С 1924 г., когда мон-рь закрыли, «И.» и. хранилась у одного из монахов Новоафонского мон-ря, оставшегося жить в Абхазии. По окончании второй мировой войны он был определен приходским священником в открывшуюся в Гудауте ц. Покрова Пресв. Богородицы. Туда он принес чудотворную икону. До наст. времени в этом храме находится киот, сооруженный для «И.» и., очевидно, еще в дореволюционное время в Новоафонском мон-ре. В этом киоте хранится список чудотворного образа. По непроверенным сведениям, во 2-й пол. XX в. «И.» и. была вывезена на Украину в Почаевскую в честь Успения Пресвятой Богородицы лавру . Миниатюрная по размерам икона (ок. 14×13 см) написана на доске. На ней представлена Божия Матерь «Одигитрия» с благословляющим Младенцем Христом на левой руке. Богомладенец в левой руке держит опущенный вертикально свиток. «И.» и. была украшена ризой филигранной работы и вложена в медный позолоченный киот. Созданный в XIX в. в мастерской Новоафонского мон-ря образ отражает историю «И.» и., к-рая связывала Старо- и Новоафонскую обители: на иконе, на фоне собора Новоафонского мон-ря, изображены ап. Симон Кананит и вмч. Пантелеимон, держащие образ Божией Матери «Избавительница». Такие иконы встречались чаще, чем «И.» как отдельный образ. Один из ранних списков, очевидно нач. XX в., хранится в соборе Новоафонского мон-ря. В советское время он находился в Майкопе и был возвращен монастырю в 90-х гг. XX в. Новописаная икона той же иконографии была передана в дар мон-рю вмч. Пантелеимона на Афоне Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, когда он посетил мон-рь в февр. 1998 г.; икона пребывает в соборе Покрова Пресв. Богородицы. В честь «И.» и. освящен один из храмов Новоафонского мон-ря. Лит.: Рус. паломник. 1887. 38. Ил. на с. 462; Сказание о чудотворной иконе, именуемой «Избавительница». Серг. П., 1893; Вышний покров над Афоном. М., 1997р. С. 112-122; Сказание о чудотворной иконе Божией Матери, именуемой «Избавительница»//К свету. 1997. 16: Храмы и святыни Ново-Афонского Симоно-Кананитского мон-ря. С. 62-68; Поселянин. Богоматерь. С. 668-674.

http://pravenc.ru/text/293828.html

Одной из главных святынь К. м. является ковчег с частицей мощей вмч. Феодора Тирона, доставленный из серб. мон-ря Ново-Хопово, где хранятся мощи святого. Кроме того, имеются иконы с частицами мощей вмч. Пантелеимона, преподобных Серафима Саровского, Антипы Афонского, Иова и Амфилохия Почаевских, св. блгв. кнг. Анны Кашинской, свт. Игнатия (Брянчанинова) и др. Имеется также ковчег с частицами мощей 36 преподобных Киево-Печерских. В главном храме К. м. находятся чтимые списки Гербовецкой, Иверской и Казанской икон Божией Матери, икона свт. Луки Крымского с частицей мощей, вышитая икона свт. Николая Чудотворца, доставленная из г. Бари (Италия) и переданная в дар обители. В часовне пребывает список Иверской иконы Божией Матери, доставленный с Афона 2 мая 2008 г. В б-ке К. м. хранится более 3 тыс. томов, в т. ч. Евангелие, на к-ром приносил присягу 1-й Президент Республики Молдова М. Снегур. В экспозиции музея церковного искусства К. м. представлены старинные священнические облачения, Евангелия и др. богослужебные книги, оклады к иконам и различная церковная утварь, имеющая как историческую, так и художественную ценность. Богослужения совершаются ежедневно, утром и вечером, на 2 языках - молдавском и церковнославянском. На воскресной литургии также читаются ектении и на греч. языке - в память о строителях и ктиторах собора братьях Чуфлях, греках по происхождению. К февр. 2014 г. в К. м. проживало 9 насельниц: схимонахиня, 7 монахинь, инокиня, 4 трудницы на испытательном сроке, а также 5 священников и 2 диакона. Место старшей сестры оставалось вакантным, послушание духовника-администратора исполнял архим. Николай (Рошка). Насельницы и служители обители окормляют Республиканский дом престарелых (Кишинёв), Республиканскую психиатрическую больницу и приемник-распределитель, расположенный поблизости от монастыря. В МВД Республики Молдова открыты домовые церкви либо построены храмы, в к-рых служат клирики обители. Арх.: АКММ. Д.: Ф.-Т. жен. мон-рь. Лит.: Mnstiri i schituri din Republica Moldova: Studii enciclopedice. Chiinu, 2013. Р. 736-744.

