Программа мероприятий для участников форума «Наследие преподобного Серафима Саровского как основа жертвенного служения» началась в Нижнем Новгороде. Здесь состоялась экскурсия по городу, которая включала в себя посещение территории Стрелки, а также Александро-Невского кафедрального собора и православной гимназии во имя святого благоверного князя Александра Невского. После этого участники конференции отправились в Арзамас, где поселили Николаевский женский монастырь и Музей Патриаршества. Затем победители конкурсов прибыли в Дивеево. В начале заседания в паломническом центре монастыря собравшихся поприветствовал руководитель отдела  Нижегородской епархии  по делам молодежи иерей Андрей Бандин. Он передал присутствующим благословение  митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия  и рассказал об истории возникновения волонтерского движения на Нижегородской земле, которая началась 30 лет назад, когда в Дивееве проходили торжества по случаю перенесения в обитель вновь обретенных мощей преподобного Серафима Саровского. «Тогда многие люди добровольно стали помогать в организации праздника. Это продолжалось из года в год. Затем волонтерское движение стало охватывать и другие сферы деятельности, и количество добровольцев все растет. В Нижегородской епархии были проведены молодежные волонтерские форумы " Радость моя " — как известно, именно с таким приветствием обращался к людям преподобный Серафим Саровский. И сейчас новая ступень в развитии добровольчества (не только нижегородского) — конкурс " Волонтер преподобного Серафима Саровского " . Мы собрались в этом святом месте, чтобы обменяться не только волонтерским опытом, но и опытом молитвы. Желаю вам, чтобы, вернувшись домой из Четвертого удела Божией Матери, вы сохранили в душах благодать этого места и передали этот сердечный пламень другим людям». Затем к собравшимся обратилась советник главы Нижегородской митрополии , руководитель проекта «Волонтер преподобного Серафима Саровского» Ольга Бараева. Она рассказала о программе «С именем преподобного Серафима Саровского», частью которой является конкурс «Волонтер преподобного Серафима Саровского». Его модель была отработана на основе первого конкурса программы — «Серафимовский учитель», который проводится с 2005 года и объединяет педагогов из 79 регионов России, а также из Белоруссии, Приднестровья, Украины (до 2014 года), Литвы, Казахстана.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

По окончании богослужения состоялось наречение архимандрита Илии (Быкова) во епископа Якутского и Ленского. Затем, обратившись к собравшимся в храме, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Я рад, что Господь привел меня в этот день в прославленную Дивеевскую обитель, чтобы вместе с вами совершить память 20-летия обретения мощей святого преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского, великого чудотворца и молитвенника за землю нашу. И ныне, обращаясь к нему с молитвой, мы в сердце своем имеем заботу о Церкви нашей, о народе нашем, о том, чтобы вера и благочестие сохранялись в жизни людей… Будем сердечно просить святого угодника Божия, чтобы он приклонил милость свою к стране нашей, чтобы он приклонил милость и к этой земле, ныне жестоко страдающей от засухи. Пусть Господь хранит вас и Покров Пречистой Царицы Небесной ограждает от всякого зла». 1 августа, в день обретения мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре. Богослужение совершалось на престоле под сенью на соборной площади монастыря, у раки с честными мощами преподобного Серафима Саровского, а также в алтаре Спасо-Преображенского собора. По окончании Литургии было совершено славление преподобному Серафиму Саровскому. За Божественной литургией Святейший Патриарх Кирилл совершил хиротонию архимандрита Илии (Быкова) во епископа Якутского и Ленского. По окончании богослужения Патриарх Кирилл поздравил верующих с праздником. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий в знак благодарности вручил Святейшему Патриарху предносной крест, панагию, наперсный крест и подсвечник. Настоятельница обители игумения Сергия (Конкова), поблагодарив Предстоятеля за молитвы в святой обители в день памяти преподобного Серафима, преподнесла ему заздравную просфору и икону основательницы обители игумении Александры (Мельгуновой), написанную дивеевскими сестрами. Святейший Патриарх Кирилл вручил архиепископу Георгию панагию, а в дар обители передал икону Божией Матери «Утоли моя печали».

http://e-vestnik.ru/church/pervosvyatite...

