В вводной статье к публикации главных разночтений издания 1881 года и Пантелеимоновской рукописи, полагаемых наиболее близкими неизвестному оригиналу, отец Василий (Гролимунд) сделал значительные уточнения. Он отметил, что текст фрагмента, изданного отцом Рошко, принадлежит сокращенной версии 1882 года. Эта версия, по мнению исследователя, не зависит от издания 1881 года (Василий, 1989б, с. 301–302). Особый интерес представляют опубликованные 9 фрагментов Пантелеимоновского списка (Разночтения, 1989), которые из-за недоступности Пантелеимоновского списка являются единственным источником для его характеристики. Итак, в результате проведенных изысканий исследователям удалось установить, что ни рукопись, ни печатные издания не содержат первоначального текста «Искателя непрестанной молитвы» архимандрита Михаила. Тем не менее, существующие представления о происхождении текста и взаимоотношении редакций можно дополнить, если обратиться к трем новым спискам рассматриваемых рассказов. Две близкие рукописи рассказов странника происходят из Оптиной пустыни: Опт 455 (ОР РГБ, ф. 214, 455) из библиотеки Оптиной пустыни (прежний номер: отд. 1, 65) и Опт 456 (ОР РГБ, ф. 214, 456) из библиотеки Скита Оптиной пустыни (прежний номер: отд. 1, 239) 1 . Рукописи имеют название: «Рассказ странника, искателя молитвы» (автор не указан). Третья рукопись, близкая к Пантелеимоновской рукописи, насколько можно судить по ее опубликованным фрагментам, находится в архиве профессора архимандрита Киприана (Керна) (Париж, Сергиевский богословский институт, архив профессора архимандрита Киприана [Керна], А-57, старый шифр: 47–2–1). Рукопись называется: «Рассказ странника (о Иисусовой молитве)», автором ее, как указано на обложке, является игумен Тихон Вышенский (согласно краткому описанию, название и автор в Пантелеимоновской рукописи не указаны [Василий, 1989а, с. 319]). Предварительный анализ известных рукописных и печатных текстов позволяет выделить 5 основных редакций: 1 .    Редакция, к которой принадлежат списки Опт 455 и Опт 456 (назовем эту редакцию – Оптинской, по месту хранения рукописей).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

Письмо [о видении трех святителей: Митрофана, Тихона и Антония Воронежских]//Там же. Ф. 797 Оп. 3. Ед. хр. 10253. Письмо обер-прокурора Святейшего Синода графа Протасова от 5 февраля 1840 года за 636 Архиепископу Воронежскому и Задонскому Антонию (Смирницкому) об отказе его ухода на покой в Киево-Печерскую Лавру//Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ). Ф. 214. К. 55. Л. 60-61 об. Письмо [Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Митрополиту Воронежскому и Липецкому Мефодию о благословении совершить канонизацию святителя Антония (Смирницкого) как местночтимого святого Воронежской епархии]//Архив канцелярии Воронежского епархиального управления. 2002. Исх. 6941. Рапорт архиепископа Воронежского и Острогожского Иосифа (Орехова) Святейшему Патриарху Алексию [I] о перенесении останков святителя Антония (Смирницкого) в ограду Покровского кафедрального собора г. Воронежа. 760 от 24 октября 1953 г. Машинопись//Архив канцелярии Воронежского епархиального управления. Светозаров Е., свящ. Надгробная речь, сказанная при отпевании Архиепископа Воронежского и Задонского Антония (Смирницкого) 26 декабря 1846 года в Крестовой церкви г. Воронежа//ОР РГБ. Ф. 214. К. 214. Л. 43-44. Сергий (Петров), архиепископ Херсонский и Одесский. История Воронежской епархии от ее учреждения до наших дней (в четырех частях). Ч. III. Воронеж–Минск–Одесса. 1961–1968. Машинопись. С. 541–544, 563, 568, 572, 576–578. Александр (Кременецкий), архимандрит. Высокопреосвященный Антоний (Смирницкий), Архиепископ Воронежский. Изд. 2-е. Воронеж, 1916. Он же. Жизнь Преосвященного Антония, Архиепископа Воронежского и Задонского//Воронежские епархиальные ведомости. 1914. 39. Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем – Академией. Киев, 1856. С.362–384. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Изд. 2-е. Харьков, 1892. Ч. 2. С. 1398-1399. Воронежские епархиальные ведомости. 1890. 10. С. 455–471, 11. С. 500; 1893. 12; 1914. 20. С. 563–564; 42. С. 1154; 45–46. С. 1180–1183; 1915; 12. С. 310–313; 24. С. 665–668; 1916. 44. С. 1187–1189, 1194–1197, 1200–1201; 46. С. 1239–1243; 47. С. 1275–1276.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Smirni...

