патриарх Никон (Минин) (17.05.1605–17.08.1681) Нравственно-аскетические труды Письма Слова патриарх Никон (Минин) Выдающийся деятель Русской Православной Церкви XVII столетия, оказавший решительное влияние на дальнейшее развитие церковной и гражданской жизни Русского государства. Биография Патриарх Никон (в миру Никита Минич Минин) родился в мае 1605 года в крестьянской семье села Вельдеманова, Нижегородской губернии. Во святом крещении наречен по имени преподобного Никиты, Переяславского чудотворца. Он пережил очень трудное детство со злой мачехой, постоянно тиранившей его и даже пытавшейся убить. С малых лет Никита учился «святых книг чтению» и старался не пропускать ни одного богослужения. В возрасте 12 лет склонный к уединению, любознательный и любящий учение мальчик тайно покинул отчий дом и поступил в Макариев Желтоводский монастырь, в котором научился монашескому послушанию, нестяжанию, основам беззаветного служения. По настоянию умирающего отца Никита возвратился домой, женился, принял на себя заботы о ведении хозяйства, но его по-прежнему неудержимо влекли к себе церковь и богослужение. Будучи человеком грамотным и начитанным, он вскоре был посвящен в приходские священники. Ему было тогда только 20 лет. Ревность его в служении Церкви и народу, любовь, искренность, простота, смирение и миролюбие стали известны многим в столице, куда вскоре и переехал священник Никита с семьей по ходатайству московских купцов. Жизнь в Первопрестольной Москве оказалась еще более суетной и так же отягощала склонного к аскетизму молодого священника — душа его стремилась к монашескому служению. 10 лет продолжалась его супружеская жизнь, но все трое его детей умирали один за другим еще во младенчестве, и он, потрясенный горем, увидел в этом знак Божий. Священник Никита уговорил жену принять иноческий постриг, и сам в 30 лет на Соловках, в Анзерском скиту , принял монашество с именем Никон. В 1643 году он стал игуменом в Кожеезерском монастыре . В 1646 году за сбором милостыни приехал в Москву и так полюбился 16-летнему царю Алексею Михайловичу своей духовностью, глубокой аскетичностью, обширными познаниями, живым, благородным нравом, что царь уже не отпустил его обратно, назначив архимандритом Ново-Спасского монастыря в Москве, где была родовая усыпальница Романовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/

Никон, Патриарх Московский и всея Руси (Минин Никита Минич) Дата рождения: май 1605 г. Дата смерти: 17 августа 1681 г. Дата пострига: 1635 г. Страна: Россия Биография: Никита Минич Минин (Минов) родился в мае 1605 г. в крестьянской семье села Вельдеманово Нижегородской губернии. Был наречен в честь прп. Никиты, столпника Переяславского (1186), память которого совершается 24 мая по ст. ст./6 июня по н. ст. Он пережил очень трудное детство — мачеха ненавидела мальчика, морила его голодом, била и пыталась убить. В 12 лет Никита покинул отчий дом и поступил для продолжения учения в Макариев Желтоводский монастырь. По настоянию умирающего отца Никита возвратился домой, женился, принял на себя заботы о хозяйстве, однако его по-прежнему влекли Церковь и богослужение. Будучи человеком грамотным и начитанным, он вскоре стал приходским священником. По ходатайству московских купцов священник Никита с семьей переехал в Москву. Десять лет продолжалась его супружеская жизнь, однако все трое его детей умерли в младенчестве, и в 1635 г. отец Никита убедил жену принять монашеский постриг в московском Алексеевском монастыре, дав за нее вклад и оставив денег на содержание. В возрасте 30 лет он также принял постриг с именем Никон в Свято-Троицком Анзерском скиту Соловецкого монастыря . Через некоторое время преподобный Елеазар Анзерский, начальный старец скита, вменил в обязанность Никону совершение Литургий и заведование хозяйственной частью скита. В 1639 г. Никон был принят в Кожеозерский монастырь и в 1643 г. избран игуменом монастыря. В 1646 г., приехав в Москву за сбором милостыни, произвел сильное впечатление на 16-летнего царя Алексея Михайловича своей высокой духовностью, глубокой аскетичностью, обширными познаниями и живым нравом. Царь оставил его в Москве, назначив архимандритом столичного  Новоспасского монастыря , где была родовая усыпальница Романовых. Алексей Михайлович часто ездил туда молиться и еще более сблизился с архимандритом Никоном, которому приказал ездить к нему во дворец на беседы каждую пятницу.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198595...