Незадолго до закрытия Саровской пустыни в 1927 году Тамбовский архиепископ Зиновий (Дроздов) объявил, что один из саровских иноков должен скрыться со святыми мощами на Кавказе. Но иеромонах, которому владыка поручил спасение святыни, отказался, поскольку был твердо уверен, что святые мощи – источник множества чудес и сами не дадутся в руки святотатцев. Мощи преподобного Серафима оказались сначала в московском Центральном антирелигиозном музее, а потом в ленинградском Музее истории религии и атеизма, где их кто-то спрятал в самых дальних запасниках. Впоследствии, вероятно, не только верующие, но и государство ничего не знало о местонахождении мощей. «Уход» мощей преподобного был пережит верующими как наказание за грехи: святыня отнималась за недостоинство. Для многих это стало призывом к покаянию, горем, исполненным надеждой на непрерванность связи видимого и невидимого. Верили: мощи надежно спрятаны, и в Дивееве есть люди, которые знают место хранения святыни В течение долгого времени не было никаких точных сведений о судьбе мощей Старца. Тем не менее в Москве 1960–1970-х твердо верили: они надежно спрятаны, и в Дивееве есть люди, которые знают место хранения святыни. «Бог поругаем не бывает» (Гал. 6: 7), и безчинства богоборческого режима не поставили точку в истории почитания святых в России. 4 ноября 1990 года мощи преподобного были найдены в запасниках музея. Неожиданное явление святых мощей преподобного Серафима Саровского вызвало новое, чрезвычайно сильное духовное напряжение, сходное, наверное, с таким же глубоким волнением сердец в 1903 году. В инвентарной описи они не числились. После нескольких экспертиз было твердо установлено, что найденные останки – действительно святые мощи Серафима Саровского. 11 января 1991 года Патриарх Московский Алексий II и директор музея в торжественной обстановке в присутствии тележурналистов подписали документ о возвращении Православной Церкви мощей Серафима Саровского. Был установлен праздник второго обретения святых мощей (в день блаженной кончины святого – 2 (15) января).

http://pravoslavie.ru/112124.html

1902 год. Выходит указ Синода о подготовке канонизации Серафима Саровского. 11 января 1903 года. В Саров выезжает комиссия под председательством митрополита Московского Владимира (Богоявленского, будущего священномученика) для освидетельствования мощей святого Серафима. Мощи были обретены в виде косточек. В Синоде смятение. Почти все его члены против канонизации. Известна знаменитая фраза, которую приводит в своих воспоминаниях монахиня Серафима (Булгакова): «Зачем ехать куда-то в лес, нашли только кости». 29 января 1903 года. Опубликовано заявление первенствующего члена Святейшего синода митрополита С.-Петербургского Антония (Вадковского) с богословским обоснованием того, почему останки Серафима Саровского, найденные в костях, это святые мощи. Почему вопрос с мощами становится одной из главных проблем канонизации прп. Серафима? В традиции Православной Церкви мощам святых угодников придавалось особое значение. Частицы мощей зашивались в антиминс, без которого нельзя служить литургию; до появления антиминсов Церковь совершала литургию на гробах с мощами мучеников, служивших престолом. Чудеса исцелений происходили во множестве именно при их гробах и мощах. Обретение мощей прославляемого святого было важнейшим богослужебным актом прославления. Однако в древней Церкви мощи святых почитались вне зависимости от состояния останков. (На Афоне и сегодня мощами считаются кости подвижника.) Но и на Руси в Средние века мощам святых поклонялись независимо от их состояния: когда переносили мощи святителей Московских при перестройке Успенского собора, митрополит Иона был обретен «в целом теле», митрополит Фотий — в мощах и частично истлевшем теле, а митрополит Киприан — в мощах, то есть сохранились только кости. Основанием для канонизации святых было не нетление останков подвижников, а проявление Духа в святости их жизни и в чудотворениях от их мощей. Поэтому Православная Церковь прославляла угодников, мощи которых не открыты до сих пор. Таковы, например, Антоний Печерский, Кирилл Белозерский, Иосиф Волоколамский, Пафнутий Боровский и другие. Были и подвижники, которых причисляли к лику святых еще до открытия их мощей — потому что еще до открытия совершались многочисленные чудотворения при их гробах; таковы преподобный Феодосий Печерский, митрополит Московский Петр, преподобный Нил Столбенский, святитель Ермоген, Патриарх Московский, и другие. И напротив, бывали случаи, когда обретались нетленные тела усопших, но не совершалось чудотворений по молитвам к ним, и они не прославлялись.

