Феофила (Пашковского) с управляющим Североамериканской епархией РПЦЗ Сан-Францисским еп. Тихоном (Троицким ; впосл. архиепископ) для обсуждения вопроса о восстановлении церковного единства. 13 сент. того же года Архиерейский Собор РПЦЗ «для облегчения путей, ведущих к восстановлению церковного единства в Америке», снял наложенное им на епископат и духовенство М. о. в 1927 г. запрещение в священнослужении. В окт. в Нью-Йорк прибыл назначенный Архиерейским Синодом управляющим Североамериканской епархией РПЦЗ архиеп. Виталий (Максименко) , к-рый начал переговоры о возможности присоединения М. о. к РПЦЗ. 20-23 нояб. 1934 г. в Кливленде состоялся V Всеамериканский Собор, избравший архиеп. Феофила митрополитом всея Америки и Канады с сохранением титула архиепископа Сан-Францисского. Поскольку митр. Феофил не отказался от неканонично провозглашенной самостоятельности М. о., 5 янв. 1935 г. патриарший местоблюститель митр. Сергий подтвердил наложенное на него и на духовенство М. о. запрещение в священнослужении. В окт.-нояб. 1935 г. митр. Феофил принял участие в Архиерейском Соборе РПЦЗ в Сремски-Карловци. На Соборе были приняты «Временные положения о Русской Православной Церкви Заграницей», в которых утверждалось признание всеми частями Зарубежной Церкви верховной власти Архиерейского Синода РПЦЗ. Согласно решениям Собора в Сремски-Карловци, в состав М. о. должны были войти 2 епархии РПЦЗ в Сев. Америке (4 сент. 1934 решением Архиерейского Синода Североамериканская епархия Зарубежной Церкви была разделена на Нью-Йоркскую и Восточноамериканскую и Сан-Францисскую и Западноамериканскую). В мае 1936 г. в Питтсбурге под председательством митр. Феофила состоялся Собор рус. правосл. архиереев в Сев. Америке с участием епископата М. о. и РПЦЗ, одобривший «Временные положения». Окончательно объединение структур М. о. и РПЦЗ было утверждено VI Всеамериканским Собором в Нью-Йорке 5-8 окт. 1937 г., к-рый принял «Временное положение об управлении Митрополичьим округом в Северной Америке».

http://pravenc.ru/text/2563398.html

Перенимаем опыт: от Нью-Йорка до Пятигорска Регент соборного хора при нью-йоркском Знаменском синодальном кафедральном соборе Русской Православной Церкви Заграницей Петр Фекула поделился опытом всеамериканских съездов регентов и певчих. С подобной инициативой 31 год назад выступила Церковно-музыкальная комиссия при Архиерейском Синоде РПЦЗ (ныне Петр Фекула входит в ее состав), и за это время прошло уже 27 съездов. Их предваряют аналогичные форумы на епархиальных уровнях — восточно-, средне-, западноамериканские и канадские. «Последний всеамериканский съезд состоялся в столице штата Нью-Йорк Олбани и собрал около сотни делегатов, — рассказал Петр Алексеевич. — Организационно такие мероприятия готовит наша комиссия, но материальное обеспечение, в том числе расходы на транспорт, питание и проживание делегатов, берет на себя принимающая сторона в лице оргкомитета. Каждый съезд в целом посвящается какой-либо теме. Это может быть, к примеру, наследие таких разных композиторов, как Бортнянский и Кастальский, либо же использование за богослужением Киево-Печерского распева. Один из съездов назывался " Двадцать лет спустя " и был посвящен анализу состояния русского церковного пения в период после падения советской власти. В 2018 году тема звучала как " Укрепление фундамента православного церковного пения сегодня. Обиход в современной клиросной практике " . Важно, что каждый делегат, уплативший регистрационный взнос, увозит с собой домой нотный сборник по материалам съезда, который потом может использовать в своем клиросном служении». Стандартное соотношение русско- и англоязычных делегатов съездов — примерно 2 : 1, признается Фекула. Каждый из форумов обязательно заканчивается совместным богослужением, за которым поет сводный хор делегатов. Но поскольку съезд длится максимум четыре дня, многие делегаты справедливо сетуют на то, что этого времени мало для обмена собственно исполнительским опытом. Поэтому с 1992 года при Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле каждое лето функционирует церковно-певческая школа, полный курс обучения в которой рассчитан на три двухнедельные сессии. «Десять рабочих дней каждой сессии до предела наполнены занятиями по девяти предметам: теории музыки, сольфеджио, вокалу, хороведению, регентскому классу, клиросной практике, истории русского богослужебного пения, церковному Уставу, церковнославянскому языку. Успех школы не в последнюю очередь обусловлен тем, что занятия по ключевому предмету в регентском классе неизменно проводит опытнейший московский регент Николай Мышкин», — говорит Фекула.