Статистика Никон (Минин), патр. Московский Будущий патриарх Никон (в миру Никита Минич) родился 28 мая 1605 г. в крестьянской семье в селе Вельдеманово (Княгининского уезда, Нижегородской губернии). Мальчик убегает от мачехи в монастырь (по одной версии - Макарьевский Желтоводский, по другой - Печерский), где, по-видимому, получает первоначальное образование. Уступая просьбам родственников, Никита покинул обитель и женился. В возрасте двадцати одного года он становится сельским священником, но познакомившиеся с ним на Макарьевской ярмарке московские купцы, которых поразили его дарования, перевозят Никиту в столицу. Потрясенный смертью всех своих детей, он убеждает жену уйти в монастырь, а сам принимает монашество под именем Никона. С 1646 г. он делается известным царю Алексею Михайловичу, по желанию которого вскоре назначается архимандритом московского Новоспасского монастыря. В 1648 г. Никон становится уже митрополитом Новгородским. Тогда он приобретает широкую популярность своими проповедями, заботами о церковном благочинии и благотворительностью. Во время бунта 1650 г. Никон с риском для собственной жизни пытается восстановить порядок. С этого времени царь в письмах своих к Никону уже начинает называть его «возлюбленником своим и содружебником». В 1652 г. Никон перевозит в Москву из Соловецкого монастыря мощи святого митрополита Филиппа, замученного Иоанном Грозным. Во время этой поездки умирает в Москве патриарх Иосиф, и Никон избирается его преемником. Недолгие шесть лет патриаршества Никона оставили глубокий след в русском православии. Его имя часто упоминается в связи с печальным расколом в Церкви. Никон занимается правкой книг, проводит церковные реформы. Никон мыслил Россию восприемницей Византии, наследницей православного царства. Собор под давлением греческих патриархов и тайного агента Ватикана - Лигарида - снял с Никона патриарший сан якобы за превышение власти, за самоуправство. Те же изменения, которые под его руководством были внесены в порядок богослужений, все до единого были одобрены и узаконены. Никон был приговорен к лишению святительского сана и к ссылке в Ферапонтов монастырь, а затем в Кирилло-Белозерский монастырь. Царь Федор Алексеевич решается перевести Никона в Воскресенский монастырь, а вместе с тем ходатайствует перед восточными патриархами о разрешении Никона и о восстановлении его в патриаршем достоинстве. Но разрешительная грамота уже не застала Никона в живых: он скончался на пути, в Ярославле, 17 августа 1681 г. и был погребен в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре как патриарх. Библиография

