«На осмодесятое же лето возраста своего сиротство прият отчее. И по сем, по едином лете, и мати его остави житие и во обители вечныя отидоста честная жителя и супруга. Доблии же Феодор взаконенная и уставленная на отшествие родителем сотворь и слезами почет умершия отца и матерь, и щедротами убогих и молитвами, и священными детелми службами тоя украси память. И себе прочее от мира отлучити желает, и всяко соприимаше держатися иноческаго, паче же рещи, аггльского жития, имение убо родителей своих разделив и часть сестре своей дав.., прочее же притяжание все, злато и сребро вся убогим радость, рабы же вся свободи и просто рещи, единою вся юзы нынешняго жития разтерза и яко некыи орел легкими крилома опрятався по воздуху преходя, и отшед мирскых печалей и оставль землю свою, и род и дом отеческий» 9 . Если бы даже мы не имели в заглавии Жития указания на Пахомия Серба,то и тогда без каких-либо натяжек можно было бы приписать эту редакцию Пахомию, поскольку редакторская правка этого Жития, включающая заимствования из переводных житий, аналогична работе Пахомия над «Житием Варлаама Хутынскаго». Более того, напрашивается предположение, не шла ли работа над «Житием Преподобнаго Варлаама Хутынскаго» параллельно с работой над «Житием Преподобнаго Сергия Радонежскаго» во время пребывания Пахомия в Новгороде. Тогда станет понятным, почему Пахомий, работая над Житием Преподобного Сергия, не дополнил его описанием обретения мощей и посмертных чудес. Отметим также, что рукопись, содержащая эту редакцию (ГПБ, собрание Петербургской духовной академии, 1358),–новгородская по происхождению и входила первоначально в Софийское собрание. Что же касается предположения В. Яблонского о том, что редакция А ближе стоит к оригиналу, то оно основано на недоразумении. В. Яблонский, следуя за В. О. Ключевским , рассматривал редакцию Б по рукописи Троице Сергиевой Лавры 746 и не обратил внимания на то, что конец Жития Преподобного Сергия был утерян и восстановлен в XVI в. уже по тексту редакции Пахомия Серба, которая включала описание посмертных чудес.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

25 июля 1941 года, на основании письменного распоряжения Управления по делам искусств СНК РСФСР, экспонаты и ценности Загорского государственного историко­художественного музея-заповедника (42 ящика) были доставлены в Москву его директором Иваном Захаровичем Птицыным и переданы «на временное хранение» Государственному историческому В столице ценности Загорского музея-заповедника были перевезены в речной порт и складированы на огромную баржу 3805. Это было настоящее плавучее хранилище, которому предстояло перевозить на восток эвакуированные коллекции ряда крупнейших художественных музеев Москвы: Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственного исторического музея. Транспортировка музейных ценностей водным путем была предпринята не случайно, поскольку железнодорожные составы, перевозившие грузы, часто подвергались бомбардировке с воздуха. Кроме того, простаивание по пути следования эшелонов на станциях создавало угрозу хищения ценностей из вагонов. Выбранный способ движения по реке почти исключал подобные риски. Погрузка музейных ценностей на баржу шла в чрезвычайно напряженной обстановке, так как за три дня до прибытия экспонатов — 22 июля 1941 года — фашистская авиация произвела первый налет на Москву, Калинин, Рязань и ряд других городов. На территорию Северного порта столицы и Западного порта в конце июля было сброшено большое количество зажигательных и несколько фугасных бомб. В тушении возникавших пожаров участвовали портовые команды противовоздушной обороны, состоявшие из рабочих Несколько дней баржа 3805 медленно плыла старым водным путем, который шел 180 километров по Москве-реке и затем по Оке до Горького. По дороге имелось несколько устаревших шлюзов и открытых плесов с разными глубинами и разной пропускной способностью. Благополучно преодолев назначенный путь, к началу сентября 1941 года мощи преподобного Сергия Радонежского вместе с эвакуированными музейными экспонатами прибыли в Горький. Огромная баржа стояла у причала древнего Нижнего Новгорода, дожидаясь погрузки прибывшей сюда ранее из Ленинграда коллекции Государственного Русского музея. Известно, что преподобный Сергий Радонежский однажды посещал Нижний Новгород. В 1365 году преподобный Сергий по благословению Митрополита Московского и всея Руси Алексия пришел сюда с целью смирить Нижегородского князя Бориса Константиновича, вернуть Нижегородский престол князю Дмитрию Константиновичу, а главное — заключить крепкий политический и духовный союз между Москвой и Нижним Теперь, спустя почти 600 лет, преподобный Сергий посетил своими честными мощами и благословил Нижегородскую землю. Ненастным сентябрьским вечером к барже подошел мощный буксир и повел ее вверх по Волге и Каме к месту назначения —

