Приложение документов, извлеченных из синодального архива 1. Ведомость о состоянии вотчин Новоспасского монастыря в 1700–1720 г. Из д. С. Арх. за 1740 г. 2 «По жалованным Великих государей грамотам из древних лет за оным Новоспасским монастырем по 1700-й год имелось в разных губерниях и провинциях и уездах в вотчинах по переписным 186 года книгам крестьянских две тысячи пятьсот три двора. И с них по окладу денежные и хлебные сборы сбирались и употреблялись во оном монастыре, а государственные всякие подати в надлежащих местах платились повсегодно без доимки. А монастырь был во всяком довольстве и никакого недостатку не было. А в показанном 700-м году из оных вотчин от монастыря отошло в ведомство Монастырского Приказа, что ныне Коллегия экономии, тысяча семьдесят два двора со всеми доходы, также конскими и прочими скотными заводами и хлебными запасами; а доимки на тех вотчинах ничего не было. И за отрешением тех вотчин от монастыря в том монастыре было во всем великое оскудение. А в прошлом 711-м году того Новоспасского монастыря настоятели, видя во всем в том монастыре крайнее оскудение, просили об отдаче того же Новоспасского монастыря заопределенной вотчины в Шацком уезде о селах Спасском и Введенском, да о деревне Хомутовке, которые вотчины были в ведомстве в Азовской губернии, которые вотчины были из Адмиралтейского Приказу в ведомство того монастыря и отданы, точию оные приняты во всяком оскудении, и пашни и скота ничего не имелось, и тое вотчину от монастыря снабдевали, и пашню вновь заводили, и скот всякой покупали и тем приведена оная вотчина в доброе состояние. А в прошлом 1720 году от Новоспасского монастыря прошение было в Санкт-Петербурге в Камер-коллегии об отдаче в монастырь за определенных вотчин, а именно: Казанской о селе Урае с деревнями, Ярославского уезду о селах Покровском и Семеновском, Бежецкого верху о селе Градницах с деревнями, Углицкого уезду о селе Климантине, Кашинского уезду о селе Брюхове; которые вотчины за оскудением хлебным в монастырь и отданы и приняты те вотчины в монастырь с немалым тех вотчин оскудением и по принятии тех вотчин крестьяне от монастыря были снабдеваемы, и пашню вновь заводили ж и скот покупали и размножали ж точию в то время, денежные с тех вотчин сборы были сбираны от Коллегии Экономии чрез нарочных посланных, которыми запущена была великая доимка».... (Далее идет описание состояния вотчин монастыря после Монастырского Приказа до 1740 года). – Извлечено из дела Синодального архива за 1740 г. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Выступление Патриарха Кирилла на первом заседании Попечительского совета Новоспасского монастыря РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_95096.html 14 июня 2012 Выступление Патриарха Кирилла на первом заседании Попечительского совета Новоспасского монастыря Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/2284086.html Официальный сайт РПЦ МП 13 июня 2012 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось первое заседание Попечительского совета Новоспасского ставропигиального мужского монастыря. Святейший Патриарх Кирилл огласил повестку дня и обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваше Преосвященство! Уважаемые члены Попечительского совета! Сердечно рад приветствовать вас на заседании, которое проходит в Свято-Даниловом монастыре – официальном церковно-административном центре Московского Патриархата. Сегодня наше заседание посвящается другой обители – Новоспасскому монастырю, и думается, что такое сочетание по-своему символично: обе обители являются древнейшими в столице, имеют богатую историю, прославлены многими подвижниками веры, хранят чтимые нашим народом святыни. Новоспасская обитель всегда пользовалась заметным вниманием и поддержкой как народа, так и представителей национальной элиты, знатных родов и династий. Среди благотворителей монастыря были князья Оболенские, Черкасские, Трубецкие. Особо же почитался этот монастырь семьей Романовых; именно здесь на протяжении веков находилась их усыпальница. Вообще, высокое покровительство, оказываемое монастырям, имеет давнюю традицию на Руси. Так, например, в Киеве существовал целый ряд так называемых княжеских обителей. Отрадно, что в наши дни благочестивая традиция покровительства монастырям постепенно возрождается. Первые лица государства, главы компаний, крупных общественных объединений видят в этом возможность содействия сохранению и развитию православной культуры и утверждению в обществе идеалов христианской нравственности.

