131, л. 85).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАЛЛАДИЙ (Роговский Федор Семенович) (8.02.1665, Кашинский у.- 23.01.1703, Москва), рус. религ. деятель, ученый-богослов. Род. в вотчинах Макариева Калязинского во имя Святой Троицы мужского монастыря ( Бушлякова. 2002. С. 52). Версия о традиционно указываемом в справочниках и работах о П. годе его рождения (1655) базируется на тексте надписи на его надгробной плите, содержавшем указание на возраст П. на момент смерти (48 лет; см.: ДРВ. Ч. 18. С. 198; Московский некрополь. СПб., 1908. Т. 2. С. 394). Однако эти данные вступают в противоречие с полной датой рождения П., указанной в матрикулярной записи коллегиума св. Афанасия в Риме (Archivio del Collegio Greco. T. 14. F. 41rv.- 42), которая в этом случае представляется более надежным источником. Составивший в 50-х гг. XIX в. жизнеописание П. послушник Саввина Вишерского мужского монастыря Н. Утятин без ссылок на источники утверждал, что в миру П. звали Павел Рогов (Журнал 33-го заседания. 1891. С. 9, 10). Сведения Утятина об имени П. не подтверждаются источниками: согласно данным вышеупомянутой матрикулярной записи, в миру П. звали Федор Семенович. Относительно фамилии Рогов А. А. Митропольский сделал предположение о том, что она произошла от места рождения П., и привел в качестве возможного варианта селение Рог на р. Нерль (ныне дер. Рог Калязинского р-на Тверской обл.) (Там же. С. 10). Однако во вкладной записи в Общей Минее с праздниками, к-рую П. пожертвовал в Макариев Калязинский мон-рь в 7196 (1687/88) г., его фамилия звучит иначе - Рогуша ( Бушлякова. 2002. С. 52; Минея ныне хранится в ТГОМ (КОФ-922)). Впосл., во время обучения в Европе, его фамилия стала писаться как «Роговский». Принял постриг в Саввином Вишерском мон-ре, позднее служил иеродиаконом при 1-м еп. Тамбовском (1682-1684) Леонтии. В 1685 г. поступил в составе группы первых учеников в школу братьев Лихудов в московском Богоявленском мон-ре (см. в ст. Славяно-греко-латинская академия ), в связи с чем был переведен в число братии этого мон-ря (ДРВ. Ч. 18. С. 148; Надеждин. 1840. С. 610). 28 дек. 1687 и 20 апр. 1688 г. в числе проч. преподавателей и учеников академии был на приемах у патриарха Московского и всея Руси Иоакима (Савёлова) ( Забелин. 1884. Стб. 393, 1044). Согласно офиц. заявлению миссионера Товии Тихавского (Тобиаша Тихановского) от 12 дек. 1693 г., служившего в февр.-окт. 1689 г. в Немецкой слободе в Москве ( Андреев. 2017. С. 8, 10), именно он обратил в Москве П. в унию ( Шмурло. 1931. С. 7, 25). Вскоре после этого (до окт. 1689) П. отправился в Европу для продолжения образования. Его отъезд был совершен без ведома гражданских и духовных властей, нелегально, что ставило его в сложное положение как в России, так и на Западе. Все это, однако, он посчитал преодолимым ( Надеждин. 1840. С. 612).

http://pravenc.ru/text/2578741.html

Особенные случаи и явления чудотворной силы Божией, исходившей от места, где почивают св. мощи преподобных отцов наших Сергия и Германа Валаамских. Св. Православная Церковь наша, как основанная на Востоке самим Господом Иисусом Христом, как Церковь , имеющая апостольское происхождение и неизменно сохранившая учение веры, благочестия и преемство иерархическое, имеет и благодать Св. Духа, которая проявляется в разных местах на её пространстве многообразными духовными дарованиями. Мы видели явления сей благодати в самых исторических судьбах Валаамской обители и в житиях её подвижников. Но Валаам есть место особенное. Там издревле обитало и процветало православие и благочестие во всей правоте и непорочности. Там до сих пор почивают св. мощи Первооснователей обители–преподобных отцов наших Сергия и Германа и многих других подвижников, Богу угодивших. Конечно, это обстоятельство сделало Валаам местом и источником особенной благодати Божией. Со дня обретения мощей св. Сергия и Германа сия благодать проявлялась в многоразличных чудотворениях. Старцы прежнего времени сохраняли дела милосердия Божьего, по своей простоте и смирению, только в памяти своей и путём предания передавала о них своим ученикам. Без всякого сомнения, многие из них были преданы и письму. Предки наши любили записывать и в книги повествования о делах Божиих. Но опустошения и разорения, каким подвергался монастырь в лице своих старцев, в своих памятниках и достоянии, все уничтожили. Впрочем, благодать и сила Божии несокрушимы... Служба Валаамским чудотворцам Сергию и Герману до нынешнего столетия совершалась по общей Минее. Строитель коневский о. Илларион, бывший впоследствии архимандритом Тихвинского монастыря, по благословению преосвящ. митрополита Амвросия, составил в честь их особенную службу, с приложением и приличного слова на память их. Сия служба была рассмотрена, для церковного употребления, благословлена Св. Синодом и напечатана в первый раз в 1817 году. При совершении богослужения по сей службе, в Валаамской обители всегда читается и слово к ней приложенное, имеющее характер прославления Валаамских угодников.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

