Поучение на празднество Пресвятой Богородицы Смоленской именуемой «Одигитрия», месяца июля, в 28 день Пришедши ныне с благоговением в эту святую обитель, как бы в насажденный Богом рай, и войдя во святую эту церковь , как бы в мысленное и Богом утвержденное небо, я спрошу: что значит сей глас празднующих? Какое празднество здесь совершается? Какая вещь или какое лицо соборно ублажается песненными похвалами? Отвечает мне Святая Церковь в месяцеслове: в этот день мы празднуем явление Смоленской иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, именуемой Одигитрия. Итак, поклонившись с верой чудотворной иконе Пресвятой Богородицы и облобызав ее с любовью, я хочу узнать значение сего именования «Одигитрия». Русский лексикон говорит, что «Одигитрия» – значит радостная, крепкая помощница, наставница, а греческий лексикон объясняет, что «Одигитрия» означает путеводительница и сопутница. Одигитрия – крепкая. Крепка Матерь Божия, ибо обладает властью, как показывает и преблагословенное Ее имя – Мария. Мария в переводе с сирийского языка значит «госпожа», или «имеющая власть». Но кто крепок, как не господствующий? И о Небесном Царе в Писании сказано: «Бог крепкий, Владыка» ( Ис. 9:6 ). Крепок, ибо владычествует Владыка, а без власти кто может быть крепким? И Пресвятая Владычица крепка, ибо Она – Госпожа владычествующая, Царица, Владычица, Одигитрия крепкая. Нам, немощным, крепость эта весьма потребна, ибо мы премного изнемогаем, будучи не владеющими, а обладаемыми, и обладаемыми своими собственными страстями, как говорит апостол: «Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» ( Иак. 1:14 ); и как обладаемые рабы и пленники, «не то делаем, что хотим, а что ненавидим, то делаем. Не мы делаем то, но живущий в нас грех» ( Рим. 7:15, 17 ). Теперь поищем, кто в поднебесной может назваться крепким властелином? Я знаю, что один из постельничих царя Дария сказал бы, что крепче всего царь. " Царь, – говорит он, – все побеждает и господствует всеми, и владычествует ими». Он собирает силу воинскую, посылает ее на брань против супостатов; скажет им: «поразите», – и поражает. Он овладевает сильными городами и говорит: «разорите», – и разоряют. Он берет в плен страны и говорит: «посеките», – и посекают; и весь народ и полки слушают его (см. 2Езд. 4:3 и сл.). Так рассудил постельничий царя Дария. Этому рассуждению доследовал бы и я, если бы мне не воспрекословил святой Григорий Двоеслов , который говорит: «Крепкое владетельство праведных заключается в том, чтобы одолеть себя, то есть идти против собственных страстей, угашать в настоящей жизни разжение страстное и греховное».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Надвратная Смоленская икона Божией Матери в Богоматерском храме над Днепровскими воротами (Смоленск). Фото С.М. Прокудина-Горского. 1912 г. ЖМП 10 октябрь 2012 /  6 сентября 2012 г. Смоленская икона Божией Матери в Отечественной войне 1812 года Надвратная Смоленская икона Божией Матери Одигитрии (в переводе с греческого — Путеводительница), находящаяся ныне в Свято-Успенском кафедральном соборе города Смоленска, является одной из величайших святынь нашего Отечества. Этот образ представляет собой точный список с древней чудотворной Смоленской иконы Одигитрии, написанной апостолом и евангелистом Лукой [ 1 ] . По указанию выдающегося русского историка С.М. Соловьева, икона Божией Матери Одигитрии, ставшая затем Надвратной, была написана в 1535 году в Москве по повелению царя Иоанна IV Грозного художником Посником Ростовцем, за что ему пожаловали “ сукно в два рубля и еще два рубля денег” [ 2 ] . В Смоленск эту икону прислал в 1602 году царь Борис Годунов для сооруженной здесь в 1596-1602 годах крепостной стены, строительством которой он руководил [ 3 ] . Известный дореволюционный смоленский историк И.И. Орловский пишет об этом так: “Осенью 1602 года стену освятили, причем, на главных воротах города, Днепровских, поставили в нише большую икону Божией Матери — Одигитрии, копию с соборной иконы, присланную из Москвы царем Борисом Смоленску, как образ покровительницы града и небесного стража новой крепости” [ 4 ] . От места своего нахождения — над Днепровскими ( иначе Фроловскими — авт. ) воротами данная икона и получила наименование “Надвратная”. Священник Никифор Адрианович Мурзакевич в “Историческом описании  Смоленской Чудотворной иконы Божией Матери — Одигитрии”, написанном в 1831 году, указывает размеры Надвратной иконы Одигитрии — “ высотой 2½ арш., шир. 1½ арш.” [ 5 ] . С момента принесения в Смоленск Надвратная икона постоянно находилась во Фроловской башне над Днепровскими воротами в специально устроенной со стороны города нише [ 6 ] . В 1611-1654 годах, когда Смоленск пребывал в составе Речи Посполитой, не смотря на насильственное окатоличивание, икона по-прежнему оставалась на своем месте. Именно перед Надвратной иконой Одигитрии совершил свою первую благодарственную молитву присоединивший Смоленск к Московскому государству царь Алексей Михайлович, который торжественно въехал в город 23 сентября (по новому стилю 6 октября) 1654 года [ 7 ] .