http://patriarchia.ru/db/text/5944634.ht...

Вскрытие мощей Преподобного было произведено 11 апреля. Архимандрит Кронид отказался собственноручно вскрывать гробницу, поручив это благочинному Лавры иеромонаху Ионе. Отец Кронид тогда сказал, что по нравственному чувству он не может этого сделать, а отец Иона должен исполнить приказ за послушание. Вскрытие мощей продолжалось в течение двух часов и снималось на кинопленку (впоследствии на основе этих материалов был выпущен пропагандистский антирелигиозный фильм). По окончании кощунственного акта был составлен протокол, мощи преподобного Сергия обнажили от покровов и прикрыли стеклом. Замысел власти сводился к тому, чтобы убедить верующих не почитать честные останки святого. Однако число богомольцев, шедших на поклонение Преподобному, против ожидания властей лишь увеличилось. В начале ноября 1919 года Сергиевский исполнительный комитет (исполком) готовил постановление о ликвидации Троице-Сергиевой лавры как монастыря. Ночью 3 ноября 1919 года, не дожидаясь официального принятия документа, власти неожиданно нагрянули к монашествующим с обыском, после чего братия была изгнана из стен обители. Беспокоясь о судьбе мощей Преподобного, священник Павел Флоренский и граф Юрий Александрович Олсуфьев, будучи членами Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, с благословения отца Кронида изъяли честную главу преподобного Сергия, заменив ее на главу одного из князей Трубецких, захороненного в XVII веке в крипте Троицкого собора. Честная глава Преподобного была перенесена в дом графа Олсуфьева. Через какое-то время граф Юрий Александрович, ожидая ареста, сокрыл ее у себя в саду. В конце марта 1920 года вышло постановление Президиума Мосгубисполкома «О закрытии Троице-Сергиевой лавры и передаче мощей Лавры в московский музей». Согласно декрету Совета народных комиссаров, в Лавре должен был открыться историко-художественный музей. По решению Сергиевского исполкома 7 мая 1920 года Троицкий собор был заперт и опечатан, несмотря на то что ранее он уже был передан Народному комиссариату просвещения для музейных целей. 10 мая 1920 года Патриарх Тихон осудил закрытие лаврских храмов и намерение вывезти оттуда мощи как нарушение декрета «Об отделении церкви от государства...». В результате ходатайств Первосвятителя было разрешено открыть Троицкий собор, но только на праздник Пятидесятницы. 13 мая 1920 года в Лавре было совершено последнее богослужение и в последний раз отзвонили колокола. Монастырь был окончательно закрыт для богомольцев. Но мощи преподобного Сергия все же остались в Лавре.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5933935...

