На месте прежнего возводится новый Преображенский собор. Этот соборный храм был закончен уже после смерти Михаила Федоровича при его сыне царе Алексее Михайловиче. Он выстроен по образцу кремлевского Успенского собора и освящен в 1649 году. До настоящего времени в соборе сохранился иконостас XVIII века с иконами XVII века, уцелели настенные росписи. Еще при Михаиле Федоровиче монастырь становится ближним царским богомольем. Сюда на богомолье часто приезжал патриарх Филарет, где служил панихиды по своим родителям и братьям. В 1654 году, когда свирепствовала чума, унесшая жизни двух третей населения Москвы, в Новоспасский монастырь была переведена царская казна. В конце XVII столетия Новоспасский был одним из самых богатых монастырей Москвы и одним из крупнейших вотчинников. За ним в «ружной книге» 1681 года числилось 14 тысяч крепостных. К монастырю был приписаны вотчины, рыбные ловли, угодья с селами, лесами и лугами. Братия монастыря к 1677 году достигла количества 138 человек. Царь Федор Алексеевич считал своим священным долгом каждую неделю бывать в монастыре для поклонения своим предкам, особенно, после того, как здесь была погребена его любимая тетка Ирина Михайловна. Посещали Новоспасский царевна Софья, цари Петр и Иоанн. В это же время Новоспасский монастырь стал местом заключения преступников и еретиков. Здесь были устроены застенки и затворы. Сюда направлялись для содержания до приговора мятежные стрельцы, прошедшие пытку в Преображенском и Сыскном приказах. Сюда для отбывания наказания были направлены некоторые учителя Московской духовной академии за приверженность к учению Сильвестра Медведева, сторонника Софьи Алексеевны, казненного в 1691 году. Петр I в знак почтения к усыпальнице своих предков приказал отлить для обители колокол весом 1100 пудов, прозванный колоколом Петра Великого. В XVII веке Новоспасский нередко посещала императрица Елизавета Петровна. При ней же была заложена современная монастырская колокольня. Новоспасский монастырь сильно пострадал в 1812 году. Французы осквернили храмы, разграбили имущество окрестных жителей, укрытое под кров лей соборного храма. Наместник монастыря, престарелый о. Никодим, был подвергнут пыткам и лишь чудом остался жив. В те страшные дни на кладбище монастыря был похоронен замученный французами священник соседней церкви Сорока мучеников о. Петр Вениаминов (Гаврилов). После французского нашествия обитель быстро оправилась. К 1820 году все здания обители, пострадавшие от бесчинств французов, были отремонтированы. В XIX веке ее храмы и другие здания неоднократно обновлялись.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Под 1538/39 г. упоминается архим. Феодосий (АРГ: АММС. 95. С. 231), к-рый 2 июля 1542 г. был поставлен на Коломенскую кафедру (ПСРЛ. Т. 13. С. 142, 441). Не позднее 1543 г. на архимандритство заступил Нифонт (Кормилицын; впосл. епископ) - постриженик и игумен Иосифова Волоколамского (Волоцкого) в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . В качестве архимандрита Н. П. м. он упоминается уже в акте 1543/44 г. (АРГ: АММС. 97. С. 232). А. И. Плигузов отметил, что «Нифонт прибыл в Москву по протекции митрополита Макария в 1543 г. и получил в управление Новоспасский монастырь» ( Плигузов. 2000. С. 143). 16 янв. 1547 г. архимандрит Н. П. м. участвовал в чине венчания Иоанна IV Васильевича Грозного на царство (ПСРЛ. Т. 13. С. 150). Авторы исторических описаний обители и нек-рые совр. исследователи полагают, что в Н. П. м. вывезли митр. Московского и всея Руси свт. Макария во время московского пожара 21 июня 1547 г. ( Снегирёв. 1863. С. 14; Дмитриев. 1909. С. 14; Плигузов. 2000. С. 143). Эта версия, вероятно, восходит к Н. М. Карамзину ( Карамзин. ИГР. Кн. 2. Т. 8. С. 61), к-рый в свою очередь мог ориентироваться на летописные записи XVII в. Во всяком случае в Мазуринском летописце указано, что «отвезоша его к Спасу на Новое едва жива» (ПСРЛ. Т. 31. С. 131). Однако более последовательной, хронологически и топографически логичной, а потому внушающей доверие представляется запись в Постниковском летописце, называющая местом временного пребывания Макария Новинский монастырь (ПСРЛ. Т. 34. С. 30; см. также: Макарий (Веретенников), архим., Флоря Б. Н. Макарий, свт. митр. Московский и всея Руси//ПЭ. Т. 42. С. 374). В лествице настоятелей мон-рей архимандрит Н. П. м. уступал архимандриту владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря (к-рый, однако, не всегда присутствовал на соборных заседаниях и богослужениях), с 1561 г.- также и архимандриту Троице-Сергиева мон-ря, возглавлявшему список настоятелей рус. мон-рей, а с рубежа XVI и XVII вв.- еще и архимандриту Чудова мон-ря, при этом до кон. XVII в. почти никогда не опускался ниже 4-й позиции.

