Отечеством святого Григория Богослова была вторая, или Южная, Каппадокия, город Назианз, по имени которого он и называется Назианзином. Родители его были благородные и почтенные люди: отец, по имени также Григорий, и мать Нонна. Но отец его раньше был неверующим, так как происходил от неверующих родителей: от отца язычника и матери иудейки. В своей вере он и следовал обоим, придерживаясь как языческого заблуждения, так и иудейского неверия. В этом и состоит так называемое ипсистарийское лжеучение. Матерь же святого Григория, блаженная Нонна, происходила от христианских родителей и сама была благочестивою христианкою. С раннего детства она была воспитана в благовестии и совершеннейшим образом научена страху Божьему, который есть начало всякой премудрости. По Божьему же предназначению она была соединена брачным союзом с неверующим мужем, чтобы и его привести к святой вере: «Ибо неверующий муж освящается», по слову апостола, «женою верующею» (1Кор.7:14). Так и случилось. Нонна, постоянно убеждая своего мужа богомудрыми речами и со всем усердием молясь о нем Богу, привела его с помощью Божьей к христианской вере. Мужу ее было от Бога такое видение во сне: ему казалось, что он поет из псалма Давидова слова, которых он никогда не имел в своих устах, а разве только слышал когда-либо от своей супруги, часто молившейся. Сам он никогда не молился: он и не знал, как молиться, и не хотел этого. Слова же, которые он пел в сонном видении, были следующие: «Возрадовался я, когда сказали мне: пойдем в дом Господень» (Пс.121:1). Во время этого пения он ощущал в сердце особенную сладость и, проснувшись, возрадовался, а затем рассказал об этом своей супруге. Она уразумела, что Сам Бог призывает мужа ее к Своей святой Церкви, – начала еще усерднее поучать его христианской вере и наставила его на путь спасения. В это время случилось святому Леонтию, епископу Кесарии Каппадокийской, отправлявшемуся на Первый Вселенский Собор, созванный в Никее, остановиться в городе Назианзе. К нему привела блаженная Нонна своего мужа, и Григорий был крещен руками святителя. По принятии Святого Крещения он начал праведную и богоугодную жизнь, подобающую истинному и совершенному христианину. При этом он настолько преуспел в благовестии и добрых делах, что избран был впоследствии на епископский престол в том же городе Назианзе (о чем будет речь ниже).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Отца его звали также Григорием, а мать Нонной. Отец сначала был язычником. Добрый, честный, справедливый и бескорыстный, он пользовался любовью и уважением граждан. Ценя в муже хорошие душевные качества, Нонна печалилась всё-таки тем, что он язычник. Она убеждала мужа принять христианство и молилась усердно Богу, прося Его помощи. И молитва была услышана. Однажды в сновидении Григорий увидел себя поющим дивную песнь: «возвеселихся о рекших мне – в дом Господень пойдем». Он проснулся с сердцем, трепетавшим от радости. Это сновидение окончательно повлияло на решение Григория: он крестился, и вскоре же сделался пресвитером, а затем и епископом назианзским. Нонна была замечательная христианка. Глубоко преданная воле Божией, она безропотно встречала всякое испытание и в пламенной молитве искала утешения и укрепления духа. Делать добро ближним было для неё наслаждением, её душевной потребностью. Она говорила, что готова была бы продать себя и детей своих в рабство, чтобы только иметь возможность пособить нуждающимся. Григорий Богослов выражал прямо мысль, что молитва матери сохранила его именно таким, каким она желала его видеть. «Она, – восторженно говорит он о матери, – для того только касается земли, чтобы здешней жизнью приготовиться к жизни небесной». Григорий Богослов родился в 329 году, в Назианзе. III Заботясь о ребёнке со дня рождения, благочестивая мать главное внимание обратила на воспитание его души. Как только он начал понимать, он уже слышал о Боге, и рассказы из жизни святых ласкали его слух и питали детскую душу. Нонна рассказывала сыну историю принесения в жертву Исаака, стараясь расположить сердце мальчика так, чтобы у него пробудилась горячая жажда всего себя посвятить Богу. «Вручая ему Священное Писание, она выражала желание, чтобы божественная воля, высказанная в Писании, сделалась непреложным законом для сына, и чтобы чтение Священного Писания стало такою же потребностью для его души, как насущный хлеб для тела». И воспитание в духе христианском и семейные примеры имели большое действие на Григория. Он уже в детстве проявлял серьёзность, избегал шумных игр, предпочитая забавам беседы мудрых мужей и чтение священных книг. Сам Григорий Богослов говорит о себе: «От пелен воспитанный во всём прекрасном, потому что имел образцы для себя дома, тогда ещё приобрёл я степенность, и как облако к облаку, мало-помалу скоплялось во мне усердие к совершенствованию. Я возрастал, а вместе преуспевал во мне и разум. С радостью читал я книги, в которых говорилось о Боге, и имел обращение с мужами, которые были совершенны и чисты».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

