| ... отпущаеши раба Твоего, Владыко» Свящ. Алексий Хотеев М ы уже коснулись кратко порядка чтения библейских книг за богослужением. Для удобства чтения библейские книги соединены в три сборника: Евангелие, Апостол и Псалтирь. Эти чтения на каждой церковной службе меняются или чередуются в известном порядке. Но наш рассказ был бы неполон без упоминания о таких текстах Священного Писания, которые настолько вошли в состав православного богослужения, что совершенно слились с ним, стали неизменной его частью. Ведь Библия состоит не только из нравоучений, притч и исторических повествований, в ней имеются молитвы и хвалебные песни к Богу. Среди них есть такие, которые уже употреблялись на ветхозаветном богослужении в Иерусалимском храме и синагогах, и такие, которые находятся в книгах Нового Завета, ставшие уже отличительной чертой богослужения христианского. Действительно, невозможно представить себе наше богослужение без «Отче наш» ( Мф. 6, 9-13 ) или «Богородице, Дево, радуйся» ( ср. Лк. 1, 42 ) . То же можно сказать и о вдохновенной библейской молитве св. Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко». В сороковой день после Рождества Христова, 2 февраля ... далее ... |
| | ... но от души». 267 Представим несколько фактов той ненависти, какой одушевлены в отношении к нам высшие иерархи Греческой церкви. Факты эти производят нравственно тяжелое впечатление, а потому мы воздержимся от всякого комментария. Пусть они сами за себя говорят. Преосв. Порфирий (Успенский) в одном из своих трудов, посвященных изучению греческой церковной жизни, передает такой рассказ, или из диковин диковину, как выражается автор. Константинопольский патриарх Мелетий (правил Церковью неполный 1845 г.) , когда он представлялся султану Абдулу-Меджиду, поцеловав его ногу, сказал: «Ныне отпущаеши раба твоего, владыко, по глаголу твоему с миром, яко видеста очи мои спасение твое, еже еси уготовал». Повествователь прибавляет: патриарх этот был друг турок и враг русских и будто говаривал: «Дайте мне хоть небольшой кусок тела какого? нибудь русского, и я изрублю его на мельчайшие части». 268 Тот же преосв. Порфирий в другом своем сочинении повествует: «В 1854 году, когда длилась война нашего Севастополя, Вселенский патриарх, конечно Константинопольский (но какой – у автора не сказано, вернее всего Анфим VI) , по желанию и повелению султана Абдул-Меджида извитийствовал и ... далее ... |
| | ... Бог люди своя и смиренныя людей своих утеши. В одно собрание созывает небо и землю и благостно повелевает совершить празднество за спасенных Им. Под небесами можно разуметь не самую стихию, но пребывающие в вышних обителях и жилищем своим имеющие небо святые Силы, Начала, Престолы, Власти и еще превысших Херувимов; равно и под землею разумеются те, кои ожидают, что будет явление Его и что Он имеет явиться для искупления Израильтян и всех народов, на всей земле находящихся: как без сомнения и праведный Симеон, держа на руках еще малого Младенца Иисуса славословил Бога, говоря так: ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу твоему с миром, яко видеста очи мои спасение твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей и последующее ( Лук.? 1,? 29–32 ) . А может быть должно разуметь и самих спасенных, за себя самих совершающих празднество и подобающими славословиями венчающих Искупителя. Горы, затем, отрыгающие веселие, надо полагать, суть, как я сказал недавно, подъятые высоко по добродетели умные Силы, или же священнослужители евангельской проповеди, которые, говоря о Христе и Его деяниях, наполняют землю мысленным веселием; ибо возвещают, яко помилова Бог люди своя и ... далее ... |
| | ... Уставу, совершается аллилуйная служба (прор. Наума) (Б) . По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба прор. Наума не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (А) . Приводим также порядок совершения славословной службы прав. Филарета Милостивого На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 2-й – 3, и пророка, глас 3-й – 3. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Ору́жие се́рдце Твое́... ». На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Егда́ Тя беззако́ннии лю́дие... ». По Трисвятом – тропарь пророка, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Препросла́вленна еси... ». На утрене на «Бог Господь» – тропарь пророка, глас 2-й (дважды) . «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Препросла́вленна еси... ». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес... » и хвалитные псалмы. На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Егда́ Нескве́рная ... далее ... |
| | ... они, что значит – Иисус.) О, Иисусе, надежда и хвала Израилева, помоги нам и спаси нас! Да будет имя сие благословенно во веки! 6 (Как сорок дней исполнилось по рождении, принесен был Матерью Своей святой во храм Господень, также по закону Господнему, как о том написано во Евангелии. Тут Его встретил и на руки свои принял, благоговейно и радостно, святой и престарелый муж Симеон, которому «было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня». Увидев же Его, узнал, что Сей есть Христос Господь, и на руки взяв, воскликнул к Нему с радостью: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром», и прочее) Лк 2: 26, 29 (. Примечай здесь, возлюбленный брат, каковы величество и власть Младенца Того. Видит и на руках держит богодухновеный старец Младенца, но у Него, как у Господа своего, просит, чтобы отпустил его к иной жизни, как Церковь поет и в лице Христовом глаголет: «Не старец держит Мене, но Аз держу его.) Той бо от Мене отпущения просит» (Стихира на празднование Сретения Господня) . Ибо если и Младенца видел, но познал Бога и Господа своего, во плоти явившегося и ставшего младенцем. О, блаженны те руки, которые ... далее ... |