http://lib.cerkov.ru/authors/1419

http://www.openmoscow.ru/novospaspamrubl.php Новоспасский монастырь, некогда один из каменных стражей Москвы, защищавший Коломенную дорогу - " внук " Данилова монастыря. Основан в 1330 году, первоначально назывался Спасским и располагался в Кремле, а первыми его насельниками были монахи переведённого в Кремль Данилова монастыря. В связи с начавшейся в конце 15 века перестройкой Кремля, в 1462 году, Спасский монастырь был перенесён на новое место - на Крутицы, на Васильевский лужок, и назван Новоспасским. В 1491-1496 годах в Новоспасском монастыре был сооружён каменный монастырский собор. С 16 века Спасский собор стал родовой усыпальницей боярской семьи Романовых. Здесь погребена, в частности, инокиня Марфа (Ксения Ивановна Романова, до брака Шестова) (ум. 1631) - мать царя Михаила Фёдоровича (1596-1645). После восхождения на престол царя Михаила Романова в Новоспасском монастыре началось большое каменное строительство. Уже в 1620-х годах были построены палаты патриарха Филарета (Фёдор Никитич Романов) (ок. 1554-1633) - Архиерейский дом. В 1630 году на средства царя Михаила Фёдоровича и его матери вокруг монастыря начали возводить стены " с мушкетным, лучным и пушечными боями " , башнями и стрельницами. Сооружение монастырской ограды было завершено в 1640-х годах. Протяжённость стен Новоспасского монастыря составляет более полукилометра, высота - до 7,5 м, толщина - 2 м. В эти же годы были построены корпуса келий. В середине 17 века при архимандрите Никоне (Никита Минин (Минов) (1605-1681), будущем патриархе, старый собор был почти полностью разобран, и на его месте в 1645 году началось строительство нового собора - величественного, торжественного, увенчанного могучим пятиглавием. В его облике с наибольшей силой воплотились те архитектурные формы, к которым стремился Никон и которые семь лет спустя были объявлены им " образцовыми " для всей России. Внутри собора сохранились фрески 17 века. Интересной особенностью Спасского собора были изображения в основании столбов соборной паперти, в самом низу, древнегреческих философов и мудрецов: Гомера, Орфея, Платона и других.

http://sobory.ru/article/?object=02851

На протяжении многих лет Чудов монастырь играл видную роль в русской истории. В 1382 году монастырь был разорён полчищами Тохтамыша. В 1441 году здесь был заключён низложенный митрополит Московский Исидор, вернувшийся с Флорентийского собора, на котором он и представители русской православной церкви согласились с введением унии на Руси. Это, однако, одобрения в Москве не вызвало, и Исидор был низложен и заточён в Чудовом монастыре. В 1504 году в Чудовом монастыре находился в заточении просветитель, борец с ересями митрополит Новгородский Геронтий, лишённый сана. В 1515 году такая же участь постигла старца Вассиана (Василий Иванович Патрикеев) (ок. 1470 - после 1531). Иноком Чудова монастыря был самозванец Гришка Отрепьев (Юрий Богданович Отрепьев) (ум. 1606). В 1610 году в Чудовом монастыре был насильно пострижен в монахи свергнутый царь Василий IV Иванович Шуйский (1552-1612, царь 1606-1610). Спустя два года в келье Чудова монастыря погиб от голода патриарх Гермоген (Ермолай) (ок. 1530-1612), ввергнутый в узилище польскими оккупантами. Своего расцвета Чудов монастырь достиг в начале 17 века, когда его называли Великой лаврой. При патриархе Филарете (Фёдор Никитич Романов) (1554-1633) здесь было открыто греко-латинское училище. В 1666 году в Чудовом монастыре был низложен патриарх Московский Никон (Никита Минин (Минов) 1605-1681). В 1771 году, во время чумного бунта в Москве, монастырь был разграблен бунтовщиками. Во время Отечественной войны 1812 года, когда в оставленную нашими войсками Москву вошли французы, Чудов монастырь был разграблен. Здесь находился штаб Бонапарта. Мощи св. Алексея были варварами осквернены и выброшены из раки, а в алтаре собора во имя Чуда Архистратига Михаиля была устроена спалья одного из приспешников Бонапарта. В Чудовом монастыре находились гробницы многих русских исторических деятелей. Здесь были похоронены митрополиты Московские Феодосий (Бывальцев) (ум. 1475) и Афанасий (Андрей) (нач. 16в.-1570-е гг.), последний царь побеждённой Казани Едигей, в крещении Симеон, известный церковный деятель 17 века Епифаний Славинецкий (ок. 1600-1675). В монастыре были похоронены представители многих княжеских и боярских фамилий: сват царя Алексея Михайловича Тишайшего (1629-1676) Борис (Илья) Иванович Морозов (1590-1661), князья Трубецкие, Хованские, Оболенские, Куракины, Щербатовы.

