священник Михаил Легеев Чтение святых отцов – искусство, которому нужно учиться через жизнь в Церкви, молитву, духовный совет Источник Скачать epub pdf Отвечает кандидат богословия, доцент кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии, священник Михаил Легеев. «Каждый избери себе чтение отцов, соответствующее своему образу жизни. Отшельник пусть читает отцов, писавших о безмолвии; инок, живущий в общежитии, – отцов, написавших наставления для монашеских общежитий; христианин, живущий посреди мира, – святых отцов, произнесших свои поучения вообще для всего христианства». Как новоначальному приступить к чтению святых отцов? Как понять, что данное чтение соответствует образу жизни? Нет универсального ответа на этот вопрос, потому что жизненные ситуации многообразнее, чем схема, которая в этой цитате представлена: мир, монастырь, общежитие, безмолвие. В реальности всё ещё сложнее. Любое духовное дело, в том числе и чтение святых отцов, надо начинать с благословения духовника, если такой имеется и в этом разбирается. Духовник сможет посоветовать человеку что-то сообразное его нуждам, характеру, а не только образу жизни. С другой стороны, не у каждого есть духовник, или духовник не всегда имеет способности компетентно подсказать. В таком случае, я бы посоветовал современному человеку – среднестатистическому прихожанину, который пришёл в Церковь и воцерковляется или уже воцерковился, – начать чтение со святых отцов, близких нам по времени. Именно потому, что они жили в условиях, в чем-то аналогичных нашим, и писали для современного человека. Что потребно для сегодняшнего типичного прихожанина? Хороши труды таких святых отцов, как, например, греческого преподобного Порфирия Кавсокаливита , преподобного Паисия Афонского . У них мы найдём то, что всегда будет понятно обычному современному человеку, потому что именно к нему они обращались в своих беседах. Их труды универсальны и хороши для всякого человека. Немного другая ситуация с трудами таких святых отцов, как преподобный Иустин Челийский (Попович), недавно канонизированный преподобный Софроний (Сахаров) , также близких к нам по времени. Их труды будут более потребны уже скорее для того слоя нашего общества, который мы называем «интеллигенцией». У них современный человек, возможно и новоначальный, сможет найти ответы на какие-то свои интеллектуальные запросы, причём эти ответы не будут удовлетворением простого любопытства, но способны будут дать человеку духовный импульс, обратить его интеллектуальные запросы к реальной духовной пользе – увести его с путей пустого интеллектуализма.

http://azbyka.ru/otechnik/chto-chitat-kh...