51 См.: Вах К. А. Иерусалимский проект великого князя Константина Николаевича//Великий князь Константин Николаевич и русское паломничество в Святую Землю. М., 2012. С. 11 –35. 54 Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по делам Православной Церкви на Востоке. СПб., 1886. С. 6 – 8; Записка 11 декабря – это мнение святителя Филарета о преобразованиях в Константинопольском Патриархате от 11 декабря 1858 г. (см.: Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по делам Православной Церкви на Востоке. С. 7–15). 57 ОР РГБ. Ф. 214. Опт. 30. Л. 60–61 об.; см.: Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам: В 5 т./Изд. под ред. преосв. Саввы, архиеп. Тверского и Кашинского. Т 4. М., 1886. С. 350 – 351. 60 См.: Д, Даскалов X. К. Турецкие дела//Русский вестник. 1858. Т. 13. Февраль. 4. Кн. 2. Отд.: Соврем. Летопись. С. 245–265; Т. 14. Март. 6. Кн. 1. Отд.: Соврем. Летопись. С. 35–52; Т. 15. Май. 9. Кн. 1. Отд.: Соврем. Летопись. С. 33–51; Он же. Возрождение болгар, или Реакция в Европейской Турции//Русская беседа. 1858. Кн. 2. Отд. 5. С. 1–64. 68 См.: Хомяков Л. С. О греко-болгарской распре: Записка по поводу статьи г. Даскалова в «Русской беседе»//Полн. собр. соч.: В 8 т. М., 1900–1904. Т. 3. С. 455–458. 71 См.: Ответ г-ну Д.//Московские ведомости. 1858. 5 авг. N° 93. С. 864–866; 7 авг. 94. С. 874–876; 9 авг. 95. С. 885–886; 12 авг. 96. С. 894–895; 14 авг. 97. С. 904–906. В том же году статья вышла отдельной брошюрой. 72 Хомяков А. С. Полн. собр. соч. Т. 8. С. 356. Как отмечает О. Л. Фетисенко, возражением на статью Т. И. Филиппова можно считать редакционный комментарий к статье Ю. Дестуниса «Голос грека в защиту Византии», опубликованный во 2-й кн. «Русской беседы» за 1859 г. (см.: Фетисенко О. Л. Тертий Филиппов – первый редактор «Русской беседы»//«Русская беседа»: история славянофильского журнала: Исследования, материалы. Постатейная роспись. СПб., 2011. С. 121 – 122).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Л. 390. Некоторые черты из жизни святителя Илариона митрополита (9 января 1836 г.). Л. 400. О бодрости сердечной или внимании при молитве (28 апреля 1848 г.). Л. 404. Внутренняя жизнь и умственная молитва в жизнеописаниях преподобных отцов Печерских (20 октября 1835 г.). Л. 408. Житие преподобного Пафнутия Боровского. Л. 435. О непрестанной внутренней Иисусовой молитве: что оная есть, способы, как достигнуть действий ее в сердце, о ее последствиях и о всеобщей принадлежности ее человекам, потребной для духовного покоя, радования, просвещения, освящения и спасения (1847 г.). Л. 436. Внутренняя молитва в жизни подвижника Петра Мичурина (1834 г.). Л. 448. Concordantia. Л. 449. Обращение силою благодати ко внутреннему вниманию некоего германского солдата (1838 г.). Л. 450. Выписка из кормчей книги правил святых апостолов о Иисусовой молитве. Л. 451. О внутренней Иисусовой молитве, собранное из разных писателей (Октябрь 1832 г.). Л. 453. О Богомыслии (4 октября 1834 г.). Л. 455. Метод Богомыслия, положенный Преосвященным Игнатием (20 декабря 1837 г.). Л. 457. Два изречения блж. Августина , без заглавия. Л. 461–462 об., 467–474 об. О четках, выписка из книги под титулом: Reglement de la confrerie du Saint Rosaire, qui renferme l’origine et la formule, l’excellence, l’utilite et les indulgences accordees a cette confrerie. … , 1834. (9 февраля 1842 г.). Л. 463–466. Исследование способов к приобретению внутренней молитвы, почерпнутое из рукописи Петра Дмитриевича Маркелова (12 декабря 1839 г.). В этот же том ранее были вложены отдельные листы (Ф. 743. К. 177. Ед. 3): Л. 1. О присутствии Божием. Л. 3. Nota (3 декабря 1847 г.). Л. 4. Наставление, как делать четки. Л. 6. NB. Верная душа, твердо решаяся часто воспоминать о Боге… II. Рукописи и фрагменты, не вошедшие в состав «Подвижнического сборника» (автографы) 1. Опт-449 – ОР РГБ. Ф. 214 (собрание Оптиной пустыни). 449. Автограф. 4°, 99 л., 21,1 х 17,5 см, переплет картонный с кожаным корешком, 1824–1828 гг. Л. 3. Начата писатися сия книга в 1824 года, 24 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

