Глава 19. Оптина Пустынь и писатели ее посещавшие Со времени старца Макария, привлекшего к переводам святоотеческой литературы ряд лиц, принадлежавших к образованным слоям общества, Оптина Пустынь стала известна в кругу современных писателей. С тех пор цвет мыслящей России стал посещать Оптину Пустынь и ее скит. Это общение со старцами оставляло тот или иной отпечаток на душах посетителей. В тексте настоящей книги мы уже касались имен братьев Киреевских, Леонтьева и под конец Толстого в связи с жизнеописанием старца Варсонофия (см. стр. 370–381). Но нами не были упомянуты имена двух знаменитых писателей XIX века, какими были Н.В. Гоголь и после него Ф.М. Достоевский, неоднократно посещавших Оптину Пустынь. Н. В. Гоголь Николай Васильевич Гоголь был большим почитателем Оптиной Пустыни и ее старцев. Известен случай, когда «из Долбина от И.В. Киреевского Гоголь с М.А. Максимовичем съездил в соседнюю обитель Оптину. За две версты, Гоголь со своим спутником вышли из экипажа и пошли пешком до самой обители. На дороге встретили они девочку с миской земляники и хотели купить у нее землянику, но девочка, видя, что они люди дорожные, не захотела взять от них денег и отдала им свои ягоды даром, отговариваясь тем, что «как можно брать со странных людей!» «Пустынь эта распространяет благочестие в народе, – заметил Гоголь, умиленный этим трогательным проявлением ребенка, – и я не раз, – говорил Гоголь, – замечал подобные влияния таких обителей». О посещении своем Оптиной Пустыни в июне 1850-го года вот что писал Гоголь графу А.П. Толстому: «Я заезжал по дороге в Оптинскую Пустынь и навсегда унес о ней воспоминание. Я думаю, на самой Афонской горе не лучше. Благодать видимо там царствует. Это слышится в самом наружном служении… Нигде я не видал таких монахов, с каждым из них, мне казалось, беседует все небесное. Я не расспрашивал, кто из них как живет: их лица сказывали сами все. Самые служки меня поразили светлой ласковостью ангелов, лучезарной простотой обхожденья; самые работники в монастыре, самые крестьяне и жители окрестностей. За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышишь ее благоухание: все становится приветливее, поклоны ниже и участие к человеку больше. Вы постарайтесь побывать в этой обители; не позабудьте также заглянуть в Малый Ярославец к тамошнему игумену, который родной брат оптинскому игумену и славится также своею жизнию; третий же из них игуменом Саровской обители и тоже говорят, почтенный настоятель».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

В.П. Быков V. Оптина Пустынь. Скит. Старцы. Последнее пребывание в Оптиной пустыни. Л.Н.Толстого Если путнику во время переезда от Сергиева скита до Оптиной пустыни, на протяжении 109 верст, с пересадкой в Сухиничах, приходится претерпевать целый ряд самых досадных неудобств, в особенности, если он едет в третьем классе, – то, как только выйдет он из вагона на станции Козельск, сядет, если даже на самого плохого извозчика и, не отъехавши версты от города, увидит в перспективе раскинувшуюся на бархате изумрудной зелени изумительную по своей красоте Оптину пустынь, – он забудет все пережитое им во время 4–5 часового переезда по железным дорогам. Оптина пустынь находится на расстоянии трех верст от Козельска, и, благодаря своим этнографическим условиям, совершенно изолирована от мира. С трех сторон она, как забором, окружена и защищена от соседних селений дремучим лесом, настолько девственным, что в нем, благодаря строгому запрещению всякой охоты, совершенно свободно располагается всякая дичь; целыми гнездами живут цапли, и во время вечерней зари, когда еще не разлетался выводок, оглашают окрестность самым невообразимым, самым непередаваемым криком. Неосведомленный в этом направлении человек обыкновенно останавливается, не знает на что подумать, и с нетерпением ждет первого встречного, что бы выяснить причину и происхождение этих звуков. С четвертой, западной, стороны, почти у самых стен величественных храмов обители, течет неширокая, но очень глубокая, местами до 8–12 аршин глубины, быстро бегущая речка Жиздра, приток Оки. По левому берегу Жиздры, широким ковром раскинулся роскошный зеленый луг, который идет вплоть до большой дороги на Калугу, и на котором кроме небольшой извилистой речки Кмотомы, притока Жиздры и нескольких небольших озер, красиво раскинулась чистенькая, нарядная, особенно летом, поддерживаемая обителью деревня Стенино. Если же к этому добавить то, что через речку Жиздру существует только лишь одна переправа в пустынь на пароме, против самого монастыря, и что этот паром содержится пустынью и обслуживается ее иноками, следовательно, находится под ее контролем, – тогда будет вполне понятным, что площадь, лежащая под Оптиной пустынью, как будто самой природой назначена для таковой.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tih...

