Почитание Святой Троицы в формах, созданных и завещанных святым игуменом Радонежским, стало одной из наиболее глубоких и самобытных черт русской церковности. В Троице Живоначальной Преподобным Сергием было указано не только святое совершенство вечной жизни, но и образец для жизни человеческой, духовный идеал, к которому должно стремиться человечество, потому что в Троице, как Нераздельной, осуждаются усобицы и благословляется соборность, а в Троице, как Неслиянной, осуждается иго и благословляется свобода. В учении Преподобного Сергия о Пресвятой Троице русский народ глубоко чувствовал свое кафолическое, вселенское призвание, и, постигнув всемирное значение праздника, народ украсил его всем многообразием и богатством древнего национального обычая и народной поэзии. Весь духовный опыт и духовное устремление Русской Церкви воплотились в литургическом творчестве праздника Святой Троицы, троицких церковных обрядов, икон Святой Троицы, храмов и обителей Ее имени. Претворением богословского ведения Преподобного Сергия стала чудотворная икона Живоначальной Троицы преподобного Андрея Радонежского, прозванием Рублева († 1430), инока-иконописца, постриженика Троицкой Сергиевой обители, написанная по благословению преподобного Никона в похвалу святому авве Сергию. (На Стоглавом соборе 1551 года эта икона была утверждена в качестве образца для всей последующей церковной иконографии Пресвятой Троицы.). " Ненавистная рознь " , раздоры и смятения мирской жизни преодолевались иноческим общежитием, насажденным Преподобным Сергием по всей Руси. У людей не было бы разделения, раздоров и войн, если бы человеческая природа, созданная Творцом по образу Божественного Триединства, не была искажена и раздроблена первородным грехом. Преодолевая своим сораспятием Спасителю грех особности и разделения, отвергаясь " своего " и " себя " , иноки-общежительники, по учению святого Василия Великого, восстанавливают Первозданное единство и святость человеческой природы. Обитель Преподобного Сергия стала для Русской Церкви образцом такого восстановления и возрождения, в ней воспитались святые иноки, пронесшие затем начертание истинного пути Христова в отдаленные пределы. Во всех своих трудах и деяниях Преподобный Сергий и его ученики воцерковляли жизнь, давая народу живой пример возможности этого. Не отрекаясь от земного, но преображая его, они звали восходить и сами восходили к Небесному.

http://patriarchia.ru/db/text/910110.htm...

За Литургией вместе с паломниками и прихожанами молились настоятельница Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова) с сестрами обители, настоятельницы других монастырей Русской Православной Церкви. Богослужебные песнопения исполнил хор Серафимо-Дивеевского монастыря (регент — монахиня Елена (Царахова)). Для паломников и прихожан была организована трансляция богослужения на экранах, установленных на территории обители. Прямую трансляцию Божественной литургии можно было посмотреть на сайте Нижегородской митрополии, на паломническо-туристическом портале «Серафимова земля», на сайте информационного агентства «Время Н», в эфире телекомпаний ННТВ, «Спас» и «Союз», в официальных группах правительства Нижегородской области в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники». Кроме того, трансляция велась в группе Нижегородской епархии в социальной сети «ВКонтакте», на странице телекомпании «Образ» на видеохостинге «YouTube», а также на ресурсах Дивеевского монастыря: группе в социальной сети «ВКонтакте», группе на видеохостинге «YouTube» и на сайте обители. На сугубой ектении были вознесено особое прошение о спасении людей от губительного поветрия. Проповедь перед причастием произнес епископ Филарет. Митрополит Варсонофий совершил славление преподобному Серафиму Саровскому и прочитал молитву у честных мощей святого. В нынешнем году в связи со сложной эпидемической обстановкой дни памяти преподобного Серафима проходят в соответствии с требованиями Роспотребнадзора. На территории монастыря необходимо использовать средства санитарной обработки рук, соблюдать социальную дистанцию, носить защитную маску. На входах в монастырь волонтеры Нижегородской епархии выдавали паломникам маски, измеряли температуру, руки обрабатывали антисептиком. По окончании богослужения митрополит Дионисий поздравил всех с праздником и зачитал приветствие Святейшего Патриарха Кирилла участникам торжеств по случаю дня памяти преподобного Серафима Саровского и 30-летия второго обретения его святых мощей. Затем управляющий делами Московской Патриархии поблагодарил игумению Сергию за ее труды по возрождению Дивеевской обители и в год 75-летия настоятельницы монастыря вручил ей высокую церковную награду — орден равноапостольной княгини Ольги II степени.

http://patriarchia.ru/db/text/5833620.ht...

