Основные определения Трансгуманизм (от лат. mrans – «сквозь, через, за» и homo – «человек») – это «философская концепция, а также международное движение, поддерживающие использование достижений науки для улучшения умственных и физических возможностей человека с целью устранения тех аспектов человеческого существования, которые трансгуманисты считают нежелательными – страданий, болезней, старения и смерти» Краткая история Идеи, которые в нынешнее время могут быть объявлены как трансгуманистические, имели место в истории человечества на протяжении длительного времени. По мнению автора статьи в Википедии, впервые слово «transhumane» использовал Данте Алигьери в «Божественной комедии» примерно в 1312 году. Что касается современного смысла этого слова, то впервые оно встречается у биолога-эволюциониста Джулиана Хаксли в его книге «Религия без откровения» (1927 год). Русский изобретатель Корсаков С.Н. (1787–1853) был одним из первых, кто на практике попытался решить проблему усиления возможностей человеческого разума с помощью некоторых механизмов. Он изобрел «интеллектуальные машины» – механические устройства для поиска и классификации информации, функционировавшие на основе перфокарт. Современный трансгуманизм также опирается на идеи русских космистов-философов, которые говорили о продолжающейся эволюции Вселенной. Один из них, Федоров Н.Ф. (1829–1903), был фактически православным мыслителем, он считал, что цель существования мира – в воскрешении предков, которое должно произойти не Божественным актом, а в результате развития современной науки. Другой русский космист – Циолковский К.Э. (1857–1935) – разрабатывал концепцию «биосферы» – совокупности живого вещества Земли, которое проявляет себя как единый организм. Согласно его теории, биосфера постоянно эволюционирует к ноосфере – «разумному миру» – в котором человек способен управлять не только силами природы, но и самим процессом эволюции. Схожие идеи высказывал и другой ученый – Вернадский В.И. (1863–1945). В Москве и Петрограде в начале 1920-х годов существовали группы поэтов-космистов, которые в своих произведениях воспевали идеи личного бессмертия, обретаемого не религиозной верой, а развитием наук. Одному из поэтов этого движения, Ярославскому А.Б. (1896–1930), принадлежит идея крионики – замораживания людей с целью последующего размораживания для оживления. Он пишет в «Поэме Анабиоза», что человечество в будущем должно быть в полном составе заморожено, чтобы проснуться уже в новом, совершенном мире: «Каждый живущий свят,/Даже если он глуп бесконечно,/На жизнь выдает мандат/Вольнолюбивая вечность/Дружеская рука Анабиоза/Великолепна в гуманитарной роли!/Из сердца человечества заноза/Вынимается легко и без боли»

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Dergale...

Архив Пн В рамках работы Межсоборного присутствия состоялся круглый стол «Человек и искусственный интеллект: перспективы и вызовы» 28 сентября 2023 г. 15:27 25 сентября 2023 года в рамках работы комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации в актовом зале Калужского филиала Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана состоялся круглый стол «Человек и искусственный интеллект: перспективы и вызовы». Целью встречи стало обсуждение происходящих в области цифровых технологий процессов, радикально меняющих форматы взаимодействия людей и обеспечивающих доступность информации и технологий в Центральном федеральном округе. Задача круглого стола заключалась в обмене опытом и обсуждении перспектив применения искусственного интеллекта в образовательных процессах. Модераторы встречи: Е.В. Вершинин, заместитель директора по научно-исследовательской работе, заведующий кафедрой «Системы обработки информации» Калужского филиала МГТУ имени Н.Э. Баумана, кандидат физико-математических наук, доцент; В.В. Лыткин, заведующий кафедрой философии, культурологии и социально-культурной деятельности Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского, доктор философских наук, профессор. Встреча началась с общей молитвы. Затем с приветственным словом к участникам и гостям обратился митрополит Калужский и Боровский Климент , председатель комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и  информации, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви, доктор исторических наук, кандидат богословия, ректор Калужской духовной семинарии. Для участия в мероприятии комиссией Межсоборного присутствия был приглашен М.В. Федоров, член-корреспондент Российской академии наук, профессор, доктор химических наук, кандидат физико-математических наук, ректор научно-технологического университета «Сириус» г. Москвы. М.В. Федоров выступил с докладом «Человек и искусственный интеллект: перспективы и вызовы».

http://patriarchia.ru/db/text/6063464.ht...