http://pravenc.ru/text/1841181.html

В нач. 1926 г. А. был возведен в сан архимандрита. 15 сент. того же года в Москве состоялась его хиротония во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии, хиротонию возглавил Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский) . В окт. 1926 г. А. был арестован и выслан в Харьков, куда в то время ОГПУ сослало мн. выдающихся архиереев и священников укр. епархий. Пребывание в Лубнах А. было запрещено, ему удалось лишь один раз тайно посетить свой кафедральный город. А. удалился в Ново-Афонский мон-рь , однако положение его и здесь было неспокойным из-за преследований со стороны властей. В этот период А. поддерживал переписку с духовенством Полтавской епархии. В кон. 1927 г., после публикации «Декларации» митр. Сергия (Страгородского) и Временного Патриаршего Свящ. Синода , один из священников Полтавской епархии обратился к А. с письмом, в к-ром заявил, что из-за «Декларации» отказывается от подчинения как ему, так и митр. Сергию. В ответе А. убеждал своего корреспондента в ошибочности его взглядов. Священник частично переделал письмо А. и распространил его как послание епископа к правосл. пастве вообще и к верующим Полтавы в частности. Послание стало широко известно на Украине, а затем и в России. Поскольку А. не мог получить места служения в к.-л. епархии без предварительного согласования с властями, он решил ехать в Москву и лично встретиться с начальником 6-го отдела ОГПУ Е. А. Тучковым . 9 мая 1928 г. А. был там задержан. Заместитель председателя ОГПУ Г. Г. Ягода, рассматривавший дело А., выписал ордер на его арест, поводом для к-рого послужило вышеназванное письмо. 14 июля следствие было закончено, в обвинительном заключении о послании А., названном «антисоветским документом», говорилось: «Документ указывал на то, что Церковь подвергается гонениям за веру со стороны советской власти, что советская власть является «гонителем и врагом» Церкви... Послание предлагает взять пример с мучеников, к-рые «умирали за свободу Церкви, за ее священные предания и даже за книги и сосуды». Призывает Церковь отказаться от выказывания всяких внешних знаков подчинения советской власти, а народу предлагает поддерживать стойкость и мужество попов заботой об их семьях и в случае надобности подталкивать попов на активность». А. признал, что послание написано им, назвать адресата письма отказался.

http://pravenc.ru/text/76028.html

Георгий и трансильванский воевода Янош Хуньяди освободили Смедерево. Летом 1444 г. Георгий заключил с турками договор, по к-рому он получал во владение свои области с 24 городами, а его сыновья были отпущены из плена. Однако после поражения крестоносцев в битве при Варне (10 нояб. 1444) Георгий, хотя и не принял в ней участия, был вынужден окончательно признать османский сюзеренитет и послать отряды для осады К-поля в 1453 г. После взятия столицы Византийской империи Мехмед II повторно атаковал Сербию, в 1455 г. было взято Ново-Брдо и в руках турок оказалась юж. часть Сербского деспотата. На краткий период между смертью Георгия (1456) и захватом Смедерева (1459), положившим конец существованию средневек. Сербского гос-ва, приходятся ознаменовавшиеся семейными раздорами правления его сыновей Лазаря (1456-1458) и Стефана Слепого (1458-1459), вдовы Лазаря Елены Палеологины (1458-1459) и их зятя, сына боснийского кор. Стефана Томашевича (1459). Первым браком Георгий был женат на дочери трапезундского имп. Алексея IV, 2-м или 3-м браком (с 1414) - на Ирине Кантакузине († 1457), дочери морейского деспота Димитрия и правнучке визант. имп. Иоанна VI Кантакузина . Ее брат Фома стал одним из главных военачальников Георгия. Портрет Георгия с семьей сохранился на Эсфигменском хрисовуле 1429 г. По случаю смерти деспота Георгия было написано пространное надгробное слово, представляющее собой слав. образец высокой визант. риторики и дошедшее в списке 2-й пол. XVI в. (ОГНБ. 1/119). От брака Георгия с трапезундской принцессой родились 2 дочери: рано умершая Елена († после 1408) и знаменитая Мария (Мара) (ок. 1401-1487), ставшая в 1435 г. женой султана Мурада II и пользовавшаяся большим влиянием при дворе своего пасынка Мехмеда II. Благодаря Марии были восстановлены мн. обители (напр., Рильский мон-рь) и сохранены мн. реликвии (напр., дары волхвов из Св. Софии К-польской - 28 золотых подвесок, украшенных сканью, переданные ею афонскому мон-рю св. Павла). При ее непосредственном участии были заключены договоры о взаимной поддержке и помощи между Рильским мон-рем, с одной стороны, и афонскими обителями св.