234. В.В.РОЗАНОВУ 13 апреля   1891 г.,  Оптина Пустынь (Христос Воскресе!) Читаю Ваши статьи постоянно. Чрезвычайно ценю Ва­ши смелые и оригинальные укоры Гоголю: это великое начинание. Он был очень вреден, хотя и непреднамеренно. Но усердно молю Бога, чтобы Вы поскорее переросли Достоевского   с   его   „гармониями»,   которых   никогда   не будет,  да и  не нужно. Его монашество – сочиненное. И учение от. Зосимы – ложное,  и весь стиль его бесед фальшивый. Помоги Вам Господь милосердный поскорее вникнуть в дух реально существующего монашества и проникнуть­ся им. Христианство личное есть, прежде всего, трансцендент­ный (не земной, загробный) эгоизм. Альтруизм же сам собою „приложится». „Страх Божий» (за себя, за свою вечность) есть начало премудрости религиозной. К. Леонтьев. 235. В. В. РОЗАНОВУ 8 мая  1891 г., Оптина Пустынь (...) О „пороках русских» напишу я Вам в другой раз... Коротко и ясно замечу только, что пороки эти очень большие и требуют большей, чем у других народов, власти церковной и политической. То есть наибольшей меры лега­лизованного внешнего насилия и внутреннего действия страха согрешить. А куда нам „любовь»! Народ же, выно­сящий и страх Божий, и насилие, есть народ будущего ввиду общего безначалия... Ясно? Если не ясно, еще потом объясню. (...) Если женатый и если задумаете в Оптину приехать, то не берите с собой на 1-й раз супругу Вашу, какая бы она прекрасная женщина ни была. Знаю по прежнему опыту, как полезно в хорошем монастыре пожить неделю, месяц одному и как отвлекают именно близкие люди, приехавшие с нами, наше внимание от тех впечатлений и дум, которых влияние так дорого. Позднее – другое дело. Хотя в статье Вашей о „Великом Инквизиторе» многое множество прекрасного и верного, и сама по себе „Легенда» есть прекрасная фантазия, но все-таки и оттенки самого Достоевского в его взглядах на католицизм и вообще на христианство ошибочны, ложны и туманны; да и Вам дай Бог от его нездорового и подавляющего влияния поскорей освободиться! Слишком сложно, туманно и к жизни неприложимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Предисловие Издавая настоящий очерк жизни приснопамятного старца Оптиной пустыни, иеросхимонаха Иосифа Казанская, Амвросиевская женская пустынь имела своей целью, с одной стороны, выразить этим свою глубокую признательность и любовь к почившему наставнику, а с другой, дать на первых порах, хотя небольшое утешение всем духовным детям и почитателям старца Иосифа, так как известно, что по отшествии любимого лица большой отрадой служат воспоминания о нем. Собрав наскоро все, что известно об этом дивном старце, Амвросиевская пустынь остается в уверенности, что Оптина пустынь займется разработкой всего имеющегося материала и позаботится об издании полного и обстоятельного жизнеописания этого, великого в своем смирении старца, как она до сих пор с такой любовью заботилась об этом, издавая прекрасные описания жизни и подвигов своих прежних великих старцев. 1911 г. Ноябрь. Очерк жизни старца Оптиной пустыни иеросхимонаха Иосифа 9 мая 1911 г. скончался Оптинский старец, иеросхимонах Иосиф. Это был ближайший ученик великого старца иеросхимонаха Амвросия, – ближайший не по внешности только, но и по духу, по силе по слушания, преданности и любви. Это было поистине «чадо любимое» старца Амвросия, на которое он взирал с надеждой, о котором радовался, видя его преуспеяние духовное и которого всячески охранял и ограждал своей отеческой рукой от всяких тлетворных ветров самомнения, тщеславия и гордости. Это чадо послушания Воспитывалось в стенах смиренной, убогой «хибарки» старца