http://pravenc.ru/text/2577885.html

В храме пребывают частицы мощей преподобного Серафима Саровского , апостола и евангелиста Марка, святителя Иоанна Златоуста , преподобномученицы великой княгини Елизаветы Феодоровны, других угодников Божиих. На север ной стене западной части соборной паперти – остатки чтимого образа Спасителя (фреска). Кроме соборного Спасо-Преображенского храма в обители сохранились: церковь во имя святителя Николая Чудотворца (1652 г.), церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1673–1675 г.), надвратная (в колокольне) церковь во имя преподобного Сергия Радонежского (1759–1785 гг.), Знаменская церковь-усыпальница (1791–1795 гг.), под алтарем которой похоронены представители рода Шереметевых. С древнейших времен в Новоспасском монастыре находили место последнего упокоения представители боярского рода Романовых – предки царственного Дома. Все без исключения государи всероссийские, начиная с Михаила Феодоровича, непременно совершали «царские выходы» в Новоспасскую обитель, чтобы поклониться отеческим гробам. Здесь покоятся родоначальник Романовых Роман Юрьевич Захарьин, его сыновья, мать первого царя рода Романовых великая государыня инокиня Марфа (Ксения Иоанновна Шестова-Романова), пострадавшие при Годунове братья патриарха Филарета и их отец Никита Романович Юрьев (в схиме Нифонт), царевна Ирина, дочь Михаила Феодоровича, и другие яркие представители этого судьбоносного для России рода. 17 сентября 1995 года в Новоспасский монастырь из Кремля торжественно при большом стечении народа были перенесены останки московского генерал-губернатора, дяди Николая II, великого князя Сергея Александровича, зверски убитого террористом Каляевым в 1905 году. Захоронение великого князя было обнаружено возле здания бывшего Верховного совета на Ивановской площади Кремля. Долгое время это место использовалось как стоянка правительственных машин. Там же был воздвигнут крест-памятник великому князю, выполненный по эскизам Васнецова скульптором Н. Орловым и автором проекта Д. Гришиным. Этот крест был уничтожен в 1918 году.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В качестве подарка египетская делегация преподнесла митрополиту Дионисию образ Святого семейства, которое, как известно, провело в пределах Египта около трех лет, спасаясь от преследований Ирода. Из них около шести месяцев Богомладенец, Пресвятая Дева и праведный Иосиф пребывали в пещере в Аль-Мухарраке, где впоследствии была возведена обитель, настоятелем которой является епископ Вукол. В дар братии Новоспасского монастыря также были переданы иконы преподобного Макария Великого и других египетских святых. Гости посетили Покровский ставропигиальный женский монастырь, который стал местом их размещения в ходе пребывания в Москве. Делегация поклонилась честным мощам блаженной Матроны Московской, которая в последние годы стала известна и почитаема в Древних Восточных Церквах, ознакомились с деятельностью приюта для девочек и хозяйством монастыря. Епископ Вукол и сопровождавшие его лица были радушно приняты настоятельницей обители игуменией Феофанией (Мискиной) и сестрами. В этот же день коптская делегация посетила Сретенский ставропигиальный мужской монастырь Москвы. Наместник обители иеромонах Иоанн (Лудищев) рассказал гостям об истории и современной жизни монастыря, а также показал пребывающие там великие святыни, среди которых — частица мощей преподобной Марии Египетской. Братское общение продолжилось за совместной трапезой, после которой египетская делегация посетила здание Сретенской духовной академии. 25 августа гости из Египта побывали в Марфо-Мариинской обители милосердия, где были тепло приняты игуменией Елисаветой (Поздняковой) и сестрами, поклонились находящимся в ее соборном храме святыням и ознакомились с социальными проектами обители. Гости также посетили соборы Московского Кремля, Красную площадь, кафедральный соборный Храм Христа Спасителя, Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь, встретились с группой обучающихся в московских вузах студентов — представителей коптской общины Египта. Вечером того же дня делегация побывала в Донском ставропигиальном мужском монастыре, где представителей Патриарха Тавадроса II принимал наместник обители, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви митрополит Каширский Феогност. Владыка сердечно приветствовал делегацию из Египта, отметив важность продолжения подобных визитов для более подробного взаимного знакомства с историей, современной жизнью и богатым духовным опытом коптской и русской монашеских традиций.