http://pravenc.ru/text/153337.html

В кон. 2000-х и в 10-х гг. XXI в. в монастырском комплексе проводились ремонтно-реставрационные работы, на храмах и колокольне установлены новые купола и кресты. Арх.: АВП РИ. Ф. 180. Оп. 517/2. Д. 5436; РГИА. Ф. 796. Оп. 157. Д. 438; Оп. 163. Д. 1491; Ф. 797. Оп. 45. Отд. 2. Ст. 3. Д. 55; Ф. 1263. Оп. 2, Ед. хр. 5137; Ф. 1290. Оп. 11. Д. 1146; РГБ ОР. Ф. 765. Карт. 17. Ед. хр. 45; РНБ ОР. Ф. 253. Оп. 1. Д. 204; Ф. 730. Оп. 1. Ед. хр. 2015, 2320. Ист.: СУРП. 1880. 1-е полугодие; 1885. 2-е полугодие; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода К. Победоносцева по Ведомству правосл. исповедания за 1885 г. СПб., 1887; Юркевич М. На Новом Афоне: Из дневника пастыря-паломника. СПб., 1902; Восп. архим. Иерона о посещении государем имп. Александром III с августейшей семьей мон-ря Новый Афон в 1888 г. СПб., 1906; Док-ты и переписка Ново-Афонского мон-ря: (1875-1894)//К Свету. 1997. Вып. 16. С. 194-250; Монахологий Рус. Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне. Св. Гора Афон; М., 2013. Лит.: Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский мон-рь/Сост.: а[рхим.] Л[еонид (Кавелин)]. М., 1885; Русский мон-рь св. великомученика и целителя Пантелеимона на Св. Горе Афонской. М., 1886; Дмитриевский А. А. Русские на Афоне. СПб., 1895; Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский мон-рь/Сост.: И. Н[икифоров]. М., 1898; Живописное обозрение рус. св. мест. Од., 1902. Вып. 9: Ново-Афонский Симоно-Кананитский мон-рь; Никон (Рождественский), еп. На Новом Афоне. Серг. П., 1911; Ново-Афонский Симоно-Кананитский мон-рь на берегу Черного м., в Абхазии, близ г. Сухума на Кавказе. Од., 1912; Поставление нового настоятеля в Ново-Афонском Симоно-Кананитском мон-ре//ДС. 1912. Вып. 10. С. 305-313; Бронзов А. А. Архим. Иерон, настоятель Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря. СПб., 1913; Духовное торжество по случаю 25-летия св. храма во имя св. иконы Иверской Божией Матери при Ново-Афонском подворье в С.-Петербурге. СПб., 1913; Восторгов И., прот. Очерк истории Ново-Афонского Симоно-Кананитского мон-ря. Салоники, 1996; К Свету: Альм. М., 1997. Вып. 16: Ново-Афонский Симоно-Кананитский мон-рь; Рус. афонский отечник XIX-XX вв. Св. Гора Афон, 2012; Милованова Н. А. Ново-Афонский Симоно-Кананитский муж. мон-рь// Она же. Абхазия христианская. Сухум, 2014. С. 134-175; Виноградов А. Ю., Белецкий Д. В. Церк. архитектура Абхазии в эпоху Абхазского царства: Кон. VIII - X в. М., 2015; История Русского Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне с 1735 до 1912 г. Св. Гора Афон, 2015; История Русского Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне с 1912 до 2015 г. Св. Гора Афон, 2015; Монастырь св. ап. Симона Кананита в Новом Афоне. Новый Афон, 2017.

