Литургические облачения духовенства За православным богослужением все священнослужители облачаются в соответствующие их сану священные одежды. Диаконы, иподиаконы и чтецы за богослужением носят стихарь – длинное одеяние с широкими рукавами, не достающее до пола примерно 10–15 см. На правую и левую руку диакона надеваются поручи – нарукавники с изображением креста. На левое плечо диакона возлагается орарь – длинная лента с нашитыми на нее крестами, спускающаяся до пола сзади и спереди. Стихарь, орарь и поручи изготовляются обычно из парчи разных цветов. Иподиаконы, как и диаконы, носят орарь, но препоясываются им крестообразно. Священник для совершения литургии облачается в стихарь, который называется подризником и имеет несколько иную форму, чем у диакона: он бывает длиной до пят, с узкими рукавами, из легкой белой ткани (шелка, хлопка). Поверх подризника священник носит епитрахиль – широкую двойную ленту с нашитыми на нее крестами, надеваемую через голову и спускающуюся почти до пола. Поверх епитрахили надевается пояс с крестом посередине. Так же как и диакон, священник за богослужением носит поручи. Некоторые священники в качестве награды получают право ношения набедренника и палицы. Набедренник представляет собой прямоугольный плат на длинной ленте, надеваемый через плечо. Палица представляет собой такой же плат, только ромбовидной формы. Верхней одеждой священника является фелонь – плащ с отверстием, надеваемый через голову, облекающий плечи и грудь священника и сзади спускающийся почти до пола. Некоторые священники в качестве награды получают право ношения камилавки – цилиндрического головного убора фиолетового цвета. За особые заслуги священник может быть награжден правом ношения митры – богато украшенного головного убора полукруглой формы, напоминающего корону. Священник Русской Православной Церкви и во внебогослужебное время носит на груди крест. Архиереи за богослужением надевают подсаккосник, по форме не отличающийся от священнического подризника, но имеющий разрезы по бокам и застегивающийся на пуговицы. Поверх подсаккосника архиерей надевает пояс, палицу и поручи. Затем надевается саккос – стихарь с укороченным низом и укороченными рукавами, также застегивающийся по бокам на пуговицы и украшенный бубенцами. На груди архиерей носит крест и панагию – медальон овальной формы, обычно с изображением Пресвятой Богородицы. На плечи архиерея возлагается большой омофор – широкая лента, облекающая плечи епископа и спускающаяся одним концом с левого плеча спереди, другим – с того же плеча сзади. В некоторых случаях вместо большого омофора надевается малый омофор – лента такой же ширины, но более короткая, спускающаяся обоими концами вперед. Архиерейская митра увенчивается крестом. В некоторые моменты богослужения архиерей берет в руки жезл – высокий посох с крестом наверху. В некоторых случаях архиерей совершает богослужение в мантии – одеянии с длинным шлейфом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

По благословению Блаженнейшего Владимира Митрополита Киевского и всея Украины Проскомидия Проскомидия совершается заранее назначенным иереем до прибытия архиерея в храм. Иерей вместе с одним из диаконов прочитывает входные молитвы и надевает полное облачение. Просфоры, в особенности для Агнца, заздравная и заупокойная, приготовляются больших размеров против обычного. При вырезывании Агнца иерей принимает во внимание количество причащающихся священнослужителей. Вынув из заздравной просфоры две части, а из заупокойной – одну, иерей изымает частицы из прочих просфор, из нижних половинок, оставляя верхние для архиерея, который изымает частицы во время Херувимской песни. Соединения в потир должно быть влито достаточное количество в зависимости от числа сослужащих и причастников-мирян. По обычаю, архиерею уготавливаются еще две отдельные просфоры. Встреча Участвующие в сослужении с архиереем являются в храм заблаговременно, чтобы облачиться вовремя, кому следует, и приготовить все необходимое. Иподиаконы приготовляют архиерейское облачение, постилают орлецы на амвоне, пред местными (Спасителя и Божией Матери), храмовой и праздничной иконами, пред амвоном и у входных дверей из притвора в храм. При приближении архиерея к храму все выходят при закрытых царских вратах (завеса отдернута) северною и южною дверями из алтаря навстречу и становятся у входных дверей. При этом каждая пара соблюдает свое равнение. Иереи (в рясах и головных уборах – скуфьях, камилавках, клобуках) по старшинству (от входа) становятся в два ряда, причем совершавший проскомидию (в полном облачении) стоит посредине (между последними иереями), имея в руках напрестольный Крест, рукоятию к левой руке, на блюде, покрытом воздухом. Протодиакон и первый с трикирием и дикирием, держа их на одной высоте, и кадильницами и между ними свещеносец становятся в ряд против входа, отступая к востоку от иереев на шаг. Иподиаконы стоят у входных дверей из притвора в храм: первый – справа, с мантией, второй и жезлоносец (посошник) – слева.