http://radonezh.ru/2021/08/26/delegaciya...

Данилов мужской монастырь — древнейшая обитель Москвы — был основан благоверным князем Даниилом Московским не позднее 1282 года. Князь на свои средства содержал монастырь, посвященный его святому покровителю, преподобному Даниилу Столпнику, с самого начала обитель имела статус архимандритии. Около 1330 года сын князя Даниила, великий князь Московский Иоанн Калита выстроил в Кремле на Боровицком холме, на месте древней деревянной церкви Спаса на Бору, каменный Преображенский храм и основал первый на великокняжеском дворе монастырь, собрав братию из разных обителей. Даниловских монахов он также перевел в Кремль, а вместе с тем и архимандритию во главе с настоятелем Иоанном (впоследствии епископом Ростовским). С этого времени до конца XV века монастырь Преображения Господня был главной обителью московской великокняжеской семьи. Здесь представители этой семьи, в том числе и сам великий князь Иоанн Данилович, принимали постриг перед кончиной, здесь совершались их погребения. Возможно, в те времена монастырь был «общим», то есть предназначенным для проживания как иноков, так и инокинь. В придворной обители образовался центр московского летописания, управлявшие ею архимандриты нередко становились духовниками великих князей Московских. По свидетельству летописей, в 1345 году на средства супруги князя Симеона княгини Анастасии Гедиминовны Литовской монастырский храм был расписан русскими мастерами — учениками греческих изографов Гойтаном, Семеном, Иваном; в работе участвовали «прочие их ученицы и дружина». Позже в монастыре нашла свое упокоение и княгиня Анастасия. В 1396 году в соборе был погребен скончавшийся во время приезда в Москву святитель Стефан Пермский, просветитель зырян. Его мощи, находящиеся под спудом, стали главной святыней собора. В конце XV века в связи с расширением территории дворца монастырь по распоряжению великого князя Иоанна III Васильевича был переведен «близ Крутицы» — на берег реки Москвы, за Яузу, — так началась история Новоспасского ставропигиального мужского монастыря .

http://patriarchia.ru/db/text/6040441.ht...

18.00. Новогодний молебен. Новоспасский  ставропигиальный мужской монастырь, Крестьянская площадь, дом 10 19-00 — новогодний молебен 23-00 — Литургия —  храм преподобного Романа Сладкопевца Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрино, Фестивальная улица, 77A. 17.00. Вечерня, утреня. 23.30. Молебен с акафистом мученику Вонифатию. 24.00. Литургия. Храм преподобной Евфросинии Великой княгини Московской, Нахимовский проспект, дом 8. 16:00. Новогодний молебен с акафистом прп. Евфросинии Московской. Храм Иверской иконы Божией Матери на Всполье, ул. Б.Ордынка, д. 39. 17.00 Вечерня. Утреня. Новогодний молебен. Храм иконы Божией Матери «Троеручица» в Орехово-Борисово, Каширское шоссе, влад. 63, корп. 2. 17.00. Вечерня. Утреня. Молебен перед началом Нового года. Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском, ул. Крылатские Холмы, территория парка-заказника. 17.00. Всенощное Бдение. Храм Преображения Господня в Тушине, Волоколамское ш., д. 128. 17.00. Вечерня. Утреня с полиелеем. Молебен перед началом Нового года. Храм сщмч. Климента папы Римского, ул. Пятницкая, д. 26, стр. 1. 17.30. Новогодний молебен. Патриаршее Подворье храма святителя Николая у Соломенной Сторожки, ул. Ивановская, д. 3. 17.00. Вечерня. Утреня. Новогодний молебен. Храм святого праведного воина Федора Ушакова в Южном Бутове, ул.Южнобутовская, напротив вл. 9. 17.00. Вечерня, Утреня, исповедь, 1 час. 18.30. Новогодний молебен. Подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии, Храм Святителя Николая в Котельниках, 1-й Котельнический пер., д. 8. 17:00. Новогодний молебен. Храм Преподобного Сергия Радонежского в Солнцево, ул.Богданова, 21 17:00. Молебное пение на Новый год. Храм свт. Николая Мирликийского в Дербеневе, Уланский пер., 11, стр. 1. 17.00. Вечерня.Новогодний молебен. Храм Почаевской иконы Божией Матери храмового комплекса святых равноапостольных Константина и Елены в Митино, ул. Митинская, вл. 11. 17.00. Вечерня. Новогодний молебен. Храм прп. Серафима Саровского в Кунцеве, ул. Багрицкого, дом 10, корп. 3.