Участие в данном проекте в настоящий момент принимают 11 регионов (Ростовская, Белгородская, Оренбургская, Саратовская, Астраханская, Омская области, Ставропольский, Алтайский, Камчатский, Приморский, Хабаровский край), где будут возведены 12 храмов, из которых пять — во имя преподобного Сергия Радонежского. В ближайшее время — с 1 по 2 мая — на базе Московской духовной академии при участии исторического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова пройдут Сергиевские научно-богословские чтения. К 1 декабря 2013 года собраны сведения о поступивших в Оргкомитет заявках от епархий на принесение чтимого Лаврского образа преподобного Сергия с частицей его святых мощей в пределы Русской Православной Церкви. В феврале сего года составлен график посещений епархий. На данный момент в график вошли 84 епархии. Значимыми событиями станут Патриаршие Божественные литургии 11 мая в Варницах — месте рождения Преподобного, 18 июля — в день обретения честных мощей преподобного Сергия — в Свято-Троицкой Сергиевой лавре с участием делегаций от Поместных Православных Церквей. Накануне, 17 июля, состоится всенародный крестный ход маршрутом из Покровского Хотькова ставропигиального женского монастыря, места упокоения родителей Преподобного, в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, в котором примут участие до 30 тысяч паломников. На сегодняшний день в ответ на соответствующий циркуляр об участии в крестном ходе в Оргкомитет поступили заявки из 82 епархий. Непосредственно курировать организацию и проведение данных мероприятий будет созданный 24 февраля 2014 года на заседании рабочей группы и Оргкомитета празднований совместный организационный комитет по подготовке основных юбилейных торжеств, посвященных 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. 24 августа запланировано совершение Патриаршего богослужения в Николо-Пешношском монастыре, созданном одним из ближайших учеников святого Сергия — Мефодием. Патриаршие Литургии будут также совершены на Куликовом поле в день воинской славы нашего Отечества 21 сентября, в Свято-Троицкой Сергиевой лавре 8 октября, в день памяти преставления Преподобного, и 14 октября по случаю 200-летия пребывания Московской духовной академии в стенах Лавры.

http://patriarchia.ru/db/text/3640123.ht...

С тех пор и вплоть до ХХ века святые мощи преподобного Сергия крайне редко покидали стены Троицкого собора. Известно, что их выносили на Красногорскую площадь во время пожара 1709 года. На этом месте, напротив Святых врат, позднее построили В дневниках профессора Московской духовной академии Александра Беляева говорится, что честные мощи Преподобного в 1905 году переносили из Троицкого собора в Успенский: «…Ныне пред обедней вынесли мощи прп. Сергия из Троицкого собора, обошли вокруг Успенского с хоругвями и иконами. Евдоким и лаврское духовенство поставили их на приготовленном месте под сенью, между двумя правыми колоннами. И прежде митр. Иоанникий и Леонтий желали на лето переносить их в Успенский собор, но Победоносцев почему-то противился. Теперь согласился, потому что в Троицком соборе ремонт еще После революции Двадцатый век, как известно, ознаменовался жестокими гонениями на Русскую Православную Церковь, и Троице-Сергиева лавра не избежала печальной участи, постигшей многие монастыри и храмы в годы лихолетья. Преследования верующих в различных формах начали проявляться с первых дней советской власти. Осенью 1918 года началась конфискация имущества, принадлежавшего Лавре. В местной газете «Трудовая неделя» стали появляться клеветнические и хулительные статьи об обители, о мощах преподобного Сергия Радонежского и возможности их вскрытия. В дни Великого поста 1919 года в Трапезном храме Лавры по этому поводу состоялось большое собрание верующих. Архимандрит Кронид (Любимов), последний наместник Лавры перед ее закрытием в 1920 году, произнес речь, в которой призвал верующих защитить от поругания священное место. Вскоре после этого в храмах Лавры, Академии, а также в посадских приходских церквях стали собирать подписи под прошением в Совет народных комиссаров (Совнарком) не вскрывать мощи преподобного Сергия. В начале марта 1919 года братия обители во главе с отцом Кронидом обратилась к председателю Совнаркома Ленину с просьбой запретить вскрытие раки с мощами Преподобного. Двадцатого марта Патриарх Тихон лично написал послание председателю Совнаркома по этому же поводу. Но, несмотря на ходатайства верующих, решение о вскрытии мощей преподобного Сергия было принято на пленуме местного городского Совета 1 апреля 1919 года и 4 апреля подтверждено Московским губернским исполнительным комитетом (Мосгубисполкомом).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5933935...