450 По словам свящ. Сергия Свешникова, такую гипотезу выдвигает прот. Георгий Кочетков (см.: Sveshnikov S. Ор. cit.). 452 См.: Псалтирь с восследованием, ок. 1430 г. НИОР РГБ. Ф. 173. I. 142. Л. 184 об. – 186 об.//СТСЛ: Официальный сайт: [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 31.05.17). Загл. с экрана. 453 Далмат (Юдин), иером. Молитвы утренние и вечерние в составе печатных сборников частного молитвенного обихода: возникновение и путь в московскую книжность//Богослов.ru [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://www.bogos1ov.ru/text/5233602.htm1 (дата обращения: 31.05.17). Загл. с экрана. 454 См. с. 268–269 настоящей работы (см. выше, абзац начало: «1. В вечернем правиле из великого повечерия» и далее. Корр.) 455 См.: Псалтирь с возследованием, кон. XV в. НИОР РГБ. Ф. 113. 57 (152). Л. 439 об. – 442//СТСЛ: Официальный сайт: [Электронный ресурс]. URL: http://old.stsl.ru/manuscripts/f-113/57 (дата обращения: 31.05.17). Загл. с экрана. Такой же порядок в других рукописях: Псалтирь с возследованием, XVI в., митр. Даниила. НИОР РГБ. Ф. 113. 56.1 (149.1). Л. 275 об. – 278; Псалтирь с возследованием, 1-я пол. XVI в. НИОР РГБ. Ф. 113. 62 (235). Л. 268 об. – 271; Канонник, кон. XVI в. НИОР РГБ. Ф. 113. 75 (314). Л. 148–151. 456 См.: Псалтирь с возследованием, кон. XV в. НИОР РГБ. Ф. 113. 59 (211). Л. 198–199 об.//СТСЛ: Официальный сайт: [Электронный ресурс]. URL: http://old.stsl.ru/manuscripts/f-113/59 (дата обращения: 31.05.17). Загл. с экрана. 457 См.: Псалтирь с возследованием, ок. 1550 г. НИОР РГБ. Ф. 113. 55 (140). Л. 385–386//СТСЛ: Официальный сайт: [Электронный ресурс]. URL: http://old.stsl.ru/manuscripts/f-113/55 (дата обращения: 31.05.17). Загл. с экрана. 459 См.: Псалтирь с часословом, XVI в. НИОР РГБ.Ф. 113. 58 (203). Л. 3–5//СТСЛ: Официальный сайт: [Электронный ресурс]. URL: http://old.stsl.ru/manuscripts/f-113/58 (дата обращения: 31.05.17). Загл. с экрана. Этот же материал повторяется и в других рукописях, например: Псалтирь с возследованием, кон. XV – нач. XVI в. НИОР РГБ.Ф. 113. 61 (214). Л. 173–175; Молитвенник, сер. XVI в. НИОР РГБ. Ф. 113. 96 (405). Л. 1–3.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

