«…Предстоя Святей Троице». О передаче троичного догмата в иконах О передаче троичного догмата в иконах 7 июня, 2003 О передаче троичного догмата в иконах Догматы о Троице входят в число основополагающих, и неудивительно поэтому, что иконы Троицы встречаются весьма часто. Достаточно вспомнить, например, классический русский пятиярусный иконостас, в котором икона Троицы помещается в центре праотеческого ряда, затем в ряду праздников и, кроме того, в местном ряду. Вполне естественно, что иконы Троицы давно привлекают пристальное внимание исследователей, особенно иконы Ветхозаветной Троицы, имеющие более древние корни, чем Новозаветная Троица. Безусловно, это связано с тем, что преподобный Андрей Рублев написал свою «Троицу», следуя именно древней иконографии. Если проанализировать весьма обширную литературу, посвященную «Троице» Рублева, то становится очевидным, что основное внимание авторы уделяли художественным особенностям выдающегося творения человеческого гения. Не была оставлена в стороне и связь иконы с тяжелыми обстоятельствами исторического характера, свойственными времени ее написания. Однако недостаточно полно, как представляется, дана в этих работах богословская интерпретация показанного на иконе. В последние годы многие исследователи обращаются к вопросу о том, какой из изображенных на ней ангелов какому Лицу соответствует. Мнения высказываются самые разные. Чаще всего средний ангел отождествляется либо с Отцом, либо с Сыном, и в зависимости от сделанного выбора определяется соответствие боковых ангелов двум другим Лицам. Число возможных комбинаций здесь достаточно велико, и надо сказать, что авторы приводят для подтверждения своих точек зрения много интересных доводов. Но до однозначного ответа на этот вопрос еще далеко. Возможно, он никогда не будет найден. Наиболее полное и критическое рассмотрение этой проблемы можно найти в книге Л.Мюллера. В.Р. Раушенбах Несомненно, однако, что проблема отождествления ангелов и Лиц имеет второстепенный характер. Ведь как бы ни решался вопрос о соответствии между ангелами и Лицами, Троица продолжает оставаться лишь Троицей.

http://pravmir.ru/predstoya-svyatey-troi...

О духовном и земном аспектах праздника Пятидесятницы, о том, что каждому из нас обязательно надо сделать и вспомнить в этот день, рассказывает протоиерей Артемий Владимиров . В двух словах может заключаться вся сущность нашего спасения: Христос воскресе! Мы дожили с вами, дорогие друзья, до великого торжества Соборной Апостольской Святой Православной Церкви – праздника новозаветной Пятидесятницы . Новый Завет явил себя в воскресении Христа Искупителя, Его восстании из гроба, и Пятидесятница есть день пятидесятый от пасхальной ночи. Этот пятидесятый день именуется днем Единосущной Животворящей и Нераздельной Троицы. У нас в России праздник Святой Троицыновозаветной Пятидесятницы – обыкновенно приходится на раннее лето, когда солнце уже сияет во всю силу, листва, робко-робко пробивавшаяся по весне, набирает сок, радует глаз зеленью. Воздух напоен ароматами цветов, повсюду разлита та благость, вследствие которой поэты и песенники, всем известные, составляли слова, всем известные: «Это русское раздолье, это Родина моя». Праздник Святой Троицы согревает сердце, просвещает ум. И его ждали с великим нетерпением после Пасхи и наши патриархальные крестьяне, и мещане, и дворяне – все сословия общества, потому что день Троицы предполагал упразднение от земных трудов, от суеты. Народ одевался в белые праздничные одежды и спешил, начиная со всенощной, в Божии храмы, чтобы хорошенько очистить совесть в исповеди, приобщиться, если Бог даст, Святых Животворящих Христовых Таин. Затем по Божественной Литургии на Великой вечерне опуститься на колени. Это совершенно необычное зрелище, согласитесь, когда храм устлан либо душистым сеном, либо только что скошенной травкой, там и сям виднеются розы, ромашки, васильки, смотря по вкусу украшавших Божий храм, и народ, преклонив колена, затаив дыхание, как один человек с благоговением и трепетом слушает молитвы, которые воссылаются от лица всей полноты церковной устами священника к Триипостасному Божеству. К Богу, Который нас видит и слышит, любит и являет Себя нам в Отце безвидном, вечном, всесвятом, в посланном Им в мир Единородном Сыне Боге во плоти, Который восходит плотию на крест, восстает из мертвых… Который, взойдя в обители Отца, низводит нам Духа Святого, часто изображаемого в виде голубя – таким, как созерцал Духа Святого Иоанн Креститель. Склонены плечи, головы, но широко раскрыты бессмертные человеческие души, алчущие и жаждущие росы Святого Духа, Который и снисходит в Божественной Литургии праздника Троицы, Который осеняет молящихся на вечерней неизреченными выдыханиями, легким веянием ветра тихого, едва слышного. Благодать Святого Духа проявляет себя в чистых, смиренных, кротких, исполненных братолюбия душах православных христиан.