Слово в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие мои, ныне Святая Церковь велит нам говорить о Первом Вселенском Соборе святых отцов, состоявшемся в 325 году в городе Никее. И это потому, что речь идет, по сути, о вере нашей, о нашей Церкви, о нашем спасении. Ведь основным плодом трудов Первого Вселенского Собора является Символ веры , который мы исповедуем и по сей день. Семь первых его членов, утверждающих веру в Единого Бога Отца и в Единого Господа Иисуса Христа как Сына Божия, впервые прозвучали и были предельно четко выражены именно на этом Соборе святых отцов. Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь – столп и утверждение истины – вот тот спасительный ковчег, в котором, питаясь Божественной благодатию, вызревает семя в Жизнь Вечную. И явила Святая Церковь пророков и апостолов, и взрастила, и взращивает от своего рождения и до сего дня отцов – учителей Церкви, и вскармливает народ Божий. И всё, и все есть в этом ковчеге для жизни: и мудрецы-ученые, и простецы-премудрые – у Бога ни в чем нет недостатка. Бог умудряет простецов в нужное время. И Бог же послушанием Матери- Церкви хранит мудрецов от семени тли, от гордыни. Пока человек в лоне Церкви – он спасен. Дух Святой соблюдает Божественным разумом Церкви и ее саму, и нас в ней. И хранит Святая Церковь историю свою от дней основания, память ее бережет имена и деяния тех святых отцов, кои от апостолов приняли, и в догматы возвели, и жизнью своей проповедали то, что на все времена утвердило всю вселенную в истине. В той единственной истине, которая делает человека свободным и дарует Жизнь Вечную. Семь Вселенских Соборов святых отцов – это семь столпов Церкви Христовой. И каждому из них Церковь воздает свою почесть, свою память, ибо они в разное время и в разных обстоятельствах на протяжении всей истории Церкви делали великое Божие дело, созидая непогрешимый соборный разум Церкви. Сегодня день прославления памяти богоносных отцов Первого Вселенского Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Методы изучения святоотеческих творений и путь постижения отцов Церкви Узкий путь святоотеческого богословия. Этюд 2-й Алексей Сидоров Этюд 1-й: Патристика и патрология Преподобный Иоанн Дамаскин (арабская икона) Общеизвестно, что святоотеческие творения составляют существенную и органичную часть записанного Священного Предания , которое, наряду со Священным Писанием, является основой основ нашего православного бытия и нашего богословия. Но одновременно следует напомнить, что эти творения представляют собой и часть общекультурного достояния всех христианских народов. Другими словами, сочинения отцов Церкви, по своей формальной стороне, суть памятники письменности и как таковые могут изучаться так же, как и все прочие памятники, с применением соответствующих научных методов. В частности, их можно рассматривать с точки зрения текстологии , включая изучения рукописной традиции того или иного произведения или группы произведений. Кроме того, данные творения доступны изучению с филологической точки зрения, предполагающий анализ жанровых особенностей сочинений отцов Церкви, их стиля и т.п. Еще они (особенно эпистолярное наследие отцов) могут исследоваться как исторические источники, проливающие свет на определенные обстоятельства конкретной исторической эпохи, как в земном бытии Церкви, так и светского общества. Сочинения отцов Церкви суть памятники письменности и как таковые могут изучаться с применением соответствующих научных методов Наконец, некоторые святоотеческие творения (яркий пример тому – «Философские главы» прп. Иоанна Дамаскина) органично входят и в контекст истории философии и в этом качестве предполагают определенный философский подход к ним. Все названные методы суть средства подхода к памятникам церковной письменности, и каждый метод имеет в виду определенную частную цель (издание творений отцов, их перевод на различные языки, их анализ с филологической, исторической и философской точки зрения), достижение которой способствует удовлетворению нашей научной пытливости и прояснению ряда аспектов внешней стороны святоотеческого наследия.

http://pravoslavie.ru/125634.html

Том II Том III Содержание Введение § 1. Понятие об отцах церкви § 2. Частные свойства отцов церкви: по отношению к уму – христианская образованность § 3. По отношению к воле – святость § 4. Духовное помазание и ограничения его § 5. а) Отношение отцов к св. Писанию § 6. б) Отношение к Церкви § 7. Отеческий период: разность отцов и отличие их от других лиц § 8. Учение об отцах церкви: частные предметы его: жизнь отцов, обзор сочинений § 9. Значение догматического учения отцов в историческом учении об отцах. Рассмотрение подлинности сочинений § 10. Периоды истории отцов и общие обзоры § 11. Важность учения об отцах § 12. Пособие для учения об отцах Период первый Отделение первое. Век мужей апостольских Общее обозрение § 13. Понятие о мужах Апостольских, их способы к просвещению. § 14. Предметы деятельности § 15. Характер сочинений и число мужей Апостольских Частное обозрение § 16. Жизнь св. Климента § 17. Характер его, как учителя церкви; первое послание к Коринфянам; содержание сего послания § 18. Второе послание к Коринфянам и два другие сочинения, не вполне или совсем не принадлежащие ему § 19. Св. Игнатий Богоносец § 20. Семь послания св. Игнатия: слог их и общее содержание § 21. Предметы веры и деятельности, излагаемые при раскрытии главных мыслей. Подложные послания § 22. св. Поликарп Смирнский § 23. Послание к Филадельфийцам – и другие сочинения § 24. Эрм § 25. Его книга – Пастырь § 26. Св. Варнава – писатель послания § 27. Послание его § 28. Св. Кодрат епископ Афинский: жизнь его, апология, послание к Диогнету § 29. Св. Папий Иерапольский Второе отделение. С 140 до 312 года Общее обозрение § 30. Предметы занятий: а) защищение веры против язычников и Иудеев § 31. б) Обличение еретиков – и в) исследования по канону св. писания § 32. Пособия просвещению необычайные и обыкновенные § 33. Училища в Александрии, Кесарии и другие § 34. Направление учителей, и перечень отцов Частное обозрение § 35. Жизнь св. Иустина § 36. Сочинения: 1-я апология § 37. Вторая апология; увещание к эллинам; сочинение о воскресении § 38.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных Отцов. Это знаменитый Алфавитный патерик (Изречения Отцов, Апофтегмата Патрум или Геронтикон, или, наконец, просто Патерик). Одна из центральных книг Церкви, вобравшая в себя опыт величайших подвижников. Никакая другая книга (кроме Библии) не переписывалась христианами так часто как Патерик. Это собрания крайне простых, лаконичных слов. Доступный всем, Патерик напоминает самые основы христианской этики — написанный огнем Духа, Патерик содержит величайшие Его откровения. Древний Патерик — по сути, ряд коротеньких историй или высказываний Отцов Пустыни. Интересно, что эти Отцы — почти все копты (коренные жители Египта), часто просто безграмотные — однако именно к ним стремились попасть лучшие представители античной интеллигенции. Хаушер, исследователь восточнохристианской духовности писал о значении Патерика: «если изучаете историю духовности или духовной жизни Церкви, увидите, что каждый раз, когда в Церкви наступает духовное возрождение, отцы пустыни становятся заново актуальными, либо вследствие этого возрождения, либо как его причина, или и то и другое одновременно». Этот же патерик, но изложенный тематически Лекции В. Рубского о патерике Янг «Apophthegmata Patrum» Кроме текста «Алфавитного патерика» здесь вы найдете и его аудиоверсии (Денис Гаврилов, «Предание.ру»; иеромонах Клеопа, иеромонах Симеон, иеродиакон Никон, иеродиакон Серафим, Сретенский монастырь; и только первая часть в исполнении Макария Сытенко). Группа Вконтакте Facebook группа Алфавитный патерик, или Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Изречения святых отцов, содержащиеся в Алфавитном патерике, — лучшее свидетельство о духе египетского монашества. Они оказали огромное влияние на духовную жизнь и православного Востока, и Запада. Эти изречения веками были излюбленным чтением для всех, подвизающихся во Христе. ПРЕДИСЛОВИЕ К ИЗДАНИЮ В РУССКОМ ПЕРЕВОДЕ • Благочестивому читателю предлагаются краткие сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов, живших в IV и V веках Христовой Церкви, преимущественно в странах Египта, пустыни которого в это время, как Богом насажденный рай, украшались многообразными и чудными доблестями великих подвижников Христовых.