http://e-vestnik.ru/history/smolenskaya_...

Икона Пресвятой Богородицы «Смоленская» (очерк из истории церковного искусства) Икона Пресвятой Богородицы именуемая «Одигитрия-Смоленская» известна на Руси с древнейших времен. При каких обстоятельствах эта икона появилась на Руси не сохранилось достаточно ясных сведений. Икона Богоматери именуемая «Смоленская» представляет собой список с «Одигитрии-Влахернской», написанной по преданию святым евангелистом и апостолом Лукой. Согласно с церковным преданием однажды Богоматерь, явившись двум слепцам, привела их во Влахернский храм, и поставив их перед Своею иконою, даровала им зрение. С тех пор икону начали именовать «Одигитрия», что в переводе с греческого значит «Путеводительница». Существует также и другое объяснение наименования этой иконы. Согласно одному из сказаний, в котором сообщается, что греческий император Константин Порфирородный (1042-1054 гг.) благословил этою иконою свою дочь Анну, выдавая ее замуж в 1046 году за черниговского князя Всеволода, сына Ярослава Мудрого. Так как эта икона сопровождала царевну Анну при путешествии из Царьграда в Чернигов и сама икона получила наименование «Одигитрия» («Путеводительница»). После смерти князя Всеволода Ярославовича и его супруги Анны, икона перешла к их сыну Владимиру Всеволодовичу Мономаху. Князь Владимир Мономах перенес семейную икону из Чернигова в Смоленск и поставил ее в соборном храме в честь Успения Богородицы. С этого времени икона Пресвятой Богородицы «Одигитрии» стала называться «Смоленской» по месту поставления. Из многочисленных чудес, совершившихся от этой иконы, особо замечательно избавление Смоленска от татар. В 1239 году во время нашествия на русскую землю полчищ Батыя, один из отрядов неприятеля отправился к Смоленску. Жители города, видя неминуемую гибель и не имея возможности отразить грозного врага, обратились с горячей молитвой к Богородице. Богоматерь услышала их молитвы и даровала спасение городу ради Своей иконы «Одигитрии». В начале XV века икона «Одигитрии» была принесена из Смоленска в Москву и поставлена, как великая святыня, в Благовещенском соборе Кремля, с правой стороны от Царских врат. Определить точно, кем и по какому случаю принесена эта икона в Москву крайне затруднительно. Одни источники утверждают, что икона была преподнесена в дар великому московскому князю Василию Васильевичу, неким Юргом разграбившим Смоленск. Другие источники предполагают, что эту икону дал (1398 г.) в качестве родительского благословения князь Витовт дочери Софье, при вступлении в брак с великим князем московским Василием Дмитриевичем (1398-1425 гг.). Иные источники утверждают, что последний смоленский князь, изгнанный из города в 1404 году Витовтом, прибыл в Москву и привез вместе с другими святынями икону «Смоленской» Богоматери.