I «Racconti sinceri di un pellegrino» e il contesto storico-letterario//La Grande Vigilia. Atti del V Convegno ecumenico internazionale di spiritualita russa «La Grande Vigilia. Santita e spiritualita in Russia tra Ignatij Brjananinov e Ioann di Kronstadt» (Bose, 17–20 settembre 1997)/A cura di A. Mainardi. Magnano, 1998. P. 339–347. Pentkovskij. 1997 – Pentkovskij A. Osservazioni sulla storia del testo//Racconti di un pellegrino russo/A cura di A. Pentkovsky. R., 1997. P. 43–88. Pentkovsky. 1999 – Pentkovsky A. From «A Seeker of Unceasing Prayer» to «The Candid Tales of a Pilgrim» (notes on the textual history and authorship of The Pilgrim’s Tale)//The Pilgrim’s Tale/Ed., introd. A. Pentkovsky. N. Y., 1999. P. 1–46. Приложение I. Рассказы Странника (рукописи и печатные издания) I. Первый – четвертый рассказы I.1. Рукописи Мух-293 – ОПИ ГИМ. Ф. 117 (Мухановы). Ед. хр. 293. Л. 39–105 (опубликовано: Павлович. 2014: 31–163). Опт-455 – ОР РГБ. Ф. 214 (Собрание рукописей Оптиной пустыни). 455. Опт-456 – ОР РГБ. Ф. 214 (Собрание рукописей Оптиной пустыни). 456 (опубликовано: Рассказ. 1992а). Пант-095 – Библиотека Афонского Пантелеимонова монастыря. 33095. Л. 1–6 об. (описание: Чежия. 2013: 368). Пант-127 – Библиотека Афонского Пантелеимонова монастыря. 33127. Л. 1–75 об. (описание: Чежия. 2013: 384). Пант-141 – Библиотека Афонского Пантелеимонова монастыря. 33141. Л. 1–45 об. (описание: Чежия. 2013: 384). Пант-273 – Библиотека Афонского Пантелеимонова монастыря. 33273. Л. 1–226 (==с. 1–452), старый номер – 50/4/395 (описание: Чежия 2013: 385). Пант-4959 – Архив Афонского Пантелеимонова монастыря. Оп. 50. Д. 9. Док. 4959. Л. 1–50 (описания: Чежия. 2013: 539; Чежия. 2015: 411). Пант-4960 – Архив Афонского Пантелеимонова монастыря. Оп. 50. Д. 9. Док. 4960. Л. 1–46 (описания: Чежия. 2013: 539; Чежия. 2015: 411). Серг-57 – Архив Сергиевского богословского института (Париж). Фонд архим. Киприана (Керна) . А-57. 2°, кон. XIX в., скоропись. 86 л. I.2. Печатные издания К-1881 – Откровенный рассказ странника духовному своему отцу, написанный слышавшим, по убеждению следующего изречения в Слове Божием: «Тайну цареву добро есть хранити, дела же Божия открывати славно» ( Tobum. XII, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

Богословие (ГИМ. ОР. Увар. 1, 356; Леонид. 291; Царск. 23), Кирилл Транквиллион. Богословие (ГИМ. ОР. Син. печ. 344); Он же. Зерцало богословия/Пер. с белорус. диакона Феофана. 1674–1676 гг. (РГБ. ОР. Фад. 37); Он же. Перло многоценное (РГБ. ОР. Ф. 152. 109); Риторика (лекции по философии) (РГБ. ОР. Ф. 299. 722); Философия (ГИМ. ОР. Забел. 675, 676); Философия нравоучительная (этика) (ГИМ. ОР. Муз. 2914); Философия и толкование категорий Аристотеля (ГИМ. ОР. Син. греч. 236; Вл. 457; Матт. MCCXXIII); Раймонд Луллий. Философия (ГИМ. ОР. Муз. 2718; Черт. 286); Он же. Философия: «Наука предивная» (ГИМ. ОР. Хлуд. Д75); Сказание о еллинских философех, понеже и тии прознаменования веры и чистаго ради жития их коснушася истины от Святаго Духа и глаголющи будущая человеком (РГБ. ОР. Ф. 218. 753); Сказание о седми свободных мудростех великих (РГБ. ОР. Ф. 310. 894, 895); Слово о наказанию всякому христианину (соч. русское, типа притчей Сираховых) (РГБ. ОР. Ф. 256. 359); Слово о философии (РГБ. ОР. Ф. 310. 639); Собрание трактатов по метафизике (РГБ. ОР. Ф. 722. 89). См. также: Аржанухин В.В. Философское образование в России в XVII в.//Философские науки. 1987. 2; Гаврюшин Н. К. Первая российская «Логика»//Альм. библиофила. 1983. Вып. 15; Он же. «Изборник Святослава» 1073 г. и «Диалектика» Иоанна Дамаскина//Советское славяноведение. 1983. 4; Он же. Первая русская энциклопедия//Памятники науки и техники: 1982–1983. М., 1984; Он же. О ранних списках славянорусской «Диалектики»//Записки ОР ГБЛ.: Вып. 45. М., 1986; Он же. Источники и списки космологического трактата XV в. «О небеси»//Вопросы истории естествознания и техники. 1988. 1; и др. 14. История философии: Запад–Россия–Восток/Под ред Мотрошиловой Н.В. М., 1995. С. 447–448; Бусева-Давыдова И.Л. Культура и искусство в эпоху перемен: Россия семнадцатого столетия. М., 2008; и др. 15. Лишь Духовные академии не оставили данную область без внимания, находясь в некоторой оппозиции так называемой позитивистской традиции академической науки – см.: Метафизика Божественная и истинная (РГБ.