http://pravenc.ru/text/2577803.html

СПб., 1860; Антонин (Капустин), архим. Заметки поклонника Св. Горы. К., 1864; Порфирий (Успенский), архим. Первое путешествие в афонские мон-ри и скиты в 1845 г. К., 1877. Ч. 1. Отд. 1. С. 65, 86-88; Рус. мон-рь св. вмч. и целителя Пантелеимона на Св. Горе Афонской. М., 1886; Кончина и погребение приснопамятного старца, духовника Русского на Афоне Пантелеимонова мон-ря иеросхим. Иеронима//Душеполезные размышления, 1886. М., 1901. Вып. 1/2. Прил. 1; Еще неск. слов о новопреставленном старце иеросхим. Иерониме//Там же. Вып. 4. С. 12-16; За что попускается иногда вражья сила и чем прогоняется: Восп. о приснопамятном духовнике о. Иерониме//Там же, 1887. М., 1901. Вып. 11. С. 10-13; Ковалевский А. Ф., прот. Иеросхим. Иероним, духовник Русского на Афонской Горе Пантелеимонова мон-ря//ДЧ. 1886. Ч. 1. Март. С. 288-327 (отд. отт.: М., 1887, 2006); он же. Иероним (Иван Павлович Соломенцов)//РБС. Т. Иб.-Ключ. С. 169; Леонтьев К. Н. Воспоминание об архим. Макарии, игум. Русского мон-ря св. Пантелеимона на Горе Афонской//Гражданин. 1889. 191-192, 196, 207, 211, 243, 246; Дмитриевский А. А. Русские на Афоне: Очерк жизни и деятельности игум. Русского Пантелеимонова мон-ря священноархим. Макария (Сушкина). СПб., 1895. С. 1-395; И. Н. К портретам архим. Макария и иеросхим. Иеронима//Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский мон-рь. М., 1898. С. 316-338; Михаил (Семенов), архим. «Стиль» и «дух» рус. обителей на Афоне//СИППО. 1905. Т. 16. [Вып. 3]. С. 362-391; Никон (Рождественский), еп. На Новом Афоне. Серг. П., 1911; Памяти иеросхим. Иеронима, духовника обители св. вмч. Пантелеимона//ДС. 1915. Вып. 11. С. 421-431; Большаков С. Н. Иеросхим. Иероним (Соломенцов) - возобновитель рус. монашества на Афоне в XIX в.//ВРЗЕПЭ. 1963. 41. С. 52-62; Афонские иеросхим. Иероним, Арсений, Аникита, Никодим и их сподвижники//ЖПодв. Нояб. С. 305-325; Михаил (Козлов), архим. Записки и письма. М., 1996; История Русского на Афоне Св.-Пантелеимонова мон-ря//К Свету. М., 2000. Вып. 18: История Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова мон-ря.