И венец жизни Нонны - это ее супруг, ставший епископом, ее сын Григорий - великий вселенский учитель, святитель и богослов и сын ее Кесарий - врач, достигший больших высот во врачебном искусстве, но почитавший высшим счастьем и благом своим быть православным христианином; а дочь Нонны Горгония повторила во многих чертах жизнь своей благочестивой матери. Не оставила святая Нонна миру ничего, кроме живых памятников - детей своих, которые несли в себе, а святитель Григорий и по сей день несет миру, ее незримые никому материнские труды. И не к нынешним ли матерям обращен пример жизни боголюбивой святой Нонны, ведь главное дело жены-матери, благословенное ей Богом от природы, быть истинно матерью-христианкой, потому что в детях ее всегда кроется будущее мира. Когда Григорий выучился читать, из материнских рук он получил в подарок книгу жизни - Священное Писание. При этом мать открывает отроку тайну его рождения и одновременно дает родительское завещание на всю жизнь. " Исполни же мое материнское желание, - сказала Нонна, - помни, что я вымолила тебя у Господа, а теперь о том молюсь, чтобы ты был совершен... " Впоследствии Григорий всю свою жизнь изумлялся избранию своему. " Меня сподобил Христос преимущественной славы. Сперва дал меня в дар матери, которая молилась из глубины сердца, и Сам (Господь) принял меня в дар от родителей, а потом ночным видением вселил в меня любовь к целомудренной жизни " , - писал святитель Григорий. Бережно взращивала мать сына, и в помощь ее трудам чудо Божие укрепило его душу. Чудный сон - видение, поразившее его детский ум, осталось в сознании святителя, как первое ощутимое прикосновение к святыне. В глубоком сне ему представилось, что стоят возле него две прекрасные девы в белых одеждах. Мальчик сразу ощутил, что это не простые смертные, и на вопрос: " Кто они? " - получил ответ: " Одна из нас - чистота, а другая - целомудрие. Мы предстоим Царю Христу. Сын, соедини ум свой с нашими сердцами, чтобы тебя принесли мы на небеса и поставили пред светом Небесной Троицы " .