http://religare.ru/2_95096_1_21.html

Иеромонах Филарет (в схиме Феодор) – старец Новоспасского монастыря Старец Новоспасского монастыря Иеромонах Филарет (в схиме Феодор) Знаменитый московский старец, широко почитаемый за свои духовные подвиги, родился в день памяти великого угодника Божия святителя и чудотворца Николая – 9 мая 1758 г. в городе Вязьме Смоленской губернии. Младенец был наречен Феодором. Родители (состоятельный купец Николай Пуляшкин и жена его Матрона Никитична) отличались благочестием. Отец был любителем душеполезного чтения и имел много духовных книг. В отчем доме Феодор был обучен грамоте и закону Божию. Сына своего отец благословил серебряным крестом. Мать будущего старца стяжала глубокое смирение и добросердечность. В 1786 г. она приняла монашеский постриг в московском Новодевичьем монастыре. Она умерла во время богомолья в Ростов Великий, где настоятелем Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря был ее старший сын архимандрит Аполлинарий (в святом крещении – Архипп). Отца Феодор лишился в юном возрасте. Мать по смерти мужа и после пожара, уничтожившего все имущество семьи, переехала с детьми в дом своего родного брата, богатого петербургского купца Никитина. Но Феодор тяготился мирской суетой и при каждой возможности стремился на службу в Александро-Невскую обитель. Тринадцатилетний мальчик, искавший небесных сокровищ, смог упросить свою мать отпустить его для постоянного жительства в Александро-Невский монастырь. Через полгода по совету своего наставника Феодор перешел в Саровскую пустынь, которая в те годы была известна своими старцами (преподобный Серафим Саровский, иеромонахи Ефрем, Пахомий, Питирим). Для юного послушника жизнь в таком монастыре была благодатной школой: там строго хранилось монашеское благочестие; продолжительные, умилявшие сердце, уставные церковные службы возвышали душу. Подвижники, духовно украсившие Саровскую пустынь, назидали и воспитывали монахов не только своим примером, но и мудрым и тонким знанием человеческого сердца. В такой обители Феодор проходил различные послушания: три года был звонарем, трудился в хлебной и квасоварне, три года в просфорне, а затем нес пономарское послушание.

http://pravoslavie.ru/2526.html

поиск:   разделы   рассылка Выступление Патриарха Кирилла на первом заседании Попечительского совета Новоспасского монастыря 13 июня 2012 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось первое заседание Попечительского совета Новоспасского ставропигиального мужского монастыря. Святейший Патриарх Кирилл огласил повестку дня и обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваше Преосвященство! Уважаемые члены Попечительского совета! Сердечно рад приветствовать вас на заседании, которое проходит в Свято-Даниловом монастыре – официальном церковно-административном центре Московского Патриархата. Сегодня наше заседание посвящается другой обители – Новоспасскому монастырю, и думается, что такое сочетание по-своему символично: обе обители являются древнейшими в столице, имеют богатую историю, прославлены многими подвижниками веры, хранят чтимые нашим народом святыни. Новоспасская обитель всегда пользовалась заметным вниманием и поддержкой как народа, так и представителей национальной элиты, знатных родов и династий. Среди благотворителей монастыря были князья Оболенские, Черкасские, Трубецкие. Особо же почитался этот монастырь семьей Романовых; именно здесь на протяжении веков находилась их усыпальница. Вообще, высокое покровительство, оказываемое монастырям, имеет давнюю традицию на Руси. Так, например, в Киеве существовал целый ряд так называемых княжеских обителей. Отрадно, что в наши дни благочестивая традиция покровительства монастырям постепенно возрождается. Первые лица государства, главы компаний, крупных общественных объединений видят в этом возможность содействия сохранению и развитию православной культуры и утверждению в обществе идеалов христианской нравственности. Такая помощь равно ценна в очах Божиих, поскольку Господь приемлет всякий дар, совершаемый во имя Его. Жертвователь же получает нечто более ценное: он приобщается к высокой миссии Церкви, проповедующей Истину Христову, причем приобщается таким образом, который для данного человека является, может быть, оптимальным. Не каждый способен стоять долгую службу или читать богословские тексты, но, имея веру в сердце, и он может послужить Богу и делает это доступным для него способом.

