Закрыть itemscope itemtype="" > Дважды отверженный Царь Причины отказа от признания подлинности Царских Останков идейными противниками такового признания 27.07.2023 1610 Время на чтение 5 минут Источник: Антимодернизм Честная версия следователя Соколова о сожжении тел на Ганиной Яме превратилась в 1990-е годы в гностический миф о ритуальном сожжении Останков. Этот гностический миф вместе с двумя другими: «отречения не было» и «старец Григорий Распутин – великий святой, руководивший Царем» – сформировал радикально новое представление о Царе Николае Втором. Этот миф, будучи принятым на веру, стал религиозным. Он ставил в душах точку и отменял все вопросы поиска земных Останков Царя. Любое новое расследование, подвергавшее этот религиозный гностический по сути оккультный миф сомнению, делалось в сознании принявших этот миф преступным. А новые исследователи – адептами тёмных сил и врагами Бога, Царя и России. Новое расследование было начато как раз в эпоху уничтожения России режимом Ельцина. И хотя оно было инициировано ещё советской Прокуратурой (Прокуратура Свердловской области уже в июле 1991 года по заявлению А. Н. Авдонина произвела первое вскрытие на Коптяковской дороге) и не имело к режиму Ельцина никакого отношения, это расследование стало ассоциироваться в зараженном данным мифом сознании предвзятых людей с именами Ельцина, Росселя, Гайдара и прочих настоящих врагов России. Как мощи Святителя Николая были спрятаны в свиные туши, так новое расследование оказалось в окружении имён наследников Революции. В итоге любой непредвзятый интерес к результатам независимого профессионального расследования сохранившихся вопреки ельцинской и гайдаровской революции органов государственной власти был подвергнут и поныне подвергается в среде патриотов обструкции и травле. Так, записанные в 1930-х откровенные и очень точные воспоминания палача Царской Семьи Юровского, подтвержденные воспоминаниями красноармейца Сухорукова о неудачных попытках схоронить тела на Ганиной Яме, намерении закопать в других, более глубоких шахтах и, наконец, попытках сжечь тела на месте где застрял рано утром 19 июля грузовик Люханова, разделив их, ради конспирации, на две группы тел и на два костра и, в конце концов, о вынужденном решении закопать не поддавшиеся уничтожению огнем тела прямо на месте костров, замаскировав могильник на дороге накатом из шпал – весь этот комплекс неоспоримых доказательств принадлежности Останков, найденных в 1991 и 2007 в двух раздельных захоронениях на Старой Коптяковской дороге, точно сходящийся с материалами Соколова, был объявлен адептами мифа – фальсификацией!

http://ruskline.ru/opp/2023/07/27/dvazhd...