Амвросия, проникнутой заветами великих старцев Льва и Макария и молитвами их продолжателя, – старца Амвросия. Здесь, в этой тесной келии, сделавшейся для него «училищем благочестия», он прошел делом самую высшую из наук – монашество и стал в свое время сам наставником монахов. И как это все было просто, скромно, даже для многих незаметно... Отличительной чертой характера о. Иосифа была необыкновенная скромность, деликатность, уступчивость; а со временем эти качества глубоко проникли все его существо и претворились в великие добродетели смирения, любви и ангельской кротости.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Optinski...

III. Дyxobhыe стихотворения На пути 469 (Оптина пустынь) Mipckoй ярем нося и скорбный совершая Средь мрака и стремнин тернистый жизни путь, Сподобился я видеть отблеск Рая. И много сил в мою истерзанную грудь, Исполненную мук печали и сомненья, Вдохнуло то блаженное виденье. Раб суетного мipa, верный исполнитель Его уставов тяжких, иноков обитель Я, Промыслом ведомый, посетил; И много чудных, светлых вдохновений И новых чувств в ней сердцем пережил, Безгрешных радостей и дивных впечатлений. Обитель мира, светлых упований. Святых молитв, небесных созерцаний, Духовных подвигов, спасительных трудов! Хранит тебя Зиждительная Сила; Любовию Она тебя приосенила И над тобой простёрла Свой покров. Насельники твои – то люди не от мipa; Стеклись они сюда на вещий Божий зов, В смиренье облачась как в царскую порфиру. Смиренно мудрствуя, о горнем помышляя, В терпеньи ждут они блаженного конца. На Господа всем сердцем уповая. Да удостоятся победного венца, И за труды свои, и скорби, и лишенья Получат жизнь в блаженном Воскресеньи. Блаженный край, блаженная страна, Что иноков смиренных приютила, И место им средь пажитей дала. В годины скорбные не раз её спасла Молитв обители божественная сила. Веков над нею пронеслась чреда; Сменялись вкруг неё людские поколенья, И много бед постигло Божиим веленьем, Но не оставили они на ней следа. Богохранимая, из пепла разрушенья, Как древний феникс, возрождалася она. Житейская ей буря не страшна, Ни молнии её, ни грозовые тучи. Незыблемо стоит она средь волн, Как вековой утёс, и грозный, и могучий. И тот, кто изнемог и утопает. Борясь с волной, пусть якорь здесь бросает И жизненный сюда направит чёлн. Наследие веков, сосновый тёмный бор По сторонам её раскинулся дремучий; В том тишина, безмолвию простор. Свобода полная для чувств святых и дум; Лишь слышен там порой деревьев шум. Когда вершины их колеблет ветр летучий. Ясней здесь небеса и чище их лазурь. Здесь пристань тихая от всех житейских бурь Для тех, что жаждут вечного спасенья. Кто грех сознавши свой и полный сокрушенья

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

     Не оставляет ощущение, что народный артист России Сергей Мигицко немного играет и в обычном разговоре — декламирует, позирует,балансирует между серьезным рассказом и комическими репризами. Меж тем, актер до мозга костей, он человек глубоко верующий и вовлеченный в церковную жизнь. Православие по-одесски В театральной гримерке над столиком Сергея Мигицко — иконы и картины с видами монастырей и храмов. Как он сам говорит, дарят поклонники и братья по вере. Шутит, что некуда вешать: «Люди думают, что я живу в каком-нибудь замке». Вот один пейзаж, с видом скита в Оптиной пустыни, где актер старается бывать ежегодно. — Оптина пустынь, к сожалению, не так давно появилась в моей жизни. Наверное, пять лет назад. В первый раз в Петербурге собралась своего рода малая паломническая группа — мы, так сказать, сговорились между собой