http://zavet.ru/ioannkr.htm

Родители, избравшие путь христианской добродетели, подражая в этом своим родителям – засвидетельствовавшим свою веру мученичеством и исповедничеством, воспитали детей, явивших в своей жизни всё разнообразие христианского подвига. Семья святителя Григория Богослова, самого ближайшего друга святителя Василия Великого, также явила пример христианской святости. Отец святителя Григория, тоже Григорий по имени, был епископом города Назианза; мать его звали Нонной. Они оба прославлены в лике святых (память святителя Григория – 1/14 января; память святой Нонны – 5/18 августа). Святитель Григорий с большой любовью пишет о своей матери: «Она знала одну красоту – красоту душевную – и старалась сохранить или уяснить в себе, по мере сил, образ Божий… Она знала одно истинное благородство – быть благочестивой и знать, откуда мы произошли и куда пойдем; одно надежное и неотъемлемое богатство – иждивать свое имущество для Бога и для нищих, особенно же для обедневших родственников» . Святая Нонна была не только добродетельной христианкой, верной женой, но еще и наставницей для мужа: «Жена, данная Богом моему родителю, была для него не только сотрудницей, что еще не очень удивительно, но и предводительницей. Она сама и словом и делом направляла его ко всему превосходному. День и ночь припадала к Богу, в посте и со многими слезами просила у Него даровать спасение главе ее и неутомимо действовала на мужа, старалась приобрести его различными способами» . Дело в том, что отец святителя ГригорияГригорий Старший – родился в языческой семье (родители святой Нонны были христианами) и с детства принадлежал к секте ипсистариан . Святая Нонна через молитвенный подвиг и пример личного христианского благочестия убедила мужа принять таинство Святого Крещения. И вот в возрасте 45 лет Григорий Старший крестился, приняв таинство от архиепископа Каппадокийского Леонтия, который был участником I Вселенского Собора в Никее. Через два или три года он был рукоположен в пресвитера, а затем и в епископа города Назианза.

http://pravoslavie.ru/68362.html

МатьНонна, дочь Филташиева, «равновесный талант мужу, только по телу бывшая женщиной, а по нравам превышавшая мужчин», славная всеми добродетелями, в женском образе носила мужское сердце 9 . Наследовав от предков своих Богоугодную веру, издревле и в предках посвящённая Богу, она для того и жила и заботилась о мире, чтобы всё, и самую здешнюю жизнь, преселить в жизнь небесную 10 . Как женщине глубоко благочестивой, Нонне крайне печально было иноверие мужа и её обязанность принадлежать одной половиною Богу, другой миру. Подобно капле, медленным, но настойчивым падением пробивающей камень, она горячею молитвою, просьбою, своим нравом нудила мужа к умягчению его сердца 11 . Плодом таких её забот было прежде всего обращение ко Христу мужа, дарованное ей в награду за её благочестие, несмотря на то, что оставление секты стоило Григорию ссоры с матерью и лишение имущества 12 . Но он принял это бесчестие охотнее, нежели иной самые высокие почести. По неустанным молитвам Нонны, ведший невод Божий, берущий в плен одних ранее, других позднее, уловил, наконец, и душу Григория. В сонном видении Григории представилось, будто он поёт стих Давида «Возвеселихся о рекших мне в дом Господень пойдем», – хотя ни разу до того случая он не был в храме, несмотря на мольбы жены. Нонна толкует это видение в хорошую сторону, убеждает Григория исполнить видение и успевает в этом. Пользуясь проездом чрез Назианз на Никейский Собор митрополита Кесарийского Леонтия и других епископов, Григорий предаёт себя Богу и проповедникам истины, коленопреклонённый принимает оглашение, а затем и крещение. При выходе из воды «свет и слово осиявают его, назнаменуя избранника Духа Св.» 13 . Григорий вскоре приемлет священство, хоть не так поспешно, как другие из его современников, но по тщательном очищении и испытании себя. «К своим природным качествами, позволявшим ему иметь сильное благотворное влияние на нравы людей, он присоединяет, усердное занятие Божиим Словом, в коем так успел, что хотя начал учиться поздно, однако приобрёл столько пастырской мудрости, что ни мало не уступал трудившимся долго, и получил от Бога ту особенную благодать, что соделался отцом и учителем Православия, хранителем истины, устроителем своей малой церкви в оплот веры, подобно ковчегу во время потопа» 14 . Из дикой маслины он привит к маслине доброй и до того напоён её соками, что ему поручено прививать других, вверено врачевание душ. «Хотя и поздно призвал Господь в Свой многоплодный виноградник Григория, – сперва не овцу, потом как превосходительнейшую из овец, Он поставил пастырем и вождём Своего стада» 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