http://predanie.ru/book/220022-alfavitny...

инок Всеволод (Филипьев) Патрология Введение в патрологию Глава первая. Предмет патрологии § 1. Название и задачи предмета Название предмета патрологии происходит от греческих слов πατρ – отец и λγος – слово; то есть патрология – это «слово об отцах» или «учение об отцах» Церкви. По-русски этот предмет можно было бы именовать «отцеведением». В последнее время стало принято отождествлять патрологию с патристикой, но прежде это были две отдельные науки. Патрология имела главным предметом биографические и критико-библиографические исследования об отцах Церкви и их творениях, не касаясь самого их учения. Кроме этого, патрология занималась вопросами издания текстов творений святых отцов. Таким образом, патрология была наукой исторической и, по существу, являлась историей христианской святоотеческой письменности. В свою очередь, патристика изучала сами святоотеческие первоисточники и пыталась систематически излагать богословские воззрения святых отцов. Патристика являлась наукой богословской и ее можно было бы назвать историческим обозрением святоотеческого учения. Так как патрология занималась биографиями святых отцов и библиографией их творений, не касаясь их учения, а патристика занималась учением святых отцов, но не изучала их биографий, то справедливо было обе эти науки объединить в одну, под общим названием: патрология. Задачи такой патрологии состоят в том, чтобы: – представить жизнеописания святых отцов и церковных писателей с указанием обстоятельств, имевших влияние на их сочинения; –      дать библиографию их сочинений с указанием подлинности; –      раскрыть содержание их учений и выделить наиболее замечательные и характерные места сочинений. § 2. Христианские писатели, изучаемые патрологией В курсе патрологии изучаются не все христианские писатели. Главным предметом ея внимания являются святые отцы и их творения. Причем, патрология изучает только тех святых отцов, которые оставили по себе какие-либо памятники церковной письменности. По этой причине в курсе патрологии не изучается, например, святитель Николай Чудотворец, равно как и многие другие великие святые.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Краткие церковно-исторические сведения Отцы, учители церкви и церковные писатели первого тысячелетия, упоминаемые в данной книге Время их жизни и деятельность (указаны по годам их кончины). До Миланского эдикта Свящ.-муч. Климент, третий еп. Римский 101 Свящ.-муч. Игнатий Богоносец , ап. Антиохийский 107 Мученик Иустин Философ 165 Свящ.-муч. Поликарп, кп. Смирнский 167 Свящ.-муч. Ириней, еп. Лионский 202 (Тит Флавий) Климент, пресв. Александрийский около 220 Тертуллиан , пресв. Карфагенский около 223 Ориген , уч. Александрийский 254 Свящ.-муч. Киприан, еп. Карфагенский 258 Вселенские Соборы Первый (Никейский 1-й) – 325 г., по поводу ереси Ария – при архиеп. Константинопольском Митрофане, Римском папе Сильвестре, императоре Константине Вел., число отцов – 318. Второй (Константинопольский 1-й) – 381 г., по поводу ереси Македония – при архиеп. Константинопольском Григории Богослове , папе Дамасе, импер. Феодосии Великом. Число отцов – 150. Третий (Ефесский) – 431 г., по поводу ереси Нестория (ереси Феодора еп. Мапсуетского, поддержанной Несторием, архиеп. Константинопольским); при архиеп. Кирилле Александрийском , папе Целестине, импер. Феодосии Малом. Число отцов – 200. Четвертый (Халкидонский) – 451 г., по поводу ереси монофизитов (Евтихия, константиноп. архимандрита, Диоскора, еп. Александрийского, и др.); при патр. Константиноп. Анатолии, папе Льве Вел., импер. Маркиане. Число отцов – 630. Пятый (Константиноп. 2-й) – 553 г., по вопросу «о трех главах,» связанному с осужденной на третьем Вселенском соборе ересью Феодора Мапсуетского и Нестория; при архиеп. Константиноп. Евтихии, папе Виргилии, импер. Иусиниане Вел. Число отцов – 165. Шестой (Константиноп. 3-й) – 680 г., по поводу ереси монофелитов; при патр. Контантиноп. Георгии, папе Агафоне, импер. Константине Погонате. Число отцов – 170. Седьмой (Никейский второй) – 787 г., по поводу ереси иконоборцев; при патр. Константине Тарасии, папе Адриане, имп. Константине и имп. Ирине. Число отцов – 367. Ереси, волновавшие христианскую Церковь в первое тысячелетие