http://pravenc.ru/text/293706.html

Д. Б. Кочетов Русские иноки на А. в XX в. Рус. святогорцы воздерживались от политических выступлений в связи с Октябрьской революцией 1917 г. и начавшейся после нее гражданской войной в России. В 1919 г. на призыв архиеп. Анастасия (Грибановского) «подать свой голос в защиту угнетенного большевизмом народа» настоятели 3 крупнейших рус. обителей (Пантелеимоновской, Андреевской и Ильинской) ответили, что «едва ли в данном случае найдемся в состоянии произнести влиятельное слово к вразумлению наших соотечественников». В нач. 20-х гг. XX в. Пантелеимонов мон-рь лишился всех своих подворий в России, Ново-Афонский мон-рь был закрыт в 1924 г., братия подворий и Нов. Афона была разогнана и не получила разрешения вернуться на А. К-польское подворье Пантелеимонова мон-ря, отобранное в начале войны турками, было возвращено мон-рю по окончании войны, но оказалось полностью расхищенным, подворье в Салониках, пострадавшее от пожара в 1917 г., было продано за небольшую сумму в 1919 г. В 1924 г. мон-рь остался без метохов каламарийского, сикийского и касандрийского, отобранных греч. правительством для размещения беженцев из Турции. Испытывая значительные материальные затруднения, Пантелеимонова обитель была вынуждена продавать церковную утварь, облачения, иконы, хозяйственный инвентарь. Из-за скудости во всем и частых болезней смертность в обители достигала 50 чел. в год, число братии с каждым годом сокращалось, несмотря на то что в 20-х гг. XX в. в мон-ре приняли постриг мн. эмигранты - бывш. офицеры и рядовые Добровольческой армии, а также гражданские лица, преимущественно оказавшиеся в галлиполийском лагере. Одновременно пришли в упадок монастырские мастерские и промыслы, созданные для обслуживания паломников. Были проданы принадлежавшие мон-рю суда, а также нек-рая часть греч. собрания рукописей монастырской б-ки. Гонения на Русскую Церковь не позволяли церковному руководству уделять должное внимание рус. зарубежным святыням, однако уже на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Соч.: [Слово о том, чтобы не уклоняться от соборного богослужения и не искать ранних литургий и где поскорее отслужат]//РНБ. Ф. 253. Ед. хр. 207. Л. 45-46 об.; Дневник: (Афон), 1852-1854 гг.//АРПМ. Оп. 23. Д. 4. Док. 3962. Л. 1-34; Дневник путешествия в Палестину и на Синай. 1851 г.//Там же. Д. 3. Док. 3957. Л. 1-54; Дневник путешествия из России в К-поль. 1851 г.//Там же. Д. 2. Док. 3956. Л. 1-40; Слова и поучения//Там же. Д. 51. Док. 4016; Письмо с Афона об освящении в Старом нагорном Руссике возобновленного храма во имя св. Саввы Сербского и закладка соборного храма св. Пантелеимона на древнем основании//ДЧ. 1871. 8. Отд. 2. С. 142-146; Слово в день освящения церкви св. Саввы в Старом Руссике//Там же. С. 146-149; Слово на празднование 900-летия Крещения Руси//ДС. 1888. Вып. 9. С. 133-136; Духовное завещание в Бозе почившего игумена Русского на Афоне св. вмч. Пантелеимона мон-ря священноархим. Макария//Там же. 1889. Вып. 9. С. 228-232 (То же// Дмитриевский А. А. Русские на Афоне: Очерк жизни и деятельности игумена Рус. Пантелеимонова мон-ря священноархим. Макария (Сушкина). СПб., 1895. С. 367-370; То же//К свету. М., 2000. Вып. 18. С. 124-125; То же//Рус. афонский отечник XIX-XX вв. Св. Гора Афон, 2013. С. 113-114); Слово после пожара в Покровском храме в 1887 г.// Дмитриевский А. А. Русские на Афоне. 1895. С. 349-350; Из дневника//ДС. 1898. Вып. 10. С. 307-312; Воспоминания об о. Иерониме//Старцы-возобновители Рус. Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне. Св. Гора Афон, 2014. Ч. 1: Духовник Иероним. С. 691-696; Слово, сказанное в конце 40-дневного поминовения старца Иеронима//Там же. С. 703-705. Лит.: Русский мон-рь св. вмч. и целителя Пантелеимона на Св. Горе Афонской. М., 1886; Кончина и погребение в Бозе почившего игумена Русского на Афоне Пантелеимонова мон-ря священноархим. Макария//ДС. 1889. Вып. 9. С. 222-228; Дмитриевский А. А. Русские на Афоне: Очерк жизни... священноархим. Макария (Сушкина). СПб., 1895; К портретам архим. Макария и иеросхим. Иеронима//Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский мон-рь/Сост.: И.