http://religare.ru/2_95096.html

Православная terra incognita: книга игумена Арсения (Соколова) " Книга пророка Амоса. Введение и комментарий " РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_92157.html 30 января 2012 Гальперина Анна Православная terra incognita: книга игумена Арсения (Соколова) " Книга пророка Амоса. Введение и комментарий " Источник:  http://www.bogoslov.ru/text/2416132.html Богослов.ру Читателям предлагается репортаж с презентации книги игумена Арсения (Соколова) " Книга пророка Амоса. Введение и комментарий " , прошедшей 25 января 2012 года. Автор публикации, выпущенной издательством Новоспасского монастыря, не только исследует слова пророка, но и показывает их актуальность сегодня. игумен Арсенияй (Соколов) " Книга пророка Амоса. Введение и комментарий " 25 января в Новоспасском мужском монастыре прошла презентация книги игумена Арсения (Соколова) " Книга пророка Амоса. Введение и комментарий " , выпущенной издательством Новоспасского монастыря. Презентация началась со вступительного слова наместника Новоспасского монастыря, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископа Воскресенского Саввы. Он отметил, что выход книги – событие значительное не только для автора, но и для издательства монастыря, который в соответствии с новой программой деятельности будет не только издавать литературу, необходимую для просвещения и катехизации на начальном уровне, не только книги для новоначальных, но и серьезную богословскую литературу. В частности, следующим после книги толкований на пророка Амоса будет подготовлено критическое издание деяний собора 1917–1918 годов: " Думаю, что книга пророка Амоса – благословение этого святого человека на наши дальнейшие труды по подготовке к изданию книги деяний собора 1917–1918 годов " . Автор книги, кандидат богословия игумен Арсений (Соколов), свое выступление начал с краткого экскурса в историю, рассказав о том времени и ситуации, в которой жил и проповедовал пророк Амос: " Северное царство (Израиль) при Иеровоаме II оказалось на вершине своего могущества... Удивительно, что пророчество Амоса о надвигающейся катастрофе прозвучало в то время, когда, казалось бы, ничто ее не предвещало: Египет, Ассирия, Сирия – в тяжелом внутреннем кризисе и, казалось, им уже не возвыситься; Иудея, маленькое и жалкое царство давидидов, покорена и унижена. На всем Ближнем Востоке в этот момент истории не было государства более сильного, чем Израиль царя Иеровоама II " . Чем же был вызван гнев Божий? Как отмечает игумен Арсений, книга Амоса дает ответ и на этот вопрос: причины – религиозный синкретизм, рост социального неравенства и коррумпированность правосудия – не могут не привести к гибели Израиля, при всей его временной политической стабильности и при всем его экономическом могуществе. Далее автор исследования остановился подробно на каждом " проблемном " пункте, проведя прямую параллель с нашим временем.