XIV. П. Б. Михайлов. Русский неопатристический синтез Человеку свойственно идеализировать свое прошлое. Великие мировые цивилизации так или иначе базовым фоном своего исторического сознания имеют некую идеальную точку отсчета в прошлом, некий центр внутреннего притяжения, по которому меряется настоящее и прокладывается путь в будущее. Всякий всплеск саморефлексии определяется поиском и нахождением своего места в идеальном пространстве прошлого. Типологически все значительные античные мифологии сводятся к мифу о вечном возвращении. По всей видимости, это – одна из констант общечеловеческого религиозного чувства, общей религиозной одаренности. Миф о вечном возвращении в самых разнообразных культурно-исторических вариациях определяет одну из фундаментальных черт религиозного сознания, постоянно и напряженно ищущего источников религиозного вдохновения в пережитых опытах священного. В этом отношении христианская религиозность – не исключение. И для христианской традиции, несмотря на ее объективную обращенность в будущее – эсхатологическую напряженность ожидания Второго Пришествия, которое, впрочем, порой ослабевает по тем или иным причинам, – свойственна эпистрофичность (от греческого Греческий текст со стр 369 оригинала – возвращение), и христианскому религиозному чувству присуще все новое и новое переживание воздействий Бога на ход истории. Богословие должно опираться на некий духовный опыт. В пережитом опыте оно всегда ищет источник своего вдохновения, а духовный опыт, в свою очередь, наполняет сознание верующего, делая его богословским. Об этом свидетельствует святитель Григорий Нисский в трактате «О жизни Моисея»: «...таковы переживания души, охваченной любовью к тому, что прекрасно по своей природе. Надежда постоянно увлекает ее от той красоты, которую она уже видела, к той, которую увидеть еще предстоит, и постоянно разжигает в ней огонь желания» 530 . Очевидно, одним из проявлений этой фундаментальной черты христианского религиозного самосознания – обращенности к пережитому в прошлом опыту, но уже на обобщенном уровне, является почитание, воздаваемое в церковной традиции Золотому веку христианства – эпохе святых отцов. Носители церковной традиции сознательно веруют, что великим богословам христианской древности удалось зафиксировать совокупный церковный опыт богообщения и сформулировать его в объективных категориях своего богословского творчества – в разнообразных формах письменного наследия Церкви – литургического, иконографического и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Заметки о типах религиозного сознания РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_25298.html 25 января 2006 Александр Кырлежев Заметки о типах религиозного сознания Источник:  Газета " Утро России " , 17, 27 апреля – 3 мая 1995 г. Что такое религиозное сознание? Вокруг каких главных идей оно строится? Эти вопросы необходимо задавать, если пытаешься понять, что такое наша сегодняшняя Православная Церковь. Церковь сегодня свободна и существует на законных основаниях, но общество, по существу, о ней почти ничего не знает. Говоря о " религиозном сознании " , мы имеем в виду то, что происходит в головах религиозных людей. У христиан есть Евангелие, заповеди, вероучительные истины, то есть некое идеальное задание, которое Бог дал людям. Но вместе с тем повседневной жизнью тех, кто " живет в Церкви " , управляют еще и иные религиозные ориентиры: сложившиеся обычаи, характерные представления о главном и второстепенном в Церкви. Конечно, максимальной целью для церковных людей остается Божественное задание в своей полноте, но поскольку это задание – именно максимальное, состояние обыденного религиозного сознания отражает, скорее, попытки его осуществить. Церковь имеет свою историю. В разные эпохи на первый план выступали различные проявления церковной жизни. Было время активного христианского миссионерства – завоевания миллионов последователей. Затем пришло время богословских споров, в ходе которых складывалось традиционное вероучение. " Средними веками " называют эпоху всеобщей религиозности, для которой характерна связь всех сторон человеческой жизни и деятельности с господствовавшими тогда религиозными ценностями. Наконец, в Новое время, в период секуляризации – перехода к светским мировоззрениям, светскому обществу и государству, Церковь была озабочена сохранением своих позиций и защитой веры от более или менее агрессивного безбожия. Сегодня мы живем в пострелигиозную эру (в традиционно христианских странах), что означает свободу быть или не быть христианином или вообще верующим. Государство и общество в целом – принципиально безрелигиозны. Церковь существует на правах добровольной ассоциации частных лиц. Эта ситуация в значительной степени влияет на состояние современного религиозного сознания (в нашем случае – христианского, а точнее – православного).

http://religare.ru/2_25298_1_21.html

А.Л. Дворкин Раздел седьмой. Культы «Новой эры». Глава 21. Движение «Нью эйдж» Сама ситуация в современном мире в ее духовных, социальных и технических аспектах способствует отказу от христианства и утверждению сознания «Нью эйдж». Еще недавно в оккультной среде господствовал эзотеризм. Сегодня оккультизм зкзотеричен – он открыт для всех. Даже самые одиозные проекты «очищения Матери-Земли» не особо скрываются. Мы являемся свидетелями пронизывающего весь мир «заговора». Это – заговор Водолея. Вячеслав Алексеев, Андрей Григорьев. Религия Антихриста 1316 . 1. Старые идеи новой религии «New Age («Нью Эйдж») – английское выражение, которое переводят по-разному («Новое время», «Новый век»), но, как мне кажется, наиболее точный перевод – «Новая эра» . Это самая известная на Западе (а теперь уже и на Востоке) и самая широко рекламируемая современная религия. Сразу отметим, что не существует единой секты под названием «Новая эра» (НЭ); секта всегда характеризуется четко организованной структурой, а «Нью эйдж» – явление широкоохватное, аморфное, в которое вовлечено много сект и организаций. Кроме того, человек может придерживаться общего круга идей НЭ, но при этом не входить ни в одну из организаций. Собственно, за термином «Нью эйдж» стоят два понятия. В более строгом смысле – это широко распространенное оккультное неоязыческое движение, основанное на определенной довольно свободно сформулированной идеологической базе, которое сформировалось во второй половине шестидесятых годов в Калифорнии. Но можно говорить о НЭ и в расширительном смысле как о социокультурном феномене – идеологической основе современной постхристианской цивилизации. И в этом, втором смысле практически все секты, о которых рассказывается в нашей книге, относятся к этой парадигме, органично включают в себя ту или иную (или сразу несколько) из входящих в нее идей и, соответственно, в свою очередь являются ее составными частями. Поэтому разговор о НЭ мы и ведем в самом конце, подытоживая все вышесказанное. Дать сколько-нибудь точное определение движения «Нью эйдж» в первом смысле довольно трудно. Можно назвать его конгломератом различных спиритистских и оккультистских групп, культов, школ, сект и учений. Само название его может ввести в заблуждение, потому что в религиозной сути НЭ собственно нового ничего нет, все это – старые замшелые идеи и старые, траченные молью теории.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