http://e-vestnik.ru/church/tserkovnoe_pe...

Лишь после его смерти Архиерейский Синод постановил, что упомянутый параграф может быть приведен в исполнение. 29 апреля 1960 г. Архиерейский Синод вынес решение присвоить митрополиту Анастасию титул митрополита «Восточно-Американского и Нью-Йоркского, Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей». 798 С 1948 г. Восточноамериканская епархия имела Флоридское викариатство, которое возглавлял епископ Никон (Рклицкий) . В апреле 1960 г. Архиерейский Синод назначил архиепископа Никона первым викарием Восточноамериканской епархии с титулом «Вашингтонско-Флоридский». Архипастырю поручалось фактическое управление Восточноамериканской епархией, в то время как престарелый митрополит Анастасий осуществлял общее руководство. 799 С февраля 1964 г. архиепископ Никон возглавлял самостоятельную Вашингтонско-Флоридскую епархию. Вторым викарием Восточно-американской епархии был епископ Аверкий (Таушев) , рукоположенный в 1953 году во епископа Сиракузского и Троицкого. 800 Епископ Аверкий, известный как автор жизнеописания архиепископа Феофана (Быстрова) и толкований на Священное Писание , управлял приходами западной части штата Нью-Йорк. В 1960 г. архипастырь стал настоятелем Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, в 1961 г. был возведен в сан архиепископа, а в феврале 1964 г. возглавил самостоятельную Сиракузскую и Троицкую епархию (по г. Сиракьюс и Свято-Троицкому монастырю). Третьим викарием Восточно-американской епархии был епископ Серафим (Иванов). 12 декабря 1950 г. он был назначен настоятелем Ново-Коренной пустыни. 801 3 мая 1951 г. Архиерейский Синод предписал епископу Серафиму более не именоваться «Троицким». 802 Вплоть до 1957 г. иерарх находился в непосредственном подчинении Синода и в документах упоминался как «епископ Серафим, настоятель Ново-Коренной пустыни». Западноамериканская епархия до 1962 г. возглавлялась архиепископом Тихоном (Троицким). После его ухода на покой епархией временно управлял викарный епископ Лос-Анджелесский Антоний (Синькевич), рукоположенный в 1951 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дневник о. Иоанна Вениаминова. – Вашингтон, США: Библиотека Конгресса США. Дьяченко Григорий , иерей . Полный церковнославянский словарь. – Москва: [б.н.], 1998. – Т. 1. Епископ Леонтий . Политические группы русских эмигрантов в Америке/Русско-Американский Православный Вестник. – Нью-Йорк: [б.н.], 1944. – 8. Жизнь и труды Митрополита Леонтия. – Нью-Йорк: [б.н.], 1969 г. Житие новомученика протоиерея Иоанна Кочурова. – СПб.: [б.н.], 1997. Журнал Уналашкинской церкви. – Вашингтон, США: Библиотека Конгресса США. Иванов А . Православие в Америке/Журнал Московской Патриархии. – Москва: [б.н.], 1955. – 1. Интервью с Патриархом [В Интернете]. – 30 декабрь 2004 г. Кишковский Леонид , протоиерей . Православие в Америке: диаспора или Церковь ?/Церковь и Время. – 2005. – 1. Коханик П . и Кукулевский А . Наша церковь в Америке и требования патриаршего престола. – Нью-Йорк: [б.н.], 1945. Ломако Григорий , протопресвитер . Церковно- Каноническое Положение Русского Рассеяния. – Нью-Йорк: [б.н.], 1950. Ломоносов М . О пользе книг церковных. Собрание сочинений. – Москва: [б.н.], 1757. – Т. 1. Лопухин А . Жизнь за океаном. – СПб.: [б.н.], 1882. Мейендорф Иоанн , протоиерей . Живая традиция. – Нью-Йорк: [б.