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Скачать epub pdf Творения святых отцов пугают современного читателя объемом, несовременным языком и слишком серьезным содержанием. А говорят, каждый православный должен читать святоотеческое наследие, зачем это нужно? Как не испугаться умных слов, увидеть в отцах интересных писателей, преодолеть разрыв между богословием и жизнью размышляет патролог епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев) . – Кто такие святые отцы в православном понимании (например, если брать определение из учебника о. Иоанна Мейендорфа «Введение в святоотеческое богословие», то это и современные авторы, Паисий Святогорец , и Антоний Сурожский )? – Святоотеческие творения не являются музейным экспонатом, и святоотеческая литература не должна восприниматься исключительно как наследие прежних веков. Сейчас весьма распространено мнение о том, что святые отцы – это богословы прошлого. Само прошлое при этом датируется по-разному. По оценкам одних, святоотеческая эпоха закончилась в VIII веке, когда св. Иоанн Дамаскин написал «Точное изложение православной веры», подведя итог нескольким столетиям богословских споров. По мнению других, она закончилась в XI веке, когда произошел окончательный разрыв между первым и вторым Римом, или в середине XV столетия, когда пал «второй Рим» – Константинополь, или в 1917 году, когда пал «третий Рим» – Москва – как столица православной империи. Соответственно возвращение к «святоотеческим истокам» понимается именно как обращение к прошлому и восстановление либо VIII, либо XV, либо XIX века. Такое мнение, однако, должно быть оспорено. По мнению протоиерея Георгия Флоровского , « Церковь сейчас обладает не меньшим авторитетом, чем в прошедшие столетия, ибо Дух Святой живит ее не меньше, чем в былые времена»; потому нельзя ограничивать «век отцов» каким-либо временем в прошлом. А известный современный богослов митрополит Диоклийский Каллист (Уэр) говорит: «Православный христианин должен не просто знать отцов и цитировать их: он должен войти в их дух и приобрести «святоотеческий ум». Он должен рассматривать отцов не только как наследие прошлого, но как живых свидетелей и современников». Митрополит Каллист считает, что эпоха святых отцов не завершилась в V или VIII веке; святоотеческая эпоха в Православной Церкви продолжается и поныне: «Очень опасно смотреть на «отцов» как на законченный корпус писаний, целиком относящихся к прошлому. Разве наш век не может произвести на свет нового Василия или Афанасия? Говорить, что святых отцов больше уже не может быть, значит утверждать, что Святой Дух покинул Церковь ».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Скачать epub pdf А. И. Сидоров Предисловие к серии «Святые отцы Церкви и церковные писатели в трудах православных ученых» Предлагаемая читателю книга открывает собой новую серию – Приложение к изданию «Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе» (ПСТСО). Начавшая выходить в свет в 2007 году серия «Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе» (Издательство «Сибирская Благозвонница»), как и предшествующие две аналогичные серии «Святоотеческое наследие» (Издательство «Мартис») и «Библиотека отцов и учителей Церкви» (Издательство «Паломник»), имеет своей основной целью возрождение и продолжение богатой традиции русских переводов святоотеческих творений. Главной и существенной чертой этой традиции являлась ее глубинная церковность. Как и любые переводы, русские переводы сочинений отцов Церкви, осуществленные в XIX – начале XX веков, разнились между собой и по качеству, и по личностным особенностям отдельных переводчиков (часто – безымянных). Но всех их объединяло то, что созидались они людьми воцерковленными и не мыслящими свою жизнь вне Церкви. С сугубо филологической точки зрения к ним порой можно предъявить ряд претензий, однако следует всегда помнить ту элементарную истину, что есть буква перевода, а есть и дух его. Филологически буквальная точность может иногда серьезным образом исказить смысл оригинала, если перевод какого-либо святоотеческого текста осуществляется людьми нецерковными, ибо дух такого текста ускользает от них. Хотелось бы напомнить, что святоотеческие творения представляют собой средоточие Священного Предания. И как нет Священного Писания вне Церкви, поскольку «только Церковь дает смысл существованию Писания» 1 , так нет вне Церкви и Священного Предания, то есть творений святых отцов, поскольку Дух Божий вне Тела Христова не живет. Без этого же Духа произведения отцов Церкви становятся мертвой буквой – безжизненной плотью, от которой душа уже отлетела. Они превращаются в сочинения неких «мыслителей», интеллектуальные изыски которых делаются уделом тех мертвых, которые «хоронят своих мертвецов» ( Мф.8:22 )…