В 1702 году на месте деревянного воздвигнут каменный храм, алтарная часть которого и основное здание, построенное по типу «восьмерик на четверике», сохранилось доныне в неизменных формах, прослужив Богу и людям уже более 300 лет. Строителями нового храма были братья Деревнины: думный дьяк Гавриил Феодорович (†1728) и комиссар Василий Феодорович (†1733), на средства которых производилась постройка и в память о которых на стенах арки, при входе в построенную ими центральную часть храма, установлены памятные мраморные доски. В течение 300 лет в храме совершаются богослужения. В период безбожного лихолетья храм не закрывался, хотя такие попытки и предпринимались. Известно, что в 1930 году храм дружно отстояли верующие, которых в то время в общине было 4000 человек. По преданию, власти собирались закрыть храм после службы 22 июня 1941 года, в день памяти Всех святых, в Земле Российской просиявших, но этого не произошло – началась война. Общины закрывавшихся в те годы московских храмов, вливаясь в приход Обыденного храма (порой вместе со своим духовенством), приносили свои святыни и добрые вековые традиции, бережно сохраняемые духовенством прихода. Традиции собравшихся в Ильинской церкви приходов слились воедино, передавая последующим поколениям полноту духа дореволюционной приходской жизни православной Москвы. Чтимые святыни храма – чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость», иконы Божией Матери «Феодоровская» и «Владимирская». В местном ряду иконостаса главного алтаря находится несколько почитаемых икон: «Огненное восхождение святого Пророка Илии», «Спас Нерукотворный» с клеймами, икона Божией Матери «Казанская». В храме хранятся иконы преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского с частицами их мощей. Частицу мощей преподобного Серафима передал храму Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II († 2008) сразу после второго обретения честных мощей этого великого угодника Божия. 1 августа 2009 года во имя преподобного Серафима в храме был освящен приставной престол.

http://sobory.ru/article/?object=02251

2 . Святаго священномученика Киприана. Святыя мученицы Иустины, Святаго блаженнаго Андрея, Христа ради юродиваго. 3 . Святаго священномученика Дионисия Ареопагита . 4 . Святаго священномученика Иерофея, епископа Афинскаго. Обретение честных мощей иже во святых отец наших Гурия, архиепископа Казанскаго, и Варсонофия, епископа Тверскаго . 5 . Святыя мученицы Харитины. Иже во святых отец наших Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских и всея России чудотворцев . 6. Святаго и славнаго апостола Фомы. 7 . Святых мученик Сергия и Вакха. Преподобнаго Сергия, иже на Нурме реце, Вологодскаго чудотворца. 8 . Преподобныя Пелагии. 9 . Святаго апостола Иакова Алфеева . Преподобнаго Андроника и жены его Афанасии. 10 . Святых мученик Евлампия и Евлампии. 11 . Святаго апостола Филиппа, единаго от седми диаконов. Преподобнаго Феофана Начертаннаго, творца канонов, епископа Никийскаго. Память святых отец Седьмаго Вселенскаго Собора (празднование бывает в неделю). 12 . Святых мученик Прова, Тараха и Андроника. Преподобнаго Космы Святоградца, епископа Маиумскаго, творца канонов. Празднование святому Иоанну, Крестителю Господню, на память пренесения из Мальты во град Гатчину креста из части Древа Животворящаго Креста Господня, чудотворнаго Филермскаго образа Божия Матере, писаннаго святым евангелистом Лукою, и десныя руки мощей святаго Иоанна Предтечи. 13 . Святых мученик Карпа и Папилы. Празднование Иверстей иконе Пресвятыя Богородицы . 14 . Святых мученик Назария, Гервасия, Протасия и Келсия. Преподобныя Параскевы. 15 . Преподобнаго Евфимия Новаго. Святаго преподобномученика Лукиана, пресвитера Великия Антиохии. 16 . Святаго мученика Лонгина сотника. 17 . Святаго пророка Осии. Святаго преподобномученика Андрея Критскаго . 18. Святаго апостола и евангелиста Луки . Преподобнаго Иосифа, игумена Волоцкаго (Волоколамскаго), чудотворца. 19 . Святаго пророка Иоиля. Святаго мученика Уара. Преподобнаго Иоанна Рыльскаго . 20 . Святаго великомученика Артемия. 21 . Преподобнаго Илариона Великаго. Пренесение мощей преподобнаго Илариона, епископа Меглинскаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Замечательно, что преподобный Серафим Саровский, один из главных духовных наследников преподобного Сергия, принял в свой гроб образок этого святого. В свете его подвига открывается подвиг святого праведного Иоанна Кронштадтского, преподобного Амвросия Оптинского, всех оптинских старцев, всех наших русских святых. Но, может быть, самое поразительное — это связь преподобного Сергия с новыми мучениками и исповедниками Российскими. Неслучайно праздник обретения его честных мощей предваряется праздником святых Царственных мучеников. И в день его памяти совершается также память преподобномученицы великой княгини Елизаветы с верной ее спутницей инокиней Варварой. Как преподобный Сергий был духовным знаменем для своего времени, так для нашего времени таким знаменем являются новые мученики и исповедники Российские. Суть их подвига — участие в тайне любви Христовой, в Его жертвенном приношении Себя за других людей. Подвиг преподобничества и мученичества становится единым подвигом. И преподобномученица великая княгиня Елизавета, сброшенная озверевшими палачами в шахту, произносит слова молитвы Христовой на Кресте: «Отче, прости им, не знают, что творят». Вспоминается уникальный документ о видении сестры Евфросинии (в монашестве Любови), который автор этих строк получил лет тридцать назад от монахини Надежды, самой близкой ее подруги. Это свидетельство было опубликовано мною уже не раз в различных изданиях. Но в сегодняшний праздник хочется снова напомнить о нем, потому что он ярче, чем что-либо другое, показывает связь нашей земной Церкви с небесной. Документ этот взят из дневника преподобноисповедника Сергия (Сребрянского), духовника Марфо-Мариинской обители, и предваряется надписью в углу первой страницы: «Свидетельствую своей священнической совестью, что все, записанное мной со слов сестры Евфросинии, верно». 25 июня 1912 года во время летаргического сна сестре Евфросинии было видение преподобного Онуфрия Великого, подвижника IV beka, в течение шестидесяти лет совершавшего в полном одиночестве подвиг молитвы в Фиваидской пустыне. Преподобный Онуфрий благословил сестру Евфросинию на служение в обители Марфы и Марии, где подвизались в то время великая княгиня Елизавета и отец Митрофан. Ни имен их, ни этой обители она раньше не знала. Но вся ее последующая жизнь будет неразрывно связана с послушанием в Марфо-Мариинской обители.