н.], 1978. Мейендорф Иоанн , протоиерей . О путях Русской Церкви/ Мейендорф Иоанн , протоиерей. Православие в современном мире. – Чалидзе, Нью-Йорк, 1981. С. 195. Мейендорф Павел Литургический путь Православия в Америке/Вестник Св. Владимирской Академии. – Нью-Йорк: St. Vladimir’s Seminary Press, 1996. – 1, 2. Митрополит Платон Благовестнические труды в Америке митрополита Платона. – Нью-Йорк, США: [б.н.], 1927. Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. – СПб.: [б.н.], 1906. –Т.1. Очерк из истории Американской Православной Миссии (Кодиаковской миссии 1794–1837). – СПб.: [б.н.], 1894. Письма Иннокентия, Митрополита Московского и Коломенского. – СПб.: [б.н.], 1901. – Т. 3. Польский Михаил , протоиерей . Каноническое Положение Высшей Церковной Власти в СССР и за границей. – Джорданвиль, Нью-Йорк: [б.н.], 1948.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

За годы первоиераршества митр. Антония Русская Зарубежная Церковь приняла, кроме прочих, следующие важные решения: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчинения церковной власти безбожникам, анафематствованы спиритизм, теософия, масонство и «софианство». В 1931 г. решением Архиерейского Синода РПЦЗ митр. Антоний за заслуги перед Церковью Божией был награжден титулом «Блаженнейший». 28 июля/10 августа 1936 г. митр. Антоний преставился ко Господу. Отпевание его совершил сербский патр. Варнава. Погребен митр. Антоний в Белграде. Значение церковной деятельности митр. Антония велико не только для Русской, но и для всей Христовой Кафолической Церкви. Это был поистине архипастырь вселенского масштаба. §2. Сочинения Сочинения митр. Антония касаются практически всех областей церковной литературы, они носят характер: догматический, экзегетический, канонически-правовой. нравственно-аскетический, апологетико-полемический, пастырелогический, церковно-публицистический, историко-политический, литературоведческий и литургический. Огромное число проповедей, указов и писем митр. Антония собрано в фундаментальном «Жизнеописании Блаженнейшего Антония, митр. Киевского и Галицкого», составленном архиеп. Никоном (Рклицким) , (Нью Йорк, 1956–1963 гг., тт. I-X). Основные сочинения митр. Антония были изданы в последующие годы под редакцией архиеп. Никона, как приложение к «Жизнеописанию», это: –      том I (в общей нумерации – XI) «Нравственные идеи важнейших христианских православных догматов», Нью Йорк, 1963 г.; –      том II (XII) «Достоевский, как проповедник возрождения», Нью Йорк, 1965 г.: –      том III (XIII) «Учение о пастыре, о пастырстве и об исповеди», Нью Йорк, 1966 г.; –      том IV (XIV) «Слова, беседы, речи. (О жизни по внутреннему человеку)». Нью Йорк. 1968 г.: –      том V (XV) «I. Согласование Евангельских сказаний о Воскресении Христовом. II. Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности». Нью Йорк. 1969 г.; –      том VI (XVI) «Новый опыт учения о Богопознании и другие статьи», Нью Йорк. 1969 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НЬЮ-ЙОРКСКАЯ И НЬЮ-ДЖЕРСИЙСКАЯ ЕПАРХИЯ Кафедральный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы на Манхэттене, Нью-Йорк. 1891 г. Архит. Дж. Кливлэнд Кэди. Фото: Barry Wunger Кафедральный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы на Манхэттене, Нью-Йорк. 1891 г. Архит. Дж. Кливлэнд Кэди. Фото: Barry Wunger [Англ. The Diocese of New York and New Jersy] Православной Церкви в Америке (ПЦА) с кафедрой в г. Нью-Йорк. Юрисдикция епархии распространяется на г. Нью-Йорк и штаты