http://pravmir.ru/gde-pomolitsya-v-novog...

Десятилетия гонений на Церковь вообще закрыли возможность для публикаций и распространения соборных трудов. И ситуация изменилась только в начале 90-х годов, когда лучшими умами нашей Церкви была осознана необходимость как можно скорее опубликовать и ознакомить церковную общественность с теми трудами, которые были наработаны Собором. Только что возродившийся Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь, по благословению Святейшего Патриарха Московского Алексия II, начал факсимильную републикацию трудов Собора. Огромную роль в тот период в этом сыграл архимандрит Иннокентий (Просвирнин), яркий деятель церковной науки и церковного просвещения рубежа 80-х и 90-х годов. И после него при владыке наместнике Алексии в Новоспасском монастыре началась эта работа, которую мы сегодня можем назвать многополезной и ценной, потому что благодаря ей во многих епархиях, приходах, образовательных учреждениях хотя бы в каком-то виде стали известны постановления Собора. Но к нашему времени стала ощущаться необходимость полного издания документов Собора. И вот несколько лет назад в том же Новоспасском монастыре, уже при наместнике епископе Савве, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, началась работа по изучению всего Соборного наследия. Надо отметить, что Соборный архив сохранился практически целиком. Нам известно только о порядке 10–12 единиц хранения Соборного архива, которые были утрачены. Причем утрачены каким-то загадочным путем в 20-е годы, несмотря на то, что в 1921 году один из членов Собора Степан Григорьевич Рункевич свез весь Соборный архив из епархиального дома в Лиховом переулке (где и проходил Собор) в Государственный архив. Соборный архив был принят на хранение в Государственном архиве. С 21-го по 30-й год эти 10–12 единиц хранения, в том числе, например, очень ценные для нашего времени протоколы заседаний Библейского отдела были утрачены. Но, тем не менее, более 95% Соборного архива сохранились в целостности, и на базе этого в 2011–2012 году мы начали публикацию документов Священного Собора.

http://academy.foma.ru/izdanie-dokumento...

Иеромонах Павел рассказал об истории, структуре и образовательной деятельности ОЦАД как учебного заведения, ставящего своей целью подготовку высококвалифицированных церковных дипломатов и ученых. Диакон Димитрий Серов сделал сообщение о международных программах студенческого обмена. Священник Димитрий Сафонов рассказал о читаемом им курсе по теме межрелигиозных отношений, в рамках которого магистранты подробно знакомятся с деятельностью совместной комиссии Русской Православной Церкви и Ирана «Православие-ислам», которая действует с 1997 г. М. Тасхири поделился опытом религиозного образования в Иране, указав, что его страна может по праву гордиться религиозным многообразием и уважением к верующим разных традиций. В ходе беседы, стороны обсудили перспективы развития межрелигиозного взаимодействия в академической сфере. После посещения учебного заведения Русской Православной Церкви состоялся визит иранской делегации в резиденцию Духовного собрания мусульман России. Во встрече приняли участие муфтий Волгоградской области Бата Кифах, заместитель муфтия А. Крганова И. Гайнутдинов, начальник Управления делами Д. Мустафин, руководитель международного отдела М. Мирсаяпов, секретарь Попечительского комитета Межрелигиозного совета России О.В. Блюдов. В ходе беседы были обсуждены темы, касающихся организации жизни мусульманских общин и значения межрелигиозного диалога в современном мире. В честь прибытия иранской делегации был устроен торжественный обед. Вечером этого же дня М. Тасхири посетил Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь . По благословению наместника обители епископа Воскресенского Дионисия высокого гостя встретили личный секретарь архиерея диакон Тимофей Щипачев и руководитель секретариата Юго-Восточного викариатства г. Москвы А.И. Сирота. В ходе экскурсии иранской делегации рассказали об истории древней Патриаршей обители, судьба которой связана с Домом Романовых. Гости посетили Преображенский собор, усыпальницу бояр Романовых и церковно-археологический музей.