http://moral.ru/edinstvo/

Замечательно, что преподобный Серафим Саровский, один из главных духовных наследников преподобного Сергия, принял в свой гроб образок этого святого. В свете его подвига открывается подвиг святого праведного Иоанна Кронштадтского, преподобного Амвросия Оптинского, всех оптинских старцев, всех наших русских святых. Но, может быть, самое поразительное — это связь преподобного Сергия с новыми мучениками и исповедниками Российскими. Неслучайно праздник обретения его честных мощей предваряется праздником святых Царственных мучеников. И в день его памяти совершается также память преподобномученицы великой княгини Елизаветы с верной ее спутницей инокиней Варварой. Как преподобный Сергий был духовным знаменем для своего времени, так для нашего времени таким знаменем являются новые мученики и исповедники Российские. Суть их подвига — участие в тайне любви Христовой, в Его жертвенном приношении Себя за других людей. Подвиг преподобничества и мученичества становится единым подвигом. И преподобномученица великая княгиня Елизавета, сброшенная озверевшими палачами в шахту, произносит слова молитвы Христовой на Кресте: «Отче, прости им, не знают, что творят». Вспоминается уникальный документ о видении сестры Евфросинии (в монашестве Любови), который автор этих строк получил более четверти века назад от монахини Надежды, самой близкой ее подруги. Документ этот взят из дневника преподобноисповедника Сергия (Сребрянского), духовника Марфо-Мариинской обители, и предваряется надписью в углу первой страницы: «Свидетельствую своей священнической совестью, что все, записанное мной со слов сестры Евфросинии, верно». 25 июня 1912 года во время летаргического сна сестре Евфросинии было видение преподобного Онуфрия Великого, подвижника IV века, в течение шестидесяти лет совершавшего в полном одиночестве подвиг молитвы в Фиваидской пустыне. Преподобный Онуфрий благословил сестру Евфросинию на служение в обители Марфы и Марии, где подвизались в то время великая княгиня Елизавета и отец Митрофан. Ни имен их, ни этой обители она раньше не знала. Но вся ее последующая жизнь будет неразрывно связана с послушанием в Марфо-Мариинской обители.