В.В. Виноградов Проявить – проявлять ПРОЯВИТЬ – ПРОЯВЛЯТЬ Глагол проявить – проявлять старославянского происхождения. В древнерусском литературном языке он употреблялся в двух основных значениях: 1) «Прообразовать; предречь, предвозвестить». Например, в Повести временных лет: «Си бо звзда акы б кровава, проявляющи крови пролитье» (6573 г.). В Минее 1096 г.: «Закона прочьрьтания тя проявиша» (л. 44); 2) «Открыть (скрытое), обнаружить, показать, выставить наружу, на показ». Напр.: «Иже хощеши таин своеи не проявлен быти. Пчел. И. Публ. б. л. 63». «Найденая в торгу проявляю. Серап. (Паис. сб. 130)» (Срезневский, 2, с. 1611–1612). У этого (второго) значения был оттенок: «явить, показать в видении». Например, в Житии Стефана Новгородца: «Тогда прояви Богь старцу нкоему и рече...» 310 . Ср. проявление в значении «предвещанье» в «Повести временных лет»: «Знаменья сиуя на зло бывають: ли проявленье рати, ли гладу, ли сме()рть проявьляеть» (6573 г.). Слово проявлять – проявить в русском литературном языке XVIII в. имело два значения: 1) отмирающее, высокое, славянское – «прознаменовывать, прообразовывать» (ср. проявленный – прознаменованный, прообразованный) и 2) свойственное среднему стилю: «вновь что показывать, скрытое обнаруживать» (сл. АР 1806–1822, ч. 5, с. 698). В то время как первое значение становится все менее и менее употребительным, второе расширяется и обобщается. В словаре 1847 г. оно описывается уже в более отвлеченной и общей форме: «являть, показывать». Печатается впервые по рукописи, сохранившейся в архиве на 2-х ветхих листках. В работах В.  В. Виноградова неоднократно встречаются замечания об отглагольном существительном проявление, которое в 20–40-х гг. XIX столетия начинает употребляться как философский термин: «Большое значение для формирования публицистического языка имела работа над философской терминологией в кругах русской интеллигенции, увлекавшейся философией Шеллинга и Гегеля (ср. возникновение в 20–40-х годах таких слов и терминов, представляющих собою кальки соответствующих немецких выражений: проявление, образование, односторонний, мировоззрение, целостность, последовательный, последовательность, обособление, целесообразный, самоопределение и др..)» (Основные этапы истории русского языка, с. 57).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕВЕЖИН (Тимофеев) Иван Андроников, рус. мастер печатного дела кон. XVI - нач. XVII в., сын известного московского типографа 2-й пол. XVI в. Андроника Тимофеева Невежи . Н. начал принимать участие в типографской деятельности на Московском Печатном дворе еще при жизни отца и занял его место, когда тот отошел от дел. Впервые имя Н. упоминается в колофоне Часовника 1598 г., в к-ром наряду с привычным указанием на «мастерство Андроника Тимофеева сына Невежи и прочих о Господе сработников» специально отмечаются «труды Иванца Невежина с товарыщи». Это упоминание по времени почти совпадает с созданием в типографии нового шрифта (его употребление отмечено А. С. Родосским уже в следующем издании - Минее общей 1600 г. меньшего формата). В последние годы работы мастера Невежи были обновлены трафареты для орнаментального убранства изделий, эти нововведения также связывают с началом работы Н. в типографии. В очередной раз имя Н. появляется в московских изданиях только тогда, когда из них исчезает упоминание его отца. В качестве мастера, трудившегося над книгой «с прочими сработниками», он назван в колофоне Триоди Цветной 1604 г., работа над к-рой была начата в конце апр. 1603 г., и впосл. еще в 5 изданиях. Последней книгой Н. стала Минея служебная на нояб., ее печатание завершено 17 сент. 1610 г. Еще одно издание - Минея служебная на дек.- осталось незаконченным: события Смутного времени привели к временному закрытию Печатного двора. Н. начал самостоятельно работать в типографии, когда московские власти приняли решение о расширении печатного производства: было увеличено количество станов и соответственно мастеров. К Н. присоединились Анисим Михайлов Радишевский, а затем и Никита Фёдоров Фофанов, к-рые заново обустраивали свои станы, резали шрифты и необходимое для изданий орнаментальное убранство. Унаследовавший типографские материалы от отца, Н. был во многом избавлен от этих хлопот, хотя, используя прежний шрифт, он занимался созданием новых досок орнаментики (А. С. Зёрнова считала, что они исполнены в традиц. манере). Даже применяя старые доски, Н. стремился к тому, чтобы они воспринимались как часть именно его типографских материалов; не случайно, напр., с изображения на гравюре ап. Луки при печатании Апостола в 1606 г. было срезано указание на «мастера печатного» Невежу.