Нью-Йорк и Нью-Джерси (США). Первые правосл. приходы на территории епархии были образованы в рамках Алеутской и Североамериканской епархии РПЦ - в Нью-Йорке в 1870 и 1895 гг. и в Буффало в 1894 г. В 1901 г. правящий архиерей еп. свт. Тихон (Беллавин) заложил в Нью-Йорке фундамент кафедрального собора свт. Николая (освящен в 1905). В 1905 г. в Нью-Йорк была перенесена архиерейская кафедра. Новые приходы стали возникать в местах компактного расселения правосл. мигрантов. В 1918 г. епархия была переименована в Североамериканскую и Нью-Йоркскую (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 62. Л. 71). После революции 1917 г. в России амер. правосл. приходы стали тяготеть к отделению от РПЦ. В янв. 1924 г. патриарх Московский и всея Руси свт. Тихон (Беллавин) освободил митр. Платона (Рождественского) от управления епархией, однако тот приказа не принял. В апр. того же года Детройтский Собор под председательством митр. Платона в одностороннем порядке и вопреки канонам провозгласил временную автономию Русской Православной Церкви в Америке, возникла схизма (подробнее см. в ст. Митрополичий округ в Северной Америке ), преодоленная только в 1970 г. с образованием автокефальной ПЦА. Преемником митр. Платона († 1934) стал митр. Феофил (Пашковский), при к-ром на Всеамериканском Соборе в Нью-Йорке в 1937 г. было принято «Временное положение» об управлении Митрополичьим округом независимо от Матери-Церкви. Нью-Йоркская епархия оставалась предстоятельской, ею управлял глава митрополии, к-рый носил титул «архиепископ Нью-Йоркский, митрополит всей Америки и Канады».

http://pravenc.ru/text/2578007.html

Очерки к истории Освободительного Движения народов России. Нью-Йорк, 1965. Павлов Д.Б. Отечественная и зарубежная историография государственно-церковных отношений 19171922 гг.: М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. Петров Станислав. Освобождение Патриарха Тихона из-под ареста: источниковедческое изучение «покаянных» документов. Русская Православная Церковь в XX веке: Материалы конференции. Петрозаводск, 2002. Печерица В.Ф. Духовная культура русской эмиграции в Китае. Владивосток, 1999. Плаксин Р.Ю. Тихоновщина и ее крах: Позиция православной церкви в период Великой Октябрьской революции и Гражданской войны. Л., 1987. Погасий А.К. Церковные расколы в российском православии XIVhaчaлa XX веков. Казань: Мед. Док., 2009. Поздняев Дионисий, священник. Православие в Китае (19001997 гг.). М., 1998. Поздняков В.В. Андрей Андреевич Власов. Сиракузы (Нью-Йорк), 1973. Поздняков В.В. Рождение РОА. Сиракузы (Нью-Йорк), 1972. Польский Михаил , протопресвитер. Каноническое положение Высшей Церковной власти в СССР и за границей. Джорданвилль, Нью-Йорк, 1948. Польский Михаил , протопресвитер. Положение Церкви в советской России: Очерк бежавшего из России священника. Иерусалим, 1931; Нью-Йорк, 1995. Пономарева Л.В. Вселенская миссия Русской православной эмиграции в XX веке. М., 1996. Попов А.В. Российское православное зарубежье: История и источники. С приложением систематической библиографии. М., 2005. Поспеловский Д.В. Из истории русского церковного зарубежья. Церковь и время. 12. 1991. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М.: Республика, 1995; 2005. Поспеловский Д.В. Тоталитаризм и вероисповедание. М., 2003. Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь . М., 2000. Православное богословие и Запад в XX веке. История встречи: Материалы международной конференции Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви и итальянского Фонда «Христианская Россия» (Италия, 2004). Христианская Россия, 2006. Преодоление разделения. Сост.: свящ. А. Щелкачев, И.Е. Мельникова. Кн. I. М.: Изд. ПСТГУ, 2011.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Savchuk Henry St. Nicholas Russian Orthodox Church, 50th Anniversary/Commemorative publication. – Washington, DC: [s.n.], 1980. Shmemann Fr. A. Metropolitan Leonty/Orthodox America 1794–1976. – Syosset, New-York: [s.n.], 1975. Soldatow G. S. The Right Reverend Bishop Nestor. Correspondence, reports, diary. – Minneapolis, Minnesota (USA): AARDM Press, 1993. – Т. 2. Stokoe Mark and Kishkovsky Leonid. Orthodox Christians in North America. – [s.l.]: Orthodox Christian Publication Center, 1995. Ukrainian Studies Fund. From Kievan Rus to Modern Ukraine. – Cambridge, Massachusetts: Harvard University. Алексеев В. Кого считать русскими?/Русское Возрождение. – Нью-Йорк: [б.н.], 1984. – 27, 28. Архив Русской Православной Церкви в Северной Америке. – Вашингтон, США: Библиотека Конгресса США. Архиепископ Евдоким. Религиозная Жизнь в Америке. – Сергиев Посад: [б.н.], 1915. Архимандрит Евлогий. Жизнь и апостольские труды митрополита Иннокентия (Вениаминова) /Журнал Московской Патриархии. – Москва: [б.н.], 1975. – 3. Архипастырское Послание/Епархиальное собрание РПЦЗ. – Нью-Йорк: [б.н.], 27–29 мая 1962 г. Балашов Николай, протоиерей. На пути к литургическому возрождению. – Москва: [б.н.], 2001. Барсуков Иван. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский (по его сочинениям, письмам и рассказам современников). – Москва: Синодальная типография, 1883. Бем А. Л. Церковь и русский литературный язык. – Прага: Русская Ученая Академия, 1944. Бензин В . Святительствование епископа Николая/Юбилейный сборник. – Нью-Йорк: [б.н.], 1944 г. – Т. 1. Бумаги священника-миссионера Якова Нецветова. – Вашингтон, США: Библиотека Конгресса США. Вострышев М . Божий Избранник. – Москва: Современник, 1990. Григорьев Дмитрий , протоиерей . От древнего Валаама до Нового Света. – Нью-Йорк: записки русской академической группы в США, 1988. – Т. XXI. Губонин М . Е . Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы 1917–1943. – Москва: Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1994. – Т. 1. Гуль Роман . К вопросу об «Автокефалии». – Нью-Йорк: [б.н.], 1972.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

512 Архив типографии Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, шт. Нью-Йорк, США. Леонтий (Филиппович), Архиепископ. Контроль над Православною Церковью в Советском Союзе (Или методы коммунистической борьбы с Православной Церковью от начала прихода большевиков к власти в Россию до начала Второй мировой войны). Машинопись. 1954. Стр. 99–100. Материал любезно предоставлен Андреем Вадимовичем Псарёвым. 517 Информация предоставлена Людмилой Павловной Рылковой (г. Киев), которая занимается сбором информации о монашествующих г. Киева ХХ века. 520 Архив типографии Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, шт. Нью-Йорк, США. Леонтий (Филиппович), Архиепископ. Контроль над Православною Церковью в Советском Союзе (Или методы коммунистической борьбы с Православной Церковью от начала прихода большевиков к власти в Россию до начала Второй мировой войны). Машинопись. 1954. Стр. 99–100. 