В общем, немедленно прекращайте игры со смертью, возвращайтесь к Богу, кайтесь и начинайте христианскую жизнь. Не советую Вам воспринимать «отмоление грехов» как некую процедуру, которую можно легко отложить на потом. Господь ждёт от нас не механического перечисления грехов на исповеди и вычитывания покаянных канонов, а деятельного покаяния с отказом от грешной жизни, и вот с покаянием-то, если грех уже вошёл в привычку, нам всем очень сложно… Трудно бросить пить или курить, ещё труднее избавляться от наркозависимости — и та же ситуация с другими грехами, пусть даже в меньшей степени заметными по нашему физическому состоянию. Учитывая, что Вы с детства знакомы с христианством, с Вас спросится за колдовство ещё строже, ведь Вы же знаете, что это за гадость. Может, Господь Вас и не покарает явно в этой жизни — но тогда тем тягостнее будет Вам держать ответ перед Его Престолом. Вот Вы можете себе представить человека, который спрашивает: можно ли ему поесть бледных поганок, ведь они очень хороши на вкус? Да, он знает, что потом за считанные часы разрушится печень, но ведь грибы-то вкусные! К доктору он потом поедет, однако пообедать ему хочется. А ведь фактически здесь ровно то же самое. Только по неизреченной Божьей милости гибель от колдовства не столь молниеносна, как от поганок, но она неизмеримо страшнее — ведь поганки приносят только телесную смерть, а колдовство заводит людей в вечную муку… Ну и наконец, приворот — это же насилие над свободной волей человеческой. Сколько бы Вы ни прожили на этой земле в «искусственном счастье», поддерживая этот приворот, однажды Вы окажетесь на Суде Божьем, на Частном, а потом и на всеобщем Страшном, и там уже не будет места насилию и лжи. Все грехи наши обнажатся, перед миллиардами людей (Господу-то они уже известны). Более того, на Страшном Суде Вы увидите праведных жён — святых Анну (мать Пресвятой Богородицы), Елисавету (мать св. Иоанна Предтечи), Сосанну (мать св. Нины), Феопистию (жену св. Евстафия Плакиды), Февронию, Монику (мать св. Августина), Нонну (мать св. Григория Богослова ), Марию Устюжскую… Легко ли им жилось в этом мире? Как правило, совсем даже нет. Но они даже в самых тяжких испытаниях не прибегали к временному и фальшивому «облегчению» путём колдовства, а строили свою жизнь вообще и отношения с мужьями в частности по Божьим заповедям. И они пойдут в Царствие Небесное и жизнь вечную, причём многие — вместе с любимыми супругами (некоторые — среди них св. Моника, Нонна, Мария Устюжская — собственным примером и привели мужей к христианству). А что будет с отношениями, «замешанными» на колдовстве? Стоят ли даже несколько десятков «счастливых» лет на земле потери вечной жизни?

http://azbyka.ru/vopros/chto-delat-esli-...

