Иеромонах Рафаил (Нойка) Отец Рафаил – одна из крупнейших фигур в современном Православии. В ряду выдающихся румынских богословов и духовников он стоит особняком, как духовное чадо архимандрита Софрония (Сахарова) , преемника преподобного Силуана Афонского. Всю сознательную жизнь, с 19 до 51 года, отец Рафаил провел рядом с отцом Софронием. Вторая важная черта отца Рафаила – его глубокий духовный опыт: он отшельник и молитвенник, уже полвека проводящий подвижническую жизнь. Иеромонах Рафаил (Нойка) родился в 1942-м году в семье крупного румынского философа Константина Нойки. В 1950-е годы в возрасте 13 лет был вывезен матерью из социалистической Румынии на ее родину, в Англию. Вскоре он встречает там архимандрита Софрония (Сахарова), в 1965-м году принимает монашеский постриг и следующие 28 лет своей жизни подвизается в одном из монастырей графства Эссекс. В 1993-м году, когда архимандрита Софрония не стало, отец Рафаил возвращается в Румынию и поселяется в уединенном скиту Лэзешть в Западных горах (горы Апусень). В 1994-м году вышла в свет его книга «Другой Нойка», в 2002-м – «Культура духа», переведенная и на русский язык. Отец Рафаил перевел с русского на румынский наставления своего «духовного дедушки» – преподобного Силуана Афонского, а также книги архимандрита Софрония (Сахарова). Изредка он выходит из своего затвора для встреч с читателями. На одной из таких встреч, состоявшейся в Бухаресте 19 ноября 2002 года, отец Рафаил выступил с докладом «К чему готовит нас Добротолюбие». Затем слушатели стали задавать ему вопросы, на которые румынский духовник дал следующие ответы. – Мы даже не даем себе отчета в том, насколько живем в воображении. К примеру, кто-нибудь говорит: «Мне пришло в голову». А что это значит, подумайте, что это значит: «Мне пришло в голову»? Откуда пришло? И что такое эта мысль, пришедшая мне в голову? Отец Софроний тоже говорит так где-то. Каждая мысль – это дух. Вот эти мысли, пришедшие к нам. У нас тоже есть свои мысли, и мы тоже дух, но только наши мысли – это скорее наши мнения, но если к тебе приходит какая-нибудь мысль, идея, а иногда и вид е ние, то это уже дух. Если дух есть Бог или исходит от Бога, то это дух жизни, если же приходящая мысль ввергает тебя в отчаяние, или провоцирует неверие, или так или иначе вышибает тебя из обычного состояния и бросает в панику, или ужас, или мрак, то эта мысль была от духа, чуждого Богу, от духа-убийцы.

http://pravoslavie.ru/112324.html

Увлеченность богословием сделала отца Иустина одним из лучших студентов семинарии, и впоследствии, в конце 1960-х годов, служа преподавателем в семинарии Нямецкого монастыря , он поражал студентов своими познаниями в догматике, древнегреческом, французском и немецком языках. После упразднения маршалом Антонеску семинарии при монастыре Черника батюшка продолжил обучение в богословской семинарии города Рымнику-Вылча. В 1941 году в Яссах он был рукоположен в священный сан архиереем Валерием (Могланом), викарием Ясской митрополии. В 1942 году отца Иустина отправили в качестве священника-миссионера на Восточный фронт; в армии он служил святую Литургию до 23 августа 1944 года, когда вернулся вместе с отступающей румынской армией. С 1946 года отец Иустин продолжил обучение в семинарии города Р о ман. Перемена политического режима поставила его в двусмысленную ситуацию, когда он, как старший из студентов семинарии, вынужден был исполнять должность председателя семинарского Общества румыно-русской дружбы. Те обстоятельства, что он не подписал ни одной из большевистских инициатив, но проводил занятия, воспитывая христианский и национальный дух, привели к его аресту 14 мая 1948 года и осуждению на 12 лет тюрьмы. В 2008 году отец Иустин говорил одному из журналистов: «Легионерство не было сектой; оно во всем следовало Апостольской Церкви, учению о православной вере и самоотверженно служило Церкви Христовой, за которую отдали свои жизни многие мученики, посвятившие всех себя без остатка Церкви и народу. Я лично знал в тюрьме людей, отдававших свою пайку хлеба и последнюю рубашку более немощным, будучи не в силах выносить страдания своих братьев; им было легче умереть самим, чем видеть, как умирают их братья. Они обладали такой силой исповедания веры – православной веры, – что многие из надзирателей, растроганные глубиной их любви, обезоруживались этой твердостью веры». Годы заключения были для отца Иустина непрекращающимся мученичеством Христа ради, а режим направлял к тому все возможные средства: голод, холод, пытки, унижения, лишение сна, света, воздуха, общения. Когда же было, как казалось, особенно тяжело, батюшка предавался молитве и аскезе и в течение 17 лет нес подвиг молчания; и в эти же годы его знаменитые собратья по заключению и страданию во Христе, составлявшие интеллектуальную элиту страны: Петре Цуця, Мирча Вулкэнеску, Константин Нойка, Даниил Теодореску, Думитру Стэнилоае, Иларион Феля, Джордже Ману, Никифор Крайник и многие другие, – элиту, которую истребляли у него на глазах, – изливали свою любовь, читая своим со-узникам университетские лекции.