http://sobory.ru/article/?object=21396

Он продолжал издательские труды своих предшественников, сделав огромную работу по сличению и исправлению богослужебных книг.За сравнительно недолгое правление Патриарха Иоасафа было основано 3 монастыря и восстановлено 5 прежних. Иосиф – Патриарх Московский и всея Руси. Строгое исполнение церковных уставов и узаконений стало характерной особенностью служения Патриарха Иосифа. В 1646 году, перед наступлением Великого поста, Патриарх Иосиф разослал окружной наказ всему духовному чину и всем православным христианам, чтобы соблюдали наступающий пост в чистоте. Это окружное послание Патриарха Иосифа, а также указ царя 1647 года о запрещении работ в воскресные и праздничные дни и об ограничении в эти дни торговли способствовало укреплению веры в народе. Большое внимание уделял Патриарх Иосиф делу духовного просвещения. По его благословению в 1648 году в Москве было основано духовное училище при Андреевском монастыре. При Патриархе Иосифе, также как и при его предшественниках, издавались богослужебные и церковно-учительные книги по всей России. Всего же при Патриархе Иосифе за 10 лет было издано 36 наименований книг, из которых 14 ранее на Руси не издавались.В годы Патриаршества Иосифа неоднократно совершались открытия мощей святых угодников Божиих и прославления чудотворных икон. Имя Патриарха Иосифа навсегда останется на скрижалях истории благодаря тому, что именно этому архипастырю удалось сделать первые шаги к воссоединению Украины (Малороссии) с Россией, хотя само воссоединение произошло в 1654 году уже после смерти Иосифа при Патриархе Никоне. Никон (в миру Никита Минич Минин) (1605–1681) – Патриарх Московский и всея Руси с 1652 г.. Патриаршество Никона составило целую эпоху в истории Русской Церкви. Подобно Патриарху Филарету, он имел титул «Великого Государя», который получил в первые годы своего Патриаршества ввиду особого расположения к нему царя. Он принимал участие в решении едва ли не всех общегосударственных дел. В частности, при активном содействии Патриарха Никона в 1654 году состоялось историческое воссоединение Украины с Россией. Земли Киевской Руси, некогда отторгнутые польско-литовскими магнатами, вошли в состав Московского государства. Это привело в скором времени к возвращению исконно православных епархий Юго-Западной Руси в лоно Матери — Русской Церкви. Вскоре с Россией воссоединилась и Белоруссия. К титулу Патриарха Московского «Великий Государь» присоединилось наименование «Патриарх всея Великия и Малыя и Белыя России».

http://azbyka.ru/shemy/patriarhi.shtml

С Успенским собором связаны трагические страницы Отечственной войны 1812 года. Французские варвары устроили в соборе конюшню. После войны из серебра, отбитого у интервентов, была отлита центральная люстра храма. В Успенском соборе погребены все митрополиты и патриархи московские за исключение митрополита Алексея (Елевферий Фёдорович Бяконт) (между 1292-1305 - 1378), погребённого в Чудовом монастыре, и низвергнутого патриарха Никона (Никита Минин (Минов) (1605-1681), похороненного в Новоиерусалимском монастыре. Из кн. А.Ю. Низовского " Самые знаменитые монастыри и храмы России " , Вече, 2000. Успенский собор Московского Кремля расположен на Соборной площади. Простой, но вместе с тем и величественный храм является образцом соборной архитектуры. Это одно из старейших сохранившихся зданий Москвы. На протяжении нескольких веков являлся кафедральным храмом России. Находки археологов показали, что там, где сейчас расположен Успенский собор, еще в конце 12 века находилась деревянная церковь. А в конце 13 века сын Александра Невского Даниил построил на самой высокой точке Московского Кремля каменный храм, который стал первым каменным строением Москвы. В 1326 году митрополит Петр подал идею князю Ивану Калите соорудить новый храм. Собор торжественно заложили 4 августа 1326 года. В северной части церкви Петр собственноручно устроил себе гробницу. Храм строился год, но до освещения храма 25 августа 1327 года он не дожил. С того времени почти 150 лет служила святыня. В 1472 году, когда церковь совсем обветшала, было решено построить новый больший по размерам храм. За образец был взят Успенский собор во Владимире. Но новый храм было решено построить и шире и длиннее. Строительство велось под руководством мастеров Кривцова и Мышкина. Но завершить работу не удалось. 20 мая 1474 года храм разрушился. Одна из причин – происшедшее землетрясение в столице, а возможно раствор для кладки был слишком жидким. Почти год храм лежал в развалинах. Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти. С 1475 по 1479 годы велось строительство храма. Как и положено по канонам православия храм был сооружен пятиглавым, шестистолпным и пятиапсидным. Выполнен из белого камня. Часть конструкций построена из кирпича. Как и другие постройки Москвы, храм несколько раз горел. Поэтому много раз его восстанавливали. В 1547 году после пожара по указу Иоанна Васильевича (Грозного) купола были покрыты позолоченными медными листами. В золотую раку были переложены мощи митрополита Петра. В этом же году впервые было совершено венчание на царство Ивана IV. Здесь проходила коронация всех российских императоров. В 1624 году было выполнено укрепление сводов храма. В XIV – XVII вв. в нем хоронили глав русской церкви – митрополитов и патриархов.