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Литургия. Проскомидия . Проскомидия совершается до прибытия архиерея в храм. Иерей вместе с одним из диаконов прочитывает входные молитвы и надевает полное облачение. Просфоры, в особенности для Агнца, заздравная и заупокойная, приготовляются больших размеров. При вырезании Агнца иерей принимает во внимание количество причащающихся священнослужителей. По обычаю архиерею уготавливаются две отдельные просфоры, из которых он изымает частицы во время Херувимской песни. Встреча . Участвующие в сослужении с архиереем являются в храм заблаговременно, чтобы облачиться вовремя, кому следует, и приготовить всё необходимое. Иподиаконы приготовляют архиерейское облачение, постилают орлецы на амвоне, перед местными (Спасителя и Божией Матери), храмовой и праздничной иконами, перед амвоном и у входных дверей из притвора в храм. При приближении архиерея к храму все выходят при закрытых царских вратах (завеса отдернута) северной и южной дверями из алтаря на встречу и становятся у входных дверей. При этом, каждая пара соблюдает своё равнение. Иереи (в рясах и головных уборах – скуфьях, камилавках, клобуках – по старшинству (от входа) становятся в два ряда, причем, совершавший проскомидию (в полном облачении) стоит посередине (между последними иереями), имея в руках напрестольный Крест, рукоятью к левой руке, на блюде, покрытом воздухом. Протодиакон и первый диакон (в полном облачении) с трикирием и дикирием, держа их на одной высоте, и кадильницами и между ними свещеносец становятся в ряд против входа, отступая к востоку от иерея на шаг. Иподиаконы стоят у входных дверей из притвора в храм: первый – справа с мантией, второй и жезлоносец (посошник) – слева. Архиерей, войдя в храм, становится на орлец, отдает жезлоносцу посох, и все троекратно молятся и кланяются архиерею, который их благословляет. Протодиакон возглашает: “Премудрость” и читает: “Достойно есть яко во истину …” Певчие, в это время поют: “Достойно...” протяжно, со сладкопением. В это же время иподиаконы надевают мантию на архиерея, который, сделав одно поклонение, принимает от священника Крест и целует его, а священник целует руку архиерея и отходит на своё место.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Указания для священно-церковнослужителей при архиерейском служении НА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ Проскомидия. Проскомидия совершается заранее назначенным иереем до прибытия архиерея в храм. Иерей вместе с одним из диаконов прочитывает входные молитвы и надевает полное облачение. Просфоры, в особенности для Агнца, заздравная и заупокойная, приготовляются больших размеров. При вырезывании Агнца иерей принимает во внимание количество причащающихся священнослужителей. Вынув из заздравной просфоры две части, а из заупокойной – одну, иерей изымает частицы из прочих просфор, из нижних половинок, оставляя верхние для архиерея, который изымает частицы во время Херувимской песни. По обычаю архиерею уготавливаются еще две отдельные просфоры. Встреча. Участвующие в сослужении с архиереем являются в храм заблаговременно, чтобы облачиться вовремя, кому следует, и приготовить всё необходимое. Иподиаконы приготовляют архиерейское облачение, постилают орлецы на амвоне, пред местными (Спасителя и Божией Матери), храмовой и праздничной иконами, пред амвоном и у входных дверей из притвора в храм. При приближении архиерея к храму все выходят при закрытых царских вратах (завеса отдернута) северною и южною дверями из алтаря на встречу и становятся у входных дверей. При этом каждая пара соблюдает свое равнение. Иереи (в рясах и головных уборах – скуфьях, камилавках, клобуках) по старшинству (от входа) становятся в два ряда, причем совершавший проскомидию (в полном облачении) стоит посредине (между последними иереями), имея в руках напрестольный Крест, рукоятью к левой руке, на блюде, покрытом воздухом. Протодиакон и первый диакон (в полном облачении) с трикирием и дикирием, держа их на одной высоте, и кадильницами и между ними свещеносец становятся в ряд против входа, отступая к востоку от иереев на