http://religare.ru/2_92157_1_21.html

Среди рукописей покойного Ундольского, ныне хранящихся в московском Румянцевском Музее, под 1383-м значится: «Книга о посылке архимандрита Новоспасского монастыря в Костромской и в Кинешемской уезды во 195-м году к раскольникам о увещании их к истинной вере». Подлинной «Книги» в Музее нет, настоящая же рукопись есть копия 1 , исполненная, надо думать, по поручению бывшего владельца ея. Она написана славянским текстом, с титлами и надстрочными знаками. В тексте рукописи не раз указывается имя упомянутого в ее заглавии «архимандрита», – говорится, что то был архимандрит московского Новоспасского монастыря Игнатий. Но из содержания памятника видно, что сам Игнатий был и автором его. Например, упоминая о приветственной кинешемцам речи, по поводу приезда из Москвы в Кинешму архимандрита Игнатия и протопопа Иоанна, автор «Книги» говорит об этом в следующих выражениях: «архимандрит и протопоп, в соборную церковь вшедши, к собравшимся в церкви народом возвещали милосердное жалование великих государей царей и благословение великого господина святейшего патриарха, что послали нас, богомольцев своих, меня, архимандрита Игнатия, и протопопа Иоанна к вам на Кинешму». Уже из этого места видно, что автором «Книги» был один из двух московских на Кинешме гостей, и именно тот, который произносил приветственную кинешемцам речь, – архимандрит Игнатий. Имя Игнатия, бывшего в 1687 году, когда состоялась подлежащая нашему обозрению поездка в Кинешму, архимандритом московского Новоспасского монастыря, достаточно известно. Но нельзя сказать, что хорошо известен тот факт, о котором говорится в нашем памятнике. Насколько мы знаем, подробности этого достопримечательного события еще не были сообщены в литературе по расколу. А то, что уже занесено на ее страницы, не имеет надлежащей точности. Между тем рукопись, заглавие которой мы выписали выше, как можно убедиться при внимательном ее чтении, представляет возможно полный и, по-видимому, не односторонний свод относящихся к данному факту частностей. Поэтому для истории противораскольнической миссии XVII века она имеет бесспорно важное значение. Кроме того, рукопись несколько восполняет фактические сведения по истории раскола вообще. Не говорим уже о том, что имеем дело с новым памятником того пера, которое известно и по другим сочинениям о расколе. В виду всего этого, решившись познакомить наших читателей с содержанием данного произведения XVII века, печатаем вслед за тем полностью и самый текст его.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Экскурсия в музее Новоспасского монастыря 1 апреля 2013 г. Несколько этюдов из жизни монастырского музея К 400-летию Дома Романовых в Екатеринбурге открылась выставка «Подвиг служения России Царской династии Романовых». Часть наиболее ценных экспонатов предоставлены музеем Новоспасского монастыря, в котором собраны раритетные предметы, принадлежавшие царской династии. О жизни музея, где в месяц бывает до тысячи паломников, а вход бесплатный, а также о том, как создать такое собрание на приходе, ЦВ рассказал директор музея и руководитель Фонда памяти Великого князя Сергея Александровича Денис Солодовников. - Денис Борисович, ваш музей открылся для широкой публики только два года назад, а что было до этого? Как вам удалось собрать столько интересных экспонатов? - Действительно, музей в Новоспасском монастыре появился, когда нынешний архиепископ Костромской и Галичский Алексий был его наместником. Но посещали музей только высокие гости. А мы с коллегами мечтали, что он будет открыт для всех, и тем временем собирали различные артефакты. Вещи приносили к нам отовсюду. Первыми « собирателями » стали строители и рабочие Новоспасского монастыря, которые передавали нам то гвозди, то монеты, то какие-то документы, то записочки о здравии и упокоении конца XIX века. Находили их где-то в щелях. А самая первая вещь из раритетов — это часть каменной надгробной плиты с именем инокини Марфы, матери царя Михаила Федоровича Романова, которая находилась над ее могилой. К 300-летию Дома Романовых над всеми их захоронениями были сделаны надгробные плиты, но все они были утрачены. А надгробие инокини Марфы чудом уцелело. Его мне принесла Татьяна Кудрявцева, сотрудник нашего монастырского архива, в прошлом экскурсовод. А потом наконец под музей отдали бывший склад и работа закипела. Благодаря инициативе одного из попечителей Фонда памяти Великого князя Сергея Александровича Олега Сидорова сделали отделку помещения, провели свет, приобрели музейное оборудование. Работы было много - пришлось создавать искусственные стены, выстраивать кирпичную кладку и т. д.

http://e-vestnik.ru/interviews/muzey_nov...

Вернуть чувство соборности. К изданию документов церковного собора 1917-1918 года (+ВИДЕО) 22 мая 2014 года в Москве состоялась презентация полного научного издания документов Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 гг. 24 мая, 2014 22 мая 2014 года в Москве состоялась презентация полного научного издания документов Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 гг. Этот проект Новоспасского ставропигиального мужского монастыря реализуется с 2011 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и при поддержке страховой компании «Согаз». Концепция издания предусматривает выпуск 30 документальных томов, два из которых уже увидели свет, а более 10 находятся в стадии подготовки. На презентации издательского проекта присутствовали и выступали: первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Воскресенский Савва, наместник Новоспасского монастыря; апостольский нунций в Российской Федерации архиепископ Иван Юркович; директор Российского государственного исторического архива, доктор исторических наук А.И. Костанов; доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского университета и Санкт-Петербургской духовной академии С.Л. Фирсов; профессор Университета Аризоны (США) Лори Манчестер; кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института русского языка А.Г. Кравецкий; старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН А.Л. Беглов; доктор исторических наук, профессор МГИМО А.Б. Зубов; кандидат исторических наук, секретарь Ученого совета Общецерковной аспирантуры А.И. Мраморнов; кандидат исторических наук, директор Общества любителей церковной истории священник Илия Соловьев. Мероприятие посетили представители высших учебных заведений, прессы, библиотек Москвы. Вел презентацию доцент Московской духовной академии, главный редактор научно-богословского портала «Богослов.Ru» протоиерей Павел Великанов. Епископ Савва во вступительном слове рассказал собравшимся об этапах подготовки данного издательского проекта Новоспасского монастыря, о тех презентациях, которые уже состоялись в разных городах России, а также за рубежом. Он выразил надежду, что полное научное издание документов Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 гг. будет в основном завершено к празднованию его юбилея в 2018 году и окажется востребованным не только специалистами, но и простым церковным народом.