http://pravoslavie.ru/94294.html

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть itemscope itemtype="" > Какая правда должна быть в иконе? Беседы об иконографии с архимандритом Лукой (Головковым) Оксана Головко   Архимандрит Лука (Головков)   05:45 14.08.2023 546 Время на чтение 13 минут Как воспринимать икону «Троица Новозаветная», и какое Лицо Святой Троицы можно изображать в виде Старца? Можно ли изображать святого в очках? Начинаем цикл бесед о православной иконографии с архимандритом Лукой (Головковым), деканом иконописного факультета Московской духовной академии. Благовещение. Катакомбы Присциллы. 2-я пол. II - 1-я пол. III в. – Отец Лука, давайте сначала разберем сам термин – что такое иконография? Иконография теснейшим образом связана со смыслами событий, которые отражаются в произведении церковного искусства

http://ruskline.ru/opp/2023/08/14/kakaya...

Глава девятая. Образ пятый: Сын Человеческий В таинственных видениях ветхозаветных апокалипсистов проступает загадочный образ некоего Сына Человеческого. Потом так будет именовать Себя Иисус из Назарета. И вновь явится Сын Человеческий уже в новозаветном Апокалипсисе св. Иоанна Богослова. 78 Еврейское (Бен Адам) звучит по-арамейски (Бар Энаш). Так в Дан. 7, 13 , Иудейская апокалиптика, начиная с Даниила и далее ко временам апокрифической письменности, существует в атмосфере арамейского языка, ставшего со времен Вавилонского плена разговорным у иудеев. Поэтому образ Сына Человеческого озвучен именно как Бар Энаш. Св. Иоанн Богослов, написавший свой Апокалипсис по-гречески, использует выражение υς το νθρπου (о иос ту анфропу). Библейский образ Бар Энаш, Сына Человеческого, содержит для нас, нынешних христиан, некоторую неожиданность. Дело в том, что сложившиеся в христианстве понятия Сын Божий и Сын Человеческий – это результат догматической деятельности святых отцов, преимущественно греческих, и Вселенских соборов. Можно сказать, что это эллинское осмысление новозаветной христологии. В этой богословской терминологии: – Сын Божий предвечно рожден от Отца и являет Божественную природу Христа; – Сын Человеческий рожден во времени от Девы и являет человеческую природу Христа. Таков Халкидонский христологический догмат (451 г, IV-й Вселенский собор). Халкидонский догмат, безусловно, православный и верный. Но халкидонское 79 значение понятий Сына Божьего и Сына Человеческого не вполне соответствует библейско-семитскому значению этих терминов 80 . Это расхождение халкидонского и библейско-семитского значения не полное, а частичное. Перед нами стоит задача показать библейско-иудейскую христологию в библейско-иудейском значении слов Сын Божий и Сын Человеческий. Святые отцы совершили перевод библейского богословия и христологии на язык эллинской культуры и эллинского мышления. На