шаг. Иподиаконы стоят у входных дверей из притвора в храм: первый – справа, с мантией, второй и жезлоносец (посошник) – слева. Архиерей, войдя в храм, становится на орлец, отдает жезлоносцу посох, и все троекратно молятся и кланяются архиерею, который их благословляет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 БОГОСЛУЖЕБНО-ИЕРАРХИЧЕСКИЕ НАГРАДЫ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Богослужебно-иерархические награды Русской Православной Церкви Заслуги священнослужителей Русской Православной Церкви поощряются разнообразными наградами, каждая из которых имеет свою историю и свое символическое значение. Система этих награждений достаточно сложна, так как возникали они в разное время, иногда при посредстве светской власти, изменяя, зачастую, свой первоначальный вид. Иерархия Православной Церкви состоит из трех ступеней: диаконской, пресвитерской и епископской. Поэтому священнослужители могут быть поощрены только присущими своему иерархическому уровню наградами. Богослужебно-иерархические награды служат для поощрения архиереев и клириков, свидетельствуя о достойном прохождении ими церковного служения. Богослужебно-иерархическими наградами являются: повышение в сане ; элементы литургического облачения , несущие духовное значение; отличия при совершении богослужений (преднесение креста, служение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до " Отче наш... " или до Херувимской песни). При возложении иерархических наград архиерей возглашает: " Аксиос " . Награды клириков в форме служебных отличий определяют иерархическое место священнослужителя во время богослужения при соборном служении. При наличии одинаковых наград преимущество принадлежит старшему по хиротонии. Награды для епископата Возведение в сан архиепископа и возведение в сан митрополита определяются местом служения. Митрополит - это архиепископ главного города митрополии и митрополит области. Архиепископ - епархиальный архиерей города и области, не входящих в митрополию. Сана архиепископа и сана митрополита могут быть удостоены архиереи, несущие особо ответственные общецерковные послушания. При возведении в сан архиепископа архиерей удостаивается права ношения креста на клобуке, а при возведении в сан митрополита - права ношения белого клобука с крестом и мантии голубого цвета.

http://drevo-info.ru/articles/17812.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КИПРИАН (ЗЕРНОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиеп. Киприан (Зернов) 23 июня 1966 года уволен на покой. Проживал в Москве , оставаясь почетным настоятелем Скорбященского храма . Скончался перед началом воскресной литургии 5 апреля 1987 года в своей комнате под колокольней Скорбященского храма. Воспоминания Михаил Ардов: " Архиепископ Киприан... был выходцем из интеллигентской среды... Владыка говорил: " среди нашего брата, священнослужителей, есть профессионалы и дилетанты " . Сам он был профессионалом высочайшего класса. У него была способность все видеть и все замечать — всякую мелочь в облачениях, погасшую лампадку, сдвинутый с места аналой... " " В самом начале всенощной протодиакону нужно было отдать кадило и выходить на амвон. А прислужники, как назло, все разбежались... И вдруг я вижу, что архиепископ, как простой пономарь, принимает кадило. В этот момент он и не думал о своем высоком сане, ему важно было, чтобы в богослужении не произошло никакой заминки. Он вообще был великим ценителем красоты и стройности богослужений и частенько нам говаривал: Вы настоящей службы и не видели. Я - еще видел. " " Пожалуй, главным недостатком нашего владыки была вспыльчивость, гневливость. Если он замечал какой-нибудь непорядок, мог накричать на виновного, изругать... Но и остывал он так же быстро, как вскипал, после этого он обыкновенно норовил как-нибудь поощрить или утешить того из нас, кому только что досталось. Это качество свое он прекрасно сознавал и даже уподоблял самого себя персонажу К.Станюковича — " Беспокойному адмиралу " . Однако же люди мнительные и обидчивые с владыкой не могли служить " . " У владыки было весьма спокойное, равнодушное отношение к деньгам. Он вовсе не был сребролюбцем, хотя в свое время имел почти неограниченные возможности обогащения. Пожалуй, он, подобно Пушкину, ценил приносимую деньгами " пристойную независимость " . Самым существенным его достоянием были дорогие облачения, митры, панагии и кресты, т.е. только то, что необходимо для богослужения. (После смерти душеприказчик отец Борис Гузняков все это безвозмездно раздал многочисленным иерархам и клирикам).