http://pravoslavie.ru/63003.html

Иеромонах Рафаил (Нойка) Перевела с румынского Зинаида Пейкова Об отце Рафаиле (Нойка) (по материалам сайта Wikipedia ) Иеромонах Рафаил (Нойка) Отец Рафаил (Нойка) – одна из крупнейших фигур в современном Православии. Он стоит особняком в ряду блестящих румынских богословов и духовников как духовное чадо архимандрита Софрония (Сахарова), преемника преподобного Силуана Афонского. Собственно, всю свою сознательную жизнь отец Рафаил, с 19 до 51 года, провел у ног этого современного святого, до последней минуты его жизни, и только когда великого старца не стало, возвратился на свою родину, в Румынию. Вторая важная черта отца Рафаила – его глубокий духовный опыт, он отшельник и молитвенник, проводящий аскетическую жизнь в течение уже полувека. Иеромонах Рафаил (Нойка) родился в 1942 году в семье крупного румынского философа Константина Нойки. В 13-летнем возрасте вместе с сестрой Александрой был вывезен матерью на ее родину, в Англию, для получения европейского образования. Здесь начались духовные поиски юного Рэзвана. Сначала он отправился к англиканам, но атмосфера тут показалась ему убогой, крайне холодной, «не в том смысле, что в церкви тебя одолевает зевота, а в том, что ты не получаешь никакой духовной пищи» . Затем он бывает у пятидесятников, конгрегационалистов, в Армии спасения и т. д.; дольше всего остается в баптистской общине (полтора года). В протестантизме камнем преткновения для него стали, в частности, тексты Священного Писания, говорящие о Святом Причастии, и однажды его душу, как некий свет, озарила мысль о том, чтобы вернуться в Православие . Вскоре он встречает архимандрита Софрония (Сахарова), своего будущего духовного наставника из православного монастыря в Эссексе, и тот советует ему для начала закончить обучение. Возвращение к Православию состоялось в 1961 году, а в 1965-м в монастыре Эссекса Рэзван был пострижен отцом Софронием в монашество с наречением имени Рафаил, и монашество стало для него ответом на все вопросы, которые он с детства ставил перед собой . Свои протестантские поиски он считает действием Промысла Божия: «Если бы я не пережил Православие как новообращенный, может, я никогда не смог бы увидеть его в его изумительной красоте, как единственную в истории истину» .