это ушли века вв.). Процесс во многом шел мучительно и сложно. Рассчитаться за это пришлось многими ересями и расколами (савеллианство, арианство, несторианство, монофизитство, монофилитство) и тяжелыми церковными потрясениями. Ведь не врагами церкви и истины бывало порой большинство епископов, когда они оказывались в той или иной ереси и настаивали на этом! Мучительно входило библейское откровение в язык и формы эллинизма. Потребовалось некоторое переосмысление библейских терминов и введение вообще новых, небиблейских, таких как «единосущие», «Троица», «Богочеловек», «Богородица», чтобы на этом языке сказать то, о чем на своем языке говорило Писание.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2022-09-30 08:00:41 Владелец: Valentina14 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: [Добавлено 2022-09-30 08:10:30]: Помогите опознать икону. Подскажите, пожалуйста, как поступают с пострадавшими от времени иконами. Эта рассохлась и треснула посередине Ответов: 2. Последний ответ: Здравствуйте! Образ Спасителя называется - " Спас-благое молчание " . Так, молча примет нас Господь, когда предстанем пред ним. Те грехи, которые не исповедали и не прощены священником, Господь умершему человеку уже простить не может. То есть будет пм [...] Добавлено на опознание: 2022-09-22 17:59:11 Владелец: monk Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Помогите пожалуйста определить кто изображен на иконе. [Добавлено 2022-09-22 19:00:28]: Помогите пожалуйста определить что это за икона и кто изображен на ней. [Добавлено 2022-09-30 12:01:22]: Загружены качественные фото. [Добавлено 2022-09-30 12:10:22]: при сильном увеличении просматривается " С.. М... " у первой с лева фигуры и " СХ.. НИК... " у центральной. Ответов: 11. Последний ответ: А что это за икона? Семейная, храмовая? Для путной великовата. Возраст? Добавлено на опознание: 2022-09-15 19:45:21 Владелец: MrMif Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: [Добавлено 2022-09-18 14:26:11]: Здравствуйте. Помогите пожалуйста определить что за икона. Ей уже более 100 лет. Хотел узнать про неё. Ответов: 1. Последний ответ: Андрей! Здравствуйте! Появилось Ваше обращение и вопрос. Теперь можно и ответить. Вы попали на замечательный сайт. Наберите в меню Иконы Богородицы. Найдите образ Нечаянная радость и доставите себе радость и удовольствие от истории этого образа. Это [...] Добавлено на опознание: 2022-09-03 20:26:37 Владелец: valvin Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Мое фото иконы Ответов: 3. Последний ответ: не Блголюбская. Троица в новозаветные времена являлась только Александр Свирский, прп. http://pravicon.com/icon-1107 Скорее всего это основатель какого то монастыря во имя Троицы например Сергий Радонежский Нил Столобенский, прп. http://pravi [...]