В.В. Акимов Ранняя Церковь и Римская империя. Причины гонения на христиан Раннехристианская Церковь как Церковь гонимая Христианство пришло в мир, имея основания вне этого мира. Основателем Церкви, в чем были уверены и сами первые христиане, являлся Иисус Христос – воплотившийся Бог, Сын Божий. Основатель христианства окончил свой земной путь насильственной смертью, определив такой же путь и своим последователям. Иисус Христос не обещал своим ученикам на земле спокойствия и благополучия. В своей прощальной беседе с учениками Он сказал: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» ( Ин. 15:18–20 ). Эти слова Христа исполнились и в том, что Церковь будет гонима, и в том, что она будет возрастать и укрепляться. С самого начала своего существования Церковь испытывала противодействие со стороны народа, государства и интеллигенции. Это противодействие было двояким – силовым и идейным. На самом раннем этапе Церковь столкнулась с народом и государством, которые силовыми методами пытались искоренить новое религиозное сообщество. Идейная борьба с Христианством, которая будет вестись силами интеллигенции, начнется значительно позднее и не вызовет значительных последствий. Следствием силового противодействия были гонения на христиан, а следствием гонений – такое явление, как мученичество. По словам церковного учителя III века Тертуллиана , кровь мучеников стала семенем христианства, т. е. способствовала консолидации, укреплению христианства, росту его общественного авторитета и всеобщему признанию его нравственной силы. Христианское понимание мученичества Ранняя Христианская Церковь была Церковью мучеников, тех, кто ради своей веры во Христа не пожалел расстаться с собственной жизнью. В новозаветных писаниях и других древних христианских текстах, написанных на греческом языке, мученик обозначается словом μαρτυς. Это греческое слово переводится как «свидетель». Аналогичным образом мученики обозначаются в сирийском, арабском и коптском языках. Западные народы заимствовали латинское слово martyr, оставив его без соответствующего перевода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В.В. Бычков Глава IV. Василий Розанов. У истоков серьозной игровой парадоксальности Василий Васильевич Розанов (1856–1919) – интереснейшая и по-своему уникальная фигура в русской культуре рубежа 19 – 20-го столетий. Окончив историко-филологический факультет Московского университета в 1882 году, он более 10 лет учительствовал в провинциальных гимназиях, затем служил чиновником в Петербурге, а с 1899 по 1917 год был постоянным сотрудником газеты «Новое время». Именно на этот период (точнее на двадцатилетие – 1898–1918 гг.) и приходится расцвет собственно розановского творчества с его блестящей афористически-эссеистской стилистикой, интимно-исповедальным тоном и его будоражащей общественное сознание тематикой, его собственным взглядом на все. Работа в газете и широчайшие личные интересы позволили ему поддерживать знакомство (личное или через переписку) со множеством людей самого разного уровня – от крупнейших писателей и мыслителей того времени до простых обывателей, крестьян, мещан и священников, что давало ему неисчерпаемый материал для размышлений и писательской деятельности. Больше всего он писал на злобу дня, однако несколько главных тем постоянно занимали его внимание: семья, быт, проблемы пола и рода в России и в ее религиозной культуре; отечественное образование; Церковь и христианство; евреи и их роль в мировой цивилизации, а также в России; литература, место и роль писателя в обществе; религия и культура. А среди них и в связи с ними поднималось множество других тем – в результате творчество Розанова предстает какой-то грандиозной, эссеистски и афористически выраженной, личностно окрашенной философией культуры, русско-православной культуры в первую очередь. Философией имплицитной, импульсивной, квантованной – огромным ворохом «опавших листьев» (удачный термин Розанова для обозначения жанра наиболее оригинальной части своего творчества – сборников разрозненных мыслей, эссе, афоризмов: от «Уединенного» до «Апокалипсиса нашего времени»), многие из которых отличаются удивительной яркостью, красотой и уникальной формой.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