http://pravoslavie.ru/1533.html

Выдропужск. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Смоленская церковь Карта и ближайшие объекты Одной из главных достопримечательностей села Выдропужск является церковь Богоматери Одигитрии (церковь иконы Смоленской Божией Матери). Расположен храм в южной части села у могил предков, на высоком берегу р. Тверцы и обращен к ней южным фасадом. Церковь Богоматери Одигитрии сооружена в несколько этапов во второй половине XVIII в. - первой трети XIX в.: 1769-1784; 1793; 1836-1839. В 1756 г. прихожанами было получено разрешение на постройку взамен сгоревшей Смоленской церкви нового храма, который и был заложен в 1769 г. Однако из-за нехватки материала работы приостановили, а возобновлены они были строительной артелью известно­го петербургского архитектора Саввы Ивановича Чевакинского только в 1775 г. С 1774 г. Савва Иванович по собственной инициативе и по приглашению жителей с. Выдропужск завершил строительство храма. В окончательном варианте церковь имела 3 придела: Одигитрии Смоленской (главный); Покрова Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи (боковые). Освящение храма состоялось в 1784 г. В 1793 г. рядом с храмом на средства прихожан была заложена кирпичная колокольня (до этого колокола висели на деревянной звоннице). Прихожане «выдропусского яму» писали в Прошении о строительстве колокольни, что «колокола висят на столбах, отчего и звон бывает по причине низости не ясен». По их просьбе старая деревянная Георгиевская церковь была разобрана на дрова и употреблена для обжига кирпича, изготовлявшегося на месте. Престол Георгия Победоносца в 1823 г. перенесли на второй ярус колокольни. В 1836-1839 гг. к храму была пристроена двухпридельная трапезная. Церковь Богоматери Одигитрии относится к «редким многопрестольным храмам». Кирпичное оштукатуренное здание церкви имеет симметричную относительно продольной оси композицию, состоящую из храма, трапезной и колокольни, обладающих стилистически единообразной ампирной обработкой фасадов. Стены снаружи выкрашены охрой, детали декора побелены.

http://sobory.ru/article/?object=02065

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 2 (70) , (1) . в этом году (за прошлые годы с 2018-06-01) Происхождение изображения: Загружено 2018-06-01, анонимно. Описание: ОДИГИТРИИ ИЗ СЕЛА БОГОРОДСКОГО Богородская икона Божией Матери Одигитрии Смоленской принадлежала к числу наиболее почитаемых святынь Томской Епархии. Самим своим заселением это место, в 50 верстах от Томска, называемое прежде Богородское (ныне Мельниково), обязано этой иконе. Сказание об иконе Одигитрии Богородской написано неизвестным автором. Рукопись сообщает, что на левом берегу Оби было место, заселённое татарами, где издревле слышался колокольный звон. Вскоре после заселения Томска, братья Сваровские и Илларион Байгулов купили это место с колокольным звоном. Они поселились там и устроили небольшую часовенку на древесном пне, где поместили печатный образ Божией Матери в киоте. Постепенно вокруг образовался посёлок, где всё чаще и чаще стали слышать колокольный звон. Наконец, в 1702 г. жители посёлка послали доверенного по имени Дмитрий в Тобольск к известному иконописцу отцу Василию с просьбой написать образ Пресвятой Богородицы Одигитрии-Путеводительницы. Однако найти хорошего иконописца в Томске они не смогли. Тогда было принято решение направить в Тобольск насельника Димитрия и там заказать икону. Было это в 1702 году. Прибыв в духовную столицу Сибири, Димитрий особым Божиим изволением и молитвами Царицы Небесной, разыскал искусного в иконописании священника церкви Воскресения Христова отца Василия и обратился с нему с просьбой о написании святого образа. Благочестивый и благоговейный священник с усердием принялся за порученное дело. Когда работа была завершена, иерей Василий пригласил Димитрия и вручил ему новонаписанную икону. «Сказание о Богородский иконе Божией Матери» передает трогательный диалог иконописца с Димитрием. «Добре написал еси, о честный иерею и дивный изографе, образ моея Владычицы Пресвятыя Богородицы Марии! Та за благия труды твоя воздаст тебе Своим милосердием многое, еже око не виде, ухо не слыша и на сердце человека не взыде».