http://pravoslavie.ru/36953.html

Имя Дата посещения [источник информации] Свт. Филарет, 1 октября 1855 г. освятил Троицкий храм и возглавил литургию [Творения святителя ФИЛАРЕТА, митрополита Московскаго и Коломенскаго. М.: CDIL, 1885. Т. 5. На книгу Бытия. С. 328–332] митрополит Московский и Коломенский Прп. Антоний (Медведев), наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Много раз. Например: 16–17 октября 1851 г. (Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Макария.М., 1997. С. 133), 12 января 1863 г. [ОР РГБ. Ф. 213, к. 60, д. 2, л. 93 и 103–104] Прп. Антоний (Путилов), старец Оптинский Много раз. Например: 17 мая 1844 г., 18 июля 1844 г. [ОР РГБ. Ф. 213, к. 60, д. 2, л.22об., 32об.], 11 – 17 октября 1851 г. [Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Макария.М., 1997. С. 133], 1 октября 1855 г. [ОР РГБ. Ф. 214, д. 362, л. 220об.,221], 21–25 июля 1857 г. [ОР РГБ. Ф.213, к.79, д.З, д.61] Прп. Моисей (Путилов), старец Оптинский 1 октября 1855г.[ОРРГБ. Ф.214.д.362. л.220об., 221] Несколько раз. Например: 20 сентября 1840 г. [ ОР РГБ. Ф. 213, к. 76, д. 22, л. 121], 11–17 октября 1851 г. (Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонахаМакария. М., 1997. С. 133), 1 октября 1855 г. [ОР РГБ. Ф. 214, д. 362, л. 220об., 221], 21–25 июля 1857 г. [ОР РГБ. Ф. 213, к. 79, д. 3, л. 61] Владыка Леонид 19сентября 1866 г. (не служил) [ОР РГБ. Ф. 262, к. 57, д. 26, л. 4; к. 35, д. 98, л. 17] (Краснопевков), епископ Дмитровский Владыка Савва 21–25 августа 1863 г. возглавлял литургию 24 августа [ОР РГБ.Ф. 213, к. 60, д. 2, л. 285–286] (Тихомиров), епископ Можайский Владыка Игнатий 7 октября 1866 г. возглавлял литургию [ОР РГБ. Ф. 262, (Рождественский), к. 57, д. 26, л. 6]. В 1872 году возглавлял литургию [РГИА. Ф. 796, оп. 442, епископ Можайский д. 80, л. 6–7] Владыка Анастасий В начале июля 1907 г. посетил Зосимову пустынь во время обзора церквей Верейского уезда [ЦИАМ. Ф. 203, оп. 549, д. 121, л. 8–9] (Грибановский), епископ Серпуховской Владыка Ювеналий 20 августа 1999 г. 9 апреля 2000 г. возглавлял литургию [Московские епархиальные ведомости. 2000. 5–6];