http://pravoslavie.ru/69729.html

В 1993 году, после смерти своего духовного отца, архимандрита Софрония (Сахарова), отец Рафаил возвращается в Румынию и поселяется в уединенном скиту Лэзешть в Западных Карпатах (Мунций Апусень). В 1994 году вышла в свет его книга «Другой Нойка», в 2002 — «Культура духа», переведенная на русский язык. Отец Рафаил перевел на румынский наставления своего «духовного дедушки» – преподобного Силуана Афонского, а также книги своего духовного отца – архимандрита Софрония (Сахарова), с русского языка. Изредка отец Рафаил (Нойка) выходит из своего затвора для встреч с читателями, и каждая такая встреча становится значимым событием в румынской религиозной жизни. Рейтинг: 10 Голосов: 37 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  То есть «слово» в смысле беседы, например «Слова подвижнические», «Слово о покаянии».  См.:  Нил Синайский,  преподобный. 153 главы о молитве. Гл. 61//Добротолюбие. Т. 2. М., 2003. С. 230.  1 Кор. 2: 16.  Тропарь 3-го гласа: «Проповедник любве Христовой/дался еси вселенней,/ты сладчайший в богословех,/преподобне отче,/Смиреннаго бо и Кроткаго узрел еси/и сердце Онаго познал еси;/темже мы вси, Силуане преблаженне,/твоими богоглаголивыми словесы просвещаеми,/славим прославльшаго тя Духа».  Отец Думитру Стэнилоае составил обширные примечания к румынскому «Добротолюбию», самому полному в мире, которое он сам же составил и перевел.  Всего на Святой Горе Афон архимандрит Софроний (Сахаров) подвизался 22 года, с 1925 по 1947 г.  Cellalt Noica – mrturii ale monahului Rafail, însoite de câteva cuvinte de folos ale printelui Symeon/Ediie îngrijit de Pr. Eugen Drgoi i Pr. Ninel ugui. Bucureti: Editura Anastasia, 1994 (Дугой Нойка – свидетельства монаха Рафаила, сопровожденные несколькими душеполезными словами отца Симеона. Издание подготовлено о. Еуженом Дрэгоем и о. Нинелом Цугуем. Бухарест, 1994). Р. 24.  См.: Ibid. Р. 44.  См.: Ibid. Р. 31.  Ibid. Р. 47. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии михаил 6 июня 2014, 06:46 У И. Кронштадтского в трудах неоднократно написано, что " Бог простое существо " стало быть, все логично, что и так называемое деятельное богословие, о котором сказано в данной статье, на очень простых примерах обличает тем самым выражением Св. писания, суть которого сводится к посрамлению значимого от ничего не значащего... И что не каждый говорящий " Господи, Господи, но исполняющий волю Отца Моего небесного " и " Много званных и мало избранных " отсюда же, наверно, я не знаю, я не богослов.

http://pravoslavie.ru/69729.html

17 . Ларше (2015) – Ларше Ж.-К. Преподобный Силуан Афонский . М.: ПСТГУ, 2015. 18 . Лосский (2006) – Лосский В. Н. Боговидение. М.: АСТ, 2006. 19 . Лосский (1972а) – Лосский В. Н. Догматическое богословие//Богословские труды. 8. 1972. С. 131–183. 20 . Лосский (1972b) – Лосский В. Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви//Богословские труды. 8. 1972. С. 9–128. 21 . Никитина (2010) – Никитина С. В. Понятие кеносиса в тринитарном учении и антропологии архимандрита Софрония (Сахарова) //XXI Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Москва, 17–23 ноября 2010 г. Материалы. Т. 1. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2011. С. 196–204. 22 . Нойка (2014) – Рафаил (Нойка), иером. Живи мя по словеси Твоему. Духовные беседы/пер. с англ. иером. Доримедонта (Литовко). Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2014. 23 . Сахаров, Н. (2016) – Николай (Сахаров), иером. Антропологический максимализм: обожение человека у преп. Симеона Нового Богослова и архим. Софрония (Сахарова) //Сборник трудов кафедры библеистики МДА. 3. 2016. С. 169–199. 24 . Сахаров, Н. (2011) – Николай (Сахаров), иерод. Основные вехи богословского становления архимандрита Софрония (Сахарова) //Церковь и время. 3 (16). 2011. С. 229–270. 25 . Сахаров, Н. (2012) – Николай (Сахаров), иером. Понятие кеносиса в богословской мысли Архимандрита Софрония (Сахарова) //Церковь и время. 1 (58). 2012. С. 53–83. 26 . Снытко (2016) – Снытко Е. А. Духовно-нравственное воспитание личности в свете учения схиархимандрита Софрония (Сахарова) : диссертация на соискание степени магистра педагогики. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. 27 . Софроний (2017a) – Софроний (Сахаров) , архим. Аз есмь. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Эссекс: Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, 2017. 28 . Софроний (2011) – Софроний (Сахаров) , архим. Видеть Бога как Он есть. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, 2011 29 . Софроний (2018) – Софроний (Сахаров) , архим. Главы о духовной жизни. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2018.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