http://pravicon.com/image-31813

Ладино. Церковь Воскресения Христова. Воскресенская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь построена «тщанием помещика генерал-аншефа Корнилия Богдановича Бороздина», героя Семилетней и русско-турецких войн 18 века. Это памятник Екатерининского барокко, в котором уже проявляются черты стиля классицизма. В церкви было два придела: обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме и иконы Одигитрии Смоленской Божией Матери. В настоящее время не действует. Находится в аварийном состоянии. Воскресенская церковь находится в деревне Ладино Новоржевского района. Построена в 1768 году «тщанием поме­щика генерал-аншефа Корнилия Богданови­ча Бороздина», героя Семилетней (1756 -1763 годы) и русско-турецких войн 18 века, создателя русской конной артиллерии. Бесстолпная, одноапсидная. Стиль - позд­нее барокко. Матери­ал - кирпич, оштукату­рена. Имела два пре­стола: главный - в па­мять обновления хра­ма Воскресения Христова в Иерусалиме и придель­ный - во имя иконы Пресвятой Богородицы Одигитрии Смоленской. Причт состоял из четырех чело­век. Кроме церкви, в Ладине сохранился помещи­чий дом с мезонином, старый парк с 200-летними деревьями, пруд, каналы. В имении Бороздиных бывали многие выдающиеся деятели России, в том числе полководец М. И. Кутузов и поэт А. С. Пуш­кин. http://culture.pskov.ru/ru/objects/object/93 Церковь построена местным помещиком генерал-аншефом Корнилием Богдановичем Бороздиным. Престолов было два - главный - Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, второй - иконы Одигитрии, Смоленской Богоматери. Церковь расположена при въезде в село Ладино, близ дороги, на возвышенном месте. Это бесстолпный одноапсидный храм. К квадратному в плане четверику, примыкает прямоугольный в плане алтарь, в центральной части восточной стены скругленная апсида. С запада примыкает прямоугольная в плане трапезная и к последней - колокольня. Основной двухсветный объем венчает световой барабан, перекрытый куполом. Пониженный объем алтаря перекрыт коробовым сводом с распалубками над оконными проемами.