http://pravenc.ru/text/Тимофеевым.html

Сортировать по Исключить новости В Минее месячной (полной) содержатся богослужения на все дни года. Службы святых праздников располагаются в соответствии с месяцесловом. 15 октября, 2012 В Минее месячной (полной) содержатся богослужения на все дни года. Службы святых праздников располагаются в соответствии с месяцесловом. Первые Минеи появились в IX веке. Главными творцами Минеи были Святой Иосиф Песнописец, Святой Феофан и Святой Георгий Никомидийский. Что такое — Минея? Минея (от греч. μηναα — мн. ч. от μηναον — «месячный, одномесячный, месячный, одномесячный, длящийся месяц») — в православии общее название для церковнослужебных (предназначенных для богослужения) книг. Минея содержит службы неподвижного годового богослужебного круга, число воспоминаний и светлых праздников очень велико. Некоторые дни включают в себя сразу несколько воспоминаний. Неподвижный годовой круг связан с солнечным календарем, в нем содержаться праздники и памяти святых, которые приходятся на фиксированные даты. Виды Миней Существует три вида миней: Минея месячная, Минея общая, Минея праздничная. В Минее месячной (полной) содержатся богослужения на все дни года. Службы святых праздников располагаются в соответствии с месяцесловом. В Минее общей службы располагаются по разрядам Святых или праздников. Богослужебные тексты здесь посвящены определенному типу Святых угодников: Пророкам, Апостолам, Святителям, Мученикам, Преподобным и т.д. Также есть посвящения различным праздникам. Например —  служба праздникам Богородичным. Минея общая используется в случае, если Церковь вспоминает Святого, отдельной службы по которому нет. Минея праздничная — это краткая разновидность минеи месячной. В ней содержатся службы только по важнейшим праздникам и Святым. Минея праздничная включает: службы двунадесятых праздников, службы Собору Архангела Михаила (в ноябре), Трем Святителям (30 января), Рождеству Иоанна Предтечи (24 июня), Апостолам Петру и Павлу (29 июня) и др. Четьи-Минеи — это небогослужебные сборники, в которых содержатся:

http://pravmir.ru/mineya-chto-eto/

Богослужения в честь святителя Серафима (Соболева) впервые совершены в храме СПбДА февраля 2016 Всенощное бдение с литией 25 февраля возглавил первый проректор СПбДА, заслуженный профессор протоиерей Василий Стойков в сослужении преподавателей и студентов СПбДА в священном сане. Пели три академических хора, в храме молились студенты всех отделений духовной академии и прихожане академического храма. За богослужением были спеты тропарь, кондак и величание святому. Полностью служба святителю еще не составлена, поэтому богослужение совершалось по общей Минее. Во время помазания освященным елеем всем молящимся были розданы иконки святителя Серафима. В ночь с 25 на 26 февраля ректор СПбДА архиепископ Петергофский Амвросий совершил Божественную литургию в храме Двенадцати апостолов. Перед началом богослужения из архиерейских покоев в храм была принесена икона святителя Николая Чудотворца, которая была подарена святителем Серафимом (Соболевым) протопресвитеру Николаю Колчитскому, а затем протоиереем А. Анисимовым была преподнесена в дар выдающемуся церковному деятелю, возродившему деятельность Санкт-Петербургских духовных школ, митрополиту Григорию (Чукову), и с тех пор не покидала стен alma mater новопрославленного святого. Его Высокопреосвященству сослужили протоиерей Богдан Сойко, протоиерей Михаил Браверман, иерей Илия Макаров и другие священнослужители. Пел смешанный хор под управлением монахини Ксении (Каньшиной). В завершении Божественной литургии духовенство и молящиеся пропели славление святителю Серафиму, архиепископу Богучарскому, перед его иконой. После славления владыка ректор обратился к молящимся с архипастырским словом. Архиепископ Амвросий наградил выпускника и преподавателя иконописного отделения СПбДА Александра Сорокивского медалью святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова III степени. Александр создал многие иконописные образы к разным значимым событиям в истории Санкт-Петербургских духовных школ - в частности, им написана икона святителя Серафима (Соболева), которая в день прославления святого была преподнесена в дар лично Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010