http://pravoslavie.ru/58775.html

Определением Священного Синода от 29 июля 1986 г. назначен на Ленинградскую и Новгородскую кафедру с оставлением управления Таллинской епархией, одновременно уволен с должности управляющего делами Патриархии, позднее освобожден от должности председателя Учебного комитета. В бытность Святейшего Патриарха митрополитом Ленинградским совершилась канонизация блаженной Ксении Петербургской, стали возвращаться Церкви святыни, храмы и монастыри, в частности были возвращены святые мощи благоверного князя Александра Невского, преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. 3 мая 1990 г. почил о Господе Патриарх Пимен. Для избрания нового Предстоятеля Русской Православной Церкви был созван внеочередной Поместный Собор. 7 июня 1990 г. колокол Троице-Сергиевой лавры возвестил об избрании пятнадцатого Всероссийского Патриарха. Интронизация Святейшего Патриарха Алексия состоялась 10 июня 1990 г. в Богоявленском кафедральном соборе Москвы. Через несколько дней после интронизации, 14 июня, Патриарх отправился в Ленинград, для того чтобы совершить прославление св. прав. Иоанна Кронштадтского. Торжество прославления совершилось в Иоанновском монастыре на Карповке, где погребен угодник Божий. Возвращение Церкви к широкому общественному служению — во многом заслуга Святейшего Патриарха Алексия II. Одно за другим следовали значительные события: обретение мощей преподобного Серафима Саровского, обретение мощей святителя Иоасафа Белгородского и возвращение их в Белгород, обретение мощей Святейшего Патриарха Тихона и торжественное перенесение их в Большой собор Донского монастыря, обретение в Троице-Сергиевой лавре мощей святителя Московского Филарета и преподобного Максима Грека, обретение нетленных мощей преподобного Александра Свирского. За годы своего служения Патриарх Алексий II посетил многие епархии Русской Православной Церкви и страны мира, был участником множества церковных событий. В церковной и светской печати в России и за рубежом опубликовано несколько сотен его статей, выступлений и работ на богословские, церковно-исторические, миротворческие и другие темы. Святейший Патриарх Алексий возглавлял Архиерейские Соборы 1992, 1994, 1997, 2000, 2004 и 2008 годов, неизменно председательствовал на заседаниях Священного Синода.

http://foto.patriarchia.ru/patriarch/svy...

Прославление угодника Божия стало одним из великих и радостных событий, потому что сильна молитва его пред Престолом Всевышнего. Особенно ждали прославления преподобного Серафима дивеевские сестры. В Дивееве блаженная Параскева Ивановна (Паша Саровская) настойчиво говорила архимандриту (впоследствии митрополиту и священномученику Серафиму) Л.М. Чичагову: «Подавай прошение Государю, чтобы нам мощи открывали». Чичагов написал замечательную «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», где большое место уделено жизни и посмертным чудесам батюшки Серафима. «Летопись» прочитала Царская семья, в которой давно чтилась память преподобного. И государь Николай II, разделяя веру народную в святость старца Серафима, поднял вопрос о его канонизации. Но среди его единомышленниов оказались только обер-прокурор Саблер и митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), а сопротивление было очень велико. Но сила любви и веры народной, горячие молитвы дивеевских сестер и почитателей преподобного победили все преткновения и разногласия. В 1895 году преосвященный владыка тамбовский представил в Святейший Синод произведенное особой комиссией расследование о чудесных знамениях и исцелениях, явленных по молитвам отца Серафима с верой просившим его помощи. Расследование это, начатое комиссией 3 февраля 1892 года, окончено было в августе 1894 года и производилось в 28 епархиях Европейской России и Сибири. Накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы в 1903 году под наблюдением преосвященного Димитрия Тамбовского была вскрыта могила Саровского чудотворца и прокопан кирпичный свод склепа, в котором дубовый гроб был совершенно цел. По получении акта об освидетельствовании честных мощей Священный Синод подготовил решение о канонизации иеромонаха Серафима 19 июля 1903 года — в присутствии Царской Семьи, при огромном стечении народа. Торжественное прославление преподобного Серафима Саровского состоялось 19 июля/1 августа 1903 г. В Сарове в тот день собралось не менее трехсот тысяч человек. В тяжелые и трудные времена, во времена оскудения веры и всеобщего шатания умов, столь утешительно и поучительно было это светлое торжество — прославление преподобного Серафима. И не застыла, не окаменела, а живет и цветет та Церковь, которая украшается новыми праведниками и святыми Божиими. 16/29 июля 1903 г. в храмах Саровской пустыни были совершены заупокойные Всенощные бдения — Парастасы — о приснопамятном иеромонахе Серафиме. 17/30 июля был совершен грандиозный крестный ход из Дивеевского монастыря в Саровскую пустынь.

http://patriarchia.ru/db/text/129399.htm...