http://sobory.ru/article/?object=03386

35. Сергей Аркадьевич Иванов, современный российский историк, филолог, исследователь древнейшей истории славян и византийской культуры. Автор множества научных работ по теме юродства: «Славяне и Византия в VI в. по данным Прокопия Кесарийского», «Византийское юродство», «Блаженные похабы: Культурная история юродства» и др. 36. Павел (+1654, низложен), епископ Коломенский и Каширский, единственный из иерархов Русской Православной Церкви, принявший во время раскола сторону старообрядцев. В 1913 году постановлением нижегородско-костромского епархиального съезда старообрядцев Белокриницкой иерархии было положено поминать епископа Павла в молитвах как священномученика. 37. Преподобный Иоанн Лествичник (535–602/649), христианский богослов, византийский философ, игумен Синайского монастыря. Почитается святым Православной и Католической церковью. Память 1/14 апреля и 30 марта/12 апреля. 38. Никон, Патриарх Московский и всея Руси, в миру Никита Минич Минин (1605 - 1681), русский патриарх с 1652 года. По инициативе правительства в соответствии со своими убеждениями в 1653 г. стал проводить церковную реформу по поправлению книг и обрядов по греческим образцам, принятым в южнославянских странах, унификации обрядов и встраивании церкви в общегосударственную структуру. Реформы встретили неприятие значительной части духовенства, в церкви возник раскол. Последователей Никона стали называть «никониане», его противников, среди которых было много его единомышленников по Кружку ревнителей благочестия, назвали «старообрядцы», или раскольники. Никон выдвинул тезис «Священство выше царства». Это, а также произвол и властность патриарха привели к разрыву с царем. В 1658 г. Никон удалился в построенный по его воле Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь под Москвой. Царь не только не попросил его вернуться, но выслал обратно. Церковный собор (1666—1667) подтвердил реформы Никона, но снял с него сан патриарха. Никон был сослан в Ферапонтов монастырь под Вологдой. В 1681 г. Алексей Михайлович разрешил Никону вернуться в Ново-Иерусалимский монастырь. В дороге он умер. Похоронен в Ново-Иерусалимском монастыре.

http://radonezh.ru/analytics/bog-izbral-...