http://pravenc.ru/text/2561400.html

Матфея, много сил отдавшего собиранию и изучению греч. рукописей. Его трудами греч. часть рукописного собрания, исчислявшаяся в сер. XIX в. неск. десятками книг, к концу его жизни заняла по количеству томов (свыше 1300) 4-е или 5-е место (мнения по этому поводу расходятся) среди коллекций А., сам библиотекарь принимал активное участие в подготовке каталога греч. рукописей А., осуществлявшейся проф. С. Ламбросом. Сотнями томов исчислялся фонд греч. изданий XV-XIX вв. Собрание слав. и рус. рукописей XIII-XIX вв. (ок. 150) является 3-м на Св. Горе после Хиландара и Зографа. К нач. XX в. монастырская б-ка обладала развитым научно-справочным аппаратом и находилась на совр. научном уровне. С целью пополнения фонда поддерживались регулярные связи с крупнейшими книготорговцами-антикварами Европы. Стараниями о. Матфея при б-ке был создан археологический музей, по преимуществу из материалов раскопок, проводившихся о. Матфеем на близлежащих п-овах Касандра и Ситония, а также из отдельных находок, обнаруженных в процессе строительных работ в различных монастырских владениях. В 1910 г. для б-ки и музея было построено (впервые на А.) отдельное двухэтажное здание. С сер. XIX в. до первой мировой войны Русский мон-рь являлся своеобразной базой (бытовой и научной) для многочисленных российских ученых-гуманитариев (как духовных, так и светских) различных специальностей, исследовавших культурные сокровища А. Интерьер библиотеки Свято-Пантелеимонова мон-ря. Фотография. 1983 г. Интерьер библиотеки Свято-Пантелеимонова мон-ря. Фотография. 1983 г. Чрезвычайно активной была внешняя деятельность обители: открылись подворья в К-поле, Москве, Одессе, Таганроге, Ростове-на-Дону, началось строительство Ново-Афонского мон-ря на Кавказе и его подворья в С.-Петербурге. При московской Пантелеимоновской часовне широко развивалась издательская деятельность. Мон-рь оказывал помощь церковной утварью, иконами, деньгами российским, серб., греч., болг. храмам и мон-рям, духовным учреждениям, благотворительным и учебным заведениям в К-поле, России, Болгарии, рус.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

361. Пицундинский или Бичвинтский – Успенский , мужской, ныне древний храм Божией Матери при сел. Пицунда, Кутаисской губ., в Абхазии, Пицундинского окр., Сухумского отдела, на восточн. берегу Черного моря. Храм этот построен в 551 г. Имп. Юстинианом. В 1872 г., по ходатайству Вел. кн. Михаила Николаевича, разрешено при храме устроить муж. м-рь, с назначением на его содержание из казны по 1.200 р. в год, причем предположено со временем открыть школу для детей туземцев в видах приготовления их к поступлению в духовн. семинарию. Для устройства м-ря из Троиц.-Сергиевой лавры были посланы архим. Феофил, иеромонах, иеродиакон и 2 послушника. В 1882 г. по случаю переселения большей части абхазцев в Турцию, м-рь упразднен, храм же, по возобновлении его, приспособлен к соборному храму и приписан к Ново–Афонскому-Симоно-Кананитскому м-рю. “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1872 г., 89; 1885 г., 214; “Собр. узак. и распор. правит.”, 1872 г., 77, ст. 740; 1873 г., 60, ст. 733; 1883 г., 14, ст. 143; Ив. Чернояров, “Пицунд. Успенский и Ново-Афонский-Симоно-Кананит. м-рь в Абхазии”, брош. в 8 стр., СПб., 1877 г. 362. Пожайский – Успенский , мужской, 1-го класса, Ковенской губ. и уезда, при селе Пожайсце, в 7 вер. от Ковно, при р. Немане. Он прежде принадлежал католическому Камельдульскому монастырю, но за участие в мятеже по конфирмации 1832 г. обращен в православный 2-го класса и в 1842 г. перечислен в 1-й класс. В 1874 г. к нему приписаны здания, угодья и земли упраздненного Рождество-Богородицкого мон. в Березвечи. Великолепный храм Успения построен в 1662–1674 г. канцлером Вел. Кн. Литовского Христоф. Поцом, семейство которого здесь погребено под склепом; в 1839 г. храм перестраивался и в 1840 г. освящен. Храм замечателен чудною архитектурою, изображениями алфреско и мраморною обшивкою; Пац на постройку его употребил 8 миллионов злотых или 8 бочек золота. В 1867 г. в м-ре жил на покое архиеп. Минский Антоний. Силин, “Пожайский Успен. первоклассн. м-рь”, в “Памятн. кн. Ковен. губ. на 1890 г.”, стр. 261 – 278; Balinsky, “Staroz. Polsk.”, III, 419, 422; Афанасьев, “Ковен. губ.”, 524; “Извлеч. из отч. Об. Пр. Св. Син.”, 1838 г., 77 (переделка церкви); 1840 г., 13 (освящение); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 502; “Краткое опис. Ковен. губ.”, 1888 г., 43.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010