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Новое издание экзегетики святых Отцов Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 31, 2001 30 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 31, 2001 Серия: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Новый Завет II. Евангелие от Марка. Тверь: Герменевтика, 2001 В Православии Писание и Предание не противопоставляются: Писание живет в Церкви и истолковывается Церковью. “Слово Божие реально живет в Церкви Христовой; Писание и Предание — это две стороны ее жизни, находящиеся во взаимной гармонии” 1 . Именно такой взгляд был в свое время избран редакцией журнала “Альфа и Омега” при разработке его программы. Именно благодаря такому воззрению в разделе “Библе­истика” журнал постоянно публикует церковные проповеди. Раздел этот в свое время открывался проповедью митрополита Сурожского Антония “О Священном Писании”, начинающейся словами: “Евангелие читается в церкви почти на каждом богослужении; на каждой службе мы предстоим слову Божию и думаем, что этим мы становимся народом Божиим Библия родилась в человеческой общине; Евангелие родилось в Церкви; и израильская община, и Церковь Божия существовали раньше, чем возникло Священное Писание. Именно изнутри этой общины родились познание Бога, любовь к Богу, видение Его невыразимой красоты, а также состояния и судьбы, становления и призвания человека” 2 . Святоотеческое наследие, столь почитаемое в Православии, в том числе и экзегетика Отцов — это основание и стержень Предания, так сказать, ствол его вечно зеленеющей кроны. Поэтому истолкование Писания в проповеди — это и пояснение его, и доведение до церковного народа отеческой мысли и богословия святых Отцов, которое всегда опирается на Писание, а не является полетом богословствующего разума, свободного от Откровения. И поскольку очевидно, что церковное православное истолкование Писания прежде всего опирается на творения святых Отцов, то понятно, что Библейская экзегетика, занимающая в святоотеческом наследии совершенно особое место, образует ту неразрывную связь Писания и Предания, которая основополагающим образом характеризует учение Православия. Красота и стройность православного учения предопределяются именно гармонической связью Библии и проповеди, Писания и его церковного истолкования, укорененностью святоотеческих творений в Библейском богословии.

http://pravmir.ru/novoe-izdanie-ekzegeti...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010