482 Речь идет о сочинении архимандрита Алексия «О Преблагословенной Деве Матери Господа нашего Иисуса Христа», напечатанном в Прибавлении к творениям святых отцов, 1848, VII. 484 Замечания к сочинению архимандрита Алексия «Об Ангелах Хранителях», напечатанному в Прибавлении к творениям святых отцов, 1849, VIII. 486 Симеон Метафраст († 940 или 976), святой Элладской Церкви. По поручению императора собрал и пересказал древние жития святых, дополнив их от себя для «красоты и силы» речи и устранив из них все, что, на его взгляд, было ошибками и могло вызвать у читателя «насмешки и даже презрение». Кирилл, епископ Туровский, выдающийся церковный писатель XII в. Память 28 апреля/11 мая. – Прим. сост. 489 «Православно-догматическое богословие» архимандрита Макария (М. П. Булгакова, 1816–1882), впоследствии митрополита Московского и Коломенского (1879–1882), первоначально было издано в пяти томах (1849–1853). О мытарствах см. часть II, §§ 250, 260. – Прим. сост. 492 Палмер Вильям (1811–1879), английский богослов и диакон Англиканской Церкви, искавший соединения с Православной Церковью, но позже перешедший в Римско-Католическую Церковь . Свою поездку в Петербург и свои впечатления он описал в «Заметках о посещении Русской Церкви». Его визит в Россию пробудил интерес к Англиканской Церкви. – Прим. сост. 494 Феофан (Е. Прокопович, 1681–1736), архиепископ Новгородский и Великолуцкий (1718–1736), сподвижник Петра I. А. Ф. Адашев, окольничий, воевода, советник Ивана Грозного. Святитель Филипп (Ф. С. Колычев, 1507–1569), митрополит Московский (1566–1568). Никон (Н. М. Минин, 1605–1681), патриарх Всероссийский (1652–1666). – Прим. сост. 495 Святитель Петр († 1326), митрополит Московский, Киевский и всея Руси. Святитель Алексий (Е. Ф. Бьяконт, между 1292 и 1300–1378), митрополит Московский и всея Руси (1354–1378). – Прим. сост. 496 Генри Маннинг (1808–1892), англиканский священник и проповедник в Оксфорде. В 1851 г. перешел в католичество. В 1865 г. римским папой назначен архиепископом Вестминстерским, в 1875 г. – кардиналом. – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Никон (Минин -Ларионов Никита Минич; 1605–1681), шестой Патриарх Московский и всея России (1652–1666), имел титул «Великий Государь». Родился в мордовской крестьянской семье. В 1635 г. принял постриге именем Никон в Анзерском скиту Соловецкого монастыря. В 1646 г. отправился в Москву, где явился, по обычаю новопоставленных игуменов того времени, с поклоном к молодому царю Алексею Михайловичу; произвел на него хорошее впечатление. Царь велел игумену Никону остаться в Москве, а Патриарху Иосифу – посвятить его в архимандрита Новоспасского монастыря. В 1649 г. хиротонисан в митрополита Новгородского и Великолуцкого. В 1652 г. был возведен на престол Патриархов Московских и Всероссийских. Многие годы собиравший греческие и византийские тексты, Патриарх Никон считал важным привести русские церковные обряды и книги в соответствие с греческими. Укорененность как в народе, так и среди значительной части священства мнения о «превосходстве» русского благочестия над греческим, а московского – над киевским, а также резкость самих реформаторов привели к расколу в Русской Церкви на сторонников Никона («никониан») и его противников («раскольников», или «старообрядцев»). Патриарх Никон играл большую роль в делах государственного управления, что вызвало недовольство как бояр, так и многих духовных лиц. Охлаждение отношений между царем и Патриархом привело его к самовольному оставлению кафедры. В 1658 г. он удалился на шесть лет в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, который сам основал в 1656 г. В 1660 г. на созванном в Москве Соборе было постановлено лишить Никона архиерейства и даже священства; однако суд не состоялся, так как дело было решено передать на суд Восточных Патриархов. В ноябре 1666 г. открылся так называемый Большой Собор с участием двух Восточных Патриархов, на котором Патриарх Никон был лишен не только патриаршего достоинства, но и епископского сана и сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь, а потом под надзор в Кирилло-Белозерский монастырь. В 1681 г. Никону, тяжело больному, было разрешено вернуться в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, на пути к которому он скончался. Погребен в северном приделе (Усекновения главы Иоанна Предтечи) собора Воскресенского Новоиерусалимского монастыря (Более подробно см.: Каптерев Н. Ф. Патриах Никон и царь Алексей Михайлович. Т. 1–2. М., 1996; Зызыкин М. В. Патриарх Никон. Его государственные и канонические идеи. Варшава, 1931–1938. Т. I–III ). – Примечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010