Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАССИАН (нач. XV в.- после 1471), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы и Спасо-Каменного в честь Преображения Господня монастырей. Согласно «Сказанию о Спасо-Каменном монастыре» Паисия (Ярославова) , К. был пострижеником Спасо-Каменного мон-ря. 11 апр. 1448 г. Ростовский, Ярославский и Белозерский еп. св. Ефрем возвел К. в сан игумена Кириллова Белозерского мон-ря (АСЭИ. Т. 2. С. 58-59. 97). В «Сказании…» Паисия (Ярославова) и в Житии прп. Кирилла Белозерского, написанном Пахомием Логофетом , говорится, что К. «самовидец бяше блаженнаго». Это позволяет предположить, что К. пришел в Кириллов мон-рь при жизни прп. Кирилла Белозерского (т. е. до 9 июня 1427), а также датировать рождение К. временем не позже нач. XV в. (Утверждение И. С. Некрасова о том, что К. был выходцем из Елеазарова во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста монастыря, не находит подтверждения.) Грамота еп. Ефрема адресована «в ограду святые Богородици в Кирилов манастырь… старцю Касьяну», т. е. ко времени возведения в сан игумена К. был старцем Кирилловой обители. К. сменил на посту настоятеля игум. Трифона , в 1448 г. ставшего настоятелем Спасского мон-ря в Московском Кремле (см. Новоспасский московский в честь Преображения Господня мон-рь ) и духовником вел. кн. Василия II Васильевича (в 1462 Трифон был хиротонисан на Ростовскую кафедру с возведением в сан архиепископа). Согласно спискам игуменов Кирилловой обители, К. был настоятелем 22 года (см., напр.: РНБ. Соф. 1418. Л. 10; 1166. Л. 154; 1499. Л. 17). Первое игуменство К. продолжалось 17 лет, до 1465 г., когда вслед. усилий Ростовского архиеп. Трифона, предшественника К. на посту настоятеля в Белозерском мон-ре, во главе обители встал брат Трифона Филофей. Вел. кн. Иоанн III Васильевич и ктитор Кириллова монастыря белозерский кн. Михаил Андреевич признали Филофея (дали ему жалованные грамоты). Однако через год белозерский князь сместил Филофея и вернул в обитель К. Согласно трактовке событий в Судном списке митр. Геронтия по вопросу подсудности Кириллова Белозерского мон-ря 1478/79 г., архиеп. Трифон поставил Филофея игуменом без ведома князя, а князь велел его «поимати, и оковати, да и монастырь у него отняти». К. был возвращен на игуменство «по челобитью и по прошению всеа братьи», очевидно, преподобный пользовался авторитетом в мон-ре и имел там немалую поддержку (АСЭИ. Т. 2. С. 279-282. 315). В 1467 г., вскоре после изгнания Филофея, архиеп. Трифон оставил Ростовскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/1681245.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Иноки Корнилий и Виталий. Рисунок. 1-я треть XIX в. (ГЛМ) (Конон; ок. 1570, деревня на р. Тотьме - 30.03.1695, скит в Выговском суземке), инок, один из основателей Выголексинского общежительства . Сведения о К. В. содержатся в его Житии, составленном в 20-х гг. XVIII в. его бывш. келейником и учеником иноком Пахомием; в 1731 г. Житие было переработано в традициях выговской лит. школы Трифоном Петровым (1-ю редакцию Жития издал Д. Н. Брещинский). К. В. род. в крестьянской семье. В юности почувствовал тягу к монашеству, отправился в Ветлужские леса к знаменитому аскету Капитону , однако тот не принял К. В., ссылаясь на его юность, и направил в Корнилиев Комельский мон-рь , где К. В. был пострижен в монашество (ок. 1588) и стал пономарем. В Комельском мон-ре К. В. провел 24 года. После смерти своего келейного отца отправился странствовать, обойдя много городов и обителей (в т. ч. Троице-Сергиев (см. Троице-Сергиева лавра ) и Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ри), оказался в Москве (жил в мон-рях Чудовом в честь Чуда арх. Михаила в Хонех, Новоспасском московском в честь Преображения Господня, Симоновом Новом московском в честь Успения Пресв. Богородицы ). В 