http://drevo-info.ru/articles/17338.html

Доклад игумена Силуана (Туманова) на I Съезде регентов и певчих декабря 2016 Богослужебное пение в храме: апостольское служение, культурная традиция или развлечение? Меняются эпохи, меняется отношение ко многим сторонам церковной жизни, соответственно меняются и богослужебные формы. Это заметно по архитектуре храмов, по текстам богослужений, по иконописи и даже по покрою облачений. Но, пожалуй, никакой из элементов богослужения не претерпел в практике Русской Православной Церкви за последние четыре-пять веков таких существенных изменений, как богослужебное пение. Изменились не просто формы - изменился сам взгляд на пение в храме. И то, что является сегодня очевидным и бесспорным для подавляющего большинства певцов, весьма удивило бы тружеников клироса 400 - 500 лет назад, не говоря уже о церковных мыслителях и певцах периода расцвета христианской мысли. Вкратце эти изменения можно сформулировать так. Музыка в храме: 1) присвоила себе не свойственный древнему храмовому пению более или менее заметный элемент развлечения; 2) в известной степени перестала быть выражением молитвы стоящих в храме; 3) перестала быть выражением опыта Церкви, но сама навязывает стоящим в храме чувства, рожденные в голове композиторов, подчас весьма косвенно относящиеся к религии и к тексту песнопения. Такое изменение отношения церковного сознания к богослужебному пению в России произошло не за один век, но окончательно сформировалось к концу XVII века. Анализ этого процесса может помочь если и не решить, то верно обозначить пути решения проблем, связанных сегодня с церковным пением, обозначить вектор дальнейшего развития церковной музыки. Задачи христианского пения Общеизвестно, что начало богослужебного пения совпадает с началом истории самого христианства. Как повествует Евангелие от Марка, после Тайной Вечери Христос и апостолы, " воспев, пошли на гору Елеонскую " (Мк. 14:26). Нигде не указаны ни мелодия, ни ее авторство, ни иные подробности этого пения, но известно, что Господь следовал традиционному пасхальному ритуалу и пел с учениками псалмы со 112 по 117, которыми обычно заканчивалась иудейская пасхальная трапеза. Тем самым в Евангелии изначально указано на предназначение христианского богослужебного пения - быть укорененным в библейской традиции выражением пасхальной, евхаристической радости молитвенного общения всей общины, а не кого-то из ее членов. Кто являлся автором тех или иных мелодий раннего христианства, нам неизвестно. Изначально музыка в храме подчеркнуто анонимна, использует сложившиеся в иудейской и языческой традициях мелодии и созвучия своей эпохи, сопровождая молитву стоящих в храме священнослужителей и мирян.

http://mitropolia.spb.ru/docs/doklad-igu...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > И снова о " сергианстве " 12.04.2006 460 Время на чтение 4 минуты Несомненно, обстоятельства, при которых совершается действие, являются одним из важнейших данных для справедливой оценки самого действия или поступка. Бывает даже так, что действие при благополучных обстоятельствах заслуживающее порицания и наказания, при крайних неблагополучных и тяжелых обстоятельствах является подвигом заслуживающем награды. Например. Священнослужителям известно, что самое великое из церковных Таинств - Евхаристия - требует максимально возможного благоговейного к нему отношения. Это касается и качества веществ, употребляемых в этом Таинстве, вина, и просфор, и евхаристических сосудов, и уставного обустройства алтаря, где Таинство совершается, и облачений священнослужителей, и чтений, и пения - всё должно строго соответствовать Уставу совершения Таинства. Грубые нарушения этого Устава именуются смертным грехом и наказываются строго - вплоть до лишения священного сана. Пренебрежительное отношение к условиям Таинства создают дурную славу священнослужителю и роняют его авторитет среди сослужителей и прихожан. Но вот история, имеющая множество сходных историй, происходивших во время разгула атеистического террора клики узурпаторов власти, именовавшей себя " советской властью " . Эта история - крупица святого подвига Новомучеников и исповедников российских. Мой дедушка, схимонах Павел (Желтышев Павел Николаевич, 1889-1980), прошедший Воркутинский лагерь (1937-1943) и пожизненную ссылку в Закавказье " по актировке " , рассказал мне этот эпизод собственной лагерной жизни. В их барак (или камеру) конвоиры внесли избитого в пытке священнослужителя (возможно, епископа). Я прошу прощения за неточности, ведь дедушка мне рассказывал, когда я был еще молоденьким послушником. Я не вел записей, не знал, что когда-то будет возможным об этом кому-то рассказать. Тем более дедушка (в то время монах Прохор) был почти абсолютно глухой и переспросить что-то было совершенно невозможно: тихо спросишь - не слышит, громко спросишь - ругается, чего кричишь, соседи грузины (стало быть, " сталинисты " ) подслушают - донесут.