В рамках работы Межсоборного присутствия состоялся круглый стол «Человек и искусственный интеллект: перспективы и вызовы» 28.09.2023 19:10:29 МОСКВА 25 сентября 2023 года в рамках работы комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации в актовом зале Калужского филиала Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана состоялся круглый стол «Человек и искусственный интеллект: перспективы и вызовы». Целью встречи стало обсуждение происходящих в области цифровых технологий процессов, радикально меняющих форматы взаимодействия людей и обеспечивающих доступность информации и технологий в Центральном федеральном округе. Задача круглого стола заключалась в обмене опытом и обсуждении перспектив применения искусственного интеллекта в образовательных процессах. Модераторы встречи: Е.В. Вершинин, заместитель директора по научно-исследовательской работе, заведующий кафедрой «Системы обработки информации» Калужского филиала МГТУ имени Н.Э. Баумана, кандидат физико-математических наук, доцент; В.В. Лыткин, заведующий кафедрой философии, культурологии и социально-культурной деятельности Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского, доктор философских наук, профессор. Встреча началась с общей молитвы. Затем с приветственным словом к участникам и гостям обратился митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и  информации, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви, доктор исторических наук, кандидат богословия, ректор Калужской духовной семинарии. Для участия в мероприятии комиссией Межсоборного присутствия был приглашен М.В. Федоров, член-корреспондент Российской академии наук, профессор, доктор химических наук, кандидат физико-математических наук, ректор научно-технологического университета «Сириус» г. Москвы. М.В. Федоров выступил с докладом «Человек и искусственный интеллект: перспективы и вызовы».

http://radonezh.ru/2023/09/28/v-ramkah-r...

Циолковский: гений самообразования Как ученый-самоучка предсказал полеты в космос 26 февраля, 2012 Как ученый-самоучка предсказал полеты в космос Предчувствие полета. Содержание статьи Константин Эдуардович Циоловский (1857-1935) Константина Эдуардовича Циолковского называют «ученым-самоучкой». Он стал основоположником современной космонавтики, не окончив при этом высшего учебного заведения. Циолоковский родился 5 (17) сентября 1857 года в селе Ижевское Рязанской губернии. Его отец Эдуард Игнатьевич Циолоковский — выходец из обедневшего польского дворянского рода. Мать Мария Ивановна тоже происходила из дворянского рода. В 1860 году Эдуард Игнатьевич был переведен из Ижевского, где он служил в лесничестве, в Рязань на должность делопроизводителя Лесного отделения. В Рязани семья Циолковских прожила почти восемь лет. Начальным образованием детей в семье занималась мать. Она учила их письму и арифметике. Константин Циолковский начал читать сам по сказкам А. Н. Афанасьева. В возрасте девяти лет Константин заболел скарлатиной. Осложнением стала почти полная потеря слуха. В далнейшем Циолковский называл свою жизнь «биографией калеки». Из непоседливого шалуна он превратился в замкнутого ребенка, который был вынужден терпеть насмешки сверстников. Однако и после болезни он остался неутомимым мечтателем. Мальчик увлекся проектированием и конструированием. Он мастерил игрушечные санки, часы, домики. В подростковом возрасте Константин Циолковский делал коляски и локомотивы на пружинах, изготовил токарный станок, аэростат, начал рисовать машину с крыльями. Почему Циолковского исключили из гимназии В 1868 году Циолковские переехали в Вятку, где Эдуард Игнатьевич получил новую должность. Здесь семью постигло горе. В 1870 году умерла Мария Ивановна. Умер и любимый младший брат Константина — Игнатий. В школе Константин начал испытывать большие трудности. Он почти не слышал учителей. На третий год Циолковского исключили из гимназии. Эдуард Игнатьевич видел, что его сын обладал необыкновенными способностями. В 1873 году он послал Константина в Москву в надежде на то, что там сын сможет получить образование, но поступить в Высшее техническое училище (сейчас МГТУ им. Н. Э. Баумана) Циолковскому не удалось. Оставшись в Москве, Циолковский жил буквально на хлебе и воде. Присылаемые отцом деньги он тратил на книги и приборы. Однажды, чтобы купить препараты для химических опытов, юноша продал теплые носки. В этот период Циолковский активно занимался самообразованием: изучал работы Д. И. Менделеева, высшую математику, много читал. Его любимыми писателями были Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев и Д. И. Писарев. Циолковский посещал бесплатную Чертковскую (ныне Историческую) библиотеку. Здесь он познакомился со смотрителем библиотеки — философом Н. Ф. Федоровым, которого называли «московским Сократом». Это знакомство оказало огромное влияние на молодого Циолковского. Федоров делился с юношей своими идеями, советовал книги для прочтения. Первая любовь Циолковского

http://pravmir.ru/ciolkovskij-konstantin...