1619-1620 гг. был келейником Иерусалимского патриарха Феофана IV , когда тот находился в Москве. Трудился пекарем сначала у Московского патриарха Иоасафа I (1634-1640), потом в Новгороде, у митр. св. Аффония (1635-1649), участвовал в его погребении (1652). К. В. неоднократно предлагали священство, но он всякий раз отказывался. В нач. 50-х гг. XVII в. патриарх Иосиф поручил К. В. «надсмотрение над попами и дьяками» кремлевского Архангельского собора, К. В. должен был «ковать и смирять за некоторыя погрешения». Когда на Патриарший престол был возведен Никон (1652), к которому, предвидя церковную «смуту», К. В. еще в Новгороде отказывался идти под благословение, К. В. покинул Москву и вместе с Досифеем (впосл. игумен Николо-Беседного мон-ря) бежал на Дон. После 3-летнего пребывания на Дону К. В. 12 лет укрывался в Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пустыни ; когда и здесь были введены новые обряды и книги, начал скитания по Северу, в Олонецких пределах. 3 года жил в келье близ р. Водлы, 3,5 года - на Кяткозере, из них 2 года - с Епифанием , буд. сподвижником протопопа Аввакума Петрова ; позже К. В. состоял в переписке с пустозерскими узниками. Преследования властей заставляли К. В. постоянно менять место жительства. Вокруг него собирались многочисленные последователи, ок. 100 чел. жили в его поселении на р. Выг, у К. В. приняли постриг старообрядческие иноки Серапион, Варлаам (Быков) .

http://pravenc.ru/text/2458717.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН I († 24.01.1529, Казань), мч. (пам. 24 янв., 4 окт.- в Соборе Казанских святых), Казанский. Житие И. было составлено ранее нояб. 1552 г., когда оно было включено в Великие Четьи-Минеи митр. свт. Макария («В лето 7037 месяца генваря 24 мучение святого Ивана»; нач.: «В граде Казани бе некый полонянин у дядки царева»; см.: Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 412). 50-ми гг. XVI в. датируется список Жития И. в сборнике РНБ. Q.XVII.64 («О святем мученице Иване, иже за Христа мучен во граде Казани»; см.: Послания Иосифа Волоцкого /Подгот. текста: А. А. Зимин, Я. С. Лурье. М.; Л., 1959. С. 101-102, 104), происходящем из Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря. Сборник был переписан архим. Нифонтом (Кормилицыным) , в 1543-1554 гг. управлявшим Новоспасским московским в честь Преображения Господня монастырем . В записи архим. Нифонт завещает отдать сборник в Иосифо-Волоколамский мон-рь, где ранее он был игуменом. По предположению Р. П. Дмитриевой , архим. Нифонт мог быть составителем первоначального краткого рассказа о мученичестве И. Нифонт мог узнать об И. во время похода рус. войск на Казань в 1550 г., в котором он принимал участие. К сборнику архим. Нифонта восходит список Жития И. 2-й пол. XVI в. в волоколамском сборнике Мартина (Рыкова) РГБ. Волок. 520; известны также др. списки памятника. Под 24 янв. рассказ о мученичестве И. был включен в Чудовские (1600) и Тулуповские (1627-1632) Четьи-Минеи. Биография Нижегородец (или житель Нижегородского у.) И. был захвачен в плен казанскими татарами во время нападения на Н. Новгород хана Мухаммед-Эмина в 1505 г. (о походе см.: ПСРЛ. М., 2001. Т. 6. С. 249-252), в ходе к-рого город не был взят. Встречающиеся в лит-ре утверждения о том, что И. был воином, недостоверны. В Казани И. находился в рабстве («в услужении») у вельможи Алей-Шпура (Алей-Шнура, Алейшунура, Али Шукуря), «царева дядьки», т. е. воспитателя казанского хана Мухаммед-Эмина (хозяина И., по всей видимости, звали Аллашукур, это имя до сих пор распространено у турок и крымских татар). «Али Шукуров сын» упоминается в рус. летописях 2-й четв. XVI в. под 1531 г. как убитый казанцами наряду с «иными князьями» в ходе восстания против хана Сафа-Гирея, инспирированного грамотой Московского вел. кн. Василия III Иоанновича (ПСРЛ. Т. 8. С. 277; Т. 13. С. 57).