Тем не менее всеми уважаемый Назианзский епископ Григорий Старший и его непосредственный помощник Григорий Богослов письмами к влиятельным епископам всячески поддерживали кандидатуру Василия, а в решительную минуту престарелый епископ Григорий, несмотря на болезнь, отправился в Кесарию, и его личное появление на соборе склонило мнение избирателей в пользу Василия 751 . После полунасильственного посвящения в епископа Сасим Григорий удалился в Понт, но по настоянию отца возвратился в Назианз и оставался его ближайшим помощником и викарием до самой смерти престарелого епископа, последовавшей зимой в конце 373 г. или начале 374 г. Вслед за отцом скоро скончалась и мать Григория БогословаНонна. Брат и сестра умерли ранее. Теперь св. Григорий счел себя свободным от всяких обязательств и решился воспользоваться обстоятельствами для того, чтобы осуществить свою давнишнюю мечту о подвижнической жизни. Оставаясь временным заместителем своего покойного отца, он тотчас же пригласил епископов для избрания преемника почившему пастырю. Но так как епископы долгое время не могли ни на что решиться, Григорий внезапно оставил Назианз и удалился в Селевкию в монастырь св. Феклы. Здесь в молитвенном уединении он провел несколько лет – с конца 375 до начала 379 г. 1 января 379 г. скончался Василий Великий . Григорий сам в это время был болен и не присутствовал ни при кончине, ни на похоронах своего друга. В этом году начинается самый плодотворный, но самый печальный период в жизни Григория. Столица находилась всецело в руках ариан. Небольшая горсть православных, оставшаяся без пастыря, обратилась к Григорию с предложением явиться в столицу, стать во главе их и поддержать умирающую Никейскую веру. Этому плану сочувствовали многие из православных епископов. Весной 379 г. Григорий прибыл в столицу и поселился в доме своих родственников Одна из зал этого дома была обращена в церковь во имя Воскресения (Анастасия). В этом посвящении Григорий выразил свое желание видеть воскресение Никейской веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Достоянием Бога здесь называется душа; под смешением с плотью автор подразумевает грехопадение Адама 71 . Св. Григорий Богослов – глубокий психолог, и мистика его глубоко, всесторонне осмыслена; но именно в богословии он полностью подчиняет разум вере. Предпосылки этого были заложены в самих условиях его личностного развития. Еще до рождения он был посвящен Богу своей матерью, которая молилась о даровании сына. «Я покорялся ее желаниям, будучи еще отроком, – вспоминал св. Григорий в конце жизни, – юная душа моя воспринимала в себя новый образ благочестия» (О самом себе). Первой книгой, которую подарила ему мать, когда он освоил навык чтения, было Священное Писание . Отец св. Григория, также св. Григорий, и его мать св. Нонна были в древности причислены к лику святых. Св. Григорий Старший сначала не был православным и принадлежал к полуиудейской секте ипсистариев, но был обращен в православие в 325 г. группой епископов-никейцев, проезжавших через Каппадокию. Став затем пресвитером, а вскоре и епископом Назианзским, он сделался одним из уважаемых пастырей своего времени. Под руководством своего дяди Амфилохия мальчик еще в Назианзе начал изучать риторику; в дальнейшем он продолжил образование в Кесарии Палестинской и Александрии. Как мы уже отмечали, риторика в эпоху «второй софистики» была интегральной частью образования. Но св. Григория не прельстила возможность использовать это искусство для убеждения толпы. Его отношение к Александрии осталось двойственным: это и «лаборатория наук», и «безумная кипучесть». Начало своего самостоятельного пути Святитель описывает так: Еще не опушились мои ланиты, а мною овладела какая-то пламенная любовь к наукам. И не совсем чистые учения старался я придать в помощь учениям истинным, чтоб не превозносились ничему не обучившиеся, кроме суетного и пустого краснословия, которое состоит в громкости и благозвучии, и чтоб сам я мог не запутываться в хитросплетениях лжеумствований (Стихотворение, в котором св. Григорий пересказывает жизнь свою).

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/kap...