Закрыть Изгнать беса чужеумия… Святочный рассказ Н.С. Лескова «Чертогон» Алла Новикова-Строганова   22:00 09.01.2024 934 Время на чтение 11 минут Святки - святые вечера - в православной традиции и в русском народно-по­этическом сознании знаменуют торжество Солнца правды - Христа - над тьмой, победу над нечистой силой. Однако в наши дни сакральный смысл Святок многим либо неведом, либо намеренно попирается. И не секрет, что череда зимних праздников сегодня нередко превращается в бесовский пьяный разгул, безбожную вакханалию. Придя в чувство после такого гульбища иные, у кого ещё не атрофирована совесть, стыдятся самих себя, глаза не смеют поднять на окру­жающих. Душа мертвеет, холодеет, выстуживается. Бывает ей и студно, и стыдно; жаждет она и прощения, и очищения, изгнания разрушительного чужебесия. 135 лет назад Николай Семёнович Лесков (1831 - 1895) создал к святкам рассказ «Чертогон». Впервые рассказ был опубликован в рождественском номере ежедневной газеты «Новое время» от 25 декабря 1879 года под названием «Рождественский вечер у ипохондрика». Сам писатель был доволен своим произведением и, отвечая на поздравления с праздником в письме к издателю и редактору «Нового времени» А.С. Суворину, с одобрением отозвался о святочном номере газеты в целом: «И Вас с праздником, мой старый коллега! слава Богу, хорош. Я его нетерпеливо ждал увидеть. Я, кажется, не хуже людей» . «Рождественский вечер у ипохондрика» утверждает мысль «о превосходстве веры над неверием» (X, 653) и по законам жанра закономерно завершается обращением к празднику Рождества Христова. В соответствии с учением православной аскетики и антропологии Лесков имел ясное представление о двойственной природе человека, богоподобной, но омрачённой грехопадением и призванной к восстановлению через христианскую веру, покаяние, деятельную любовь к Богу и ближнему. Согласно религиозной концепции, и последнему грешнику не закрыта дорога к спасению. В повести-«рапсодии» «Юдоль» (1892) Лесков, взяв за основу евангельскую образность, художественно выразил христианское упование на Того, «Кто жалеет об утрате одной овцы и, хватившись её, оставит 99 овец, идущих своею дорогою, и ищет в кустах и тернии потерявшую путь одну овцу, и находит её, берёт её на Свои священные руки, и несёт, и радуется, и даёт радость всем» . Писатель горячо верует в преображение падшей («оскотиненной») человече­ской природы. Основной сюжет христианского сознания: падение - восстановле­ние, смерть - возрождение, воскресение. Такова художественная логика святоч­ного рассказа «Зверь» (1883), «апокрифического рассказа» « Пути ­мец» (1883), повести «Заячий ремиз» (1894) и множества других лесковских произведений.

http://ruskline.ru/analitika/2014/01/15/...