http://pravenc.ru/text/469724.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Николай Кобранов, прот. Фотография. 30-е гг. XX в. Яковлевич Кобранов (10.05.1893, с. Благовещенье Дорогобужского у. Смоленской губ.- 31.12. 1937, Ухтинско-Печорский ИТЛ, Коми АССР), сщмч. (пам. 18 дек., в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи диакона. Младший брат еп. Евгения (Кобранова) . В 1907 г. окончил Смоленское ДУ, в 1913 г.- Смоленскую ДС. В 1914 г. поступил на юридический фак-т Варшавского ун-та, вскоре эвакуированного в Ростов-на-Дону в связи с началом первой мировой войны. Учился в Ростовском ун-те до 1917/18 г. В 1918 г. Н. был певчим в симферопольском Александро-Невском соборе, затем иподиаконом у Таврического и Симферопольского архиеп. Димитрия (впосл. схиархиепископ Антоний (Абашидзе) ). В 1920 г. Н. был рукоположен во диакона к крестовой ц. Святителей Московских при архиерейском доме в Симферополе. Во время эвакуации армии генерала П. Н. Врангеля из Крыма в нояб. 1920 г. Н. принял решение остаться в России. Служил в одной из сельских церквей Мелитопольского у. Таврической губ. В 1921 г. рукоположен во иерея. В 1922 г. оформил перевод в Московский ун-т для продолжения учебы. 5 мая 1922 г. был арестован на Троицком патриаршем подворье в Москве, куда пришел просить место священника, по обвинению в «соучастии в антисоветской деятельности патриарха Тихона», 10 мая освобожден. В том же году служил в Новоспасском мон-ре в Москве, где наместником был его брат архим. Евгений (Кобранов). Одновременно в мае-июле 1922 г. Н. работал в Центральном ин-те организаторов народного просвещения Главпрофобра Наркомпроса РСФСР внештатным сотрудником «для выполнения срочных заданий в связи с составлением отчета о деятельности Института за истекший учебный год и весенним приемом студентов». В 1923 г. был направлен служить священником в ц. Воскресения словущего в с. Воскресенском Можайского у. Московской губ. (ныне деревня Рузского городского округа Московской обл.).

http://pravenc.ru/text/2565736.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССИАН (1-я четв. XVI в.- 21.05.1575, Казань), архиеп. Казанский и Свияжский. Впервые В. упоминается в источниках как игумен Ипатьевского костромского Св. Троицы мон-ря, по мнению С. Б. Веселовского , он управлял мон-рем в 1550-1569 гг., по П. М. Строеву , - в 1558-1569 гг. В монастырских актах В. упоминается с 1 сент. 1558 г. ( Антонов. Костромские мон-ри. 4. С. 58-59). При участии В. на средства Годуновых и др. вкладчиков в 1558/59 г. в мон-ре при Троицком соборе была построена трапезная, в 1563 г.- каменная ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. В 1565 г. В. получил от царя Иоанна IV Васильевича грамоту с подтверждением права мон-ря на монопольное владение перевозом через р. Кострому (Там же. 25. С. 93), это право было пожаловано обители в 40-х гг. XV в. вел. кн. Василием II Васильевичем . В Ипатьевском мон-ре в нач. ХХ в. хранился пожертвованный В. в сент. 1562 г. серебряный позолоченный напрестольный крест, украшенный жемчугом и камнями, с соответствующей надписью. К В. как игумену крупнейшего в крае мон-ря обращался в своем «Наказании и поучении» прп. Геннадий Костромской († 1565), устроитель Геннадиева в честь Преображения Господня мон-ря , с просьбой не оставить своим попечением новосозданную обитель. В. был тесно связан с крупными костромскими вотчинниками, прежде всего с Сабуровыми, Годуновыми и Вельяминовыми-Зерновыми. В 1563/64 г. Ефросиния, вдова Д. Т. Вельяминова-Зернова, а также А. Б. Третьяк-Скрябин приказывали «свою душу» В. (Там же. 17. С. 83, 24. С. 88-92). В 1569 г. ипатьевский игумен был одним из душеприказчиков старицы Анастасиина костромского Воздвиженского мон-ря Елены (Е. В. Иларионовой), вдовы местного вотчинника С. З. Матафтина (АСЗ. Т. 1. 165. С. 137-138; на обороте данной грамоты была его подпись). В 1569-1575 гг. В. являлся архимандритом близкого к царской семье московского Новоспасского в честь Преображения Господня мон-ря . При нем обитель была окружена валом с мощной деревянной стеной, эти укрепления сыграли важную роль в 1591 г.