Учеником и идейным продолжателем дела Федорова был отец космонавтики Константин Циолковский (познакомившийся с «московским Сократом» в ранней юности, в Чертковской публичной библиотеке, где Федоров работал помощником библиотекаря). Воскрешенному человечеству понадобилось бы жизненное пространство, а такое пространство находилось вне Земли. Следовательно, требовались технологии космических полетов. Циолковский разработал основы этих полетов (статьи «Исследование мировых пространств реактивными приборами», опубликованные в 1903, 1911 и 1914 годах) и дал научное обоснование идее исследования космического пространства с помощью ракетной техники. Космический лифт, орбитальные станции – все это идеи Циолковского. От Циолковского ниточка русского космизма тянется к Фридриху Цандеру и Юрию Кондратюку (последний был инженером, далеким от философских размышлений, но влияние Цандера, ученика Циолковского, на него неоспоримо). А оттуда – еще дальше, к Сергею Королеву, гениальному конструктору космических кораблей. В 1929 году молодой студент Бауманского училища Сергей Королев, возвращаясь с планерных соревнований в Коктебеле, специально сделал крюк, чтобы заехать в Калугу, повидаться с Циолковским и побеседовать с ним. Беседа продолжалась почти час и произвела на Королева неизгладимое впечатление… Спустя 32 года после этой встречи созданный под руководством Королева космический корабль «Восток» унесет в космос первого космонавта на Земле. Спустя еще восемь лет американский корабль «Аполлон» совершил полет на Луну по траектории, разработанной Юрием Кондратюком в 1929 году. (Книга Кондратюка «Завоевание межпланетных пространств» вышла на средства автора тиражом в 2000 экземпляров. Один из этих экземпляров каким-то образом попал в США и был переведен на английский язык. Инженер НАСА Джон Хуболт использовал расчеты Кондратюка, и в конце концов именно его проект высадки на Луну был признан руководителями американской лунной программы наиболее эффективным). Человечество вышло в космос по пути, проложенному русскими космистами. И стоит ли удивляться после этого тому, что настоящая фамилия Николая Федорова тоже была Гагарин – философ был внебрачным сыном князя П. И. Гагарина и по существующим тогда обычаям получил фамилию крестного отца.

http://pravoslavie.ru/45941.html

Я бы выделил еще два ключевых компонента духовности. Философская концепция русского космизма – это особое явление в русской философии, в русской науке. Здесь три ключевые фигуры, которые надо отметить: это Николай Федоров (философия общего дела), Владимир Вернадский с его концепцией ноосферы и К.Циолковский (космическая философия). Важен и Лев Гумилев с его концепцией пассионарности. Последняя несколько отличается от концепции русского космизма, она говорит о том, что особые люди, обладающие интеллектуальной энергией, способны двигать общество вперед. Конечно, Русь состоялась как православная цивилизация, ключевой институт в ней – Русская Православная Церковь, единственный инструмент, действующий почти на всем протяжении 1150 лет русской государственности. Недавно по случаю этой даты прошла конференция в Великом Новгороде. В этом уютном городе стоит замечательный Софийский Собор, самый древний храм на территории бывшего Советского Союза. Поразительно, но он строился всего пять лет: в 1045 – 1050 годы. Любой, кто был в Европе, знает, что там соборы строились обычно сотнями лет, иногда по 200-300 лет. Испытываешь чувство гордости за то, что 1000 лет назад был построен такой замечательный храм, который сохранился до нашего времени. Русская Православная Церковь в определенном смысле в предыдущее тысячелетие жизни нашего народа воплощала его духовно-нравственные ценности. Конечно, сегодня в понятие духовность входят, прежде всего, православные духовно-нравственные ценности. Державность – это собственно государственность. Когда я стоял на городище Рюрика, где была первая резиденция первого русского государя, я ощутил размах, масштаб пространства, которое покорили русские. Те же чувства я испытал в Форте Росс в Калифорнии. В этом потрясающем форте пушек когда-то было больше, чем на всем тихоокеанском побережье Америки у всех других государств. Русские принесли культуру в Калифорнию, все новейшие достижения того периода времени. Этот размах от городища Рюрика до Форта Росс показывает, что Державность, государственность – это неотъемлемая черта, которая свойственна нашему народу. Без укрепления ее мы не можем развиваться как великая нация.