http://patriarchia.ru/db/text/5474165.ht...

Решением Священного Синода от 15 апреля 2021 г. ( журнал 26 ) определено быть Преосвященным Екатеринодарским и Кубанским, главой Кубанской митрополии , с освобождением от управления Челябинской епархией и временного управления Троицкой епархией. Решением Священного Синода от 11 октября 2023 г. ( журнал 91 ) назначен управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви с титулом «Воскресенский», первым викарием Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве и управляющим Центральным викариатством г. Москвы. Включен в состав Высшего Церковного Совета , назначен на должности секретаря Межсоборного присутствия , председателя Общецерковной дисциплинарной комиссии при Патриархе Московском и всея Руси , председателя Межведомственной рабочей группы по координации помощи, оказываемой епархиям Донбасса и сопредельных территорий, находящихся в зоне конфликта , и наместника Новоспасского ставропигиального монастыря . С 27 ноября 2023 г.  — заместитель главы Всемирного русского народного собора . Образование: 1997 г. — Ярославский государственный университет им. Демидова. 2000 г. — Московская духовная семинария. 2004 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия). Место работы: Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь (Наместник) Место работы: Общецерковная дисциплинарная комиссия при Патриархе Московском и всея Руси (Председатель) Место работы: Межведомственная рабочая группа по координации помощи, оказываемой епархиям Донбасса и сопредельных территорий, находящихся в зоне конфликта (Председатель) Место работы: Управление делами Московской Патриархии (Управляющий делами) Место работы: Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви (Секретарь) Епархия: Московская (городская) епархия (Первый викарий Патриарха Московского и всея Руси) Место работы: Московская Патриархия (Управляющий делами, Первый викарий Патриарха Московского и всея Руси) Место работы: Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС) (Заместитель главы)

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198981...

Церковь и деятели культуры должны рука об руку работать над сохранением культурного и духовного наследия России, подчеркнул Предстоятель. В качестве положительного примера такого сотрудничества Святейший Патриарх привел Соловецкий музей-заповедник: 19 ноября 2009 года приказом министра культуры РФ директором музея был назначен наместник Соловецкого ставропигиального монастыря архимандрит Порфирий (Шутов). С коротким сообщением о сотрудничестве Церкви и Министерства культуры выступил А.А. Авдеев. Глава Росимущества Ю.А. Петров рассказал о взаимодействии Церкви и государства в вопросе возвращения церковного имущества. Утром 6 января, в навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь. В Покровском храме обители Предстоятель совершил Великую вечерню и Божественную литургию святителя Василия Великого. В ночь с 6 на 7 января, в праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, богослужение в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. За богослужением в Храме Христа Спасителя молились Президент РФ Д.А. Медведев с супругой, представители высших органов государственной власти и тысячи верующих. После причащения духовенства ключарь кафедрального храма протоиерей Михаил Рязанцев огласил Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Православной Церкви. 7 января, в день праздника Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Великую вечерню в кафед-ральном соборном Храме Христа Спасителя. На Великую вечерню было вынесено старинное напрестольное Евангелие времен императрицы Елизаветы Петровны, переданное по завещанию покойного митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима из Иосифо-Волоцкого монастыря в дар Храму Христа Спасителя. По благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II Евангелие выносится только дважды в год: на Великую вечерню в день праздника Рождества Христова и на Пасхальную Великую вечерню.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010