http://pravenc.ru/text/149865.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ († 1581), митр. Московский и всея Руси (c 1572). До пострижения в монашество был женат, имел сына, постригшегося с именем Вассиан в московском Новоспасском мон-ре . Иноческий путь А. предположительно начался также в Новоспасском мон-ре, А. находился под духовным руководством настоятеля мон-ря архим. Галактиона (1558-1565, с 1565 еп. Сарский), затем сам был настоятелем мон-ря (1565-1568). С 1568 г. еп. Полоцкий. В мае 1572 г. А. избран митр. Московским и всея Руси, избранию предшествовал церковный Собор, на к-ром царю Иоанну IV Васильевичу Грозному было разрешено вступить в 4-й брак. При А. были разбиты войска крымского хана при Молодях (30 июля - 2 авг. 1572), царь отменил опричнину (авг. 1572), состоялся общий приговор Боярской думы и освященного Собора не давать земельных вкладов в богатые мон-ри (9 окт. 1572). В 1573 г., после кончины польск. кор. Сигизмунда II Августа , польск. сенат, куда входили католич. епископы Краковский и Виленский, направил А. послание, в к-ром просил митрополита ходатайствовать перед царем, чтобы тот не начинал войну, пока в Польше нет правителя (Опись архива. Ч. 1. С. 91). В 1577 г. А. послал грамоту в Соловецкий мон-рь , благословляя его иноков усердно молиться о даровании победы рус. воинству в ливонском походе; сохранились также грамоты А. мон-рям, освобождавшие от уплаты пошлин. В 1580 г. был принят соборный приговор, запрещавший Церкви приобретать и брать в качестве вкладов земельные владения. Пребывание А. на Первосвятительской кафедре было тревожным. Согласно описи 1626 г., в Посольском приказе хранилось «Сыскное дело про митрополита Антония да про Крутицкого владыку Тарасия, 83-го и 84-го году» (Опись архива. Ч. 2. С. 258); во время возобновившихся осенью 1575 г. казней в Москве головы казненных бросали на двор митрополита. Невзирая на трудности, церковная жизнь продолжала освящаться благодатными событиями. В предстоятельство А. была причислена к лику святых прп. Евфросиния Суздальская (пам. 25 сент.). После 1578 г. из Чернигова в Москву были перенесены мощи святых мучеников кн. Михаила и боярина Феодора Черниговских , в память этого события был установлен праздник 14 февр. Перенесению мощей предшествовало молитвенное «послание» царя и митрополита Черниговским чудотворцам с просьбой согласиться на перенос их святых останков в Москву. В Обиходнике Иосифова Волоколамского мон-ря , составленном игум. Евфимием (Турковым ; 1573-1587), имеется запись о том, что 20 дек. 1578 г. «повелением царя и благословением митрополита Антония... уложили праздновати и пети в обители Пресвятой Богородицы преподобному отцу нашему игумену Иосифу» (ЧОИДР. 1847. Кн. 7. Отд. 4). В 1579 г. царевич Иоанн Иоаннович по благословению А. написал житие прп. Антония Сийского, канонизированного в том же году. В 1579 г. произошло явление чудотворной Казанской иконы Божией Матери .