| | ... некоторых храмах ради особого чествования праздника Успения в один из ближайших дней периода попразднства (обычно накануне третьего дня вечером) [35] совершается служба Погребения Божией Матери (А) . В тех храмах, где служба Погребения Божией Матери не совершается, поется служба мчч. Флора и Лавра (без праздничного знака) в соединении со службой попразднства Успения (Б) . Порядок чтений, согласно календарю: 2 Кор., 186 зач., VIII, 7-15. Мк., 11 зач., III, 6-12. Мчч. : Еф., 233 зач., VI, 10-17. Лк., 63 зач., XII, 2-12. А. Служба Погребения Божией Матери представляет собой всенощное бдение, состоящее из великой вечерни со входом и литией, утрени с пением непорочных и похвал Пресвятой Богородицы и 1-го часа. Примечание. Совершение службы Погребения Божией Матери является благочестивым обычаем, принятым литургической жизнью Церкви. В современной редакции действующего в Русской Церкви Типикона самого чинопоследования и необходимых уставных указаний нет. Впрочем, умолчание Типикона об этой службе не полагает серьезных препятствий к ее совершению [36]. Приводим авторитетное высказывание о службе Погребения Божией Матери – из Православного календаря на 1929 г., изд. ... далее ... |
| | ... рождшая. Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый. Кондак 5 Се грядет Царь мира: Се Жертва тайная совершается; Ангели поют на небесех: «Слава в вышних Богу! » Рождается Спаситель мира. Христос приходит — великая Божественная тайна. Бог явился во плоти, и мы недостойнии раби, отложив всякое житейское попечение, со Ангелы богославословим во страсе и радости, яко пастыри и яко волсви, поклоняемся Тебе, о, Богомати, и Твоему Божественному Сыну непрестанно зовем: Аллилуиа. Икос 5 Се праведный Симеон прииде духом в церковь и прием Отроча Иисуса на руки свои, и благослови Бога, и рече: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром! » А Тебе, о Мати Марие, оружие пройдет душу, яко откроются от многих сердец помышления. Мы же, спасеннии Тобою, вопием: Радуйся, Преблагословенная, в радость печаль велию приводящая; Радуйся, любви и нежности Материнския вечный Кладезю. Радуйся, Мати Бога нашего, величайшия радости и величайшую скорбь о Сыне Своем претерпевшая; Радуйся, Царице мира. Радуйся, плачущим Надеждо и Утешение. Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый. Кондак 6 О, Преблагая Мати Марие! С бурей и гневом вздымается житейское море, глубокие бездны разверзлись и ... далее ... |
| | ... 5-й седмицы по Пасхе. Свт. Афана́сия Великого, архиеп. Александри́йского. Перенесение мощей блгвв. кнн. Российских Бори́са и Гле́ба, во Святом Крещении Рома́на и Дави́да. Свт. Афана ́сия, патриарха Царегра ́дского, Лубе ́нского чудотворца. Блгв. и равноап. царя Бори ́са, во Святом Крещении Михаи ́ла, Крестителя Болгарии. На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 4-й и глас 5-й – 6. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Христо́ва святи́теля…», «И ныне» – праздника Триоди (самаряныни) , глас тот же: «При студенце́ Иа́ковли…». 1. «Слава» – святителя, глас 3-й: «Па́ки нам…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 6-й: «Та́ко глаго́лет Госпо́дь…» (см. на стиховне вечера) . По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь…». «Слава» – тропарь святителя, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Тя, хода́тайствовавшую... ». На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь…» (дважды) . «Слава» – тропарь святителя, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Тя, хода́тайствовавшую... ». Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше…» (единожды) ... далее ... |
| | ... Бог люди своя и смиренныя людей своих утеши. В одно собрание созывает небо и землю и благостно повелевает совершить празднество за спасенных Им. Под небесами можно разуметь не самую стихию, но пребывающие в вышних обителях и жилищем своим имеющие небо святые Силы, Начала, Престолы, Власти и еще превысших Херувимов; равно и под землею разумеются те, кои ожидают, что будет явление Его и что Он имеет явиться для искупления Израильтян и всех народов, на всей земле находящихся: как без сомнения и праведный Симеон, держа на руках еще малого Младенца Иисуса славословил Бога, говоря так: ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу твоему с миром, яко видеста очи мои спасение твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей и последующее ( Лук. 1, 29–32 ) . А может быть должно разуметь и самих спасенных, за себя самих совершающих празднество и подобающими славословиями венчающих Искупителя. Горы, затем, отрыгающие веселие, надо полагать, суть, как я сказал недавно, подъятые высоко по добродетели умные Силы, или же священнослужители евангельской проповеди, которые, говоря о Христе и Его деяниях, наполняют землю мысленным веселием; ибо возвещают, яко помилова Бог люди своя и ... далее ... |
| | ... Мерку́рия Пече́рского, еп. Смоле́нского, в Ближних пещерах. Прп. Пи́мена, по́стника Пече́рского, в Дальних пещерах. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 4-й – 3, и преподобномученика, глас 6-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Прообразу́я Воскресение Твое…». Вход. Прокимен великий, глас 7-й: «Бог наш на Небеси́ и на земли́…», со стихами (по обычаю) . Ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры праздника, глас 6-й. «Слава, и ныне» – праздника, глас 5-й: «Прииди́те, взы́дем на го́ру…». Отпуст (в открытых царских вратах) : «Иже на горе́ Фаворстей... ». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 7-й (дважды) . «Слава» – тропарь преподобномученика, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 7-й. По 3-й песни – кондак преподобномученика, глас 6-й; седален преподобномученика, глас 8-й. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же. По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава, и ныне» – тот же светилен. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. На стиховне стихиры праздника, глас 6-й. «Слава, и ... далее ... |
|