http://pravicon.com/unknown/5

Ростов. Рождественский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Собор расположен на территории Рождественского монастыря, возле южного корпуса келий. Он не раз перестраивался. Была утрачена колокольня. В 1715 г. собор Рождественского монастыря был украшен фресковой росписью. Настенная летопись, сохранившаяся на откосе портала западной стены, сообщает только, что храм расписан «тщанием и трудолюбием игуменьи Наталии». Имена работавших здесь мастеров неизвестны. Однако особенности стиля росписи: её насыщенная, несколько пестрая цветовая гамма, живой и многословный язык повествования, богатство растительных орнаментов, пристрастие к великолепному узорочью в отделке кулис и предметов утвари, - позволяют причислить её к лучшим произведениям ярославского стиля петровской эпохи. В 1873 г. при игуменье Марии стенопись собора была прописана на пожертвования крестьянина Ивана Алексеевича Рулева. Иконография центрального храма следует ярославским традициям. Сомкнутый свод небольшого собора разделен киноварными разгранками на четыре части, в которых написаны «Новозаветная Троица», «Воскресение», «Сошествие Святого Духа» и «Вознесение». Изображения четырех евангелистов остроумно перенесены на откосы верхних окон, расположенных на западной стене. Стены делятся горизонтальными разгранками на 5 ярусов. В верхнем очень кратко иллюстрирована земная жизнь Христа. Второй и третий посвящены теме акафиста Богородице. По полноте изложения (25 клейм) и богатству иконографических изводов - это лучший акафистный цикл в стенописях ярославской школы. В двух нижних ярусах очень живо написаны «Страсти Христовы». У самого иконостаса цикл «Страстей» дополняют три сцены из жизни Богоматери: «Зачатие», «Рождество» и «Вознесение». Архитектоника окон и порталов собора выявлена нечетко и не везде одинаково. На одних окнах помещены фигуры преподобных в рост, а другие служат продолжением сюжетных клейм стены. Широкие откосы трех входных порталов, соединяющие центральное помещение храма с трапезной, украшены фигурами преподобных и мучеников. На центральном портале, вместе с ангелами, охраняющими вход в храм, изображены преп. Стефан (патрон Стефана Яворского, местоблюстителя патриаршего престола в петровскую эпоху) и преп. Исаакий Далматский, считавшийся покровителем новой столицы России - Санкт-Петербурга. На южном портале написаны ростовские чудотворцы: Иосиф Блаженный, Петр Ордынский и Авраамий, получающий жезл от Иоанна Богослова. Последнее изображение снабжено пространным текстом из древнего жития Авраамия.

http://sobory.ru/article/?object=05697

Собрание статей Мейендорфа на разные темы: история Церкви, патрология, сравнительное, литургическое, догматическое богословие, современное Православие и т. д. В данное собрание вошли следующие статьи о. Иоанна Мейендорфа: Апостол Петр в византийском богословии Апостол Петр и его преемство в византийском богословии Брак и Евхаристия Византийские представления об Исламе Время Великой субботы Жизнь с избытком Заметка о церкви Значение Реформации как события в истории христианства Иерархия и народ в православной церкви Литургический путь православной церкви в Америке Литургия, или Введение в духовность Византии Об изменяемости и неизменности православного богослужения Послесловие к книге Л. Регельсона «Трагедия Русской Церкви. 1917–1945» Православная традиция и история Произошла ли во Флоренции встреча между Востоком и Западом? Русский епископат и церковная реформа (1905 г.) Свт. Григорий Палама. Его место в Предании Церкви и современном богословии Святая Троица в паламитском богословии Святой Дух как Бог Слово о Всеволоде Шпиллере Творение в истории православного богословия Христология в пятом столетии Церковный регионализм: структуры общения или прикрытие для сепаратизма? Церковь, общество, культура в православном церковном Предании Группа Вконтакте Facebook группа Статьи Апостол Петр в византийском богословии  На протяжении Средних веков и западные, и восточные христиане создали обширную литературу, посвященную апостолу Петру и его преемству. Как правило, они отталкивались от одного и того же корпуса библейских и святоотеческих текстов. Однако эти тексты, сначала изолированные, а потом искусственно перегруппированные полемистами, смогут обрести свою истинную значимость только в том случае, если мы рассмотрим их в исторической перспективе и особенно в свете последовательной и уравновешенной экклезиологии. Это именно то дело «фундированности» и объединения, перед которым стоит современная вселенская мысль, если она стремится достичь сколько–нибудь конкретного результата. Здесь, в кратком исследовании византийских текстов об апостоле Петре, мы попытаемся выявить, можно ли распознать постоянные элементы некоей экклезиологии в отношении византийцев к новозаветным текстам о святом Петре, к преданию о его особом служении «Корифея» и, наконец, к римской концепции его преемства.