http://pravenc.ru/text/115920.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Владимир (Филантропов), еп. Ковенский. Фотография. Нач. XX в. (РГИА) (Филантропов Василий; 1842 (1841?), Владимирская губ.- 10.07.1916, Москва), еп. Ковенский, вик. Литовской епархии. Из семьи священника. Обучался во Владимирской ДС (1852-1862), затем служил учителем сначала в Шуйском (с 1864), затем в Симферопольском (с 1876) духовных уч-щах. С 1880 г. исполнял должность помощника синодального ризничего в Москве. 19 окт. 1880 г. пострижен в монашество, 6 дек. рукоположен во иерея и утвержден в должности помощника ризничего. В авг. 1882 г. занял должность ризничего и настоятеля синодальной ц. во имя 12 апостолов в Московском Кремле (при Московской синодальной конторе, располагавшейся в бывш. Патриаршем дворце). В 1886 г. возведен в сан архимандрита. С 1892 г. являлся настоятелем московского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-ря , с 1895 г.- настоятелем Заиконоспасского московского в честь Нерукотворного образа Спасителя мон-ря . В 1896 г. освобожден от должности ризничего, в 1898 г. назначен настоятелем Новоиерусалимского в честь Воскресения Господня мон-ря . 30 янв. 1904 г. В. определено быть епископом Киренским, викарием Иркутской епархии, хиротонисание состоялось 22 февр. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры . 22 февр. 1908 г. перемещен на Ковенское вик-ство Литовской епархии с управлением Пожайским в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рем . 25 июня 1911 г. по преклонности лет уволен на покой с назначением управляющим арзамасским Преображенским мон-рем. 4 июля 1914 г. уволен от управления мон-рем, жил подвижнически в Новоспасском московском в честь Преображения Господня мон-ре , где и погребен. Свои сбережения (10 тыс. р.) пожертвовал на постройку церквей для переселенцев в Сибири. Будучи синодальным ризничим, В. оказывал поддержку ученым, для к-рых была отведена часть его квартиры при храме во имя 12 апостолов. Составил систематическое описание рукописей московской Синодальной (Патриаршей) б-ки, дополнив описание слав. рукописей А. В. Горского и К. И. Невоструева . Была издана 1-я часть труда В.- каталог греч. рукописей, на сегодняшний день остающийся основным справочником по своей теме. 2-я часть - описание слав. рукописей - не опубликована.

http://pravenc.ru/text/159082.html

Петр (70-е гг. XVII в., Суздаль - 21.01.1700, Соловецкий мон-рь), правосл. диакон-расстрига, перешедший в католичество, писатель. Род. в семье правосл. свящ. Артемия. После 1685 г. поступил в московскую Славяно-греко-латинскую академию , где учился у братьев Иоанникия и Софрония Лихудов . В 1688 г. вместе с Иоанникием Лихудом уехал в Венецию, посетил Рим, учился в католич. школах. Под влиянием иезуитов тайно перешел в католичество, впосл. объяснял свой поступок, в частности, высоким авторитетом папы и духовенства у католиков. По возвращении в Москву в 1691 г. был рукоположен во диаконы к Петропавловской ц. в Новомещанской слободе. В 1697 г. священник этой церкви написал донос Патриарху Адриану , в к-ром сообщал, что А. в храме читал католич. молитвы и произносил поучения, в к-рых «похвалял в вере поляки, ляхи, литву», соблюдал католич. посты, носил на себе образ Антония Падуанского, придерживался католич. взглядов в вопросах об исхождении Св. Духа и о времени пресуществления Св. Даров, исповедовался и причащался у иезуитов, осуждал преследование старообрядцев и проч. А. был запрещен в служении, однако продолжал проповедовать в частных домах, вокруг него собрался кружок из светских и духовных лиц, среди к-рых было 2 католич. священника. А. резко критиковал взгляды Евфимия Чудовского , к-рый наряду с Лихудами возглавлял «грекофилов» в их спорах с «латинствующими», происходивших в кон. 70-80-х гг. XVII в. После вторичного доноса на А. в мае 1698 г. Патриарх отправил его в заключение в Новоспасский мон-рь , где А. написал «тетради» с подробным изложением своих взглядов, в «тетрадях» также содержались обвинения против Лихудов, в частности в том, что Иоанникий Лихуд тайно придерживался католичества. Возможно, свидетельства А. были одной из причин заключения Лихудов в Новоспасском мон-ре в 1698 г. На Соборе в июле 1698 г. А. был осужден, расстрижен и сослан в архиерейский мон-рь в Холмогорах под надзор архиеп. Афанасия (Любимова) , Поскольку А. упорствовал в своих взглядах, 11 сент. того же года его сослали в Соловецкий мон-рь , где он вскоре скончался. Сведения о пребывании А. на Соловках и о его кончине содержатся в рукописи БАН. I. В. 11 (Л. 51об.- 54), где сообщается, что незадолго до смерти А. отрекся от «латинского заблуждения».