В 1987 г. живописные изображения событий из жития преподобного Серафима на наружном западном фасаде были заменены мозаичными. В начале 1980-х годов к северу от церкви построено кирпичное одноэтажное здание для причта, где расположены трапезная и воскресная школа. В 2000г. на пожертвования прихожан под руководством настоятеля протоиерея Василия Ермакова (1927-2007) был осуществлен капитальный ремонт храма: полностью заменены полы, стропильная система, кровля, купола и кресты. В 2002 году был проведен ремонт фасадов, заменены мозаики новыми изображениями преподобного Серафима Саровского. В этом же году был произведен капитальный ремонт деревянного одноэтажного здания часовни при храме, где сейчас размещается церковная лавка. С 2007 года по настоящее время настоятелем протоиереем Николаем Коньковым организованы работы по замене внутренней отделки стен центральной части и приделов. Отреставрирована значительная часть икон, в том числе извлеченных из запасников храма. Большинство храмовых икон были вновь позолочены, а иконы святителя Николая и Казанской Божией Матери обрели новые дубовые резные киоты. Престольный праздник отмечается дважды в году: 15 января (2 января по ст. стилю) — преставление (1833) и второе обретение мощей (1991) преподобного Серафима, Саровского чудотворца; и 1 августа (19 июля по ст. стилю) — обретение мощей (1903) преподобного Серафима Саровского. Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Серафим Саровский, преподобный - 15 января, 1 августа Видео [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Проезд: Пешком от метро «Старая Деревня» Адрес: Санкт-Петербург, Серебряков пер., д. 1, Серафимовское кладбище Тел.: +7 (812) 430-14-32 , 430-15-50 Официальный сайт Расписание богослужений [ править править код ] В будние дни в 10:00 — Литургия; молебен и панихида, в 17:00 — вечерня. В воскресные дни, в двунадесятые, великие и престольный праздники служатся две Литургии: ранняя в 7:00 с литией, поздняя в 10:00 с панихидой, и в 13:00 заказные молебны.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_прп._С...

В 1990 в Сарове был организован православный приход. Летом 1991 организованный годом ранее приход был зарегистрирован. В ноябре 1990 года произошло второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского в Музее атеизма и религии в Санкт-Петербурге. 11 января 1991 года состоялось официальная передача мощей Русской Православной Церкви. 30 июля святые мощи отца Серафима были перенесены в Дивеево. 2 августа 1991 город впервые посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. В марте 1992 в город прибыл первый священник, иерей Владимир Алясов. 25 апреля 1992 в пасхальную ночь состоялась первая Божественная Литургия. В феврале 1993 митрополит Николай освятил Храм Всех Святых, годом ранее переданный из ведения Ядерного Центра приходу, отремонтированный и восстановленный; при храме заработала воскресная школа и православные курсы для взрослых. В 1992 и 1993 Патриарх Алексий II посещал Саров в дни праздника Серафима Саровского. 17 мая 1997 года на колокольне были установлены колокола. В 1998 Федеральным ядерным центром было принято решение о передаче здания Храма Иоанна Предтечи приходу. Летом 1999 такая передача состоялась. В июле — августе 2003 года в Сарове прошли торжества по случаю 100-летия канонизации Серафима Саровского, которым предшествовала значительная подготовка. 13 июля 2003 года на колокольню установлен крест. 30 июля 2003 г. Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II был вновь освящен храм св. прп. Серафима Саровского. В эти же дни Саров посетил Президент России В. В. Путин. В 2005 году высказывалась возможность восстановления монастыря. Современное состояние [ править править код ] 17 июля 2006 года Священным Синодом принято решение об открытии монастыря. 30 июля Святейший Патриарх Алексей II совершил чин Великого освящения восстановленного храма во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи. Восстановленный храм стал седьмым действующим храмом в Сарове. 27 июля 2009 года наместником назначен архимандрит Кирилл (Покровский), благочинный Варнавинского и Уренского округов. К этому времени в монастыре проживало семь монахов и три послушника.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенска...