и поехали. К нам тогда отнеслись довольно осторожно: присматривались. И эти первые несколько дней очень сказались на мне. Мы с товарищами посетили очень много служб, включая особую ночную службу. Эта служба, начинающаяся в половину четвертого ночи, — самая пронзительная. Не объяснить даже, чем именно. Ночной храм, и молится братия, и ты допущен, имеешь право молиться с монашествующими… это просто здорово. Тогда люди видят, что ты действительно приехал сюда обратиться к Богу, а не «для галочки» — там ведь люди очень проницательны. Там я приобрел духовника: скитоначальника игумена Тихона (Борисова). Сергей Григорьевич пришел к сознательной вере в зрелые годы, как многие люди его поколения, но православие и церковную жизнь любит с раннего детства, которое он провел в Одессе. Будущий актер рос в верующей семье. — У нас всегда отмечали главные праздники. Естественно, Рождество, естественно, Пасха. В нашем доме собиралось очень много народа. Надо сказать, это было связано с тем, как бабушка делала куличи и творожные пасхи. С тех пор я не ел вкуснее — хотя сейчас многие кондитерские великолепно делают эти вещи, всё же с тем вкусом ничто не сравнится. Я в детстве весь был в предвкушении этих праздников, хоть, может быть, не до конца понимал их суть. С тех лет я запомнил обычай: в Пасху надо было отнести вечерю — «ужин» по-украински — своей крестной маме. Моя крестная жила в соседнем доме. Маленьким я шел туда с мамой за ручку, а став побольше, сам ходил к тете Вере.

http://pravoslavie.ru/106979.html

           Родительское пожелание – Будьте добры, расскажите нам, пожалуйста, на экскурсии по Оптиной что-нибудь этакое… Какое? Ну, вы же понимаете, такое… Богодухновенное! Чтобы мои дети-подростки сразу раз – и в Бога уверовали! «Тихон сидит тихо» – Мы на экскурсию к вам – с ребенком. Восемь месяцев. А куда же нам его?! Да, младенец… Да, экскурсия длится больше часа… Не, вы ему не помешаете! И он – вам! Он – Тихон и будет вести себя тихо! Маленький Тихон действительно ведет себя тихо, слушает про Оптинских старцев и блаженно улыбается все полтора часа. И всё для того, чтобы… Паломница жалуется: – Вот наша жизнь: грешишь да каешься… Бегаешь за батюшкой, ищешь его, ищешь – и всё для того, чтобы наговорить про себя кучу гадостей! Ага, это я про исповедь! Праздник преподобной Марии Египетской? Сегодня? Ну, что я могу сказать по этому поводу?! Мария Египетская , конечно, имеет отношение ко всем нам… Вот только мы к ней никакого отношения не имеем!!! Деликатно и неделикатно Паломник опровергает недостоверную информацию: – Если говорить деликатно, то это недостоверно… А если говорить неделикатно – то это бред сивой кобылы! Точка дислокации Муж с женой во время экскурсии: – Вы знаете, мы прочитали в книге «Пасха красная»: космонавты видели из космоса, как от Оптиной Пустыни поднимается столб света. Мы поняли так, что это благодать, по-видимому… Не могли бы вы нам показать это место в Оптиной, откуда столб света исходит? Ну, точку дислокации, так сказать… Как это не можете?! А еще экскурсовод… «Можно вам исповедаться?» – Алло, это экскурсионная служба? – Да, здравствуйте. – Оптина Пустынь? – Да, слушаем вас. – Можно вам исповедаться? «Это я, но не к вам!» Захожу в паломническую гостиницу. На мне черная длинная юбка, черный жилет, на голове платок – так одеваются все, кто трудится на постоянном послушании в Оптиной. Мне навстречу – радостные паломницы, которые заждались дежурного администратора паломнической гостиницы: – Ой, это вы! Наконец-то! – Нет, это не я! То есть это, конечно, я, но не к вам…

http://pravoslavie.ru/62327.html