http://pravenc.ru/text/Петр Диакон.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ (Соколов Виктор Иванович; 31.07.1883, Москва - 31.08.1937, Темниковский ИТЛ, Мордовская АССР), еп. Пензенский. Из семьи священника. Отец был настоятелем домового храма при Софийской детской больнице в Москве. В 1897 г. Соколов окончил Заиконоспасское ДУ, в 1903 г.- Московскую ДС. Учился на 1-м курсе историко-филологического отд-ния Московского ун-та. В 1907 г. поступил в МДА. 3 апр. 1910 г. принял монашеский постриг с именем Кирилл, был рукоположен во диакона, 10 апр. того же года - во иерея. В 1911 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия. Определен в Пермскую ДС преподавателем гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей. 6 окт. 1912 г. переведен в Тифлисскую ДС. 9 авг. 1913 г. назначен смотрителем Лысковского ДУ. С 12 авг. 1914 г. смотритель Бельского ДУ, с 20 янв. 1917 г. смотритель Купянского ДУ. В кон. 1917 г. был возведен в сан архимандрита; по имеющимся сведениям, нек-рое время исполнял обязанности наместника Новоспасского московского в честь Преображения Господня муж. мон-ря . В 1919 г. проживал неск. месяцев в Киево-Печерской лавре . В кон. того же года стал настоятелем астраханского во имя Иоанна Предтечи муж. мон-ря (официально мон-рь был закрыт, но монашеская община сохр.). Принимал в мон-ре во время болезни Астраханского архиеп. Палладия (Соколова). 9 дек. 1921 г. К. был хиротонисан во епископа Феодосийского, но, видимо, на кафедру не прибыл. С 1922 г. епископ Любимский, викарий Ярославской епархии. В том же году, во время кампании по изъятию церковных ценностей , был осужден в Ярославле на 2 года лишения свободы. С авг. 1924 г. проживал в Иркутске. 11 сент. того же года назначен епископом Нижнеудинским, викарием Иркутской епархии, временно управляющим Иркутской епархией. Игнорировал предложения обновленцев (см. Обновленчество ) принять участие в подготовке «3-го Поместного Собора» с целью объединения обновленчества и Патриаршей Церкви. После того как местные власти отказали К. в регистрации, 9 окт. 1925 г. уехал из Иркутска. В нояб. того же года назначен епископом Феодосийским, викарием Таврической епархии. 14 июля 1926 г. арестован в Москве по обвинению в «распространении дискредитирующих советскую власть сведений». 17 авг. решением Коллегии ОГПУ освобожден из-под стражи под подписку о невыезде, 17 сент. дело в отношении К. было прекращено, и он выехал в Полоцк.

http://pravenc.ru/text/Кирилл ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОБИХОДНИК Тип рус. рукописной книги XV-XVII вв., содержавшей указания об организации богослужения или трапезы в том или ином мон-ре. Сохранились О.: Троице-Сергиевой лавры, Иосифова Волоцкого, Соловецкого, Кириллова Белозерского, Новоспасского, Антониева Сийского и др. мон-рей Московской Руси. Типологически О. можно разделить на 2 группы: богослужебные и столовые. В состав первых входили такие разделы, как Марковы главы (устав соединения служб неск. церковных памятей), уставные рубрики на весь год или на его часть, указания о проведении еженедельных молебнов и панихид , о тех или иных отдельных частях ежедневного богослужения, о церковном звоне. Этот материал уточнял или дополнял, иногда существенно, содержание имевшихся в мон-рях рукописных копий Иерусалимского устава . Столовые О. содержали не богослужебные указания, а пищевые предписания: какие блюда и в каком объеме следует подавать на монастырской трапезе в течение всего церковного года. Сохранившаяся в них информация является важным источником сведений о быте средневек. Руси; возможно, поэтому столовые О. привлекали внимание исследователей в целом чаще, чем богослужебные. К столовым О. тесно примыкают т. н. Кормовые книги: списки «кормов», т. е. трапез в дни памяти жертвователей монастыря, с поминовением их имен. Состав этих трапез и их объем прямо зависели от объема сделанных вкладов и пожертвований; как правило, «кормы» были обильнее, чем предписывалось столовым О. Кормовые книги по содержанию напоминали столовые О., но одновременно представляли собой реестры вкладов и поэтому были родственны вкладным книгам мон-рей. Также в ряде случаев в рукописях материал богослужебного и столового О. соединен: за указаниями о богослужении в тот или иной день следует перечень блюд на трапезе этого дня либо Кормовая книга включается в богослужебный О. в качестве одной из его глав и т. п. Всё это затрудняет строгую классификацию О. по типам.

http://pravenc.ru/text/2578053.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010