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Свечи, крестики и церковная утварь получат сертификаты качества 21.09.2020 616 Время на чтение 7 минут Большинство изделий, продаваемых в российских храмах, скоро будет иметь сертификат качества. Фото: Рамиль Ситдиков/РИА Новости Почему свечи коптят, куда обращаться с жалобой на бракованные церковные изделия, из какой ткани будут шить облачения для священнослужителей, " Российской газете " рассказал генеральный директор художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви " Софрино " , митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. Свечи пахнут медом Владыка, за границей, к примеру, в Иерусалиме при покупке нательного крестика или иконы на них дают сертификат. В российских храмах и магазинах на церковные изделия нет таких документов. Митрополит Меркурий: Задача, чтобы сертификаты были и у нас, поставлена. Но главное - бережно относиться к покупателю, не прикрывая красивыми сертификатами некачественные изделия, как это часто бывает. Сертификат должен и будет соответствовать качеству изделий. А также информировать, из чего оно изготовлено, что взято за образец, кто его сделал и так далее. Возьмем для примера свечи. В некоторых храмах говорят, что они - из чистого воска. На самом деле, абсолютно чистых восковых свечей нет, при их изготовлении обязательно применяются добавки, отдушки и ароматизаторы. Так, некоторые иерусалимские свечи, раз речь зашла об Иерусалиме, медом пахнут. Правда, это не значит, что они из меда. Сейчас у нас переоснащается цех по изготовлению свечей, разработаны специальная рецептура и технические условия, что позволит провести их сертификацию. Кстати, свечи не входят в перечень продукции обязательной для сертификации. Это инициатива производителей. Митрополит Меркурий: Ответственность за продукцию огромного предприятия - тяжелый труд, но другого пути у нас нет. А то, как иногда бывает: приходишь в церковную лавку, а там тебе, например, предлагают ладан " царский " , " архиерейский " , " черный виноград " . Купишь его, а он адской бездной пахнет. Кому претензии предъявлять?

http://ruskline.ru/opp/2020/09/21/svechi...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере июня 2018 Водитель колесницы в священном сане В прежние времена фигура батюшки в широкополой шляпе, сидящего в телеге и правящего лошадью, никого не смущала и не удивляла. Но в ХХ веке человечество пересело с лошадей на машины,и вдруг выяснилось, что вид священнослужителя за рулем у многих вызывает вопросы. Мы задали несколько «автомобильных» вопросов священникам — как автомобилистам, так и пешеходам. В путь с Богом Сначала мы решили поговорить с теми, у кого машины есть. Клирик Андреевского собора  протоиерей Андрей Битюков и заместитель председателя отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Санкт-Петербургской епархии  иеромонах Леонид (Маньков)  — водители со стажем. — Когда вы научились водить машину, давно ли за рулем? Протоиерей Андрей Битюков: Научился в тридцать лет, не очень желая этого: друг-автоинструктор предложил пройти обучение экстерном, а практику он преподаст мне сам. И десять лет безаварийной езды показывают, что научил хорошо. Иеромонах Леонид (Маньков) :  Водить научился после армии, за рулем десять лет. — Сложно ли священнику без машины? А с машиной? Протоиерей Андрей Битюков:  Всякому человеку обладание машиной помимо комфорта приносит еще и суету, а священнику — еще и потенциальную опасность, попав в аварию, стать виновником гибели человека и лишиться сана. Пытаюсь найти «золотую середину» между необходимостью развозить пятерых детей на занятия и нежеланием часто пользоваться машиной. Иеромонах Леонид (Маньков):  Машина священнику необходима, в первую очередь, для осуществления социального и миссионерского служения. Мне, сотруднику епархиального «военного» отдела, без автомобиля просто не обойтись. У нас очень много воинских частей, которые находятся далеко от населенных пунктов, и бывает, что никакой транспорт туда не ходит. Допустим, едешь в воинскую часть служить молебен. Берешь с собой облачение, водосвятную чашу, кадило, кропило. А если хочешь передать для этой части иконы, книги, подарки военнослужащим к празднику? Понятно, что без машины сделать это практически невозможно.

http://aquaviva.ru/journal/6_9?code=6_9

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010