В трапезной всегда было чтение святых отцов на разных языках. Часто отец Софроний останавливал читающего, задавая ему «провокационные» вопросы. И таким образом он привлекал внимание к особенно важному фрагменту текста. Он давал слово читающему, а потом делал свои коммента рии. Во время Великого поста читали Иоанна Лествичника , Григория Паламу либо житие Марии Египетской... иногда читали святого Силуана. Мой родственник из Гента отец Доминик был первым, кто организовал встречи христианской молодежи из разных православных юрисдикций, и первым на них приехал отец Симеон, а также отец Рафаил (Нойка), теперь очень почитаемый в Румынии старец. Эти встречи продолжаются до сих пор, и монахи из Молдона приезжают на эти встречи. Однажды мы пригласили отца Софрония приехать к нам в Гент, и вдруг он согласился. Для нас это был большой сюрприз, потому что он не любил покидать монастырь последние 20–30 лет своей жизни. Он приехал с отцом Кириллом (Аконом), игуменом. Отец Кирилл по происхождению грек из Австралии, был в миру специалистом по ядерной физике, и при этом этот человек великой простоты. Литургия служилась на английском язык Незадолго перед этим я попал в страшную автокатастрофу, полгода лежал неподвижно. Надо сказать, что эти полгода в постели были важнейшим этапом на пути к моему призванию, именно тогда я захотел стать монахом при их монастыре и сказал об этом отцу Софронию. Он, зная, насколько я травмирован, ответил, что монах призван тяжело работать, а это пока для меня невозможно. Я отчетливо помню, как он сказал: «Вам нужно учиться богословию. И прежде всего надо начать читать Евангелие, каждый день, и стараться запоминать прочитанные главы. И нужно начинать с Евангелия от Иоанна». Когда я окреп, я уехал учиться богословию в Салоники. Весь мой дальнейший путь сложился под этим напутствием отца Софрония. Он давал указания послушникам и насельникам учиться и получать образование, в том числе имея в виду ситуацию, если однажды кто-то из них решит покинуть монастырь, – чтобы они смогли найти себя в миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Лучше быть «цербером святого потира», чем функционером, небрежно раздающим Святое Причастие без предварительной исповеди и поста и собирающим горячие уголья и на свою голову, и на голову верующих. Отец Рафаил (Нойка) в одном из своих интервью на вопрос, связанный с частым причащением, отвечает так: «Я бы предпочел, чтобы причащение было как можно более частым. Причастию не свойственно быть частым, но я бы сказал: причащаться часто, а как часто причащаться тебе или тебе — это я предоставляю твоему духовнику и молю Бога, да внушит Он каждому духовнику, как часто нужно причащаться тому-то и тому-то; тебе, может быть, надо прийти через 2 года, а тебе — каждое воскресенье, другому кому-нибудь — по воскресеньям и праздникам, иным — раз в две недели и т. д.» Отец Рафаил — воспитанник западного монастыря, и, тем не менее, он отстаивает авторитет духовника в вопросе о частом причащении. А я скажу вместе с каждым кающимся так: «Не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда…» (из молитвы ко Святому Причащению), потому что невидимая брань идет не только между белым и черным, добром и явным злом, но и в более затененных уголках человеческого разумения, где цвета перемешиваются и где наш обманчивый рассудок может ввести нас в прельщение, усыпив нашу бдительность. «А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте» (Мк.13:37). Священник Георгий Калчу Перевела с румынского Зинаида Пейкова Cresminormodox.ro 25 апреля 2013 года Parintele Gheorghe Calciu . Despre deasa impartasanie. Cerberii Potirului sau paznicii impartasaniei?// Текст приводится с сокращениями. Solia, июль 2002 г., С. 19–21. В переводе с румынского название газеты переводится как «миссия, посольство». Газета «Solia» принадлежит Румынской православной Епископии в Америке со штаб-квартирой в Джексоне, штат Мичиган. Румынский текст см.: . Архимандрит Роман (Блага; р. 1922) уроженец Бессарабии, в 12 лет поступил в монастырь под Бухарестом. Учился в трех богословских и одной педагогической семинарии, на факультете филологии и философии, окончил богословский факультет, поступил в докторантуру, но в 1948 г. был арестован и посажен в тюрьму. Освободился в 1953 г., 1959–1964 гг. снова провел в заключении. В 1968–1972 гг. служил миссионером в Бразилии, затем был переведен в США.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/6...