http://religare.ru/2_97494.html

Холодность Циолковского была теоретической, в браке родились семеро детей. Однако наивность и бесчувствие вышли боком. Ученый слишком поздно обнаружил, что " жену выбрал неудачно и от этого дети вышли печальные " . Два талантливых сына – Александр и Игнатий – страдали тягой к суициду, которую, увы, исполнили в молодые годы. Поскольку еще до Циолковского в Боровске учительствовал философ и первый русский космист Николай Федоров, а после работал основатель космического естествознания Александр Чижевский, местные мыслители говорят, что в городе открыт " космический портал " . Подтверждением чего, по их мнению, являются фрески в Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре с изображением устройства неба по Птолемею. Но монахи дают фрескам простое объяснение: в старой семинарии Птолемей служил наглядным пособием по космологии. В пользу версии о космическом портале говорит тот факт, что в Боровске действует ноосферный лицей, где педагоги формируют у детей планетарное мировоззрение будущего. Помимо этого Боровск особо балуют вниманием НЛО, хотя официальной статистики нет. Среди краеведов имеется скептическая оппозиция, которая объясняет историю не космическим порталом, а наличием в районе мощного тектонического разлома, создающего особую энергетику. Обнаружить тектонический разлом не проще, чем космический портал, поэтому споры продолжаются. Самое интересное в Викторе Ивановиче Осипове вовсе не его музейная эпопея. Мне сразу показалось, что это человек с двойным дном, как-то не так он смотрел на зонтик и макинтош Циолковского. Директор космического музея, то есть самого передового учреждения Боровска, – староста старообрядческой общины. Надо по бороде судить! Крохотный Боровск является неформальной столицей старообрядчества России, откуда вышли славные фамилии Гучковых и Рябушинских, многие заслуженные семейства. В Боровске пребывал в заточении протопоп Аввакум, а боярыня Морозова в остроге закончила свой земной путь. По переписи 1897 года в Боровске насчитывалось 83% староверов. Сколько сейчас, сказать трудно, поскольку в анкетах вопроса о вероисповедовании не имеется. Активных прихожан, по оценке старосты, немного – 50–70 человек, культурной традицией со старообрядчеством связаны около 2 тысяч человек.

http://religare.ru/2_95323.html

          Лекции Лекции (и их расшифровка)  отца Александра Меня о русских религиозных философах. Лекции, так сказать, «вводные», как говорит сам о. Александр: «Я хотел бы, чтобы вы почувствовали, увидели образ этого человека, стиль его мышления, могли бы окинуть взором его творческий и жизненный путь». То есть «Русская религиозная философия» о. А. Меня — это первое знакомство, очерки. «Русскую религиозную философию» (книгу) составили лекции отца Александра Меня о предшественниках Владимира Соловьева и о нем самом, братьях Трубецких, Льве Толстом, религиозно-философских собраниях в Петербурге, о Мережковском и Гиппиус, Бердяеве, Булгакове, Флоренском, Франке, Федотове и матери Марии (Скобцовой). Аудиозаписи сохранили не весь этот материал.           «Лекции по русской философии» — разные лекции из разных курсов Петра Рябова (современного философа — анархиста и экзистенциалиста) по русской философии: Федор Достоевский, Лев Толстой, Владимир Соловьев, Николай Бердяев, Лев Шестов, Дмитрий Мережковский, Николай Федоров, Константин Циолковский, Сергей и Николай Трубецкие, Бакунин, Кропоткин и другие русские философы.               Лекционный курс Д. К. Бурлаки, ректора РХГА, по истории русской философии: предыстория, Чаадаев, Хомяков, Киреевский, Данилевский, Достоевский, Леонтьев, Розанов, Федоров. Последние пять лекций курса посвящены Соловьеву.                 Сергей Пименов в своем курсе истории русской философии  расскажет о русской мысли от Древней Руси до Ломоносова, о Сковороде, Чаадаеве, западниках и славянофилах, философии русских писателей, Леонтьеве, Федорове, Соловьеве, Розанове, русском марксизме, русском религиозном Возрождении, символистах, Бердяеве, Булгакове, Н. Лосском, Франке, Флоренском. Курс лекций Сергея Пименова по истории русской философии прочитан в Российском Православном университете св. Иоанна Богослова.             « Русские православные мыслители XIX века» — курс философа, преподавателя РПУ Виктора Тростникова: Киреевский, Аксаков, Самарин, Леонтьев, Данилевский.

http://blog.predanie.ru/article/russkaya...