http://predanie.ru/book/72001-stati/

Спас. Церковь Спаса Преображения. Спасская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село Спас расположено слева от дороги. Свое название получило от церкви Спаса Преображения. Село было центром одноименной волости и до 1764 года принадлежало Костромскому Ипатьевскому монастырю. В центре села возвышается церковь, сооруженная в 1802 году в стиле позднего барокко. Двусветный четверик завершается традиционным пятиглавием. Современный церкви иконостас в целях сохранения перевезен в город Нерехта, где после реставрации будет смонтирован во Владимирской церкви. В четверике фрагментарно сохранились росписи первой половины XIX века. Сельская приходская церковь Спаса Преображения старинного села Спас (Спасское Шиповых), выстроенная в архаичных для рубежа 18-19 веков формах, вполне характерна по своему типу и декору для храмов Нерехтского района. Стоит в центре села, посреди большой площади. Само село Спас некогда было центром одноимённой волости и до 1764 г. принадлежало Ипатьевскому монастырю. Существующая каменная церковь (очевидно, вместо деревянной) построена около 1802 года. Трапезная расширена с обеих сторон приделами Тихона Амафунтского и Покрова Богородицы, видимо, около сер.19 века. Сама композиция Преображенской церкви складывается из пятиглавого двусветного четверика храма, более узкой и низкой полукруглой апсиды, равной ей по высоте трапезной с двумя сильно выступающими с юга и севера вышеупомянутыми приделами и трёхъярусной колокольни. Глухие барабаны храма необычной четырёхгранной формы увенчаны луковичными главами с чешуйчатым металлическим покрытием. Приделы имеют скругленные углы и частично закрывают фасады храма. Столпообразную композицию колокольни составляют квадратные в плане, равные по ширине ярусы. Над гуськовой кровлей возвышается четырёхгранный глухой барабан. В храме фрагментарно сохранилась настенная живопись, исполненная маслом в сер. 19 века. В частично уцелевшей храмовой летописи указан 1853 г. как время создания иконостаса, очевидно, синхронного с росписью. В своде алтаря написана Троица Новозаветная на облачном фоне. На западной стене алтаря над входом - образ Богородицы. Свод входного арочного проёма декорирован кессонами, внутри которых помещены розетки и небольшая композиция с церковными атрибутами. В вершине свода храма написан поясной образ Господа Саваофа. На его лотках располагались сцены Страстей - " Несение Креста " , " Снятие со Креста " и " Положение во гроб " , окаймленные пышными гризайльными картушами. На стенах храма клейма располагались в четырёх ярусах. Под окнами второго света проходит узкий ярус с овальными клеймами; часть клейм этого яруса иллюстрирует историю Моисея. Среди больших клейм в нижнем ярусе выделяются: " Усекновение главы Иоанна Предтечи " , " Жертвоприношение Авраама " , на западной стене над входом был представлен " Страшный Суд " , по сторонам от него - 4 сцены из Книги Бытия, в частности, " Сотворение Адама " и " Грехопадение " .