То, что я хочу сделать, все, что унаследовал от своего духовного отца, все, что смог воспринять в своей жизни и опыте, я хочу передать вам и надеюсь, что этими словами воспользуетесь вы и ваши духовники, а через вас и другие, так как знаю, что передаются кассеты, а прошлым летом я издал еще одну книгу по благословению преосвященного Иоанна. Более или менее, прямо или косвенно я буду стараться по мере своих возможностей донести слово Божие до большего количества душ. Но делаю, что могу. Снова скажу: я не могу дать более того, чем обладаю, и не обладаю большим, чем то, что я есть. Но чтобы продолжать существовать мне необходимо это относительное спокойствие, уединение, в котором я мог бы переживать эту бурю, чтобы не быть постоянно отвлекаемым. Как было со мной на протяжении тридцати лет жизни в монастыре, когда, как только какая-то болезненная рана начинала затягиваться, приходил один, другой, третий и десятый, и я должен был ими заниматься. Но таким образом никогда не достигнешь конца своего делания. Говорю это для ваших священников и духовников — так же, как накануне говорил это Высокопреосвященным, — все, призванные на служение в Церкви и в духовничестве особенно, — все они обуреваемы. Так же, как нашим долгом является преподать вам как можно больше, так же и ваш долг — научаться, сколько, как и когда нас щадить, чтобы мы могли вам служить в полную силу. Отец Рафаил, это был благословенный вечер. Сложно выразить словами ту духовную радость, которую мы испытали. Благодарим Вас, и если остались еще какие-то важные слова, о которых Вы не успели сказать, приглашаем Вас в Рождественский пост продолжить. А всем, присутствующим здесь и слушающим нас по радио, желаем, чтобы Страстная неделя была для них благословлена покоем, а светлый Праздник Пасхи — великой радостью. Перевод с румынского протоиерея В. Шинкаря, Т. Авдеевой, О. Ковериной 1 См. Иеромонах Рафаил (Нойка). Филокалия. Любовь к красоте//Альфа и Омега. 2005. 1(42), 2(43). — Ред. 3 “Воинство Господне” — движение внутри Румынской Церкви, ревнующее о чистоте традиций и обрядов. — Пер.