Святого погребли под спудом выстроенной им в свое время Троицкой церкви.  Через тридцать лет, в 1422 году, были обретены его святые мощи. Вот как рассказывает об этом один из первых жизнеописателей святого, его младший современник преподобный Епифаний Премудрый: «В то время бывал в обители некий благочестивый муж, весьма почитавший святого. Однажды ночью, молясь, он заснул тонким сном, и вот явился ему блаженный Сергий, говоря: “Передай Игумену обители: почему вы оставляете меня так долго во гробе, покрытого землей? Ведь вода теснит мое тело!”». Когда гроб вскрыли, продолжает преподобный Епифаний, «не только честное тело святого сохранилось целым и светлым, но и одежда, в которой он был погребен, оказалась целой, совершенно не тронутой тлением. Вода стояла с обеих сторон гроба, но тела святого и риз его не касалась. Увидев это, все прославили Бога…». Для святых мощей преподобного Сергия его преемник, преподобный Никон, с помощью Звенигородского и Галицкого князя Георгия (Юрия) Дмитриевича, сына Димитрия Донского и крестника преподобного Сергия, воздвиг каменный Троицкий собор, в котором мощи преподобного пребывают и поныне. И до сего дня совершаются от них чудеса: люди избавляются от болезней и пагубных пристрастий, преображаются духовно, обретают веру и упование. Уникальная роспись собора выполнена духовными внуками преподобного — артелью Андрея Рублева и Даниила Черного; для вновь выстроенного собора была написана светоносная рублевская Троица, о которой отец Павел Флоренский сказал: «Если есть Троица Рублева, значит, есть Бог». Итак, текущий год юбилейный: 18 июля мы отметили 600-летие обретения святых мощей преподобного Сергия. А 12 июня сего года, в день Святой Троицы, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла началась реализация масштабной программы по принесению ковчега с честными мощами преподобного Сергия Радонежского в епархии Русской Православной Церкви.Саратов также является одним из пунктов маршрута: ковчег будет пребывать в нашем городе 10-11 августа.

http://ruskline.ru/opp/2022/08/02/igumen...

Закрытие лавры 10 ноября 1919 года Сергиевский исполком принял постановление о ликвидации Троице-Сергиевой лавры как монастыря. Ночью 3 ноября 1919 года в лавре неожиданно был произведен обыск, братия была изгнана из стен обители. Беспокоясь о судьбе мощей Преподобного, священник Павел Флоренский и граф Юрий Александрович Олсуфьев, будучи членами Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, с благословения отца Кронида изъяли честную главу преподобного Сергия, заменив ее на главу одного из князей Трубецких, захороненного в XVII веке в крипте Троицкого собора. Честная глава Преподобного была перенесена в дом графа Олсуфьева. Через какое-то время граф Юрий Александрович, опасаясь ареста, сокрыл ее у себя в саду. 26 марта 1920 года вышло постановление Президиума Мосгубисполкома «О закрытии Троице-Сергиевой лавры и передаче мощей лавры в московский музей». Согласно декрету Совета народных комиссаров от 20 апреля 1920 года, в лавре был открыт историко-художественный музей. По решению Сергиевского исполкома 7 мая 1920 года Троицкий собор был заперт и опечатан, несмотря на то что ранее он уже был передан Наркомату просвещения для музейных целей. 10 мая 1920 года Святейший Патриарх Тихон осудил закрытие лаврских храмов и намерение вывезти оттуда мощи, как нарушение декрета «Об отделении Церкви от государства». В результате ходатайств Святейшего было разрешено открыть Троицкий собор только на праздник Святой Троицы. 30 мая 1920 года в лавре было совершено последнее богослужение и в последний раз отзвонили колокола. Монастырь был окончательно закрыт для богомольцев. Но мощи преподобного Сергия все же остались в лавре. «Экскурсовод бесцеремонно стучала указкой по стеклу...» По воспоминаниям лаврского насельника схиархимандрита Михаила (Балаева; 1924–2009), в 1933–1934 годах мощи преподобного Сергия как экспонат музея находились в притворе Трапезного храма в раке со стеклянной крышкой. Тогда их, школьников, привозили из Богородска в лавру на экскурсию. Отец Михаил вспоминал, как экскурсовод бесцеремонно стучала указкой по стеклу. Потом экскурсионная группа прошла дальше, в Трапезный храм, а он, оставшись один, перекрестился и приложился к честным мощам Преподобного.