http://moral.ru/st_sergius/

1 серпня 2009 р. 17:00 2 августа — день памяти пророка Илии [Стаття] Во времена земной жизни пророка Илии еврейский народ, населявший Израильское царство, начал отпадать от веры и почитать языческих богов: Ваала и др. В правление израильского царя Ахава (877-854 гг. до Р.Х.) Илия был призван к пророческому служению и стал пламенным защитником истинной веры. 31 липня 2009 р. 15:02 1 августа — обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца [Стаття] Уже на протяжении столетия преподобный Серафим прославляется и ублажается Церковью в лике святых Божиих, а его святые мощи открыты для всенародного поклонения. Святой старец почитается верующими как один из величайших подвижников Русской Православной Церкви, еще при жизни стяжавший от Господа дар чудотворений и исцелений и после кончины не оставляющий всех просящих у него помощи и предстательства. 27 липня 2009 р. 15:00 28 июля — память святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси [Стаття] Князю Владимиру в год крещения Руси было 25 лет. Со всем пылом своей юности он осуществлял заветы Христовы, особенно о помощи бедным, больным и обездоленным. Помощь эту оказывали широко. По всей Руси бедных отыскивали и снабжали всем необходимым, больных лечили. Государство в княжение святого Владимира служило народу. 18 липня 2009 р. 00:00 18 июля обретение честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского [Стаття] Преподобный Сергий — один из наиболее чтимых подвижников и молитвенников о Церкви, основатель Троице-Сергиевой Лавры и духовный устроитель русского монашества. Он оказал благотворное воздействие на судьбы Церкви и Отечества, благословив князя Димитрия Донского на Куликовскую битву (1380), победа в которой приблизила день освобождения Руси от монголо-татарского ига. 16 липня 2009 р. 00:00 16 июля Православная Церковь празднует память святителя Филиппа, митрополита Московского (1507-1569) [Стаття] 16 июля 1652 года мощи святителя Филиппа были торжественно перевезены с Соловков в Москву и положены в Успенском соборе Кремля.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

Сама история Русской Православной Церкви началась крестным ходом на Днепр, где состоялось крещение киевлян. В летописных источниках, начиная от времен киевских князей и до периода правления московских царей, приведены сведения о многочисленных крестных ходах, связанных с обретением святых мощей, принесением на Русь чудотворных икон, яркими событиями гражданской истории или народными бедствиями. Традиция совершения всецерковных крестных ходов пережила свой расцвет в начале ХХ столетия. В 1903 году состоялся многотысячный крестный ход с участием государя императора Николая II и членов императорской фамилии по случаю обретения честных мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца. В дореволюционной России насчитывалось более пятисот ежегодных, регулярно совершаемых крестных ходов, некоторые из которых были длительными и даже многомесячными, включавшими в себя обхождение окрестных сел и городов. Самые знаменитые из них — в Тихвинском Богородицком монастыре с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери, в городе Костроме и Костромской губернии с чудотворной Феодоровской иконой Пресвятой Богородицы, монастырский ход Ниловой Столбенской пустыни, в Киеве — к месту крещения князем Владимиром своих сыновей, крестные ходы с Иверской иконой Божией Матери из Иверского Валдайского монастыря по городам и селам Тверской и Нижегородской губерний, крестный ход от Первопрестольной Москвы в Троице-Сергиеву лавру к мощам преподобного Сергия Радонежского, игумена Земли Русской. Среди известных крестных ходов, которые славились своей многолюдностью и пользовались народным почитанием и любовью по всей Русской Церкви, особым образом выделяется Великорецкий крестный ход — один из самых древних в нашем Отечестве. Церковное предание бережно хранит память о явлении чудотворного образа святителя Николая, архиепископа Мирликийского, в Вятском крае на берегу реки Великой в 1383 году. Спустя два десятилетия жители Хлынова — столицы Вятского края — просили отпустить икону святителя Христова, прославившуюся многочисленными чудесами, в город, обещав при этом ежегодно приносить святыню на место явления.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3667735...