http://pravmir.ru/krizis-v-tserkvi/

2 декабря 1984 г. это место посетили Николае и Елена Чаушеску в сопровождении Патриарха Юстина Моисеску. Чаушеску предложил Патриарху сделать в монастыре Вэкэрешть Теологический институт, на который имелись деньги от ООН. Патриарх отказался принять здание до тех пор, пока оно не будет полностью отремонтировано, так как он опасался, что Чаушеску не разрешит перенести штаб-квартиру Патриархата в Вакэрешти. Тогда Николае Чаушеску приказал снести монастырь. Хотя несколько интеллектуалов, Константин Нойка, Гео Богза, Михаил Чора, Дан Наста, Зои Думитреску Буцуленга, Рэзван Теодореску, Дину С. Джуреску, Григоре Ионеску и Петер Дерер подписали меморандум о спасении монастыря, осенью 1985 года начался его снос. Несмотря на протесты и вмешательство Румынской Православной Церкви, деятелей культуры в стране и за рубежом, международных организаций и учреждений, в период с 11 по 15 декабря 1986 года церковь была снесена, а в 1987 году был снесен и весь монастырь Вэкэрешти, земля расчищена под строительство комплекса зданий правосудия, в котором должны были разместиться Министерство юстиции, Генеральная прокуратура, Верховный Суд и другие суды. После заливки фундамента в 1988 году работы были остановлены. Не пощадили даже холм, он был почти полностью срыт. Внутри монастыря Вэкэрешти, незадолго до сноса, Серджиу Николаеску отснял несколько боевых танковых сцен для фильма «Мы, первая линия» (Noi, cei din linia intai), что нанесло ансамблю серьезный ущерб, например, был сломан мраморный крест одного из основателей монастыря, правителя Константина Маврокордата, слом замков и железных прутьев, закрывающих часовню, а также алтарной двери Великой церкви, что вызвало вмешательство на высшем уровне сотрудников Исторического музея Бухареста. Есть ещё одно противоречие между историками и этимологами. По некоторым данным, название местности связано с тем, что имение принадлежало семье бояр Вэкэрешти. Другие мнения утверждают, что топоним не имеет ничего общего с семьей Вэкэреску и что объяснение кроется либо в занятии сельских жителей в другое время - выращивании крупного рогатого скота, либо в том, что он происходит от пастбища, за который когда-то платили животноводы – «вэкэритул» (vacaritul).

http://sobory.ru/article/?object=55077

Рейтинг: 9.9 Голосов: 1083 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Евагрий.  Передано со слов ученика архим. Софрония (Сахарова), схиигум. Серафима (Покровского).  Письмо Кириллу Шевичу (впоследствии архим. Сергию). См.:  Ларше Ж.К . Преподобный Силуан Афонский. М., 2015. С.311 (Приложение).   Серафим  (Покровский), схиигум. Слово в день всех Святых, на горе Афонской просиявших/Беседы с братией (неизд.). [Схииг. Серафим был духовным чадом и келейником архим. Софрония (Сахарова) в последние годы жизни старца, в Свято-Иоанно-Предтеченском монастыре в Эссексе (Англия). В настоящее время является скитоначальником Всехсвятского скита на Валааме – прим. автора]  Слово о трех образах молитвы.  О. Николай Гурьянов на вопрос одного военного…  Как это сделали наши предки, согласно теории Дарвина.  Здесь одна из причин недоразумения, для которого мы сами даем повод: когда считается, что верующие – обязательно люди суровые, замкнутые, унылые. Сейчас очень много публикаций, опровергающих такой взгляд и пытающихся показать, что христианство – религия радости. Но при этом глубина проблемы нередко ускользает: забывается, что путь к сверхъестественной радости действительно – крестный и покаянный, хотя, безусловно, он не должен быть окрашен унынием ни в коей мере. Возможно, мы, обычные верующие, «несвятые», находимся лишь на пути (если вообще находимся), и только редкие избранники доходят до конца, где они увенчиваются, каждый в свою меру, радостью и ликованием о Боге, о Христе Воскресшем и о воскресении своей собственной души.  Ср. свт. Игнатий Брянчанинов.  Рафаил (Нойка).  См. об этом все книги серии «Путь умного делания», составитель Н.М.Новиков. Напр.: Начало молитвы.  Ср. Исаак Сирин.  Ср. о. Сергий Мечев.  Пасха красная.  Архим. Симеон (Брюшвайлер) – ученик старца Софрония (Сахарова) и, таким образом, «духовный внук» прп. Силуана; был одним из духовников Свято-Иоанно-Предтеченского монастыря в Эссексе, основанного о. Софронием.   Симеон  (Брюшвайлер),архим. Опыт ада как путь к Небесному Царству//Альфа и Омега. (27). М., 2001. С. 165.

http://pravoslavie.ru/114543.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010