http://sobory.ru/article/?object=03119

Глава 10. Анализ представлений о личности у Х. Яннараса Истина личности подытоживает в себе онтологию и этику церковной философии. 1500 Онтология личности у Яннараса и патристика В своей попытке «современного прочтения древ­него патристического наследия», 1515 опираясь на отцов Церкви, 1516 Яннарас считает «онтологию личности», как «синтез апофа­тизма с бытийными началами инаковости и свободы», 1517 естественным следствием святоотеческой мысли. Согласно Яннарасу, «для греческой философской мысли ранне- и среднехристианского периодов отправным пунктом для приближения к подлинному бытию служит реальность личности». 1518 Он черпает определение «ипос­таси» как «своеобразия», «инаковости» у отцов Каппадокийцев, 1519 которые совершили, по его убеждению, «радикальный переворот» «в отождествлении ипостаси и личности (греч. πρσωπον)»: «личность есть ипостась бытия». 1520 Однако далеко « не вся­кий патролог согласился бы» с предлагаемым Яннарасом прочтением отцов Церкви, 1521 поскольку его «энтузиазм» часто ведет его к приписыванию отцам таких идей, «которых они не имели». 1522 С большой смелостью « Христос Яннарас использует хайдеггеровскую экзистенциальную философию для актуализации значимости святоотеческого наследия в настоящее время». 1523 Он находит основания для признания наличия богословского понятия человеческой личности у отцов Церкви в использовании ими в антропологии таких понятий, как «разумное», «самовластное», «начальное» и др., 1524 т. е. увязывает свободу произволения и разумность человека с его личностностью. Однако Яннарас признает, что «почти невозможно дать исчерпывающее определение того неуловимого «нечто», что лежит в основе личности», 1525 как, впрочем, и в основе понятий сущности и энергии. Поэтому Яннарас называет «знаками сущего: природу и личность, сущность и ипостась, инаковость и энергии». 1526 Бог – Троица Личностей и Откровение Согласно терминологии Яннараса, Бог есть «Троица Личностей» 1527 и «полнота личного общения». 1528 «В новозаветном тексте сам способ выражения неоспоримо указывает на три разные Личнос­ти, Три Божественных Лица, которые в то же время не существуют отдельно друг от друга». Отец «есть Личность не толь­ко по отношению к человеку, но и в самом Своем Бы­тии: Личность по отношению к Сыну и Духу». 1529 «Бытие Бога осуществляется как со-бытие, как лю­бовь, в которой собственное существование личности отождествляется с самоотдачей». 1530

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Новохлысты Основателем секты новохлыстов, появившейся в конце прошлого века в Кубанской обл., считается майкопский мещанин Евдоким Козин, бывший хлыст по убеждениям, а ревностным ее распространителем – некто Бондаренко. По характеру своего учения эта секта резко отличается от хлыстовщины, так как на ней сильно отразились пантеистические и материалистические идеи нашего времени. Единственным источником своего вероучения новохлысты признают только человеческий разум и непосредственное откровение Божества; богодухновенность же всего ветхозаветного и новозаветного Писания, а тем более свящ. Предание они решительно отвергают. По их учению, Бог есть дух вечный, всемогущий, вездесущий, «внутренне пребывающий во всем движущемся». Он есть самодвижущая весь животный мир сила; в неорганическом мире Его нет. Все, что обладает присущей ему от природы способностью самостоятельного дыхания, имеет внутри себя Бога, вернее – частицу Божества, так что, по словам Бондаренко, всякое животное и последняя козявка имеют в себе частицу Божества. Отдельно от мира и самобытно, по учению сектантов, Бог не существует. Он разлит по неравным частям во всем животном мире, но сознает себя, как Бога, только в человеке, и то в одних только новохлыстах. До сотворения мира и человека Бог пребывал в какой-то неопределенной, бесформенной массе, но затем стал отделяться от нее и облекаться плотью. Облекшись плотью, Он получил возможность творить мир словом. В это время появилась и Троица: первое лицо – это дух, второе – плоть, третье – слово. Таким образом, Бог есть тот же во плоти человек, только бесконечно могущественнее его. Кто был первый человек, неизвестно; но несомненно, что до Адама было много людей, которые по своей жизни не отличались от животных. Когда же Бог избрал одного из них и просветил его, иначе – когда дух вошел в человека, то последний узнал, что он сотворен по образу Божию, и чрез это получил блаженство, или рай. От этого человека произошел род людей благочестивых, т.е. новохлыстов. Один из этого рода, будучи прельщен природой, стал жить как ему хотелось, за что был изгнан из рая. Этот изгнанник – не кто иной, как библейский Адам. В теле каждого человека живет один из ангелов, которые разделяются на видимых, невидимых и злых. Видимые находятся в новохлыстах, потому что они видят Бога; невидимые – не в новохлыстах, так как они не видят Бога, и злые – в новохлыстах, не исполняющих новохлыстовских заповедей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010