http://sobory.ru/article/?object=01737

а) «Смоленская икона Божией Матери», иначе называемая еще Одигитриею, или, с греческого языка, путеводительницею, очень древняя. По преданию, она написана св. евангелистом Лукою и долго хранилась в православном греческом царстве. В 1046 году, говорится в старинных летописных книгах, этою иконою греческий царь Константин Мономах благословил свою дочь царевну, которую выдавал в замужество за русского князя Всеволода, сына Ярослава Мудраго. Тогда эта икона, будто бы, и названа Одигитриею – путеводительницею, так как она была путеводительницею царевне в русскую землю. Сын князя Всеволода, Владимир Мономах перенес эту икону в Смоленск, устроив для нея соборный храм Уепения Богоматери; с того времени эта икона и стала называться Смоленскою. В злосчастный 1237 год нашествия татарского на Смоленск, от этой иконы был таинственный голос, повелевавший некоему благочестивому смолянину Меркурию выступить против полчищ татарских и защитить дом Богоматери; таинственный голос обещал ему победу над врагами и в то же время мученическую смерть. Так и случилось: заступлением Царицы небесной, благодатною силою иконы Ея, Смоленск был тогда спасен от татарских полчищ, и Меркурий, во время битвы, смертельно ранен был в голову стрелою. Через 260 лет после того, этою же Смоленскою иконою литовский князь Витовт благословил дочь свою, выдавая ее в замужество за московского князя; тогда же святая икона Смоленская была пересена в Москву. Но чрез 50 с лишним лет после того, смоляне выпросили свою икону у великих князей московских, и она была возвращена в Смоленск. Вместо ее москвичи сделали себе с нея точный список, который и доныне находится в Новодевичьем монастыре и очень чтится москвичами. Настоящая же Смоленская икона Одигитрия оставалась в Смоленске до начала нынешняго столетия, до 1812 года; в этом году, неизвестно почему, она перенесена была в город Ярославль. Но в Смоленске с 1602 года существует еще другой образ Богоматери, особенно чтимый верующими. Эта другая Смоленская икона особенно прославилась в 1812 году, во время нашествия на русскую землю двадесяти язык. Икона эта была в рядах русских войск, во все время нашей великой отечественной войны; с нею наши воины мужественно сражались в знаменитую Бородинскую битву, – и ее благодатной силе приписывали счастливый успех над врагами. По освобождении нашего отечества от галлов и двадесяти язык, военачальниками русскими Смоленская икона была возвращена в Смоленск с богатыми приношениями. Икона эта и ныне находится в Смоленске, в каменном храме над проезжими воротами.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Закрыть itemscope itemtype="" > Державный Собор 1598 года Выражение идеи Самодержавия, а также идеологии Христианской государственности в Утвержденной Грамоте и других соборных документах. Часть четвертая 22.09.2011 1034 Время на чтение 64 минут Часть третья Часть вторая Часть первая Глава Третья Соборная присяга. Ее духовный и политический смысл. Влияние Утвержденной Грамоты 1598 года на соборные документы 1607 и 1613 годов 1. Целовальные записи и обеты Строго говоря, словосочетание «Утвержденная Грамота», точнее — «Утверженная Грамота», относится к заключительной части Соборного документа. Это словосочетание там и появляется впервые, а до того — в тексте выше оно нигде не встречается. Из повествования следует, что сам текст собственно «Утверженной Грамоты» только начал составляться 9 Мар та — в день памяти Сорока Мучеников Севастийских: «вся яже глаголемая и действуемая въ настоящее время въ ней написавше», но заключительная часть, содержавшая уже не только духовны обеты соборян, но и страшные духовные проклятия отступникам, написана была уже «по мале времени»(177), то есть несколько позже, может быть, после 9 Марта, но в какой же именно день не указано. В первом Слове Святейшего Патриарха Иова на заседании Московского Собора 9 Марта 1598 года говорится о необходимости всеобщей молитвы Пресвятой Троице, Богородице, великим (Московским) Чудотворцам и всем Святым: 1) о Венчании нового Царя на Царство, 2) о даровании многолетия всей Царской Семье, 3) о покорении всякого возможного супостата, 4) о мирном устроении Царства новой Династии из рода в род навечно, 5) об установлении празднования иконы Божией Матери Одигитрии «Смоленской» и Крестного Хода из Кремля в Новодевичий монастырь 21 Февраля — «по вся годы непременно творити»(178). В первом ответном Слове соборяне заверили, что будут молиться о Царской Семье, об их чадородии и 21 Февраля будут праздновать Крестным Ходом в Новодевичий Монастырь праздник иконы Божией Матери Одигитрии «Смоленской». Это Слово дается в пересказе, а не цитатой.

http://ruskline.ru/analitika/2011/09/23/...