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

дисс. к-та филологии. Л., 1985; Вомперский В.П. Риторики в России XVII–XVIII вв. М., 1988; Соболевский А.И. Образованность Московской Руси XV–XVII веков. СПб., 1903; Стратий Я.М., Литвинов В.Д., Андрушко В.А. Описание курсов риторики и философии профессоров Киево-Могилянской академии. Киев, 1982. 12. См., например: Грамматика (ГИМ. ОР. Барс. 2283; Вахр. 983; Дубл. 909; Муз. 2417; Увар. 226; Хлуд. печ. 141д; Черт. 337); Грамматика Лаврентия Зизания (ГИМ. ОР. Хлуд. печ. 51д; Черт. печ. 732; Щап. 123); Грамматика Константина Ласкаря (ГИМ. ОР. Син. греч. 497, 498, 499); Лудольф Генрих Вильгельм. Грамматика российская. Oxf., 1696 (ГИМ. ОР. Щап. 246); Илья Копиевич. Грамматика. Амстердам, 1700 (ГИМ. ОР. Мнш. 566, 567); Грамматика Мелетия Смотрицкого (ГИМ. ОР. Барс. 2282; Дубл. 490, 844; Менш. 560, 561, 693, 1873, 1910; Син. печ. 334, 734; Хлуд. печ. 67; Цар. А58; Черт. печ. 44, 192, 593, 637; Щап. 126); Грамматика Мануила Москопула (ГИМ. ОР. Син. греч. 322, 323, 500); Грамматика словенская (ГИМ. ОР. Увар. 364); Грамматика Патриарха Иосифа (ГИМ. ОР. Дубл. 806); Алфавит (грамматика) с доп. статьями (ГИМ. Муз. 1681). См. также: Востоков А.Х. Русская грамматика по начертанию его же сокращенной Грамматики полнее изложенная. СПб., 1839; Грамматики Лаврентия Зизания и Мелетия Смотрицкого/Сост., подг. текста, науч. коммент. и указатели Е. А. Кузьминовой; предисл. Е. А. Кузьминовой и М. Л. Ремневой. М., 2000; Крижанич Ю. Граматично изказание об русском иезику. Брянск, 1848; Смотрицкий Мелетий. Грамматики славенския правильное синтагма. Вильно, 1618; М., 1721 и др. 13. См., например: Иоанн Дамаскин. Грамматика и философия (ГИМ. ОР. Увар. 443); Он же. Грамматика и диалектика (ГИМ. ОР. Барс. 248, 2294); Он же. Богословие (РГБ. ОР. Ф. 304. 121); Он же. Книги философские (РГБ. ОР. Ф. 310. 524); Грамматика И. Дамаскина и риторика Иоанна, экзарха Болгарского (ГИМ. ОР. Син. 918). См., также: Богословие нравоучительное [РГБ. ОР. Барс. 276; Епарх. 968; Син. 108, 122; Увар. 878 (Леонид. 216)]; Гефенгеффер.

http://pravoslavie.ru/36953.html

К числу наиболее крупных опусов Чеснокова относятся: ор. 12 (1906) Панихида («Памяти дорогого, незабвенного брата Николая Григорьевича Чеснокова» ); ор. 24 (1909) Литургия Преждеосвященных Даров со знаменитым «Да исправится молитва моя» (альт соло); ор. 30 (1909) Песнопения из отпевания мирян; ор. 39 (1912) Панихида 2) («Памяти дорогого, незабвенного учителя-друга Степана Васильевича Смоленского); ор. 39а (1912) Панихида 2), переложение автора для мужского хора; ор. 43 (1914) «Ко Пресвятей Владычице»; ор. 44 (1914–1915) «Главнейшие песнопения Всенощного бдения». Отметим, что долгое время Чесноков не создавал законченные циклы Литургии. Так, ор. 9 представляет собой сборник: открывают его 17 номеров «Из Литургии», далее следуют восемь песнопений «Из Всенощной» и пять песнопений Великого Поста и Литургии. Опусы 15 и 16 (1907) называются «Песнопения из Литургии», они содержат подборку сочинений, в том числе из предыдущих опусов 7, 8, 9, 10. И лишь в Литургии св. Иоанна Златоуста ор. 42 (1913) для малого смешанного хора он реализует идею цикличности, создания единого в образном и музыкальном плане цикла, что особо отмечено в авторском предисловии: «Мне хотелось дать малым хорам цельную по настроению, ценную по содержанию и доступную по исполнению Литургию. Насколько я достиг этой цели – покажет будущее». Два последних цикла – Всенощное бдение и Литургия св. Иоанна Златоуста обычного напева ор. 50 – были написаны в 1917 году. Композитор создавал моножанровые циклы: ор. 22 (1908) Задостойники на Господские и Богородичные праздники, знаменного распева, последний номер – известное «Ангел вопияше» с соло сопрано; ор. 25 (1909) Десять причастных; а также многоголосные обработки гласовых напевов: ор. 17 (1907) «Господи, воззвах», «Да исправится молитва моя» и первая стихира с запевом восьми гласов, киевского распева; ор. 18 (1908) Богородичны догматики восьми гласов, большого знаменного распева; ор. 19 (1907) «Бог Господь» и воскресные тропари восьми гласов; ор. 47 (1915–1916) Ирмосы воскресны восьми гласов, для небольшого смешанного хора.

http://pravoslavie.ru/107493.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010