Прославление угодника Божия стало одним из великих и радостных событий, потому что сильна молитва его пред Престолом Всевышнего. Особенно ждали прославления преподобного Серафима дивеевские сестры. В Дивееве блаженная Параскева Ивановна (Паша Саровская) настойчиво говорила архимандриту (впоследствии митрополиту и священномученику Серафиму) Л. М. Чичагову: «Подавай прошение Государю, чтобы нам мощи открывали». Чичагов написал замечательную «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», где большое место уделено жизни и посмертным чудесам батюшки Серафима. «Летопись» прочитала Царская семья, в которой давно чтилась память преподобного. И государь Николай II, разделяя веру народную в святость старца Серафима, поднял вопрос о его канонизации. Но среди его единомышленниов оказались только обер-прокурор Саблер и митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), а сопротивление было очень велико. Но сила любви и веры народной, горячие молитвы дивеевских сестер и почитателей преподобного победили все преткновения и разногласия. В 1895 году преосвященный владыка тамбовский представил в Святейший Синод произведенное особой комиссией расследование о чудесных знамениях и исцелениях, явленных по молитвам отца Серафима с верой просившим его помощи. Расследование это, начатое комиссией 3 февраля 1892 года, окончено было в августе 1894 года и производилось в 28 епархиях Европейской России и Сибири. Накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы в августе 1902 года комиссией во главе с митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) было осуществлено предварительное освидетельствование мощей преподобного Серафима. 29 января 1903 года Священный Синод подготовил решение о канонизации иеромонаха Серафима. Торжественное прославление преподобного Серафима Саровского состоялось 19 июля/1 августа 1903 г. В Сарове в тот день собралось не менее трехсот тысяч человек. 16/29 июля 1903 г. в храмах Саровской пустыни были совершены заупокойные всенощные бдения — парастасы — о приснопамятном иеромонахе Серафиме. 17/30 июля был совершен грандиозный крестный ход из Дивеевского монастыря в Саровскую пустынь.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-obre...

Тихон Сысоев . Трудности канонизации Документальные фото,     сделанные в Дивеево в 1903 году. – С.32-35. См. также материал Тихона Сысоева : 6 причин «затяжной»                                               канонизации Серафима Саровского, опубликованный на сайте журнала «Фома» (август 2016 г.). Тихон Сысоев . Как сбылось пророчество преподобного Серафима.    Долгий путь из Сарова в Дивеево . Фото Романа Яровицына. Прибытие        мощей преподобного Серафима Саровского в Дивеево 31 июля 1991 года. –        С.36-37. 1903; 1991; 2003; 2016. Подборка фотографий: Встреча императорской семьи, прибывшей на торжества прославления святого, в             Сарове; Патриарх Алексий II возглавляет богослужение по случаю второго          обретения мощей преподобного Серафима; В праздновании 100-летия      канонизации преподобного Серафима Саровского принимал участие            президент Владимир Путин. Фото Picvario/Russian Look, РИА Новости и фото        Владимира Ештокина, Skif-Kerch, Ded Egor;        Дивеевский монастырь в наши       дни. Фото Владимира Ештокина. – С.38-39. Из Сарова в Дивеево. История перемещения мощей . [Инфографика].          - С.39.          Патриарх Кирилл. Сила святости . Из слова после всенощного          бдения в Александро-Невском соборе в Нижнем Новгороде 31 июля      2015 г. Заголовок дан редакцией. Фото РИА Новости и фото Пресс-  службы Патриарха Московского и всея Руси//Фома. - – август     2016. – С.40-41. – (раздел « Вера »). См. также: 5 вопросов о номере. Отвечает Светлана Горлевская , директор    книжного магазина «Православное слово на Пятницкой» (Москва)//Фома. -    – август 2016. – С.98. – (рубрика « Эпилог »).                   Новомученики: Игумен Дамаскин ( Орловский ), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . М ученик Максим ( Румянцев ) . 1860 – 1928 . Фото, предоставленные автором//Фома. - – август 2016. – С.42-45. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-8-160-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010