521 Архив типографии Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, шт. Нью-Йорк, США. Леонтий (Филиппович), Епископ Парагвайский. Мой дневник, 3-я тетрадь. Рукопись. С. Капитан Миранда, Парагвай, 1949. 522 Архив типографии Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, шт. Нью-Йорк, США. Леонтий (Филиппович), Архиепископ. Контроль над Православною Церковью в Советском Союзе (Или методы коммунистической борьбы с Православной Церковью от начала прихода большевиков к власти в Россию до начала Второй мировой войны). Машинопись. 1954. Стр. 100–101. 529 Архив типографии Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, шт. Нью-Йорк, США. Леонтий (Филиппович), Архиепископ. Контроль над Православною Церковью в Советском Союзе (Или методы коммунистической борьбы с Православной Церковью от начала прихода большевиков к власти в Россию до начала Второй мировой войны). Машинопись. 1954. Стр. 101. 532 Там же, л. 13. По факту ареста в 1928 году Генеральной прокуратурой Российской Федерации 16 октября 2006 года Остальский Аркадий Иосифович был реабилитирован (ЦА ФСБ. Д. Р29741, л. 18). 535 Во отоце океана моря… Путеводитель по Соловецкой обители и её скитам. Спасо-Преображенский Соловецкий Ставропигиальный мужской монастырь. 2005. Стр. 24–25, 33–35.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

53 К. С. Льюис. Страдание. 54 К. С. Льюис. Джордж Макдональд. Антология. 1978. 55 Там же. 56 К. С. Льюис. Страдание. 57 Т. Хоуард. Христос — Тигр. 1967. 58 Ш. Ванокен. Суровая милость. 59 К. С. Льюис. Исследуя скорбь. 1960. 60 К. С. Льюис. Бремя славы. 1949. 61 Б. Рассел. Мистика и логика и другие эссе. 1917. 62 Б. Паскаль. Мысли, XV. Переход. 201 (206). 63 С. Крейн. «Человек сказал мирозданью». Стихи Стивена Крейна. 1966. 64 Э. Берт. «Проповедь в Бенаресе». Учение сострадательного Будды. 1955. 65 См.: К. С. Льюис. Исследуя скорбь. 66 См.: М. Элиаде. Священное и профанное. Природа религии: «…по самой своей природе священное время обратимо (…) это — первоначальное, мифическое время, ставшее настоящим». 67 См.: К. С. Льюис. Похороны великого мифа. 68 Блаженный Аврелий Августин. Исповедь, Книга 10, XXVII, 38. 69 По-видимому, здесь (как и везде) возможны три пути: 1) полное подобие (О. Хаксли, X. Смит, Ф. Скуон, А. Уоттс среднего периода); 2) полное различие (Сузуки, Г. К. Честертон, Т. де Шарден, поздний А. Уоттс); 3) средний путь (ранний А. Уоттс, Б. Гриффитс, Т. Мертон). 70 Промыслительная ошибка — так прочитали строку из песни хоббитов (на самом деле — «Дом позади, мир впереди»). — Прим. пер. 71 Тезисы, которые можно приписать Лессингу. Антология Кьеркегора. Нью-Йорк, 1936. 72 Боэций. Утешение философией. 73 Т. Хоуард. Христос–Тигр. 74 См.: К. С. Льюис. Расторжение брака. 75 К. С. Льюис. За пределы безмолвной планеты. 76 О. Хаксли. См.: X. Смит. Религии человеческие. Нью-Йорк, 1958. 77 См.: Дж. Р. Р. Толкин. Хранители, т. I. 78 См.: К. С. Льюис. Расторжение брака. 79 См.: Святой Фома Аквинат. Summa Theologiae, Вопрос 5, раздел 2. 80 К. С. Льюис. «Об историях». Об иных мирах. Нью-Йорк, 1966. 81 К. С. Льюис. Последяя битва. 82 Р. Моуди. Жизнь после жизни. Нью-Йорк, 1976. 83 У. Вордсворт. Размышления о бессмертии при воспоминании раннего детства. 84 Определение Р. Отто. 85 См.: Г. К. Честертон «О мифах». Ортодоксия. 86 К. С. Льюис. «Рай». Страдание. 87 Пример из А. Бергсона. Его приводит К. С. Льюис в Чуде.

http://azbyka.ru/nebesa-po-kotorym-my-ta...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010