http://pravmir.ru/izdanie-dokumentov-tse...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Новоспасский Преображенский ставропигиальный мужской монастырь Россия, г. Москва, Крестьянская площадь, д. 10, (м. «Пролетарская», м. «Крестьянская Застава»). Новоспасский монастырь – старейшая монашеская обитель города Москвы. Он основан в XIII веке святым благоверным князем Даниилом Московским. Сын князя Даниила Иоанн Калита в 1330 году перенес монастырь в Кремль, откуда в конце XV века обитель была переведена на Крутицкий холм (Васильевский стан) на берегу Москвы-реки и стала важнейшим оборонительным пунктом, отражая многочисленные нападения врагов на город. По своему новому местоположению монастырь получил название «Спас Новый», или Новоспасский. Первоначально все строения обители, кроме соборной церкви Преображения Господня, были деревянными, равно как и монастырские стены, выдержавшие набеги чужеземцев: крымских ханов Девлет-Гирея в 1561 году и Казы-Гирея в 1591 году, а также польско-литовских интервентов. В Смутное время монастырь был разорен и опустошен, поскольку вблизи него пролегала дорога, по которой проходили толпы поляков и литовцев. В это время многое из того, что было пожертвовано великим князем Иоанном III, было утеряно. У стен монастыря воины-ополченцы готовились к окончательному освобождению Москвы от польско-литовских интервентов. «У стен Новоспасского в 1612 год, на Крутицах, князь Пожарский и верная дружина целовали крест, чтобы спасти Москву и положить за нее свои головы». В 1640 году по указу царя Михаила Федоровича деревянную стену заменили каменной высотой 7,5 метра, толщиной в два метра, протяженностью 650 метров, с лучным, мушкетным и пушечным боями, с башнями и стрельницами. Стены представляли собой неправильный пятиугольник с 8ю башнями по углам. Башни помимо военной выполняли хозяйственные функции: в них устраивались кладовые, мастерские, куда выносили монастырские производства, связанные с шумом или неприятным запахом (кузницы, производство посуды, чистку рыбы), в них также устраивалось жилье для служителей монастыря. Для постройки стен и башен из вологодского Белозерского монастыря в 1642 году были затребованы каменщики и кирпичники. Строил стену каменных дел мастер Федор Конь. Каменщики, вызванные Михаилом Федоровичем, поселились вблизи монастыря и образовали слободу, называвшуюся Каменщики, от этой слободы пошли 2 улицы, ведущие от Новоспасского монастыря к Таганской площади – улицы Большие и Малые Каменщики.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

  разделы   рассылка  распечатать Сергей Бирюков Новоспасский котлован. Весной незаконная стройка, угрожающая федеральному памятнику культуры, может возобновиться Источник:  Труд Панорама красивейшего места Москвы – Краснохолмской набережной с прудом, парком и могучими очертаниями Новоспасского монастыря – вскоре может быть безвозвратно утрачена. " Труд " уже писал о начавшемся у стен этого памятника самовольном строительстве ( " Спасут ли Новоспасский " , 12.08.2011), но с тех пор незаконные работы не прекращены, а лишь свернуты, и весной, по мнению защитников исторической городской среды, есть все основания ждать полномасштабного возобновления стройки. Напомним: строительство у юго-западной башни Новоспасского монастыря началось в ночь под праздник 12 июня 2011 года, когда ничего не подозревавшие жители окрестных домов готовились к трем выходным дням, а вместо этого были вынуждены затыкать уши от лязга внезапно нагрянувшего экскаватора. Итогом " вероломного нападения " стал огромный котлован, врезавшийся в один из семи московских холмов, Крутицкий, на котором стоит Новоспасский монастырь – знаменитая православная святыня столицы, к тому же памятник культуры федерального значения. Через несколько недель у подножия монастыря появилось громадное " зеркало " железобетонного фундамента. Тайна сия велика есть По характеру фундамента эксперты определяют размер будущего здания в 4000-5000 квадратных метров. Однако узнать, что же именно сооружается и на каком основании (ведь эта территория – охранная зона памятника, кроме того, водоохранная зона Москвы-реки, где разрешено только благоустройство, но не строительство), до сих пор невозможно. На заборе, окружившем стройку, нет ни одного информационного стенда с названием будущего объекта, его общим видом, указанием сроков работ и их заказчика, производителя. Ходили разные слухи: будет офисный центр, а может, элитное жилье из восьми крупных апартаментов. А может, гостиница, а может – торговый центр... Начались митинги протеста жителей района Таганский, активисты стали добиваться информации. И вот что выяснилось.

http://religare.ru/2_93492.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010