Ростов-на-Дону. Церковь Преполовения Пятидесятницы. Воскресенская церковь Карта и ближайшие объекты Первый Преполовенский храм в казачьей станице Нижне-Гниловской построен в 1824-1829 годах. В 1892-1893 годах около храма сооружается часовня во имя Чудотворной Аксайской (Смоленской) иконы Божией Матери Одигитрии. В 1908-1909 годах в расширенном и перестроенном храме появляются два новых придела с престолами: правым - во имя святителя Алексия, митрополита Киевского, именуемого сейчас Московским, и левым - во имя Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии. В храме появляется высокая звонница. В 1933 году Преполовенский храм закрывают и постепенно разрушают. Звонница некоторое время служит парашутной вышкой. В 1942 году возродивщийся храм Преполовенский приход возобновил свои богослужения в подвале разрушенного храма до 1959 года, когда община была повторно ликвидирована. В 1991 году Казачья община добивается ликвидации угольного склада на территории бывшего храма и приход снова возобновляет свои богослужения в здании бывшей церковноприходской школы, использовавшимся кинотеатром " Мир " . В 1995 году началось воссоздание нового каменного Преполовенского храма по проекту архитекторов Ю.Н. Солнышкина и И.В. Гануса, а через пять лет в ещё недостроенном храме возобновились богослужения. В бывшей Нижне-Гниловской станице (с 1956 г. - Железнодорожный район Ростова-на-Дону), по современному адресу ул. Всесоюзная, 161-165 в 1824 г. на средства станичников был заложен довольно вместительный каменный храм. Строился он пять лет и, по окончании строительства, в 1829 г. его освящают в честь Воскресения Христова. Однако, по просьбе прихожан и с благословения епископа Воронежского и Черкасского Епифания, престольное празднование в храме было отнесено к празднику Преполовения Пятидесятницы. Поэтому церковь называют Преполовенской. «Ведомости о церкви» за 1890 г. свидетельствуют, что уже тогда однокупольный Преполовенский храм имел довольно высокую звонницу над притвором. Около церкви находилось два каменных здания: сторожка и канцелярия. Кроме того, при церкви функционировало два училища: двухклассное мужское (с 1823 г.) и начальное женское (с 1878 г.), Церковный причт состоял из двух человек: священника и псаломщика, живших на доброхотные подаяния.

http://sobory.ru/article/?object=02621

Харьков. Церковь Димитрия Солунского. Свято-Дмитриевский храм Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. К числу старейших храмов Харькова принадлежала и Дмитриевская церковь. Посвящена она была св. великомученику Дмитрию Мироточивому Солунскому, который, по преданию, должен был защищать подступы к городу от внешних врагов. Точная дата основания Дмитриевской церкви не известна, но в 1689 году она уже существовала. Первая церковь, возле которой находилось кладбище, упраздненное в 1785 году, была деревянной. К 1764 году она обветшала, ее разобрали и построили новую, тоже деревянную, которая сгорела в 1804 году. При пожаре от всей утвари осталась лишь икона Божьей Матери Одигитрии Смоленской. Третий храм был построен на месте сгоревшего и освящен в 1808 году. Храм возвели по проекту, выполненному архитектором Е.А. Васильевым. Первоначально храм был беден. Иконостас для него использовали старый, взятый из Основянской церкви. Участок церкви со стороны улицы был огражден частоколом, с остальных сторон - плетнем из хвороста. С увеличением прихода в 1842 году к зданию пристроили два придела - в честь иконы Богоматери Смоленской Одигитрии и в честь преподобного Сергия Радонежского, а также возвели колокольню. После расширения храм стал вмещать 800 человек. В 1872 году на участке церкви по проекту архитектора харьковского учебного округа Д.Л, Ткаченко по-строили двухэтажный каменный дом для причта и два флигеля служб. В 1885-1896 годах Дмитриевскую церковь капитально реконструировали по проекту М.И. Ловцова. Главная церковь была расширена, боковые приделы перестроены. Новый вид получила и колокольня, которая активно включилась в панораму западной части города. Внутри стены и купол были расписаны альфреско, иконостас и киоты вызолочены. Живопись была частично обновленная старая, частично - новая. Таким храм был на протяжении почти тридцати лет, а в 1920-х годах его перестроили в кинотеатр. Здание обезглавили, колокольню снесли, детали и росписи уничтожили. Нужно тщательно приглядеться, чтобы в безликом, обложенном керамической плиткой здании кинотеатра " Спорт " по ул. Полтавский шлях, 44, обнаружить скудные следы бывшего храма.

http://sobory.ru/article/?object=04215

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010