Глава 11. Константин Николаевич Леонтьев (1831–1891) Константин Николаевич Леонтьев нашел покой и умиротворение у ног старца Амвросия, как раньше у ног старца Макария – другой оптинец – Иван Васильевич Киреевский . Это были совершенно различные люди: Киреевский был воплощением кротости и внутренней гармонии, Леонтьев, наоборот, при личной глубокой доброте, был с молодых лет обуреваем многими страстями, на борьбу с которыми ушла вся его зрелая жизнь. Началом этому послужило чудо исцеления его от холеры в Салониках. Он тогда же хотел принять монашество, но Афонские старцы о.о. Иероним и Макарий не согласились его постричь, находя это преждевременным. Медик, дипломат, философ, литератор и под конец – монах, К. Н. был человеком исключительной глубины и блеска ума, и, как о нем выразился Бердяев: « К. Леонтьев был необычайно свободный ум, один из самых свободных русских умов, ничем не связанный, совершенно независимый». Между тем он при жизни не встретил в русском обществе ни признания, ни понимания. «Может быть, после моей смерти обо мне заговорят, – сказал он, – а, вероятно, теперь на земле слава была бы мне не полезна, и Бог ее мне не дал». Розанов выразился о нем так: «Прошел великий муж по Руси и лег в могилу. Ни звука при нем о нем. Карканьем ворон он встречен и провожен». Какая же была тому причина? Тот же Розанов в той же статье в «Новом Времени», посвященной вышедшему тогда сборнику по случаю 20-летия со дня его смерти, говорит о нем следующее: «Вот эта нравственная чистота Леонтьева – что-то единственное в нашей литературе! Все (почти и великие!) писатели имеют несчастное и уничижительное свойство быть несколько «себе на уме», юлить между Сциллою и Харибдою, между душей своей и массою публики, между литературным кружком, к коему принадлежат, и ночными своими думами «про себя»: ничего подобного не было у Леонтьева с его «иду на вас». Он шел сразу на всех! По образованию он был медик и прикладывал специально патологические наблюдения и наблюдательность в явлениях мировой жизни и прежде всего, будучи эстетом, он понимал все явления пошлости и измельчания, как симптомы конца и увядания культуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Глава 17. Старец иеросхимонах Нектарий († 1928) Предуведомление Первым старцем в Оптиной был иеросхимонах Лев, сильный и властный: он царственно открывает собою ряд великих старцев. В расцвете жизненных сил России старец Амвросий питает всех духовно божественной пищей – амброзией; а последний старец Нектарий, любимый ученик о. Амвросия, в нестерпимый зной страшных искушений, переживаемых родиной, утоляет жажду и подкрепляет верующих духовными утешениями – божественным питием, нектаром. «В Библии название и имя всегда имеют сокровенный и важный смысл, – говорит старец Варсонофий Оптинский , – но и в жизни часто название местности, фамилия лица, словом, всякое имя имеют некий таинственный смысл, уяснение которого иногда бывает не бесполезно». Жития предшественников о. Нектария составлялись сразу же после их смерти их близкими и их учениками, в мирной обстановке, когда все было свежо в памяти современников, когда легко можно было добыть любое сведение. Мы находимся в иных условиях, вдали от родины, и располагаем немногочисленными источниками, отрывочными сведениями. Пусть этот труд и послужит материалом будущему составителю жития этого великого старца. Кроме того, приступая к жизнеописанию Батюшки отца Нектария, предупреждаем читателя: кто не видел лично Батюшку, тот, по рассказам, не сможет ясно представить его образ. Трудно будет судить ему о характере, о качествах