Сегодня Русская Православная Церковь существует в уникальных условиях. Действительно, гармония в отношениях светского и церковного, при полном сохранении автономии, невмешательстве и одновременно общем осознании важности взаимодействия всех сил — общества, государства, Церкви — для того, чтобы страна наша продолжала тот подлинно независимый от центров мировой власти курс, которым она мужественно продвигается вперед… Привилегия, данная свыше, быть свободными — это действительно великое счастье. (Из Первосвятительского слова в 14-ю годовщину интронизации, 1 февраля 2023 г.) Одним из самых ярких событий последних пяти лет стало внесение поправок в Конституцию Российской Федерации. В Основном Законе России подчеркивалось, что наши предки передали нам веру в Бога. Было отмечено, что Россия исторически является наследницей великой державы, принявшей в Х веке христианство, веками боровшейся за свою независимость, создавшей известную во всем мире культуру. Было закреплено понятие брака как союза мужчины и женщины. Церковь и ее Предстоятель много лет выступали в поддержку этих тезисов. К православной общественности регулярно прислушиваются. Среди последних примеров — резкое общественное неприятие проекта новой российской купюры, на которой предполагалось изобразить православный храм без креста. После долгих лет полемики о недопустимости абортов в 2023 году регионы начали на законодательном уровне запрещать склонение к аборту. Широкие возможности для диалога Церкви с государством и обществом предоставляют два форума — Международные Рождественские образовательные чтения и Всемирный русский народный собор (ВРНС). Рождественские чтения — церковно-­общественный форум в сфере образования, воспитания, культуры, просвещения. На площадках ВРНС собираются крупные общественные деятели, политики, деятели культуры, военные, ученые. Ежегодно форумы привлекают по несколько тысяч участников. Свидетельством конструктивных отношений Церкви и государства стал диалог по возвращению значимых для Церкви святынь в храмы. Летом 2023 года Русской Церкви из Государственной Третьяковской галереи была передана икона Святой Троицы авторства преподобного Андрея Рублева. Осенью того же года в  Александро-Невскую лавру была возвращена из Государственного Эрмитажа рака для мощей благоверного князя Александра Невского, тогда же Святейший Патриарх вложил в нее мощи святого князя. Важной церковной инициативой стали крестные ходы с мощами святых, которые проводятся для молитвы и укрепления верующих Русской Церкви. В 2022 году в честь 600-летия обретения честных мощей преподобного Сергия Радонежского его мощи были принесены больше чем в 50 епархий. В 2023 году в епархии Русской Церкви были принесены мощи великомученика Георгия Победоносца.  

http://e-vestnik.ru/analytics/sluzhenie_...

Сегодня Русская Православная Церковь существует в уникальных условиях. Действительно, гармония в отношениях светского и церковного, при полном сохранении автономии, невмешательстве и одновременно общем осознании важности взаимодействия всех сил — общества, государства, Церкви — для того, чтобы страна наша продолжала тот подлинно независимый от центров мировой власти курс, которым она мужественно продвигается вперед… Привилегия, данная свыше, быть свободными — это действительно великое счастье. (Из Первосвятительского слова в 14-ю годовщину интронизации, 1 февраля 2023 г.) Одним из самых ярких событий последних пяти лет стало внесение поправок в Конституцию Российской Федерации. В Основном Законе России подчеркивалось, что наши предки передали нам веру в Бога. Было отмечено, что Россия исторически является наследницей великой державы, принявшей в X веке христианство, веками боровшейся за свою независимость, создавшей известную во всем мире культуру. Было закреплено понятие брака как союза мужчины и женщины. Церковь и ее Предстоятель много лет выступали в поддержку этих тезисов. К православной общественности регулярно прислушиваются. Среди последних примеров — резкое общественное неприятие проекта новой российской купюры, на которой предполагалось изобразить православный храм без креста. После долгих лет полемики о недопустимости абортов в 2023 году регионы начали на законодательном уровне запрещать склонение к аборту. Широкие возможности для диалога Церкви с государством и обществом предоставляют два форума — Международные Рождественские образовательные чтения и Всемирный русский народный собор (ВРНС). Рождественские чтения — церковно-­общественный форум в сфере образования, воспитания, культуры, просвещения. На площадках ВРНС собираются крупные общественные деятели, политики, деятели культуры, военные, ученые. Ежегодно форумы привлекают по несколько тысяч участников. Свидетельством конструктивных отношений Церкви и государства стал диалог по возвращению значимых для Церкви святынь в храмы. Летом 2023 года Русской Церкви из Государственной Третьяковской галереи была передана икона Святой Троицы авторства преподобного Андрея Рублева. Осенью того же года в Александро-Невскую лавру была возвращена из Государственного Эрмитажа рака для мощей благоверного князя Александра Невского, тогда же Святейший Патриарх вложил в нее мощи святого князя. Важной церковной инициативой стали крестные ходы с мощами святых, которые проводятся для молитвы и укрепления верующих Русской Церкви. В 2022 году в честь 600-летия обретения честных мощей преподобного Сергия Радонежского его мощи были принесены больше чем в 50 епархий. В 2023 году в епархии Русской Церкви были принесены мощи великомученика Георгия Победоносца.

http://patriarchia.ru/db/text/6107883.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010