http://pravoslavie.ru/147212.html

Церковь чтит и тех из учеников и сподвижников Преподобного Сергия, память которых не отмечена в месяцеслове специально, под отдельным днем. Мы помним, что первым пришел к Преподобному на Маковец старец Василий Сухой, названный так за его несравненное постничество. Вторым был инок Якута, т. е. Иаков, из простых крестьян, он безропотно долгие годы нес в обители хлопотное и трудное послушание рассыльного. Пришли, среди прочих учеников, к Преподобному его земляки из Радонежа диакон Онисим с сыном Елисеем. Когда собралось 12 иноков и построенные келлии обнесены были высокой оградой, диакона Онисима авва назначил привратником, потому что келлия его была крайняя от входа в обитель. Под сенью святой Троицкой обители провел свои последние годы игумен Митрофан, тот самый, кто постриг когда-то Преподобного Сергия в ангельский образ и наставил в иноческих подвигах. Могила умершего вскоре блаженного старца Митрофана стала первой на монастырском кладбище. В 1357 году пришел в обитель из Смоленска архимандрит Симон, оставив почетную должность настоятеля в одном из смоленских монастырей ради того, чтобы стать простым послушником у Богоносного Радонежского игумена. В награду за великое смирение Господь сподобил его быть участником дивного видения Преподобного Сергий о будущем умножении его иноческого стада. По благословению святого аввы принял на себя подвиг молитвенного безмолвия блаженный старец Исаакий Молчальник, чье молчание для иноков и внешних было поучительнее всяких слов. Лишь один раз за годы безмолвия отверз уста преподобный Исаакий - чтобы свидетельствовать, как виденный им Ангел Божий сослужил в алтаре Преподобному Сергию, совершившему Божественную литургию. Очевидцем благодати Святого Духа, содействовавшей Преподобному, был также екклисиарх Симон, который видел однажды, как Небесный огонь сошел на Святые Тайны и угодник Божий " причастился огня неопально " . Старца Епифания († ок. 1420), бывшего позже, при игумене Никоне, духовником Сергиева стада, Церковь называет Премудрым за высокую ученость и великие духовные дарования. Он известен как составитель житий Преподобного Сергия и его собеседника Святителя Стефана Пермского, похвальных слов им, а также " Слова о жизни и преставлении великого князя Димитрия Донского " . Житие Преподобного Сергия, составленное Епифанием через 26 лет по кончине Преподобного, т. е. в 1418 г., было затем переработано прибывшим с Афона иноком агиографом Пахомием Сербом, прозванным Логофетом.

http://patriarchia.ru/db/text/910110.htm...