Максим Зельников. Фото: sfi.ru Жажда контакта с высшим разумом – это, я думаю, очень человеческое свойство. И связано оно с «зашитой» в человеке глубинной памятью о некоей высшей инстанции, которая может все расставить по своим местам. И поэтому человечество никогда не успокоится в своих поисках высшего разума. Только искать надо не в космосе, а выше. – Ученые ищут экзопланеты с условиями, похожими на земные, в том числе и для космической экспансии. Если представить, что подходящую планету найдут и люди при необходимости сумеют туда переселиться, как это соотносится с ожиданием конца света? – Идея переселения на другую планету, по-моему, малореальна. Сейчас Илон Маск хочет отправить экспедицию на Марс, но они должны будут несколько лет лететь в один конец, чтобы обратно в любом случае не вернуться. Что касается более приличных планет, на которых людям можно было бы расположиться – это крайне далеко. Их смогут достичь только поколения, которые родятся уже в полете. Но эта идея – свидетельство нежелания, чтобы жизнь человеческая когда-нибудь прекратилась, признание уникальности и ценности сообщества людей на Земле. Можно увидеть в этом перекличку с идеями русского философа Николая Федорова, который считал общим призванием всего человечества воскрешение прошлых поколений. Но если мы воскресим всех своих предков, то возникнет большая демографическая проблема, поэтому Николай Федоров всерьез рассматривал варианты освоения других планет именно для того, чтобы расселять воскрешенное человечество. Эти идеи потом вдохновили Константина Эдуардовича Циолковского на разработку его космических аппаратов, и в этом смысле повлияли на развитие нашей космонавтики. Можно сказать, что мысль давнишняя. – Но довольно фантастическая. – Она в реализации фантастическая, но несет ощущение бесконечной ценности самого человека и человеческого сообщества, которое легко соотносится с христианским откровением о том, что человек – венец творения, без которого наша Вселенная будет действительно пустой.

http://pravmir.ru/astrofizik-maksim-zeln...

В наблюдениях Ранкура-Леферье есть реальная основа, но его попытка определить это явление как «моральный мазохизм» есть популистский ход, и она явно неудачна. Ибо мазохизм предполагает физическое наслаждение от переносимых страданий, тогда как в основе столь распространенного на Руси подвига добровольной покорности судьбе, или Промыслу Божию, смиренного принятия Богооставленности лежит образ самоуничижения Спасителя, Божественное достоинство которого выразилось в парадоксальном подчинении всем условиям и обстоятельствам тварного мира и человеческого сообщества... И А.П.Святославский являл собой один из многих подобных образов смирения и самоуничижения... В самом деле, следование Христу в Его добровольном уничижении, готовность подобно Ему переживать состояния Богооставленности, властвование внешней судьбы - является характерной чертой русской психологии. Не «героизм», а «подвижничество», - о чем в свое время писал С.Н.Булгаков... Хотя, нельзя не признать, сословные понятия о чести и достоинстве в России порой погашали христианское сознание и давали «санкцию» на дуэли или бесчеловечное отношение к крепостным... И все же высшим проявлением достоинства человека для русского сознания оставалось смиренное переживание Богооставленности, личная «гефсиманская молитва» и несение своего Креста... В современной России амплитуда понимания «достоинства» и «свободы» человека велика - от добровольного самоуничижения и принятия всех условий социального и природного мира до пафоса вселенского миропокорительства русского космизма (Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский), далеко превзошедшего ренессансные идеалы... А внешнее уважение к «достоинству» остается, как и в стародавние времена, весьма избирательным... Бухарев А. О Филарете, митр. Московском, как плодотворном двигателе православно-русской мысли//Православное обозрение, 1884, ч. I, апрель. С. 740 Там же. Bourke V.J Human Tendecies, Will and Freedom//L " Homme et son destin d " apres les penseurs du moyen age. Louvain-Paris, 1960. P. 71. " ... the presence of intra-human power of self-determination and even (in the libertas of Anselm) the presence of supra-human ordination of man " s will toward eternal justies and happiness) " . - Ibid. P. 84.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010