иеромонах Григорий По благословению секретаря Епархиальной комиссии по религиозному образованию и катехизации Московской Епархии, благочинного Клинского округа протоиерея Бориса Балашова От издателей Основу книги, которую вы держите в руках, составляет замечательный труд греческого иеромонаха Григория, насельника монастыря Ставроникиты на Святой Горе Афон. Он был опубликован в Афинах в 1971 году. Книга сразу нашла признание на Святой Горе Афон, а также в среде благочестивых греков. На русский язык эту книгу перевёл (с сокращениями) профессор Московской Духовной Акаде­мии Борис Александрович Нелюбов . Приложение к труду отца Григория составляет выборка из творений святых отцов о Евхаристии, сделанная студентами Московской Духовной Академии и монахами Троице-Сергиевой Лавры (в скобках после цитат указывается источник). Через Литургию все обновляется и объединяется. «Новая земля и новое небо», которых мы чаем, по обетованию Божию, есть та реальность, которая переживается через Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа. Святые отцы призывают всех к неизреченному веселию («воздержницы и ленивии, возрадуйтеся ныне») и этим свидетельствуют о мире и свободе, которые мы обретаем в своих душах во Христе Воскресшем. Христос, однажды принеся Себя в жертву, через священнодействие в Церкви берет на Себя грехи многих ( Евр. 9:28 ). Евхаристическая Жертва изливает Пасхальную благодать, наполняющую светом и Небо, и землю, и преисподнюю. Это та радостная весть, та радость, которую не может затмить ни одно испытание. Это свидетельство о «победе» Христовой через Евхаристию – Таинство Благодарения. Вступление Задача этого небольшого труда – показать пастырский и евхаристический опыт иже во святых Отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоуста. Святой Иоанн – преимущественно евхаристический святой. Известная Литургия носит его имя. Ему принадлежит и Огласительное слово, которое знаменует Пасхальную литургию, – Литургию праздников Праздника 1 . Ораторство и вдохновение его есть выражение литургического сознания и пасхального изобилия. В его богословии все картины окружающей жизни способствуют полнейшему пониманию евхаристического Таинства. Все прообразы Ветхого Завета склоняются и ведут, к священнодействию, в Сионе новоявленно рождшемуся, и вся земная деятель­ность и учение Сына и Слова Божия уготовляет предание страшного и все подытоживающего Таинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На этой ступени своего религиозного сознания, обязанной сложившемуся направлению точных, позитивных наук, передовой человек развенчал себя: из существа с орлиным полетом мысли он превратился в крота, из царя природы в ее раба, жестоким капризом слепой необходимости брошенного в мир, чтобы разыграть на сцене земли никому не нужную трагедию жизни! Вопросы о самом смысле жизни: зачем жить, бороться?.. Вопросы о моем «я», о нравственном добре и зле, о начале и конце вселенной... – словом, все, на что не может ответить эмпирия, было осмеяно и, по тактике инсинуаций, объявлено «болотом реакции», «преступной мистикой», дорогой «в монастырь»!.. 1 Предлагалось человеку всецело погрузиться в исследование земли, созидать на земле царство «здорового человека» с хорошим аппетитом и с темпераментом работать и бороться, насаждать культуру плоти с ее вечной заботой: «что есть? что пить? во что одеться?» и как собрать эти сокровища в наивысшей степени их качества и количества?.. Небесные пространства с их бесконечной глубиной и высокой истиной терялись из виду... 2 Метафизика объявлялась схоластикой и религия суеверием, пережитым человечеством!.. 3 Душа погружалась в сон: но... не в сон золотого века, а в сон мучительный, тревожный, от которого человек просыпается, как шальной, и при мысли о котором всем своим существом вздрагивает. Переполненная чаша точных наук была испита жаждущими до дна, и, как после морской рапы, у них еще сильнее загорелось внутри и еще сильнее затомило их жаждой! И они почувствовали, что все, что казалось им прежде и не так давно незыблемым, как-то изветшало, обесцветилось, посерело и не вызывает в душе их былого порыва, богомольного благоговения и желания отдаться без размышления, без «думы роковой»; что былые «властители дум» утратили былое обаяние, и их имена ничего не возбуждают в душе; что «забылись» заветные слова, и их старый вековечный смысл как будто утратился, и остался только звук пустой!.. 4 И обуяла особенно чуткую сердцем молодежь «мировая скорбь», и в изнеможении она опустила руки: «Куда мы летим? Над чем повисли? Что с нами будет? Зачем жить?..», – из глубины истерзанного сердца завопила она и поняла, что отцы в себе и в детях «убили Бога», но что дети без Него «так» зря «жить не могут», иначе они опустятся «на дно» с омерзением к себе, к жизни, ко всем 5 или спасут себя от муки неведения путем прекращения жизни!..

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/n...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской после Литургии в Храме Христа Спасителя 5 февраля 2017 г. 19:55 5 февраля 2017 года, в Неделю о мытаре и фарисее, праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья, матушки игумении, сестры! Всех вас сердечно поздравляю с воскресным днем. Это особенный день — сегодня первое воскресенье, с которого мы начинаем подготовку к Великому посту. И так совпало, что именно в это воскресенье Церковь наша прославляет мучеников и исповедников Церкви Русской ХХ века. Гонения на Церковь совершались на протяжении всей истории — с самых первых дней существования христианской общины в Иерусалиме. Тех, кто исповедовал Христа Господом и Спасителем, побивали камнями, отлучали из общения, преследовали даже до конца земли. Только вдумайтесь в тот факт, что все апостолы, кроме евангелиста Иоанна Богослова, были умерщвлены, став жертвами гонений за Господа и Спасителя! Почему же последователей Христа уничтожали? А потому что многим казалось, что появление христианства угрожает их собственным религиозным целям и задачам. Так думали иудеи, так думали язычники, а вскоре и Римское государство поставило вопрос: а не угрожает ли христианство целостности, благополучию и сплоченности великой империи? И покуда некоторые из императоров полагали, что непременно угрожает, продолжались — вплоть до начала IV века — страшные гонения. Почти каждый день мы вспоминаем имена мучеников и исповедников эпохи тех самых страшных римских гонений, что обрушились на Церковь и на христиан якобы ради защиты государственных интересов. Но, наверное, только в новое время возникла новая мотивация для гонений. Движимые своими философскими убеждениями, а лучше сказать, фантазиями, те, кто пришел ко власти, почувствовали в христианстве идеологическую опасность, потому что проповедь Христа возвышала человека над сиюминутной борьбой, выводила из контекста человеческих страстей, а значит, мешала управлять человеческим сознанием во имя достижения совершенно конкретных идеологических целей.

http://patriarchia.ru/db/text/4798486.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010