В то время Церковь была смущаема арианской ересью. И отец святого Григория, не имевший богословского образования, вместе с большинством епископов подписал вероопределения арианского собора 360 года. Это вызвало серьезные волнения в Назианзе. Вернувшийся из своего уединения Григорий сумел утвердить отца в правоверии и примирить его с паствой. С этого времени Григорий стал ближайшим помощником отца в церковном управлении и в хозяйственных делах. Тем временем и святой Василий был вынужден оставить отшельническую жизнь. Он отправился в Кесарию Каппадокийскую, где принял сан пресвитера и стал помощником Кесарийского епископа Евсевия Памфила , который хотя и был склонен к арианству, но прямо не отступал от Православия. После смерти Евсевия в 370 году на Кесарийскую кафедру был избран и посвящен Собором православных епископов святой Василий. В его избрании деятельное участие принимал и отец Григория Богослова . Став архиереем, Василий считал своей главной задачей утвердить в Каппадокии Православие. Главным его противником был епископ Тианский Анфим, стремившийся отторгнуть как можно больше городов и сел от Кесарийской епархии для утверждения в них арианства. В этой ситуации святой Василий решил устроить новую епископскую кафедру в маленьком городе Сасиме, находившемся на границе между Кесарийской и Тианской епархиями. Желая поставить сюда опытного и твердого в Православии человека, Василий стал приглашать на служение в Сасиму своего друга Григория. Последний упорно отказывался. Тогда святой Василий отправился в Назианз и здесь вместе с престарелым отцом святого Григория убедил своего друга принять епископский сан. Так святой Григорий стал епископом. Когда о поставлении в Сасиму самостоятельного архиерея узнал Анфим Тианский, он решил не допустить святого Григория к месту его епископского служения. С этой целью Анфим привел в Сасиму войско. Узнав об этом, святой Григорий не поехал в Сасиму, а удалился в пустыню, желая жить в безмолвии. Оставить уединение на этот раз его заставила старость и немощь его родителей. Вернувшись к престарелому отцу в Назианз, Григорий вновь стал помогать ему в делах церковного управления. На рубеже 373–374 годов отошел ко Господу отец святого Григория. Вскоре после этого скончалась и его мать – святая Нонна. Оставаясь временным заместителем почившего отца, Григорий пригласил в Назианз епископов для избрания нового архиерея на вдовствующую кафедру. Сам же он покинул родной город и удалился в Селевкию в монастырь Святой Феклы. Здесь в молитвенном уединении святитель провел несколько лет – с конца 375 до начала 379 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Самый яркий пример это блаженный Августин. Наиболее читаемый и уважаемый, наиболее авторитетный отец  Западной Церкви. Он совершенно не мыслится отдельно от своей родительницы – Моники. Талантливый и тревожный, жадный до впечатлений и тщеславный, Августин очень долго, нестерпимо долго носился по житейскому морю, подобно кораблю без руля и ветрил. Он мучительно искал себя среди всевозможных крайностей, а мать терпеливо и слезно вымаливала его у Бога. Она проводила ночи без сна при гробах мучеников, постилась и усердно читала Писание, не оставляла при этом и домашних дел, чтоб не иметь нарекания от мужа, до тех пор пока сын ее слез, а не только ее чрева – Августин – полностью обратился ко Христу и кафолической Церкви. Моника подарила миру плодовитого духовного писателя, епископа-нищелюбца, философа и ученого. Из святого гнезда вылетел на широту небесного круга и такой орел, как Василий Великий. Его семья настолько полна святыми, что создается впечатление, будто они всю жизнь соревновались в святости, обгоняя и подбадривая друг друга. Макрина старшая – бабушка, Макрина младшая, мать – Емилия, братья-епископы Григорий Нисский и Петр Севастийский, еще одна сестра – Феозва диакониса. Один лишь список уже говорит достаточно об уникальности этого родственного союза, где домашние не были друг другу врагами и препятствием на пути в Царство, но помощниками проводниками.   И о семье Василия, и о Монике есть обширная историческая и богословская литература. Говорить о них подробно означает писать книгу или даже несколько книг. А наша цель не слово, протянутое в бесконечность. Наша цель – схватить легким карандашным рисунком один из профилей истины, этого лица трудноуловимого и прекрасного. Поэтому вспомним вслед за Василием того, кто при жизни был Василию всех ближе, не принадлежа к василиевому роду. Это Григорий, названный Богословом. Даже на закате земной жизни святой отец называл себя должником своей матери во всем хорошем, к чему был причастен. Нонна, так звали его родительницу, была выдана замуж за язычника, и не перестала умолять Бога привести мужа к свету веры, пока это делом не исполнилось. Ей, по слову сына, представлялось невозможным одной частью существа своего принадлежать Богу, а другой – быть от Него отчужденной. Отец Григория по молитвам жены не только крестился. Он стал пресвитером, а затем и епископом. Трогательные похвалы, которые произнес Григорий Богослов в адрес своей матери, редкие глаза не увлажнят и в редкой душе не родят смесь из удивления и некоего подобия зависти. Может ли повторяться подобное опять или это так же невозможно, как невозможно воссоздать семь чудес света в нашем мире, богатом технологиями и обнищавшем в идеях?

http://radonezh.ru/analytics/za-spinami-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010