В заключении доношения говорится, что " по части на некоторых составах неистленное тело, а по части и нагия оказуются кости " . При освидетельствовании в 1801 г. мощей святого Иннокентия Иркутского оказалось, что " глава, грудь, ребра, спина и ноги - все в целости и с плотию, точию присохшею, от коих происходит благовонный запах, мощам свойственный и многими ощущаемый " . При перенесении братией Печерской Лавры мощей преподобного Феодосия Печерского через 18 лет по его преставлении (3 мая 1074 г.) из пещеры в каменную церковь, первый самовидец честных мощей святого, блаженный Нестор, в сказании о сем пишет: " и прииде игумен с двема братома, аз же прокопах более: и преклоншейся, видехом мощи его лежащие святолепне: составы бо целы бяху все и тлению не причастны; лице светло, очи сомжены, устне соединены, власы же главнии присохли ко главе. Итако возлозше их на мантию и вземши на рамо, вынесоша пред пещеру " . При обретении мощей 5 июля 1423 г. преподобного Сергия Радонежского через 30 лет по его преставлении священный собор приступал к открытию гроба и внезапно пролилось из него благоухание; предстало зрелище, достойное умиления: не только сохранилось целым честное тело, но и к одежде его не прикоснулось тление, хотя с обеих сторон гроба видимо стояла вода, не дерзнувшая однако прикасаться к преподобному. В городе Казани при копании рвов 4 октября 1595 г. для новой каменной церкви были обретены мощи святителей Гурия, архиепископа Казанского (+ 5 декабря 1563 г.) и Варсонофия Тверского, преставившегося (+ 11 апреля 1576 г.) на покое в Казанском Спасо-Преображенском монастыре. Самовидец и совершитель этого обретения священных мощей Патриарх Гермоген, бывший в то время митрополитом Казанским, так описывает это событие: " вскрывше гроб Гуриа архиепископа и видехом диво, ею же надеяхомся, рака бо бе святаго полна благоуханна мира, мощи же Гуриа аки губа ношахуся, части же ни единой погружене бывши: нетлением бо одари бог честное и многотрудное его тело, яко и ныне зрится всеми, токмо мало верхния губы тление коснуся, прочия же уды его целы быша (благоуханное же честное и святое миро устроиша в сосуд нов). Потом же открыхом раку преподобнога Варсонофия и видехом многим нетлением почтени от Бога мощи святаго Варсонофия, к ногам же преподобного тление коснуся, но обаче не токмо кости не разрушены, но и крепки бяху зело и никакоже слабости в составех имуще, якоже и Гурию святителю; своими бо руками со Арсением архимандритом святыя их чудотворные мощи переложихом от гробов в ковчеги " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

К Преподобному Сергию, как к неиссякаемому источнику молитвенного духа и благодати Господней, во все времена шли на поклонение - для назидания и молитвы, за помощью и исцелением - тысячи народа. И каждого из прибегающих с верой к его чудотворным мощам он исцеляет и возрождает, исполняет силы и веры, преображает и возводит к своей светоносной духовности. Но не только духовные дары и благодатные исцеления подаются всем, приходящим с верою к мощам Преподобного, но ему дана также от Бога благодать защищать от врагов Русскую землю. Своими молитвами Преподобный был с воинством Димитрия Донского на Куликовом поле; он благословил на ратный подвиг своих пострижеников-иноков Александра Пересвета и Андрея Ослябя. Он указал Иоанну Грозному место для сооружения крепости Свияжска и помогал в победе над Казанью. Во время польского нашествия Преподобный Сергий явился во сне нижегородскому гражданину Козме Минину, повелевая собирать казну и вооружать войско для освобождения Москвы и Русского государства. И когда в 1612 г. ополчение Минина и Пожарского после молебна у Святой Троицы двинулось к Москве, благодатный ветр развевал православные стяги, " яко от гроба самого Чудотворца Сергия " . К периоду Смутного времени и польского нашествия относится героическое " Троицкое сидение " , когда многие иноки по благословению преподобного игумена Дионисия повторили священный ратный подвиг сергиевых учеников Пересвета и Ослябя. Полтора года - с 23 сентября 1608 г. по 12 января 1610 года - осаждали поляки обитель Живоначальной Троицы, желая разграбить и разрушить этот священный оплот православия. Но заступлением Пречистой Богородицы и молитвами Преподобного Сергия, " со многим стыдом " бежали наконец от стен монастыря, гонимые Божиим гневом, а вскоре и сам предводитель их Лисовский погиб лютой смертью как раз в день памяти Преподобного, 25 сентября 1617 г. В 1618 г. приходил к стенам Святой Троицы сам польский королевич Владислав, но, бессильный против охраняющей обитель благодати Господней, вынужден был подписать перемирие с Россией в принадлежавшем монастырю селе Деулине. Позже здесь был воздвигнут храм во имя Преподобного Сергия.

http://patriarchia.ru/db/text/910110.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010