Батюшки: смирении, кротости, скромности. По некоторым рассказам невидевший Батюшку может вынести неправильное впечатление о нем, как о весельчаке и балагуре, чего в действительности не было, да и не могло быть: редкие случаи его «веселости» были весьма своеобразны и трудно передаваемы; их можно воспроизвести только относительно, так как на бумаге не передать ни интонаций голоса, ни взгляда его слезящихся глазок, ни скромной улыбки или другого благодатного выражения его лица, свойственного только ему одному, нашему дорогому Батюшке. Невозможно передать его дивные качества: воплощенного смирения, необычайных кротости и скромности, любви и всего непередаваемого обаяния его благодатной личности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Глава 18. Ученики Оптинских Старцев. Епископ Иона Ханькоуский (1888 – 1925) От святого корня срубленного уже Оптинского древа, произросла дивная поросль в лице святителя Ионы, епископа Ханькоуского. В миру владыку звали Владимиром Покровским и был он Калужанином, происходя из бедной семьи духовного звания. Рано осиротев и натерпевшись много горя, он окончил духовное училище и Калужскую семинарию. С какого именно момента начинается его личная связь с Оптиной Пустынью – мы не знаем, но она была давнишняя и крепкая. Поступив в Казанскую Духовную Академию, он на третьем курсе принимает монашество с именем Ионы. В это время его духовником стал великий старец Гавриил, сам положивший начало своей монашеской жизни в Оптиной Пустыни еще при старце Амвросий. Он тогда – во времена студенчества о. Ионы – был настоятелем Седмиозерной пустыни возле Казани. Вскоре о. Иона был посвящен в сан иеромонаха. Во время окончания им курса, в 1914 г., за смертью профессора, освободилась кафедра Священного Писания Нового Завета. Заместителем его был избран только что окончивший курс, со степенью магистранта, иером. Иона, находившийся в это время у своего старца в Оптиной Пустыне, издавна славившейся опытными руководителями монашеской жизни, к числу каковых относятся старцы: Леонид, Макарий и Амвросий. Получив такое неожиданное для себя известие и считая преподавание столь важного предмета в учебном заведении, которое он только что окончил, непосильным, он, не долго раздумывая, послал отказ. По правилам иноческим, находящийся под руководством старца инок, должен открывать своему старцу не только о своих поступках, но и о своих желаниях и помыслах. Ревностно исполняя эту иноческую обязанность, о, Иона открыл своему старцу-духовнику о своем отказе от предложеннаго ему занятия, приведя все доводы, по которым он считал для себя преподавание Священного Писания в высшем учебном заведении непосильным. Старец его, однако, посмотрел на это дело совсем иначе: он увидел в этом руководящую волю Божию и приказал ему взять свой отказ обратно, а за неразумную поспешность с отказом положить триста земных поклонов с молитвой Иисусовой. Как ни трудно было о. Ионе взять на себя преподавание в Академии Священного Писания, однако, он, послушания ради своему старцу, соглашается взять на себя звание доцента Духовной Академии, в каковом и остается до 1918 г., когда по обстоятельствам политической жизни должен был оставить г. Казань. Четыре года, проведенные им в должности доцента Академии, в обществе ученых людей, оставили глубокий след на его духовной стороне. Помимо своих ученых занятий, он с юношеской преданностью трудился на поприще церковно-богослужебном и проповедническом, участвуя в совершении уставных Богослужений, проповедничестве и устройстве богословских чтении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010